Основные представители и проблемы средневековой философии кратко. Список известных философских школ и философов

Борьба материализма и идеализма в специфических формах продолжалась в средневековой философии. В Европе господствующей идеологией становится христианство. Дня своего утверждения оно нуждалось в теоретическом обосновании. Этому служили возникшие тогда христианская апологетика, патристика, схоластика. По этим направлениям и развивалась средневековая философия.

Апологетика - течение, которое выступало в защиту христианского вероучения, это защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. В ее состав входят доказательства бытия бога, бессмертия души, учение о божественном откровении. Основные представители апологетики: Тертуллиан, Климент Александрийский.

Патристика - философское учение влиятельных философов (отцов церкви), чьи учения сыграли ключевую роль в формировании христианской теологии. Патристика отстаивала догматы христианства против язычества и доказывала несовместимость религиозной веры с античной философией, но, начиная с III века, стремилась приспособить философию последователей Платона к обоснованию христианства. Наиболее известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 г.г.) Написал много философских работ. Самая крупная - "О граде божьем". В ней развивает христиански-теологическую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Бог является высшим бытием, сотворил мир из ничего, по собственной воле. Вся история в представлении Августина - это борьба между приверженцами бога, строящими "град божий", и приверженцами сатаны, строящими "град земной". "Земному граду", греховному светскому государству он противопоставлял "град божий", всемирное господство церкви.

Главным направлением в средневековой философии была схоластика. Для нее характерны два течения: номинализм и реализм. Наиболее видными представителями номинализма являются Иоанн Росцелин (1050-Ш2 г.г.), Иоанн Дунс Скот (1265-1308 г.г.), Уильям Оккам (1300-1350 г.г.). Главные представители реализма - Ансельм Кентерберийский (1033-1109 г.г.), Фома Аквинский (1225-1274г.г.).

Номиналисты и реалисты боролись между собой по вопросу о сущности общих понятий, или так называемых универсалий. Спорили о том, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Схоластики, которые утверждали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, то есть только имена, стали называться номиналистами (лат. nomina.- имена).

В противовес номиналистам реалисты (лат.realis - вещественный) доказывали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Предметы же природы являются вторичными, представляют собой лишь формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, утверждали реалисты, в отличие от вечных общих понятий, преходящи. Реализм был господствующим течением в схоластике.

Спор об универсалиях - одна из проблем средневековой философии.

Универсалия - наиболее общее понятие.

Реализм - идея, общее понятие, универсалия, существует реально в невидимом или высшем мире, а видимые нами вещи всего лишь ее порождения.

Номинализм - универсалии, это только имена и существуют не самостоятельно, а только в человеческом сознании в качестве понятий и терминов, а реально существуют только конкретные предметы.

Номинализм и реализм был крайним и умеренным.

Крайний реализм (учение Платона)- универсалии существуют до вещей, в высшем и недоступном мире, а все вещи порождаемые ими сущности.

Умеренный реализм (учение Аристотеля)- универсалии существуют в самих вещах.

Умеренный номинализм (концептуализм) - универсалии существуют после вещей в нашем сознании, в виде обобщенных названий данных вещей-понятий.

Крайний номинализм - общие понятия совершенно бессмысленны: если они не существуют реально, незачем о них говорить вообще.

В ХШ веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил с позиций реализма крупнейший итальянский схоластик и богослов Фома Аквинский. Учение Фомы Аквинского - томизм (от имени Thomas - Фома) представляет собой сочетание идеалистически фальсифицированной философии Аристотеля с христианско-католической теологией.

Причиной возникновения и развития всего сущего Фома Аквинский считал бога. Бог вечен и является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу. Бог представляет собой чистую форму - источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность вещей превращается в действительность, в конкретные телесные вещи.

Фома Аквинский приводил пять доказательств существования бога.

