Наука есть ясное познание истины. На пути познания истины

Эта мысль, озвученная еще до нашей эры римским государственным деятелем, оратором и писателем Цицероном, нашла отклик не только у великого М.В. Ломоносова. 3 сентября 2012 г. сразу после того, как отзвучали парадные речи, в кабинете ректора ИГУМО, д.ю.н., профессора М.В. Волынкиной собрался ученый ареопаг: проректор по учебной работе института - д.т.н., профессор К.А. Магомедов, проректор по научной работе и международным проектам - д.ф.н., профессор Г.Н. Гумовская, главный научный сотрудник ИГУМО - заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор Ю.М. Антонян. Темой обсуждения стали научные исследования в институте, перспективы развития научных школ ИГУМО.

Почти традиционно в ходе разговора возникла рабочая научная дискуссия: чем фундаментальная наука отличается от прикладной? И можно ли в высших учебных заведениях, ориентированных в основном на гуманитарные дисциплины, вести фундаментальные научные исследования? Точка зрения профессора Ю.М. Антоняна была категоричной: многие гуманитарные исследования можно и нужно относить к фундаментальным, нельзя рассматривать фундаментальную науку только в аспекте исключительно глобальных исследований, осуществляемых на основе эмпирических данных. Профессор Г. Н. Гумовская также считает, что фундаментальная наука является базовой, с опорой на которую ученые создают новые теории. Отсутствие четких формул не должно исключать гуманитариев из числа ученых-фундаменталистов.

Извечный спор «физиков» и «лириков», который совершенно не умаляет достоинств ни той, ни другой стороны, проходил в деловой и в то же время непринужденной обстановке. И важно отметить, что обозначенная дискуссия может продолжаться бесконечно, ведь полет научной мысли прервать невозможно.

Главным итогом встречи ученых мужей стало решение провести 27 ноября 2012 г. итоговую научно-практическую конференцию, обязав всех докторов наук, состоящих в штате института, а также заведующих кафедрами выступить с научными докладами по темам своих исследований, проводимых в 2012 г. Предварительно им предстоит оформить свои выступления на итоговой конференции в формате научных статей и представить их для публикации в сборнике научных трудов ИГУМО 2012 г. (до 20 ноября).

Ученый секретарь ИГУМО профессор М.И. Могачев подведет итоги данной работы в подробном отчете о публикациях результатов научных исследований, проводимых учеными ИГУМО (статьях в зарубежных и национальных профессиональных изданиях, в журналах, рекомендуемых ВАК; а также о монографиях, учебниках и учебных пособиях).

Подобные научные встречи с подведением итогов в масштабах института проходят в ИГУМО один раз в 5 лет - накануне очередной государственной аккредитации. Они позволяют создать полную картину научной работы в вузе, оценить достижения, определить ориентиры на будущее.

Предстоящая конференция, в ходе которой будут заслушаны доклады обо всех исследованиях, проводимых научным корпусом ИГУМО, позволит выявить направления, перспективные в плане номинирования на гранты: их присуждение стало хорошей традицией института.

В основу всякого созидания надо класть правильное основание: от этого зависит доброкачественность и прочность творимого. Будь это постройка дома в мире материальном, или в сфере умственной приобретение знаний, творчество, или в духовной жизни внутреннее делание, одним словом, во всем, где происходит созидание, все зависит от основания, от фундамента, на котором оно строится. Дом может быть выстроен на камне или на песке; в последнем случае падение его бывает великое, как говорит нам Евангелие.

Мы имеем намерение изучать творения святых отцов. Что же мы должны положить в основание нашего этого изучения?

Прежде всего мы должны дать себе ясный отчет в том, что такое представляют собою творения святых отцов. Кроме канонического и литургического богатства в них заключен благодатный многовековой психологический опыт православных подвижников. На протяжении веков восточные аскеты при содействии благодати Святаго Духа в совершенстве изучили душу человека, законы ее жизни и путь к духовному ее восхождению. В их творениях разработан и указан правильный и единственный путь к высшему совершенству святости и Боговедению на все времена и для всех народов.

В этих творениях дивное единомыслие и все органически вытекает одно из другого. Святые отцы в благодати Святаго Духа говорили истину, а потому авторитет их для нас должен быть абсолютным. Господь говорит: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» . Здесь открывается нам закон познания высших духовных истин: целью познания должна быть истина ради самой истины, ради правды Божией в ней заключенной, ради желания ее и любви к ней; и тогда и только тогда она будет открываться нам.

Но может быть и иной подход, когда истина уже не является целью самой по себе, но средством для иных целей.

