Онлайн Энциклопедия буддизма: буддийская философия, буддийские понятия и термины, будды, бодхисаттвы, гуру и важные символы буддийской Дхармы. Можно нарисовать абстракцию

Эрнандо Де (Soto, Hernando de) (ок. 1496–1542), испанский конкистадор. Родился в Хересе, учился в Саламанкском университете. В возрасте 19 лет отправился в Панаму, где стал протеже губернатора Педро Ариаса Давилы. В 1530 Сото участвовал в походе… … Географическая энциклопедия

Сото-сю - Сото сю, самая влиятельная среди школ буддизма дзэн в Японии. Является развитием некоторых сторон учения, разработанного китайским монахом Хуйнэном в VII в. Основателем Сото сю в Японии был монах Догэн (1200—1253), который познакомился с… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Сото - одна из двух наиболее влиятельных школ буддийской секты Дзен. Основана в первой половине XIII века н.э. в Японии буддийским проповедником Догэном. Вторая из этих двух школ Риндзай. Обе школы сохранились до наших дней. Источник: Религиозный… … Религиозные термины

Сото - У термина «сото» есть несколько значений: Сото сю крупная японская буддистская школа; также слово сото применяется ко всем школам дзэн направления цаодун, не обязательно японского происхождения Сото (басото, басуто) народ, проживающий в… … Википедия

Сото - Хесус Рафаэль (Soto, Jesus Rafael) Род. 1923, Сьюдад Боливар, Венесуэла. Французский художник венесуэльского происхождения, представитель кинетического искусства. В 1942 1947 обучался в Школе изящных и прикладных искусств в Каракасе. Был одним из … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Сото - Mè se u hlorisang kea se bona. Nka be ke re ke tla leka ka matla ho itlhokomela ho khahlisa uena; nka be ke re ke tla leka ho phema litsietsi tsohle hore ke leke ho u fokoletsa matšoenyeho; empa nka itlhokomela joang har’a batho ba bangata… … Определитель языков мира по письменностям

Сото - I Сото (Soto) Марко Аурелио (1846, Тегусигальпа, 1908, Париж), политический и государственный деятель Гондураса. По образованию юрист. В 1872 76 последовательно заместитель министра внутренних дел, министр внутренних дел, министр… … Большая советская энциклопедия

Сото - (Гернандо de Soto, 1499 1542) испанский. мореплаватель, открыл Кубу, отстроил Гавану, уничтоженную в 1528 г. французскими пиратами, в 1532 г. сопровождал Пизарро в его походе в Перу. Пизарро назначил С. своим наместником; С. покинул Перу из за… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СОТО - (Soto), Марко Аурелио (1846 1908) политич. и гос. деятель Гондураса. Род. в г. Тегусигальпа. Получил юридич. образование. В 1872 76 занимал последовательно посты зам. мин. внутр. дел, мин. внутр. и иностр. дел, мин. нар. образования. В 1877 1882… … Советская историческая энциклопедия

сото-сю - см. Буддизм в Японии, Дзэн … Буддизм

Книги

  • Иной путь. Экономический ответ терроризму , Сото Эрнандо. Книга ведущего перуанского экономиста Э. де Сото, в 1989- 1996 гг. экономического советника президента Перу, начавшего рыночные реформы в охваченной гражданской войной, отсталой и нищей… Купить за 757 руб
  • Деньги, банковский кредит и экономические циклы , Сото Х.. Книга посвящена всестороннему рассмотрению центрального института современного экономического порядка - банковского дела на началах частичного резервированияс центральным банком и роли этого…

В ранний период развития истории дзэн не было систематизированного метода дисциплины медитации, хотя с самого начала медитация, естественно, практиковалась. До самого конца династии Тань каждый дзэновец тренировал себя на свой лад. В процессе исторического развития однако был выработан особый метод для того, чтобы помочь ученикам активизировать в себе «думание» или «думание в недумании». Тренировочный метод включил в себя два различных подхода, известных соответственно как «чистый дзадзэн» и метод коана; первый характеризует школу Сото-дзэн, второй – школу Риндзаи-дззн.

