Ошо третий глаз. Очень сильная практика упражнений медитации на третий глаз

Ты знаешь, что способность к выдумке делает реальный мир интереснее. Но когда тебе говорят: «Вообрази это!», у тебя не получается. Конечно, воображение нельзя включить с помощью кнопки, но развивать его можно и нужно. Трудно это представить? А ты попробуй. С нашей помощью.

Обязанности левого полушария

Оно в ответе за логическое мышление, образование и анализ. Еще за обработку вербальной информации и языковые способности. Контролирует речевые функции, а также чтение и письмо плюс запоминает факты, имена, даты и их написание(и способно связать их, произведя анализ).

Левое полушарие помогает нам понимать буквальный смысл слов. Что же до обработки информации, то оно выполняет эту задачу последовательно, по этапам. Числа и символы также распознаются им, оно в ответе и за математические способности. Помимо этого левое полушарие контролирует движения правой половины тела.

Обязанности правого полушария

Во-первых, оно отвечает за интуицию и образное мышление. Во‑вторых, за обработку невербальной информации(выражаемой не в словах, а в символах и образах). Причем в отличие от левого полушария(которое анализирует информацию только в четкой последовательности) правое способно одновременно обрабатывать разные данные. В-третьих, помогает человеку рассмотреть проблему в целом. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. И если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», правое полушарие подскажет, что имелось в виду.

Также правое полушарие распознает лица, и мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое. С его помощью мы понимаем метафоры и результат труда чужого воображения. Оно же отвечает за пространственную ориентацию, дает нам возможность мечтать и фантазировать. Сочинять и строить планы, вопрос« а что если?» — задает именно оно.

Отдельно отметим творческие способности(музыкальные и художественные). Сюда же запишем и эмоции, и религиозность, и веру во что-то.

А еще правое полушарие контролирует движения левой половины тела.

Если сравнить все кусочки информации, хранимые в нашем мозге, с элементами конструктора, то человек с развитым воображением может сложить из тех же элементов больше фигур, чем тот, кто воображения лишен.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Ну что, приступим к упражнениям на развитие воображения? В этом нам поможет авторская методика психолога Андрея Родионова(www.rodionov.by). Не пугайся, все задания просты в исполнении. Кстати, можешь подключить к «тренировкам» подругу или любимого — и повеселитесь, и время проведете с пользой.

Запечатление

Посмотри внимательно на любой предмет. Теперь закрой глаза и постарайся удержать его в памяти как можно дольше. Представляй предмет в целом и по частям. Теперь открой глаза и вновь взгляни на предмет. Может, ты упустила какие-то детали?

Повторяй эти действия несколько раз, пока предмет не будет всплывать в памяти во всех подробностях. Добивайся максимального тождества физического и воображаемого. По мере продвижения в занятиях выбирай для анализа все более сложные предметы.

Кино без звука

Это забавное упражнение. Выбери по ТВ незнакомый фильм. Посмотри его начало, а затем выключи звук. Попытайся вникнуть в смысл происходящего на экране без слов. Предупреждаем сразу: будет некомфортно, захочется включить звук. Потерпи! Через некоторое время ты с удивлением осознаешь, что многое понятно.

Нереальные вещи

Попробуй вообразить вещи, которых нет(и никогда не было) в действительности. Как бы они выглядели? Какие звуки издавали? Представь бабочку размером с самолет, книгу, в которой 50 тысяч страниц, жителя далекой планеты, говорящего муравья…

Знакомые мелодии

Подбери(вернее, напой!) несколько известных тебе разных мелодий:

  • из классической музыки;
  • киномузыки;
  • поп-музыки;
  • рок-музыки;
  • какую-нибудь народную песню.

Фрукты-овощи

Используя все органы чувств, нарисуй в воображении апельсин, банан, виноград, грушу, дыню, ежевику, капусту, лимон, морковь, перец, помидор, редис, сливу, финик, яблоко. Старайся представить их себе четко и реалистично, чтобы можно было рассмотреть(и разнюхать!) все нюансы.

