О загробной участи некрещенных младенцев. Все некрещеные попадают в ад

mashenka_sench , ashuutanord и slon357 обсуждение,куда попадают некрещёные младенцы после смерти(и вообще некрещёные).Хотел бы выразить учение Церкви об этом (как я вижу) у себя в блоге.

1. В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни*, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению » [Журнал Московской Патриархии. 2004. № 2., с. 23-24]

2. Господь Иисус Христос сказал в беседе с учителем еврейского народа Никодимом - "Истинно,истинного говорю тебе,если кто не родиться от воды и Духа,не может внити в Царство Божие"(Еванг.Иоанна,3 гл.) - т.е. без крещения нет спасения.

3. 124-е Правило Карфагенского Собора (418 г.) :

"Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема... И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения".

127 правило этого же Собора: «если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, - таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5)»

3.1. Чинопоследование Недели Православия, провозглашаемое в Церквах говорит так: Анафема 5) Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — Анафема!

3.2. Послание Восточных патриархов. (Авторитетная символическая книга Православия)
«сие таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный». (Ответ на вопрос 103).не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются,

3.3.Символ веры.
"Исповедую едино крещение во оставление грехов.."

4. Свт. Амвросий Медиоланский.
«Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство Крещения».

5.Свт.Кирилл Иерусалимский "Оглашения поучительные и тайноводственные "
"Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью."

6. Старец Паисий Святогорец.
"Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно — я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность — одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

7. Кинот горы Афон.
"Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных младенцев" от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела Грузинской Патриархии. Это послание было подписано настоятелями всех монастырей Афонской горы и представлено Константинопольскому патриарху Варфоломею, который подтвердил его своей подписью.
Послание состоит из трех частей: 1) богословского анализа этого вопроса; 2) свидетельства Священного Писания, Святых Отцов и примеры из патериков; 3) заключительная часть, где утверждается, что без Таинства Крещения спасение ни для кого невозможно

8.Мытарства блаженной Феодоры.
И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня.Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение"

9.Свт.Григорий Богослов "Слово на крещение".
«Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., — ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.
________________________________________ _________________________

Какие же аргументы приводят сторонники спасения некрещёных?
Они приводят слова свт.Марка Эфесского в речи об очистительном огне,слова св.Силуана Афонского, Арсения Афонского, и проч. но нигде я не заметил в словах этих авторитетных в Церкви людей,что некрещёные попадут прямо в рай.

Там говориться об утешении, избавлении от муки,но не более того.Поправьте меня,если я ошибаюсь.

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа..Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу…
[ Иосиф Волоцкий, преподобный . Просветитель. 5].

По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством... и таким образом вводит его в Царство Божие, в которое не может войти некрещеный.. Так каждый крещаемый опять соделывается таким, как был Адам до преступления, и, введен бывая в мысленный рай, приемлет заповедь делати его и хранити: делати исполнением заповедей Иисуса Христа..

( Преподобный Симеон Новый Богослов
Слово тридцать седьмое)

Невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу, что могу не дышать и жить, - это ложь, ибо дышать необходимо, без этого невозможно жить.
( Прп. Феодор Студит. Послание 39(98). К Афанасию, сыну)

Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно нокому жить и без Божественного Причащения.
( Св. Никодим Святогорец. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Таин. Глава 1)

Здравствуйте, уважаемая Ксения!

Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близкого человека приносит много горя. Но двойная смерть ещё больнее. Эта боль так сильна, что всегда задаёшь один и тот же вопрос: «Почему? Где они сейчас, что с ними происходит? А если они снятся вам, то почему и что это значит?

На эти вопросы многие люди дают свои ответы. Сколько людей, столько и мнений. Но нас, истинных христиан, должно интересовать мнение Бога по этому поводу. А точку зрения Бога мы можем узнать только в Его Слове, Библии.

