Можно ли молиться левой рукой. Отвечаем на письма читателей

Многие люди регулярно посещают храм и хорошо знакомы со всеми правилами и церковными обрядами. Но все же есть те, кто редко заходит в церковь и не знает всех тонкостей.

Обычно на помощь к таким «захожанам» приходят верующие, но далеко не всегда ошибки исправляют корректно. Могут найтись невоспитанные люди, которые очень грубо и обидно выскажутся в адрес нарушившего правило. Часто это отбивает всякое желание заходить в церковь. Чтобы такого не произошло, и вы смогли спокойно отстоять службу и провести время в молитве, надо знать правила, как накладывать крестное знамение и какой рукой крестятся православные христиане.

Почему именно справа налево

Для крестного знамения у православных принято соединить в щепоть три пальца правой руки. Этому есть своё объяснение: на правом плече, располагается рай (место, где происходит спасение души и здесь обитают ангелы), на левом же плече ад, в котором душа погибает (здесь живут демоны и грешники). Вначале, поднося троеперстие к правому плечу, человек молит Иисуса Христа о спасении души, а прикасаясь затем к левому плечу, просит Господа избавить его от погибели.

Иногда возникает вопрос, зачем креститься? Крест является символом покаяния и защиты во время молитвы.

Интересно то, что католики крестятся, наоборот, слева направо. В католичестве символы означают все то же, слева - рай, а справа - ад, но рука движется слева направо, потому что они идут от греха к спасению души.

Важные правила для православных

Как правильно креститься православным христианам при входе в храм? Согласно установленным правилам, необходимо три раза перекреститься и поклониться до земли. Этим действием человек славит Иисуса Христа и заявляет о своей вере.

Как правильно сложить пальцы

Для того, чтобы перекреститься, нужно большой, указательный и средний пальцы сложить вместе, как будто в щепотку, безымянный палец и мизинец, согнуть и прижать к внутренней стороне ладони.

Это положение пальцев очень символично. Троеперстие обозначает Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух). Два оставшихся пальца, говорят нам о том, что Христос является человеком и Богом одновременно.

Последовательность наложения крестного знамения:

  • Сначала поднесите пальцы ко лбу, произнося при этом «Во имя Отца».
  • Далее, опустите руку на живот, со словами: и Сына.
  • Перекрестите правое, а затем и левое плечо: и Святого Духа. Аминь.

Каждое движение имеет своё обозначение:

  • Прикасаясь к челу - освящается ум.
  • Крестя живот - благословляются все органы.
  • Затем переходя к плечам - человек освящает все своё тело.

В праздной жизни и бесконечной суете, люди редко заходят в церковь. Обычно человек обращается к Господу только в трудные минуты своей жизни. Это неправильно. Необходимо иметь дома иконы и молиться. Как нужно креститься обязан знать каждый верующий христианин. Просыпаться надо с утренними молитвами, а отходить ко сну с вечерними. Знать такие молитвы, как: «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дева радуйся». А молитва Честному Кресту защитит вас от всяких бед.

Опасность неверных действий

При наложении крестного знамения необходимо доносить руку до живота, многие этим пренебрегают, останавливая руку на уровне груди. Священники этого не одобряют. Они видят такой крест , как перевёрнутый. Такой способ креститься использовали многие столетия назад те, кто противился церкви, и их причисляли к еретикам.

Когда вы освещаете крестом себя или другого человека, движения должны быть неспешными и последовательными, означающими истинную веру. Мыслить во время молитвы нужно только о Боге и спасении души.

Неверное крестное знамение, наложенное на себя, обесценивает всю молитву. Считается, если человек неправильно креститься, он привлекает к себе бесов и может быть искушён дьяволом.

Как крестились несколькими столетиями ранее

Нынешний способ перекрещиваться формировался не одно столетие. Изначально, когда только образовывалось христианство, люди крестились одним пальцем и при этом они прикасались к губам, лбу и груди. Делали это на каждой мессе, когда читали евангелие. Спустя некоторое время, стали использовать два пальца или даже целую ладонь, для того чтобы перекреститься. На иконах Иисуса Христа изображают с поднятыми вверх двумя пальцами - указательным и средним. Священнослужители именно поэтому используют этот жест, чтобы перекрестить кого-нибудь.

Верующие стали крестить лоб, плечи и пуп, когда сформировалось православное христианство. Затем пуп, заменили, на грудь, объясняя это тем, что здесь находится сердце.

