О буддизме (9 фото). Скульптура и религия

Изображение Будды

Многочисленные выставки буддийских статуй вновь всколыхнули давно обсуждающийся вопрос о происхождении сегодняшнего образа Будды: появился ли он в индийском буддизме или является изображением греческого бога Аполлона?

«Будда – изображение Аполлона» – идея гамбургской выставки «Искусство на Сайденштрассе»

Летом 2003 года в Гамбурге состоялась выставка «Искусство на Сайденштрассе». В приуроченной к этому событию статье «На Сайденштрассе Аполлон пришел к Будде» Матиас Гретцшель писал об искусстве региона Гандхары: «Прототипом украшающих сотни монастырей рельефных изображений и скульптур Будды является греческий бог Аполлон». На выставке экспонировался бюст Аполлона. На совершенные черты «сына света», бога наук и искусств, и должен был быть ориентирован образ Будды.

В прилагающемся каталоге, в абзаце, посвященном завоевательному походу Александра Македонского, написано: «Наследие Александра в течение 500 лет с момента его смерти до возникновения буддийской культуры не могло бы продемонстрировать плодотворную силу, если бы в этот долгий временной промежуток эллинизм не оказал влияния на архитектуру, скульптуру и произведения искусства завоеванных им земель между Евфратом, Тигром и Индом…», и еще: «…В течение почти 600 лет после смерти Будды не появлялось художественного изображения Просветленного, его почитали лишь в символическом образе, а само изображение возникло с развитием буддизма Махаяны». Таким образом, зарождение буддийского искусства относится к рубежу первого и второго столетия нашей эры.

Прижизненные изображения Будды

В противовес этому есть источники, сообщающие о первых изображениях и статуях Будды, сделанных при его жизни. Так, по просьбе сингальской принцессы, Будда послал ей свой портрет, выполненный на ткани. Некоторые истории и легенды о статуях, изготовленных при жизни Будды, авторы выставки представили в каталоге «Пространство и радость» в главе «История различных стилей».

Вот одна из историй: Будда отправился в далекую Чистую страну Траятримша (Trayatrimsha) – небеса Тридцати Трех Богов, чтобы дать освобождающие поучения своей переродившейся там матери. В это время король Каусамби Удаяна, чтобы продемонстрировать свое уважение, создал скульптурный портрет Будды из сандалового дерева. Когда Будда возвратился назад, король показал ему статую. Эта история запечатлена в рельефе из камня (см. иллюстрацию) в Пакистане, в музее Пешавара – бывшей столице Гандхары. На рельефе король Удаяна стоит (если смотреть со стороны наблюдающего) слева от Будды и показывает ему статую, изображающую Будду в позе медитации.

В то время Будда не разрешал поклонение статуям. На этот факт опираются многие искусствоведы, утверждая, что его первые скульптурные изображения появились в эпоху Гандхары. В IV в. н.э. китайские монахи и путешественники Фа Сянь, Юань-Чжуан и другие, попав в Индию, обнаружили, что этим самым статуям все еще поклоняются в монастыре Йетавана в Шравасти. Согласно Фа Сяню, статуя принадлежала ученику Будды королю Кашалы Прасенаджиту. В 20-й главе своего путевого дневника под заголовком «Доклад о буддийских королевствах» (англ. A Record of Buddhistic Kingdoms, перевод Джеймса Легге, 1886) Фа Сянь сообщает, что он узнал о первой буддийской статуе:

«Будда поднялся высоко в обитель богов Траятримша и учил Дхарме на благо своей матери. Он отсутствовал 90 дней. Ожидая возвращения Будды, король Прасенаджит изготовил из сандала его статую и поставил ее на место, обычно занимаемое Буддой. Вернувшись в монастырь, Будда сказал вышедшей его приветствовать статуе: «Ступай назад, на свое место. Когда я уйду в Паринирвану, ты будешь олицетворять меня для четырех классов моих учеников». И тогда статуя вернулась на прежнее место. Это было самое первое изображение Будды, и с тех пор люди его повторяют».