Многие религии по разному отвечают на эти вопросы. Чему бы ни учили религии, почти все они сходятся в одном: какая-то часть человека переживает смерть тела. Во все времена люди верили, что после смерти мы продолжаем жить и каким-то непостижимым образом сохраняем способность видеть, слышать и думать. Но возможно ли это? Ведь чувства и мысли связаны с работой мозга. А когда человек умирает, мозг перестаёт работать. Со смертью мозга наши воспоминания, чувства и переживания просто исчезают. Они не могут существовать сами по себе. В Псалме 145:4 сказано, что со смертью „исчезают все помышления“ человека. А Слово Бога не может лгать!

Библия учит:когда человек умирает, он перестаёт существовать. Смерть - это противоположность жизни. Мёртвые не могут видеть, слышать и думать. К сожалению, все мы смертны и не можем жить после того, как умирает тело. Нашу жизнь можно сравнить с пламенем свечи. Если свечу погасить, пламя просто исчезает. Оно не будет гореть где-то в другом месте.

Слова Иисуса Христа помогают понять, в каком состоянии находятся умершие. Когда умер Лазарь, близкий друг Иисуса, он сказал своим ученикам:»Лазарь, друг наш уснул". Зная о болезни Лазаря, ученики подумали, что он спит, чтобы набраться сил. Но они ошибались и Иисус прямо сказал им:«Лазарь умер» (Иоанна11:11-14). Заметьте, Иисус сравнил смерть со сном. Лазарь не пошел на небо, не мучился в адском огне, не оказался в мире ангелов, не попал к умершим предкам и не переродился в другое существо. Умерев, он словно погрузился в глубокий сон. Когда Иисус воскресил Лазаря, он ничего не говорил о том, что с ним происходило (Иоанна 11:43,44). Также и у наших умерших есть надежда на воскресение. Иисус сам сказал об этом:«Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут: кто делал добро - для воскресения жизни...» (Иоанна 5:28,29). Когда прийдёт это время, воскреснет и она и её ребёнок. Нам, конечно, в это не легко поверить, но это обязательно произойдёт, потому что так говорит Бог:«И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (ОТкровение 21:4).

Сны это обычное явление в жизни людей. Ваша одноклассница снится им, потому что, они помнят её и события связанные с её смертью ещё находятся в их сердцах. Пройдёт время, боль уляжется. А сейчас вам нужно просто жить, думать о будущем, общаться с друзьями и родственниками умершей, ободрять и утешать их. Если возникнут вопросы, пишите, буду рада ответить на них.

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, уважаемая Ксения!Я искренне сочувствую вам и семье вашей одноклассницы. Смерть близког..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Согласно православному учению, все праведники попадут в рай, а грешники будут пребывать в адских муках. А что говорит церковь о людях, не прошедших таинство крещения? Они тоже окажутся в аду? И касается ли это невинных по сути младенцев, которые умерли, так и не успев покреститься?

Все некрещеные попадают в ад

Об участи некрещеных людей рассуждали многие богословы и старцы. Нередко в качестве вступления к своим размышлениям они приводили цитату из Евангелия: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Как говорил блаженный Феофилакт Болгарский веровать недостаточно, необходимо еще и креститься, «ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще».

К аналогичному мнению склонялись и другие священники. Они также были уверены в том, что тем, кто не испытал таинство крещения, путь в рай закрыт. Так святитель Кирилл Иерусалимский утверждал, что тот, «кто не принимает крещения, тот спасения не имеет». Однако святитель отмечал, что это не относится к так называемым мученикам. Амвросий Медиоланский тоже говорил о том, что никто не может войти в царствие небесное иначе как через таинство крещения.

Однако современные толкователи не столь категоричны. Например, богослов Сергей Худиев пишет, что по упомянутой выше цитате из Евангелия трудно судить о загробной жизни. «Мы просто не знаем» - подводит итог Худиев.

Участь некрещеных младенцев

Но если взрослые люди, отошедшие в мир иной, имели время и волю не только для совершения грехов, но и покаяния и крещения, то беспомощные младенцы всего этого были лишены. Так неужели и они тоже попадут в ад? Протоиерей Георгий Городенцев, основываясь на трудах Григория Богослова, предположил, что души некрещеных детей будут пребывать в особом месте, в лоне Авраамовом. Там они не будут чувствовать адских мучений, но и райского счастья они не испытают.