Будда произнес разные учения, чтобы спасти все сердца. Если у тебя нет срдца, так какой прок от всех этих учений?

(Мусо Сосеки)

Дзэн ввезли на территорию Японии из Китая в период Камакуры (XII-XIII вв. н.э.) по каналам этих двух соперничающих школ (сект), процветавших в Китае того времени, каждая из которых развивала различные методы духовной дисциплины. Эти две секты дожили до наших дней в Японии, а два способа тренировки до сих пор практикуются во многих местах.

Любой человек разумный может достичь антиматериального мира, где жизнь вечная, наполненная постоянным знанием и блаженством.

(Свами Прабхупада)

Школа Сото, основанная в Японии Догеном, уходит корнями к двум великим мастерам Китая династии Тань – Тозану Рьёкаи (807-869 г.г.) и его ученику и преемнику Созану Хонджаку (840-901 г.г.). Как четко сказано в известном выражении «молчаливое озарение дзэн» (моку со), под которым эта школа стала известна, Сото выделяет в первую очередь важность сидячей медитации. Школа Сото подчеркивает идею того, что просветление может быть достигнуто лишь посредством полного участия и трансформации всей личности ученика. Достижение просветления не может прийти вдруг; это должен быть последовательный процесс духовного возмужания. Лишь сидя в медитации долгий период времени, можно войти в состояние полной трансформации личности. Результатом сего последовательного процесса явится спокойное озарение сознания, что и есть действительная природа самости или действительная природа бытия, уже реализованная личностью. Именно эта позиция сделала школу Сото известной под названием «школы последовательного просветления» в противовес школе Риндзаи, известной под названием «школы внезапного просветления».

Если сделаете свое сознание-сердце подобным прочной стене, то сможете вступить на Путь, не гоняясь за внешними обстоятельствами и не зажимая свое сознание-сердце.

(Бодхидхарма)

Школа Риндзаи берет исток от знаменитого мастера дзэн Риндзаи Гегена, известного своим жестоким методом обучения через тумаки и крик на учеников. Но Риндзаи-дзэн, какой имеется в настоящее время с его характерными коанами, идет от выдающегося мастера этой школы времен династии Сунь-Даиэ, собравшего и упорядочившего наиболее представительные коаны таким образом, что ими можно было пользоваться в систематической последовательности в течение процесса тренировки. В такой же форме и Сото-дзэн был введен в Японию Эисаи (1141-1215 г.г.)

Школа Риндзаи отстаивает «внезапное просветление» в противовес «последовательному просветлению» Сото. Риндзаи по природе неистово динамичен, в то время как Сото – статичен. Ставя действие, динамизм выше всего, школа Риндзаи осуждает и отвергает сидение в спокойной медитации, не отвергая однако, саму медитацию как таковую. Совсем наоборот. Но его практика не создает из ученика тип «тихо просветленного» в статической медитации. С точки зрения Риндзаи, только сидение в покое и тишине с сознанием, пустым от всех образов и мыслей, есть не что иное как «падение в дьявольскую бездну» пустой пустоты.

Хотя все это время небесный бес, чтобы смутить меня, и производил всевозможные превращения, я смог устоять перед ним, потому что не видел и не слышал. Его превращения ограничены, моя же способность не видеть и не слышать – безгранична.

(Даошу)

Против статической медитации школы Сото, Риндзаи-дзэн ставит динамическую медитацию, то есть особый тип медитации, в которой познается сильная, динамическая активность сознания. Коаны его также используются с этой целью. Ученику строгим образом предлагается разрешить данный ему коан через медитацию; ему приказывают «вступить в схватку» с проблемой всей целостностью тела и сознания, но – сидя в медитации. По мере необходимости медитация становится подобием поля боя духа. Коан принимает вид «металлического ядра сомнения» и забирает все силы ученика. Вдруг ядро сомнений разрывается на куски, и природа самости реализована. Таким образом школа Риндзаи утверждает, что озарение не приходит поэтапно, но наступает как резкое, внезапное пришествие духа.

Мы медитировали вместе с Канджуром Ринпоче так хорошо, как могли, и вдруг оказалось, что это намного лучше, чем обычно. Мы были в сути ума, за пределами мыслей, тотально ушедшими и тотально ясными одновременно.

