Основные обряды буддизма. Обряды и ритуалы буддизма — необычные традиции востока

Цели урока:

а)образовательные: знакомить учащихся с буддейскими направлениями и традициями.

б) развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.
в) воспитательные:

  • воспитывать культуру поведения при работе в группах;
  • способствовать развитию интереса к буддейской культуре; умения видеть красоту и гармонию мира глазами буддистов.

Тип урока: формирование знаний.
Форма урока: урок - ассорти.

Средства обучения: доска, мел, карточки по теме «Буддизм», краски,кисточки, маркеры, раздаточный материал, плакат с текстом «Буддизм», магнитофон и кассета, .

Метод обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная формы работы.

Виды деятельности: беседа, лекция, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: культура, религия, буддизм, учение, махаяна,хинаяна,ваджраяна.

Материал: А. Н. Сахаров, К. А. Кочегаров учебник стр.134-142.

Ход урока

l . Организация деятельности учащихся.

1. Приветствие детей. Психологический настрой

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II. Актуализация знаний.

1. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, как возникла религия, какие бывают религии и кто является основоположником тех или иных религий.

Назовите, какие мировые религии вам известны и расположите их на ленте времени по мере их возникновения.

Христианство

(Иудаизм буддизм христианство ислам)

А слышали ли вы о такой религии как буддизм? Что вы о ней знаете?

Как могут достичь свободе буддисты?Для этого надо знать какие правила?Что такое сансара и карма?

3. Игровая ситуация(задание 4,стр.133 из учебника)Ваши родители купили самую нужную вещь,но через некоторое время оно становилось лишним.Охарактеризуйте ваши впечатления по правилам буддистов.
4. Выставка книг, иллюстративный материал к теме.

lll . Работа над новым материалом
Лекция учителя: Учащиеся «отбирают» лексику, которая может войти в словарь понятий и терминов.

Примерный план лекции:

А) Махаяна; (Слайд 3)

Б) Хинаяна; (Слайд 4)

В) Ваджраяна.(Слайд 5)

2.Монастыри (Слайды 6-9)

3.Праздники. (Слайды 10,11)

4.Традиции буддизма(Слайд 12)

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница «Ваджраяны » (или тантрический буддизм).

Хинаяна («Малая колесница») — колесница последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя.

  • Чтобы проделать путь будды, необходимо пробудить и сохранить в себе глубокое и искреннее стремление к Просветлению во имя других живых существ (бодхичитта). Суть этого стремления выражает формула: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ!».
  • В буддизме Махаяны считается, что бодхисаттва — тот, кто сознательно отказывается от нирваны, чтобы снова и снова перерождаться ради спасения всех живых существ от страданий .

Во имя всех живых существ (Фото: Gina Smith, Shutterstock)

Праздники
Для понимания смысла буддийских праздников также следует отойти от привычной установки — «сегодня праздник, и, значит, надо радоваться и отдыхать». В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий, но и в это же количество раз увеличиваются и заслуги при совершении добрых, благих деяний. Во время крупных буддийских праздников можно наиболее близко подойти к сути учения, к Природе и Абсолюту.
Празднование каждой даты носит, в первую очередь, четко практический характер и направлено на создание чистого пространства в храме, в домах буддистов, в их душах и телах. Это достигается путем совершения обрядов, чтения мантр, извлечения звуков из различных музыкальных инструментов, использования символических цветов и культовых предметов. Вся обрядовая практика имеет силу и свойство квантово-полевого воздействия на участвующих в празднике людей, очищая и восстанавливая их тонкую структуру. В такие дни принято посещать храм, делать подношения Буддам, Учителю и Общине.
Однако, стать участником празднования можно и находясь дома. Для этого нужно обладать знаниями о внутреннем смысле праздника, соответственно мысленно настроиться и включиться, таким образом, в единое поле праздника, которое охватывает всех заинтересованных в нем. Результаты подобного взаимодействия будут даже выше, чем бессмысленное и бездейственное присутствие на церемонии.
В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора-двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. В некоторых буддийских странах существуют расхождения в системах расчета. Кроме того, в буддийской традиции первый месяц года является первым месяцем весны. Большинство праздников приходится на полнолуния (15-й день лунного месяца).