МАСТЕР ИГРЫ

Эти упражнения потребуют от тебя больше времени и усилий, чем предыдущие. Но результат того стоит. Все они способствуют развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия, улучшению памяти и, конечно же, стимулируют воображение!

Думаю и вижу

Выбери предмет на уровне глаз на расстоянии 1−3 метра. Предмет для начала должен быть простым: книга, ручка, папка. Закрой глаза и представь белое, пустое светящееся пространство. Мысленно удерживай этот образ 3−5 минут. Открой глаза и 3−5 минут созерцай выбранный предмет. При этом не думай о нем, смотри сквозь него(будто смотришь вдаль). Теперь закрой глаза и представь предмет, поместив его в белое светящееся пространство на 3−5 минут.

Упражнение нужно проделать 5 раз, выполняй его спокойно, без усилий.

Радужный мир

Представь себе небольшой красный квадрат, зафиксируй его в воображении. Теперь представь, что квадрат увеличивается в размерах, расходится гранями в бесконечность. Теперь перед тобой лишь красное пространство, созерцай его.

На следующий день проделай такой же опыт с оранжевым пространством. Затем с желтым, зеленым, голубым, синим и фиолетовым. Научившись этому, перейди к более сложным вещам. Представь себе сначала красный цвет, плавно переходящий в оранжевый, оранжевый переходит в желтый и так до фиолетового. Затем от фиолетового нужно вернуться назад.

Третий уровень сложности: представь себе краснокожих людей, идущих по зеленому лесу. Кожа людей постепенно становится оранжевой, желтой — и так до фиолетового. Затем пролистай цветовую гамму в обратном порядке(кожа снова должна стать красной).

Эх, яблочко!

Сядь в кресло или ляг на кровать. Закрой глаза. Представь яблоко. Начни вращать его в пространстве по часовой стрелке. А теперь пусть оно« вылетит» из твоей головы. Размести яблоко напротив переносицы, посмотри на него. Осторожно мысленно войди в него, почувствуй себя внутри фрукта(не забудь про его форму и размеры!).

Затем представь, что часть тебя остается в яблоке, подними плод на один метр над собой. Попробуй увидеть себя сверху. Осмотри заодно и стены комнаты, мебель, близкий потолок.

P. S. ТВОЯ КНОПКА

Издавна люди полагали, что творческое вдохновение снисходит свыше. Его приравнивали то к дару, то к наказанию. И даже сейчас талант нередко стараются объяснить генетически или мистически. Но благодаря научным исследованиям, работам по психоанализу и психологии, тренингам по развитию креативности уже можно говорить, что творческий потенциал человека далеко не всегда зависит от ветреной музы. Зато нередко связан с возможностями правого полушария мозга. Не пора ли перестать игнорировать дремлющие силы своего воображения и узнать, на что оно способно?!

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ!

Наверняка скоро у кого-то из твоих близких будет праздник. Не ограничивайся на этот раз стандартной поздравительной открыткой, с пропечатанным шаблонным стихотворением внутри, а сама придумай рифму(пусть даже самую простенькую!) и напиши послание собственноручно. Или нарисуй(склей, укрась) поздравительную открытку. Получатель, поверь, оценит твои старания!

ЧИТАЕМ САМИ

  • Мэрили Зденек« Развитие правого полушария»
  • Андрей Родионов« Развитие интеллекта»
  • Анна Вайз« Вдохновение по заказу»
  • И.А.Бескова« Как возможно творческое мышление?»
  • Клег Брайан« Интенсивный курс по развитию творческого мышления»
  • И.Ю.Матюгин« Методы развития памяти, образного мышления, воображения»
  • Алексей Турчин« Учебник по активному воображению»

Некоторые книги из этого списка доступны к скачиванию в Интернете.

Анна Серикова
Фото: CORBIS/FOTOSA.RU

Благодарим Андрея Родионова, эксперта по интеллектуальным и коммуникативным технологиям, за помощь в подготовке статьи.

