О нательных крестиках и крестном знамении. Преподобный Сергий Радонежский золотых крестов не носил

Нательный крест - это знак, который по традиции носит христианин, этим он напоминает, прежде всего, себе, а не окружающим, что он принадлежит Христу. Христианин - это тот, кто следует за Христом. А следование за Христом - это, прежде всего, несение креста. Не только вот так, буквально, на шее, но и в том, что мы несем крест по жизни.

Во время крещения священник надевает на человека крест – показывая, что тот в таинстве соединяется со Христом. Да, первые христиане крестов не носили, традиция складывалась постепенно. Однако, что касается Руси, в самых ранних археологических слоях исследователи находят древние нательные кресты.

Крест, который превращается в кулончик – вообще за гранью понимания. Для чего он нужен? Спортсмен может снять крест на время соревнования, чтобы ему было удобней выступать, в этом нет ничего дурного, от этого он не перестает быть христианином. А камуфлируя крест под кулончик, он скорее уходит в сторону от Голгофы.

Крутые, богатые, православные

Нательный крест - это большая и серьезная тема. Как можно сделать украшение из того, что являет прообразом мучительной казни и страдания Господа? Мне кажется, это граничит с пошлостью, даже с кощунством, когда те, кто называют себя православными христианами, носят кресты с бриллиантами, огромные золотые кресты на цепях, надевают даже поверх одежды.

Если мы надеваем на шею огромный крест с бриллиантами, «дизайнерский» или нет – не важно, что мы хотим продемонстрировать? Какие мы крутые, богатые? Или какие мы православные? Но веру нельзя продемонстрировать. Те люди, которых убивают в мусульманских странах за верность Христу, вот они истинно становятся сопричастны Кресту. И это уже не демонстрация, а свидетельство.

Крестики на маечках

В советское время, например, наоборот люди скрывали нательные кресты, а порой и не надевали их, дабы кто не осквернил, ведь бывали случаи, когда воинствующие атеисты срывали кресты с верующих. Отец Александр Мень, родившийся в 1935-м году, в «безбожную пятилетку», рассказывал, что его мама вышивала ему и брату крестики на маечках, чтобы крест присутствовал, но воспитатели в детском саду или учителя в школе его не увидели. Иначе крест могли прилюдно с ребенка сорвать, и это самое безобидное, что угрожало тогда верующим.

Сегодня эпоха постмодерна, когда все смешалось, когда люди выставляют напоказ многое, к чему раньше относились со внутреннем целомудрием. Люди перестали быть чувствительны к духовному миру, не умеют правильно воспринимать символы. Наверное, не случайно, именно сейчас появились разговоры, что вот это православный крест, а это - не православный. Нет не православных крестов. Любой крест - это крест, это символ Христа и Его страданий. Просто бывают кресты восьмиконечные, шестиконечные, четырехконечные, процветший крест или крест с орудиями страстей и т.д. Они возникали в разное время, в разной культурной среде. Но все они говорят об одном - о Голгофском кресте.

Преподобный Сергий Радонежский золотых крестов не носил

Я не против того, чтобы нательные кресты были сделаны красиво с художественной точки зрения. История сохранила образцы, которые можно назвать настоящим произведением искусства. И неплохо, если человек покупает себе крест, который удовлетворяет его эстетическим представлениям. Тут дело вкуса и внутренней границы.

Есть кресты с украшениями у священников, которые они получают как некую награду. Но такой крест с украшениями священник должен носить только во время богослужения или в каких-то представительских целях.

Всякое украшение, украшательство, в том числе и награда для духовенства - крест с драгоценными камнями – наследие эпохи барокко, XVIII века, начала Синодального периода, когда важные смыслы стали сводиться к декоративной роскоши, когда и вера стала вырождаться, сводясь к каким-то внешним проявлениям.

Подобная награда духовенству, если смотреть в контексте истории - признак обмирщения Церкви. Потому, что, согласно табелю о рангах, иерей, протоиерей и так далее приравнивались к соответствующим светским «должностям», а крест с украшениями - к светским орденам.

Я говорю это не с призывами срочно от этого наследия отказываться. Просто важно помнить о мере, не превращая глубокий христианский символ в украшение.

Древнерусские кресты по большей своей части были очень простые. Преподобный Сергий Радонежский никаких золотых крестов или крестов с украшениями не носил.


Кроткий монах, который вел аскетичный образ жизни вдали от людей, защитил русских от истребления и рабского существования под татаро-монгольским игом. Игумен Сергий, живя в скромной обители, совершал чудеса исцеления тел и душ, примирял князей и наставлял на путь единомыслия в темное время феодальной раздробленности Руси.


Сергий Радонежский родился в сложное время, когда русские люди пребывали в страхе

Православный святой Сергий Радонежский (Варфоломей при крещении) родился в 1314 году. Эту эпоху следует считать одной из самых тревожных в истории Руси. Тогда население постоянно жило в страхе лишиться своего имущества или не пережить очередное вторжение татаро-монгольских воинов. Ситуация усугублялась тем, что среди княжеской элиты не было единства, владельцы вотчин боролись за власть, проливая кровь соплеменников, наиболее жестоким это противостояние стало в начале XIV века.


Дмитрий Михайлович тверской убивает Юрия московского в Орде. Миниатюра из "Царственного летописца"./Фото: rushist.com

Защитой от жестокой действительности Варфоломею служила горячая вера в Бога, а также христианские книги. Евангелие стало главной темой для размышлений отрока. Заповеди Иисуса Христа являлись для Сергия Радонежского не утопичным красивым учением, а каждодневной работой над собой - в этом состояло различие между юным подвижником и его современниками.


Варфоломей с детства был отмечен благодатью

Первое чудесное знамение случилось еще до рождения святого. Когда его мать Мария, будучи на позднем сроке беременности, присутствовала на воскресном богослужении, младенец трижды заплакал во чреве во время литургии.

Придерживаться поста Варфоломей начал с первых недель жизни - он отказывался от материнского молока в среду и пятницу. А в возрасте 7 лет ему явился ангел в облике старца-монаха, который предсказал, что отныне грамота будет даваться ребенку легко, и он превзойдет своих сверстников в обучении.


Признание Варфоломея о желании уйти в монастырь его отец встретил холодно. Кирилл ожидал от среднего сына продолжения рода и возрождения его славы, поэтому отказался благословить постриг будущего сподвижника. И Варфоломей, не решившись идти против воли отца, смиренно остался жить в его доме и отдался воле Божьей. Лишь после смерти родителей в возрасте 23 лет Варфоломей стал монахом.

Смиренный инок Сергий - реформатор духовной жизни Руси

Варфоломей со старшим братом в лесу построили келью и часовню - так началась отшельническая жизнь монахов. Суровый климат, поиски пропитания, тяжелый ежедневный труд - такими были будни братьев. Стефан через непродолжительное время покинул это место, отправившись в Москву на поиски иного призвания. Сергий же продолжил жизнь монаха-отшельника, отрекаясь от борьбы за место в иерархии.


