Основные принципы неотомизма. Основные идеи неотомизма
Своеобразной разновидностью современной рационалистической философии является неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви, которая основана на учении средневекового философа Фомы Аквинского (1225-1274). Она широко распространена ныне в странах католического вероисповедания, особенно во Франции и в Бельгии.
Это учение обычному человеку может импонировать по целому ряду оснований.
Формально оно:
провозглашает права разума и науки,
выступает против иррационализма, мистики, субъективизма;
признаёт существование окружающего мира не зависимым от человека,
объявляет своей задачей формирование философии как мировоззрения.
Неотомизм признан “единственно истинной философией, соответствующей христианским догмам”, с 1879 года, когда была опубликована соответствующая энциклика (послание) папы Льва XII .
Международным центром неотомизма является Высший институт философии при Лувенском католическом университете (Бельгия). Виднейшие представители неотомизма - Ж. Маритен (1882-1973), Э. Жильсон (1804-1978), Й. Бохеньский (р. 1902), Г. Марсель (1889-1973), П. Тейяр де Шарден (1881-1955).
Задачей философии , с точки зрения неотомистов, является рациональное (теоретическое) обоснование догматов богословия .
Системообразующим принципом неотомизма является унаследованный от Фомы Аквинского принцип гармонии веры и разума . Аквинат считал, что разум способен рационально доказать бытие Бога и отклонить возражения против истин веры .
Современные неотомисты развивают эти идеи.
Так, Э. Жильсон рассматривал философскую систему Фомы Аквинского как “вечную философию”, объясняющую все проблемы бытия, и ратовал за ее возрождение . С помощью томизма он считал возможным достичь гармонии между философией и верой и полагал философские и богословские истины равнозначными .
Вождь неотомизма Ж. Маритен современную философию рассматривал как цепь заблуждений, и предлагал путь назад - через Декарта иРуссо кФ. Аквинскому .
Неотомизм исходит из того, что религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу, не исключают одно другое, а при правильном употреблении друг друга дополняют . Это не антиподы, а два источника одного потока, два пути, ведущие к одной и той же цели. При этом и у веры, и у разума своя “мера ответственности” .
Неотомисты не сомневаются в существовании объективного мира. При этом они выделяют,
во-первых, “мир естественный ”, или сотворенный. Именно этот мир и признана познавать наука, давая рациональное знание, основанное на внешнем опыте человека.
Во-вторых, выделяется “мир сверхъестественный ”, или мир творящий, мир Бога. Сокровенная тайна этого мира науке недоступна , она находится в руках религии, открывается лишь в процессе божественного откровения.
Таким образом, разум и вера дают истину об одном и том же, но на разных уровнях . Источник веры , в конечном счете, - божественное откровение . Истины , приобретаемые непосредственно из этого источника, безусловны, абсолютны . Гарантом является их божественное происхождение .
Источник рационального познания - человеческий разум .
При всем несовершенстве разума нет оснований пренебрегать им и не отвергать его . В самом деле, ведь не зря Бог “внедрил свет разума в человеческое мышление”. Но не все доступно человеческому разуму , предоставленному самому себе, и не всегда на него можно положиться.
Существуют истины, которых ум человеческий не способен достигнуть , и откровение открывает тайны бытия, не доступные разуму.
Пытаясь примирить религию и науку, неотомизм подчеркивает, что
христианство не может находиться вне научной лаборатории нашего времени, что будущее томизма существенным образом зависит от того, смогут ли его представители компетентно участвовать в спорах по математике, физике, биологии, психологии, социологии и другим дисциплинам.
Так, канадский неотомист Б. Лонерган (1904-1984) утверждает, что именно благодаря готовности ученых принимать на веру результаты, полученные их коллегами в прошлом и настоящем, возможно развитие науки и разделение труда между группами специалистов . Наука, говорит он, часто противопоставляется вере, но фактически вера играет такую же значительную роль в науке, как и других областях человеческой деятельности.
Доказательства бытия Бога, представленные Фомой Аквинским , неотомизм стремится дополнить выводами из современного естествознания .
В качестве подобных выводов рассматривается, например, теория “расширяющейся Вселенной” . Если Вселенная расширяется, значит, она была сосредоточена в одном “праатоме”, следовательно, была сотворена. Таким образом, бытие всех вещей зависит от божественной воли, а конечное бытие создано по образу и подобию Бога как совершенного бытия.