Хорошее воображение – один из лучших инструментов в мире для достижения успеха! Самые преуспевающие люди, как правило, творческие личности и воображение играет далеко не последнюю роль в их жизни. Представляя что-то, человек быстрее учится это делать. Вы тоже хотите развить свое воображение? Тогда просто перейдите к первому шагу!

Шаги

Часть 1

Развиваем свое воображение

    Мечтайте. Мечтание – это процесс, который помогает строить разные логические связи и вспоминать информацию, не отнимая при этом много времени. Мечтание – далеко не бессмысленная деятельность. На самом деле оно способствует формированию состояния высокой концентрации и увлеченности. Пока вы мечтаете, вам в голову вдруг может прийти совершенно гениальная идея!

    • Старайтесь не отвлекаться на компьютер/видеоигры/Интернет/кино и т.д. Если вы постоянно отвлекаетесь на разные мелочи, мозг не сможет сосредоточиться и воспринимать информацию.
    • Лучшее время для мечтаний – это утро (прямо перед тем, как встать с кровати) и ночь (перед тем, как заснуть). Обычная прогулка без наушников с музыкой и других отвлекающих факторов тоже подходит для мечтаний.
  1. Ищите новые впечатления. Будьте открыты, не бойтесь пробовать новое. Новый опыт может принести кучу эмоций и стать пищей для размышлений и фантазий. Например, посещая занятия по кулинарии, вы уже начинаете мечтать о том, как проведете отпуск, посещая разные кафе и кушая разные деликатесы. Новые впечатления всегда открывают новые возможности и развивают воображение.

    • Конечно, не стоит ехать на другой конец света, чтобы заняться чем-нибудь и набраться опыта. Как раз наоборот! Посмотритесь внимательнее к своему окружению. Вы всегда можете сходить на разные лекции и кружки. Попробуйте найти новое хобби, займитесь садоводством или просто пройдитесь по местам вашего города, в которых вам еще не довелось побывать.
  2. Наблюдайте за людьми. В кафе, метро или на скамейке в парке наблюдайте за людьми, которые проходят мимо. Составляйте рассказы и истории об этих людях, подумайте, что с ними могло случиться в жизни, используйте ваше воображение, проникнитесь к ним сочувствием или искренне порадуйтесь. Быть может, наблюдая за людьми, вы вдруг найдете ответ на давно интересующий вас вопрос.

  3. Занимайтесь искусством. Не имеет значения, каким видом искусства вы решили заняться. Главное, в нем вы должны попробовать выразить себя. Не следуйте шаблонам и стереотипам, делайте так, как вам больше нравится. Например, если вы рисуете, то нарисуйте солнце не желтым, каким мы его привыкли видеть на картинках, а зеленым. Используйте свое воображение, чтобы ваши рисунки получались нестандартными.

    • Вы можете попробовать заняться любым другим видом искусства, например, писать стихи, лепить из глины. Помните, что вы не обязаны быть мастером в этом деле. Суть в том, чтобы развить свое воображение, а не стать художником или скульптором мирового уровня.
  4. Как можно меньше времени уделяйте СМИ. Фильмы, телешоу, Интернет, компьютерные игры – все это очень весело и интересно, но не увлекайтесь, иначе ваш творческий потенциал начнет заметно уменьшаться.

    • В наше время люди, особенно дети, превращаются в потребителей, а не творцов. Они ничего не создают, а только следуют уже придуманным шаблонам.
    • Вам следует контролировать себя. Например, когда вам скучно, постарайтесь не включать компьютер или телевизор. Используйте это свободное время для того, чтобы посидеть в тишине и спокойно о чем-нибудь подумать и помечтать.

    Часть 2

    Используйте свое воображение
    1. Ищите творческие решения! Как только использование воображения вошло у вас в привычку, вам не составит труда придумать творческие пути выхода из любых ситуаций. Это значит, что хорошее воображение поможет вам выходить за рамки и придумывать новые способы решения любых проблем.