Протоиерей Алексий Уминский отмечал, что мнение богословов прошлого о незавидной участи душ малолетних некрещеных детей основывалось на измышлениях Блаженного Августина. Учение Августина о первородном грехе не давало малышам не единого шанса на спасение. Сейчас, как утверждает Уминский, этот вопрос считается тайной, как, впрочем, и все остальное, касающиеся загробной жизни человека.

Священник Дмитрий Смирнов считает, что судьбы душ некрещеных младенцев нам не ведомы. «Мы надеемся, что, так как человек не согрешил ничем, а уже пострадал от болезни, то Господь причтет его к лику святых мучеников» - сказал Смирнов.

Как за них молиться?

Тот же Дмитрий Смирнов порекомендовал поминать некрещеных младенцев в домашних молитвах, потому как делать в церкви это «никак невозможно». Протоиерей Георгий Городенцев уверен в том, что искренние молитвы родителей вполне могут помочь душе ребенка переместиться в настоящий рай.

Протоиерей Алексий Уминский утверждает, что «в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев». По словам Уминского, этот вопрос как-то задали патриарху Кириллу, и тот ответил, что необходимо разработать специальный молитвенный чин. Однако о том, ведется ли какая-либо работа в данном направлении, протоиерею неизвестно.

Для православных людей крещение ребенка является чем-то само собой разумеющимся. Но если задуматься – какой смысл в крещении? Может быть, предоставить человеку самому сделать выбор, когда он достигнет сознательного возраста?

Почему православным необходимо креститься?

Крещение является одним из семи таинств Православной Церкви: во время обряда новокрещеного трижды погружают в воду, призывая имя Пресвятой Троицы, дабы он умер для жизни греховной и возродился для Жизни Вечной. В Священном Писании сказано: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5). При крещении мы получаем имя того или иного святого, который отныне на всю жизнь становится ангелом-хранителем.

Разумеется, можно и подождать с крещением, но тогда ребенок не сможет участвовать в различных церковных обрядах, нельзя будет подавать записочки за его здравие, причащать, заказывать за него молебны. Оставаясь некрещеным, он лишается Божьей защиты и благодати.

Что происходит с душами некрещеных детей?

Согласно христианскому вероучению, на всех людях изначально лежит первородный грех. Поэтому даже младенцев нельзя считать безгрешными. Без крещения нельзя избавиться от грехов, поэтому после смерти души некрещеных детей отправляются в ад. Это разъясняется и 124-м правилом Карфагенского собора: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от материнской утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительскаго адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть Крещением (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема».

Хотя считается, что в аду умершие некрещеными младенцы не будут испытывать вечных мучений, но и райской радости они не испытают, так как хотя на них нет особых грехов, но и нет никаких добродетелей.

Поверья о некрещеных детях

Наши предки верили, что участь некрещеных детей может оказаться не только печальной, но и ужасной. Они полагали, что такие дети не являются «вполне людьми», они наполовину принадлежат потустороннему миру, из которого пришли в мир живых. На Руси некрещеных, впрочем, как и иноверцев, называли «иродами».

Некрещеного ребенка запрещалось целовать, выносить за пределы дома, показывать посторонним. Считалось, что такого ребенка могут украсть духи - домовой, банник, леший, подменив его на своего ребенка, как правило, безобразного и беспокойного.

Если ребенок умирал некрещеным, он, как и мертворожденный, попадал в разряд «заложных покойников». Таких детей хоронили отдельно, на окраине или за оградой кладбища, а то и просто закапывали под полом, под порогом дома, в саду или на перекрестках дорог. По поверью, души некрещеных младенцев не находили успокоения и летали близ своих могил или носились в воздухе в виде вихрей или птиц, особенно перед непогодой, крича и требуя их окрестить.

По достижении семилетнего возраста душа такого ребенка переходила в собственность дьявола и становилась нечистой силой. Общеславянские поверья гласят, что некрещеные дети после кончины превращаются в различных мифологических существ: вампиров, русалок, кикимор. На Руси бытовало поверье, что некрещеный ребенок становится игошей – домашним демоном в образе безрукого и безногого урода, который проказничает по ночам.