Как правильно креститься, необходимо учить с раннего детства, ведь ни одна молитва не совершается без крестного знамения. Направляйте своих детей, чтобы они правильно складывали пальцы в троеперстие и верно крестились, неспешно и без суеты. Проходя мимо храма, задержитесь немного, перекреститесь и поклонитесь Богу. Этим вы в очередной раз подтвердите свою веру и восславите Господа нашего Иисуса Христа.

Инструкция, как правильно креститься православным.

Придя в церковь, можно заметить, что многие из посетителей крестятся совершенно неправильно или с ошибками. Многие не дотягивают пальцы до живота, а кто-то выбирает неправильное направление. Многие размахивают руками. Стоит отметить, что креститься нужно по правилам. В данной статье мы расскажем, как это делать и не грешить.

Троеперстие – это способ креститься у православных. Нужно изначально верно складывать пальчики и в нужном направлении совершать движения ладонью.

Инструкция:

  • Сложите вместе большой, средний и указательный пальчики
  • При этом безымянный пальчик и мизинчик прижмите к ладошке
  • Теперь прижмите ладонь к лобной кости и опустите чуть выше пупка
  • Далее, перемещайте троеперстие справа налево
Как правильно нужно креститься православным христианам — справа налево или слева направо и какой рукой, через какое плечо: инструкция

Изначально крестились только двумя пальцами, но все поменялось в 13 веке. В 17 веке троеперстие было задокументированно. Хотя на некоторых старинных иконах можно увидеть два пальца.

Три пальчика означают Святую Троицу. Это Отец, Сын и святой дух. Именно три зажатых пальца показывают почтение к Троице. При этом безымянный и мизинец, прижаты к ладони. Эти пальчики означают Божескую благодать и просят Господа помочь.

Креститься нужно не спеша, правильно выводя движения. Считается, что тот кто спешит, может накликать на себя буду. Такому халатному отношению бесы радуются.



Что нужно говорить, когда крестишься?

Это некий ритуал, который поможет вам очиститься. Ведь когда прикасаешься ко лбу, очищаешь голову, потом внутренние органы и все тело.

Слова и порядок произношения:

  • Прикладывая троеперстие колбу, говорим: «Во имя Отца»
  • Затем опускаем руку к животу: «И Сына»
  • Перекрещиваем правое и левое плечо, проговариваем: «И Святого Духа»

При вхождении в храм, необходимо стоять лицом к входу и перекреститься один раз, произнеся нужные слова. После этого осуществляется достаточно низкий поклон. Снова нужно перекреститься и поклониться и еще раз. Таким образом, вы креститесь и поклоняетесь трижды.



Как правильно и сколько раз креститься в церкви перед иконой?

Перед иконой стоит креститься один раз, только подойдя к ней. После этого ставится свеча и произносится молитва.

Это достаточно сложно, так как существует масса правил. Если вы нечасто бываете в храме, то креститься стоит тогда, когда это делают священнослужители. Много внимания стоит уделить поклонению.

Существует два вида поклонов:

  • Поясной
  • Земной

Поясной поклон используется обычно после молитв. Самая большая часть земных поклонов делается во время Великого Поста. Земной поклон означает падение человека во грехе, а потом восстание, это своеобразное прощение грешника по великой милости Господа.



Обычно молитва произносится перед иконами. Как только вы встали перед иконой, перекреститесь. После этого прочтите молитву и снова перекреститесь. Обязательно осуществите малый поклон.



Как правильно креститься православным христианам перед входом на кладбище?

Вообще сразу при входе на кладбище стоит перекреститься трижды. После того как будете уходить, снова перекреститесь трижды. Этот ритуал проделывается, чтобы попросить Господа о слухе. Таким образом, умершие могут слышать, что вы им говорите.

Необходимо прийти к могиле и читать усиленную молитву. Стоит попросить прощения у усопшего. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Далее, приберите на могиле и вспомните хорошими словами усопшего. Не нужно пить на могиле и оставлять водку с хлебом. Это пережитки язычничества. Кроме того, из-за таких «гостинцев», бездомные часто топчутся на могиле и тревожат усопшего. Сейчас никто не оставляет такие «гостинцы». Касательно конфет и печенья в поминальные дни, то их тоже лучше раздать знакомым и попросить помянуть. Если вы оставите пакет на могиле, то там будут топтаться бездомные.