  • 1. Доказательство через движение - все что движется, движется кем-то. Мир сам по себе мертв, инертен. Чтобы мир жил, должна существовать сила - первый двигатель - бог.
  • 2. Доказательство через производящую причину - все что существует имеет причину. В окружающем мире мы имеем цепь причин, но эта цепь не может быть бесконечной, есть первая причина, которая не имеет причин - это бог.
  • 3. Доказательство через необходимость - вещи случайны, но они зависят от необходимости, значит есть абсолютно необходимое существо - бог.
  • 4. Доказательство от степеней бытия - все что существует имеет различные степени качества, значит должно быть нечто высшее совершенное - бог.
  • 5. Доказательство через целевую причину - все что в мире существует имеет причину. Целесообразность в природе не может быть объяснена естественными причинами, следовательно, существует первопричина всего - бог.

В теории познания Фома Аквинский исходил из Аристотеля. “Новым” в его учении была попытка теоретически обосновать служебную роль философии к теологии. Теология, утверждал Фома, непосредственно изучает изложенные в священном писании “истины откровения”, а философия имеет дело лишь с чувственными объектами и “истинами человеческого разума”. Теология исходит от бога и нисходит к его творениям, философия же восходит к богу от его творений, т.е. своим особым путем ведет, так же как и теология, к значению бога и, следовательно, дополняет теологию. При этом даваемые философией знания бога косвенны и относительны, знания же бога, даваемые теологией, абсолютны.

Конечной целью человека, согласно томизму, является блаженство - интуитивное познание бога, слияние души человека с богом, достижимое лишь в загробном мире. Основой нравственного поведения людей Фома считал закон божий.

Таким образом, философия средневековья теоцентрична, реальностью, определяющей все сущее, провозглашался бог, а не природа. Поэтому две важнейшие идеи господствовали в разнообразных направлениях философствования эпохи средневековья: идея творения в онтологии и идея откровения в гносеологии.

На русском языке
  • Спиркин А.Г. Философия // . - Москва: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27. - С. 412-417.
  • Е.Губский, Г.Кораблева, В.Лутченко Философский энциклопедический словарь. - Москва: Инфра-М, 2005. - 576 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-86225-403-Х
  • Александр Грицанов Новейший философский словарь. - Минск: Скакун, 1999. - 896 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-6235-17-0
На иностранных языках
  • Robert Audi Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 7. - С. 325-337. - ISBN 0-02-865787-X .
  • The Oxford companion to philosophy / Ted Honderich. - New Edition. - Oxford University Press, 2005. - 1060 с. - ISBN 0–19–926479–1

Вводная литература

На русском языке
  • П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. - 3-е издание. - Москва: Проспект, 2005. - 604 с. - 5000 экз. - ISBN 5-482-00002-8
  • Б. Рассел История западной философии = The History of Western Philosophy. - Москва: Миф, 1993. - Т. I. - 512 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87214-012-6
  • Б. Рассел История западной философии = The History of Western Philosophy. - Москва: Миф, 1993. - Т. II. - 446 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87214-012-6
  • М.Н. Росенко Предмет философии. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип современной философии. // Ю.Н. Солонин и др. Основы современной философии. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - С. 3-19. - ISBN 5-8114-0100-0 .
  • А.С. Колесников Исторические типы философии // Ю.Н. Солонин и др. Основы современной философии. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - С. 20-110. - ISBN 5-8114-0100-0 .
  • А.А. Сычев Основы философии. - Москва: Альфа М, 2010. - 368 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-98281-181-3
На иностранных языках
  • Brooke Noel Moore, Kenneth Bruder Philosophy. The Power of Ideas. - 6th edition. - Mc Graw Hill, 2005. - 600 с. - ISBN 0-07-287603-4
  • Edward Craig Philosophy // Nigel Warburton Philosophy. Basic Readings.. - Routledge, 2005. - С. 5-10. - ISBN 0-203-50642-1 .
  • Rodolphe Gasché The Honor of Thinking: Critique, Theory, Philosophy. - 1st edition. - Stanford University Press, 2006. - 424 с. - ISBN 0804754233
  • Richard H. Popkin Origins of Western Philosophic Thinking // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 1-5. - ISBN 0-231-10128-7 .