Как мы уже отметили выше, позиция Сото относительно медитации известна под понятием «чистого дзадзэна» или «тихого озарения». Эта позиция исторически может быть отнесена к Джиншу (?– 06 г.), основателю так называемой северной школы дзэн, отмеченной особой умиротворенностью. Она подчеркивает важность спокойного, квиетистского созерцания «изначальной чистоты сознания». Эта философская позиция стоит на основе теоретического признания того, что сознание в широком смысле состоит из двух структурных уровней – «поверхностного уровня» и «глубинного уровня».

Конечно же, в действительности это представление носит фигуральный характер речевого выражения, ибо истоковый дзэн не имеет «слоев», выделяемых в сознании. Сознание, как его рассматривает дзэн, не есть целое с какой-либо структурной раздробленностью. Но, с точки зрения практического объяснения, теория двухструктурного уровня очень удобна.

То, что подразумевается под «поверхностным уровнем», есть ни что иное, как наше обычное сознание, характеризующееся непрестанным возбуждением, вызываемым бесконтрольной пролифирацией (разрастанием) образов, концепций и мысле-форм, главным образом, из-за активности дискурсивного мышления, которое никогда не отвлекается от погони за объектами внешнего мира. «Глубинный уровень» относится к тому же сознанию и всегда остается спокойным и непотревоженным, несмотря на постоянную бурю, наблюдаемую в «поверхностном сознании» . Дзэн представляет эту структуру сознания в образе океана, поверхность которого взволнованна, но в глубине его вечное спокойствие.

С таким представлением станет легче понять изначальное стремление дзадзэна, как утверждает школа Сото, привести всю физическую энергию в концентрированное состояние единства так, чтобы сознание, теперь абсолютно единособранное, могло мгновенно наблюдать свой собственный «глубинный уровень», который в обычном состоянии сознания остается невидимым, погруженный в волны мысле-форм.

Медитация типа «чистого дзадзэна» физически состоит из того, что человек сидит уравновешенно и спокойно, «совершенно незыблемый, как скала» в позе полного лотоса или полулотоса, со скрещенными ногами, прямой спиной, ритмически отрегулированным дыханием, направленным к нижней части живота.

Поддерживая тело в подобном устойчивом состоянии, необходимо все более и более входить в однонаправленную внутреннюю концентрацию сознания. Но самое любопытное в этом однонаправленно сконцентрированном сознании есть то, что в нем абсолютно отсутствует что-либо определенное для фиксации его. Иначе говоря, нет никакого осязаемого объекта концентрации. Не имея ничего, за что можно было бы «зацепиться», сознание как бы зависает в пустотности. Концентрацию не нужно поддерживать, как в случае дзадзэна Риндзаи, всепоглощающим вниманием к разрешению проблем коана. Его не надо подпитывать и постоянной визуализацией некой формы или модели, или актом поддержания определенного рода идеей перед внутренним взором. Нет здесь и обращения даже к наиболее простой йоговской технике счета вдохов и выдохов. И лишь приподнятое состояние концентрации должно быть поддержанным.

Такова вкратце идея медитативной практики школы Сото, школы «чистого дзадзэна». Это понятие дзадзэна достигает своей кульминации в точке зрения Догена, японского основателя Сото-дзэн, видевшего в практике сидячей медитации саму актуализацию природы Будды, как внутренне недифференцированного единства Бытия. Для Догена дзадзэн не искусственно изобретенная техника для достижения просветления. Фактически высшим принципом дзэна, созданного Догеном, есть то, что просветление и практика – это одна и та же вещь. Человек просветлен процессом сидения в медитации, знает ли он об этом или нет? Ибо сидение в таком положении не просто поза тела. Это наиболее прозрачное восприятие в высшей степени экзистенциального изобилия. «Он» есть сам процесс сидения. И «он» есть осознание Бытия. «Он» есть выкристаллизованная точка универсальной Жизни. Доген говорил: « Дзадзэн состоит всецело из сидения в спокойствии. Он не средство для достижения чего-либо. Само сидение и есть просветление. Если бы, как полагают простые люди, практика отличалась от просветления, два этих понятия как бы определяли наличие друг друга (то есть осознано было просветление, связанное с дзадзэном, и оставалось сознание процесса самодисциплины, после которого достигалось состояние просветления). Такое просветление, «зараженное подобным видом сознания, не есть подлинное просветление».

