Мораль ее роль в жизни человека. Мораль в современном обществе

Каковы характерные признаки морали? Понятие морали - это целая система норм и правил, которыми регулируется происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

  1. Всеобщность - требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер - поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер - мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее По мере возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали - воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии - этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?

На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу - жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи - повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила - идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Донецкий Государственный Университет Управления

Мораль и её роль в жизни современного общества

Выполнил:

Проценко О.А.

Донецк 2011

Введение

Актуальность. Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось, прежде всего, нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Цель - выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни современного человека и общества.

1. Понятие морали и нравственности

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами. Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

2. Функции морали

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.

Вторая важная функция морали - воспитательная. Мораль всегда принимает участие в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности является существенным моментом в формировании сознания. Моральное воспитание человека продолжается всю жизнь, но в период взросления оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор целостных ориентиров, типа поведения и этическо-психологических установок. В детстве и в юности человек получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказание за нарушение моральных обязательств. Свою воспитательную функцию мораль всегда исполняет через конкретных людей и конкретные обстоятельства. Человека воспитывают не только учителя, но и окружающая обстановка, то есть реальные отношения, которые складываются между соседями и одноклассниками, близкими, а иногда и далекими людьми. Телевидение, радио, компьютерные игры, литература и искусство тоже исполняют роль этических воспитателей, хотя и в опосредованной форме.

Третья функция морали тесно связана с предыдущими - коммуникативная. Мораль не сводится к этикету, но часто она сливается с ним в неразрывное единство. Будучи способом коммуникации, мораль учит, как встречать людей и как провожать, как поздравлять их и как уважать, как вести себя в дни праздников и похорон, по отношению к старшим и младшим, к тем, кто находиться выше или ниже на социальной лестнице. Ещё одной из важных функций морали является - познавательная. Познаёт ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, каким является мир снаружи и внутри человека. Мораль может посягать и посягает человеческий мир. Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты. Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека. Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего.

3. Мораль в современном обществе

Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в свою очередь происходит под влиянием личностных принципов. Так с развитием капитализма в нашей стране довольно сильно изменилось представление о моральном облике руководителя. На смену образа честного, отзывчивого, героя-передовика производства пришел бизнесмен с хорошими связями и капиталом, способный вести двойную бухгалтерию, умело использовать, возможно, незаконные, но эффективные методы в процессе управления компанией и борьбы с конкурентами. При таком расположении вещей образ современного бизнесмена не вызывает отвращение у общественности, а принимается как один из аспектов нашей повседневности, ведет к переоценке ценностей, и как следствие к изменению общего представления о морали.

Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как-то прокормиться. Другой пример - это хаос 90-х годов прошлого века, когда в стране процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности.

Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по-прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее -- тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке -- тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, -- к «непотребительскому» отношению к другим людям. Разумеется, сохраняются все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь -- «не лги» -- что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна -- она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества -- это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).

С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п. Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами. Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации. Необходимо отметить, что все вышеперечисленное -- не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей -- Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям.

Современная нравственность -- это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное -- Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

В настоящее время проблема моральных ценностей приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический процесс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведёт к девальвации ценностей в современном мире. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен.

Трансформация морали в современном обществе неизбежна, но ее полное исчезновение сегодня невозможно, потому что моральные ценности, хранимые сотни лет продолжают оставаться актуальными и по сей день, формируя положительный моральный облик нашего народа и страны в целом.

Список использованной литературы

мораль нравственный социальный общество

1. Моральное развитие человечества / http://www.abccba.ru - http://www.abccba.ru abc35.php.

2. Пучков О. О. Роль моралі в житті сучасного суспільства / http://www.nbuv.gov.ua - http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Gileya/2010_34/Gileya34/F2_doc.pdf.

3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

4. Нравственность современного общества /http://truemoral.ru - http://truemoral.ru /morals.php.

