На что были направлены философские рассуждения сократа. Из каких источников мы узнаем о Сократе? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

(427 - 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа . С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. Если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

Какого-либо текста, содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, т.е. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. Поэтому для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога . В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. Если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.

2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. Поэтому Сократ и указывал, что человек всегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: «Познай самого себя» .

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ - первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний . Поэтому получение нового знания - по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые необходимо соблюдать при определении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

С именем Сократа (469-399 до н. э.) связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и послесократовскую , отражающее интерес ранних философов VI-V веков до н. э. к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода - «досократики»), а последующего поколения софистов V века до н. э. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.

Сократ родился в 469 г. до н.э. в Афинах в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты. В разгаре была Греко-Персидская война. Вся Греция была охвачена патриотизмом. Особенно окрылили греков победоносные битвы при Саламине (480) и Марафоне (472). В ходе войны рос авторитет Афин и Спарты. Афины возглавляли Морской союз. С каждой новой победой над персами укреплялась позиция демократической партии, вождём которой к концу войны становится Перикл.
В такой обстановке проходило детство Сократа. Сократ рос впечатлительным, бойким, общительным. Сначала он мечтал стать скульптором, но потом забросил ваяние и увлёкся философией и риторикой, обучаясь у Архелая и Продика.

Сократ не признавал проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п., а полагал, что философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами и сущностью знания, т. е. прежде всего - вопросами этики. Такой подход ознаменовал переворот в философии, а сам Сократ стал воплощённым идеалом истинного мудреца в исторической памяти человечества.

Почти всё свободное время Сократ проводил в беседах с людьми разных социальных слоёв, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов он помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Использование диалога для достижения истины - огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы лишь постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились его антидогматизм и плюрализм. Он не считал себя «отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял её со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания.

В этике Сократа чётко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Сократ считал, “одно только благо - знание, и одно только зло - невежество” . Из этой формулы он сделал вывод, что в центре философии должны быть две проблемы:

  1. первая - человек, его нравственный облик, его образ жизни;
  2. вторая - способ познания самого себя, познания истины.