Тематическая литература по философским школам

Ранняя греческая философия
  • А.И. Зайцев Софисты // В.С. Стёпин ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Catherine Osborne Presocratic Philosophy. A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2004. - 146 с. - ISBN 0-19-284094-0
  • Thomas M. Robinson The Pre-Socratic Philosophers // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 6-20. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Thomas M. Robinson The Sophists // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 20-23. - ISBN 0-231-10128-7 .
Греческая классическая философия
  • В.Ф. Асмус Платон. - Москва: Мысль, 1975. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 50 000 экз.
  • А.Ф. Лосев , А.А. Тахо-Годи Платон. Аристотель.. - 3-е издание. - Москва: Молодая Гвардия, 2005. - 392 с. - (Жизниь замечательных людей). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02830-9
  • А.Ф. Лосев Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собрание сочинений в четырёх томах . - Москва: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 3-63. - ISBN 5-244-00451-4 .
Древнеиндийская философия
  • В.К. Шохин Индийская философия // В.С. Стёпин ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Д.Б. Зильберман , А.М. Пятигорский Философия [в Индии] // Большая советская энциклопедия . - Москва: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - С. 221-223.
  • Sue Hamilton Indian Philosophy: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 168 с. - ISBN 0192853740
  • Karl Potter Indian Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 4. - С. 623-634. - ISBN 0-02-865784-5 .
  • В.К. Шохин Индийская философия. Шраманский период. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 424 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-288-04085-6
  • В.К. Шохин Школы индийской философии. Период формирования. - Москва: Восточная литература, 2004. - 416 с. - (История восточной философии). - 1200 экз. - ISBN 5-02-018390-3
Древнекитайская философия
  • В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко Философия Древнего Китая // Древнекитайская философия : в 2х т.. - Москва: Мысль, 1972. - Т. 1. - С. 5-77.
  • А.И. Кобзев Китайская философия // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 2. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Livia Kohn Daoism Handbook. - Boston: Brill Academic Publishers, 2000. - 954 с. - (Handbook of Oriental Studies / Handbuch der Orientalisk). - ISBN 90-04-11208-1
  • Wing-Tsit Chan Chinese Philosophy: Overview // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 149-160. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Kwong-loi Shun Chinese Philosophy: Confucianism // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 170-180. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Chad Hansen Chinese Philosophy: Daoism // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 184-194. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Bo Mou Chinese Philosophy: Language and Logic // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 202-215. - ISBN 0-02-865782-9 .
Средневековая философия Европы
  • Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии . - Москва: Высшая школа, 1991. - 512 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-06-000992-0
  • Соколов В.В. Средневековая философия. - Москва: Высшая школа, 1979. - 448 с. - 40 000 экз.
  • С.С.Неретина Средневековая европейская философия // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 4. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Desmond Paul Henry Medieval and Early Christian Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 6. - С. 99-107. - ISBN 0-02-865786-1 .
  • Г.А.Смирнов Оккам // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
Средневековая философия Ближнего Востока
  • Е.А. Фролова История арабо-мусульманской философии: Средние века и современность . - Москва: Институт философии РАН, 2006. - 199 с. - 500 экз. - ISBN 5-9540-0057-3
  • Kecia Ali, Oliver Leaman Islam: the key concepts. - New York: Routledge, 2007. - 2000 с. - ISBN 0415396387
  • Е.А. Фролова Арабо-исламская философия в средние века // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 72-101. - ISBN 5-201-01993-5 .
  • Колетт Сират История средневековой еврейской философии = A History оf Jewish Philosophy in the Middle Ages. - Москва: Мосты культуры, 2003. - 712 с. - (Bibliotheca judaica. Современные исследования). - 2000 экз. - ISBN 5-93273-101-X
Средневековая философия Индии и Дальнего Востока
  • Г.А. Ткаченко Средневековая философия Китая // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 49-71. - ISBN 5-201-01993-5 .
  • В.К. Шохин Средневековая философия Индии // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 21-48. - ISBN 5-201-01993-5 .
Философия Возрождения
  • В. Шестаков Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2007. - 270 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-59818-7240 -2
  • А.Х. Горфункель Философия эпохи Возрождения. - Москва: Высшая школа, 1980. - 368 с. - 50 000 экз.
Философия Нового времени
  • Karl Ameriks Immanuel Kant // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 494-502. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Richard H. Popkin The French Enlightment // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 462-471. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Harry M. Bracken George Berkeley // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 445-452. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Yuen-Ting Lai China and Western Philosophy in the Age of Reason // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 412-421. - ISBN 0-231-10128-7 .
Континентальная философия
  • Simon Critchley Continental Philosophy: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 168 с. - ISBN 0-19-285359-7
  • Charles E. Scott Continental Philosophy at the Turn of the Twenty-First Century // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 745-753. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Thomas Nenon Continental Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 488-489. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • The Columbia History of Twentieth-Century French Thought / Lawrence D. Kritzman, Brian J. Reilly. - New York: Columbia University Press, 2006. - 788 с. - ISBN 978-0-231-10791-4
  • Peter Singer Marx: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 120 с. - ISBN 0–19–285405–4
  • Franz Peter Hugdahl Poststructuralism: Derrida and Foucault // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 737-744. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Ален Сокал , Жан Брикмон Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна = Fashionable Nonsense. Postmodern Intellectuals" Abuse of Science. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с. - 1000 экз. - ISBN 5-7333-0200-3
  • Н.В.Мотрошилова

