Мясопустная суббота. Родительская Мясопустная суббота

Родительские субботы - дни особого поминовения усопших, когда своими молитвами мы можем оказать большую помощь своим родным и близким, ушедшим из земной жизни. Пять из них отведены для поминания усопших родственников, еще две и совершаемые при этом панихиды называются вселенскими. Родительские субботы предполагают соблюдение определенных правил, о которых должны знать все верующие.

Глубинный смысл родительской субботы

Обратите внимание, что крепкие спиртные напитки, к примеру, водку или коньяк, приносить в качестве пожертвования не принято.

При желании и возможности можно заказать панихиду и уже после совершения молитв разрешается посетить кладбище, привести в порядок могилу, заменить цветы, тем самым показывая, что храните память о близком человеке.

Как провести остаток дня в родительскую субботу и можно ли убираться? Протоиерей Александр Ильяшенко для интернет-издания «Православие и мир» на этот вопрос отвечает так: запрет на уборку дома в этот день - не более, чем суеверие, день, конечно, нужно начать с посещения храма, совершения молитв, посещения кладбища, а после при необходимости можно выполнять привычные домашние дела.

Еще один важный вопрос, волнующий верующих - можно ли крестить ребенка в родительскую субботу? Игумен Алексий (Владивостокская епархия) и другие священники Русской православной церкви напоминают простое правило - крестить ребенка можно во все дни без ограничений.

На период Великого поста в 2019 году выпадают такие родительские субботы:

  • 23 марта — Родительская вселенская суббота второй недели Великого поста
  • 30 марта — Родительская вселенская суббота третьей недели Великого поста
  • 6 апреля — Родительская вселенская суббота четвертой недели Великого поста.

P.S. Молитва за усопшего - священная обязанность каждого христианина. Большая награда и большое утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота... Помянем всех усопших...

Вселенская родительская суббота в

2018 году - 10 февраля.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,— вселенскими родительскими субботами.

Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к

ВЕЛИКОМУПОСТУ.

В этот день во всех церквях проходят панихиды по специальному уставу, тысячи верующих идут в храм, чтобы помолиться за души умерших и поставить за них свечу, а также подать молебен за них.

Всегда Вселенская родительская суббота отмечается за 7 дней до начала Великого Поста. Дело в том, что воскресенье перед масленичной неделей посвящено Страшному суду: несмотря на то, что гулянья в честь масленицы только готовятся, к этому задору присоединяется покаянное настроение начала Великого Поста, время духовного просвещения и воздержание от животной пищи, а также веселья. В древности говорили: «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», потому масленица не должна стать оргией, но пройти мирно, весело и в радостном общении с близкими людьми.

Религиозное значение Вселенской родительской субботы.

Во-первых, почему этот день называется «родительскими», ведь, как правило, поминают всех тех, кто уже отошел в мир иной? Во-первых, это можно обусловить тем, что, как правило, родители покидают наш мир первыми, а потому дети молятся за них. Но, это не главная причина. Дело в том, что в религиозном мире - первоначальный долг молитвы христианина - это молитва за родителей, что подарили жизнь. То есть, из всех, кто отошел в мир иной, первая молитва всегда за родителей, так как именно они стали проводниками в жизнь.

Что нужно делать во Вселенскую мясопустную субботу.

Священнослужители берут на себя обязанность молиться в этот день за всех умерших христиан, но что должен делать верующий в этот день?

Во-первых, следует сходить в храм, и желательно отстоять всю службу, молясь вместе со священником. Также, следует заказать об усопших обедню либо поминовение.


Если по каким-то причинам не получается сходить в храм, то помолиться за умерших можно дома, выбрав тихое и спокойное место, чтобы никто не прервал молитву. Специальные молитвы на Вселенскую мясопустную неделю можно найти в церковных календарях, либо в молитвенниках, также можно прочитать «Отче наш».

Молитва о усопших.

Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Известно, что нельзя молиться за тех, кто совершил самосуд, за женщин, которые погибли из-за аборта, некрещеных, неверующих и еретиков. В данном случае, следует раздать милостыню нуждающимся, чтобы почтить память перечисленных душ.

Хоть придаваться веселью и нельзя, но грустить и скорбеть тоже нельзя. Дело в том, что память и скорбь не есть одно и то же. Скорбь, грусть и печаль - это негативные эмоции, которые засоряют душу, в то время как память - это светлое и достойное дело. Какой бы тяжелой не была утрата, об умерших надо вспоминать с теплом и улыбкой, это дает покой не только душе живущей, но и душе, что находится в мире ином.