Специфической разновидностью неотомизма является учениеП. Тейяра де Шардена, разностороннего ученого и исследователя.
На основе предложенного им “закона сложности сознания” философ выводит увеличение психического в космосе и появление все более высокоорганизованных форм: “преджизни” (литосфера), “жизни” (биосфера), “мысли” (ноосфера) и “сверхжизни” (точка Омега).
Из этой точки регулируется вся эволюция: “Космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием”.
Значение неотомизма состоит, прежде всего,
в постановке проблемы о взаимосвязи веры и разума, религии и науки,
в стремлении сформировать целостное мировоззрение для ответов на вечные проблемы бытия.
Круг проблем, рассматриваемых в неотомизме, весьма широк:
это и учение о действии и потенции;
о субординации сущего в соответствии с его наполненностью бытием;
учение о познании, прежде всего и взаимосвязи чувственного и рационального познания; совокупность этических проблем.
Вместе с тем неотомистская философия во всех ее разделах - в онтологии, гносеологии, антропологии, этике, эстетике - теоцентрична, направлена на утверждение и оправдание религии в ее определенном, римско-католическом исповедании . Богословие, учение о Боге является осью, вокруг которой вращается вся ее проблематика и аргументация.
Неотомизм
— современной католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет традиционную, объективно-идеалистическую ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),
И. Бохеньский (Германия), Й. ван Стенберген (Голландия). Католические философы подчеркивают, что они стремятся быть верными учению церкви и следовать католической традиции.
Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.
Из учения Фомы Аквинского неотомизм заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что вера и разум не исключают, а дополняют друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.
Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.
Бог обусловливает единство мира . С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.
Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.
Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.
Задача человека
состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам
Ж. Маритена, «вера в человека спасается через веру в Бога», отвечая злом за зло, человек демонстрирует тем самым свою гордыню, полагая, что он сам может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.
Необходимо подчеркнуть, что в отличие от традиционной религиозной философии, сводившей все философские проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.
Неотомизм-- учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм .
Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современные условиях, учитывают тот факт, что научные знания прочно вошли в жизнь людей. Но мир для них раздвоен на: материальный и духовный.
Материальный мир -- мир "низшего ранга", "он мертв", "не имеет цели и сущности", его изучением занимается наука. Собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена Богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только "сверхразумом", посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений.
В их работах (Ж. Маритен, У. Канин-гхэм, М.Адлер, М. Казотти) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества .
Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира -- физический и духовный. Последний более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни.
Таким образом, неотомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воплощение "Божественного разума", а теология - высшая степень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Ее можно познать, только приближаясь к Богу, "сверхразумном".
В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводиться область земных естественных явлений, религии - духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.
Основные положения педагогики неотомизма определяются "двойной природой" человека: человек есть единство материи и духа, потому он одновременно и индивид, и личность; как индивид человек - материален, телесное существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность он владеет бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется лишь Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать лишь религия, которая знает действительный ответ на вопрос о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.
Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении "досознательного", в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие "досознательного" стремления приблизиться к Богу.
Цель воспитания неотомисты выводят из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, против этого нельзя бороться.
Ближняя цель - христианское усовершенствование человека на земле.
Дальняя - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. В содержании образования нужно четко разграничивать "истины разума и истины веры". Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть "начертана золотыми буквами над входом в любое учебное учреждение".
Неотомистская стратегия сегодня доминирует в воспитании Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.
Неотомизм (букв, новый томизм) -- обновленное учение средневекового схоласта Фомы (Томаса) Аквинского. Фома Аквинский на основе "христианизированного" аристотелизма создал теологическую систему, по мнению церковных иерархов, наилучшим образом приспособленную к потребностям католической церкви. Значительными представителями философии неотомизма являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Веттер, Ю. Бохенский и др. Рождение неотомизма приходится на 70-е годы XIX века и связано с решениями I Ватиканского собора (1869-1870 гг.) В 1879 году в энциклике папы Льва XIII (энциклика -- послание папы римского, адресованное всем католикам), философия Фомы Аквинского была объявлена единственно истинной и "вековечной". В 1893 году был создан и Высший институт философии (Бельгия) -- ведущий центр неотомизма вплоть до нашего времени. В 1914 г. папа Пий X огласил программный документ неотомизма -- "24 томистских тезиса", в которых излагались основные онтологические, антропологические и другие положения современной католической философии.
Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Вера и разум в неотомизме -- не антиподы, а два потока, два способа достижения одной и той же цели -- познания бога. Высшим актом веры является божественное откровение, которое является также и высшим способом познания мира. Отталкиваясь от идеи Фомы Аквинского, что "Вера -- это божественная подсказка", неотомисты выделяют три формы постижения истины: науку, философию, теологию. Низшей из них является наука. Она только описывает явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия -- более высокая ступень рационального познания. Она является учением о бытии, сущности каждой вещи. Главной задачей философии является познание бога как первопричины и конечной цели всех вещей. Развивая тезис Петра Дамиани о философии как служанке богословия, неотомисты уточняют: "Фидеизм (фидеизм -- направление философской мысли, ставящее веру на место знания.) ослабляет богословие, увольняя эту служанку; рационализм освобождает эту служанку от крепостной зависимости. Одно непрактично, другое нетерпимо. Философия есть и должна быть служанкой веры. " Апеллируя к "свету разума", неотомисты обосновывают догматы о существовании бога, бессмертии души. При этом некоторые догматы, например, боговоплощения, воскресения, троичности бога, считаются принципиально непостижимыми средствами философии и науки. Они раскрываются только на основе теологии.
Теология оказывается одновременно и вершиной рационального знания, и знанием нерациональным, сверхразумным -- верой. Получается, что вера не только расширяет границы разума, но и является окончательным критерием истины в силу того, что, будучи носителем божественного откровения, непогрешима. Таким образом, истины веры не могут противоречить истинам разума, ибо бог есть творец и откровения, и разума, а противоречить же себе он в принципе не способен.
В неотомистском учении о бытии (онтологии) различают бытие само по себе (бога) и бытие существующего. Бытие, по мнению неотомистов, - это "абсолютно новое понятие", о котором можно сказать то, что оно обладает существованием. "Бытие как таковое" -- трансцендентно, является бытием бога. В нем выделяется потенция (или возможность, "чистое бытие") и акт, или действительность. Бытие как таковое, утверждал Ж. Маритен, "не связано с материальными особенностями эмпирического существования, поскольку акт существования осуществляется без материи". Поэтому подлинно реальным миром для неотомистов является лишь нематериальный мир, мир сущностей. В акте творения возникают конечные вещи. Вещи, созданные богом, рассматриваются «томистами как субстанции, имеющие сущность и существование. Не имеет сущности и существования только бог. Рассматривая вслед за Фомой Аквинским вещи как единство материи и формы, неотомисты утверждают, что для превращения возможности в действительность пассивной материи требуется причина, находящаяся вне её. Такой причиной, формой является, в конечном счете, Бог. Все, сотворенное богом, образует иерархию бытия. Низшим ее уровнем являются минералы. Над их неорганическим миром возвышаются растения и животные, обладающие смертной душой, человек и девять хоров "чистых духов" - ангелов. Венчает иерархию бытия бытие Бога. Онтология неотомизма тесно связана с его логикой и аргументологией, предполагает построение особых доказательств бытия Бога. В неотомистской антропология человек, как и всякое бытие, понимается как единство потенции и акта, материи и формы. Бессмертная душа человека -- его форма, определяющая человеческое бытие. Душа более совершенна и благородна по сравнению с человеческим телом. Находясь у человека, она на самом деле принадлежит богу. Деяния души направляются естественным законом, который повелевает творить добро и избегать зла. Гносеология неотомизма, по мнению Ю. Бохенского, должна быть названа реализмом. Дело заключается в том, что в неотомизме признается существование реальности, не зависимой от человека, и критикуется субъективно-идеалистическое понимание процесса познания. Познание неотомисты правильно определяют как взаимоотношения субъекта и объекта. Однако для них субъект -- это бессмертная человеческая душа, а объект -- сущность вещи, т. е. ее форма, идея. Получается, что человек познает не материальные объекты, а содержащиеся в них идеальные сущности.