Поворот философии от натурфилософии к антропологии и открытие диалектики как метода познания истины (диалектика как искусство вести беседу в целях отыскания истины) - такова главная заслуга Сократа в философии . При разработке этих двух проблем Сократ создаёт целую школу. У него возникает много слушателей, последователей из различных слоёв Афинского общества. Расцвет его школы происходит в период с 428 по 420 годы до н.э.
Сократа очень любили. Однако некоторые ученики, проявляя зависть к своему учителю, стремились его унизить. Так, например, богач Анит натравил на Сократа комедиограра Аристофана. Аристофан высмеял Сократа в комедии “Облака”, представив любимца Афин никчёмным софистом.
А между тем, Сократ был ярый противник софистов. Признавая за ними определённые заслуги в борьбе с консерватизмом, он критиковал их за нигилизм. Софисты, утверждал Сократ, ничего не предлагали взамен разрушаемых традиций.
В 407 г. до н.э. состоялась встреча Сократа и Платона. Платон, полюбив Сократа, стал его верным учеником. В своих «Диалогах» Платон вывел Сократа ведущим и умнейшим собеседником. В последние годы своей жизни Сократ обрушивается против тирании, политической демагогии, ревнителей старины, разнузданной демократии. Эта позиция вызывает у многих недовольство. В такой атмосфере против Сократа в 399 году до н.э. был сфабрикован донос, авторами которого были Милет, Анит, Ликон. Они обвиняли Сократа в безбожии и развращении молодёжи. Состоялся суд, Сократ плохо выступил в свою защиту. Суд приговорил его к смерти. После месячного заключения Сократ в присутствии друзей спокойно принял яд, выпив бокал цикуты. Так надменные афиняне расправились с великим мудрецом
В своих поисках Сократ стремился ответить на вопросы: что есть сущность человека? в чем смысл жизни человека? Он пришел к выводу, что человек - это его душа, а душа - разум и нравственная ориентация поведения . Отсюда вытекало, что человек прежде всего должен проявить заботу о душе, о своей нравственности. Душа - наша субъективность, активность, путеводитель, а тело - инструмент в руках души. Душа - хозяйка, госпожа инстинктов и потребностей тела. Свобода заключается в господстве души над телом .
Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает: в нем различимы субъективность, которая есть человек, и инструментальность, средство, которым является тело. Стало быть, на вопрос «Что есть человек?» невозможен ответ, что «это тело», скорее, это «то, чему служит тело» . Но то, чему служит тело, есть душа (понимающая), «psyche». Вывод неизбежен: «душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя» .
В то же время для него был неприемлем гносеологический и этический релятивизм софистов, с которыми, судя по диалогам Платона, он неоднократно вступал в споры. Обсуждая смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.), Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения .
В этике Сократ придерживался строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию и что человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
Главная задача философии, как ее понимает Сократ, - этическая: создание учения о том, как следует жить. Но так как жизнь - искусство, а для совершенства в искусстве необходимо его знание, то главному (этическому) вопросу философии предшествует вопрос о сущности знания. Знание Сократ толковал как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, та ким образом, понятие о предмете, достигаемое посредством определения понятия. Предметом знания может быть, по Сократу, только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Согласно Сократу, наиболее доступна человеку деятельность его души. Поэтому основной задачей познания Сократ провозглашает самопознание («познай самого себя») . Все частные цели подчиняются единой общей и высшей цели, которая есть безусловное высшее благо. Эта мысль резко отличает учение Сократа от крайнего этического релятивизма софистов. Однако в условиях человеческой жизни Сократ признавал относительный релятивизм, неизбежный для всякой целесообразной деятельности: благо обусловливается пользой и удовлетворением; хорошее есть одновременно и полезное для достижения цели, с точки зрения которой оно определяется как хорошее.
Сократ сформулировал новое понимание счастья : Счастье проистекает не из тела, или чего-то внешнего, но из души. Душа счастлива тогда, когда она упорядочена, виртуозна, добродетельна. «По мне, - говорит Сократ, - лишь добродетельный, женщина ли, мужчина ли, счастлив; неправедный и злонамеренный - несчастлив всегда». Как болезнь и страдание физическое - беспорядок и дисбаланс тела, так духовный порядок и внутренняя гармония души составляют ее счастье.
И если все так, то, по Сократу, добродетельный человек не может страдать от зла, «ни в жизни, ни в смерти». В жизни потому, что другие могут нанести вред его телу, но никто не может разрушить внутреннюю гармонию его души. Ни также после жизни, ибо, если за ее пределами есть нечто, то он будет награжден, если ничего нет, то, познав благо в этом мире, за его пределами его ждет ничто. А если так, то человек, по Сократу, может быть счастлив лишь в этой жизни, какой бы ни была потусторонняя реальность, он - зодчий собственного счастья и несчастья ».
Рационалистическая этика Сократа тесно связана с его взглядом на роль понятий; он отождествляет, как уже подчеркивалось, нравственную доблесть со знанием. Деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому, утверждал Сократ, никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле. Таким образом, Сократ сводит всякое аморальное действие к простому незнанию или заблуждению, а мудрость - к совершенному знанию.

Сократ - первый философ из Афин, современник Демокрита. Он интересен не только как создатель собственного учения. Вся его жизнь является воплощением философии, которой следовал этот мыслитель. Идеи Сократа оказали большое влияние на развитие античной и современной мысли.

Почему Сократ не написал ничего?

Сам философ, вступавший активно в различные собеседования, не написал ничего. В платоновском диалоге "Федр" он выступает против Тевта (Тота) из Египта, которому было приписано изобретение письменности. Вообще, Сократ высказывается против такого способа фиксации знания, так как письменность делает его внешним, мешает внутреннему глубокому усвоению. Сократ говорит, что письмена мертвы. Они всегда твердят одно и то же, сколько их ни спрашивай. Записанному монологу философ предпочитал разговорный диалог.

Из каких источников мы узнаем о Сократе?

По каким же источникам может быть восстановлена биография Сократа и его учение? Все, что мы знаем о нем, нам известно от его учеников - философа Платона и историка Ксенофонта. Последний посвятил этому мыслителю и его учению свои произведения "Воспоминания о Сократе" и "Апология Сократа". Платон же практически все собственные рассуждения приписал своему учителю, поэтому трудно сказать, где мысли Сократа, а где - Платона (в особенности в ранних диалогах). Некоторые историки философии древности из-за отсутствия прямой информации о Сократе не раз за последние десятилетия предпринимали попытки доказать, что этот философ не существовал в действительности и был литературным персонажем. О Сократе, однако, говорят многие авторы античности. Например, окарикатуренный его образ как софиста представлен в комедии "Облака" (автор - Аристофан).