Очевидно, что медитация «тихого озарения» в своей сути имеет статическую природу и вполне способна привести к чистому квиетизму. Школа Риндзаи отрицает такую тенденцию, утверждая, что квиетизм идет вразрез с духом дзэн. Таким образом, школа Риндзаи поддерживает динамизм шестого патриарха Эно (Хуэй Нэнга).

Мастер Нангаку, преемник Эно в передаче учения южной школы, однажды предостерегал одного из своих учеников: «Ты хочешь стать мастером дзадзэна или намерен достичь состояния Будды? Если твое намерение – изучать дзэн как таковой, тебе следует знать, что дзэн не состоит в сидении или лежании. Ты хочешь достичь состояния Будды, сидя в позе со скрещенными ногами? Но Будда не обладает специфической формой... Попытка достичь состояния Будды сидением в медитации со скрещенными ногами более бесполезна, чем убийство Будды. Сколько бы ты ни сидел в данной позе, ты никогда не достигнешь сатори».

Школа Риндзаи, верно следующая учению шестого патриарха, занимает нетерпимую позицию в отношении медитативного метода школы Сото. Даиэ, вышеупомянутый мастер школы Риндзаи, говорил: «Когда вы разговариваете с вашим гостем, сконцентрируйте вашу энергию на разговоре с ним.

Когда вы чувствуете спокойствие в сидячей медитации, сконцентрируйте вашу энергию на акте сидения в спокойствии. Но никогда в процессе сидения не считайте само сидение за что-либо высшее.

Есть ряд фальшивых мастеров, ведущих своих учеников к заблуждению, говоря, что спокойное сидение в «тихом озарении» есть высшее достижение в дзэне.

Вполне понятно, что под выражением «фальшивые мастера дзэн» Даиэ подразумевает мастеров школы Сото.

Однако школа Риндзаи не обходится без медитации. Даже напротив, так как для последователей школы сидение в медитации – основной пункт всего процесса, при помощи которого они продвигаются к просветлению. Но внутренняя структура медитации Риндзаи полностью отличается от разновидности Сото. Дзадзэн, как он понимается школой Риндзаи, не состоит из просто сидения в успокоенной ясности медитации с сознанием без мыслей, а, напротив, дзадзэн состоит из сотворения сознания, ушедшего исключительно в живую, экзистенциональную проблему или мысль. Иначе говоря: «Я», теряя себя, становится как бы полностью трансформировано в Мысль. Это и есть вкратце риндзаистское понятие «думания» или «думание думания». А эта экзистенциальная трансформация происходит посредством коанов.

«Я» человека и высшее «Я» – одно.

В 6 утра звенит колокольчик. Встаю, одеваюсь и иду на первую медитацию. По дороге, соблюдая местный обычай, кланяюсь многим встречным буддам и одному встречному Тейзену Дешимару. На фото гражданин Дешимару в белом.

Вхожу с левой ноги в зал для медитаций (дожо).

Кланяюсь алтарю, следую на своё место двигаясь по периметру зала по часовой стрелке. Против часовой стрелки двигаться нельзя потому, что тогда придется пройти между местом настоятеля монастыря и алтарём, а такое вызывающее поведение оскорбит и алтарь и настоятеля. Подхожу к своему «тану» (деревянный помост), кланяюсь подушке (зафу) и залу, сажусь на подушку лицом к стене.

В древней Японии монахи ели, спали и медитировали, словом, жили на тане. Манера сидения во время медитации в дожо строго регламентирована, сидеть положено в лотосе, полулотосе или, в крайнем случае, на коленях. Располагать свое тело в любой другой позе, на специальном приспособлении или обычном стуле позволено лишь в “прихожей” дожо, отделённом шторкой от зала с танами.