В этом случае может быть много различных побуждений: и честолюбное стремление достигнуть успеха в жизни, и простое тщеславие — блеснуть богатством своих познаний; может быть и простое любопытство — нахватать побольше всяких сведений. Может быть много еще и иных побуждений.

Во всех этих случаях знание остается поверхностным, внешним; оно не проникает вглубь души и не приносит плода подобно приточному зерну, упавшему на каменистую почву, и может причинить только вред. Истинное познание правды Божией - Евангельских заповедей - непременно влечет и к исполнению. «Будучи любознателен, будь и трудолюбив, ибо голое знание надмевает человека» (Марк Подвижник).

От такого поверхностного восприятия истины не спасает человека никакое его положение: он может быть и ученейшим богословом, и ректором духовной академии, и высоким иерархом в Церкви, и подвижником в монастыре, и так далее, не говоря уже о тех, кто живет всецело мирской жизнью.

Принимая это во внимание, мы не будем удивляться тому, что и богословы и иерархи впадали в ереси и учиняли расколы и смуты в Церкви, а прославленные подвижники впадали в прелесть (прельщение) и гибли.

Все это происходит от того, что «строители отвергают камень, который должен лечь во главу угла». Камень же Христос и заповеди Его! Пренебрежение заповедей Божиих ведет к остращенности; всякая же страсть, как дым, застилает умственный взор, и он не может уже постигать истину.

Самый разительный пример этого дает нам Евангелие в лице Иуды-предателя: даже исключительная близость к Спасителю, его апостольское звание не спасло его от гибели. Иуде, как и другим апостолам, была дана власть творить чудеса, изгонять бесов; он был свидетелем бесчисленных чудес и дивных деяний Самого Господа; как апостол Иуда знал сокровенный смысл притчей и учения Христова, ему были открываемы тайны Царствия Божия. И несмотря на все это, страсть сребролюбия осталась неисцельной; мало того, она возросла до таких чудовищных размеров, что даже подвигла Иуду на предательство своего Учителя.

Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»

Что такое истина? – вечный вопрос философии. Ответ на него подразумевает выяснение того, в какой форме истина существует и как можно ее достичь. Путь достижения истины – познание, которое человек осуществляет с помощью своих познавательных способностей . Поиск ответа на вопрос о формах существования истины привел к созданию целого ряда философских концепций. Самый первый философский ответ на вопрос "Что такое истина?" дали еще античные философы, для них истина была особого рода бытием .

Квинтэссенцией античного понимания стало учение Платона об истине. Философ понимал истину как одну из идей, которые существуют независимо от человека в особом царстве мысли.

В Средние века сложилось схожее, по сути, представление об истине как об особом бытии – истина есть Бог, она неоспорима, абсолютна и вечна, а человек лишь стремится к истине, причем не столько с помощью знания, сколько с помощью веры.

Представлению об истине как об особом бытии противостоит понимание истины как свойства знания. При таком подходе истина определяется как характеристика знания, которая не может существовать без знания, а значит, и без человека, который этим знанием обладает. Именно это понимание истины получило самое широкое распространение в философии.

Общепризнанной в философии является классическая концепция истины , в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты, однако философы разных направлений по-разному понимают, что такое действительность и что значит соответствие ей. В материализме под действительностью понимается материя и природа, в идеализме действительность – это сознание, дух. Иными словами, классическая концепция истины в трактовке материалистов и идеалистов не одно и то же. Классического понимания истины придерживались такие разные философы, как Аристотель, Джон Локк, просветители, диалектические материалисты, Бенедикт Спиноза, Рене Декарт, Георг Гегель и др.

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины означает, что по содержанию истинное знание не зависит от познающего субъекта.

Абсолютность истины означает, что в истинном знании существуют фрагменты, которые сохраняются с развитием науки и философии, это полное знание о какой-то части реальности. Абсолютность истины, кроме того, понимается как идеал знания, к которому движется человечество. Иными словами, абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познания, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины – динамичность истины . Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство – процессуальность истины . Оно означает, что истина существует в движении, она развивается, это не окончательный результат познания, а само познание, движение познания ко все более полному и совершенному знанию.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано па те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

Кроме классической концепции истины, существует и ряд других. Конвенциональная концепция истины , получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между учеными. Прагматическая концепция истины утверждает, что истина – это полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает истину как согласованность знания на разных уровнях: внутри научной теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры, и прежде всего философией. Истинным в когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания и не противоречит ему.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с проблемами, связанными с классическими представлениями о разуме, науке и человеке . У неклассических концепций свой объективный фундамент, а сами эти концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория. Это свойства простоты, красоты, непротиворечивости, прагматичности, системности, эвристичности знания.