Процедура простая. Необходимо трижды окунуться в воду и перекреститься. После этого произносится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Погружение осуществляется с головой. Не стоит надевать купальник, лучше всего это делать в сорочке. Считается, что выставлять свои телеса нехорошо.



Как правильно креститься в проруби на Крещение?

Нужно ли креститься, проходя, проезжая мимо церкви, храма?

Да, проходя или проезжая мимо церкви, обязательно стоит креститься. Таким образом, вы показываете свою веру.

С перекрестками связано много поверий и различных примет. Именно в этих местах маги оставляют свои вещи. Соответственно на перекрестках ничего нельзя подбирать. Чтобы не накликать на себя беду, верующие часто крестятся на перекрестках. Но это вовсе необязательно.



Можно ли креститься сидя?

В церкви спокойно относятся к старикам и немощным. Их не заставляют стоять во время службы. Если у вас проблемы со здоровьем, то можно сидеть во время службы и крестится не вставая. Но все же, вы показываете свое повиновение Христу, когда стоите всю службу.

Да, главное что внутри вас есть Вера. Поэтому можно и не креститься, но верить в Бога. Но все же, принято считать, что верующий человек должен посещать церковь и креститься.



Как видите, лучше быть верующим и молиться по-своему, нежели ходить в церковь и совершать все на автомате. Вера должна жить внутри вас.

ВИДЕО: Особенности крещения

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Почему крестятся именно правой рукой?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» - а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» - значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Если человек болен

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем - к левому.

А левшам можно?

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

Можно ли леворуким ходить в церковь, помогать батюшке? Можно ли креститься левой рукой?

Людмила

Отвечает клирик церкви вмч. Георгия Победоносца города Видное священник Андрей Шеин : Уважаемая Людмила, в церковь можно ходить всем! И леворуким, и праворуким, и совсем безруким. Помогать батюшке и своему приходу не только можно, но и нужно. А можно ли креститься, то есть налагать на себя крестное знамение левой рукой? Здесь есть два момента, которые могут помочь нам разобраться в этом вопросе. С одной стороны, а чем бы крестился человек, не имеющий правой руки вовсе или травмировавший ее? Очевидно, что левой. С другой стороны, Вы должны решить, насколько «непривычно» для Вас тождественно «невозможно». Это единственный аспект церковной жизни, где придется этот вопрос поставить и с христианской простотой на него ответить. На все остальные вопросы, такие как например: «какой рукой свечку ставить?» — ответ один: любой рукой.

Мне 40 лет, я инвалид, живу одна. Несколько лет назад одна моя родственница очень обидела меня, но спустя некоторое время я поняла, что надо прощать людей и теперь зла на неё не держу. А недавно у нее обнаружили рак: операция, тяжелое лечение, а ближние о ней не очень-то заботятся. И вот одна общая знакомая говорит, что это Господь ее покарал за то, что она тогда обидела меня — инвалида. Но ведь я не желала ей плохого, я ее люблю и давно простила! И все равно у меня какое-то чувство вины. Неужели та знакомая права? Помогите разобраться.

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов : Когда с человеком случается что-нибудь тяжелое, у нас, действительно, нередко возникает чувство вины перед ним. Проистекает оно из осознания того, что на самом деле мы мало его любили, не помогали, как должно, или даже злорадствовали по поводу его проблем. Все это искренний человек может увидеть в своей совести. Однако если он перестает слушать свою совесть и начинает рассуждать о грехах других людей, все его рассуждения теряют всякий смысл. Так и утверждение Вашей знакомой, что родственница страдает именно из-за вас, говорит лишь о ее собственном грехе. Нет никакой истины в том, чтобы осуждать заболевшую подругу вместо того, чтобы ее пожалеть. Грех этот — осуждение — делает человека как бы слепым и закрывает перед ним путь веры. Судить человека может только Бог, и Его суды — это не суды человеческие.

Человек может понимать эти суды только по отношению к себе. Если он искренне обращается к покаянию, то иногда, действительно, может увидеть причины своих скорбей, ибо страдаем мы всегда по своим грехам. Так, если сама заболевшая женщина обратится к покаянию, то обязательно увидит праведные суды Божии в своих страданиях. Однако Ваша знакомая, которая говорит, что это Бог ее покарал, всего лишь выражает этим свои эмоции, которые к праведным судам Божиим никакого отношения не имеют. Если Господь сподобит ее увидеть свои собственные грехи, то она сама устыдится таких мыслей, ибо кроме осуждения и злобы за ними ничего не стоит. Только сама заболевшая женщина, если обратится к покаянию, может увидеть праведные суды Божии в своей болезни. Если же вместо покаяния она тоже будет лишь гадать о том, кого и за что наказывает Господь, то ничего, кроме отчаяния и злобы не найдет.