5. А.А. Гусейнов Этика и мораль в современном мире / http://iph.ras.ru - http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em1/2.pdf.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Гуманизация общественной и государственной жизни. Способы регулирования поведения людей в обществе. Сущность понятий мораль и право. Деятельность юриста в сфере разрешения социальных и межличностных конфликтов. Правовая основа профессиональной морали.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Сущность понятия "мораль". Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

    лекция , добавлен 08.05.2012

    Этика как философская наука, объектом изучения которой является мораль. Три категории наук по Аристотелю. Углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Нравственность как субъективное состояние.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2007

    Моральная регуляция человеческих отношений. Религиозная концепция происхождения морали. Возникновение ее исключительно с развитием общества (социологизаторская концепция). Натуралистический взгляд философов. Тенденции существования и развития морали.

Этика наука о морали (теория морали).

Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе.

Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей , выработанных обществом .

Но в отличие от правовых норм, моральные нормы поддерживаются не силой закона , а силой общественного мнения , воспитанием, привычками.

Общество всегда предъявляет к своим членам определенные требования, выраженные в нормах морали.

При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.

Уровни морали:

Общечеловеческая мораль (например, 10 заповедей Христа)

Национальная (н-р, защита национальных интересов)

Социальных слоев и групп (например, классовая).

Мораль тесно связана с различными сферами жизни, в том числе - влияет на другие формы общественного сознания. В свою очередь и на мораль активно влияют : идеология, религия, философия, право. Например: религия - проповедование любви к ближнему.

Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются.

Типы религиозных верований.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.

Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни,предохраняет от опасностей и невзгод.

Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.

Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый изкоторых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.

Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-Vвека до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерностремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени. Это модель общественного сознания, метод регуляции поведения субъекта в обществе. Она развивается как в индивидуальной, так и общественной форме субъективных отношений.

Понятие морали с точки зрения, рассматриваемой психологами – это фрагмент психики человека, сформировавшийся на глубинном уровне, отвечающий за оценку событий, происходящих в различных плоскостях со значением хорошо и нехорошо. Слово мораль зачастую употребляется как синоним слова «нравственность».

Что такое мораль

Слово «мораль» ведет свое происхождение с классического латинского языка. Оно образовано от «mos» латинского слова, имеющего значение – нрав, обычай. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон руководствуясь этим значением, сформировал слова: «moralis» и «moralitas» – моральный и мораль, которые стали эквивалентами к выражениям из греческого языка: этика и этический.

Главным образом термин «мораль» применяется для обозначения типа поведения общества как целостного, но бывают исключения, например, мораль христианская или буржуазная. Таким образом, термин используется только касательно ограниченной группы населения. Анализируя отношения общества в различные эпохи существования к одному и тому же действию, следует отметить, что мораль – это условная величина, изменчивая в связи с принятым общественным укладом. Каждая нация имеет свою мораль, базирующуюся на основе полученного опыта и традициях.

Некоторыми учеными так же было подмечено, что разные правила морали применяются к субъектам не только различных национальностей, но и к субъектам, принадлежащим к «чужой» группе. Определение группы людей в векторе «своя», «чужая» происходит на психологическом уровне соотношения индивидом себя с данной группой в различных смыслах: культурном, этническом, и других. Отождествляя себя с конкретной группой, субъект принимает те правила и нормы (мораль), которые приняты в ней, считай такой образ жизни более справедливым, нежели следование морали целого общества.

Человеку известно большое количество значений данного понятия, которое трактуется с всевозможных точек зрения в различных науках, но основа его остается константной – это определение человеком своих поступков, деяний общества в эквиваленте «хорошо-плохо».

Мораль создается на основе парадигмы, принятой в конкретном обществе, поскольку обозначения «плохо или хорошо» являются относительными, а не абсолютными, а объяснение нравственности или безнравственности различного рода деяний являются условными.