Критерием различения истинного и неистинного знания является практика – предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Практика рассматривается в теории познания в качестве ведущего критерия истины. Если знание истинно, то основанная на нем практика будет успешной. Напротив, если практическая деятельность неудачна, то лежащее в ее основе знание с большой вероятностью является ложным. Практика имеет двойственную природу. С одной стороны, в ней есть объективный компонент – это предметная деятельность по законам объективного мира. С другой стороны, в практике всегда выражаются достижения человека, она основана на знании, которое с помощью действий человека воплощается в материальные предметы и объекты. Практика, таким образом, с одной стороны, субъективна, а с другой – объективна.

Критерий практики, однако, не всегда можно использовать, поскольку существуют такие знания, которые напрямую непереводимы в материально-чувственный план. Например, невозможно найти такой тип практики, который позволил бы проверить теоретические идеи высшей математики или квантовой физики, выводы современной астрономии и космологии, суждения о прошлом в истории или философское знание. Для подтверждения или опровержения такого рода знания используются другие критерии истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже признаны истинными. Таким фундаментальным знанием, с которым согласуются новые результаты и выводы, выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя равнозначными, логически непротиворечивыми теориями, которые невозможно проверить на практике. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а следовательно, истинной, признается та, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а нс просто систематизирует и объясняет уже известное.

В качестве дополнительного критерия истины может также использоваться полезность . Знание, которое ведет к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

Суть критерия простоты заключается в том, что из двух теорий предпочтение следует отдать более простой, той, что объясняет действительность, опираясь на меньшее количество предпосылок и допущений. В оценке критерия простоты пет единства, одни философы считают его реальным, действенным способом отбора знаний, другие называют его теоретической химерой и требуют исключить из науки. Но не только современная философия обратила внимание на критерий простоты. В Античности Аристотель сформулировал требование минимизации допущений при объяснении. В Средние века Уильям Оккам сформулировал свое суждение, так называемую "бритву Оккама": не умножай сущности без необходимости, которое также требовало простоты знания. В Новое время ту же идею выразил Готфрид Лейбниц. Позицию современных философов можно проиллюстрировать словами представителя аналитической философии Уилларда Куайна: "...разумно искать простейшее решение. Но это предполагаемое свойство простоты намного легче почувствовать, чем описать... действующие нормы простоты, как бы их ни было трудно сформулировать, играют все более важную роль".

Еще более субъективный критерий истины – красота – выражает личностную удовлетворенность ученого или философа результатами познания. Английский физик Поль Дирак утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Как считает Томас Кун, "значение эстетических оценок может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит ее окончательный триумф". Несмотря на неопределенность, критерий красоты применяется и в науке, и в философии.

Необходимо отметить, что ни один из критериев истины не является абсолютным, ни один из них невозможно применить без от других, и только в комплексе все критерии позволяют с большей точностью отграничить истинное знание от неистинного.

  • См. параграф 4.5.
  • См. параграф 3.1.
  • См. параграфы 7.9, 3.2 и 3.3.