Происхождение Сократа

Сократ, биография и философия которого нас интересуют, является первым по рождению афинским философом. Он происходит из входившего в Афинский полис дома Алопека, который был расположен примерно в получасе ходьбы от тогдашней столицы - Аттики. Софрониск, отец Сократа, ремесленник-каменотес. Мать его - повивальная бабка Финарета.

Краткое жизнеописание

Биография Сократа отмечена тем, что он во время войны между Спартой и Афинами исполнял доблестно воинский долг. Он участвовал трижды в боях, в последний раз - в сражении при Амфиподе, произошедшем в 422 году до н. э. Тогда спартанцы разбили афинян. Данной битвой завершился первый период войны. В 421 году до н. э. был подписан Никиев мир. Философ Сократ (биография его может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников) не участвовал во втором периоде этой войны, злосчастной для Афин. Однако она его все же коснулась трагическим событием. Афиняне в 406 году до н. э. одержали после целого ряда поражений долгожданную победу в морском сражении при Аргинусских островах. Однако стратеги Афин не смогли похоронить убитых из-за бури. В совете пятисот судили победителей. Будучи заседателем на нем, Сократ выступил против скороспелого суда, проходившего сразу над всеми стратегами. Однако совет ослушался этого мыслителя, и были казнены все 8 стратегов. Биография Сократа была затронута также Пелопоннесской войной, в которой Афины потерпели поражение, и последующей за ней тиранией тридцати. Будучи вновь пританом (заседателем в совете), мыслитель однажды отказался от участия в расправе над честным гражданином Афин, устроенной тиранами. Так этот философ исполнял общественные обязанности, которые были возложены на всех свободных афинян в условиях античной демократии.

Однако мыслитель к активной общественной деятельности не стремился. Он предпочитал жизнь философа. Биография Сократа свидетельствует о том, что он жил непритязательно. Он был плохим семьянином, о жене и 3 сыновьях, поздно родившихся у него, не заботился. Вся жизнь Сократа была посвящена многочисленным философским спорам и беседам. Множество учеников было у него. Мыслитель Сократ, в отличие от софистов, не брал за обучение денег.

Обвинение и суд над Сократом

Этот философ был обвинен в безбожии после свержения тирании тридцати и восстановления демократии в Афинах. От Мелета, трагического поэта, оратора Ликона и Анита, богатого кожевника, исходило это обвинение. Платон в своем диалоге "Менон" сообщает, что Анит, участник ниспровержения тридцати, изгонявшийся тиранами из Афин, не любил софистов, говорил, что они "порча" и "гибель" для людей, которые с ними водятся. Сократ замечает с горечью, что Анит считает, будто и Сократ губит людей, подобно софистам. Философ в диалоге "Эвтифрон" говорит автору, встреченному им случайно, что Мелет, по всей видимости незначительный молодой человек, написал донос на него, в котором обвинил в развращении юношества ниспровержением старых богов и выдумыванием новых. Эвтифрон его успокаивает. Однако в 399 году до н. э., весной, философ все же предстал перед судом присяжных. Мелет выступил в качестве обвинителя. Он заявил, что философ виновен во "введении новых божеств" и развращении юношества. Мелет для успеха должен был собрать хотя бы пятую часть голосов заседавших в Гелиее. Сократ в ответ на это произнес защитительную речь. В ней он опроверг обвинения, выдвинутые против него. Однако он был признан виновным большинством голосов. Сократ сказал также, что он в памяти потомства останется навсегда мудрецом, а вот обвинители его пострадают. В самом деле, согласно Плутарху, они повесились. Речи Сократа, произнесенные им на суде, содержатся в произведении Платона под названием "Апология Сократа".

Сократ принимает свою участь

Мудреца должны были сразу же казнить, однако из Афин накануне суда на остров Делос отправился корабль с религиозной миссией, а казни, согласно обычаю, запрещались до его возвращения. Сократу в ожидании исполнения приговора пришлось провести в тюрьме 30 дней. К нему однажды утром пробрался, подкупив тюремщика, его друг Критон. Он сказал, что философ может бежать. Однако Сократ отказался, посчитав, что следует подчиняться установленным законам, даже если его несправедливо осудили. Об этом можно узнать из диалога "Критон", написанного Платоном. В "Федоне" же Платон рассказывает о последнем дне жизни своего учителя, который Сократ провел с учениками.