      • Одна из проблем, с которыми часто сталкивается большинство людей – ограниченность. В том смысле, что человек, у которого в меньшей степени развито воображение, сможет придумать меньше решений данного вопроса, сосредотачивая свое внимание только на предложенном предмете (ситуации) и не выходя за рамки. В одном эксперименте людям предложили следующее задание: нужно было коснуться двух противоположных стен веревкой, висевшей под потолком. Единственный дополнительный предмет в комнате – плоскогубцы. Большинство испытуемых не смогли найти решения, которое заключалось в том, чтобы привязать плоскогубцы к веревке (т.е. использовать плоскогубцы в качестве утяжелителя), а зачем раскачать ее, коснувшись противоположных стен.
      • Попрактикуйтесь придумывать необычные решения, походив вокруг вашего дома. Наткнувшись на какие-нибудь препятствия, подумайте, как можно их обойти, придумайте что-нибудь нестандартное. Приглядитесь к разным предметам и попробуйте пофантазировать, что с ними можно сделать и куда их можно применить. У каждой вещи есть набор функций, которые она выполняет, но это не значит, что ее нельзя использовать для чего-нибудь еще!
    2. Не бойтесь провала и неудачи. Иногда ваше воображение не может вам ничем помочь, иногда вы просто не можете его использовать из-за усталости или неумения. Но существует пара трюков, которые помогут разбудить ваше воображение, чтобы вы могли использовать его в любой момент.

      • Спросите себя, как бы вы решили эту проблему, если бы не существовало неверных решений. Подумайте, что бы вы могли предпринять, если бы знали, что при этом не будет никаких последствий.
      • Поразмышляйте, каким был бы ваш первый шаг, если бы вы могли использовать для решения проблемы любые ресурсы, источники и предметы.
      • Что бы вы сделали, если бы смогли попросить совета у любого человека на свете?
      • Отвечая на эти вопросы, вы освобождаете свой ум от любых возможностей провала, что, в свою очередь, открывает вам перспективу на любые пути решения проблемы. Конечно, все получится не сразу, найти творческий подход получится не к любой ситуации, но, следуя этим советам, вы значительно улучшите свое воображение.
    3. Визуализируйте! Используйте свое воображение, чтобы представлять разные ситуации, которые могут случиться в вашей жизни. Например, вы можете представлять, как выигрываете соревнование и получаете награду, в то время как вы всего лишь тренируетесь, чтобы участвовать в этих соревнованиях.

Воображение - неотъемлемая часть человеческой деятельности, которая отличает нас от животных. Воспринять мир, отразить его в своем сознании, дать ему личностную оценку, изменить его в своем воображении, а затем составить план осуществления преображения вне себя, человек способен благодаря воображению и его конструктивным рычагам.

Воображение – психический процесс в мозге человека, который происходит только на основе глубокого познания, восприятия окружения и его дальнейшего преобразования (с учетом личностных особенностей) в образы с частично измененной структурой, свойствами или совершенно новые. Сознание человека воспринимает окружающий мир, наносит его на свои рецепторы, вносит изменения и на их основе преображает.

Функции

Название Описание
Познавательная Действительность в мозге создает образы, которые сохраняются в памяти. С помощью мышления человек способен их переработать, даже когда предмет восприятия исчезает с поля зрения. Память сохраняет образ, а воображение с применением мышления ведет конструктивную работу над его содержанием.
Установка цели и планирование ее достижения Человек, используя способность воображать, в состоянии построить в голове желаемую модель чего-угодно. Сформировав желание, субъект в состоянии спланировать поэтапные шаги его достижения.
Регулировка эмоционально-психического состояния Человек, сталкиваясь с трудностями, с утомительной работой, с болезнями родных, испытывает много эмоциональных переживаний. Выдержать сильное физическое и эмоциональное давление он в состоянии благодаря воображению. Зная, что впереди ждет поощрение за труд, либо счастье от выполненной работы, выздоровление, он регулирует психическое состояние и продвигается по жизни дальше.
Решение сложных задач с помощью манипулирования созданными образами в сознании Образы могут быть получены от личного восприятия, созданные по полученным знаниям о них или рожденные чьим-то вымыслом.

