Обуховской обороны 24 церковь.

Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/Архитектурные памятники/Культовая архитектура
Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Религия. Церковь/Храмы
СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ц. иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (просп. Обуховской Обороны, 24), сооружена в 1894-98 в стиле моск. зодчества (арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов) в память о чудесном обновлении в 1888 одноим. иконы, висевшей в стоявшей на этом месте дерев. часовне. От удара молнии в денежную кружку к иконе прилипли полукопейки, отчего она стала именоваться "с грошиками". Позднее чтимую икону, украшенную зол. рамой и драгоценным окладом, поместили в построенной рядом часовне (1907-09, арх. фон Гоген). Гл. объем С. ц., стоявший на высоком цоколе, был украшен 2 ярусами кокошников и увенчан пятиглавием, к храму примыкала шатровая колокольня. Стилизов. роспись в 1913 исполнил С. Т. Шелков. С. ц. вмещала 1,2 тыс. чел. В ограде храма была похоронена Матренушка-босоножка. В 1932 церковь закрыта, в 1933 снесена. Часовня закрыта в 1938, возвращена верующим в 1991, действует как подворье Троицкого Зеленецкого муж. мон.

Лит.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церков. энцикл. СПб., 1997. Т. 1. С.153-56.

Церковь во имя прославленной чудесами иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость" (с грошиками) просп. Обуховской Обороны 22-24 возведена в 1894 - 1898 годах на народные деньги.

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, стоявшую здесь, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Император Александр III после этого почтил своим посещением окраину и повелел возвести здесь храм для сохранения иконы рядом с местом, где находилась Тихвинская часовня.

Церковь строилась для жителей расположенного в этой части невского левобережья Стеклянного городка - поселения стеклянного завода, на земле, принадлежавшей Кабинету Его Императорского Величества. Храм был построен исключительно на частные пожертвования.

Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов создали живописную церковь в стиле "узорочной" архитектуры Москвы XVII века. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора. Большой пятикупольный каменный храм с многоярусной колокольней был торжественно освящен 2 августа 1898 года.

Церковь во имя Скорбященской иконы Божией Матери была одной из самых посещаемых и любимых церквей Петербурга - Петрограда. На месте старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы в 1906 - 1909 годах была возведена новая. Она выдержана в том же характере, что и церковь; за образец А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

Изящная церковь с легкой шатровой колокольней, нарядными галереями и декоративным пятиглавием на поясах кокошников варварски снесена 26 ноября 1932 года.
---

На фасадах, облицованных светлой кирпичной плиткой, сохранились мозаики работы В. А. Фролова.
Уже со второй половины XVIII века в селении Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте стояла деревянная Тихвинская часовня с иконой Тихвинской Б.М. Икона этой часовни по преданию была обретена в водах Невы. Часовня была поставлена возле перевоза к дер. Клочки.

Во время наводнения 1824 г. часовню унесло на противоположный берег в деревню Клочки. Часовню было решено оставить там.
Для возвращенной жителями Клочков иконы на прежнем месте Д. Туляковым была возведена новая деревянная часовня.

Часовня знаменита Скорбященской иконой.
Икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте" была родовой святыней в семье купца Матвеева - семейная легенда гласила, что один из предков купца нашел эту икону на берегу Невы. Сам купец однажды попал на Неве в сильнейшую бурю, его лодка перевернулась, и, уцепившись за доску, купец обратился с мольбой о спасении к домашней иконе. Волны вынесли его на берег возле Тихвинской часовни. В благодарность за спасение купец пожертвовал часовне родовую святыню.
Позднее обветшавшая часовня была обновлена.
Икона прославилась в 1888 г., когда во время грозы часовня загорелась. Во время пожара икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты. 12 монет прилипли к иконе и держались на ней непонятным образом (позднее 1 монета отпала). Причем ни одна монета не закрыла лик на иконе и не была вдавлена в краску.

С тех пор возле иконы стали происходить случаи исцеления. Молва быстро прославила икону, поток народа стал столь велик, что стали задумываться о строительстве церкви.