Как приготовить кутью ко дню памяти

Кутью в древности называли коливо, что означает вареное пшено с мёдом. Это блюдо является традиционным для заупокойной литии и панихиды и служит напоминанием о Воскресении умершего. Воспоминание это таиться в том, что как зерно, дабы созреть и стать колосом, должно быть заложено в почву и истлеть, так и тело усопшего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы восстать для жизни иной. Мед же здесь олицетворяет сладость новой жизни души.
Для поминальной трапезы надо обязательно сделать кутью, во Вселенскую субботу ее ставят возле свеч даже в церквях.

Несмотря на то, что традиционно в рецепте кутьи используют пшено, оно не всегда доступно, поэтому в качестве альтернативы можно взять перловку или же сделать рисовую кутью . Выбранную крупу сперва надо замочить на несколько часов. Далее, из выбранной крупы надо сварить кашу так, чтобы зерна были рассыпчатые и не слиплись между собой, то есть каждое зерно было раздельно. Когда каша будет готова, ее можно дополнить, в классическом варианте дополнением является мед, но можно добавить еще и изюм или другие сухофрукты, любые орехи, семечки, мак, кусочки фруктов свежих, и даже мармелад. Выбранный наполнитель (а можно добавить сразу все, тут уже все зависит от личных вкусов) надо измелить так. Чтобы кашу было удобно кушать. Далее, кашу перемешивают с наполнителем и накладывают в удобную емкость, чтобы отнести в церковь и освятить.

Трапезу во Вселенскую суббот надо начинать именно с кутьи, еще раз помолившись за тех, кто пребывает в мире ином.

Почему важно молиться за умерших в дни памяти

Как уже отмечалось, в первую очередь молиться надо за родителей и прародителей, а если они живы, то поминать других родственников, пусть даже далеких, друзей, знакомых. Дело в том, любовь к ближним живет до тез пор, пока в душе находиться память о них. Молитвы живых помогают душам обрести покой, найти свой путь в ином мире. Ничего больше молитвы живые не могут дать мертвым.

Дело в том, что тело усопшего уже ничего не чувствуют, его глаза не видят, поэтому он не может прочувствовать и увидеть то, как украшена его могила, какие цветы ему приносят, и как выглядит могильная плита. А вот услышать молитву и пойти на зов молитвы может их душа, которая в отличие от тела продолжает свою жизнь в мире ином.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО


Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.


ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)


Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.


ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».



04 / 03 / 2005

Православная церковь учредила для празднования верующими множество важных дат. Есть среди них дни, относящиеся непосредственно и к Иисусу Христу, Сыну Божьему, и к Богородице, и к тому или иному святому, преподобному, блаженному угоднику Господню, коих в сонме праведников, вознесшихся по смерти на небеса, не счесть. Особое место занимают в христианском календаре даты, предназначенные для всецерковного поминовения усопших. Одна из них, называемая , в 2019 году выпадает на 2 марта.


Суть празднования

Говоря о смысле Вселенской родительской мясопустной субботы, события, находящегося в центре настоящего повествования, следует уточнить, что в году не одна родительская суббота. Одну отмечают перед праздником Пятидесятницы, известной большей части верующих как День святой Троицы, вторую – в преддверии Недели (Седмицы) мясопустной. Нас интересует именно вторая дата.

Неделя мясопустная традиционно посвящена напоминанию христианам, да и всему человечеству, о грядущем последнем Страшном суде Христове. Таким образом, Вселенская родительская мясопустная суббота предназначена Церковью для поминовения усопших всех родов от Адама.

Теперь разберемся с терминами: «мясопустная», «родительская» и «вселенская». Определение «мясопустная» должна восприниматься как одна из характеристик праздника в качестве руководства к действию: в этот день запрещается употреблять мясную пищу. Что касается термина «родительская», то здесь есть несколько объяснений. В первую очередь, любой истинно православный верующий человек обязан совершать молитвы за души своих матери и отца, почивших с миром. Это главные для каждого из нас люди на всем белом свете – они дали нам жизнь, и мы в вечном долгу перед ними, оплатить который можем, должны, в том числе вымаливанием прощения у Бога за их грехи, сотворенные во время земного существование. К тому же родители в основном – так и положено – покидают бренный мир раньше своих чад. Это тоже сыграло своеобразную, хотя и не главную роль в возникновении термина.

