Онтология философия. Основы истории и онтология науки

- (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...Логия) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия (См. Бытие), его структура и закономерности. По своему существу... Большая советская энциклопедия

  • онтология - орф. онтология, -и (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др. Новейший философский словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ -и; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру. Толковый словарь Кузнецова
  • онтология - Онтологии, ж. [от греч. on (род. п. ontos) – сущий и logos – учение] (филос.). В идеалистической философии – учение о бытии, об основных началах всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos - бытие и iogos - учение, слово) - англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Социологический словарь
  • онтология - Онтология, онтологии, онтологии, онтологий, онтологии, онтологиям, онтологию, онтологии, онтологией, онтологиею, онтологиями, онтологии, онтологиях Грамматический словарь Зализняка
  • онтология - ОНТОЛ’ОГИЯ, онтологии, ·жен. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  • онтология - сущ., кол-во синонимов: 1 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  • онтология - онтология ж. Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности. Толковый словарь Ефремовой
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и...логия) - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании) - в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). Большой энциклопедический словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ, и, ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Онтология - (οντολογια) - вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также "первой философией". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Онтология - это философское исследование природы сущего, становления реальности, основных категорий бытия и их взаимоотношений. Традиционно считается частью такой философской отрасли как метафизика. Онтология занимается вопросами о том, что существует, и как эти сущности могут быть сгруппированы в соответствии с единой иерархией, разделены согласно сходствам и различиям. Помимо фундаментальной онтологии, занимающейся универсальными законами бытия, существует множество подразделов, имеющих своим предметом частные явления (например, онтология культуры).

    Слово «онтология» составлено из греческих корней «онтос», что значит «сущее; то, что есть», и «логос», т.е. «наука, теория, исследование». И хотя оно имеет греческое происхождение, первое упоминание слова встречается в текстах, написанных на латыни. На английском языке оно появляется в словаре Натаниэля Бэйли в 1721 году, где определяется как «абстрактное описание бытия». Это, разумеется, подтверждает, что на тот момент слово уже находилось в употреблении.

    В онтология - это учение, которое занимается определением фундаментальных категорий бытия, а также вопрошает, в каком смысле элементы этой категории могут «существовать». Это исследование, направленное на бытие само по себе, не имеющее целью выяснить, к примеру, отдельные свойства и факты, касающиеся определенных сущностей.

    Пытаясь решить проблемы онтологии, некоторые философы, в частности платоники, утверждали, что все наименования (в том числе и ссылаются на реально существующее. Другие философы оспаривали это, выдвигая точку зрения, что имена существительные не всегда относятся к сущему, но некоторые из них подразумевают указание на группу сходных объектов или явлений. Согласно последним, ум, вместо того чтобы указывать на сущее, ссылается на группу умственных явлений, пережитых личностью. Так, слово «общество» ассоциируется с собирательным образом людей, обладающих некоторыми качествами, а слово «геометрия» связано со специфической интеллектуальной активностью.

    Между этими противоположностями, представляющими реализм и номинализм, существует ряд других точек зрения, однако любая онтология - это наука, которая должна дать представление о том, какие понятия отсылают к реальности, какие - нет, по какой причине и какие категории мы имеем в результате. Когда подобное исследование затрагивает понятия вроде причины, счастья, контакта, энергии и Бога, онтология становится фундаментальной по отношению ко многим философским отраслям.

    Таким образом, онтология - это философское учение, к принципиальным вопросам которого относится проблема бытия как такового. Что такое бытие и что можно назвать существующим? Можно ли разделить сущее на категории, и если да, то на какие? Каков смысл бытия, значение сущего? Различные мыслители на протяжении всей дают разнообразные ответы на эти вопросы, которые могут отражать характер целой эпохи или культуры.

    Онтология – это раздел философии, изучающий бытие, а также его формы и закономерности. Как у любой другой науки, у онтологии есть предмет, который она изучает, и основные онтологические категории, которыми она оперирует.

    Предметом онтологии в широком смысле является бытие и сущее. Что это за предметы и чем они различаются?