Согласно этому источнику, Будда не только разрешил почитать собственную статую при жизни, но и дал указание о том, что должно служить образцом для всех последующих изображений. Подтверждением служит и разрешение сделать свое изображение, данное Буддой королю Бимбисаре. Этот рисунок был включен в Колесо Бытия, отражающее центральное учение Будды, и в качестве исключительного подарка передан соседнему королю. При этом Будда настоятельно подчеркнул очень полезное действие этой картины.

Дальнейшее развитие искусства статуй

В своем обширном труде «История буддизма в Индии» историк Таранатха (род. в 1575 г.) посвящает целую главу истории изготовления изображений Будды. Он говорит, что, согласно тексту Виная-васту, изображения и статуи, изготавливаемые художниками в течение первых ста лет после смерти Будды, способствовали распространению иллюзии реального существования отображенных объектов. Немногим позже в Магадхеа были созданы восемь замечательных произведений искусства, среди которых особенно известна статуя Будды в храме Махабодхи в Бодхгайя и статуя Будды мудрости Манджушри. История статуи в Бодхгайеи, на сегодняшний день старейшей в мире статуи Будды, подробно представлена в каталоге выставки «Пространство и радость».

Согласно Таранатхе, король Ашока, правивший Маурийской империей с 272 до 232 год до н.э., после принятия буддизма построил много храмов и ступ. Он создавал изображения Будды и почитал их, чтобы накопить огромное количество хороших впечатлений. Таким образом он хотел очиститься от совершенных им ранее негативных действий. Предсказанный Буддой выдающийся мыслитель Нагарджуна организовал в Индии и Непале множество буддийских центров со статуями Будды, рядом с которыми ставились и статуи Защитников.

Наступившей после падения Империи Маурьев Шунгийской эпохе (II–-I в. до н.э.) также присуще богатое развитие буддийской скульптуры и живописи, особенно на западе индийского субконтинента. Примеры этому находят в пещерных храмах Бхайи (Bhaja) (середина II в. до н.э.) и Карле (Karle) (конец I в. до н.э.) –- в штате Махараштра, также в Удаягири и Кандрагири –- в восточном Ориссе. В те времена основными мотивами художественных композиций были предыдущие жизни Будды, изложенные в джатаках.

На юге Индии во времена правления династии Сатаваханов (II в. до н.э. –- III в. н.э.) на территории сегодняшней Андхра-Прадеш расцветала совершенно самостоятельная художественная школа Амаравати. Чудесные ступы и статуи Будд возведены в Амравати, Джагайджапете (Jagayyapeta) и Нагарджунаконде (Nagarjunakonda). Они похожи между собой и в то же время стилистически сильно отличаются от северо-индийских статуй: они тоньше и Будда часто запечатлен в непривычной позе. Здесь, также очень часто находят изображение Будды в виде символа. Это побудило многих искусствоведов прийти к точке зрения, что в начальный период буддизма Будду вообще не изображали в виде человека. Но как раз тот факт, что здесь находят оба варианта, подтверждает ошибочность этой теории.


Гандхара и ее полная перемен история

Таранатха установил, во всех регионах, где процветало Учение Будды, было много искусных художников, создающих изображения Будды. До наступления настоящей «»эпохи Гандхары»» (I – III в. н.э.) королевство пережило несколько буддийских периодов. Из этого можно сделать заключение, что буддийское искусство существовало там очень давно. К территории Гандхары принадлежали Пешавар, Таксила и соседние области Сват и Памир на северо-западе Пакистана. Эта местность стратегически очень благоприятно расположена, и при этом оказалась на стыке различных культур.