Он сказал им, что смерти не боится, так как был подготовлен к ней своей философией и всем своим образом жизни. Ведь, согласно его убеждению, философствование представляет собой умирание для этой жизни и подготовку к жизни бессмертной души вне телесной оболочки. Его жена, Ксантиппа, пришла вечером, явились и родственники Сократа с его тремя сыновьями. Философ простился с ними. Затем он выпил в присутствии учеников чашу яда. Сократ, согласно словам Платона, умер тихо. Последними словами философа была просьба принести в жертву Асклепию петуха. Такую жертву приносили обычно выздоровевшие. Этим философ хотел подчеркнуть, что смерть тела является выздоровлением души.

Предмет философии (согласно Сократу)

В центре внимания этого мыслителя, как и некоторых софистов, находится человек. Однако Сократом он рассматривается лишь как нравственное существо. Философия этого мыслителя представляет собой, таким образом, этический антропологизм. Физика и мифология были чужды интересам Сократа. Он считал, что труд толкователей мифологии малоэффективен. Сократа вместе с тем природа также не интересовала. Можно утверждать, если провести аналогию с китайскими мудрецами, современными ему, что этот философ ближе к конфуцианцам, нежели к даосам. Сократ повторял, что деревья и местности не учат его ничему, в отличие от людей в городе. Этому мыслителю, однако, пришлось по иронии судьбы расплатиться за физику Анаксагора, так как в Афинах из-за его воззрений был принят закон, согласно которому, те, кто не почитает по установленному обычаю богов или объясняет небесные явления научным образом, объявлялись государственными преступниками. Философа обвинили в том, что он будто бы учил, что Луна - земля, а Солнце - камень. Проблема Сократа заключалась в том, что, хотя он и говорил, что этому учил Анаксагор, а не он, мыслителю не верили.

Суть философии Сократа

Суть философии Сократа определяют два девиза: "Я знаю, что ничего не знаю" и "Познай самого себя". Для этого мыслителя самопознание имело определенный смысл, то есть познать себя - означало познать себя именно как нравственное и общественное существо, не только как личность, но и в первую очередь как человека вообще. Этические вопросы - главная цель философии Сократа и ее содержание. Аристотель в "Метафизике" скажет позднее об этом мыслителе, что он занимался вопросами нравственности, при этом не исследовал природу в целом.

Философский метод

Метод Сократа можно назвать в целом субъективной диалектикой. Этот философ, являясь любителем самосозерцания, любил вместе с тем общаться с людьми. Он был еще и мастером диалога. Обвинители Сократа не зря боялись, что ему удастся переубедить суд. Философ избегал использования внешних приемов. Содержание, а не форма, интересовало его прежде всего. Сократ на суде отметил, что говорить будет, не выбирая слов. Речи этого мыслителя, по мнению Алкивиада, кажутся на первый взгляд смешными, как будто он говорит об одном и том же одними и теми же словами. Однако если вдуматься в них, они окажутся весьма содержательными. Метод Сократа также преследовал достижение знания понятийного посредством наведения (индукции), восхождения к общему от частного в процессе собеседования.

Суть знания

Учение Сократа предполагало, что знать - в первую очередь понимать, что это такое. Красноречиво рассказывая о добродетели, Менон не может, однако, дать ей определения. Получается, что он не знает, о чем говорит. Поэтому цель обсуждения того или иного предмета - понятие, определение. Сократ - первый философ, который вывел на уровень понятия знание. Если его предшественники и пользовались понятиями, то они это делали стихийно. Лишь Сократ заметил, что знания нет без определения.