В 6:30 снова звенит колокольчик – медитация начинается. Периодически звонит большой колокол (боншо) - возвращает замечтавшихся медитаторов в «здесь и сейчас».

Сидим, наблюдаем за своими мыслями, концентируемся на тандэн – точка на три пальца ниже пупка. Через 30 минут – два удара колокольчика. Не боншо, не шестичасового колокольчика, и не колокольчика, что был в начале медитации, а совсем особый звон совершенно особого колокольчика. Тут по разным поводам издают разные звуки для чего имеется масса инструментов, например

Так вот, два удара колокольчика и первый раунд сидячей медитации завершён. Поворачиваемся лицом к центру зала, встаём, кланяемся зафу и залу, поворачиваемся влево и сложив руки специальным образом

начинаем продвигаться вперёд по полшага: вдох - стопа вперёд, выдох переносим вес на переднюю стопу. Вдох – другая стопа вперёд и так далее. Это кинк(х)ин - медитация при ходьбе. Пятнадцать минут проходят - удар колокола. По периметру зала, друг за другом, подходим к своим танам. Поклоны зафу и залу, садимся. Ещё тридцать минут медитируем сидя в полной тишине, боншо больше не слышен. Зато слышны удары тупого предмета по человеческому телу - это местный настоятель лупит всех желающих по плечам длинной деревянной палкой.

Лупит по верхней части трапецивидной мышцы, говорят, это расслабляет и медитировать после этого приятней. Палка называется кйосаку, в переводе с японского “палка пробуждения”. Два удара колокола - конец второго раунда зазена (сидячей медитации). Поворот по часовой стрелке, встаём, поклон зафу и залу, один за другим выходим и следуем через улицу, мимо сада камней

в хато (часовню). По дороге - поклоны встречным буддам и старику Тейзену. Заходим в хато, берём тексты сутр и становимся на зафутоны (коврики). Белые -для монахов, чёрные -для презренных мирян.

Церемонии
Начинается утренняя церемония. Читаем сутры, несколько раз падаем ниц. Всё занимает минут пятнадцать-двадцать, так что неутомительно. Чтение сутр звучит так . Это Hannya Shingyo – самая популярная сутра, её читают при каждом удобном и неудобном случае. Каждая сутра читается в своём особом темпоритме и сопровождается ударами барабана, звоном колокольчиков и стуком деревянных палочек. Состояние при чтении сутр становится удивительно гармоничным, хочется читать и читать их, не выходить из их волшебного ритма.

Еда
Сразу после церемонии вслед за настоятелем идём в столовую. По дороге, как водится, кланяемся Тейзену и буддам.
Настоятель зажигает благовония на алтаре перед столовой и все заходят в столовую где стоят три длинных низких стола. Берём на полочке свои миски (ориоки) и приборы и садимся на зафутоны. Начинаем читать сутры. На восьмой строчке все начинаем синхронно разливать по мискам гэнмэй, традиционную похлёбку из какого-то измельчённого риса. В это адское варево можно добавить толчёный кунжут и соевый соус стоящие тут же. Когда миски наполнены как раз заканчивается и чтение сутры. Съедаем всё молча глядя в свои тарелки. В миске где был гэнмэй разливают мятный чай. Выпиваем. Приносят кувшины с горячей водой, её разливаем по своим мискам, моем их, грязную воду сливаем в предложенные деревянные миски. Под чтение очередной сутры заворачиваем миски в специальныю ткань, синхронно встаем держа миски перед собой, поклонились-поставили миски на полку-вышли из столовой.
На открытой террасе уже ждёт европейский завтрак - кофе и бриош. Есть полчаса чтобы полакомиться всем этим и пообщаться.

Саму
С девяти до десяти тридцати по расписанию труд на благо монастыря (саму). Я, например, обрывала листья мяты со стеблей, лепестки с каких-то цветов и соцветие с непонятных растений. Всё это для чая. Ещё в порядке саму я собирала цветы и украшала алтари за что удостоилась похвалы старшего монаха. Саму – такая же важная часть ретрита как и зазен ибо физический труд “спасает дзэн от превращения в психологическое заболевание”.