Что означает слово «вселенская» применительно к наименованию Вселенской родительской мясопустной субботы? Особое значение в этот важный день поминовения усопших Церковь придает молитвам, обращенным к Господу за людей, умерших внезапной, а то и неестественной смертью. Цель очевидна: нельзя допустить, чтобы чья-то душа осталась неупокоенной. Вот и называют родительскую мясопустную субботу Вселенской, то есть посвященной молитвенному воспоминанию всех почивших без исключения.

История праздника и богослужения в этот день

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы накануне мясопустной Седмицы тесно связано с апостольским преданием. Этому есть подтверждение в церковном уставе, относящемся по времени к V веку н.э. и принадлежащем перу преподобного Саввы Освященного. В свою очередь данный факт, упомянутый в уставе, имеет еще более древнее происхождение. Также определенную роль сыграл обычай христиан испокон веков в конкретные даты массово посещать кладбища с целью поминовения усопших.

Заупокойная служба, осуществляемая в храмах в день Вселенской родительской мясопустной субботы называется следующим образом: «Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших» В определенный момент богослужения перед Царскими вратами, ведущими в алтарь, ставится стол, на нем располагается Распятие, а перед ним – свеча и нередко кутия. В других церквях несколько иной порядок: ограничиваются исключительно свечой в большом подсвечнике опять же перед Царскими вратами.


Стоит упомянуть некоторые молитвенные моменты в заупокойной службе на Вселенскую родительскую мясопустную субботу. В них заложен важный смысл. Так, например, имеет место быть тропарь: «Единый Создатель, глубиной мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего». Или вот несколько канонов: «Умершим напрасно от случаев, от клича же зельного, скораго течения и заушения, удавления же от искренняго, и лягания, Господи славы, верою усопшим ослаби во веки» - о внезапно погибших православных христианах, ведших благочестивый образ жизни; «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных».

Поминовение усопших

Понятно, что Церковь берет на себя обязанность молиться о душах умерших христиан в обозначенную дату. Ну, а как обычному верующему самостоятельно помянуть усопших родственников и знакомых во Вселенскую родительскую мясопустную субботу?

Следует заказать в этот день о них обедню или особое поминовение на Проскомидии. С данной целью придите в храм, заполните специальный листок «Об упокоении», отдайте человеку, уполномоченному такие записки принимать, внесите плату. Порядок подачи записок можно узнать на сайте любого храма либо непосредственно в церкви - там, где осуществляется данная процедура.

В идеале нужно отстоять службу до конца, помолиться во время Панихиды за своих близких, почивших с миром. Чтобы попасть на Проскомидию, нужно прийти в церковь пораньше. Эта служба совершается до начала Литургии.

Хорошо раздать милостыню нищим, дабы помянуть лиц, за которых запрещено подавать записки. Это самоубийцы, женщины, умершие от абортов, некрещенные, атеисты и еретики. При этом имя называть не нужно.


Дома можно и нужно вспомнить об усопших родственниках, вкушая пищу на протяжении Вселенской родительской мясопустной субботы. Не помешает почитать 17-ю кафизму Псалтири.

Как приготовить кутию?

Выше уже упоминалось, что во время богослужений в храме в день Вселенской родительской мясопустной субботы задействовано блюдо, которым по древнему обычаю люди угощают друг друга перед и Васильевым днем (). Речь идет о кутье, иначе – кутие. Как видите, его употребляют и в даты, посвященные поминовению усопших. Кутья представляет собой обязательное кушанье поминальной трапезы.

У этого блюда есть еще одно название – «коливо». Сегодня мы готовим его, как правило, из риса, меда и изюма. Но оригинальный состав кушанья выглядит иначе: вареная пшеница плюс мед.

Кутия в данной форме напоминает о Воскресении умершего, когда придет день Страшного Суда. При этом пшеничное зерно олицетворяет тело человеческое: «чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и испытать истление, чтобы потом восстать для будущей жизни», а мед – не что иное, как олицетворение сладости благ будущего существования.

Попробуйте приготовить блюдо непосредственно таким, каким его ели наши предки. Возьмите пшеничное зерно, залейте водой, оставьте на несколько часов. Затем слейте жидкость и сварите кашу. Готовые зернышки не должны слипаться, но в то же время обязаны быть мягкими. Всыпьте в подготовленную крупу промытый изюм, заправьте медом. Хорошенько перемешайте. Блюдо стоит отнести в храм, на панихиду для освящения и последующего поминовения усопших.


Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...