Особенности и периодизация философии Средневековья. Предпосылки средневековой философии. Патристика. Философия Аврелия Августина. Схоластика. Философско-теологические идеи Фомы Аквинского.

Философия Средневековья - это преемница античной философии, однако она во многом отличается от неё, вырабатывает свои собственные принципы, представляет собой специфический способ философствования.

Средневековая философия - результат творчества многих выдающихся умов этого периода (V-XV вв.) развития европейской цивилизации. Среди них - Августин Аврелий (354-130), Эриугена (810- 877), Ансельм (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142), Роджер Бэкон (1214-1292), Фома Аквинский (1225-1274), Дунс Скотт (1266- 1308), Уильям Оккам (1285-1349), а также представители Востока: Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина, или Авиценна (980-1037), Ибн Рушд, или Аверроэс (1126-1198), влияние которых на развитие европейской средневековой философии было довольно значительным. Заметим, что многие труды античных философов стали известны для европейской культуры благодаря переводам с арабского.

Корни философии Средних веков находятся в античной философии. Именно античные мыслители выработали почву для теоцен-тризма. Теоцентризм - это учение, утверждающее, что источником всякого бытия, добра и красоты является Бог, а высшее предназначение человека - служение Богу. Поскольку идеи средневековой философии формировались на основе христианства, то идеологические проблемы христианства повлияли на изменение проблематики философии. Верным будет и обратное утверждение: христианство на первых этапах своего развития испытывало потребность в античной философии, хотя и остро соперничало с античным мировоззрением в начале нашей эры.

Христианская философия, следовательно, начиная со II в. выросла из двух исторических посылок - христианских идей преимущественно этического характера и античной философии. Именно из античной философии были заимствованы и адаптированы для потребностей религии основные понятия, на основе которых была создана наука о Боге - теология.

Христианская философия в период Средневековья прошла два

этапа развития.

Первый этап - патристика, этап деятельности отцов христианской религии (padre - отец) от II до VI в. н.э. В период патристики были заложены основы христианской религии - фундаментальные её догматы. Патристика также характеризуется деятельностью апологетов, защитников христианства от римского государства, которое преследовало христиан. Наиболее значительным достижением этого этапа была философско-теологическая система Августина.

Аврелий Августин (354-430). Августин кроме исполнения функций лица духовного в различных церковных должностях был очень плодовитым религиозным писателем. Самые известные его сочинения - это «Исповедь» и «Град Божий». Влияние этих произведений на дальнейшее развитие христианской теологии и христианской философии невозможно переоценить. Основные положения философско-теологического учения Августина следующие.

1. Мир сотворён Богом из ничего по образу идей, которые были в божественном разуме. В этом утверждении содержится важнейшее у Августина и в христианстве в целом учение - креационизм (от латинского creatio ex nihilo - творение из ничего). Это одна из основных идей христианства. Сотворение мира Богом состоялось вследствие его всемогущества.

Отсюда следует наличие у Бога свободной воли, поскольку мир сотворён им из ничего актом божественного замысла, следовательно, Бог обладает разумом.