Мораль, как объединение правил и норм общества формируется в течение продолжительного периода на основе традиций и законов, принятых в определенном обществе. Для сравнения можно использовать пример связанный со сжиганием ведьм – женщин, которых подозревали в использовании волшебства и чернокнижия. В такой период как средневековье на фоне принятых законов такое действие считалось высокоморальным поступком, то есть добром. В современной парадигме принятых законов, такое зверство считается абсолютно неприемлемым и глупым преступлением по отношению к субъекту. Одновременно с этим можно поставить такие происшествия как, святые войны, геноцид или рабство. В свою эпоху в конкретном обществе со своими законами такие действия принимались за норму, считались абсолютно моральными.

Формирование морали напрямую связано с эволюцией разнообразных этносов человечества в ее социальном ключе. Ученые, изучающие социальную эволюцию народностей, считают мораль как результат воздействия сил эволюции на группу в целом и на человека индивидуально. Опираясь на их представление, поведенческие нормы, предписанные моралью, изменяются в период эволюционирования человечества, обеспечивая выживания видов и их репродукцию, способствуют гарантированно успех эволюции. Наряду с этим субъект формирует в себе «про-социальную» основополагающую часть психики. В последствие формируются ощущение ответственности за содеянное, чувство , вины.

Соответственно мораль – это определенная совокупность поведенческих норм, которая образуется в течение длительного промежутка времени, под воздействием окружающих условий в определенный момент формирует совокупность установленных идеологических норм, способствующих к развитию человеческого сотрудничества. Так же она направлена на избежание индивидуализма субъекта в обществе; формирование групп, объединённых общим мировоззрением. Социобиологи рассматривают такую точку зрения у целого ряда видов социальных животных, существует стремление к изменению поведения устремленного на выживание и сохранение собственного вида в период эволюции. Что соответствует формированию морали, даже у животных. У человека же моральные нормы развиты более изощренно и разнообразно, но сконцентрированы так же на предотвращении индивидуализма в поведении, что способствует формированию народностей и соответственно повышает шансы на выживание. Считается, что даже такие нормы поведения как родительская любовь являются последствиями эволюции морали человечества – этот тип поведения повышает уровень выживания потомства.

Исследования человеческого мозга, проведенные социобиологами, определяют что, части коры головного мозга субъекта, которые задействованы в период занятости человеком вопросами морали, не формируют отдельную когнитивную подсистему. Зачастую в период решения задач морали задействываются области мозга локализующих в себе нейронную сеть, отвечающую за представления субъектом о намерении других. В такой же мере задействывается нейронная сеть, отвечающая за представление индивидом эмоционального переживания других личностей. То есть во время решения моральных задач человек использует те участки своего мозга, которые соответствуют сопереживанию и эмпатии, это свидетельствует, что мораль направлена на развитие взаимопонимания субъектов межу собой (умение индивида видеть вещи глазами другого субъекта, понимать его чувства и переживания). Согласно с теорией моральной психологии мораль как таковая развивается и меняется так же по мере формирования личности. Существует несколько подходов понимания формирования морали на личностном уровне:

– когнитивный подход (Жан Пиаже, Лоренц Кольберг и Элиот Тюриель (Elliot Turiel)) – мораль в личностном развитии проходит несколько конструктивных этапов или областей;

– биологический подход (Джонатан Хайдт и Мартин Хоффман (Martin Hoffman)) – мораль рассматривается на фоне развития социальной или эмоциональной составляющей психики человека. Интересным для развития учения о морали как психологической составляющей личности, является подход психоаналитика Зигмунда Фрейда, который предположил, что мораль формируется как последствие стремления «супер-эго» выйти из состояния , чувства вины.

Что такое нормы морали

Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.

Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.

На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.

Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого .

По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.

Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:

– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);

– нормы о независимости субъекта;

– нормы о доверии (верность, правдивость);

– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);

– нормы об иных нормах морали.

