Образы предметов и явлений которые когда то. Мышление не осуществляется в виде

Введение

Наивысшей, свойственной только человеку функцией головного мозга, выражающейся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира является сознание. Прежде чем дать характеристику главной функции головного мозга, в данной работе рассмотрим понятия о психике, историю формирования и теории взаимосвязи психики и мозга; структурно-функциональные принципы работы мозга;

Психика как функция головного мозга

Первоначально раскроем понятие «психика» в общепсихологическом смысле.

Психика - высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности - сознание, а индивид становиться личностью Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г, Ярошевского. -2 изд., с. 279..

Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субъекта) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождение в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, предсталяющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависит от внеземных начал.

а) Проблема соотношение психики и мозга

Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгое время мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинства людей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Но постепенно мозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложную организацию. Первые попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философы и натуралисты считали возможным такие функции как воображение, мышление, память, в три мозговых желудочка. Но истинное исследование проблемы взаимосвязи мозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыре основных подхода, сложившееся в науке, которые по разному отвечали на главный вопрос: как же связны психические функции с мозгом. Это узкий локализационизм (или психоморфологическая концепция), антилокализационизм (или концепция эквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной локализации высших психических функций (ВПФ).

Появление узкого локализационизма связывают с именем известного австралийского анатома Френсиса Галя (1758-1828). Заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением тех или отдельных участков мозга, он предложил, что «сложные способности человека интимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь, образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определить индивидуальные различия в способностях человека». Ф.Галль считал, что существуют определенные соотношения между особенностями психического склада людей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями в интенсивности роста разных областей коры.

Сотрудник Галя Шпурцхейм распространял данные идеи под названием «френология» и добился их широкого признания. В первой четверти XIX в. Френология была популярна не меньше, чем сто лет спустя - психоанализ.

По сути это была первая попытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но к сожалению, теория не опиралась на серьезные исследования и подверглась обоснованной критике.

Коренной перелом в исследовании мозга наступил в 1861 г., когда французский анатом Поль Брока описал больного с грубыми нарушениями моторной речи (больной не мог произнести ни одного слова при полной сохранности движения губ, языка, гортани). Сделав после смерти больного вскрытие, он предположил, что дефект был вызван опухолью в задней трети лобной извилины левого полушария. Таким образом впервые клинически была доказана связь психической функции с определенным участком мозга. В 1873 г. немецкий психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражение другого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария) вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы были найдены «центр понятий», «центр письма», «центр ориентировки в пространстве». В 1934 году на материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны К.Клеймен составил карту локализации психических функций.

Е.Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:

Функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность, которая соотносится с определенным участком мозга;

Мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целиком заведует определенной функцией;

Под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

К сожалению, представители данного направления не могли объяснить известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременного несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

Представителями другого направления антилокализационизма были физиологи М.Флуранц, К.Гольдштейн, Гольц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы. Мишель Флуранц утверждал, что мозг неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа. И мозг продуцирует психику так же как печень - желчь. Они пришли к выводу, что нарушение функции не зависит от места повреждения («закон эквипотенциальности»), но пропорционально величине повреждения («закон действия массы»). Рассмотрим основные методологические положения антилокализационистов:

Психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность;

Локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического;

Мозг - это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех отделах;

Психическая функция равномерно связана со всем мозгом.

Дж. Хьюлингс Джексон высказывал предположение, что к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предположил иерархических подход к строению нервных центров. Эти положения были развиты позже фон Монаковым, Хэдом, Гольшдтейном. Согласно эклектической концепции локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции, а высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно.

Существовала и откровенно идеалистическая теория, которой придерживались такие крупные физиологи, как Г.Гельмгольц, Ч.Шерингтон, Э.Эдриан, Дж.Экла, отрицавшие саму возможность связать мозг и психику.

Ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека. Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А.Р. Лурия.

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Основополагающим является принцип динамической организации психических функций, сформулированный И.П. Павловым и развитый А.Р.Лурия и Л.С. Выготским. Павлов выделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную периферию» и совместно с А.А. Ухтомским сформулировал принцип динамической локализации функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма.