Монах отрёкся от мирского, но не смог достичь полного уединения в радонежских лесах. О Сергии пошла молва в монашеской среде. Вокруг него начало формироваться сообщество единомышленников, готовых поселиться рядом с ним и служить Господу. Когда число поселенцев достигло 12, желающим присоединиться к общине отказывали, если только один из поселенцев не умирал или не решался покинуть монастырь.

Принципиальным решением Сергия был отказ от принятия подаяний - монахи сами заботились о своем пропитании. Следует признать, что скудная лесная нива не позволяла обеспечить даже самое необходимое для поддержания существования. Когда запасы истощались, происходило необъяснимое - кто-то привозил значимое количество крупы, хлеба и других нехитрых продуктов и поспешно устранялся. Братья считали это чудом и благодарили в молитвах Бога за заботу.

Пустынный монастырь, основанный Варфоломеем, послужил образцом для создания аналогичных в других городах. Преподобный популяризировал аскетичное монашество, без стяжательства и иерархических устремлений.

Как кроткий монах-исихаст спас русский народ

Преподобный Сергий Радонежский имел кроткий нрав. Но этот духовный человек стал влиятельной личностью в обществе помимо своей воли. Одно из важнейших событий в биографии Сергия Радонежского - явление монаху Богоматери в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Это произошло в его скромной келье на Маковце приблизительно в начале 1380 года, незадолго до Куликовской битвы, решающего события в истории Руси.


Богородица сказала, что обитель Сергия будет под защитой. Также исследователи биографии святого утверждают, что Царица Небесная обещала покровительствовать и всей Русской земле. Сергий Радонежский стал проводником и толкователем воли небесной, а также значимой фигурой, объединившей русских князей.

Мамай обстоятельно готовился к битве. Известие о том, что войско Орды движется на русские города спровоцировало большое волнение и всплеск религиозного воодушевления. Московский и владимирский князь Дмитрий Иванович, принимая во внимая численное превосходство татарских войск, просит старца Сергия объявить войну против Мамая священной и призвать на помощь русскому войску всех, кто может держать оружие - крестьян, кожевников, гончаров, кузнецов и прочий люд.

В результате встречи со старцем Сергием Дмитрий получил благословение. Также с разрешения Преподобного к войску присоединились два брата из Маковецкого монастыря. Отправив своих учеников на бой, Сергий нарушил строгие церковные правила. Но это событие сплотило русский народ, продемонстрировав, что сражение с Мамаем - дело каждого человека, даже далекого от военного искусства. В грамотах от Сергия Радонежского русским воеводам говорилось, что они одержат победу над татарами, выживших воинов ждет слава, а погибших - венцы мучеников.


Так и произошло, Мамаево побоище завершилось разгромом татар, многие из русского воинства погибли в героическом сражении. Мамай бежал, союзное литовское войско было в пути к месту сражения, но после известия о разгроме татар повернуло обратно. Убитых в ходе Мамаевого побоища хоронили на протяжении 8 суток. Это была самая значимая победа, с которой началось освобождение от ига и рост самосознания русского народа.

17 марта исполняется 90 лет одному из старейших московских священников протоиерею Герасиму ИВАНОВУ, клирику храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше. Накануне юбилея мы беседовали с отцом Герасимом.


-- Отец Герасим, вы родились в верующей семье?

-- Да, я из старообрядцев. Точно день своего рождения не знаю – у старообрядцев этому не придавали значения, почитали день Ангела. По-настоящему человек рождается в крещении. Крестили меня 17 марта в честь преподобного Герасима Иорданского. В этот же день Церковь празднует память благоверного князя Даниила Московского. Если Бог даст, надеюсь в этом году 17 марта сослужить Святейшему Патриарху в Свято-Даниловом монастыре. А день рождения… Когда паспорт в 16 лет получал, поставил четвертое марта, то есть свой день Ангела по старому стилю. Нашу моленную на Преображенке к тому времени давно заняла милиция (перегородили все, комнаты себе сделали), и когда начальник паспортного стола спросил, где меня крестили, я ответил: «Вот тут, где вы сидите». Он сразу понял, что это правда. А в детстве… Знаете, все-таки без отца очень трудно. Его в гражданскую убили, сражался он против красных, за царя. Мама, помню, еще говорила, что несдобровать нам. Но после гражданской так много было вдов и сирот, и поди разберись, чьи отцы где воевали, когда брат на брата шел. Так что никто нас не тронул, но жили мы очень бедно. У меня три старших сестры было, а брат умер в детстве, еще до моего рождения. Самые светлые детские воспоминания у меня о нэпе. Мама и сестры работали на кустарей, я тоже помогал немножко - мы с мальчишками для одного кустаря чулки сушили. Даст он нам на выходной полтинник, мы накупим всего… Мама говорила, что опять как в старину живем – все на рынке есть и дешево. И отношения человеческие! Идем по рынку, продавщица из палатки маме кричит: «Груня, что же ты мимо проходишь?». «Денег сегодня нет». «Да бери что надо, завтра отдашь». Но недолго это было. Дали частникам чуть-чуть развернуться, а потом всех разгромили, крестьян раскулачили. Опять трудно стали жить. Торговал конфетами, яблоками, сапоги чистил – лишь бы копеечку заработать. Много пришлось испытать, но, слава Богу, не воровал. А в 36-ом поступил в изостудию ВЦСПС к Константину Федоровичу Юону – замечательному художнику, ученику Серова. Не надеялся поступить, туда такой конкурс был – триста желающих, а набирали всего один класс. Но представил я на конкурс свои детские картиночки, и взяли меня в этот класс. Как же я радовался!

-- Несмотря на такое трудное детство, вы успевали рисовать?
-- Любил я рисовать, с детства чувствовал красоту. Наверное, от отца передалось это – он был замечательным резчиком по дереву, делал иконостасы. В тринадцатом году, когда трехсотлетие Дома Романовых праздновалось, он с какого-то старого рисунка скопировал царское кресло, сам его сделал, озолотил. А у меня рисовать получалось, в школе все говорили: ну, Иванов, наверное, художником будет. Конечно, времени не хватало – и работал с малых лет, и дома по бедности сидели все больше впотьмах, а в темноте какое рисование? Но я настойчивый был. А когда поступил в студию, совсем другая жизнь началась. Учился, работал, познакомился со многими интересными людьми, с самим Константином Федоровичем. Во время войны в автомобильном учебном полку служил, но на фронт не попал. Писал плакаты, в конце войны участвовал в оформлении АвтоКА – Автомобильной выставки Красной Армии. Я же в детстве и не мечтал кем-то стать, а тут из нищеты… Ожил немножко. Хотя в тылу во время войны тоже жили очень трудно, но я благодарил Бога, что смог выучиться, стать художником.