Функции морали

Человек существо имеющее свободу выбора и он имеет полное право выбирать путь следования моральным нормам или наоборот. Такой выбор человека, который ставит на чаши весов добро или зло получил название моральный выбор. Имея такую свободу выбора в реальной жизни субъект сталкивается с нелегкой задачей: следовать личностным или слепо следовать должному. Сделав выбор для себя, субъект несет определенные моральные последствия, за которые сам субъект отвечает, как перед обществом, так и перед самим собой.

Анализируя особенности морали, можно извлечь несколько ее функций:

– Функция регулирования. Следование моральным принципам оставляет определенный след в сознании индивида. Формирование определенных взглядов поведения (что делать разрешается, а что нельзя) происходит еще с раннего возраста. Такого рода образ действий помогает субъекту корректировать свое поведение в русле полезности не только для себя, но и для общества. Моральные нормы способны регулировать индивидуальные убеждения субъекта в такой же мере взаимодействия между собой групп людей, что благоприятствует сохранению культуры, стабильности.

– Функция оценки. Поступки и ситуации, происходящие в социальном обществе, мораль, оценивает в аспекте доброго и злого. Произошедшие действия оцениваются за их полезность или отрицательность для дальнейшего развития, за этим со стороны морали каждому действию дается оценка. Благодаря этой функции у субъекта формируется понятия принадлежности себя к обществу и вырабатывается своя позиция в нем.

– Функция воспитания. Под влиянием данной функции у человека формируется осознание важности не только своих потребностей, но и потребностей людей, которые его окружают. Возникает чувство эмпатии и уважения, что способствует гармоническому развитию взаимоотношений в обществе, понимание нравственных идеалов другого индивида, способствует лучшему пониманию друг друга.

– Функция контроля. Определяет контроль использования моральных норм, а также осуждение их последствий на уровне общества и индивидуальном.

– Функция интеграции. Следование нормам морали объединяет человечество в единую группу, что поддерживает выживание человека как вида. А также способствует поддержанию целостности духовного мира личности. Ключевыми функциями морали являются: оценочная, воспитательная и регулирующая. Именно они отображают социальную значимость морали.

Мораль и этика

Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.

Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.

Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.

Что управляет миром? Чем руководствуются Высшие в своем поведении?

Миром управляют законы. И все Высшие сообщества разумных существ в своём поведении руководствуются ими.

Существует ли в Высших мирах мораль? Благодаря чему в Высших мирах поддерживается порядок?

В Высших иерархических мирах отсутствует мораль как принцип регулирования поведения отдельных индивидов и их взаимоотношений. Высшие руководствуются не моралью, а Законами Мироздания, т.е. теми высшими нормами, которые обеспечивают порядок и нормальное функционирование всему общему объёму Абсолюта и каждой частной единице, его составляющей.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кому присуща мораль?

Мораль присуща только человечеству как низшей форме развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое мораль на земном плане?

На земном плане мораль есть внутреннее выражение законов поведения, а законы есть внешняя форма выражения морали.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть внутреннее выражение законов?

Потому что, какова мораль общества в его высшем проявлении, таковы и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем являются законы?

Законы всегда являются отображением моральной и нравственной стороны поведения человека.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какова зависимость законов от морали?

Мораль низкая – и законы низкие и жестокие. А раз они являются следствием морали и зависимы от неё, то это свидетельствует о том, что именно мораль и нравственность управляют обществом на низших стадиях его развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Через что проходят формы управления обществом?

Формы управления проходят через законы, нормы, искусство, религию.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что имеет значение в управлении обществом?

Во влиянии на общество, в управлении им большое значение играет искусство.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

В чем заключается управление обществом через искусство?

Его руководство заключается в том, что оно навязывает различным слоям идеалы и правила поведения через театры, кино, средства массовой информации, через произведения искусства, навязывает через те идеалы, которые в них вкладываются.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняются ли законы со временем, если меняется мораль?

Так как мораль общества и правила поведения меняются с течением времени, то меняются и законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что влияет на изменения в поведении человека?