Надо сказать, что подобные рассуждения о судах Божиих не приносят никакой пользы и Вам. Они лишь ведут к переживаниям по поводу надуманных проблем. Хватается за них человек, как правило, потому, что свои настоящие проблемы видеть боится. Однако решать надо именно свои реальные проблемы. Ибо очень важно человеку понять, что мешает ему обрести внутренний мир, найти утешение в скорбях, и благословение Божие над своей жизнью. Было бы большой ошибкой смущать свою душу надуманными поводами для беспокойства, вместо того, чтобы позаботиться о своем сердце и о своих настоящих проблемах.

Грех по отношению к заболевшей родственнице, несомненно, был в Вашем сердце, ибо Вы пишете, что сначала на нее обиделись. Если Вы раскаялись в нем и не желаете своей родственнице ничего плохого, то что вам мешает успокоиться и снова обрести мир? Возможно, Вам не хватает Таинства Исповеди и причастия Святых Таин, которые действительно исцеляют и успокаивают душу. Но, как бы то ни было, Вы никак не можете обвинить себя в том, что именно из-за Вас с ней случилась беда. Может быть, человек, действительно живущий духовной жизнью, на Вашем месте мог бы чувствовать свою вину в том, что он своим неразумием и грехами искушает ближних и является некоторой причиной их скорбей. Но вина эта в таком случае была бы реальным обличением его совести, и он не гадал бы отвлеченно о судах Божиих — кого за что Господь наказал. Поэтому лучше нам в простоте сердца раскаяться в тех своих грехах, которые мы видим за собой, и уповать на милосердие Господа, не смущая своё сердце ложными помыслами о непостижимых для нас судах Божиих.

Если вы все втроем — и Вы сами, и Ваша заболевшая родственница, и знакомая, которая ее осуждает, — будете гадать о том, кого за что покарал Бог, то обретете лишь смущение в своей душе и никакой помощи не получите, ни друг от друга, ни от Господа. Поэтому я советую Вам не терзать себя напрасно этими мыслями, а просто раскаяться в своих грехах, которые всегда присутствуют во взаимоотношениях между людьми, и постараться нести именно свой крест, не теряя любви к ближним и надежды на милосердие Божие.

Я воцерковилась много лет назад и надеялась, что мои родственники рано или поздно тоже придут к вере. Но этого не произошло. Мои родные и слышать не хотят о Церкви. Мы живем под одной крышей, у нас прекрасные отношения, но каждый остается при своих убеждениях. Почему так происходит?

Валентина

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский : Вы надеялись, что родственники рано или поздно придут к вере? Правильно надеялись! И не оставляйте надежды, молитесь о них. Пока люди живы, они еще могут уверовать, могут покаяться и соединиться со Христом.

Всякий человек как образ Божий имеет дар свободы: может уверовать в Бога или оставаться в пустоте атеизма, может быть в Церкви (то есть в единении с Солнцем Правды — Христом) или оставаться в сумраке разных религий, ересей и сект.

Эта свобода дана каждому человеку и не отнимается у него до последней минуты жизни. Поэтому и относительно родственников не следует отчаиваться, и относительно себя не стоит обольщаться. Всё переменчиво. Как сказано у апостола Павла: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12).

А смущаемся мы и даже впадаем в отчаяние относительно неверующих близких оттого, что мало уповаем на Бога. На самом деле только Он может призвать человека, и только сам человек может откликнуться на Божий призыв. Только Сам Бог ведет человека спасительным путём, и сам человек должен смириться, довериться Богу и позволить донести себя до Царства Небесного.

Мы можем желать своим ближним спасения, молиться о них и можем быть живыми и благодарными орудиями спасения в руках Божиих. Но времена и сроки их обращения ко Христу нам неведомы.

У меня сложилась привычка давать Господу обещания, назначать себе сроки исполнения, и бывало так, что не всегда исполнял. Каялся и опять не исполнял.

Я думаю, бес подкинул мне такую борьбу с грехом, зная, что неисполнений будет гораздо более, и зная, что я слаб, о чем и сам знаю. Но как иначе? Так хоть какие-то тормоза. Конечно, в идеале нужно перестать совсем грешить, и это всё само отпадёт, но я не могу уйти от всего и сразу. Как быть с этими обещаниями, нужны ли они вообще? Не будут ли они своего рода проклятием нависать даже после покаяния?

