Основные принципы неотомизма. Основные идеи неотомизма

Своеобразной разновидностью современной рационалистической философии является неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви, которая основана на учении средневекового философа Фомы Аквинского (1225-1274). Она широко распространена ныне в странах католического вероисповедания, особенно во Франции и в Бельгии.

Это учение обычному человеку может импонировать по целому ряду оснований.

Формально оно:

провозглашает права разума и науки,

выступает против иррационализма, мистики, субъективизма;

признаёт существование окружающего мира не зависимым от человека,

объявляет своей задачей формирование философии как мировоззрения.

Неотомизм признан “единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам”, с 1879 года, когда была опубликована соответствующая энциклика (послание) папы Льва XII .

Международным центром неотомизма является Высший институт философии при Лувенском католическом университете (Бельгия). Виднейшие представители неотомизма - Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1804-1978), Й. Бохеньский (р. 1902), Г. Марсель (1889-1973), П. Тейяр де Шарден (1881-1955).

Задачей философии , с точки зрения неотомистов, является рациональное (теоретическое) обоснование догматов богословия .

Системообразующим принципом неотомизма является унаследованный от Фомы Аквинского принцип гармонии веры и разума . Аквинат считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры .

Современные неотомисты развивают эти идеи.

Так, Э. Жильсон рассматривал философскую систему Фомы Аквинского как “вечную философию”, объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение . С помощью томизма он считал возможным достичь гармонии между философией и верой и полагал философские и богословские истины равнозначными .

Вождь неотомизма Ж. Маритен современную философию рассматривал как цепь заблуждений, и предлагал путь назад - через Декарта иРуссо кФ. Аквинскому .

Неотомизм исходит из того, что религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют . Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. При этом и у веры, и у разума своя “мера ответственности” .

Неотомисты не сомневаются в существовании объективного мира. При этом они выделяют,

во-первых, “мир естественный ”, или сотворенный. Именно этот мир и признана познавать наука, давая рациональное знание, основанное на внешнем опыте человека.

Во-вторых, выделяется “мир сверхъестественный ”, или мир творящий, мир Бога. Сокровенная тайна этого мира науке недоступна , она находится в руках религии, открывается лишь в процессе божественного откровения.


Таким образом, разум и вера дают истину об одном и том же, но на разных уровнях . Источник веры , в конечном счете, - божественное откровение . Истины , приобретаемые непосредственно из этого источника, безусловны, абсолютны . Гарантом является их божественное происхождение .

Источник рационального познания - человеческий разум .

При всем несовершенстве разума нет оснований пренебрегать им и не отвергать его . В самом деле, ведь не зря Бог “внедрил свет разума в человеческое мышление”. Но не все доступно человеческому разуму , предоставленному самому себе, и не всегда на него можно положиться.

Существуют истины, которых ум человеческий не способен достигнуть , и откровение открывает тайны бытия, не доступные разуму.

Пытаясь примирить религию и науку, неотомизм подчеркивает, что

христианство не может находиться вне научной лаборатории нашего времени, что будущее томизма существенным образом зависит от того, смогут ли его представители компетентно участвовать в спорах по математике, физике, биологии, психологии, социологии и другим дисциплинам.

Так, канадский неотомист Б. Лонерган (1904-1984) утверждает, что именно благодаря готовности ученых принимать на веру результаты, полученные их коллегами в прошлом и настоящем, возможно развитие науки и разделение труда между группами специалистов . Наука, говорит он, часто противопоставляется вере, но фактически вера играет такую же значительную роль в науке, как и других областях человеческой деятельности.

Доказательства бытия Бога, представленные Фомой Аквинским , неотомизм стремится дополнить выводами из современного естествознания .

В качестве подобных выводов рассматривается, например, теория “расширяющейся Вселенной” . Если Вселенная расширяется, значит, она была сосредоточена в одном “праатоме”, следовательно, была сотворена. Таким образом, бытие всех вещей зависит от божественной воли, а конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия.