-- Вы в детстве сохранили веру в Бога?
-- Веру я получил от мамы. Старообрядцы крепко стояли в вере. Жили мы в полуподвале. Помню, сидим зимой с сестричками на печке, греемся – совсем маленькие были. А мама угли ли разгребает, варит ли что – все время плачет и приговаривает: «Господи! Здесь на расстоянии огонь обжигает, как же там будем гореть? Там же огни неугасаемые». «Мама, неужели все гореть будут?» - спросил я ее. «Нет, кто хорошо жил, в любви к Богу и людям, те, конечно, будут радоваться. Но мы-то, мы-то грешные!..» - до сих пор слышу эти ее слова. Пусть кому-то это покажется диким фанатизмом, но она заронила в душе семена веры. Я не был ни октябренком, ни пионером. Думал, выгонят из школы – не беда, ремеслу выучусь. А уже в хрущевское время я дочку свою оградил от неприятностей: сам пришел в школу, сказал учительнице, что мы верующие люди, и дочка наша вступать в октябрята и пионеры не будет. Директор в РОНО ходил, там сказали: ну раз родители хотят, пусть будет белой вороной. Ребята некоторые сначала смеялись, что Леночка крестик носит, спрашивали учительницу, почему она не пионерка. Но учительница умная женщина была, сказала ученикам, что все в порядке. А потом одноклассники ее полюбили, подружились с ней многие, приходили к нам домой, радовались: «Ой, Лена, как у тебя здорово!» (а у нас иконы были старые, лампады горели). Некоторые признавались, что тоже в церковь ходят (обычно бабушки их водили). Сейчас у нее 16 детей, 12 внуков. Муж священник, наши внуки и правнуки все верующие, один внук уже священник и двое диаконы. Родительское воспитание – самое главное, никакая воскресная школа его не заменит. И мне семинария столько не дала, сколько те мамины живые слова, ее живые слезы.

-- А когда и почему вы перешли из старообрядчества в Православие и решили поступать в семинарию?
-- В армии вместе со мной служил Павел Александрович Голубцов, будущий епископ Новгородский Сергий. Он был искусствоведом, неплохо писал иконы. Так как у него было высшее образование, его раньше отпустили из армии, он буквально за 2 года окончил семинарию, поступил в академию. Реставрировал Богоявленский собор, а когда я демобилизовался и пришел к нему, работа там уже заканчивалась. Но он мне посоветовал ехать в Белоруссию. Сказал: там бедные церкви, и опыт приобретешь, и людям поможешь. Поехал я в Белоруссию просто как художник. Упрямый я был старообрядец, хотя чувствовал, что не все правильно у беспоповцев. Разве ж это дело – всего два таинства (крещение и покаяние) и то только страха смертного ради? Ведь если умирает человек, любой мирянин может крестить. Но все же держался родительской веры. А в Белоруссии помогал реставрировать храмы двум братьям-священникам Базилевичам. И один из них, отец Борис, убедил меня поступать в семинарию. Оставайтесь, сказал, старообрядцем, а закончите семинарию и приведете в Церковь всю свою братию. Зажег он меня. Через миропомазание я присоединился к Церкви и в 51-ом году поступил в семинарию. Мама, конечно, переживала, но потом смирилась с моим выбором. Потом она познакомилась с отцом Сергием (Голубцовым), когда он еще архимандритом был. Но ни сама она, ни сестры к Церкви так и не присоединились. Надо врачевать раскол. А в итоге старообрядцы и у себя в расколе: беспоповцы, поморцы. Я бы предложил всем объединиться и, конечно, лучше всего признать Патриарха. Нравятся вам обряды? Пожалуйста, я сам до сих пор крещусь двумя перстами. И Святейший об этом знает, знали и Патриархи Алексий I и Пимен. Все проклятия сняты – единоверцев Церковь признает.

-- После семинарии вы не сразу приняли сан?
-- Да, меня рукоположили только в 72-ом. Так сложилось... Преподавал у нас протопресвитер Николай Колчицкий из Богоявленского собора. Узнал он, что я художник, позвал расписывать собор. Я даже отдохнуть после семинарии не успел. А после Богоявленского меня в Пермь пригласили. Я же в семинарии портрет Святейшего Патриарха Алексия I написал. Он до сих пор в академии висит. И вот когда приезжал священник из Перми (по-моему, отец Михаил) в академию, увидел портрет, заинтересовался, кто писал, и нас познакомили. Он пригласил меня работать в Пермь. Поехал с семьей – у нас только что дочка родилась. Больше года там работал, расписал кафедральный собор в стиле Васнецова (специально ездил в Киев, делал во Владимирском соборе наброски). В Москву вернулся – меня в храм мученика Трифона на Рижской позвали. С тех пор не искал работу, она сама меня находила. В 60-е настоятель храма Всех Святых на Соколе отец Аркадий попросил некоторые фрески переписать – не нравились ему новые росписи. Я начал под куполом XX век расчищать, и открылись росписи XVII века. Очень аккуратно я все там отреставрировал. Сам Николай Николаевич Померанцев, выдающийся реставратор и искусствовед, говорил потом: вот настоящая профессиональная реставрация!

Но жена меня все уговаривала: «Рукополагайся, нечего все с художниками, они разные, и пьяницы есть». А я отвечал: «Ни ты в матушки, ни я в батюшки не годимся». Но немножко щемило на сердце – все-таки семинарию закончил... Умом понимал, что недостоин, но около 70-ого года написал прошение. Решил, силен Бог, могут и не рукоположить. Продолжал работать, в Печеры ездил (отца Алипия я еще по изостудии знал – мы там вместе учились). А в семьдесят втором, как раз под новый год, меня рукоположили в диаконы и назначили к единоверцам на Рогожское. Двух месяцев не прослужил диаконом, и на Святителя Алексия меня в иереи. Как же я испугался! Какой, думал, я священник, меня с моими знаниями разве что в деревню псаломщиком. Но рукоположили и Патриарх Пимен перевел меня к себе в Богоявленский. Восемнадцать лет я там прослужил.

-- И продолжали писать иконы, реставрировать храмы?
-- Меня многие предупреждали, что священнику некогда будет заниматься искусством. И, наверное, были правы. Но пришел я в собор, увидел голые стены… Реставрировали его постоянно, но каждый год там осыпалось все из-за сырости. Пробил шлямбуром стены, сделал обогрев, и одновременно расписывал храм. Нанимать же художников дорого было. Для чертогов в Патриаршей резиденции написал несколько картин, расписывал там домовую церковь. После Богоявленского собора служил в женском монастыре, потом – в храме Иоанна Воина на Якиманке. Там тоже большую реставрацию сделал. С отцом Николаем Ведерниковым из этого храма мы до сих пор друг у друга исповедуемся. Потом меня перевели в храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, там тогда настоятелем был епископ Красногорский Савва. Он занимался связями с армией, и меня назначили настоятелем в храме Академии Генерального штаба. Я там и сегодня почетный настоятель. Тоже сам писал иконы для этого храма.

Сейчас пишу картину «Спасение России». На облаках Николай Угодник, святители Петр, Алексий, Иов, Филипп, Ермоген, преподобный Сергий, Василий Блаженный, преподобномученица Елисавета Феодоровна, царственные страстотерпцы… А внизу Россия, в центре которой Москва, и все внизу в тумане. Это уже не по заказу пишу, а для себя.