Духи, в которых превращались некрещеные дети, считались опасными для живых. Так иногда они являлись к своим матерям, вследствие чего те заболевали и умирали. На Руси верили, что на Святки души некрещеных ребятишек выходят из ада, проникают в дома, хозяева которых не крестят двери, и забирают с собой все что хотят.

Так что оставление ребенка некрещеным было чревато огромными проблемами. Если все же это случалось, то необходимо было устроить обряд поминовения: это делалось в Семик - в четверг на седьмой неделе после Пасхи или на

Троицкой неделе. Мать, у которой ребенок умирал до крещения, должна была купить 12 крестиков и раздать их чужим детям – тогда 12 детских душ будут спасены по молитвам апостолов. Накануне Троицы красили яйца в красный и желтый цвета и раздавали соседским детям, а также угощали их различной едой – на помин некрещеных душ. Еще приносили на перекрестки дорог сотовый мед. По поверью, ночью души некрещеных детей должны были прийти туда за медом, и потом на песке можно было увидеть их следы. Разумеется, все это суеверия, которые не имеют отношения к православной религии.


прим.:
* если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

5.3. Участь некрещенных младенцев. Между раем и адом.

В вопросе крещения младенцев, самым больным вопросом является вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев. Почему-то последнее время устоялось твердое мнение, что только Св.Августин прямо говорил, что все некрещенные младенцы идут в ад и это его частное мнение, которое Церковь не приняла. И вновь, приходится напоминать, что, как мы видим на протяжении всей этой работы, просто не может быть речи о спасении без крещения, без каких-либо возрастных или других критериев. И теперь, как мы писали в самом начале раздела, настали времена, когда вопрос особо остро стал и нельзя умалчивать о посмертной участи младенцев, дабы не вводить в соблазн. Св.Августин придавал особую важность этому вопросу:


  • · «…недопустимо, чтобы мы оставили этот случай младенцев, просто сказав, что нам неизвестно, переходят ли возрожденные во Христе умершие младенцы в вечное спасение, а невозрожденные — во вторую смерть…»; Св.Августин Аврелий ,

Итак, если отцы однозначно говорят, что без крещения нет спасения, что некрещеные идут в ад (см.§4), то вполне логично, что это касается всех возрастных категорий без исключения и логично то, что младенцы, как минимум, не попадают в рай, ибо это невозможно. С этим согласны даже противники этого, но они уповают на милость Бога. Но, что говорят отцы:


  • · Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь : «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения , просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься. И в Деяниях говорится, что крестились все домашние (Деян.16:33), следственно, и младенцы».

Подписанты (цитата из документа): «Святейший нового Рима Константинополя и Вселенский Патриарх Иеремия, Блаженнейший Патриарх града Божия Антиохии Афанасий, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима Хрисанф , и о бретающиеся при Нас Преосвященные Архиереи, т. е. Митрополиты, Архиепископы и Епископы, и весь христианский Восточный Православный клир» .


  • · «…одни младенцы, не будучи возрождены, забираются из этой жизни для вечной смерти, а другие, будучи возрождены, — для вечной жизни». Св.Августин Аврелий ,

Митрополит Макарий, как бы выражает все православное понимание по этому вопросу в учебнике по догматике:


  • · «И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение». Митрополит Московский и Коломенский Макарий ,

На практике, это выражается, к примеру, в том, что в требнике в разделе «Последование крещения и миропомазания», есть сокращенный чин для крещения детей, которые находятся под угрозой смерти (см. п.7: « Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити , страха ради смертнаго » ) .

Также другие косвенные утверждения:


  • · Уже упомянутое нами в §4.2 письмо Св.Киприана, отвечая на вопрос о крещении младенцев: «…сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если это возможно ».Св.Киприан Карфагенский,

Стоит напомнить, что в этом письме, Св.Киприан выражает не просто свое личное мнение, а соборное решение Карфагенской Церкви.