А.Р. Лурия и Л.С. Выготский пересмотрели такие понятия, как «функция», «локализация» и «симптом». Центральное для нейропсихологии понятие «высшие психические функции» было введено Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия. «Под высшими психическим функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности»См. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии, стр.254..

Благодаря этому подходу психическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не как отправление той или иной ткани мозга, как психологическую систему, обладающую сложным психическим строением и включающую много психологических компонентов. Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, на представлении подвижности входящих в ее состав частей (наличие постоянной задачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, что сложный состав функциональной системы всегда включает целый набор афферентных (настраивающихся) и эфферентных (осуществляемых) компонентов.

С этой точки зрения локализация ВПФ представляет собой системный процесс на основе многокомпонентного состава функциональной системы. ВПФ, как сложные функциональные системы, должны охватывать сложные функциональные системы совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов. Системное представление о локализации ВПФ отличается следующими особенностями:

ВПФ имеют опосредованный характер (опираются исторически сложившиеся вспомогательные внешние средства, которые оказываются существенными факторами установления функциональной связи между отдельными участками мозга, объединяющимися в единую функциональную систему);

Локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и на последовательных этапах упражнения.

А.Р.Лурия и Л.С.Выготский сформулировали концепцию системной динамической локализации ВПФ, согласно которой любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, обеспечиваемой целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга. Эти функциональные системы формируются в онтогенезе и могут динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи. Они имеют двойной принцип строения - вертикальный и горизонтальный. Таким образом психическая функция любой сложности осуществляется при участии целого ряда корковых зон, подкорки, активизирующей системы мозга и, следовательно, не может быть локализована в каком-то одном участке коры. Один и тот же аппарат может перестраиваться для обеспечения разных видов деятельности.

б) Основные положения системной динамической локализации высших психических функций:

Каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции;

Различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга;

При повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект - нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре;

Как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации ВПФ является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга.

в) Структурно-функциональные принципы работы мозга

Кора головного мозга представляет собой поверхностный слой, покрывающий полушария головного мозга и образованный преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками, их отростками, пучками афферентных и эфферентных нервных волокон и клеток нейроглии.

Шестой слой (афферентный) состоит из мелкозернистых клеток, связан с органами чувств. Пятый слой (эфферентный) включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к клеткам. В четвертый слой коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических рецепторах. Эти три слоя образуют первичные или проекционные зоны коры. Поверхность полушарий изрезана глубокими щелями и бороздами, которые разделяют ее на доли: лобную, теменную, затылочную, височную. Соответственно выделяют теменную (общечувствительную), затылочную (зрительную), височную (слуховую) первичные зоны коры. Их основная функция - прием и анализ возбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный доношенный ребенок рождается с уже сформированными первичными зонами коры больших полушарий.

Над каждой первичной зоной коры надстраивается система вторичных зон, в которых преобладают более сложные по своему строению второй и третий слои коры. Они состоят из клеток с короткими аксонами, поэтому возбуждение не выходит за их пределы, а циркулирует внутри слоя, обеспечивая, таким образом, ассоциативные функции, т.е. способность к установлению ассоциаций (синтезу возбуждения). Третий слой состоит из мелкозернистых клеток с короткими аксонами, а второй - из пирамидных клеток с короткими аксонами. Выделяют вторичные теменные (общечувствительные), затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зоны созревают к 2-3 годам.

На границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры больших расположены клетки первого слоя (клетки с короткими аксонами). Этот слой образует третичные или ассоциативные зоны коры, основной функцией которых является вторичный синтез возбуждения. В коре головного мозга можно выделить две группы третичных зон: задняя или височно-теменно-затылочная и передняя. Третичные зоны коры обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельных анализаторов - наиболее сложные интегративные функции коры головного мозга. Задние третичные созревают к 6-7 годам, а передние - к 14-15 годам.

Все эти системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом. А.Р. Лурия подчеркивает, что отдельные слои коры неравномерно распределены в топографически различных участках коры головного мозга. Число исходных клеток невелико, однако характер объединения нейронов, их связи друг с другом, их расположение позволяет бесчисленное количество вариантов связей.

