Основные функции государства как социального института. Понятие о государстве

Понятие «социальный институт»

Одним из исходных понятий, которое используется при рассмотрении ключевых процессов и явлений современности, является понятие «социальный институт». Многие исследователи не только указывают на его значимость и уникальность, но и называют исходной клеткой социологического анализа.

Определение 1

Несмотря на востребованность, понятие «социальный институт» до сих пор не имеет однозначного определения в рамках социологической науки. В связи с этим, авторы использую многообразие определений, которое представлено в различных словарях. Например, в «Кратком словаре по социологии», который был опубликован в 1988 году, предлагается следующее определение понятие «социальный институт»: это устойчивая и исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей в четко обозначенных условиях.

Социальные институт достаточно неоднородны и структурированы, соответственно и разнообразна их видовая составляющая. К фундаментальным социальным институтам относятся такие, как:

  • Собственность;
  • Государство;
  • Семья;
  • Научная сфера;
  • Средства массовой информации;
  • Образование;
  • Право.

Конечно, это узкая разновидность, так как наше общество постоянно развивается и нуждается в создании новых форм организации совместной деятельности. Более того, современные социальные институты неразрывно связаны друг с другом, а их деятельность зачастую подчиняется одним и тем же правилам, законам и нормам, что делает их еще более связанными друг с другом, а деятельность человека более организованной и регламентированной.

Определение 2

Еще одно определение понятию «социальный институт» закреплено в современном социологическом справочнике (1990 год). Там социальный институт определяется в качестве формы закрепления а также способа дальнейшего осуществления деятельности человека, которая далее обеспечивает стабильное существование и функционирование общественных отношений. Все действия, отношения и результат подчинены социальным нормам и санкциям.

Государство как социальный институт

Государство является основным и самым главным носителем политической власти в обществе. по сути, это – сосредоточение всех правил, решений, законов и указов, которые могут изменить жизнь отдельного человека или огромной группы людей.

Современные государства по праву считаются настоящими социальными институтами, поскольку они выполняют несколько ключевых функций. Опираясь на право, а также на закон как высший орган, в котором сосредоточены все права и свободы граждан, государство может осуществлять как добровольное, так и принудительного регулирование социальных процессов, контролирует их.

Основная цель – обеспечение стабильного, соответствующего общемировым нормам и ценностям функционирования общества, его развитие и соответствие глобальным идеалам во всех сферах: экономической, политической, социальной и духовной.

Если говорить о функциях государства, как социального института, то многие авторы отмечают следующие: обеспечение устойчивости и стабильности, безопасности и социального контроля, регулирование и регламентация деятельности. Обладая всеми возможностями, государство может предписывать действия социальных групп и контролировать их, назначая или наказания, или поощрения, в зависимости от реакции на изменения в обществе.

Признаки государства как социального института

Государство как социальный институт обладает своими ключевыми признаками, которые присущи только ему. Эти признаки подчеркивают уникальность государства и его преимущества перед другими социальными институтами.

Во-первых, у государства есть все властные полномочия, которыми оно и его представители могут пользоваться на законных основаниях. Данные властные полномочия существуют в виде системы государственных органов, учреждений и организаций, которые ответственны за поддержание правопорядка, а также усиления роли государства в жизни каждого человека.

Во-вторых, в ходе реализации социальных функций государства действуют некоторые особые механизмы вышеописанной власти. Они многообразны, но должны обязательно соответствовать всем законам толерантности и гуманности.

В-третьих, политическая власть в праве санкционировать, устанавливать и закреплять систему правовых норм. Также государство может изменять их или вовсе отменять.

В-четвертых, государство как социальный институт ограничено по территории. Это значит, что распространение власти происходит только в рамках определенного пространства и не может выходить за пределы, иначе это будет расцениваться как захват чужой территории и призыв к военным действиям.

Если анализировать государство как социальный институт в рамках России, то здесь отмечается достаточно сложная структура, поскольку в рамках единого государственного института существуют также несколько институтов, которые выполняют свои уникальные функции. Среди них авторы и исследователи в области политологии и социологии выделяют следующие:

  • Института государственного управления, к которым относятся правительство, местные органы управления, администрации, а также учреждения, которые представляют правительство и администрацию;
  • Институты юстиции, а также институты правосудия, которые связаны с правовой и законодательной системами. Любой человек, проживая на территории России, знаком со своими правами и свободами, которые предписаны в Конституции Российской Федерации. Зная об этом, россиянин неукоснительно подчиняется им, так как знает, что за несоблюдение основных правил и норм он может подвергнуться административному или уголовному наказанию;
  • Института, которые охватывают вооруженные силы. Они отвечают за государственную безопасность и неприкосновенность. Сюда также относятся органы охраны общественного порядка и карательные учреждения (колонии, тюрьмы, специальные лечебные и медицинские учреждения).

Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института:

наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.

деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.

сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.

наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

1. институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

2. институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

3. институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).

Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

Функции:

1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

2. Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.



3. Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

4. Национально-культурная функция: сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

5. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

6. Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

2.Соотношение понятий «общество» и «государство»

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

3.Взаимосвязь общества и государства

Гражданское общество и государствонаходятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

4.Сущность государства

Сущность государства - это главное в государстве как социальном явлении: то кому принадлежит государственная власть в обществе и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

В свете характеристики главного в содержании деятельности государств прошлого и современности, сущность государства как социального института проявляется в устойчивой общей направленности его деятельности, связанной с обеспечением им как общесоциальных, так и узкогрупповых (в том числе классовых) интересов.

Сущность государства проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе, качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением, обеспечением им преимущественно узкогрупповых (в том числе классовых) либо общесоциальных интересов

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система. Изучением взаимодействия таких феноменов общественного развития, как государство и политическая система занимаются представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.В то же время следует иметь в виду, что функции государства не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых особенностях государства дополнительно рассматривается и в последнем разделе работы.

Государство в определении современных теоретиков государства и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Государство определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения. Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся:По своей сути государство есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его “общих дел”;Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;Превращение индивидов в граждан (подданных);Введение налогов - экономической основы деятельности власти;Государство появляется вследствие замены кровнородственных связей рыночными (обменными). Следовательно, государство представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию. Все перечисленные свойства государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение включаться не должны._

Классовый подход в определение государства привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Государство, по их определению, есть результат борьбы классов, возникающих в результате общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. “Самой чистой”, классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где государство появилось “непосредственно из классовых противоречий”. Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основной функцией государства, в определении классиков марксизма, является закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда следует трактовка государства как машины для поддержания господства одного класса над другим. Следует признать, что классовая теория государства, не выдерживает испытания временем. Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Государство - социальный институт организации жизни людей, удовлетворяющий общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которо­го лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящий всеми сферами общественной жизни и использующий при этом различные средства, в том числе принуждение. Как социальный институт государство характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства.

История возникновения. Появление государства обусловлено целым комплексом экономических, климатических, географических, религиозных и других факторов, имеющих разнос значение для организации общественной жизни. Поэтому следует различать причины, условия и формы образования государства.

Возникновение государства и постоянно возобновляющаяся потребность в его существовании явились, прежде всего, следствием саморазвития общества, которое имеет свои внутренние механизмы и стимулы развития и требует скоординированного направляющего воздействия из единого центра.

Этому в определенной степени способствовало и изменение природно-климатических условий. Наступившее похолодание привело к исчезновению крупных животных и лесных массивов. Люди разбивались на небольшие семейные коллективы и кочевали вместе с мигрирующими животными. Уменьшение биомассы животных и расширение ареала степей побуждали людей к занятию земледелием и скотоводством. Однако природно-климатические и иные обстоятельства, стимулирующие специализацию трудовой деятельности, лишь ускорили процесс государствообразования.

Важнейшие функции любого типа государства:

· защита государственного строя;

· предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

· регулирования экономических и других общественных отношений;

· осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики;



· внешнеполитические функции защиты интересов страны;

· функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и т.д.

Важнейшие социальные функции государства:

· обеспечение целостности общества и создание основных условий для его безопасного развития;

· обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина;

· создание условий для быстрого экономического роста;

· обеспечение свободы, независимости и безопасности народа в мировом сообществе.

Государство как социальный институт выполняет следующие функции:

· защитная;

· интеграционная;

· экономическая;

· социального контроля и другие.

Особенности функционирования государства на современном этапе развития условно можно разделить на внутреннее функционирование и внешнее.

К числу внутренних относятся функции:

1. Экономическая - функция реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу, объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном;

2. Финансовая - осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;

3. Социальная - в социальной функции государства речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи;

4. Политическая - функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;

5. Экологическая - функция государства – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов;

6. Культурная - направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;

7. Охраны правопорядка, прав и свобод граждан - Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства;

8. Обеспечения общественной безопасности - деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности;

Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Государство в современном мире реализует свои внешние функции в соответствии с новыми задачами внешней политики, а именно:

1. Последовательное продвижение национальных интересов при соблюдении открытости и сотрудничества в международных отношениях;

2. Создание благоприятных условий для внутреннего развития страны и продолжения реформ;

Можно выделить две основные внешние функции современного государства:

1. Военная функция;

2. Функция сотрудничества с другими государствами.

Среди главных направлений межгосударственного сотрудничества необходимо выделить сотрудничество:

1. в экономике;

2. в поддержании мира и мирового правопорядка;

3. в природоохранительной деятельности;

4. в борьбе с международной преступностью;

5. в сфере науки, культуры, образования;

6. в решении демографической, сырьевой, энергетической проблем, освоении космического пространства.

Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института :

  • наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.
  • деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.
  • сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
  • наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

1. институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

2. институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

3. институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

  • Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).
  • Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
  • Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

Функции:

1. Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

2. Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

3. Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

4. Национально-культурная функция : сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

5. Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

6. Экологическая функция . С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции :

1. Развитие дипломатических отношений.

2. Ведение войн.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...