  • · «Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму». Св.Макарий Египетский,

Но благожелательные , не хотят примириться с этим, считая, что это частное мнение отцов, и это противоречит всемилостивому Богу, и что есть другая линия высказываний, поэтому они и допускают, что нет «абсолютной обязательности» крестить младенцев, или более того - не нужно крестить младенцев, а ждать, когда они вырастут и сознательно придут к крещению. К абсолютной обязательности Бог никого не принуждает, но и не абсолютно все спасаются (хотя в наше апостасийное время, пытаются и это опровергнуть). На что же они ссылаются? Обычно на слова Св.Григория Богослова, как самый сильный довод:


  • · «…не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».Св.Григорий Богослов,

Но заметим, что:
1. что святитель не утверждает, а лишь предполагает: «..осмелюсь сказать об этом, что думаю; полагаю же, что согласятся со мной и другие, имеющие ум» ;
2. также он говорит не только о младенцах, но и обо всех «чтящих дар» (крещения), но не принявших его «по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств» (см.тамже), т.е. следуя логике благожелательных, в рай идут не только младенцы, но и добрые некрещеные, что противоречит всему православному вероучению;
3. святитель вообще не говорит, что они войдут в рай - он говорит ясно: «не прославлены» , т.е. однозначно лишены рая и приобщения Богу, а что радостного уже в том, как быть лишенным Бога и Его Царствия Небесного?

Тот же Св.Григорий Богослов, на вопрос крестить или не крестить младенцев отвечает:


  • · « Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться , нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Д оказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей». [Св.Григорий Богослов, там же, 4, С.301-302]

Модернисты обычно ссылаются на эти слова, или обрезывая цитату, или вовсе не приводя слова святителя, а приписывая ему мнение, якобы он был против крещения младенцев, хотя мы видим совершенно противоположное.

Нужно заметить, Св.Григорий Нисский, как и Св.Григорий Богослов также упоминает о трех посмертных участях души, но к категории «не прославленных и не наказанных» относит… отлагающих крещение из неподобающих мотивов и принявших его перед самой смертью (с чего мы и начали весь этот труд), к которым и обращено его слово:


  • · «Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин - достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу. Ибо нерадевший о пути преуспеяния в добродетели не свободен от наказания и осуждения, потому что если желание зла подвергает осуждению, то ненавидение добра есть явный признак испорченности?» Св ригорий Нисский ,

Хотя, конечно же, это еще и не означает, что Св.Григорий ограничивается только этой категорией людей.

Но вернемся непосредственно к самой сути высказывания Св.Григория Богослова. Действительно, в православном Предании встречаются редкие изречения о том, что некрещенные младенцы не прославятся (не попадают в Царствие Небесное), но и не будут наказаны (не подвергнуться гееннским мучениям), а также о некотором месте между адом (точнее геенной) и раем:


  • · Синаксарь в субботу мясопустную:

«Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие - не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».


  • · В видении Григория ученика Св.Василия Нового, некрещеные младенцы называются слепыми и Бог уготовил им отдельные покои:

«Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие . <…> — И даровал им Господь малое утешение. Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа». Григорий, ученик Василия Нового,

Но нужно отметить, что само житие относится к историческим памятникам компилятивного характера, к тому же самих рукописных текстов весьма много и они между собой разнятся . В любом случае, видим, что в этой версии, Бог весьма грозно осудил родителей , которые не крестили детей , самих детей в Царствие Небесное не пустил, но и от мучений избавил, и повелел «даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие» (см.тамже).


  • · В прологе за 12 августа (по ст.стилю) упоминается то самое место между геенной и раем - у патриарха Германа произошел спор с епископами об участи одного милостивого богача, который раздавал милостыню бедным, но жил в блуде, и было видение одному затворнику:

«… я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал . И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: "что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного". Слыша это, патриарх и бывшие с ним,одержимые страхом , сказали: "правду говорил Апостол: "бегайте блуда. И что теперь скажут говорившие: "если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?" Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною». Плюснин , А. И.,

Как видим, это видение ввергло в страх Патриарха и епископов, т.к. нет никакой пользы таким, которые попадают в это место, и хотя душа не подвергается мучению, но уже быть лишенным Царствия Небесное, для человека тяжелая участь.