Специфической разновидностью неотомизма является учениеП. Тейяра де Шардена, разностороннего ученого и исследователя.

На основе предложенного им “закона сложности сознания” философ выводит увеличение психического в космосе и появление все более высокоорганизованных форм: “преджизни” (литосфера), “жизни” (биосфера), “мысли” (ноосфера) и “сверхжизни” (точка Омега).

Из этой точки регулируется вся эволюция: “Космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием”.

Значение неотомизма состоит, прежде всего,

в постановке проблемы о взаимосвязи веры и разума, религии и науки,

в стремлении сформировать целостное мировоззрение для ответов на вечные проблемы бытия.

Круг проблем, рассматриваемых в неотомизме, весьма широк:

это и учение о действии и потенции;

о субординации сущего в соответствии с его наполненностью бытием;

учение о познании, прежде всего и взаимосвязи чувственного и рационального познания; совокупность этических проблем.

Вместе с тем неотомистская философия во всех ее разделах - в онтологии, гносеологии, антропологии, этике, эстетике - теоцентрична, направлена на утверждение и оправдание религии в ее определенном, римско-католическом исповедании . Богословие, учение о Боге является осью, вокруг которой вращается вся ее проблематика и аргументация.

Неотомизм — современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),
И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира . С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам
Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.

Неотомизм-- учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм .

Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современные условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на: материальный и духовный.

Материальный мир -- мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только "сверхразумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.

В их работах (Ж. Маритен, У. Канин-гхэм, М.Адлер, М. Казотти) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества .

Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира -- физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.

Таким образом, неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология - высшая степень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к Богу, "сверхразумном".

В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводиться область земных естественных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Основные положения педагогики неотомизма определяются "двойной природой" человека: человек есть единство материи и духа, потому он одновременно и индивид, и личность; как индивид человек - материален, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность он владеет бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется лишь Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать лишь религия, которая знает действительный ответ на вопрос о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.

Цель воспитания неотомисты выводят из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, против этого нельзя бороться.

Ближняя цель - христианское усовершенствование человека на земле.

Дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. В содержании образования нужно четко разграничивать "истины разума и истины веры". Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть "начертана золотыми буквами над входом в любое учебное учреждение".

Неотомистская стратегия сегодня доминирует в воспитании Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Неотомизм (букв, новый томизм) -- обновленное учение средневекового схоласта Фомы (Томаса) Аквинского. Фома Аквинский на основе "христианизированного" аристотелизма создал теологическую систему, по мнению церковных иерархов, наилучшим образом приспособленную к потребностям католической церкви. Значительными представителями философии неотомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение неотомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика -- послание папы римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была объявлена единственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший институт философии (Бельгия) -- ведущий центр неотомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма -- "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические, антропологические и другие положения современной католической философии.

Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме -- не антиподы, а два потока, два способа достижения одной и той же цели -- познания бога. Высшим актом веры является божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера -- это божественная подсказка", неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия -- более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Развивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточняют: "Фидеизм (фидеизм -- направление философской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобождает эту служанку от крепостной зависимости. Одно непрактично, другое нетерпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обосновывают догматы о существовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, боговоплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами философии и науки. Они раскрываются только на основе теологии.

Теология оказывается одновременно и вершиной рационального знания, и знанием нерациональным, сверхразумным -- верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем божественного откровения, непогрешима. Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.

В неотомистском учении о бытии (онтологии) различают бытие само по себе (бога) и бытие существующего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно обладает существованием. "Бытие как таковое" -- трансцендентно, является бытием бога. В нем выделяется потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утверждал Ж. Маритен, "не связано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется без материи". Поэтому подлинно реальным миром для неотомистов является лишь нематериальный мир, мир сущностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, созданные богом, рассматриваются «томистами как субстанции, имеющие сущность и существование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассматривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неотомисты утверждают, что для превращения возможности в действительность пассивной материи требуется причина, находящаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бытия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и аргументологией, предполагает построение особых доказательств бытия Бога. В неотомистской антропология человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека -- его форма, определяющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. Находясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным законом, который повелевает творить добро и избегать зла. Гносеология неотомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заключается в том, что в неотомизме признается существование реальности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое понимание процесса познания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объекта. Однако для них субъект -- это бессмертная человеческая душа, а объект -- сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получается, что человек познает не материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности.