Александр

Отвечает священник Андрей Шеин: Стремление давать Богу обещания и обеты по разным поводам есть прежде всего проявление гордости и страстной впечатлительности, которая далеко не синоним нравственной чуткости. Более того, скажу Вам, что мнительная совесть очень плохой помощник в деле спасения человеческой души. А оступаетесь Вы в силу немощи естества человеческого и наличия у Вас определенных привычек (т. е. навыков). «Добродетель же не груша, — как говаривал преподобный Серафим, — вдруг не скушаешь». Тут надобен ежедневный труд исправления себя, искренней молитвы к Богу, покаяния дома и исповеди в храме перед священником (хорошо, если Вам попадется мудрый и милосердный духовник) и причащения Святых Таин. Падения и слабости, конечно же, будут повторяться, по этому поводу не должно быть истерик, не надо унывать, но снова каяться и исправляться, уповая на милосердие Божие.

Ваши же многочисленные обеты очень сильно дезориентируют Вас, создавая иллюзию исправления, но не давая внутреннего наполнения, то есть такое состояние погранично с духовной прелестью. Ситуацию усугубляли назначаемые Вами и не исполняемые сроки. Вы запутаны и сломлены… Другого результата сложно было ожидать.

Начать нужно со следующего: на исповеди принесите перед священником покаяние в грехе, который намного страшнее всех привычек, с которыми Вы боретесь: курения, употребления алкоголя и прочее, а именно в том, что Вы по гордости приносили Богу обеты, давали обещания, бывшие проявлением страстной чувственности. И с этого момента забудьте о Ваших глупых сроках. Верю, что Господь, простивший Вам этот грех, изгладит и все его последствия.

Надо запомнить, что Богу служат не по срокам, а постоянно. Тем более, что обеты и клятвы запрещены Господом: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что престол оно Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34-37); «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да " и «нет, нет «, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).

И на будущее, если Вы решитесь взять на себя некий благочестивый подвиг или упражнение, то не делайте этого без совета и благословения священника. Причем, он может и не благословить, ведь по слову талантливого христианского писателя Дж. Р. Р. Толкиена: «Клятва может не только укрепить слабое сердце, но и разрушить его». Милосердный Господь да утешит Вас!

Когда прихожу на исповедь, я часто не знаю, что говорить и в чем каяться. Стараюсь мысленно собраться, где что сделал не так, но ничего не всплывает в памяти, только мелкие детали незначительные, о которых и говорить не стоит. Я не знаю, в чем каяться на исповеди. Как быть?

Отвечает настоятель Успенской церкви города Сергиева Посада игумен Иоанн (Самойлов): Основой духовной жизни христианина является познание самого себя, а познание заключается в видении своих нехороших привычек, наклонностей, господствующего эгоизма, одним словом, говоря церковным языком — своих страстей и грехов. Это практическая наука, основанная на анализе своей жизни. Согласитесь, что любое учение требует желания и времени. Желание у Вас есть, не пожалейте и времени: для начала выбирайте 3-5 минут в день, лучше вечером, и делайте анализ прожитого дня, да не поленитесь взять карандаш и в отдельном блокноте кратким штрихом записать то, что Вам показалось неправильным. Нужно присмотреться к себе.

Святитель Феофан Затворник в книге «Внутренняя жизнь» прекрасно об этом говорит: «Желающий исправить себя должен познать себя; желающий познать себя должен испытать себя; а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя, подвергнуть рассмотрению все, бывающее там, чтобы через то навыкнуть различать в себе все доброе и худое…» Потрудитесь найти эту книгу и прочитайте его рассуждения, они ведь очень полезны.

Накануне исповеди продумайте свой диалог. Для удобства письменные наблюдения за собой проанализируйте и вытекающие из них грехи напишите на бумаге. Стоя перед Крестом и Евангелием, постарайтесь иметь сокрушенное чувство о содеянном и твердую решимость исправиться, поскольку исповедь — не отчет о прожитой жизни, а благодатное таинство врачевания духовных недугов.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Вот молишься-молишься о водворении мира между родственниками, а толку нет. Где Его помощь?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Если Бог вмешивается в жизнь человека, то почему, спрашиваете Вы, не помогает по молитве к Нему о водворении мира между родственниками?