Главными праздниками буддистов являются:
Сагаалган — Новый год
Дуйнхор-хурал — праздник Калачакры
Дончод-хурал — День рождения, Просветления и Паринирваны Будды Шакьямуни
Майдари-хурал — Круговращение Майтреи
Лхабаб дуйсэн — нисхождение Будды с неба Тушита
Зула-хурал — День нирваны Будды Цонкапы.
Также отмечается День рождения Далай-ламы XIV, но он не является каноническим праздником. Одновременно этот праздник фиксированный — Далай-лама родился 6 июля.
В буддийском лунном календаре также существуют дни для особых молебнов — дни Отошо, Ламчиг Нинбо и Мандал-Шива, которые проводятся каждый восьмой, пятнадцатый и тридцатый лунный день месяца соответственно. Также есть дни для особого почитания некоторых божеств, к примеру, Бальжинима — хозяина великолепия и счастья, или Луса — хозяина воды.
На каждый день календаря астрологами просчитана комбинация и следствия дня — помечены дни для стрижки волос, приема лекарств, благополучной дороги или удачного завершения судебных тяжб. Не стоит также забывать, что практически у всех народов, исповедующих буддизм, возведены в ранг праздников и особых ритуалов такие события как переход из одной возрастной группы в другую, постройка нового дома, свадьбы, похороны и другие.

3. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

4. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

Физкультминутка.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5. Работа в тетрадях (записать краткие понятия) Составление словаря понятий и терминов, его обсуждение.

Тхеравада или хинаяна («учение старейшин»; «малая колесница») : Достижение нирваны видится через строгое следование образу жизни Будды Гаутама и его практике созерцания. Оно доступно только тем, кто полностью отказался от мирской жизни (стал монахом

  • Махаяна (в пер. - «великая колесница») учит, чтолюбой буддист, в т.ч. мирянин, может стать бодхисаттвой.
  • Ваджраяна (в пер. - «алмазная колесница») - особое направление махаяны, сложившееся в Северной Индии в 1 в. н.э. В 7 веке легло в основу тибетского буддизма (ламаизма), распространившегося позднее также в Бутане. Непале, Монголии, Бурятии, Туве, среди калмыков.

Бодхиса́ттва (Бодхиса́тва, Бодиса́тва) - человек (или иное существо), поставивший цель выявить в себе Будду, повторив его путь. Побуждение к тому, чтобы проделать этот путь, является не стремление обрести личную нирвану, а любовь ко всем живым существам и искреннее желание спасти их от страданий перерождения.

6. Работа в группах:

1 группа: основные постулаты буддизма. Согласен ли ты с тем, что только постоянно работая над собой, внутренне совершенствуясь, человек может стать лучше?

2 группа: 4 истины буддизма. Согласен ли ты с тем, что любое излишество опасно для человека? Можешь ли ты привести пример из собственной жизни

3 группа: взять конверт. Из деталей собрать мозаику. Определить к какой религиозной культуре относится сооружение и подготовить сообщение об этом сооружении из учебника

Примерные ответы детей:

Основные постулаты буддизма.
1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.
2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).
3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).
4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Будда изложил четыре истины:

1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть - все приносит страдание человеку)

2. Причина страданий человека - жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)

3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки

4. Путь для уничтожения этой жажды - серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.

Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.

Обсуждение и взаимооценивание результатов работы групп.

7. Выполнение теста по теме «Буддизм»

Тест

1.Буддизм-самая древняя религия в мире.

а) да

2. Когда и где сформировалась буддейская религия:

а)2500 лет тому назад в Индии

б)1000 лет тому назад в Китае

3.Кто является основоположником:

а)Авраам Ной

б)СиддхартхаГаутама

4.Кого называют Буддистами?

а)любого человека;

б)последователей Учения Будды.