  • 2. Бог сотворил мир из абсолютного ничего. При этом Августин утверждал, что Бог сотворил мир сразу, единовременно, в одно мгновение. Поэтому шесть дней творения мира, о которых говорится в Священном Писании, - это только аллегория, для того чтобы люди лучше поняли величие божественного акта творения. Сначала Бог создал из ничего бесформенную материю, а затем создал все материальные вещи по образцу своих вечных и совершенных идей.
  • 3. Августин противопоставляет мир действительный, мир несовершенных, преходящих, временных вещей вечному, неизменному миру высшего бытия. Существование каждой вещи в действительном мире - это более или менее совершенная копия идеи, которая находится в божественном разуме.
  • 4. Августин является создателем так называемого «христианского оптимизма». Поскольку всё, что существует, сотворено Богом, постольку всё является добрым. А какова причина существования зла в мире? Зло - это недостаток добра. Подобно тому, как голод есть недостаток пищи, нагота - недостаток одежды, темнота - недостаток света, болезнь - недостаток здоровья, так и зло - это недостаток добра. Отсюда вывод: наш мир - наилучший, и всё в этом мире есть результат действия божественной доброты, а Бог - это абсолютное добро. Источник зла не в мире, а в человеке, зло - результат греха, совершённого человеком.
  • 5. Теория познания Августина очень похожа на гносеологию Платона. Чувственное познание он считал недостаточным для познания, оно даёт возможность получить некоторые знания, но только о внешнем мире, в то время как человек должен стремиться анализировать и познавать внутренний мир. Разум - это движение мысли, благодаря которому мы можем различать и связывать между собой вещи, которые познаём. Очень редко случается, чтобы люди шли за этим проводником к познанию Бога и души. Трудно углубиться в себя тому человеку, кто зашёл далеко в делах, связанных с познанием чувственным. Философия, по мнению Августина, - это наука о Боге и душе. Человек должен стремиться познать Бога, и больше ничего.
  • 6. В учении о человеке Августин развивает концепцию дуализма тела и души. Человека он определял как связь души и тела, в которой душа использует тело, она выше, совершеннее тела. Она вечна, нематериальна, бессмертна, доминирует над телом. Только душа способна познать Бога, а тело и чувства мешают познанию. Душа - это бытие, созданное Богом по своему подобию. Бог не обращается к человеку как к созданию телесному, материальному. Человек слышит не телом, а душой. Бог обращается к той части человека, которая в нём лучшая и лучше которой только сам Бог.
  • 7. Во взглядах на общество Августин разработал концепцию существования двух миров, в которых живёт человек. В книге «О граде Божьем» он пишет, что жизнь человека в земном мире - это только мгновение, это жизнь, назначение которой - подготовить человека к жизни вечной, блаженной, беззаботной в его истинном Отечестве, в граде Божьем.
  • 8. В этическом учении Августина отрицается свобода воли у человека. Всё предусмотрено Богом, и воля человека не способна что-либо изменить. Никто из людей не только не виноват, но даже не может быть недовольным своей судьбой, поскольку всё это предопределено свыше. Учение, согласно которому Богом всё предопределено в этом мире, всё существующее есть результат божественного предвидения, называется провиденциализмом.

Августин Аврелий первым среди христианских мыслителей и отцов теологии адаптировал для потребностей религии философию Платона и создал целостную философско-теологическую систему. Эта система была основополагающей в христианской религии и церкви вплоть до XIII в., до появления новой философско-теологической системы, созданной Фомой Аквинским.

Второй этап - схоластика (IX - конец XV в.). Философия этого периода развивалась в различных школах (отсюда происходит и название этапа), таких как Сорбонна, Оксфорд, университеты Италии. Средневековые университеты своё обучение основывали на изучении семи свободных наук и теологии; философия в этот период исполняла служебную роль по отношению к теологии, была своеобразной «служанкой богословия». К наукам, которые были обязательными для изучения в средневековых университетах, относились: гуманистические - грамматика, риторика и диалектика; естественно-математические - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти свободные науки составляли содержание низшего уровня обучения, и их задачей было приготовить студентов к высшему уровню образования - обучению в области теологии.