Так, где же тогда это место «между адом и раем», если само Писание об этом ничего не говорит, и Православная Церковь учит только об аде и рае, Св.Исаак Сирин пишет:


  • · «<…> разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе С воей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю . И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем : сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную , где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна Св.Исаак Сирин,

Также Св.Симеон Новый Богослов говорит о том, что все обители находятся в одном чертоге:


  • · «Отделенные же от Божественного Тела, то есть от Церкви и лика избранных, скажи, куда они пойдут? в какое царство? в каком месте, скажи, они надеются вселиться? Ибо рай, конечно, и лоно Авраамово, и всякое место упокоения принадлежит спасающимся. А спасающиеся, конечно, есть святые, как свидетельствует и учит все Божественное Писание. Ибо многи обители, но внутри чертога (Ин. 14, 2). Подобно тому ведь как одно небо и на нем звезды, различающиеся друг от друга честью и славой, так существует и один Чертог и одно Царство. Но и рай ведь, и Град Святой, и всякое место упокоения есть один Бог. Ибо как в этой жизни человек, если он не пребывает в Боге и Бог в нем, не имеет покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, не будет ни упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, воздыхания и скорби». Св имеон Новый Богослов,

Цитируемый нами выше протоиерей Георгий Городенцев в той же работе протоиерей Георгий Городенцев , , считает, что они попадают в единственно возможное место - на Авраамово лоно (Лук.16:22), которое, в свою очередь, находится в аду. Но, возможно, это несколько поспешно. Признаемся, что до написания этой работы, мы тоже думали, что Авраамово лоно находится в аду (общепринятая точка зрения), место, где праведники не подвергались мучениям в ожидания прихода Спасителя. Но в процессе исследования высказываний Св.Отцов, в которых упоминается Авраамово лона, мы пришли к несколько иным выводам. Может Авраамово лоно до Крестной Смерти Иисуса Христа и находилось в аду , то после того, как Господь разрушил врата ада и вытащил всех праведников и уповающих на Бога в надежде воскресения, Авраамово лоно, в понимании отцов, находится, никак иначе, как в Царствие Небесном (как одна из степеней блаженства) (см. цитаты выше Св.Исаака и Св.Симеона) или даже есть само Царствие Небесное.


  • · «…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ». Омилия 44. Св.Григорий Палама ,

Думаем, эту «трансформацию» Авраамово лона, можно как-то осмыслить, если принять поучения преподобной Макрины в ее беседе с ее братом Св.Григорием Нисским, о том, что ад и рай, это состояние души человека:


  • · «…кажется мне, и благое состояние души, в каком слово Божие упокоевает подвижника терпения, названо лоном Авраамовым». Св.Григорий Нисский ,

А когда Сам Христос сошел в ад, Авраамовом лоно преобразилось, т.е., встретившись с Самим Богом, души праведников перешли в другое горнее состояние, удостоившись лицезрения Самого Христа, Его света, как и Моисей на Сионе, когда его покрыла рука Бога (Исх.33:22), а это по сути и есть, как сказано в катехизисе Св.Филарета Московского, предначинание блаженства:


  • · «372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?

  • Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23)». Св.Филарет Московский,

Но это лишь наше, сугубо личное, предположение.

В любом случае, если, как многие считают, что некрещенные идут на Авраамово лоно (место, где они не терпят мучений, но и не прославляются), то значит они, тем самым, попадают в Царствие Небесное, что противоречит православному пониманию об участи некрещенных и о самом Царствии Небесном, как о месте блаженстве прославленных. На Авраамово лоно, Православная Церковь сопровождает именно души крещеных детей, согласно чину погребения младенцев:


  • · «10) Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, священник читает следующую молитву:

  • Храняй младенцы, Господи, в нынешнем житии, в будущем же веце уготовавый им пространство, Авраамово лоно и по чистоте Ангельская светообразная места, в нихже водворяются праведных дуси ! Ты Сам, Владыко Христе, душу раба Твоего младенца (имярек) приими с миром. Ты бо рекл еси: оставите дети прийти ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Опять же, согласно молитве - Авраамово лоно, это место, где собираются именно праведные души. Поэтому, если души некрещеных младенцев и спускаются в ад, то только не на Авраамово лоно. Правда, опять же, мы сталкиваемся с тем, что ад будет брошен в геенну огненную («озеро огненное» (Откр.20:14)), а это в нашем сознании самые страшные мучения, но святые говорят, что там тоже есть уровни с малым наказаниями:


  • · « Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие — более умеренные». Св.Андрей Кесарийский,

  • · «Одни в мiре убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне м i рских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судья уготовляет одним упокоение, другим - наказание». Св.Макарий Египетский,

Конечно, многим такая «несправедливая» участь некрещеных младенцев так и остается непонятной и не приемлется, и Св.Августин, который более всех отцов уделил этому вопросу пристальное внимание, объясняет:


  • · «46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответственны за грехи предков, не только первых людей, но и своих, от которых сами родились. То Божеское из речение «...за вину отцов наказывающий детей» (Втор. V,9) имеет в виду, конечно, их наказание прежде, чем они через возрождение начинают принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчествовалось, когда говорилось через Иезекииля, что дети не получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет более той притчи: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоми на» (Иезек. XVIII, 2). Для того каждый и возрождается (прим.: т.е. крестится), чтобы освободиться от всего греховного, с чем рождается. Ибо грехи, совершаемые худой жизнью могут быть заглажены раскаянием, как, мы видим, бывает даже после крещения. И не почему-либо иному установлено возрождение, как потому, что порочно рождение; и до того порочно, что даже рожденный в законном браке говорит: «я в беззаконие зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. L, 7). И не сказал: «в беззаконии» , или: « во грехе» , хотя и это было бы правильно, но предпочел сказать: «в беззаконии и во грехах». Потому что и тот один грех, который перешел на всех людей и настолько велик, что им извращается и необходимо подвергается смерти человеческая природа, и другие грехи родителей связали бы детей ответственностью, если бы не приходили на помощь дарованная благодать и Божие милосердие ». Св.Августин Аврелий ,

Но опять же, возникает тогда другой резонный вопрос - почему Бог одним младенцам позволяет креститься, а у других забирает жизнь, не удостаивая этого дара, на это честно скажем - не знаем, и не дерзаем вникать.


  • · «…сокрыта и человеческому, моему по крайней мере, разумению совершенно недоступна причина, для чего рождается младенец, сейчас или вскоре имеющий умереть… »Св.Августин Аврелий ,

  • «А по какой причине одним дается (прим.: возможность креститься), а другим нет: Кто познал ум Господень? (Рим 11:34) Кто способен постичь непостижимое? Кто может исследовать неисследимое?» Св.Августин Аврелий ,

Для полного ознакомления по вопросу исследования текстов жития Св.Василия Нового, ссылаем к монографии, докторской диссертации уроженца г.Кишинева, профессора Сергея Г.Вилинского (1876—1950) «Житие св. Василия Нового в русской литературе»;

Точно такую же цитату мы находим у Св.Ефрема Сирина в труде «О блаженных обителях», точнее весь трактат полностью входит в 58-ое слово Св.Исаака Сирина. На момент написания работы, нам не известны основательные исследования по данной проблеме и точной атрибуции текста, но есть все основания считать, что авторство принадлежит, действительно, Св.Исааку, а не Св.Ефрему.

Хотя и в этом контексте у отцов нет согласия, если прямо об этом утверждали Св.Ипполит Римский («Слове против эллинов»), блаженный Иероним Стридонский (Письмо 56. К Илиодору) и др., то блаженный Августин прямо противился этой идее, а блаженный Феофилакт, считал рассказ о Лазаре, лишь притчей, «ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное »;

В этой работе мы не рассматриваем другой сопутствующий крещению серьезный вопрос об обязательной катехизации родителей и восприемников;

(с) Александр Дрэничеру

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...