5.Каждый буддист верит:

а)на 4 истины ;

6.Сиддхарта Гаутама решил стать:

б)отшельником

7.Первая истина Будды:

а)сансара;

б)неудовлетворённость,разочарование .

Самых основных направлений в буддизме два (в неких школах выделяют три) - буддизм традиции Махаяна и буддизм традиции Тхеравада (в буддизме Тхеравады очень воздействие нумерологии).

В традиции Тхеравады считается, что, восприняв учение Будды, некие последователи также смогли добиться состояния полного просветления. Подобных свидетельств насчитывается 28 за всю историю буддизма. Потому в религиозной практике многих народов (в особенности в Бирме) почитается 28 Будд.

Традиция Махаяны базирована на религиозном каноне, исполненном на языке санскрит, а Тхеравада - на древнем языке пали. В этих 2-ух традициях имеются как несущественные, так и глубинные различия, о которых будет сказано немного позже. Соответственно наибольшее распространение буддизм Махаяны получил в подобных странах, как Индия, Пакистан, Непал, Китай, Монголия, Бурятия, а буддизм Тхеравады - в Камбодже, Бирме, Лаосе, Тайланде, на Шри-Ланке. Но в базе обеих традиций лежит признание принципа боттхисатвы - величавого человека, учителя, который своим актуальным примером и миропониманием заслужил перевоплощения в Будду путём ухода в нирвану, однако остаётся в этом мире перерождений и воплощений для оказания духовной помощи остальным.

Буддистская традиция , так же как и фактически неважно какая религия, в собственной философии, назиданиях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях базирована на священных текстах. У буддистов подобным текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил либо дхарма - закон), сутта-питака (корзина назиданий) и абидхама-питака (корзина незапятнанного познания, т.е. истолкование учения).

Буддизм Тхеравады признаёт два главных состояния Будды - Будда поучающий (самьяксан) и Будда безгласный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых видах Будды.

Обычно Будда изображается в трёх позах - стоя, лёжа либо сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в символ предпринятой им аскезы во время медитации. Также в главном в Китае всераспространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда). Будда как принцип - вечен, он уже не один раз (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек - реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Символов) разработала даже систему физических признаков Будды - 32 главных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым есть возможность найти еще одно земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда - единственно пробуждённое состояние, целиком свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее сущность природы вещей.

Зародившись как религиозное направление в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где в первый раз был сотворен священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Понятно, что в монском царстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский люд первым адаптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское правительство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перебежала под контроль завоевателей. Повелитель монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (немного волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его гос религией в первой бирманской империи.

С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма - некие монахи уходили в тропические заросли для медитации в целях заслуги просветления. Они становились особо почитаемыми и часто их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 подобных старцев, в различные периоды практиковавших лесную традицию. Их изображения нередко есть возможность видеть в тайландских домах подобно иконам.

Основателем таковой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже большущее число почитателей и учеников, его наставления стали потом предметом исследования, в том числе и в Буддистских Институтах.

Во 2-ой половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их именуют «дек ват» (монастырские дети). Некие потом избирают себе путь неизменного монашества. Вообщем же, даже взрослые временами проходят временное послушничество в монастырях. Чаше всего, это связано с серьёзными событиями в жизни (погибель близких и проч.).

В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны ) признаётся учение о наградах и потому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи погибших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так обширно всераспространено послушничество и монашество женщин - есть всего три дамских монастыря. Наименьшим возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням - 311.

Церковный календарь основан на лунном календаре. Потому время пришествия большинства праздничков исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Более значимые празднички всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции именуют днём восковой луны.

Макха Пуча - один из основных праздничков, отмечаемый в память действия из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из различных концов света - монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, вместе с этим пришли в храм Велуват в Индии, чтоб слушать наставления Будды. В сей день отдельно стараются сделать добрые дела, посодействовать нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и нужные предметы.