Познание "сущности" вещи восходит от ее чувственного восприятия через образование понятий о единичных вещах к познанию "всеобщности" вещей с помощью откровения. Критерием истинности знания является его соответствие сотворенным богом вещам.
В конце XX века онтология, гносеология и антропология неотомизма обновляются и возникает "ассимилирующий неотомизм", в котором в состав неотомизма включаются идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и других современных философских течений. Особое место в развитии современного неотомизма занимает деятельность и творчество папы римского Иоанна Павла II, в миру Кароля Войтыллы. На папский престол он избран в октябре 1978 года. В его ноябрьском 1994 года обращении к католикам прозвучало, что церковь совершала "грехи" в прошлом и небезгрешна в настоящем. Он указал на четыре греха прошлого: разъединение христиан, религиозные войны, деятельность инквизиции и "дело Галилея", а также на четыре греха настоящего: ненабожность, забвение моральных ценностей (как следствие распространения абортов и разводов), некритичность по отношению к тоталитаризму, терпимость по отношению к проявлениям несправедливости. Следует подчеркнуть, что, осуждая грех раскола христиан, Иоанн Павел II считает, что в нем содержится и позитивный смысл, ибо "Вера в Христа -- это вера в того, кто из человеческой слабости может извлечь благо. Вера в Христа -- одна, но это разделение позволило церкви выявить все богатства, содержащиеся в Евангелии, которые иначе могли бы остаться неизвестными".
Многочисленные энциклики и религиозно-философские труды Иоанна Павла II посвящены не только проблемам церкви, но и человека, общества. Об этом свидетельствовали вопросы, обсуждаемые в его произведениях. В частности, о том, как найти золотую середину между издержками "реального социализма" и пороками "развитого капитализма"; является ли рынок главным регулятором социальной жизни; что такое борьба за справедливость и чем она отличается от борьбы классов.
В работе "Основание этики" (1983 г.) Кароль Войтылла отмечает, что "тоталитаризм -- это попытка отобрать у людей индивидуальность, отождествив их и уровняв в совместной жизни". Требование освобождения от тоталитаризма не является выражением социально-политического радикализма, а есть призыв к морально-религиозному совершенствованию личности, ее "очищению от греха", т. к. "Христос сам вел такую борьбу в гораздо большем масштабе, чем думают те, кто хотел бы видеть в нем лишь "первого социалиста".
Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Она связана с пересмотром традиционной иерархии ценностей и проблем религиозной философии. Если в традиционном неотомизме философская мысль шла от бога к человеку, то в современном неотомизме обосновывается необходимость восходить от человека к богу. При этом обычно актуализируются христианские гуманистические традиции, подчеркивается, что в теоцентризме содержится интерес к человеку, его жизни, поведению, нравственности.
Рассуждая о происхождении моральных норм, К. Войтылла отмечал, что "Христианская этика считает, что нравственные нормы, как и все законы тварной природы, исходят от Творца, однако очень многие из этих норм -- естественны, человек прямо сознает их, благодаря естественному пути разума". Человек -- не только материал для Бога, возникший достаточно случайно, но и существо, творящее самого себя и сознающее свои возможности
Сходные взгляды развивает Ж. Маритен, утверждая, что в самой природе человека заключен "божественный закон", что человек обладает свободой воли и поэтому его жизнь не имеет жесткого провиденциального сценария, а является лишь его наброском (провиденциализм - понимание истории как проявление воли бога).