Уже не в первый раз лицей №1575 собирает на своей площадке лучшие умы района и города, молодых, энергичных, целеустремленных ученых и изобретателей, представителей научного сообщества, преподавателей и студентов, молодых инноваторов, представителей бизнеса и власти, с каждым годом увеличивается количество школьников, заинтересованных в продвижении своих проектов в научной и инновационной сферах. Гостям праздника была представлена выставка «Молодежь - науке», демонстрирующая проектные разработки школьников и студентов колледжей, особое внимание привлекли проекты учащихся лицея, основанные на применении нанотехнологий, дающих возможность работать с ничтожно малыми объектами, размеры которых измеряются в нанометрах («Магнитная жидкость», «Получение наночастиц серебра методом зеленой химии», «Фильтр для очистки воды на наномембране»). Посетителей выставки заинтересовал опыт проведения Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», представленный гимназией №1409. Проект-номинант Сколкова «Создание чип-программ для использования в социальной сфере», медиапроекты в различных предметных областях наглядно продемонстрировали широту интересов школьников и серьезность научного подхода к выполнению работ.
Почетными гостями «Праздника науки» стали руководитель внутригородского муниципального образования Аэропорт С.Буткова, начальник управления программ развития и аналитической деятельности МГПУ О.Заславская, проректор по научной работе МАДИ А.Иванов, ведущий научный сотрудник Центра педагогического мастерства П.Семенов, доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана О.Белова, декан факультета довузовской подготовки МАДИ А.Соловьев, профессор МАДИ Н.Баурова.
В своем обращении к участникам праздника Ольга Заславская сказала: «Среди юных москвичей немало увлеченных исследованиями и техническим творчеством. Мы гордимся их достижениями и разработками, которые прославили наш город. Именно здесь, в лицее, на площадке фестиваля, участники получают реальную возможность заявить о себе, пообщаться с экспертами, обменяться опытом, установить партнерские отношения и договоренности. Темы «Праздника науки» всегда актуальны и перспективны. Сегодняшнее мероприятие знакомит с успехами науки, как отечественной, так и мировой, позволяет из первых уст узнать, что происходит на передовой исследований. Уверена, что обмен опытом позволит нам в дальнейшем успешно реализовать новые инициативы».
После торжественной церемонии открытия фестиваля его участники и гости задали вопросы ведущим вузовским ученым: какими качествами должен обладать человек, чтобы стать ученым, какие инженерные специальности можно приобрести в университете им. Н.Э.Баумана, в каких значимых - международных, всероссийских, городских - проектах участвуют представители вуза, педагоги и студенты, может ли изобретение, созданное школьником, быть использовано в серьезном производстве, в работе, например, конструкторского бюро «Сухой»? На каждый вопрос был дан компетентный и исчерпывающий ответ специалистов разных научных областей.
В рамках «Праздника науки» в лицее состоялись первые межрайонные математические игры, ведущим которых стал Павел Семенов. Математику не зря называют царицей наук, поскольку математические знания и мышление лежат в основе многих точных наук. Математические игры, собравшие команды школ районов, - это не просто решение задач, а проверка умения логически мыслить, искать нестандартные подходы, работать в команде.
Главное место на «Празднике науки» заняла работа интерактивных площадок, демонстрирующих, что наука - это интересно, что наука есть в каждой вещи и в каждом процессе, которые нас окружают. Интерактивные площадки - это в первую очередь научные лаборатории, в каждой из которых происходило что-то интересное. В «Волшебной лаборатории НАНО» участники ознакомились с нанотехнологиями, смогли самостоятельно выполнить некоторые опыты, получить хроматограммы, узнали, что такое «эффект лотоса», коллоидные растворы, как вырастить кристаллы и как создать нанофильтр. Посетители лаборатории «Химия на перекрестке наук» ознакомились с опытом межпредметных исследовательских проектов, выполненных учащимися лицея №1575, узнали, как с помощью ананаса можно увидеть ДНК, чем отличается наночай от наномыла, смогли самостоятельно раскрыть секреты превращений на кухне, решив экспериментальные задачи, разгадали некоторые наносекреты технологий будущего. В интерактивной лаборатории «Загадка многообразия микромира» с помощью цифровых микроскопов участники фестиваля ознакомились со строением и многообразием клеток таких организмов, как бактерии, грибы, растения и даже животные. Необыкновенно познавательным стало проведение интерактивной игры «Зеленые помощники нашего здоровья. Лечебные растения», где посетители узнали о полезных свойствах витаминов в растительной пище: фруктах, овощах, злаках. В лаборатории легоконструирования участники не только ознакомились со спектром возможностей для реализации собственных инженерных задумок, но и смогли создать небольшой технический проект в режиме реального времени.
Гости образовательного марафона приняли участие в нескольких мастер-классах. Один из них - «Дополненная реальность». Дополненная реальность (augmented reality, AR) - это технология компьютерного зрения, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами. У каждого участника мастер-класса, среди которых было много родителей, остался собственный образовательный проект, позволяющий дополнять восприятие реального мира виртуальными элементами с помощью камеры планшета/телефона или web-камеры.
Лицей №1550, ЦТПО МАИ и ОКБ «Сухой» предложили участникам мероприятия побывать на авиашоу: провели соревнования на дальность полетов летательных аппаратов, созданных собственными руками гостей в студии авиамоделирования на мастер-классе. Колледж архитектуры и строительства №7 пригласил на мастер-класс «Стилизация ландшафтных пространств в малых садах», где прямо на глазах обычная дачная территория превратилась в уголок японского садика. На фестивале со своими мастер-классами «Центр прототипирования» и «Механические колебания и волны. Звук» выступил политехнический колледж №8 им. И.Ф.Павлова. Огромную аудиторию заинтересованных зрителей и участников собрал клуб «Техно-Профи» политехнического колледжа, устроившего показательные выступления радиоуправляемых летательных аппаратов. На площадке перед лицеем работала мастерская «От проекта - до реализации. Автодром «Багги», где участники фестиваля узнали, как в условиях образовательного учреждения можно сконструировать спортивный автомобиль, прокатились на действующей модели.
На церемонии закрытия фестиваля, продемонстрировавшего результаты работы и возможности образовательных организаций межрайона, состоялось награждение победителей первых межрайонных математических игр и участников «Праздника науки».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...