Поведение человека меняется в связи с тем, что изменяется уровень его развития; степень сознательности, время, в котором он живёт; задачи, которые ставят перед человечеством Высшие Учителя; меняется энергетика, с которой работает человек.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Есть ли у морали какие - то свойства, о которых человеку еще не известно?

Есть у морали ещё одна сторона, о которой до настоящего времени не знал человек – это энергетическая.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является мораль с энергетической точки зрения?

Мораль есть внутренний механизм регулирования производимой человеком энергии. Это качество тоже говорит о первостепенной её роли, а всё прочее, включая и законы, которые действуют в пределах человеческого общества, являются производными от неё.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Зависят ли космические законы от морали?

Что касается космических законов, то они не зависят от морали, а зависят от тех главных целей, которые они должны обеспечивать для нормального функционирования общего объёма Абсолюта. Здесь жизнь сообществ строится несколько по - другому.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Почему мораль есть механизм регулирования производства энергий* человеком?

В зависимости от того, какова мораль человека, находится характер его поступков. Если мораль низка, он будет в ситуациях поступать низко, подло, будет много грешить, поддаваться искушениям, принимая их за форму жизни, и в соответствии с этим станет производить через низкие эмоции и низкие, грязные энергии. Любое действие человека и его чувства способствуют производству энергий физического плана и тонкого. Поэтому, каковы действия человека, каковы его эмоции и чувства, таковы и производимые энергии.
Если же мораль индивида высока, то в тех же самых ситуациях, в которых участвовал низкий индивид, он будет поступать противоположно ему и станет производить энергии высокого типа.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Для чего Высшие разработали мораль для человека?

Нарабатывая новые основы морали, человек изменяет своё поведение и изменяет диапазон производимых им энергий или в высокую сторону, или в низкую. Поэтому мораль и нравственность разработаны Высшими Учителями для человечества, чтобы регулировать производство энергий человеком, т.е. это есть механизм регулирования производимой людьми энергии и способ совершенствования души.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что меняется в обществе при изменении морали?

Меняя мораль, внося какие - то новые понятия в неё, вносится, прежде всего, новое отношение человека к чему - либо, точнее, к формам его поведения. Например, когда мораль усиливается, человек строже относится к посягательству на общественную собственность и не ворует. Если же общество деградирует и мораль падает, то нечестной становится третья часть общества. Это относится к низкому и среднему уровню развития. Высокий по уровню развития индивид, в какую бы сторону ни менялась мораль, чужое присваивать себе не станет.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какой вывод можно сделать из понятия морали в человеческом обществе?

Для земного плана существования прослеживается цепочка зависимостей: мораль – законы – производство энергий.
Поэтому относительно человеческого общества можно сказать, что мораль дана человеку для того, чтобы регулировать качества энергий, производимых человеком для иерархических Систем и для себя. А на основе морали создаются уже законы, управляющие человеческим обществом, потому что то или иное новое поведение индивидов требует или подтверждения в законодательной форме законности их действий, или его запрета.

Так, например, после перестройки в нашем обществе сначала появились предприниматели, фермеры, менеджеры и т.д., и между ними стали складываться, можно сказать, стихийно какие - то отношения, связи, обязанности друг перед другом, а потом Государственная Дума, опираясь на эти новые нормы поведения, стала создавать законы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существуют ли законы помимо человеческих законов? Чем руководствуются Высшие Личности?

Помимо законов, предназначенных только для человечества, существуют ещё и законы более высокого порядка – законы космического развития. В Космосе нет морали, потому что Высшие Личности руководствуются в своём поведении не моралью, а высокой сознательностью, высокой ответственностью и Законами Мироздания.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Как поступают Высшие Личности в ситуациях? В соответствии с чем?