    Предмет онтологии

    Бытие невозможно определить традиционным образом. Это существование в целом, как оно есть безо всякой причины. У бытия не может быть причины . Оно само является причиной для себя и для всего сущего. Сущее – это всё, что существует. Бытие – первично, сущее – вторично. Онтология изучает взаимосвязь между бытием и сущим. К проблемам онтологии относятся вопросы:

    • Как бытие выражается через сущее?
    • Какие формы оно принимает?
    • Какие закономерности существуют?

    При этом бытие можно условно разделить на природное целое, и осознаваемое человеком.

    Предметом онтологии в узком смысле является противопоставление бытия и небытия, сущего и не-сущего. Проще говоря, онтология в узком смысле изучает вопрос “Что существует, а что нет?”

    Ознакомившись с основными понятиями онтологии, можно приступить к рассмотрению концепций этой науки.

    История развития онтологии

    Онтология, как особый раздел философии , складывалась веками. Основной фундамент заложили древние греки. Выдающиеся мыслители средневековья и нового времени добавляли по кирпичику в здание онтологической науки, выявляя её функции и задачи. Чтобы разобраться в онтологических концепциях и проблемах, необходимо проследить за развитием философской мысли с древних времен и до наших дней.

    В античные времена

    Древнегреческий философ Парменид был первым, кто рассматривал не только существующие объекты и процессы, но и поднял в своих трудах вопрос бытия в целом. Он определял бытие как нечто, являющееся причиной всего, в том числе самого себя. Оно, согласно Пармениду, ни от чего не зависело и поэтому не могло возникнуть или исчезнуть. Оно едино, неделимо, неизменно и самодостаточно. Как материальный мир, так и духовный, божественный, являются лишь проявлениями бытия.

    Зенон Элийский – ученик Парменида – предложил несколько парадоксов в подтверждение теории о единстве и неделимости бытия. Во всех этих парадоксах использовалось предположение, что бытие делимо, что и приводило к противоречию. Самые известные парадоксы Зенона:

    • Ахиллес и черепаха,
    • Дихотомия,
    • Летящая стрела.

    Парадокс Ахиллеса и черепахи заключался в том, что в соревнованиях по бегу Ахиллес, дав фору черепахе, никогда её не догонит. Доказательство строилось на делимости расстояния. Черепаха получила какое-то расстояние форы . Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха тоже немного продвинется вперед, и Ахиллес вновь останется позади. Пока он преодолеет то расстояние, что черепаха прошла за это время, черепаха вновь окажется ненамного, но впереди. И так до бесконечности.

    Аналогичен парадокс дихотомии. Он утверждает, что любой путь непреодолим. Ведь пройдя половину пути, человеку надо пройти половину оставшейся половины, потом половину оставшейся четверти и так далее. В любой момент времени его будет отделять от финиша половина пути.

    Парадокс о летящей стреле опровергает предположение о делимости времени. Ведь в любой момент времени стрела в пространстве покоится, так как занимает в пространстве место, равное её длине. Но из моментов покоя не может сложиться движение , значит, летящая стрела неподвижна.

    Следующим философом, внесшим значительный вклад в развитие онтологии, стал Платон. Его учение об идеях гласило, что идеи – это первообразы, первопричины и цели всех вещей. Сущность вещей в понимании Платона единична, а идеи общи. Но единичное причастно к общей идее, а общая идея временно присутствует в единичном. Согласно диалектике Платона, бытие представляло собой совокупность идей. В познании же он видел интеллектуальное восхождение к сущности бытия.

    Если Платон провёл границу между бытием и материальным миром, то его последователи, названные неоплатониками, изобразили это различие, как две ипостаси: “единого” и “ума”. Единым они называли совокупность идей, умом обозначали познание материального мира. Далее идеи Платона развил и систематизировал Аристотель, описал их в своей “Метафизике”. Но он уделял больше внимания сущему и объектам физического мира.

    В Средние века

    В средневековой философии основной проблемой онтологии стало то, что оказалась на службе у теологии. Некоторые мыслители разделяли понятие бытия и Бога. Бог для них мыслился источником и дарителем бытия. Тем самым они противоречили самому определению этого понятия, как неизменного и не имеющего причины. Поэтому большинство средневековых философов персонализировали бытие как Бога, который является причиной самого себя и всего сущего.