Основные виды

Непроизвольное

Это все образы, которые неожиданно возникают в голове, и не связанны с постановкой задач и планов.

Они появляются и исчезают. К примеру, девушка, увидев брачующуюся пару, на миг представляет себя на месте невесты. Такие образы не несут ни информации, ни посыла к действию. Это пассивное воображение. Еще одним примером может послужить рождение образов в сновидении.

Произвольное

Человек осознанно воссоздает образы, видит цель и, манипулируя ими, планирует действия по достижению, стремится к желаемому результату. Такое воображение делится на два подвида:

  1. Воссоздающее или репродуктивное;
  2. творческое.

Сущность репродуктивного мышления состоит в использовании уже готовых данных, полученных знаний о существующих моментах, сохраненных в памяти.

Творчество – психологический процесс, который характеризуется созданием совершенно новых форм видения, создания оригинальных объектов, каких еще не было.

Мечтание

Более страстный психический процесс по созданию желаемых образов. Мечта превращается в нереальную форму, если она оторвана от действительности и в планах нет путей к ее достижению. Неосуществимое мечтание именуется грезой.

Фантазией называют сочиненные сознанием образы, которых никогда не было. Находит применения в мифах, сказках и небылицах.

Формы

  • Агглютинация

    В воображении создается образ, состоящий из частей разных объектов, невозможных в реальности. Пример: кентавр – получеловек, полуконь.

  • Гиперболизация

    Преувеличение предмета, объекта, его утрирование. Часто применяется в искусстве, литературе.

  • Акцентирование

    Выделяется определенное свойство, черта для привлечения внимания.

  • Типизация

    Повторение чего-либо, выделение однотипного во многом.

  • Схематизация

    Выделение различий и сходства.

  • Обострение

    Усиленное внимание на чем-то, умышленное преувеличение для остроты восприятия.

  • Перенос признаков

    Признаки одного объекта переносятся на совершенно другой, которому в реальной жизни это несвойственно.

Значение для человека

Благодаря мышлению, человек отражает объективность происходящего и окружающих предметов. Изучив качества объектов, их характеристику, возможности и, сохранив это в памяти, он в воображении может разнообразно манипулировать знаниями: переносить во времени, соединять с другими предметами, моделировать, изменять и т.д. Воображение актуализируется в те моменты, когда нужно перескочить грань реального ограничения чего-либо, (пути, формы, действия) и представить конечный результат. Антиципирующее воображение помогает трудиться. Только человеку дано представление того, что можно получить в результате. Процессы по созданию конечных образов запускают в действие любое начинание: архитектор видит конструкцию будущего дома, художник - готовый пейзаж до начала работы над ним, мать отдает сына в школу, предвидя его будущее.

Воображение вместе с восприятием, памятью и мышлением дает человеку возможность позаботиться о себе, своей жизни «сейчас» и «потом».

У ребенка

Ребенку свойственно два вида воображения:

  1. познавательное;
  2. аффективное.

Первое помогает воспринимать окружающий мир и модифицировать его в своем сознании. Интересные игры, занятия, уроки творчества во многом помогают развить воображение, которое «заботится» о развитие малыша и способствует установлению связи «ребенок и реальность». В играх малыш воображает себя героем, сильным и смелым, как воспринятый любимый персонаж из фильма, или играет в то, что хорошо знает.

Аффективное воображение – подсознательные страхи малыша. Он может бояться того, чего нет, о чем не знает. Висящее на крючке пальто в темноте может показаться чудовищем, или, вспоминая боль от разбитых коленей, ребенок заплачет от страха перед ступеньками.