Висакха Пуча (Весак) - день рождения Будды. Формально дата дня рождения Будды была установлена на Глобальной Буддистской конференцией исключительно в 1950 г. Потому по традиции с этим праздничком связывают не только лишь рождение Будды, да и его просветление и уход в нирвану. Во время церемонии празднования отдельно вспоминают 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй запятанным речам, не воспринимай вреда вовнутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от лишнего чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от лишней роскоши. Считается особенной добродетелью в сей день доставить удовлетворенность злосчастным. Потому, не считая содействия нуждающимся и одаривания их, обязательной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.

Асалкха Пуча (Асанха) - празднуется в память о проповеди Будды и обретения священной Сангхи (текста правил).

Паварана - празднуется в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание говорит, что в сей день Будда учил монашествующих искусству безмолвия и они все хранили молчание три месяца. В сей день принято просить прощения у всех, кому за длинный период сезона васса (сезон дождей, однако не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.

Анапанасати - последний в году большой буддистский праздничек в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.

Сонгкран . Этот праздничек приходится на середину апреля и продолжается 3-5 дней. Праздничек символизирует чествование воды как незапятанной стихии. По традиции люди собираются на берегах рек либо на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с обязательным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздничка отличается необыкновенным весельем. Также центральной церемонией праздничка является выпускание в водоёмы рыб для разведения.

Лой Кратонг. Символизирует поклонение священным следам ног Будды, оставленным на берегу реки Намада в Индии. Фестиваль - один из самых ярких в Тайланде. По воде вечером пускаются специально сделанные венки из цветов, увенчанные зажжёнными свечками. Также в небо отпускаются парящие вверх пламенные фонарики. В народе этот фестиваль также ассоциируется как праздничек влюблённых - многие, пуская по воде кратонги (венки) загадывают на возлюбленных и требуют Будду отправить обоюдную любовь и верность.

Рек На. Этот праздничек есть возможность было бы по-русски именовать фестивалем первой борозды. Он знаменует собой начало сельскохозяйственного года. Запряжённые парой белоснежные быки с окрашенными золотом рогами, ведомые брахминами, вспахивают 1-ые полосы рисовых полей. Праздничек символизирует роль семилетнего Будды в аналогичной церемонии, проводимой его папой. Церемония носит праздничный нрав, происходит при большенном стечении людей, монахов из близкорасположенных монастырей. Поля благословляются монахами и членами царской фамилии в ожидании плодородия.

Уламбана. Этот фестиваль больше свойственен странам с традицией Махаяны, однако празднуется также в Бирме и в Тайланде. Считается, что в сей день открыты ворота ада и бесы имеют власть выйти и спуститься на землю для искушения праведников. Верующие прогуливаются на кладбища, поминают собственных погибших, оставляя продукты, цветочки и зажжённые свечки и благовония.

Кроме этих праздничков, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (направление, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особенные дни, не являющиеся неотклонимыми праздничками всей тайландской Сангхи. Отмечаются и так именуемые "местные" празднички, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, определенным монастырям либо местныс священным артефактам.

Обрядово-церемониальная практика у буддистов разных направлений имеет некие различия, однако в базе собственной ритуалы включают назидания монахов, чтение мантр, медитации, поклонение скульптурам Будды. Личные беседы с монахами верующих немного похожи на христианские исповеди. Окончанием монастырских обрядов для верующих является выливание воды (поначалу во время чтения монахом мантры вода выдивается из 1-го сосуда в иной узкой струйкой, потом монах произносит мантру над этой водой, а потом верующий должен вылить её под дерево). Существует огромное количество особых обрядовых церемоний, посвящённые особенным событиям.

Меж традициями Махаяны и Тхеравады длительное время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Но в современном буддистском мире достаточно умиротворенно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отторгает как «ложные» учения других глобальных религий, воспринимая определённые универсальные правды и проповедуя их.