В любых ситуациях Они будут поступать не сообразно личным интересам, а в соответствии с чувством долга и пониманием того, что им требуется сделать в ситуации, чтобы получить результат, удовлетворяющий их сообщество.
В морали основываются обычно на личных интересах и желаниях, а в законах опираются на тот результат, который необходимо получить при прохождении конкретной ситуации. И в этом – различие между устойчивой формой закона, опирающегося на результат, и морали, опирающейся на идеал.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Что такое нравственность? Есть ли отличие от морали?

Хотя мораль и нравственность объединяют в нечто одно, но у них имеются и различия.

Нравственность – это есть духовное состояние общества, которого оно должно достигнуть через принятие норм и правил поведения, даваемых Свыше Учителями человечества или Высшими Иерархами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем является нравственность с бытовой точки зрения?

С бытовой, социальной точки зрения, нравственность – это нормы и правила поведения людей, различных социальных групп. Но ввиду того, что любое поведение, внутренняя духовная борьба ведут к производству энергии, т.е. к выработке продукции определённого качества, то все эти правила и нормы имеют цель – заставить человеческое общество и каждого его члена производить то, что необходимо иерархическим Системам, а точнее, Богу.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каким качеством является нравственность?

Нравственность всегда даётся Свыше. По - иному можно сказать, что нравственность – это то качество, состояние, которого должно добиться общество в своём духовном развитии, к которому обязано стремиться. Поэтому нравственные нормы стоят всегда выше тех, что существуют в обществе.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Способно ли общество достичь нравственности, требуемой Свыше?

Здесь важно уловить разницу. Общество, стремясь к данной Свыше нравственности, живёт по - своему, более низко, так как не способно сразу выполнять то, что требуют Сверху. И поэтому навстречу предлагаемым Свыше нормам и правилам оно выдвигает свои нормы и правила поведения, идущие Снизу. И эти нормы и правила, идущие Снизу, есть мораль данного общества на данном этапе развития.
Мораль имеет обычно подвижное течение, т.е. меняется с течением времени. Поэтому мораль общества 20-х годов ХХ века, 50-х, 80-х годов – разная. Общество то поднимается вверх до 70-х годов, то начинает резко деградировать с 80-х годов. И вслед за ним мораль то поднимается, то опускается.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Меняется ли нравственность со временем?

Нравственность остаётся у общества, как путеводная звезда, постоянна, ибо она несёт в себе высший идеал и сохраняет его. Это то, к чему оно обязано стремиться. Это те идеалы человечества, которые не меркнут и на которые обязаны в своём поведении ровняться все социальные слои.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Кто служил идеалом нравственности для человечества?

Таким идеалом стал Христос и многие святые, которые несли Веру и умирали за неё. Через них давались нравственные нормы поведения. (Христос дал десять заповедей и Евангелие, святые учили стойкости Духа, смирению и умению видеть и принимать новое; учили преданности, самоотдаче и прочим высшим качествам.)
Это примеры, как вводились нравственные нормы первоначально. Позднее они вводились через основоположников моральных устоев общества, через телепатические контакты. Они писались и давались Свыше, а внедрялись уже через людей. И то, что получилось у общества при стремлении выполнить их, это уже мораль, т.е. искажения, которые претерпевали данные нормы и правила в ходе их выполнения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Можно сказать, что мораль и нравственность – одно и то же, только одно идёт снизу, а другое – сверху. Поэтому обычно мораль общества оказывается ниже нравственности, предначертанной ему Свыше. Качество морали, постигнутой обществом, всегда ниже качества нравственности, к которой оно должно прийти в ходе своего развития за счёт искажений и извращений, существующих в любой социальной среде.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Но хотя в целом всё общество может и не достигать тех нравственных высот, которых требуют Высшие, но отдельные единицы способны приходить к желаемому совершенству. Некоторые считают, что раз всё развитие сводится к набору энергетики, то достаточно накачиваться энергией механическими способами без соблюдения морально - нравственных норм, чтобы перейти в Высшие миры. Подобные взгляды на развитие являют искажённое понимание принципа совершенствования души. Через механические способы можно попасть только в низкие миры, потому что эти способы производят энергии низкого диапазона.