Богоматерь "Всех скорбящих Радость" - это список московской святыни. В Москве икона находилась в церкви Преображения на Ордынке. Икона прославилась в 1688 г. чудом исцеления родной сестры патриарха Иоакима. Сестра Петра I Наталия Алексеевна из благоговения к этой иконе сделала с нее список и в 1711 г. привезла в Санкт-Петербург.

Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная. Позже образ был перенесен в Преображенский собор, где пребывает и поныне.
С иконы делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых и прославилась в 1888 г. в часовне на Стеклянном заводе.

Икона "с грошиками" несколько отличается от иконы "Всех скорбящих Радость", прославившейся в Москве в 1688 г. Богоматерь изображена во весь рост, но без Младенца и без короны. Она предстает перед молящимися в обычной одежде, в белом плате на голове. Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Но главное отличие этого образа от других - монетки, прилепившиеся к иконе. Их изображают и на списках с чудотворной иконы. На московской иконе Богоматерь изображена с младенцем.

Весной 1893 г. император Александр Ш, проезжая с семьей по Шлиссельбургскому тракту, с благоговением молился у иконы. Вскоре была выделена земля для строительства храма.
В 1893-1898 гг. рядом с часовней была построена Скорбященская церковь.
Икона оставалась в часовне и переносилась в церковь для богослужений.
В 1906-1909 гг. возле храма была устроена каменная часовня. Авторы проекта - арх. А. И. фон Гоген и А. В. Иванов.

Историческую деревянную часовню разместили внутри новой, в ее правой части.
В 1911 г. возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).

Сначала хотели передать здание под общежитие завода "Большевик", но позднее снесли, якобы для расширения территории речного порта.
После закрытия церкви, часовня действовала как приходской храм, потом была передана обновленцам, а в 1938 г. окончательно закрыта и передана Володарскому районному штабу МПВО.
Чудотворный образ был передан в Троицкий храм "Кулич и Пасха", где находится и поныне.
В начале 1990-х гг. обезглавленная часовня была возвращена епархии. В 1996 г. начался ремонт, который закончен в 2008 г.
В настоящее время это храм подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря.

23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную Тихвинскую часовню, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" суздальской работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Монетки не врезались в образ, а прилипли к его поверхности; икона же обновилась, как будто она была заново написана. С этих пор икона считается чудотворной. В народе она получила имя "Богородицы с грошиками". Икона "Всех Скорбящих Радости с грошиками" или Петербургской Божией Матери широко почиталась в России и за рубежом, не только православными верующими, но и протестантами. На месте той старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы, рядом с выстроенным в конце XIX в. Скорбященским храмом, в 1906 - 1909 годах была возведена новая часовня. Она выдержана в том же характере, что и стоявшая до 1932 г. церковь; за образец архитектор А. И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века.

После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье . В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, но пока произведена лишь расчистка его фундамента. Сейчас ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма.



Скорбященская, в селении Императорского Стеклянного завода, церковь по Шлиссельбургскому пр., 24 (60) была возведена в 1894-1898 годах в честь Санкт-Петербургской Святыни - Чудотворного образа Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Церковь строилась как приходская для жителей Стеклянного завода на земле, принадлежавшей Кабинету Е.И.В. Для возведения каменного Храма Кабинет "уступил" участок земли в 580 кв. саж, который ни на каком этапе церкви не принадлежал. Храм был построен исключительно на частные пожертвования, в "русском стиле". За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни.

По своей красоте Скорбященская церковь принадлежала к лучшим храмам Северной столицы. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет, имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками, были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого цвета. Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора. Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви поражал обилием росписей в духе Большого Успенского Московского собора.

Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 г., левый придел - во имя святителя Николая и пророка Ильи 2 декабря того же года. Правый придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений. В 1906-1909 гг. для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в "русском стиле" была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую.

Комплекс "Скорбященская церковь - Скорбященская часовня" открывал своеобразный ансамбль храмов по Шлиссельбургскому тракту и являлся архитектурной доминантой несложившейся части города. Скорбященская церковь была закрыта в 1932г, снесена в 1933 г.

Составитель Н. Черкасова.
http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...