Буддизм Тхеравады содержит много символических верований в знаки, талисманы, признаки сопутствия фортуны. Существует выработанная веками система знаков, в большинстве случаев основанная на вере в то, что людям, рождённым в определённые дни недели, следует придерживаться «своих» знаков и признаков фортуны в жизни. Такая система знаков получила заглавие Прачам ван. Согласно этой системе, каждому дню недели соответствует собственный определённый цвет, планетка, символическое либо реальное животное, божество. 8 главных поз Будды также относятся любая к определённому дню недели. Для среды существует 2 изображения позы Будды (дневное и ночное). Соответственно, каждый родившийся в определённый день недели (а родившийся в среду - ещё и в определённое время суток) должен отдельно поклоняться и испрашивать актуальной фортуны у определённого изображения позы Будды.

Использованные материалы:

topasia.ru - описание буддийских праздничков и традиций

sunhome.ru - статья о буддизме и его главных направлениях

krugosvet.ru - справочный материал на тему «Будда и буддизм»

Инструкция

Один из самых священных обрядов в - это принятие прибежища, что сродни христианскому крещению. Сначала учитель должен морально подготовить человека к действу и дать благословение, иначе ожидаются трудности. Принятие прибежища - это осознание трех драгоценностей: Будды как идеала добры и великого Учителя, Дхармы как практики преображения, и Сангхе как единства всех живущих. Этот обряд не делает , только просветляет человека и наставляет на путь поиска истины. Посвященный совершает специальные поклоны, подношения и принимает буддийские обеты.

Важнейшим праздником буддизма считается Весак, требующий специального действа. Весак - это день рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды. В этот день храмы украшают фонариками, расставляют масляные лампы, посылают друзьям открытки. Буддисты посещают монастыри, приносят свои подношения, слушают песнопения и медитируют в течение всей ночи.

Буддийский Новый год, или Цаган Сар, требует определенных действий. В храмах происходят молебны и торжественные службы. Накануне праздника происходит обряд Гутор, т.е. очищение, во время которого буддисты выбрасывают из дома и жизни все плохое и ненужное. Мирянам рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти часов утра и присутствовать на молитве, в конце которой настоятель поздравляет всех с Новым годом. Первый день года нужно провести в семье. После окончания праздничной трапезы остатки пищи с различной ветошью, ненужными мелочами помещают в красную чашу, куда также кладут фигурку человека, вылепленную из теста. Это чаша служит выкупом для злых сил, которые должны покинуть дом и жизнь семьи. Затем чашу несут на пустырь и оставляют там. Уходить нужно с этого места очень быстро, ни в коем случае не оборачиваться, иначе злые силы вернутся.

Также в буддизме большое значение придают обрядам, связанным с погребением человека. Еще перед смертью служители культа учат человека, как достойно встретить смерть и каковы ее признаки. Согласно ученью, человек перед смертью должен лечь на правый бок, положить руку под голову и думать о прекрасном и светлом. Постепенно губы человека становятся сухими, замедляется дыхание и все процессы. Таким образом, происходит умирание живого и превращение в ничто.

Близким умершего важно зафиксировать все данные, касающиеся смерти: причину смерти, время, кто был рядом и т.д., а астрологи должны на основе этих данных все необходимое для погребения. Первые три дня мертвого нельзя двигать, трогать, чтобы не спугнуть его душу. В день погребения читаются специальные молитвы, происходит освящение места захоронения, иначе родственников умершего ждут неудачи. Женщинам запрещено посещать кладбище. Во время похорон нельзя употреблять алкогольные напитки.

| Буддийская традиция

Атиша

Атиша.

Бодхичиттабхавана

Гампопа

Джатаки

Канон Трипитака

Кунга Тензин

Лонгченпа

Миларепа

Нагарджуна

Нагасена

Наропа

Падмасамбхава

Петрул Ринпоче

Сультим Лодой

Тантра

Тилопа

Шантидева

является в одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в России, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Наряду с Христианством и Исламом, относится к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий (Иудаизм) имеют межнациональных характер.

Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами.

Космополитический характер , Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару.

Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Такой Бог как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда Шакьямуни.

Другая, основанная на религиозной традиции легенда рождения , это рассказ о жизни странствующего проповедника Сиддхартхи, назвавшего себя Буддой, что означает "просветленный высшим знанием", "осененный истиной".

Возникновение было связано с появлением ряда произведений, вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки. Типитаки обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины).