При этом ведущее значение в подготовке к изучению теологии занимала диалектика в древнегреческом понимании этой науки как искусства споров и дискуссий. Потребностям теологии было подчинено и содержание философии. Считалось, что задачей философии должно быть рациональное толкование истин религии. Схоластическая философия обязана была отыскивать доказательства (аргументы) бытия Бога и аргументы против врагов религии и церкви. Для этого была выработана специальная схоластическая методология, цель которой - помочь людям понять истины религии и не допустить сомнений в них.

Отличительными чертами схоластики являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, догматизм, полное подчинение религиозным идеям. Специфическим для схоластики было наличие двух главных направлений: номинализма и реализма, между которыми на протяжении нескольких веков шёл спор о сущности так называемых универсалий - общих понятий. Это был спор о том, являются ли общие понятия, например, такие как «дом», «человек», вторичными или они первичны, то есть существуют самостоятельно.

Номинализм - это учение схоластической философии, согласно которому самостоятельным, реальным бытием обладают только единичные вещи. А универсалии - это только имена (лат. потта - имя) для обозначения групп сходных предметов. Универсалии вторичны, они являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого сознания.

Реализм - это учение схоластической философии, согласно которому универсалии (общие понятия) по отношению к конкретным предметам являются первичными, они обладают самостоятельным бытием, а единичные вещи вторичны, они временны, в то время как универсалии вечны. Виднейший представитель схоластики - Фома Аквинский.

Фома Аквинский (1224-1274). Руководство католической церкви сумело рассмотреть в нём человека исключительно способного, который сможет адаптировать учение Аристотеля к потребностям религии и развить на его основе новую теологию. Фоме Аквинскому удалось реализовать эту задачу: он реформировал средневековую теологию при опоре на учение Аристотеля. Два его главных произведения энциклопедического характера - это «Сумма теологии », в котором разрабатывается догматика католической христианской теологии, и «Сумма философии, или Сумма против язычников», направленное преимущественно против арабской философии.

Основные тезисы философско-теологического учения Фомы Аквинского.

  • 1. Причиной возникновения и существования всего сущего Фома Аквинский считал Бога. Бог вечен, является абсолютно совершенным духовным существом, заключающим в себе всю полноту бытия в виде идей как образцов, по которым он из ничего сотворил природу.
  • 2. Фома Аквинский использует и адаптирует для потребностей религии учение Аристотеля о субстанции, о материи и форме. В решении вопроса о материи и форме он придерживался учения Аристотеля, освободив это учение от элементов материализма. Форма первична, она есть созидающее творческое начало, а материя вторична, она только субстрат, в котором потенциально существуют возможные вещи. Форма делает их тем, чем они являются в действительности.
  • 3. Мир - это упорядоченная иерархия разнообразного бытия. Источник гармонии этой иерархии - Бог, только он является самодостаточным бытием, ибо существует сам по себе и является причиной самого себя. Бог - это вечное бытие, он неизменен, нематериален. В фундаменте существующей иерархии лежит чистая бесформенная материя, элементарные стихии - воздух, вода, огонь. Затем следует неживая материя, растения, животные, человек, ещё выше ангелы, а на вершине иерархии - чистая форма, или форма всех форм, то есть Бог. Следовательно, в этой иерархии идёт постепенное уменьшение материальной составляющей и возрастание духовной (формальной) составляющей.
  • 4. В антропологии Фома Аквинский утверждал, что человек - это единство тела и души, которая является для тела формой. Если Августин - сторонник дуализма в учении о человеке - противопоставляет тело и душу, то Фома Аквинский говорит об их неразрывном единстве. По мнению Августина, душа после смерти покидает тело, Фома Аквинский утверждает, что душа человека состоит из трёх частей: жизненной (вегетативной), чувственной и эмоций (животная часть души) и разумной (мыслящей души). Душа неразрушима, поскольку всякое разрушение есть отделение формы от материи, но душа - это чистая форма, и после смерти тела душа может существовать и далее. Каждая душа сотворена Богом одновременно с человеком и не существует до человека.
  • 5. В теории познания Фома Аквинский исходит из того, что в познании участвуют и чувства и разум, который обрабатывает то, что постигнуто чувствами. Чувства внешне ответственны за контакт человека с внешним миром. После этапа чувственного начинается рациональное познание.
  • 6. В этике Фомы Аквинского утверждается, что всё сотворенное Богом есть добро. Никакое бытие не называют злом, поскольку оно является бытием (сотворённым Богом), а зло является злом, поскольку является недостатком добра; так человека называют злым, если у него недостаёт добродетели.
  • 7. Важное место в учении Фомы Аквинского занимает его наука о гармонии веры и разума. Он усовершенствовал идею двойственной истины, которая развивалась Ибн Рушдом (Аверроэсом), и приблизил её к потребностям теологии. Фома Аквинский утверждал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры. Его рассуждения по этому поводу следующие: догматы христианства, веры не противоречат умозаключениям философии, однако они не следуют из философских аргументов и не являются основанием для философии.