В течение многих столетий Гандхара являлась одной из семи провинций Персии, пока в 326 до н.э. ее не захватил Александр Великий. Уже через 20 лет греческого владычества Чандрагупта, основатель династии Маурья, получил эту область благодаря политически выгодной свадьбе в обмен на 500 слонов. Его внук, король Ашока, из своей резиденции в Паталипутре (сегодня Патна) в 256 до н. э послал буддийского мастера Мадхъянтика (Madhyantika) в Гандхару, таким образом даруя жителям этой области связь с буддизмом. Высеченные на скалах эдикты Ашоки в Шахбаз Гархи, в районе города Мардан, есть и сегодня.

После смерти Ашоки начался распад империи Маурьев. Сначала Гандхара добилась независимости, несколькими десятилетиями позже была завоевана последователями Александра Македонского –- греко-бактрийцами под предводительством царя Деметрия. Их господство продолжалось примерно 200 лет. Согласно найденным монетам можно идентифицировать имена тридцати девяти королей и трех королев этого периода. Среди греческих королей наиболее важную роль сыграл Менандер. Он вел свои войска из Гандхары в Паталипутру и захватил столицу господствующей там династии Шунга (Сунга). Вскоре после этого Менандер встретил буддийского монаха Нагазену и сам стал буддистом. Его вопросы Нагазене и ответы монаха вошли в мировую литературу под названием «Вопросы короля Мелинды» (Melindapanha, ed. V. Trenckner, RAS, London, 1928).

После греков короткое время в Гандхаре господствовали скифы и парфянцы.

Кушанская империя и искусство Матхура

Кушаны, или гуйшуан, – ветвь народа юэчжи, потомки кочевников из различных частей Центральной Азии. Во II веке до н.э. они поселились в районе современной Северной Индии, области Гандхары, Пакистана и в восточных районах Афганистана. Однако регион объединился под единой властью только в I в. н.э.. Наиболее известный царь Канишка I правил в конце I в. н.э. При нем искусство и культура Гандхары достиглио наивысшей точки своего развития, т.к. он был открыт буддизму. В его время первые изображения Будды появились на монетах. Согласно Таранатхе, Канишка созвал большой буддийский совет практикующих различных школ, чтобы исправить ошибочную интерпретацию третьего (или четвертого в зависимости от того, как считать) буддийского собрания.

В Кушанской империи существовало два центра искусств, отличающихся друг от друга по стилю: северный – в регионе Гандхары, с центром в Пешаваре, а позднее – в Таксиле (Такшашиле); и южный – в Матхуре, на юге сегодняшнего Нью- Дели (Уттар-Прадеш). Искусство Гандхары демонстрирует сильное влияние греческой и римской скульптуры, отчасти это результат завоевания Александром Македонским, но вместе с тем и тесных торгово-дипломатических связей с Римом. Скульптуры имеют похожую на тогу одежду, волнистые волосы и прямые римские носы; обычно они выполнены из темно-серого глинистого сланца, стукко (лепнины) или терракоты (керамические).

В противовес северному искусство южного региона Мутхура развилось на основе местных индийских традиций: скульптуры подчеркивают округлые формы тела при минимуме одежды и обычно выдолблены из красного, крапленого песчаника. Позже этот стиль развился в законченные формы периода империи Гупта (IV–VI в. н.э.).

В 1926 году индийский искусствовед Ананда Кумарасвами написал ставшую впоследствии знаменитой статью «Индийское происхождение изображения Будды», опубликовав в журнале американского Восточного общества №46 (of the American Oriental Society 46) стр. 165–-170, в которой он доказывал, что первые изображения Будды не возникли бы в Матхуре, если бы этому не предшествовала школа Гандхары. Подробно об этом можно узнать из его книги «Происхождение изображения Будды» («»The Origin of the Buddha Image»», Munshiram Manoharlal Publishers Ltd, Dehli 2001). Показательно то, что ранние матхурские изображения Будды были найдены в Гандхаре, в то время как влияние Гандхары на Матхуру осуществлялось позднее. Поэтому изображения из Матхуры должны считаться более ранними.