    В это время формируются два направления в философии и, в частности, в онтологии: аристотелевскую и августинскую. Представитель первого направления - Фома Аквинский – выявляет различия между сущностью и существованием, а также ввёл такое понятие, как “чистый акт творения”, сосредоточенный в самом бытии. Его главный оппонент - представитель второго направления - Иоанн Дунс Скотт убежден, что абсолютная полнота сущности – это и есть существование, а Бог свободен лишь в выборе идей. Подобные споры схоластов порождали новые установки и понятия в онтологии.

    Уильям Оккам придерживался идеи об абсолютной свободе Бога в акте творения, указывая, что Бог не ограничен даже идеями. Более тог он отрицал идеи, как некие универсалии и рассматривал их как внутреннюю реальность индивидов. Именно идеи Оккама привели к тому, что онтология в новом времени ушла на задворки философии и её место заняла гносеология, а проблема бытия была заменена проблемой познания. В эпоху Ренессанса появляется сам термин онтология, близкий по значению к метафизике.

    В новое время

    Однако философы нового времени возвращаются к онтологии. Самой яркой фигурой в онтологии нового времени становится Иммануил Кант, хотя сам он считал эту науку бессодержательной метафизикой. Кант раскладывает бытие на две составляющие:

    • материальные феномены,
    • идеальные категории.

    Объединение этих граней реальности он видит только в мыслящем “Я”. Здесь отчётливо видно влияние гносеологии на философию Канта. Его мало интересует бытие само по себе, вне действительного или возможного опыта. Основой для идеальных категорий у Канта служит свобода и целесообразность. Именно его взгляды заложили основу дл я, так называемой, новой онтологии.

    Если Кант утверждал, что онтология, как учение о бытие без опоры на человеческий разум и познание, бессмысленна, то Гегель опровергал это утверждение. Согласно Гегелю, жизнь любого индивида подчинялась определенный законам мирозданья, единым для всех и существующим независимо от людских знаний о них.

    Фейербах не разделял идеализма Гегеля . Он полагал, тот навязывает бытию формы и наделяет его самостоятельностью. В то время как сам Фейербах считал, что бытие познаётся через органы чувств. Таким образом, в новом времени столкнулись идеализм и диалектический материализм в рамках онтологии. Диалектический материализм полагал, что бытие исключительно материально. А идеализм считал, что бытие лишь проявляется в материальном мире, но представляет с собой нечто большее. Идеалисты были ближе к изначальным идеям Парменида и Зенона. Исключительная материальность бытия противоречит идеи о его неизменности. Идеалисты считали, что материально лишь сущее, а форму и смысл ему придаёт бытие.

    Нельзя не упомянуть такого яркого представителя диалектического материализма, как Карл Маркс. Он не считал онтологию наукой, так как она не имела собственного метода познания. Взгляды Маркса на сущность и сущее были весьма прагматичны. Он считал, чти идеальная субстанция или дух – это нечто такое, через что можно выразить все объекты материального мира. Такой идеальной субстанцией, в понимании Карла Маркса, были деньги, так как любой объект материального мира можно было выразить через них.

    Двадцатый век

    На сегодняшний день авторство наиболее структурированной онтологической концепции принадлежит Николаю Гартману. Но не поддерживает определение бытия как некой абстрактной сущности. Гартман утверждает, что бытие неотделимо от познания и смысл онтологии видит в изучении этого бытия. Именно в этом и заключается новая онтология, основы которой заложил ещё Кант. Именно новая онтология стала использовать категорийный анализ как метод познания, что должно было положить конец спорам о её научности.

    Хайдеггер в своей фундаментальной онтологии расширяет понятие реальности, включая в него не только материальное, но и духовное. Также он отделяет бытие от его проявлений и выделяет “чистую субъективность” в познаниях человека. Ему противостоят сторонники неопозитивизма, считающие, что возрождение онтологии - это возврат к заблуждениям прошлого, а все проблемы онтологии решаются путём логического анализа её постулатов.

    Пока философы ведут споры о том является ли онтология в широком смысле наукой, онтология в узком смысле таких вопросов не вызывает. Она активно используется другими науками как гуманитарными, так и естественными и техническими. Всякий раз когда в любой науке возникает необходимость выстроить понятийный аппарат, она обращается к онтологии.