Познание "сущности" вещи восходит от ее чувственного восприятия через образование понятий о единичных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам.

В конце XX века онтология, гносеология и антропология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и других современных философских течений. Особое место в развитии современного неотомизма занимает деятельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский престол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что церковь совершала "грехи" в прошлом и небезгрешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных ценностей (как следствие распространения абортов и разводов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправедливости. Следует подчеркнуть, что, осуждая грех раскола христиан, Иоанн Павел II считает, что в нем содержится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа -- это вера в того, кто из человеческой слабости может извлечь благо. Вера в Христа -- одна, но это разделение позволило церкви выявить все богатства, содержащиеся в Евангелии, которые иначе могли бы остаться неизвестными".

Многочисленные энциклики и религиозно-философские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произведениях. В частности, о том, как найти золотую середину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок главным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов.

В работе "Основание этики" (1983 г.) Кароль Войтылла отмечает, что "тоталитаризм -- это попытка отобрать у людей индивидуальность, отождествив их и уровняв в совместной жизни". Требование освобождения от тоталитаризма не является выражением социально-политического радикализма, а есть призыв к морально-религиозному совершенствованию личности, ее "очищению от греха", т. к. "Христос сам вел такую борьбу в гораздо большем масштабе, чем думают те, кто хотел бы видеть в нем лишь "первого социалиста".

Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Она связана с пересмотром традиционной иерархии ценностей и проблем религиозной философии. Если в традиционном неотомизме философская мысль шла от бога к человеку, то в современном неотомизме обосновывается необходимость восходить от человека к богу. При этом обычно актуализируются христианские гуманистические традиции, подчеркивается, что в теоцентризме содержится интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности.

Рассуждая о происхождении моральных норм, К. Войтылла отмечал, что "Христианская этика считает, что нравственные нормы, как и все законы тварной природы, исходят от Творца, однако очень многие из этих норм -- естественны, человек прямо сознает их, благодаря естественному пути разума". Человек -- не только материал для Бога, возникший достаточно случайно, но и существо, творящее самого себя и сознающее свои возможности

Сходные взгляды развивает Ж. Маритен, утверждая, что в самой природе человека заключен "божественный закон", что человек обладает свободой воли и поэтому его жизнь не имеет жесткого провиденциального сценария, а является лишь его наброском (провиденциализм - понимание истории как проявление воли бога).

религиозный философия аквинский персонализм

Предмет и метод истории политических и правовых учений

Согласно Аристотелю человек как политическое существо может существовать только в

-: империи Александра Македонского

Представление о политике как прежде всего борьбе за власть ввел

-: Аристотель

+: Н. Макиавелли

-: Т. Гоббс

Аспекты политико-правового содержания учений (два правильных ответа)

+: конкретно-исторический

+: общетеоретический

-: практический

-: общенаучный

Доктрина неотомизма называется в честь

+: Ф. Аквинского

-: Св. Фомы

-: Т. Беккета

Укажите в хронологическом порядке появление политико-правовой теории в истории общества:

1: легистское учение;

2: теория общественного договора;

3: учение о правовом государстве;

4: нормативистская теория права

Последовательность в хронологическом порядке появление школ права в Западной Европе

1: глоссаторов

2: комментаторов

3: гуманистическая

4: историческая

Последовательность в хронологическом порядке появления произведения

1: «Государство» Платона

2: «Сумма теологии» Ф. Аквинского

3: «Левиафан» Т. Гоббса

4: «Капитал» К. Маркса

Соответствие между теорией происхождения государства и исторической эпохой ее появления