Заключение

Технику изготовления статуй Гандхара переняла у Греции, но содержание искусства было коренным индийским. Оно не отражало греческой истории или легенд. Да и фигуры, сидящие подогнув ноги в позе медитации, не имели греческих или римских прототипов. Бог Аполлон точно не имел 32 главных признаков и 80 дополнительных признаков Будды, наблюдаемых на изображениях эпохи Гандхары. Индийская иконография и качество статуй совершенно разные по сравнению с типичными греческими статуями. Греческие – направлены наружу, натуралистичные и показывали идеальную форму проявления. Скульптура Гандхары служила в первую очередь достижению внутреннего опыта по другую сторону привычного мира.

Поэтому нельзя сказать, что внешность греческого бога Аполлона оказалась прототипом для создания изображения Будды. Скорее имелось выраженное влияние греческой и римской культуры на искусство буддизма. Профессор мельбурнского университета имени Ла Тробы П. Фридландер в опубликованной в сети лекции о буддийском искусстве придерживается взгляда, что открытие в 19-м веке изображений Гандхары западными учеными, рассматривавшими тогда греческое искусство как источник развития любого искусства, привело к появлению предположения, что изображение Будды возникло под действием греческого влияния. Эта точка зрения сохранилась до сегодняшнего дня, так как другие источники едва ли принимались к сведению.

Тем не менее буддийское искусство формировалось не только в эпоху Гандхары, напротив, образ Будды пронизывает распространение буддизма Махаяны. Еще один важный фактор – мнение большинства историков, что Будда, происходя из царственного рода Шакьев, имеет индоевропейское происхождение. На это указывают некоторые главные признаки Будды: атлетическое телосложение и синие, иногда сине-черные глаза. Это тоже дает некие основания говорить о сильном культурном влиянии Европы на все стили буддийского искусства Азии.


Буддийских монахов обучают смирению и терпению, и вот теперь понятно, для чего и каким образом. Тренировать силу воли и терпение монахам помогает древнее, необычное и очень красивое искусство, - выкладывание из разноцветного песка и толченого мрамора картин, которые называются мандалы .


Согласно википедии, мандала в переводе с санскрита означает "круг", и поэтому все картины-мандалы имеют форму круга, а также является настолько священной, что может считаться объектом поклонения, и создается с соответствующими ритуалами. Еще бы, ведь эта картина интерпретируется как модель вселенной!




Большой круг, в него вписанный квадрат, в котором - еще один круг, и это все обильно "сдобрено" символическими изображениями, цветными узорами и таинственными письменами, суть которых известна только самим монахам, а также тем, кто исповедует буддизм. Но это - отдельный разговор, - сейчас нужно сосредоточиться на этих великолепных, даже магических картинах, таящих в себе глубоко философский смысл, доступный лишь избранным.


Мандалы бывают не только плоскими, но и объемными, не только выложенными из песка, но и вырезанными из масла, вышитыми, сплетенными, нарисованными... В старину для получения цветного песка монахи измельчали в специальных ступах разноцветные полудрагоценные камни, - Тибет был богатой страной. Сегодня же в ход идет измельченный и окрашенный разными красками мрамор. Ежегодно в буддистских храмах, в частности, в монастыре Гьюдмед, искусству составления мандалы обучаются 12 монахов, которые затем сдают экзамен в центральном храме.



Сложно себе представить, сколько времени (иногда до нескольких дней) и энергии уходит на рисование одной такой мандалы, необходимой для проведения ритуала. А когда ритуал окончен, выстраданная картина... разрушается. Что ж, монахи наверняка воспринимают этот акт вынужденного вандализма с философским спокойствием. Дескать, все смертно в этом мире - и даже искусство...

Это буддийские демоны/боги из Китая перекочевавшие в японский пантеон.

Художника, к сожалению, не знаю.