Оптимальное отношение между теологией и философией - гармония. Однако если между ними возникает противоречие, то вывод может бьггь лишь один: ошибается разум. Истины веры выше истины разума.

Задачи науки - это объяснение закономерностей мира. Фома Аквинский допускает достижение человеком объективного, истинного знания. Однако даже познание, которое может достичь знания объективного и истинного, не может охватить всё. Есть такая область - область самых существенных христианских истин, в которую разум проникнуть не может. Эти истины стоят выше разума, но не противоречат ему. Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога.

Философия и другие науки должны служить вере, теологии тем, что религиозные истины они толкуют в категориях разума и опровергают ложные аргументы против веры. Таким образом, философия должна выполнять роль служанки богословия (теологии).

8. Выражение «Бог существует», как утверждал Фома Аквинский, не является очевидным для каждого человека, и поэтому это утверждение нужно доказать. В «Сумме теологии» Фома Аквинский приводит пять таких доказательств (иногда их называют аргументами о существовании Бога , а иногда трактуют как «пять дорог к Богу»).

В первом доказательстве Фома Аквинский указывает на изменения, происходящие в мире, и аргументирует, что всё, что движется, приведено в состояние движения чем-то другим, а поскольку не может существовать бесконечная цепь причин без начала, то следует признать существование неподвижной причины или Бога.

Второе доказательство рассматривает конкретные причины изменений, происходящих в мире, и Фома Аквинский утверждает, что должна существовать причина, которая является Богом, поскольку ни одна другая причина не может быть причиной для самой себя.

Третье доказательство основано на том, что некоторые вещи возникают и исчезают, то есть они являются не необходимыми, а случайными, и отсюда нужно допустить, что существует бытие, необходимое как источник бытия вещей случайных. И эта необходимость является Богом.

В четвёртом доказательстве Фома Аквинский замечает, что некоторые вещи мы признаём более совершенными, лучшими, чем другие вещи, и утверждает, что существование различных степеней совершенства позволяет развить мысль о существовании наивысшего, самого совершенного бытия, которое является условием существования (бытия) менее совершенных вещей, а само это бытие является чистым совершенством - Богом.

Пятое доказательство исходит из того, что каждое органическое тело служит для какой-то цели, являющейся добром, а значит, должно существовать такое разумное бытие, благодаря которому все вещи имеют свои цели, то есть Бог.

Конечно, современному человеку некоторые из этих доказательств кажутся наивными, спорными, однако нужно помнить, что они были сформулированы в XIII в. и, например, тогдашнее представление о конечности и бесконечности мира нельзя сравнивать с нынешним, поэтому говорить о конечной причине в бесконечном мире, например, не очень логично.

Фома Аквинский до сегодняшнего дня считается одним из наиболее влиятельных теологов и философов христианской религии.

В оценке средневековой философии существуют две взаимоисключающие друг друга позиции. В первой, критической, подчёркивается её оторванность от жизни, подчинённое по отношению к теологии положение. Другая позиция, которая представлена преимущественно в религиозной философии Западной Европы, наоборот, акцентирует внимание только на позитивной оценке этой эпохи развития философского мышления. Как всегда, истина - это золотая середина. Средневековье не является пустым периодом в истории развития философии; конфликты, споры, противоречия принесли много ценного, стимулирующего развитие философии. Особое значение в этот период имеет номинализм с его критикой универсалий, самостоятельного бытия общих понятий и утверждением объективного существования исключительно единичных вещей.