религиозный философия аквинский персонализм
Предмет и метод истории политических и правовых учений
Согласно Аристотелю человек как политическое существо может существовать только в
-: империи Александра Македонского
Представление о политике как прежде всего борьбе за власть ввел
-: Аристотель
+: Н. Макиавелли
-: Т. Гоббс
Аспекты политико-правового содержания учений (два правильных ответа)
+: конкретно-исторический
+: общетеоретический
-: практический
-: общенаучный
Доктрина неотомизма называется в честь
+: Ф. Аквинского
-: Св. Фомы
-: Т. Беккета
Укажите в хронологическом порядке появление политико-правовой теории в истории общества:
1: легистское учение;
2: теория общественного договора;
3: учение о правовом государстве;
4: нормативистская теория права
Последовательность в хронологическом порядке появление школ права в Западной Европе
1: глоссаторов
2: комментаторов
3: гуманистическая
4: историческая
Последовательность в хронологическом порядке появления произведения
1: «Государство» Платона
2: «Сумма теологии» Ф. Аквинского
3: «Левиафан» Т. Гоббса
4: «Капитал» К. Маркса
Соответствие между теорией происхождения государства и исторической эпохой ее появления
L1: патриархальная
L2: теологическая
L3: договорная
L4: материалистическая
R1: древний мир
R2: средневековье
R3: эпоха Просвещения
R4: новое время
Соответствие между произведением и его автором
L1: Аристотель
L2: Н. Макиавелли
L3: Ш. Монтескье
L4: В. Ленин
R1: «Политика»
R2: «Государь»
R3: «О духе законов»
R4: «Государство и революция»
Соответствие между мыслителем и страной его проживания
L1: Аристотель
L2: Конфуций
L3: Цицерон
L4: Заратустра
R1: Греция
R3: Древний Рим
Один из подходов к пониманию права-«запретительный» звучит: «Запрещено, все, что не ***»
+: разрешено
Основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – «воздаяние равным за ***»
-: выборности монархов
-: предопределения
Последовательность в хронологическом порядке появления правовых школ в истории общества
1: глоссаторов
2: легистов
3: естественного права
4: историческая школа права
Последовательность в хронологическом порядке деятельности юристов
1: Ульпиан
2: Монтескье
4: Кельзен
L1: Кельзен
L3: Ш. Монтескье
L4: Прудон
R1: теория правового нормативизма
R2: теория раннего либерализма
R3: разделения властей
R4: анархизма
Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией происхождения государства
L1: Энгельс
L3: Ш. Монтескье
L4: Гумплович
R1: материалистическая
R2: договорная
R3: теократическая
R4: теория насилия
К числу католических мыслителей не принадлежит
-: Ф. Аквинский
-: Ж. Маритен
+: Т. Гоббс
Соответствие между мыслителем и разработанной им теорией
L1: И. Бентам
L2: Дж. Остин
L3: Л. Дюги
L4: О. Бланки
R1: английский либерализм
R2: юридический позитивизм
R3: солидаризм
R4: революционно-утопический коммунизм
Соответствие между мыслителем и источником права
L1: Гегель
L4: Ф. Аквинский
R1: абсолютный дух
R2: национальный дух
R3: воля экономически господствующего класса
R4: воля Бога
Политическим теоретиками из числа русских царей были (2 правильных ответа)
+: Екатерина II
-: Николай
-: Михаил Романов
Святым католической церкви не является
-: Ф. Аквинский
-: Августин Аврелий
-: Ж. Маритен
Высокопоставленным православным церковным деятелем не является
+: Н. Сорский
-: Илларион
-: И. Волоцкий
-: Ф. Прокопович
«Матерью всех парламентов» называют
+: Вестмистер
-: кортесы
-: Генеральные штаты
-: альтинг
В древнем мире наиболее стабильной формой правления является
+: монархия
-: демократия
-: аристократия
-: тирания
В современном мире наиболее стабильной формой правления является
-: олигархия
+: демократия
-: аристократия
-: тирания
Неотчуждаемые права получают феодалы в соответствии с (два правильных ответа)
+: Великой хартией вольностей
+: Жалованной грамотой дворянству
-: Habeas Corpus Асt
Священным писанием не является
+: Артхашастра
-: Ветхий Завет
-: Новый Завет
Соответствие между мыслителем и родом его занятий
L1: Платон
L3: Полибий
R1: философ
R2: социолог
R3: историк
Крепостное право первым в Европе на общегосударственном уровне было отменено
+: Болонская республика
-: Венецианская республика
-: Франция
Крепостное право последним в Европе на общегосударственном уровне было отменено
-: Австро-Венгрия
-: Испания
Старейшей из ныне действующих конституций мира является конституция
-: Великобритании
-: Франции
Основатель Священной Римской империи
-: Октавиан Август
-: Юлий Цезарь
+: Карл Великий
-: Карл Мартелл
Абсолютная монархия установилась в (два правильных ответа )
+: Франции
-: Голландии
Крупнейшим центром мусульманского образования является университет «ал-Азхар», находящийся в
-: Дамаске
-: Стамбуле
-: Багдаде
Последовательность в хронологическом порядке создания университетов
1: Болонский
2: Парижский
3: Гарвардский