1. Хэкидзя 辟邪 - «отпугивающая нечисть», женщина-олень . Это персонификация расцветающей красоты природы, божественный олень приносит весну и разрушает зло.


2.Годзумэдзу 牛頭馬頭 - «рогато-лошадиноголовый» - посланник ада, который является за душами мертвых. Иногда его называют 牛頭鬼馬頭鬼 годзуки-мэдзуки - раздвоенный демон с головой быка и лошади. В Китае называют еще 牛頭馬面 (Годзубамэн) - бычья голова, лошадиное лицо.

Иногда разделяется на 2 самостоятельных демона:

牛頭 人 鬼 Годзудзин-они, кит. - сравнивается с минотавром, один из лидеров демонов в буддийском аду, враг человека, существуют множество легенд о борьбе с ним, в тоже время считается, что карает преступников. Священники, чтобы откупиться от попадания в ад, приносили в жертву корову.


(3.) 馬頭人鬼 Батодзин-они, кит. - человекообразный демон с лошадиной головой, мучит мертвые души в аду, подталкивает людей к скандалам и склокам.

На картинах, они держат в руках оружие хаоса даосов (см. здесь: )


4. Яся, Яша 夜叉 «нечто ночное» (как в окончании имени «Ину-яся», где встречаются всевозможные азиатские демоны), форма имени от санскритского демона Якши. Демонобог-людоед земно-водной стихии из свиты Шивы. Дух опасных вод. Изображается по-разному: от гномов/орков, страшных вурдалаков до соблазнительных вампиров мужского и женского пола. Подстрекатель к жестоким убийствам. Тем не менее, в некоторых храмах его почитают и молят о сохранности детей.


5. Кицунэ-ямато 狐仙 «горная лиса» - коварная демоница, живущая в горах, соблазняющая путников и приводящая их к смерти.


6. (Року)Дзиндзуу (六 ) 神通 «божественное провидение» Дух-персонификация священных вод, дающий просветление, либо дающий 6 сверхъестественных сил:

  • Тэнгэнцу 天眼通 - ясновидение
  • Тэнницу 天耳通 - сверхслух
  • Ташинцу 他心通 - чтение мыслей
  • Сюкумёцу 宿命通 - знать свои прошлые жизни
  • Дзинсокуцу 神足通 - способность левитации
  • Родинцу 漏尽通 - обрести просветление Будды или стать Буддой


7. Нацунэ 无常 «демон непостоянства» - посланник ада, подталкивающий к самоубийству, или вселяющий сомнения тем, кто должен покончить с собой.


8. Ханган 判官 «судья ада» 、 в Японии - глава ада, дьявол, тоже, что и Энма 閻魔 .


9. Рю но дзёсэй 龍の女性 , кит. «леди-дракон» - персонификация мудрости бодхисаттвы, к который должен стремиться каждый буддист.


10. Кэйтэн 刑天 «небесный каратель» - обожествленный желтый китайский император 黄帝 Хуан-Ди - основатель даосизма и китайской медицины, после своей кончины (если вообще жил), обрел почему-то такой облик в глазах художника.


11. Дзиро (ками) 二郎 () , Кэнсэй Дзирошин-кун 顕聖二郎真君 - даосский демонобог военного искусства и борьбы с наводнениями.


12. Шитиро 七郎 , Сётакара-Шитиро 招宝七郎 - покровитель школы дзэн и 7-ми ее искусств - возделывание садов (камней), икебана, чайная церемония, каллиграфия, искусство меча - кэндзюцу, стрельба из лука - кюдо, иайдо (баттодзюцу (по Самураю Х можно вспомнить)) - техника мгновенного убийства, считается одним из путей самосовершенствования - быстро достать меч, зарезать, стряхнуть кровь и убрать в ножны - 4 обязательных пункта, если на честь и мировоззрение дзен-буддиста кто-то покушается.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...