Как Вы думаете, если мать может помочь сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь, это не значит сделать все за меня. Если нет мира среди родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме личных усилий в совершении покаяния и исправления своей жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога? Если мы требуем чего-то от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

Прошла первая неделя Великого поста, и в первое воскресенье мы празднуем Торжество Православия. В чем заключается Торжество сегодня?

— Это торжество истинное. Закончилась эпоха Вселенских Соборов: по всем ересям Церковь высказала свое мнение, сформулированы специальные оросы по каждому вопросу, который вызывал споры, противостояния и даже внутренние войны. Люди той эпохи близко к сердцу принимали различные мнения, поэтому бывали столкновения. По поводу всякой ереси людей сажали, ссылали и отправляли на тот свет сотнями и тысячами. Последняя ересь иконоборчества была преодолена. Как праздник первой Недели Великого поста Торжество Православия возник победой иконопочитания. Постепенно, когда Церковь почувствовала, что эпоха Соборов завершилась, Торжество Православия стало восприниматься шире - как победа истинная.

— Сейчас истина далеко не всеми воспринимается.

— Потому что в мире, в котором мы живем, сплошной гул: гул новостей, ритмичной музыки, орудий. Раньше войны были тихие: только в радиусе одного километра можно было услышать шум битвы. Сейчас войны слышны за сто верст. С помощью средств электронной связи можно во всем мире услышать и увидеть разрушенные дома, канонаду горы убиенных людей. Поэтому истины, которые звучат тихо, как прохладный тихий ветер, человеком воспринимаются как нечто далекое, не имеющее большого значения. Камерную музыку слушают всего лишь десятки, сотни людей в маленьких концертных залах, а электронную музыку транслируют на всех радиостанциях, и слушают десятки тысяч. Сотрясающий ритм слышно из проезжающих мимо машин. В этой канонаде звуков истина о Христе людьми не воспринимается.

Во времена христологических споров даже кухарки на рынках до хрипоты спорили о Христе. Сейчас трудно себе такое представить, чтобы на рынке, покупая яблоки, можно было услышать христологические споры. Сейчас современных людей волнует другое: как правильно подать записку, за кого можно молиться, и много других вопросов, которые с точки зрения христианства не имеют место быть. В те времена людей беспокоило, сколько воль во Христе, а сегодня даже студенту духовной семинарии такой вопрос не покажется важным. Человеку стало хватать простых ритуалов.

— Человеку стал не интересен Сам Христос?

— Да, это стало заметно. Последние несколько лет я спрашиваю одно и то же у людей, которые обращаются ко мне за пастырской помощью: есть ли дома Евангелие? Человек отвечает, что книги у него есть, и он их читает. Потом выясняется, что это книги с акафистами или чем-то еще, а слово «Евангелие» человеку не знакомо. Такое встречается очень часто. Сейчас чувствуется слишком большая дистанция между тем, что Господь открыл нам о Себе, и тем, какая религиозность у современного человека. Это небо и земля - слишком большая дистанция. Общая ситуация печальна: в средней школе детям не рассказывают о Боге, зато порнография и наркотики детям доступны.

— Может, современному человеку вообще недоступно учение Христово, которое было воспринято апостолами и которым жили первые христиане?

— Этого не может быть. Конечно, в том мире, в котором мы живем, многое отвлекает человека, но это не означает, что для него учение о Христе недоступно. Сегодня во время Божественной Литургии читался отрывок о том, как Господь беседовал с Нафанаилом, который был простым человеком, наверное, не умеющим читать и писать, но который понял, что Христос - это Сын Божий. Конечно, он родился внутри культуры, которая свидетельствовала о приходе Мессии. А современный человек чего ожидает?

— Об антихристе сейчас говорят больше, чем о Христе.

— Думаю, что это лишь незначительный круг людей, которые интересуются цифрами, знаками и чипами.

— Вопросы телезрительницы: «Молитва Ефрема Сирина и Псалтирь читаются ежедневно или не читаются в субботний и воскресный дни?».

— Вопрос телезрительницы: «Куда после смерти человека девают его венчальные одежды?».

— По поводу венчального платья не знаю, а по поводу крестильной рубахи: в древности христиан хоронили в тех рубахах, в которых они принимали крещение. С тех пор сложился церковный обычай проводить отпевание в белых одеждах, гроб изнутри имеет белый цвет, и вообще, погребальный цвет - белый. Сейчас основная масса людей крестится в младенчестве, поэтому на взрослого человека по смерти крестильную рубаху не наденешь, но если человек крестился во взрослом состоянии, то весьма уместно похоронить его в этом одеянии, в котором он принял Святое Крещение, в знак того, что он сохранил чистоту, полученную в крещении. Если человек за свою жизнь бывал в храме только дважды - на крещении и отпевании, то его облачение не играет никакой роли.