Суждения о добре и зле

Убеждение Сократа в том, что существует объективная истина, означает, что есть некоторые объективные моральные нормы. При этом различие между злом и добром является абсолютным, а не относительным. Философ не отождествлял, как некоторые софисты, счастье с выгодой. Он его отождествлял с добродетелью. Однако делать добро следует лишь в том случае, если человек знает, в чем оно заключается. Мужествен лишь тот человек, который понимает, что такое мужество. Именно это знание и делает его таковым. Понимание добра и зла делает людей добродетельными. Никто не будет поступать плохо, зная добро и зло. Последнее - это всего лишь результат незнания доброго. Учение Сократа определяет нравственность как следствие знания. Сугубо рационалистична моральная теория этого философа. Аристотель затем возразит ему, что иметь знание о зле и добре и пользоваться им - не одно и то же. Порочные люди, обладая таким знанием, игнорируют его. Это делают невольно невоздержанные люди. Знание, кроме того, следует применять на практике к конкретным ситуациям. Достигаются этические добродетели, согласно Аристотелю, путем воспитания, это всего лишь дело привычки. Нужно привыкнуть, например, быть храбрецом.

Задача философии (по Сократу)

До Сократа считалось, что главным предметом философии является природа, внешний мир. Сократ же говорил, что он непознаваем. Можно познать лишь душу человека и дела его, в чем и состоит задача философии.

Итак, мы рассказали вкратце о таком интересном мыслителе древности, как Сократ. Фото, биография, учение его - все это было представлено в данной статье. Советуем вам познакомиться с сочинениями его учеников, для того чтобы побольше узнать об этом философе.

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ. Сын скульптора.

Проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью новое воспитание молодежи и борьбу с софистами. Отличался большой кротостью в обыденной жизни (известно его общение со сварливой женой Ксантиппой) и необычайным мужеством в борьбе за истину и свои убеждения.

Начиная беседу с ничтожных вопросов, он стремился к такому общему определению, которое охватывало бы все частные случаи и раскрывало бы суть понятия. Беседы его касались вопросов о сущности добра, красоты, любви, бессмертия души, достоверности знания и др.

Прямота суждений Сократа создала ему много врагов, которые обвинили его в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Главным обвинителем был богатый и влиятельный демократ Анит.

Приговоренный к смерти философ мужественно и спокойно выпил чашу с ядом цикуты, отказавшись от бегства, которое предлагали ему друзья.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как поиск истины при помощи бесед, то есть постановки определенных вопросов и методического нахождения ответов на них. Считая древнюю натурфилософию неудовлетворительной, Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мышления.

Аристотель приписывает ему индуктивное учение о переходе от текучей действительности к общим понятиям, а также учение об определении понятий, впервые дающее возможность познавать сущность каждой вещи. Признание действия родовых сущностей в окружающей действительности превращалось у Сократа в учение об общем Универсальном Разуме или об отдельных богах-умах. Мировоззрение Сократа имело мало общего с народной религией, хотя он и не отрицал ее. Его учение о промысле и провидении решительно порывало с наивным политеизмом и приобретало вид философской телеологии.

В этике основной тезис Сократа гласил: добродетель есть знание, или мудрость; знающий доброе обязательно и поступает по-доброму; поступающий по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. В понимании Сократа не может быть противоречия между разумом человека и его поведением.

Философа необоснованно обвиняли во враждебности к демократии; в действительности же он критиковал любые формы правления, если они нарушают справедливость.

От Сократа не осталось сочинений, мысли его записаны Платоном и Ксенофонтом. Учение мудреца содержало в зародыше столько новых плодотворных идей, что послужило отправной точкой для всего последующего развития греческой философской мысли. Великое значение имела и личность философа, явившего своей жизнью и своей смертью редкий пример полного согласия слов и дела.

Учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл . Был женат на женщине по имени Ксантиппа .

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе .

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , воспитанника его друга Перикла , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, по мнению обвинителей, при этом публично развратив юношей, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты , однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Пир , Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля . Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака », Лягушки , Птицы , где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика» , XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм) .

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы :

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

Сократический метод

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum ), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива .

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи . Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим . В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны , Афины опустошила эпидемия ; как считал Фаворин , философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

См. также

Примечания

Литература

Книги

  • Ксенофонт . Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. - М.: Мир книги: Литература, 2007. - 367 с. - (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. - Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с. - (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - 4. изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 345 с. - (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. - М.: Изд. группа «ИНФРА-М»: Норма, 1996. - 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание - М.: Наука, 1984 )
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986. - 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158, с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели: Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; - М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение: Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 236, с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.156 - 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. - 1960. - № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001. - С. 265-270.
    • Косых М. П. Тот человек - Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. - 1972. - Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146 - 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание: Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. - М.: Индрик, 2003. - 468 с. - C. 7-18.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...