Е.Д. Хомская, опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает два основных принципа теории локализации высших психических функций:

Принцип системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);

Принцип динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни).

А.Р.Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока:

Энергетический блок;

Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации;

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций.

Первый блок - это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Аппараты, регулирующие и обеспечивающие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга: ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, область гиппокампа.

Е.Д.Хомская говорит, что функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается в следующем:

В регуляции процессов активности, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая функция);

В передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая функция).

За счет нисходящих волокон ретикулярной формации высшие отделы коры управляют работой нижележащих аппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные формы сознательной деятельности. При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность ВПФ, в первую очередь - непроизвольного внимания и памяти, нарушается активность, сон. В случае массивных поражений стирается грань между сном и бодрствованием, человек находиться в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте.

Первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния в целом;

участвует в регуляции эмоциональных (страх, гнев, боль, удовольствие) и мотивационных состояний;

воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.

Второй блок - блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекс) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры. Она включает:

Первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации),

Вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора),

Третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).

Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга. Аппараты третьего блока расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные, префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Этот блок оказывает модулирующее влияние на первый и на второй блоки, что приводит к активности коры головного мозга, так и к изменению порогов ощущения и восприятия.

Каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.

Первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй - обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий - отвечает за формирование целей и программ деятельности. Нарушение работы каждого из блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.

В организации любой психической функции принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое из них вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Клинические наблюдения показали, что речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки.

Психика – это свойство мозга отражать окружающую среду и регулировать деятельность и поведение человека. Более подробно о том, что такое психика читайте .

Мозг и психика. Мозг является органом психики, который работает рефлекторно.

Рефлекс – это ответ живого организма на внешнее воздействие, осуществляемое через нервную систему. Когда организм отвечает на внешние воздействия, он приспосабливается к внешнему миру.

Человеческий мозг – это очень сложная система, работающая как дифференцированное целое. Функции различных отделов мозга связаны с микроскопическим строением. Стоит отметить, что человеку не свойственна .

Головной мозг состоит из левого и правого полушария, они включают в себя кору головного мозга. Кора головного мозга – это верхний слой полушарий, который состоит из нервных клеток — нейронов .

Проверьте способности Вашего мозга: «7 удивительных картинок, которые сбивают мозг с толку»

УЗДГ — аббревиатура, расшифровывающаяся как ультразвуковая допплерография. С помощью данной методики можно изучить состояние и характеристики периферических сосудов, прочность их стенок и скорость кровотока. Исследуются сонные артерии, вены шеи, магистральные артерии головного мозга, а также подключичные и позвоночные артерии. Подробнее про

Психология. Полный курс Ритерман Татьяна Петровна

Мозг и психика

Мозг и психика

Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.

Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и психологические процессы в мозге протекают параллельно, но независимо друг от друга. При этом психика рассматривалась как побочное явление, параллельное физиологическим, мозговым явлениям (как эпифеномен).

Встречались и ошибочные мнения другого плана. Например, К. Фохт, Л. Бюхнер и Я. Молешотт, представители немецкого вульгарного материализма, ошибочно понимали связь психики и мозга, отождествляя психическое и физиологическое: мысль, по их мнению, такое же выделение мозга, как желчь – печени.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов открыли принципы и законы высшей нервной деятельности , ставшие естественно-научной основой современной психологии, согласно которой психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга.

В начале XX века сформировались науки, направленные на изучение связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека, такие как физиология высшей нервной деятельности (изучает органические процессы, происходящие в мозге, непосредственно касающиеся управления телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта) и психофизиология (исследует анатомо-физиологические основы психики).

Нервная клетка с ее периферией представляет из себя морфологическую единицу нервной системы – нейрон. Вся нервная система делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система включает головной и спинной мозг, от которых по всему телу расходятся нервные волокна, образующие периферическую нервную систему . Последняя, в свою очередь, связывает мозг, органы чувств и исполнительные органы (мышцы и железы). Все живые организмы способны реагировать на физические и химические изменения окружающей среды.