1. Общая характеристика и основные идеи философии Средневековья

Средневековая философия развивалась в период со 2 по 15 вв. Христианская религия и церковь в это время контролировали все сферы общественной жизни. Философия превратилась в служанку религии, так как занималась не свободным поиском истины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствием Библии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековые мыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог – это духовная первооснова мира, не только творец, но и гарант его существования. Если бы Бог исчез, мир в тот же миг превратился бы в хаос.

Антропоцентризм – учение о человеке как «венце творения», созданном по образу и подобию Божию и помещенном в центр мира. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке её к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться. Причём, без помощи Бога человек справиться со своими греховными наклонностями не может.

Провиденциализм – учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость. Несчастья нужно воспринимать либо как заслуженное наказание, либо как испытание, либо как научение. Самоубийство категорически осуждалось, так как означало утрату веры в божественную мудрость и справедливость, по сути – утрату веры в Бога.

Эсхатология учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет второе пришествие Христа, конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мёртвыми, после которого небольшое количество праведников телесно воскреснет и на земле начнётся райская жизнь.

Откровение – учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путём . Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума.

Таким образом, главный объект познания для средневековых философов – Бог . Без Бога объяснить происхождение и устройство мира, появление и смысл жизни человека, ход событий, судьбы людей, будущее общества, источник наших знаний невозможно. Религиозная система взглядов, в центре которой – Бог, получила название теоцентризм (от греч. «теос», «Зевс» - бог)


2. Основные этапы развития и представители средневековой философии

Основными этапами развития средневековой философии являются патристика и схоластика .

На этапе патристики (от лат. patres - отцы) происходила разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви») основ христианского вероучения и религиозной философии . Крупнейшим представителем патристики былАвгустин Блаженный (354-430), в учении которого уже содержались все основные идеи средневековой философии.

На этапе схоластики (от лат. schola - школа) происходила разработка логического обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Накал веры стал ослабевать, и людям потребовались доказательства того, во что раньше просто верили. Самым авторитетным мыслителем этого периода был Фома Аквинский (1225-1274), известный своими пятью доказательствами существования Бога. Он свёл воедино разнообразные религиозно-философские идеи и разработал целостное учение, которое было признано и утверждено католической церковью. Фома Аквинский обосновал «теорию двух истин », примиряющую веру и разум . Согласно ей,вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире, но приоритет принадлежит вере.

Слово «схоластика » с давних пор приобрело отрицательный оттенок: схоластикой стали называть бесполезные рассуждения и споры на оторванные от жизни, надуманные, умозрительные проблемы. Основанием для этого стали проводившиеся в средневековых университетах многочасовые диспуты по таким вопросам как, например: 1) имеют ли ангелы пол? 2) сколько ангелов или чертей могут уместиться на конце иглы? 3) обладают ли ангелы собственной волей или только исполняют волю Бога? 4) может ли всемогущий Бог создать такой камень, который он сам не смог бы поднять? и т.п. Хотя схоластика не давала знаний о естественном мире, назвать её абсолютно бесполезной нельзя, так как она способствовала развитию абстрактного мышления, умения различать тончайшие оттенки понятий, разрабатывать логическую аргументацию идей.

Тема 5.Философия эпохи Возрождения

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Из предыдущих статей Вы узнали:
Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Человек – подобие Божие, образ Божий. Человек рассматривался двояко, с одной стороны, как подобие и образ Бога, с другой — как и у древнегреческих философов — как «разумное животное». Стоял вопрос, какой природы в человеке больше? Философы античности тоже высоко превозносили человека, но теперь он, как подобие Бога, вовсе выходит за пределы природы и становится над нею.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия . В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма , номинализма и концептуализма .

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Патристика (от греческого «pater» — отец) в философии кратко — это теология и философия Отцов Церкви , продолживших дело Апостолов. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Схоластика (от греческого «школа») в философии – это средневековая европейская философия, которая представляла собой синтез философии Аристотеля и христианского богословия. Схоластика соединяет теологию с рационалистическим подходом к вопросам и проблемам философии.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.


Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. .

ВИДЕО Философия Средневековья кратко

Надеюсь, статья Средневековая философия кратко самое главное оказалась для Вас полезной. В следующей статье Вы можете познакомиться с .

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...