L1: патриархальная

L2: теологическая

L3: договорная

L4: материалистическая

R1: древний мир

R2: средневековье

R3: эпоха Просвещения

R4: новое время

Соответствие между произведением и его автором

L1: Аристотель

L2: Н. Макиавелли

L3: Ш. Монтескье

L4: В. Ленин

R1: «Политика»

R2: «Государь»

R3: «О духе законов»

R4: «Государство и революция»

Соответствие между мыслителем и страной его проживания

L1: Аристотель

L2: Конфуций

L3: Цицерон

L4: Заратустра

R1: Греция

R3: Древний Рим

Один из подходов к пониманию права-«запретительный» звучит: «Запрещено, все, что не ***»

+: разрешено

Основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – «воздаяние равным за ***»

-: выборности монархов

-: предопределения

Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества

1: глоссаторов

2: легистов

3: естественного права

4: историческая школа права

Последовательность в хронологическом порядке деятельности юристов

1: Ульпиан

2: Монтескье

4: Кельзен

L1: Кельзен

L3: Ш. Монтескье

L4: Прудон

R1: теория правового нормативизма

R2: теория раннего либерализма

R3: разделения властей

R4: анархизма

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией происхождения государства

L1: Энгельс

L3: Ш. Монтескье

L4: Гумплович

R1: материалистическая

R2: договорная

R3: теократическая

R4: теория насилия

К числу католических мыслителей не принадлежит

-: Ф. Аквинский

-: Ж. Маритен

+: Т. Гоббс

Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией

L1: И. Бентам

L2: Дж. Остин

L3: Л. Дюги

L4: О. Бланки

R1: английский либерализм

R2: юридический позитивизм

R3: солидаризм

R4: революционно-утопический коммунизм

Соответствие между мыслителем и источником права

L1: Гегель

L4: Ф. Аквинский

R1: абсолютный дух

R2: национальный дух

R3: воля экономически господствующего класса

R4: воля Бога

Политическим теоретиками из числа русских царей были (2 правильных ответа)

+: Екатерина II

-: Николай

-: Михаил Романов

Святым католической церкви не является

-: Ф. Аквинский

-: Августин Аврелий

-: Ж. Маритен

Высокопоставленным православным церковным деятелем не является

+: Н. Сорский

-: Илларион

-: И. Волоцкий

-: Ф. Прокопович

«Матерью всех парламентов» называют

+: Вестмистер

-: кортесы

-: Генеральные штаты

-: альтинг

В древнем мире наиболее стабильной формой правления является

+: монархия

-: демократия

-: аристократия

-: тирания

В современном мире наиболее стабильной формой правления является

-: олигархия

+: демократия

-: аристократия

-: тирания

Неотчуждаемые права получают феодалы в соответствии с (два правильных ответа)

+: Великой хартией вольностей

+: Жалованной грамотой дворянству

-: Habeas Corpus Асt

Священным писанием не является

+: Артхашастра

-: Ветхий Завет

-: Новый Завет

Соответствие между мыслителем и родом его занятий

L1: Платон

L3: Полибий

R1: философ

R2: социолог

R3: историк

Крепостное право первым в Европе на общегосударственном уровне было отменено

+: Болонская республика

-: Венецианская республика

-: Франция

Крепостное право последним в Европе на общегосударственном уровне было отменено

-: Австро-Венгрия

-: Испания

Старейшей из ныне действующих конституций мира является конституция

-: Великобритании

-: Франции

Основатель Священной Римской империи

-: Октавиан Август

-: Юлий Цезарь

+: Карл Великий

-: Карл Мартелл

Абсолютная монархия установилась в (два правильных ответа )

+: Франции

-: Голландии

Крупнейшим центром мусульманского образования является университет «ал-Азхар», находящийся в

-: Дамаске

-: Стамбуле

-: Багдаде

Последовательность в хронологическом порядке создания университетов

1: Болонский

2: Парижский

3: Гарвардский

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...