— Вопрос телезрительницы: «Может ли замужняя женщина убираться в храме, например, мыть иконы?».

— Замужняя женщина может убираться в храме сколько угодно

Что такое святая простота? Какая простота угодна Богу и в чем она заключается?

— Такое выражение есть, но оно не из Церковного Предания. Это указывает на человека цельного, простого, воспринимающего то, что ему сказано, так, как это есть, безо всяких подозрений, без толкований слов, без мыслей; принимающий речь адекватно тем словам, которые произнесены.

— Есть такой святой - Павел Препростой. Его так называли за свойство души?

— Да, за целостное, неразделенное состояние его духа.

— Вопрос телезрительницы из г. Орла: «Как поминать усопшего на 40-й день?».

— Главное - панихида в Церкви на 40-й день, которая служится после Литургии, на которой поминают человека. Во время Великого поста 40-й день может выпасть не на Литургию, и тогда поминать нужно на ближайшей к этому дню Литургии в субботу - в этот день по Уставу разрешается служить панихиду.

— Ежедневно в утренней молитве испрашиваем у Богородицы: «Странна муки всякия покажи мя ». Что это означает?

— Чтобы Богородица избавила от мук, и они миновали.

— Желание нравиться Богу - это тщеславие?

— В отношениях с Богом мы используем глагол «любить». В русском языке «нравиться» и «любить» - это разные вещи. Когда чувство поверхностное, мы говорим «нравится». «Нравится» в отношениях с Богом - это поверхностно и легкомысленно.

— Должно быть желание возлюбить Бога.

— Да, установить с Богом отношения любви, как отношения сына и отца, дочери и отца.

— Вопрос телезрительницы из Ставропольского края: «Откуда брезгливость берет свои корни, и как ее побороть?».

— Откуда берется брезгливость - это тайна, но связана она с особенностями психики человека. Как преодолевают, к примеру, страх, делают все противоположное: когда боятся собак, то идут, не показывая вида, что боятся. Также и здесь: имеешь брезгливость, но преодолеваешь это. Побороть ее можно только преодолением и молитвой.

— Вы говорили, если вопрошают о вере, то ответ должен быть короче, чем вопрос. Как кратко ответить католику на вопрос «В чем отличие православия от католичества?»?

— В двух словах: в духовности. Дух творит себе формы. Православная форма, в которой отливается духовная жизнь, - наши богослужения, иконопись, архитектура, - другая, нежели в католичестве. Единственное, что у нас общего - это крест, которым мы окружаем нашу жизнь и украшаем облачения и храмы, - принадлежность к Кресту и почитание Креста Господня есть и в католичестве тоже. Начиная с XVIII века, в русской православной культуре произошли серьезные заимствования того, что было в католической западной культуре. Так как творцами культуры являются высшие слои общества, у которых имеются на это средства, то и храмы строили в стиле рококо, классицизма, барокко, возникла даже русская готика. Возникли всякие учения внутри Церкви, появился мистицизм, возникло масонство в русской среде. Это повлияло на духовность. Хотя народу повезло: «высший свет» говорил по-французски и по своему духовному строю страшно далек был от народа, поэтому народная живопись сохранялась в провинциальных и монастырских мастерских. Это было подлинное продолжение той древней традиции, когда элита общества была по своей вере совершено православной.

При Петре I возникла новая культура: изменились внешний вид и покрой одежды, прически; дворцы украшались языческими статуями, что ужасало святителя Митрофана Воронежского. Петр I спровоцировал уход миллионов людей в старообрядчество. При Петре I мужчины стали брить бороды, чего раньше никогда не было - в конце XVII -начале XVIII веков это было сродни приходу антихриста к власти. Для простого народа Петр I ассоциировался с антихристом: монастыри закрывались, из колоколов делали пушки.

— Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Я упала и сломала правую руку, наложили гипс, в результате чего я не могу осенять себя крестным знамением, а также причаститься, потому что не могу соблюсти пост: врач советует кушать студень и отварные куриные лапки. Что Вы мне посоветуете?».