Типитака была кодифицирована около III в. Текст Типитаки разделён на три части и посвящен правилам поведения монахов и порядкам в монашеских буддистких общинах, содержит огромное количество повествований об отдельных эпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам, а также включает проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы.

Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), начать следовать традиции буддизма, что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов.

Задолго до возникновения Индия имела оригинальные религиозные учения, культуры и традиции.

Субъективно возник как реакция некоторых слоев древнеиндийского общества на учения, признающие авторитет Вед и их толкований, но одновременно с этим следовавшего кастовой системе брахманизма.


Уже в первые столетия своего существования разделился на 18 направлений, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению на две ветви: Хинаяну
(“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”).

Это разделение в буддийской традиции было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Теснее связанная с ранним , признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - в монашество.

Исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений.

Ранний отличается простотой и обрядностью. Главным элементом является культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам — культовым сооружениям, где хранятся реликвии .

Со временем в Буддийскую традицию добавилась особая форма религиозного поведения - бхавана, что означает углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань”(в Китае) и “дзен” (в Японии).

Многие считают, что этика в занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения .

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, а также противопоставлением идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

К XII - XIII вв. Буддизм теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения и перемещается в другие районы Азии, где трансформируется с учетом местных условий.

Например, Чань-буддизм представляет собой одно из наиболее интересных явлений не только в восточной, но и в мировой религиозной традиции. Чань — это китайское название, хотя в мире оказалось более распространено японское прочтение иероглифа, обозначающего это направление буддизма, — дзэн.

Китайское слово “чань” происходит от санскритского термина дхьяна (по- китайски — чаньна). Буквально это означает созерцание, медитация, что достаточно точно передаёт характер чаньской практики.

Созерцательное направление возникло ещё в индийских школах буддизма. В основном дхьяна базировалась на сложной йогической практике, которая порой продолжалась долгими часами. Но в Китае дхьяна приобрела несколько иной характер, последователи чань не стали ограничивать себя только молчаливым самоуглублением в уединении. Они бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни.

Первые идеи дзэн-буддзима пришли в Японию из Китая в VIII-IX вв. Для Японии это было время глубокого общественного кризиса, жестоких междуусобиц, падения авторитета императорской власти, выдвижение на первый план воинского сословия самураев, с их суровым культом стойкости перед любыми лишениями, верности сёгуну, презрения к смерти и страданиям.

Практика дзэн хорошо, совместимая с занятиями воинскими искусствами, получила здесь широкое распространение. Дзен был не особенно популярен среди крестьян. Дзен уделяет особое внимание утонченному восприятию красоты всего сущего во всех его проявлениях. В дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддийская философия, как и любая другая религия, связана с особыми традициями и обычаями. В сегодняшней статье мы расскажем про обряды и ритуалы буддизма, а еще поведаем о том, как отмечают праздники последователи Будды.

Обрядовая часть религии

Дальше следует погребение, которое тоже должно происходить по специальным правилам, сопровождаться освещением могилы, пением мантр. Люди верят, что это поможет избежать новых жертв в семье и упокоит душу родного.

Посещение храмов

Вера буддиста неотделима от посещения храмов. Здесь проводятся службы по лунному календарю, который можно считать традиционным: особенной силой обладают дни новой и полной луны. Но это не отменяет еженедельные и даже ежедневные служения.

Верующий приходит в святилище, где обязательный атрибут – статуя Будды, восседающего с безмятежной полуулыбкой. Тут и там видны изображения других божеств, мифических существ. Прихожанин снимает обувь, садится, кланяется и по-своему общается с божественным.


Монастырь наполнен духом умиротворения, сладковатым запахом благовоний и шепотом мантр как музыкальным сопровождением единения с богами. Подношения им и монахам считаются неотделимой частью посещения. Нередко встречаются , способные донести молитву, усиленную в сотни тысяч раз.