Познавательное воображение необходимо поддерживать и развивать, направляя его в воспроизводящее, когда малыш, применяя прошлые знания, сможет что-то придумать и сделать сам: построить дом из кубиков, нарисовать диковинного зверя или придумает сюжет игры.

Творчество

Это два неразрывных понятия. Чтобы создать что-то новое, необходимо накопить большое количество восприятий. Сохранить их в памяти, а затем, разобрав на молекулы, собрать из них что-то оригинальное.

В философии есть понятие, что все, что мы создаем, не пришло ниоткуда. Это уже существовавшие знания. Но разбитые на частички слова и молекулы, которые когда-то собрались в чьем-то сознании, перемешались и свободно соединились в совершенно новые формы.

Это как закон об энергии в физике: ничто ниоткуда не берется, если прибудет в одном, то обязательно убудет в другом. Нет ничего приходящего, но благодаря воображению из старого моделируется новое.

Человек с отсутствием - какой он?

Говорят, что человека с богатый воображением поцеловал сам Бог. Такая личность, будучи грамотной, начитанной, образованной и всесторонне развитой, несет колоссальную пользу обществу. На любом поприще воображение приведет такого человека к важному открытию, созданию интересных проектов, новаторских находок.

Человек с отсутствием воображения, даже с большим багажом знаний, не сможет создать ничего нового. Его редко назовешь активным. Человек со слабым воображением или с полным его дефицитом способен лишь на автоматическое выполнение действий по заученной схеме. Пространственное мышление ему несвойственно. Такому типу личности не стать хорошим врачом, знаменитым хирургом или писателем.

У взрослых

Тот, кто много видит, знает, впитывает и воспринимает, способен к воображению. Собственная фантазия – это преображение того, что помнишь, видел или читал. Воображение дано от природы, а развивать его стоит самостоятельно.

Активное времяпровождение, путешествия, чтение книг, изучение культуры, знакомство с достижениями науки и техники, общение с интересными людьми из разных сфер – категории, дающие море информации к восприятию.

Наша память имеет свойство сохранять огромное количество знаний, не проходят бесследно даже мелкие детали. Мы можем забыть многое, но фрагменты увиденного, разобранные на мелкие частицы, однажды будут использованы для создания чего-то нового.

В раннем возрасте

Метод развития воображения детей по Л.С. Выготскому направлен, прежде всего, на развитие речи. Профессор психологии, изучая детей с нарушением слуха и речи, по полученным результатам исследования, обнаружил, что есть большая разница, между умением воображать здоровых детей и детей без слуха. У детей лишенных слуха и речи скудные возможности воображения. Они не умеют манипулировать образами.

Ребенок, не имея достаточного запаса слов, не в состоянии мыслить в уме. Речь и воображение тесно связанные и взаимозависимые понятия.

Кропотливый труд по мыслительному анализу предметов и их свойств, комбинаций с другими без обращения чувств от восприятия в слова, невозможен. Задействовать следует всевозможные механизмы по развитию речи:

  • Активное общение с ребенком;
  • изучение новых слов;
  • заучивание стихотворений, пословиц, песенок;
  • чтение книг.

У ребенка особый вид восприятия мира. Для ускорения процессов развития мышления, памяти и воображения, необходимо проводить много развивающих игр. Именно через игру малыш учится мыслить, отождествлять себя с миром и воображать себя и свое поведение в разных ситуациях.

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности. Вместе с тем воображение влияет на а. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, успокаивать или побуждать на действия. Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал сайт называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Воображение – это мысли, фантазии, представления и прочее, что у человека находится в голове. Некоторые скептические люди не верят в то, что мысли материализуются. Но, как показывает жизнь, эти люди ошибаются. А ошибаются не только они, но и все остальные, поскольку не обращают внимания на один вполне естественный и простой процесс.

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль. Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба. У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги. Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги. Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами. Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги). Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете. Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное , во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт. Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя. Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой. А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д. Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь. Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни. Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...