Стимулы внешней среды (звук, свет, прикосновение, запах и т. д.), вступив во взаимодействие со специальными чувствительными клетками (рецепторами ), преобразуются в нервные импульсы – серию электрических и химических изменений в нервном волокне.

Интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма является важнейшей функцией нервной системы .

В больших полушариях головного мозга нервные клетки расположены не только в центральных отделах, но и по периферии, в виде так называемой коры головного мозга .

В целом физиологический механизм формирования осознаваемых и неосознаваемых ощущений предстает как ежесекундное воздействие разнообразных стимулов на многочисленные интеро– и экстерорецепторы, причем лишь незначительная часть стимулов вызывает в них реакции. Попадая на специализированные рецепторы и возбуждая их, стимулы обусловливают преобразование рецепторами своей энергии в нервные импульсы, которые несут в себе в виде некоего кода информацию о жизненно важных параметрах стимула. Затем импульсы попадают в центральную нервную систему и на разных уровнях спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга поэтапно многократно перерабатываются.

Переработанная, отфильтрованная и отсеянная в коре головного мозга информация достигает проекционных зон коры и порождает ощущения соответствующей модальности. Ассоциативные волокна, связывающие между собой отдельные части коры головного мозга, помогают информации, представленной на уровне отдельных ощущений, интегрироваться в образы.

Восприятие как психофизиологический феномен приводит к формированию образа, что предполагает согласованную, координированную деятельность сразу нескольких анализаторов. В зависимости от активности, объема перерабатываемой информации и существенности признаков о свойствах воспринимаемого предмета различают зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Каждое из них характеризуется доминированием одного из анализаторов: зрительного, слухового, тактильного (кожного), мышечного.

У клеток коры головного мозга есть очень важная для психической деятельности организма особенность. Если другие клетки человеческого организма размножаются и отмирают на протяжении всей жизни, то клетки коры мозга перестают размножаться в раннем детстве и начинают отмирать только в старческом возрасте. В случае утраты (ранение, операция) эти клетки не восстанавливаются. Однако в отличие от других клеток человеческого организма клетки коры головного мозга являются взаимозаменяемыми.

Основные структуры головного мозга принимают участие в познавательных и эмоционально-мотивационных процессах.

Существуют различные теории относительно связанности отделов головного мозга и функционирования соответствующих групп психических явлений. А. Р. Лурия выделял три блока мозговых структур.

Однако противники этой теории ввели понятие «функционального органа », под которым понимается прижизненно формирующаяся система временных связей между отдельными участками мозга, которая обеспечивает функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Звенья такой системы взаимозаменяемы, вследствие чего устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

В то же время существуют доказанные представления о связанности левого и правого полушарий в восприятии и формировании зрительного образа. Правое полушарие мозга точно, четко и с высокой скоростью опознает образ. Это интегрально-синтетический, целостный по преимуществу, структурно-смысловой способ опознания. Левое полушарие анализирует формируемый образ, последовательно перебирая его элементы по определенной программе. Для восприятия образа необходима работа обоих полушарий головного мозга.

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 5. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована еще в первом тысячелетии до нашей эры древнегреческим врачом Алкмеоном Кротонским (VI в. до

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Правый мозг, левый мозг Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по

Из книги Мозг и душа [Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир] автора Фрит Крис

Из книги Женский мозг и мужской мозг автора Гингер Серж

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин Константинович

Древний мозг и новый мозг Посмотрим внимательнее, как устроен мозг. Рисунок 2. Строение мозга человекаОбозначения: 1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8.

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Глава 2 Психика и мозг Отражение – по-латыни рефлексКак видно из «Хирургического папируса» египтян, они уже за 30 веков до нашей эры догадывались о связи сознания человека с мозгом. Живший в V веке до нашей эры греческий философ Алкмеон говорил, что головной мозг – это

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

Из книги автора

Из книги автора

Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. За всю историю развития психологических знаний это положение никем не оспаривалось, а лишь развивалось и углубляясь по мере поступления

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе

Из книги автора

Мозг и психика Еще в первом тысячелетии до нашей эры было замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека.Впрочем, связь психики и мозга не всегда понималась правильно. Представители «эмпирической психологии» считали, что физиологические и

Из книги автора

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации

Из книги автора

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...