-- Вы верите в будущее России?
-- Хочу верить, у меня же 12 правнуков, но... Мама приучила меня за все благодарить Бога, а ведь родился и рос я в страшное время. Пусть люди будут сыты, живут в достатке, но не надо забывать о Боге, о Страшном Суде. Это здесь мы герои, а там будем ждать, кто бы за нас помолился. Вот и нужно каждому думать, что он оставит после себя, кто будет молиться о его душе. Цель нашей жизни здесь – не накопление, не карьера, а спасение души для вечности. Без веры не только у России, но и у человечества нет будущего. Будет вера – будет спасение. А будет ли, только Богу известно.

Что двигало человеком, работавшим ведущим официальной программы «Время», 19 августа 1991 года впервые рассказавшим в эфире правду о путче, неожиданно снять фильм о преподобном Сергии Радонежском и воссоздать его реальный облик? Новый фильм Сергея Медведева и Ольги Кушаковской, премьера которого состоится в среду, 16 июля в 18:50 на Первом канале, позволит ответить на вопросы, о которых мы даже не задумывались: почему именно сегодня наступило время величайшего подвижника Земли Русской? какие чудеса совершал и, более того, совершает Великий старец? В преддверии выхода фильма журнал "Редкие земли" публикует эксклюзивное интервью с Сергеем Константиновичем Медведевым о том, как создавался фильм, и о чудесах, проходивших во время съемок.

Сергей Константинович, давайте поговорим о вашем новом фильме о великом святом Сергии Радонежском. Я знаю, вы нашли уникальных людей, которым в наше время являлся преподобный Сергий?
Вообще проект получился уникальный. Мы думали, как сделать картину интересной современному зрителю. Ведь сейчас его довольно трудно заинтриговать событиями давнишними, а теми, что были семь веков назад – совсем тяжело. Но зрители, интересующиеся нашей историей, откроют для себя, я уверен, много нового. В чем же наше ноу-хау? Мы задались целью воссоздать облик реального человека - Сергия Радонежского. Первоначально была такая глобальная задача. Мы хотели привезти в Троице-Сергиеву Лавру сложное оборудование и сделать, не вынимая мощей из раки Сергия Радонежского, снимки его черепа. И уже по черепу с помощью ученых, годами наработанных методов воссоздать облик великого православного святого. К сожалению, церковные иерархи воспротивились этому, считая подобные действия кощунством. Но мы не отступились. Делая фильм к 700-летию великого святого, мы все-таки должны дать людям представление, что это был за человек. Мы имеем много иконописных изображений Сергия Радонежского, живописных портретов, достаточно вспомнить художника Нестерова. Но все они выполнены в определенном стиле, который диктует традиция. А если мы получаем хоть какое-то видеоизображение или хотя бы формальное изображение человека, мы уже о нем судим немножко по-другому. Вместе с режиссером Ольгой Кушаковской мы придумали такой вот «антинаучный метод». Есть много людей – наших современников, которым святой Сергий являлся в определенные переломные моменты их жизни, и они запомнили, как он выглядит. И мы задались целью найти этих людей. И нашли – всего несколько человек.

Отец Павел Великанов , настоятель храма Параскевы Пятниц: "…И, несмотря на то, что бежал он от славы, эта слава его обгоняла. Он бежал от власти - его власть оказывалась гораздо сильнее, нежели чему многих мира сего. И все житие Преподобного Сергия, оно во многом парадоксально".

Как же вам удалось их найти?
С помощью Церкви, потому что все они - прихожане, которые не скрывали своих видений. Сразу оговорюсь, это нормальные люди, с нормальной психикой, я с ними беседовал и до начала эксперимента, и после. Могу со всей откровенностью сказать, что они отдают себе отчет в том, что видели и в чем участвовали… Так вот, мы привлекли ученых из лаборатории Михаила Герасимова, где профессионально занимаются воссозданием облика исторических личностей, начиная от Тамерлана. Ученые согласились, им это было интересно, они впервые принимали участие в подобном эксперименте. Ведь до этого они всегда работали с конкретными археологическими артефактами. Надо сказать, учеными из лаборатории Герасимова наработан гигантский опыт воссоздания скульптурного, объемного изображения человека. И мы задались целью сделать такое же объемное изображение преподобного Сергия. В лаборатории используют порядка 200 специфических параметров. Я спросил: как вы можете по черепу определить, например, курносый нос был у человека или, допустим, крючковатый? Мне ответили: это очень просто. Достали циркуль, измерили на черепе определенные расстояния и объяснили, что есть некие длины треугольника, которые передают форму, если речь идет о том же носе, например. Нужно просто измерить определенное расстояние между костями черепа. Это, кстати, ноу-хау наших ученых. И вот, используя эти параметры (их, как я уже сказал, около 200), ученые и провели опрос наших свидетелей.

И какой нарисовался портрет?
Вот какой. Сергий Радонежский был светловолосым человеком с глубоко посаженными светлыми глазами, бородой, впалыми щеками, выдающимися скулами и т.д. Что удивительно, описания участников эксперимента, хотя они друг друга не видели, в основных чертах совпали. И вот, когда весь массив информации был собран, Елизавета Веселовская, научный сотрудник лаборатории Михаила Герасимова, приступила к работе. И стала воссоздавать скульптуру Сергия Радонежского.

Наверное, у многих сотрудников этой лаборатории есть художественное образование?

Я, кстати, этим поинтересовался. Мне ответили: представьте себе, ни у одного человека! Я спросил: а как же вы лепите такие объемные вещи? Оказывается, когда знаешь все параметры, довольно легко по этим пропорциям даже непрофессиональному художнику вылепить голову, скульптурный портрет человека. Это, конечно, не в художественном смысле портрет, он просто передает правильные соотношения всех черт лица, параметры его. Но там нет характера. Хотя наш скульптурный портрет получился даже с характером.

Сергей Константинович, расскажите о восстановленном Варницком монастыре!
К юбилейным торжествам в честь преподобного Сергия Радонежского Варницкий монастырь, построенный на месте рождения Сергия, находился в жутком состоянии, просто в руинах. И было принято решение о его воссоздании. В фильме вы увидите этот монастырь, с разных сторон, но особенно красив он сверху. Посмотрев фильм, некоторые люди нам говорили: какая красивая модель! Но это не модель, это реальный монастырь, который воссоздали только что. Рядом с ним стоит крест, где маленькому Сергию явился старец, который указал ему будущий его путь. В этом монастыре сейчас большая школа, около 80 учеников воспитываются в православном духе. Мы с большим волнением думали, а что же нам делать дальше со скульптурой Сергия Радонежского? Мне хотелось, чтобы она получила какую-то дальнейшую жизнь, а не просто осталась в стенах телекомпании «Останкино». Чтобы верующие и все, кто интересуются историей, увидели ее. И отец Пимен, настоятель Варницкого монастыря, сказал, что они с удовольствием примут эту скульптуру. Однако в Троице-Сергиевой Лавре есть Музей академии с огромным количеством уникальнейших экспонатов. Там сказали, что тоже возьмут нашу скульптуру с большим удовольствием. Мы подумали, посоветовались и решили, что в Троице-Сергиевой Лавре ей самое место. И вот завершающий этап в создании и съемках фильма - это как раз передача, такой торжественный акт, скульптурного изображения Сергия Радонежского в Музей академии. …Вообще, когда смотришь на него, чувствуешь некую силу, которая придает силы и тебе. Это мое личное ощущение, но так оно и есть. Надеюсь, те, кто придет в Лавру и попадет в Музей, испытают такие же чувства.