    Именно онтология в узком смысле определяет понятия и термины, описывает их и организует таксономию. За правила вывода одного термина из другого тоже отвечает онтология. Это используется не только в науке , но и в компьютерных играх при создании виртуальной реальности. Чтобы продумать и выстроить бытие виртуального мира, без онтологии не обойтись.

    Учение о бытии (1,2).

    1.Онтология как учение о бытии.

    3.Объективная и субъективная реальность в бытии.

    4.Идея единства мира в философии.

    6. Основные свойства материи:

    а) системность и структурность;

    б) самоорганизация;

    в) движение;

    г) пространство и время;

    д) отражение.

    Онтология как учение о бытии.

    Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия.

    Представления о мире в целом начали складываться в глубокой древности и прошли в своем развитии ряд этапов. Онтология каждой эпохи имеет свою специфику, определяемую уровнем развития производства, науки, духовной культуры и др. факторами. В истории развития человеческой мысли можно выделить несколько основных видов онтологии: мифологическую, религиозную, философскую, научную.

    3.Мифологическая онтология представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, определить место человека в нем. Мифологическая картина мира отличается синкретизмом: здесь сочетаются реальность и фантазия, зачатки знаний и религиозных верований, нравственные нормы и эстетические представления. В мифах выражалась идея единства мира, неразделенности человека и природы.

    Особенностью религиозной онтологии является то, что мир раздваивается на земной, естественный и небесный, сверхъестественный. Религиозная картина мира отличается верой в существование сверхъестественных сил, которые играют главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

    Мифологические и религиозные представления о мире, о связях и закономерностях бытия выражаются в эмоционально-образной форме.

    Философская онтология отличается от мифологической и религиозной рациональным объяснением мира. Это учение о наиболее общих закономерностях существования и развития природы, общества и человека, которое рассматривает мир через диалектику единичного и общего, преходящего и вечного.

    Однако философская онтология неоднородна . В познании бытия мыслители сталкиваются с рядом кардинальных проблем:

    Обладает ли мир единством и что является основой этого единства?

    Является ли мир в своей сущности неизменным или он постоянно изменяется?

    Упорядочен ли мир в своем развитии, подчиняется ли каким-то общим законам или он изменяется произвольным образом?

    Различное решение этих проблем определяют различия в философских воззрениях на мир в целом. В зависимости от их решения в философской онтологии выделяется ряд основных течений:

    В ответе на вопрос о единстве мира и основаниях этого единства – философский монизм , с точки зрения которого основой мира признается какая-л. одна субстанция (материализм и идеализм ), дуализм , плюрализм (признает несколько самостоятельных, равноправных первоначал бытия);

    В ответе на вопрос о закономерностях развития мира - детерминизм (учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений) и индетерминизм (отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей) и др.

    Научная онтология также характеризуется рациональным объяснением действительности. Научная картина мира – это целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания, она синтезирует множество частнонаучных теорий. Научная картина мира не может быть статичной, раз и навсегда данной, что связано с постоянным прогрессом науки, с расширением возможностей научного познания, с изменением его принципов и методов. Принято выделять несколько основных этапов развития научной онтологии, которые связаны с величайшими научными открытиями и привели к столь радикальной смене картины мира, что их принято характеризовать как научные революции (по именам ученых, чьи открытия сыграли наиболее важную роль в изменении научного взгляда на мир их принято обозначать как аристотелевская, ньютоновская, эйнштейновская ):

    1) доклассический : античность (VI – IV вв. до н.э.) – XVI в. н.э. Начало этого этапа связано с возникновением самой науки, с формированием норм и образцов построения научного знания, с созданием понятийного аппарата (большую роль в этом сыграли труды Аристотеля). В основе научной картины мира этого этапа – геоцентрическое учение;

    2) классический : XVII – XIX вв. Этот этап связан с формированием классического естествознания (его основоположники – Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, Р.Декарт, И.Ньютон). В это время формируется механистическая научная картина мира на основе экспериментально-математического естествознания;

    3) неклассический (постклассический ): конец XIX – XX вв., когда последовал ряд крупнейших открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В основе новой картины мира – теория относительности А.Эйнштейна и квантовая механика.

    [Тенденция к ускорению развития науки и смены картины мира: между аристотелевской и ньютоновской революциями – почти 2 тыс. лет; между ньютоновской и эйнштейновской – чуть больше 200, уже через 10 лет реальностью стало приближение новой научной революции ].