Остаток дня
В 11 утра очередной зазен. Всё то же, что и утром, только без участия кйосаку. После медитации, в 12:45, обед. Церемония принятия пищи такая же как и утром. Только вместо гэнмэй подают салат-вегетарианское второе-мятный чай-горячую воду. Всё естся-пьётся из одной и той же миски, как и утром. Моё скромное перо не в состоянии описать как вкусен мятный чай с остатками жирного грибного соуса.
После обеда на террасе перед столовой – кофе с сыром, йогуртом или печеньем. О послеобеденный полдник моего сердца, ты поистине луч света в тёмном царстве Сото дзэн! Съедаем всё предложенное и общаемся. До 14:45 свободное время, можно поспать.
14:45 - 16:30 – саму.
17:00 - 18:15 зазэн. После вечернего зазэна и до конца утреннего гэнмэй положено соблюдать молчание. Сразу после зазена – ужин. Снова сутры, поклоны, еда и питьё из одной и той же миски. В 20:00 полуторачасовый зазен. Во время вечернего зазэна иногда было мондо – возможность задать вопрос настоятелю прямо в зале для медитаций, при всех. А иногда был докусан – возможность задать вопрос настоятелю один на один.
22:30 - отбой.

Сото-сю (яп. Со:то:-сю:, кит. Цаодун-цзун) - крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн в Японии, одна из двух ведущих школ наряду с риндзай. Школа возникла в результате распространения одноимённой китайской школы Цаодун-цзун.

История
Сото появилась в Японии немногим позже школы риндзай. Она была привезена на Японские острова монахом Догэном в XIII веке. С тех пор сото получила распространение в среде провинциальных правителей и простого народа, в то время как риндзай стала прерогативой знати...

Дзэн и чайную церемонию объединяет постоянное

Стремление к упрощению. Дзэн устраняет всё ненужное в своём

Познании высшей реальности, а чайная церемония - в жизни,

Одним из типичных проявлений которой является которой является

Чаепитие в чайной. Чайная церемония - это эстетизм примитивной

Простоты. Её идеал - приблизиться к природе - воплощается в

Том, что вы располагаетесь под соломенной крышей в комнате,

Едва достигающей десяти квадратных метров, которая однако

Отделана...

Повторим, что разнообразные формы медитации существовали в буддизме изначально. Согласно традиции, во время медитации под деревом Бодхи принц Гаутама обрел состояние будды - пробуждение и способность пробуждать других. С этого события медитация стала неотъемлемой составляющей буддизма.

Буддизм Юго-Восточной Азии (Тхеравада, или Хинаяна) говорит в первую очередь о непостоянстве всего человеческого. В основе тибетского буддизма лежат психокосмические ман-далы и попытки реализации Пустоты...

Вопрос: После нескольких дискуссий о соотношении практики Дзэн и психотерапии, я пришел скорее к выводу, нежели к вопросу о том, что это различные пути для достижения одной и той же цели. Следует ли мне просто сидеть с чем-то и позволить этому раствориться, или лучше сидеть и говорить об этом в психотерапевтическом ключе?

Ответ: Мне часто задают этот вопрос. Иногда он возникает в середине ретрита. Сначала я думал: не спрашивают ли меня об этом только потому, что я психотерапевт? Не тешат ли...

Возможно, на первый взгляд связь между смехом и дзэн не очевидна. Прежде чем рассматривать это взаимоотношение с теоретической точки зрения, расскажем одну или две истории дзэн, Однажды, когда Хякудзе и его учитель Басо гуляли, над ними пролетела дикая утка. Басо спросил: «Что это такое?» - «Дикая утка», - ответил Хякудзе. «Куда она летела? » - спросил вновь Басо. «Она улетела», - возразил Хякудзе. И в этот момент Басо с силой дернул Хякудзе за нос, так что тот взвыл от боли. «Куда же она могла...

Один ученик пришел в Провиденс Дзэн-центр и обратился к Сунг Сану Сон Са Ниму с вопросом: "Что такое Дзэн?".

Сон Са Ним поднял свой дзенский посох над головой и спросил:

Ты понимаешь?

Я не знаю, -- ответил ученик.