Ваш фильм повествует не только о том, как создавалось скульптурное изображение Сергия Радонежского и отстраивался заново Варницкий монастырь, верно?
Когда мы взялись за дальнейшую работу и стали кинематографическим способом писать портрет Сергия, мы нашли много уникальных и интересных историй, связанных с великим святым и с сегодняшним днем. Очень хотелось привязать его к сегодняшнему дню. И тут мы натолкнулись на настоящий детектив. Когда началась атеистическая кампания, большевики придумали, что одним из самых мощных идеологических рычагов по перевоспитанию населения будет вскрытие святых мощей, которые в большом количестве находились в наших монастырях и храмах. Естественно, первым делом они должны были при огромном стечении народа, в присутствии кинематографистов (эти кинокадры сохранились до наших дней) запечатлеть вскрытие мощей преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Тем самым продемонстрировать всем, что ничего в том святого нет, что это фетиш и «обман простого народа попами». Вся их аргументация известна. Посчитали, что вскрытие мощей именно Сергия Радонежского должно нести на себе наибольший идеологический заряд, потому что это один из самых почитаемых святых. Но к вскрытию готовились и те, кто считал, что это кощунство нужно предотвратить. Опять все началось с видения. За 300 км от Лавры, в Тульской губернии, графине Софье Владимировне Олсуфьевой во сне явился Сергий. Он был немногословен и сказал: все срочно бросайте и езжайте в Сергиев Посад. Она поняла, что готовится нечто неладное, и поехала к старцу Анатолию Потапову, чтобы он ей это видение растолковал. Старец сказал: мол, ничего здесь бесовского нет, нужно срочно ехать туда, надвигается беда. И буквально за несколько дней до большевистского шоу мощи Сергия были выкрадены. Их выкрали и подменили на… останки князя Трубецкого. Сделали это выдающиеся люди своего времени, причем проходила вся операция ночью. Участвовали - философ Павел Флоренский и искусствовед Юрий Александрович Олсуфьев. Собственно, они и входили в первую советскую комиссию по охране ценностей Лавры. Они считали главным делом своей жизни на тот момент – спасти мощи. Все происходило в Лазареву субботу, 11 апреля 1919 года. Все иерархи Лавры отказались вскрывать гробницу, поручили это иеромонаху Ионе. Вот, собственно, он и раздевал, разоблачал не с благословения, но кому-то ведь это нужно было делать. Этот жребий выпал ему… И когда мощи были вскрыты – к ужасу одних и ликованию других – был обнаружен полусгнивший череп с прядью рыжеватых волос. Большевистские пропагандисты громко закричали: вот, смотрите, мощи ваши сгнили, чему вы поклонялись, вас дурачили?! Они посчитали, что акция удалась… О том, что совершилась подмена, знали три человека. Кроме Павла Флоренского и графа Олсуфьева, еще и наместник Лавры. Именно они выкрали главу Сергия, и началось ее длинное-предлинное путешествие во времени и пространстве. Сначала глава Сергия Радонежского была закопана в огороде, затем хранилась даже в кадке из-под фикуса. Эти люди делали все, чтобы спрятать главу святого и не отдать ее на поругание. Мы постарались пройти весь путь главы преподобного Сергия. В конце концов, она оказалась в храме, который был самым ближайшим храмом от передовой, когда немцы подошли к Москве. И Сергий, как мне представляется, сыграл немалую роль, чтобы защитить Москву и наше государство от фашистских захватчиков… А много позже, кстати говоря, мощи Сергия побывали даже в космосе.

Неужели?
Да, их брали в космос, и Сергий Радонежский - это единственный святой, который облетел нашу Землю на космическом корабле.

Что было с самой Троице-Сергиевой Лаврой в годы Советской власти?
Во что ее только не превращали! Там был и клуб, и общежитие, там снимали знаменитый фильм Александрова «Светлый путь» с Любовью Орловой в главной роли. В той картине есть кадр, где героиня Орловой Дуня-ткачиха разговаривает по правительственной связи по телефону, который приколочен прямо к уникальнейшей фреске Лавры. Так вот, мы для своих съемок принесли в Лавру похожий телефон, и «воссоздали» в нашем фильме эту трагикомическую сцену…

О каких еще драматических моментах в истории преподобного Сергия, нашей истории вы рассказываете в своем фильме?
Вся история Сергия Радонежского полна драматизма. Двадцатилетним парнем он ушел в лес с братом. Это было тяжелейшее время для России, страна находилась под татаро-монгольским игом. Семья его была не из самых богатых, хотя жили они, наверное, чуть лучше других. Но, как и все, под дамокловым мечом: в любой момент к ним могли явиться татары, забрать что угодно, увезти их самих в Орду и не вернуть, или в качестве воспитательной меры просто держать там много месяцев. Россия тогда, собственно, была не Россией, а отдельными княжествами. Мамай и Орда – вот где был центр власти, и любое выступление против действующей власти каралось самыми жестокими методами. Параллельно этому все русские князья воевали друг с другом. Княжества были самостоятельными государственными единицами. Был общий враг – татаро-монголы, захватчики, но были еще враги покруче – соседние князья. Тверь воевала с Москвой, Рязань с Ростовом и с той же Тверью. И никак они не могли найти общий язык. И считалось делом хорошим, если татары по твоему же навету нагрянут на соседнее княжество, выжгут там все, увезут женщин, заберут самое ценное. Обстановка была просто ужасающая!.. Сергий открыл в себе какую-то возможность многое видеть, многое слышать и многое предугадывать довольно неожиданно. Именно поэтому он ушел в лес. Не потому что не хотел жить с родителями, не потому что боялся тягот жизни, в том числе и политической. Нет, он увидел в себе нечто такое, что отличало его от других. И он ушел в лес молиться. Сначала вырыл себе землянку, потом стал потихонечку обустраиваться. К нему приходили дикие звери. Есть известная фреска в Троице-Сергиевой Лавре, где к нему приходит медведь. Он уживался с ним. Какой же силой духа нужно было обладать! Сила духа у Сергия была удивительная, необыкновенная. Благодаря ей он и выжил в суровом лесу. И мало того, что выжил, своим образом жизни, истовым молением, своим справедливым взглядом на то, что происходит вокруг, он стал привлекать к себе других. К нему начали приходить его современники, не те, кто хотел спрятаться от татар, а те, кто стремился жить по справедливости, кто хотел общаться с Богом, кто поверил в исключительность Сергия. А сам святой никогда не искал себе каких-то регалий, никогда не хотел быть руководителем. Все, кто жил рядом с ним, – они были равны. И это было необыкновенно для того времени… Об этом, в частности, мы тоже рассказываем в своем фильме.