— Следуйте указаниям врача. Осенять себя крестным знамением можно и левой рукой. Представьте, некий человек потерял на войне правую руку - ему теперь не осенять себя крестным знамением? Можно креститься левой рукой.

Всякая болезнь выступает в качестве поста, потому что является ограничением для человека, вынужденным воздержанием. А студень и куриные лапки - это лекарство, которое будет Вам полезно. Если хотите поститься - кушайте пищу без соли.

От Причастия себя отлучать не нужно, причащаться можно и со сломанной рукой. Когда я ломал правую руку, тоже крестился левой рукой, и никто в храме не обратил на это внимания. Я служил службы со сломанной рукой.

— Вопрос телезрителя: «Имеет ли ревность отношение к любви? Мы с мужем живем в браке 27 лет, повенчались. Не могу спокойно смотреть, когда муж уделяет внимание другой женщине. Как избавиться от ревности?».

— Корни ревности находятся глубоко в сердце. Борьба с такими сорняками ведется разными способами. Один из способов истребления сорняка - косить его, тогда со временем погибнет и корень. Если не устраивать по этому поводу скандалов, не выражать недовольство, а терпеливо, с молитвою это переносить, то постепенно ревность пройдет. Все зависит от величины этого корня.

Что говорит Церковь о межрасовых браках? Почему люди потеряли интерес к своему роду, культуре?

— Свою родную природную культуру люди поменяли на общую массовую культуру.

Человек просто не ценит свои исторические корни?

— Он не ценит, не знает, не разбирается. Около 100 лет назад каждая губерния говорила на своем наречии, имела свои песни: и погребальные, и свадебные, и праздничные, и военные. Весь народ пел, потому что не было радио и телевидения. Были простые музыкальные инструменты: ложка, балалайка, гармонь. Народ пел песни, которые слышал от своих дедов, прадедов. У каждой епархии был свой церковный напев, люди собирались и пели праздничные службы. Была большая певческая культура. Напевы уходили корнями в глубочайшую древность. Потом все было вытеснено радио, печатной продукцией, телевидением. Вся фольклорная и церковная музыка в христианском мире исчезла. Сейчас существуют только небольшие группы любителей фольклора, которые его записывают и изучают. Когда человек этого всего не знает, как он может это полюбить? Человек, не знающий математики или истории, не любит ни математику, ни историю. Раньше каждая губерния, каждая епархия рождали и свой фольклор, и особенности архитектуры. А сейчас все стандартно. Общее телевидение, новости уничтожают родную культуру в течение одного-двух поколений.

Жаль, потому что та самобытность, которая доносится до нас с тех времен, очень интересна.

— Я очень люблю фольклор, потому что это подлинно. Все песни современной эстрады надуманы, совершенно неинтересны: в них нет ни поэзии, ни глубины, ни пространства, ни музыкальности. Балалайка - простой инструмент, имеет всего три струны, но звучит в ней очень многое, помимо того, что можно записать на нотном стане.

— Если взглянуть в глубину русской истории - сколько талантливых, потрясающих вещей было создано, а потом в течение одного века все исчезло.

— Да. Остались только фольклорные мотивы, которые несут совершенно другую информацию.

— Сейчас только язык разделяет людей - одеты-то все одинаково.

— Верно, даже японцы, китайцы - все в галстуках, брюках. Существует тенденция одинаково одеть и мужчин, и женщин. Остается только расовый характер лица, фигуры; народный характер, который связан с религиозностью народа. Человек может утратить саму религиозность, но ее следы в образе жизни, мышлении, языке останутся с человеком еще на долгие десятилетия.

— При попытках стереть все границы между людьми, многие с гордостью говорят: «Я русский». В чем ощущается «русскость»?

— Александр Невский, Чапаев, маршал Жуков - вот ключевые имена русских людей.

- К сожалению, люди теряют свое прошлое.

— Это невежество. Раньше люди жили у себя дома, в деревнях, которые существовали по 700-800 лет. Был определенный быт, уклад; определенная система сельского хозяйства. Потом случалось какое-то вмешательство, например, война или приходил царь-реформатор, и все ломалось или становилось по-другому. Люди приспосабливались заново.

Все-таки сегодня мы празднуем Торжество Православия.

— Мы этим живем: каждый год служим молебен Торжества Православия, обязательно что-то к этому дню читаем. Церковь, помимо главной своей функции приведения людей к Царствию Божиему, является и хранительницей истории, хранительницей памяти о святых - русских гениях на духовном поприще.

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка: Нина Кирсанова

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...