Что является главным в развитии души? Что должен запомнить человек?

Главным в развитии души является приобретение высоких духовных качеств, которые приобретаются только при прохождении ею через освоение моральных правил в обществе. Человек должен запомнить: пороки не переходят в Высшие миры Божественной Иерархии. Они перерабатываются внизу, изживаются приобретаемыми положительными качествами.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человек набирать энергетику через механические способы?

Человек до тех пор остаётся внизу, пока не проработает свои пороки и дурные наклонности. Любой же набор энергетики через механические действия, в которых не принимает участия душа, относится к низкому физическому спектру энергий. Поэтому данными способами индивид накачивает свою эфирную оболочку и лишь незначительное количество энергии за счёт упорства и силы воли попадает в астральную оболочку. Но механический спектр энергий не позволяет душе подняться выше даже 50 - го земного Уровня. Поэтому в духовном плане человеку предстоит ещё много поработать над собой, чтобы достичь границы перехода в Высшие миры.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Каков самый короткий путь к Богу?

Самый короткий путь в Иерархию Бога – это следование Высшим законам развития. Без следования правилам морали и нравственности душа может попасть тоже в Высшие миры, только это миры, принадлежащие Иерарху отрицательной Системы, т.е. Дьяволу, которые имеют другую качественную основу, чем миры Бога. Бог пропускает в свою Иерархию души только через морально - нравственные основы.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Какую роль играет дисциплина в человеческом обществе?

В человеческом обществе она всегда играла первостепенную роль в производственных, учебных, армейских и прочих отношениях. Она заменяла мораль установлением жёстких границ поведения и являлась вынужденной мерой организации поведения индивидов.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

На чем основана дисциплина?

Дисциплина тоже основывается на морали, существующей в обществе на данный период времени, и может быть более жёсткой или менее. С её помощью происходит регулирование поведения определённой части населения.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Может ли человеческое общество существовать без дисциплины?

Человеческое общество без неё не способно существовать на данном этапе развития.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Существует ли дисциплина в космосе?

Когда мы обратились к Высшим Иерархам с вопросом: «Имеется ли дисциплина в Космосе?», то получили следующий ответ: «Понятия дисциплины в Космосе не существует по причине преобладания в нём Законов Иерархии. Всё зависит от Уровня Системы*, к которому она принадлежит. То есть чем выше Уровень Системы, тем она исполнительней, тем чётче каждый индивид в ней исполняет то, что ему положено.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Чем регулируется дисциплина в Космосе?

Один из основных законов Космоса – это Закон подчинения. Он заключается в том, Что Системы низкого Уровня безоговорочно подчиняются Системам Высшего Уровня.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

Обязательна ли дисциплина в низких мирах?

В низких мирах дисциплина обязательна, и она существует в определённых законах морали общества в вашем мире. У каждого общества она – своя.
Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

"И как бы ни была цивилизация далека от Нас или близка к Нам, подчинение её происходит на основе дисциплины, данной Нами. Любому нижестоящему обществу дисциплину, выраженную в тех или иных законах, даём Мы. Высшие цивилизации подчиняются Нам автоматически. У них уже дисциплины, как норм поведения, нет. Они настолько поднялись в своём развитии, а следовательно, сознании, что все моральные качества уважения к Высшему и любовь к низшему, сформировали в их душах свою стратегию поведения, благодаря которой они сами, по доброй воле, подчиняются Нам и Вышестоящим Системам."

Для Высших нет такого понятия, как дисциплина, потому что Разум их и моральные качества уже настолько высоки, что ничего плохого совершить они не способны.

Все глупости и безобразия – от низости сознания и разума.

Чем выше по лестнице Уровней поднимается душа, тем сознательней и многоплановей становится разум в моральном отношении. Высшая сознательность заменяет дисциплинированность, так как она (дисциплина) уже входит в его сознание как закономерность».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...