Архимандрит Тихон Шевкунов, наместник московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря: " Преподобный Сергий Радонежский был, наверное, первым абсолютно свободным человеком на Руси с периода татаро-монгольского нашествия. Он смог подняться до этого совершенно удивительного уровня свободы! Ведь когда он давал благословление Дмитрию Донскому на противодействие войскам Мамая, я думаю, это было очень неоднозначно воспринято, в том числе и в русском обществе. Это был наш, в глазах людей, практически законный хозяин".

Как вы охарактеризуете Сергия Радонежского как человека?
Может быть, это не очень корректно, но я бы назвал его человеком с уникальными способностями. Чтобы для современного читателя было понятно, мы сравним его с даром Ванги. Только еще более мощным, потому что он мог видеть людей на расстоянии, мог слышать, что происходит, мог передать в деталях, что за событие происходило за много-много километров. Яркое свидетельство тому – Куликовская битва, когда преподобный, будучи у себя в обители, сказал, кто погиб, назвал их по именам, описал, как проходила битва. Это потрясающе! Конечно, вот эти уникальные способности плюс удивительный характер Сергия – мягкий, добрый. Он мог прощать, ни на что не обижаться, и поэтому люди стремились, тянулись к нему. Чаще сам Сергий уходил от людей, и было много случаев, когда он исчезал из обители, вместо того, чтобы изгнать каких-то нарушителей или людей недобрых. Своим примером он показывал братии, как можно жить, как нужно жить в мире, в справедливости и добре. И получилось так, что этот человек стал самым авторитетным старцем не только для простого люда, но и для князей. К нему князья ездили за советом. Они прислушивались к его слову. Сергий был не просто дипломатом, умеющим найти общий язык с людьми, которые никак не могли найти его между собой, но и человеком, умеющим убеждать. Он находил аргументы, весомые с точки зрения князя, главы того или иного княжества. Сергий Радонежский не только лечил и помогал людям, но, как я уже говорил, мог видеть исход того или иного события и явления, очень важного для тогдашней современной жизни. Именно он благословил князей на бой – на знаменитую Куликовскую битву. Именно он объединил их перед этой битвой. В знак своего одобрения и благословения преподобный Сергий направил Пересвета и Ослябю – своих послушников, могучих ратников - для помощи объединенному войску. До сих пор неясно, какую рать удалось собрать русским князьям и сколько врагов противостояло в Куликовской битве нашим воинам. Мы, перерыв множество источников, решили, что перевес был у татар - на 30-40 тысяч человек. Но, возможно, что силы были и равные… Однако с исторической точностью мы знаем, чем закончилась эта битва и какое она имела значение для объединения княжеств, для укрепления духа, который уже совсем пал у наших соотечественников. Все пали духом! Думали, что Орда, иго – это навсегда. То есть, люди рождались порабощенными и умирали в таком же состоянии. И значение Сергия в этом смысле огромно. Он знаменит не только тем, что благословил на битву наших князей, он начал, я считаю, воссоздание нашего государства.

Николай Бурляев, заслуженный артист России: "Мы ищем все идею, а она в нем выражена: в Сергии Радонежском. Ведь что он говорил – только любовью и единением мы можем спастись, что и вышло на Куликовом поле. Ведь так подумать – ну обычный человек по физическим данным. Но сколько от него пошло!"

Сергий ведь был и строителем огромного количества монастырей!
Да, а монастыри в то время являли собой некие духовные центры. Только ученики преподобного основали 50 монастырей. Вы можете себе представить, что это было? Если нарисовать эти монастыри на карте, соединить их линиями, то получим некий скелет новой российской государственности. На мой взгляд, именно они объединяли вокруг себя и людей, и земли. Они учили, образовывали, воспитывали и много еще чего делали. И это были не просто монастыри, куда уходят служить Богу, закрываются от внешнего мира и живут отдельно от светской власти, от государственных институтов. Это были центры образования, центры политики, потому что тогда Церковь не была отделена от государства, и церковные иерархи всегда принимали участие в государственных делах. И вот Сергий как раз и дал толчок этому общему движению. Конечно, после Куликовской битвы было еще много битв и, в основном, проигранных, конечно, Орда еще долго свирепствовала и властвовала на землях князей русских. Но именно тогда, повторюсь, был дан Сергием Радонежским мощный толчок к возрождению государства, к движению, к прогрессу, свободе и справедливости.

Я знаю, что много чудес случалось во время ваших съемок…
Мы нашли уникальную церковь недалеко от Ростова, она полностью рубленная, деревянная. Стали снимать несколько эпизодов, достаточно важных. И в этот момент начался пожар. Это был такой рукотворный пожар - у нас ведь принято выжигать траву. А травы там было много… Мы поначалу ничего не видели, но вдруг эта деревянная церковь вся наполнилась дымом. И люди закричали: все, бегите, горим! Кто-то выбежал наружу и увидел, что огромная стена огня надвигается прямо на храм. Фронт огня был несколько километров, а высота пламени - намного выше человеческого роста, метра четыре-пять. Это все у нас запечатлено на пленке. И вы можете себе представить, этот фронт остановился прямо перед храмом. Он шел с огромной скоростью, но вдруг перед храмом встал, как вкопанный!.. Я считаю, Сергий Радонежский нам в тот момент помог. Потом приехали пожарные, стали разматывать шланги, тушить, но главное-то произошло. Возник некий образ. В фильме мы хотели как-то образно сказать о том, как ордынцы выжигали наши земли. И это пламя, которое мы снимали с вертолета, со всяких других ракурсов, пламя, дочерна выжигающее нашу землю, и стало образом Орды и той политики, которую проводили ордынские ханы на завоеванных территориях, бесконечно унижая наш народ, обирая его до последней нитки…

В вашем документально-игровом фильме играют профессиональные актеры?
Всегда очень сложно работать с историческими персонажами, которых нет в хронике, на фотографиях. Поэтому мы подобрали непрофессиональных актеров, местных жителей, которые приблизительно похожи на портреты своих героев. Но человек, который сыграл Сергия, на 95% похож на тот портрет, который воссоздали ученые из лаборатории Герасимова. Сразу скажу, он не священник.