Этот "не знаю ум" и есть ты. Дзэн -- это понимание самого себя, -- сказал Сон Са Ним.

Что ты понял обо мне? Научи меня.

На кондитерской фабрике выпускается разное печенье, в форме животных, машин, людей, самолетов. Все они имеют разные названия и форму...

В конце своей жизни Будда сказал: «Жизнь очень коротка; прошу вас исследуйте ее внимательно». В этом первое значение медитационного ретрита:

Исследование. Всем известно, что жизнь коротка, скоро закончится эта пьеса.

За этим пониманием всегда стоит вопрос - Что есть «Я» на самом деле? Этот вопрос и то глубокое сомнение, которое он вызывает -- это как раз то, с чем столкнулся Будда. Это также вопрос и нашей жизни -- кто вы?

В Китае кусок мяса называют «чистое мясо», имея в виду, что...

Решимость

Не бойтесь ничего. Того, кто боится, преследуют неудачи. Страх иногда допустим в обыденной жизни. Но в ответственный момент гоните страх прочь. Усомнившись хотя бы на мгновение, вы потерпите поражение.

Первородный ум

Все, что вы делаете, делайте от всей души. Это и есть первородный ум. Если же вы сомневаетесь, действовать или не действовать, это эмоции. Прилежно делайте то, что вы желаете делать, и не делайте того, в чем вы не уверены. Глубоко осознанные желания исходят от...

Школа дзэн (яп. дзэн сю) — одна из самых популярных школ буддизма на Западе, наряду со школой Чистой Земли (амидаизмом). Школа созерцания.

Дзен — это переосмысленный японцами аналог китайской школы чань. Имеет два направления.

Риндзаи Дзен

Одно из них (яп. риндзай) основал монах Эйсай (1141–1215) по типу китайской школы Линьцзи. Шоковые методы воздействия на психику адепта позволяют мгновенно достичь просветления (яп. сатори).

Воины - самураи отдавали в буддийские монастыри своих младших сыновей, которые не могли претендовать на наследство, но становились образованными и уважаемыми монахами.

Занятия динамической медитацией обеспечивали поддержание хорошего физического состояния и готовность к обороне в любой экстремальной ситуации. Буддизмом дзэн направления риндзай увлекалась и придворная знать. Практика его очень эффективна.

Коан Дзен

Размышления над текстами-задачами (яп. коан) способствуют переходу на интуитивный способ мышления и мгновенному достижению сатори. Короткие диалоги с учителем (яп. мондо, монто), создающие парадоксальную ситуацию, вызывают всплеск интуитивной мудрости. В них не может быть тривиального ответа.

Требование быстрой нестандартной реакции резко активизирует сознание, в котором скачкообразно образуется новая связь. Речь и поведение монаха риндзай небанальны, непредсказуемы, они свидетельствуют о глубокой перестройке сознания.

Сото Дзен

В школе сото, основанной Догэн ом (1200–1253), практикуется статическая, сидячая медитация (яп. дза-дзэн, сикан тадза), в процессе которой адепт по многу дней сидит на специальной подушке, созерцая, например, стену и рефлексируя о природе будды (яп. буссин), принципе «не-я» и др. В отличие от школы риндзай, адепт сото получает для размышлений только один коан, его психика не подвергается шоковому воздействию. Девиз: «Опора на собственные силы». Тело и сознание адепта образуют «единотаковость» (яп. синдзин-итинё), трактуемую как немышление, состояние спонтанности.

В состоянии будды адепт постигает, что «сознание - это и есть будда » (яп. сокусин - дзэбуцу). Учение и практика дзэн оказали огромное влияние на японскую культуру и породили искусство дзэн, известное во всем мире. В нем присутствуют буддийские мотивы изменчивости, невечности, таковости, иллюзорности, представление о сущностном единстве низкого и высокого, маленького и великого, которые выступают как равноценные.

Дзэн повлиял на архитектуру, садово-парковое искусство, живопись, поэзию, дизайн, породил чайную церемонию, особые виды боевых искусств, самообороны. С ним связана философия и эстетика составления букета, японского танца, постановок театра но.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...