    Бытие – основополагающая философская категория, отражающая единство мира и целостность его существования. Бытие – предельно широкое по объему понятие, охватывающее все существующее.

    Понятие о бытии основывается на признании объективного существования человека, окружающих его вещей, природных явлений, мира в целом. При этом существованием обладает не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи, фантазии, сны. Отдельные предметы и явления возникают и исчезают, а мир продолжает существовать.

    Проблема бытия с древнейших времен стала центральной философской проблемой. Уже в древнеиндийском сборнике текстов «Ригведа» говорится о бытии, возникающем из «потенциального бытия».

    Понятие «бытие» введено Парменидом (IV в. до н.э.). в античной философии категория бытия стала одной из центральных. Для объяснения этого понятия было введено противоположное ему понятие – «небытие ». Парменид считал, что бытие – неизменное, неподвижное – это реальность, а небытие – иллюзия. Небытия нет, т.к. его нельзя мыслить. Демокрит утверждал, что бытие – это атомы, а небытие – пустота. Пустота необходима для того, чтобы содержать в себе все существующее, поэтому она такая же реальность, как и атомы. Платон противопоставил иллюзорному миру вещей реальный мир идей, обладающий «истинным бытием», и тем самым распространил понятие «бытие» на область идеального. Аристотель рассматривал бытие как абстракцию, которая лежит в основе объяснения отдельных конкретных предметов и явлений материальной и духовной жизни. Он утверждал, что всеобщность бытия проявляется в отдельных явлениях.

    В Средние века проблема бытия сводилась к доказательству существования Бога и выяснению соотношения Бога и мира.

    В эпоху Возрождения и особенно в Новое время бытие начинает осмысливаться как нечто вещественное, телесное, как объективная реальность. Природа и вся Вселенная мыслились как механическая система. В то же время в Новое время развивались и идеалистические концепции бытия. Уже Р.Декарт рассматривал бытие через возможность осознания его человеком: «Я мыслю, следовательно, я существую». Субъективный идеалист Дж. Беркли отрицал существование материи и утверждал: «Быть – значит быть в восприятии».

    Гегель рассматривал небытие и бытие как диалектические категории, как единство противоположностей. Небытие связано с наличием возможности появления «нечто» из «ничто», это свернутая форма будущего бытия. Поэтому нет абсолютного «ничто» - небытия, оно является исходной формой развития, становления.

    В философских учениях ХХ в. внимание акцентируется на бытии как человеческом существовании. Особенно это характерно для экзистенциализма. М.Хайдеггер критикует подход к бытию как к чему-то внешнему по отношению к субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия. Только человек ставит вопрос о том, что такое бытие, стремится к пониманию бытия – значит, человек, в первую очередь, и есть бытие. Для экзистенциалистов духовное и материальное в человеческом бытии слиты в единое целое – это единое одухотворенное бытие. Особенно яркое выражение эта позиция нашла в религиозном экзистенциализме (Н.Бердяев, К.Ясперс и др.). Иначе, чем в предшествующей философии, в экзистенциализме рассматривается и проблема соотношения бытия и небытия. Главное в человеческом существовании, согласно экзистенциализму, - сознание его временности, конечности. Страх перед возможностью не быть порождает сознание ценности своей личности, придает смысл самому бытию.

    Современная материалистическая философия рассматривает «небытие» только как абстрактную категорию, противоположную категории «бытие». Ни одна вещь, явление или процесс не появляется из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие . Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, одни поколения меняются другими, вместо погибших цивилизаций появляются новые. Поэтому небытие относительно, а бытие абсолютно.

    Понятие об онтологии. Онтология – учение о бытие и о сущем. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) --- основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям).

    Основные направления онтологии

      Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

      • Метафизический . В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие - это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

        Диалектический : вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. //Основатели: Маркс, Энгельс.

      Идеализм : мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

      • Объективный : сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель (XIX век) (вершина объективного идеализма).

        Субъективный . Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

    Проблематика. Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия.

      Формы существования Бытия, его разновидности. (чо за бред? может это все не надо?)

      Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.

      Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.

      Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.

      Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.

      Ряд других вопросов.