Сергей Константинович, вы затронули в фильме еще такое явление как старчество…
Мы глубоко не раскрывали эту тему, потому что нет возможности за 52 минуты картины рассказать обо всем. Но, если кто не знает, Троице-Сергиева Лавра еще и центр старчества. Там на сегодняшний день живут восемь старцев. Это самые авторитетные, самые уважаемые не только в церковной, но и в светской среде люди. В какой-то степени они, как и Сергий Радонежский, наделены определенными способностями, которых нет у других. Один бесов изгоняет, другой лечит от каких-то внутренних болезней, третий видит, что с тобой произойдет через несколько лет. Можно к этому скептически относиться, можно в это не верить. Но в нашей картине есть герои, кто лично соприкоснулся со старцами, они рассказывают об этом достаточно просто и убедительно. О том, что с ними после этих встреч произошло. Я сам несколько раз встречался со старцами и знаю, что это люди далеко не простые. Хотя кажется, что проще них и в жизни-то нет никого… Один яркий пример. Пришла наша съемочная группа. Старец посмотрел на всех, потом на ассистента оператора и говорит: «А ты что же ко мне без креста пришел?» То есть, старец не только видит человека насквозь, он видит и то, что у него внутри. К моему сожалению, институт старчества сужается, этих уникальных людей становится все меньше. Не знаю, с чем это связано, но это есть. Поэтому к ныне живущим старцам надо относиться с большим уважением и поддерживать их максимально. Они ведут огромную работу, если хотите, они являются духовными отцами не только той обители, где находятся, но и всех близлежащих территорий, населенных миллионами людей.


Что-то изменилось в вашей жизни, когда вы снимали этот фильм? Или у вас с Сергием Радонежским давняя связь?
Это мой любимый святой. И я тоже Сергий, меня не случайно так назвали, в честь Сергия в том числе. У нас почти совпадают дни рождения. Вообще Сергий Радонежский - это уникальное явление в нашей истории и надо относиться к нему не просто как к святому, некой иконе, а как к реальному человеку, который сильно повлиял на ход нашей истории. Если бы не было Сергия - кто знает, как бы мы жили сегодня…

Сергей Константинович, должны ли советоваться люди, которые находятся у власти, с людьми духовными, с теми же старцами? Вот вы работали с Борисом Николаевичем Ельциным. Советовался ли он?
У него было огромное количество советников. А был ли у него духовник, я не знаю. Вообще большую часть жизни Борис Николаевич был атеистом, партийным функционером. Но то, что решения в верхних эшелонах власти принимаются не спонтанно, я могу вас уверить на все сто процентов. Огромное количество аналитических материалов, советов с теми или иными представителями того или иного направления предшествуют любому решению. Это надо быть настоящим безумцем, чтобы в современном мире волюнтаристски принимать те или иные решения, связанные с геополитическими проблемами.

Можно ли, находясь у власти, оставаться духовным человеком и руководствоваться духовно-нравственными критериями?
Это вопрос философский. Власть - очень тяжелая ноша. И человек, который находится у власти, должен от чего-то отказываться. Иногда даже от сострадания к меньшему количеству людей, чтобы спасти большее количество. Но есть властители и правители, у которых совсем другие принципы. Можно вспомнить всех завоевателей, начиная от Александра Македонского и кончая Наполеоном и Гитлером. Какими принципами они руководствовались, когда их войска выжигали и завоевывали огромные пространства? Современная политика тоже дает нам богатую пищу для размышлений.

Текст: Роксолана Черноба

Имя: Сергий Радонежский (Варфоломей Кириллович)

Возраст: 78 лет

Деятельность: иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей

Семейное положение: не был женат

Сергий Радонежский: биография

О жизни Сергия Радонежского, иеромонаха Русской церкви, реформатора монашества на севере Руси и основателя Свято-Троицкого монастыря, известно немногое. Все, что мы знаем о «великом старце», причисленному к лику святых, написано его учеником монахом Епифанием Премудрым.


Позже житие Сергия Радонежского было отредактировано Пахомием Сербом (Логофетом). Из него наши современники черпают информацию об основных вехах биографии церковного деятеля. В своем жизнеописании Епифаний сумел донести до читателя суть личности учителя, его величие и обаяние. Воссозданная им земная стезя Сергия дает возможность понять истоки его славы. Его жизненный путь показателен тем, что дает понять, как легко преодолеваются любые жизненные трудности с верой в Бога.

Детство

Дата рождения будущего подвижника точно не известна, одни источники называют 1314 г., другие – 1322 г, третьи склоняются к тому, что Сергий Радонежский появился на свет 3 мая 1319 г. При крещении младенец получил имя Варфоломей. По древнему преданию, родителями Сергия были боярин Кирилл и его жена Мария, проживавшие в селе Варницы в окрестностях Ростова.


Их усадьба располагалась недалеко от города – в местах, где впоследствии был возведен Троицкий Варницкий монастырь. У Варфоломея было еще два брата, он был средним. В семь лет мальчика отдали учиться. В отличие от смышленых, быстро схватывающих грамоту братьев, обучение будущему святому давалось с трудом. Но случилось чудо: удивительным образом отрок познал грамоту.


Это событие описывает в своей книге Епифаний Премудрый. Варфоломей, желая научиться читать и писать, подолгу и с усердием молился, просил Господа вразумить его. Однажды перед ним явился старец в черной ризе, которому мальчик поведал о своей беде и попросил, чтобы тот помолился за него и попросил помощи у Бога. Старец пообещал, что с этой минуты отрок будет писать и читать и превзойдет своих братьев.

Они вошли в часовню, где Варфоломей уверенно и без запинки прочитал псалом. Затем они оправились к родителям. Старец рассказал, что их сын отмечен Богом еще перед родами, когда она пришла в церковь на службу. Во время пения литургии ребенок, находясь во чреве матери, три раза прокричал. На этот сюжет из жития святого живописец Нестеров написал картину «Видение отроку Варфоломею».


С этого момента Варфоломею стали доступны книги о житии святых. При изучении Святого писания у отрока появился интерес к церкви. С двенадцати лет Варфоломей много времени посвящает молитве и соблюдает строгий пост. По средам и пятницам он голодает, в остальные дни ест хлеб и пьет воду, молится ночами. Марию беспокоит поведение сына. Это становится предметом споров и разногласий между отцом и матерью.

В 1328-1330 годах семья столкнулась с серьезными материальными проблемами, обеднела. Это стало причиной того, что Кирилл и Мария с детьми перебрались в Радонеж – поселение на окраине княжества Московского. Это были нелегкие, смутные времена. На Руси властвовала Золотая орда, творилось беззаконие. Население подвергалось регулярным набегам и облагалось непосильной данью. Княжествами управляли князья, назначенные татаро-монгольскими ханами. Все это стало причиной переезда семьи из Ростова.

Монашество

В 12-летнем возрасте Варфоломей принимает решение постричься в монахи. Его родители не стали препятствовать, но выставили условие, что монахом он сможет стать только тогда, когда их не станет. Варфоломей был их единственной опорой, так как другие братья проживали отдельно со своими детьми и женами. В скором времени родители скончались, поэтому ждать пришлось недолго.


По традиции тех времен перед кончиной они приняли иноческий постриг и схиму. Варфоломей отправляется в Хотьково-Покровский монастырь, в котором находится его брат Стефан. Он овдовел и принял постриг раньше брата. Стремление к строгой монашеской жизни привело братьев на берег реки Кончуры в урочище Маковец, где ими была основана пустынь.

В глухом бору братья построили деревянную келью из бревен и маленькую церквушку, на месте которой в настоящее время стоит собор Святой Троицы. Брат не выдерживает отшельнической жизни в лесу и перебирается в Богоявленский монастырь. Варфоломей, которому было всего 23 года, принимает постриг, становится отцом Сергием и остается жить в урочище в полном одиночестве.