Но даже вне стен храма человека сопровождает его вера. Буддийский культ выражается медитациями, ритуалами у домашнего алтаря, чтением священной литературы. Во время обетов, суть которых похожа на посты, буддисты стараются ограничивать себя в еде, вести более аскетичный образ жизни, питать свой ум светлыми мыслями – делать все, чтобы максимально приблизиться к гармонии внутри себя и во внешнем мире.

Праздники

Для буддистов праздник – это не день излишеств, как нередко воплощают это событие жители Запада. Даже в английском языке праздник – это «holy day», что в переводе означает «святой день». И сторонники Будды об этом ни на минутку не забывают.

Они знают, что энергия этого дня особенная, и любое действие – хорошее или плохое – увеличивает свою силу, воздействие на окружающий мир. Чистота – вот что сегодня, как никогда, необходимо душе, поэтому люди стараются непременно посетить храм, помолиться, обратиться с благодарностями, подкрепленными подношениями, к божествам, монахам и друг к другу.


Празднование выливается в торжество жизни, совместное чтение мантр, религиозных текстов, в песнопение, игру на любимых музыкальных инструментах, обращение к культовым предметам. Особенно широко, трепетно празднуется Весак, или Вишакха пуджа– день рождения, просветления и ухода в нирвану Пробужденного.

Это интересно! В направлении махаяны три главных события жизненного пути Будды празднуются в разные дни, в то время как во всех остальных школах, в том числе в тхераваде, они выпадают на один день. Поэтому его отмечают с особым размахом.

Весак обычно празднуется в мае. На протяжении целой недели толпы верующих стекаются в храмы, где денно и нощно проходят молебны, а настоятели рассказывают захватывающие истории о пути Будды и его верных учеников.

На этот момент все озаряется светом, который символизирует просветление Учителя: около ступ горят свечи, а монастыри, улицы и даже дома украшаются бумажными фонариками.

Отличительная особенность заключена в том, что они зависят от лунного календаря, поэтому «скачут» из года в год. Из-за этого так важна работа местных астрологов, которые беспрестанно высчитывают даты предстоящих событий, составляют прогнозы.

Ритуалы

В буддийской практике зачастую используются ритуалы, о каких не слышал европейский человек. Несмотря на это, представители Запада бесконечно верят в действенность этих способов, поэтому относятся к ним чрезвычайно серьезно. Их названия могут варьироваться от направления к направлению, но основа остается незыблемой.

Мы выбрали основные, самые интересные, на наш взгляд, ритуалы, и немного расскажем о них:

  • Мэнгын Засал

Философия буддистов утверждает, что через каждые девять лет человек сталкивается со своеобразными кризисами, например, на 18-м, 27-м, 36-м, 45-м году жизни и так далее. Чтобы избежать застоя и неприятностей в этом возрасте, стоит прибегнуть к помощи лам.

Для начала следует собрать девять специальных камней и принести его ламе. Он уже, в свою очередь, проведет над ними обряд, прочитает особые молитвы, освятит благим дуновением. После нужно будет выбросить камни на разные стороны, как скажет монах.

  • Тчаптуй

Если человек часто болеет или претерпевает неудачи на каждом шагу, значит его энергетика загрязнена. И здесь тоже помогут мантры. Для этого нужен специальный сосуд, наполненный водой. После многократного прочтения молитвы – тысячи, а может и миллион раз – вода станет наделена целительными свойствами и смоет всю плохую энергию.


  • Мандал Шива

Этот ритуал очень помогает при каких-либо начинаниях – чуде рождения, создании новой семьи, строительстве жилища. За это отвечает Зеленая Тара – богиня, известная своей благосклонностью. Однако чтобы ее заслужить, следует сделать ей подношения в виде цветов, ароматических палочек, сладкой воды, еды, света, а также подарить 37-звенную мандалу и начитать специальные мантры.

Заключение

Буддийская традиция неповторима и многогранна, что еще больше подтверждают многочисленные ритуальные обряды. Они могут показаться таинственными и необычными, но, что интересно – они работают, стоит лишь только верить.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если информация статьи оказалась интересной для вас, делитесь ею с друзьями в соцсетях, и будем искать истину вместе.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...