    Онтология: основные темы, проблемы и направления. (Основные направления в онтологии.)

    Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объек-тов как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты, противопоставив обманчивую видимость чувственного мира истинному бытию, построили онтологию как учение о вечном, не-изменном, едином, чистом бытие(т.е. истинно существует только само бытие). Гераклит; бытие - непрерывно становящееся. Бытие противостоит небытию. С другой стороны досократики различали бытие "по истине" и бытие по "мнению", т. е. идеальную сущность и реальное существование. Последующие онтологические тео-рии - поиск начала бытия("корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, "атомы" Демокрита). Подобное понима-ние позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприяти-ем. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям в своей онтологии "идей". Бытие есть совокуп-ность "идей" - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которого является многообразие веществен-ного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно вос-принимаемого мира), но и между бытием и "безначальным началом" бытия (т.е. непостижимой основой, назы-ваемой им также "благом"). В онтологии неоплатоников это различие зафиксировано в соотношении "единого" и "ума". Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к ис-тинно сущим видам бытия. Аристотель преодолевает противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма - неотъемлемая часть бытия) и строит учение о различных уровнях бытия.

    Средневековая христианская философия противопоставляет истинное божественное бытие и неистинное, со-творенное бытие, различая при этом Действительное бытие (акт) и возможное Бытие (потенцию), сущность и существование, смысл и символ. Абсолютное бытие отождествляется с богом, множество чистых сущностей понимается как бытие, посредующее между богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых бо-гом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

    В эпоху Возрождения общее признание получает культ материального бытия, природы. Этот новый тип миро-ощущения подготовил концепции Бытия 17-18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоя-щая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически дейст-вующим законам (например, принципу инерции).В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, который действует сам по себе. Для учений о бытие в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожаемый, неизменный субстрат Бытия, его предельное основание) и ее свой-ства. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах 17-18 вв. Для европейской натуралистической философии этого времени Бытие - предметно сущее, противостоя-щее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой миром естественных тел, а духовный мир стату-сом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической ре-альностью и исключающей сознание из бытия. В новоевропейской философии формируется иной способ ис-толкования бытия, при котором последнее определяется па пути гносеологического анализа сознания и само-сознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта - "мыслю, следовательно, существую"; в трактовке Лейбницем Бытия как духовных субстанций-монад, в субъективно-идеалистическом отождествле-нии Беркли существования и данности в восприятии. У философских эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (у Юма онтология, как самостоятельная доктрина вообще отсутствует).

    Поворотный пункт в истории онтологии - "критическая философия" Канта противопоставившая "догматизму" старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытие самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различие форм законополагания - причинности и цели.

    Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (соот-ветственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Для Фихте подлинным быти-ем является свободная. Чистая деятельность абсолютного "Я", материальное бытие - продукт осознания и са-мосознания "Я". У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно - идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел духовное человеческое бытие к логической мысли. Бытие у него оказалось крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто неопределенное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслиться реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан в понимании бытия, характерный доя немецкого классического идеализма. Строение бытия постигается не в статическом созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

    Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к философии как самостоя-тельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетиче-ского описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пы-талась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к побочному прагматиче-скому продукту развития иррационального первоначала ("воли" у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство развивали гносеологическое понимание природы онтологии, намеченное еще в немецкой классической фило-софии.

    К концу 19- началу 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии, ориентирую-щие на возврат к онтологизму. Так в феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от "чистого сознания" к структуре Бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений.

    Неотомизм возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквин-ского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы челове-ка, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер в своей "фундаментальной онтологиии" вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия "чистую субъективность" и стремится освободить её от "неподлинных" форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему. В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения О. как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С т. зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

    Марксистская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление онтологии и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектического мате-риализма - совпадение диалектики, логики и теории познания. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выпол-няют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

    Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд он-тологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретических фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).

    Основные формы бытия.

    Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия :

    1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

    а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

    б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

    2) Бытие человека, в котором можно выделить:

    а) бытие человека в мире вещей;

    б) специфически человеческое бытие;

    3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

    а) индивидуализированное духовное;

    б) объективированное духовное;

    4) Бытие социального:

    а) бытие индивида;

    б) бытие общества.

    Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью , ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

    «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

    Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

    Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...