Прошло немного времени, и в Маковец потянулись иноки, образовалась обитель, по прошествии лет ставшая Троице-Сергиевой лаврой, существующей и поныне. Ее первым игуменом был некий Митрофан, вторым игуменом – отец Сергий. Настоятели обители и ученики не брали подаяний от верующих, живя плодами своего труда. Община разрасталась, вокруг монастыря селились крестьяне, осваивались поля и луга, а прежняя заброшенная глухомань превратилась в обжитую территорию.


Подвиги и слава монахов стали известны в Царьграде. От Патриарха вселенского Филофея преподобному Сергию был послан крест, схима, параман и грамота. По совету Патриарха в монастыре вводится киновия – общинножительный устав, принятый впоследствии многими обителями Руси. Это было смелое нововведение, так как в то время монастыри жили по особножительному уставу, по которому иноки обустраивали свою жизнь так, как им позволяли средства.

Киновия предполагала имущественное равенство, питание из одного котла в общей трапезной, одинаковую одежду и обувь, повиновение игумену и «старцам». Такой способ жизни был идеальным образцом отношений среди верующих. Монастырь превратился в самостоятельную общину, жители которой занимались прозаическими крестьянскими работами, молились о спасении души и всего мира. Утвердив устав «общего жития» в Маковце, Сергий стал внедрять животворную реформу в других монастырях.

Монастыри, основанные Сергием Радонежским

  • Троице-Сергиевая Лавра;
  • Старо-Голутвин близ Коломны в Московской обл;
  • Высоцкий монастырь в Серпухове;
  • Благовещенский монастырь в г. Киржач, Владимирской обл;
  • Георгиевский монастырь на р. Клязьме.

Последователи учений святого основали еще более сорока монастырей на территории Руси. Большая их часть строилась в лесной глуши. Со временем вокруг них появились деревни. “Монастырская колонизация”, начатая Радонежским, позволила создать опорные пункты для освоения земель и развития Русского Севера и Заволжья.

Куликовская битва

Сергий Радонежский был великим миротворцем, внесшим неоценимый вклад в единение народа. Тихими и кроткими речами он находил дорогу к сердцам людей, призывая к послушанию и миру. Он примирял враждующие стороны, призывая к подчинению князю московскому и объединению всех земель русских. Впоследствии это создало благоприятные условия для освобождения от татаро-монголов.


Велика роль Сергия Радонежского в битве на Куликовском поле. Перед боем Великий князь пришел к святому помолиться и попросить совета, богоугодное ли дело воевать русскому человеку против безбожников. Хан Мамай и его громадное войско хотели поработить свободолюбивый, но охваченный страхом, русский народ. Преподобный Сергий дал князю благословение на битву и предрек победу над татарской ордой.


Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Вместе с князем он отправляет и двух иноков, нарушая тем самым церковные каноны, запрещавшие монахам воевать. Сергий был готов пожертвовать спасением своей души ради Отечества. Русское войско одержало поеду в Куликовской битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Это стало еще одним свидетельством особой любви и покровительства Божьей матери на Русской земле. Молитва Пречистой сопровождала всю жизнь святого, его любимой келейной иконой была “Богоматерь Одигитрия” (Путеводительница). Не проходило дня без пения акафиста – хвалебного песнопения, посвященного Богородице.

Чудеса

Восхождение по пути духовного совершенствования подвижника сопровождалось мистическими видениями. Ему виделись ангелы и райские птицы, небесный огонь и божественное сияние. С именем святого связывают чудеса, которые начались еще до рождения. Первое чудо, о котором упоминалось выше, произошло во чреве матери. Крик младенца слышали все, кто находился в церкви. Второе чудо связано с неожиданно раскрывшимися способностями к знаниям.


Вершиной духовного созерцания стало явление Пресвятой Богородицы, которого удостоился святой старец. Однажды, после самозабвенной молитвы перед иконой, его озарил ослепительный свет, в лучах которого он увидел Пречистую Богородицу в сопровождении двух апостолов – Петра и Иоанна. Монах упал на колени, а Пречистая прикоснулась к нему и сказала, что услышала молитвы и будет впредь помогать. После этих слов она вновь стала невидимой.


Явление Пресвятой Богородицы было хорошим предзнаменованием для монастыря и всей Руси. Предстояла большая война с татарами, люди находилиь в состоянии тревожного ожидания. Видение стало пророчеством, доброй вестью о благополучном исходе и грядущей победе над ордой. Тема явления Богородицы игумену стала одной из самых популярных в иконописи.

Смерть

Жизненный закат Сергия, который дожил до глубокой старости, был ясным и тихим. Его окружали многочисленные ученики, он был почитаем великими князьями и последними нищими. За полгода до смерти Сергий передал игуменство ученику Никону и отрешился от всего мирского, «начал безмолствовать», готовясь к смерти.


Когда недуг стал одолевать все сильней, в предчувствии ухода он собирает монашескую братию и обращается к ним с наставлением. Просит «иметь страх Божий», хранить единомыслие, чистоту души и тела, любовь, смирение и страннолюбие, выражающееся в заботе о нищих и бездомных. В мир иной старец отошел 25 сентября 1392 г.

Память

После кончины троицкие монахи возвели его в ранг святых, называя преподобным, чудотворцем и святителем. Над могилой святого был построен каменный собор, названный Троицким. Стены собора и иконостас расписывала артель под руководством . Старинные росписи не сохранились, на их месте в 1635 г. были созданы новые.


По другой версии канонизация Радонежского состоялась позже, 5 (18) июля, когда были обретены мощи святого. Мощи по сей день находятся в Троицком соборе. Его стены они покидали только при сильнейшей угрозе – во время пожаров и наполеоновского нашествия. С приходом к власти большевиков мощи были вскрыты, а останки хранились в Сергиевском историко-художественном музее.

Скромный радонежский игумен обрел бессмертие в памяти последователей, всех верующих и в истории государства. Святого считали своим заступником и покровителем московские цари, посещавшие богомолья в Троицком монастыре. К его образу обращались в тяжелые для русского народа времена. Его имя стало символом духовного богатства России и народа.


Датами памяти святого является день его кончины 25 сентября (8 октября) и день прославления святых иноков Троице-Сергиевой Лавры 6 (19) июля. В биографии святого есть множество фактов самоотверженного служения Богу. В его честь построено множество монастырей, храмов и памятников. Только в столице 67 храмов, многие строились в XVII-XVIII в. Есть они и за границей. Написано множество икон и картин с его образом.

Чудотворная икона «Сергий Радонежский» помогает родителям, когда они молятся о своих детях, чтобы те хорошо учились. В доме, где есть икона, детки находятся под его покровительством. К помощи святого прибегают школьники и студенты, когда испытывают трудности в учебе и во время сдачи экзаменов. Молитва перед иконой помогает в судебных делах, защищает от ошибок и обидчиков.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...