От хтонических чудовищ до богов технологий: кто же населяет Америку Нила Геймана.

За свой роман «Американские боги» Нил Гейман получил важнейшие фантастические премии. Книга стала культовой и обзавелась продолжениями и ответвлениями, позволяющими говорить о существовании небольшой, но культурно богатой вселенной «Американских богов».

Фанаты давно мечтали об экранизации - и вот свершилось: 30 апреля на канале Starz стартует сериал. Его создатели внушают уважение: продюсер Брайан Фуллер (сериалы «Ганнибал» и «Мертвые, как я») и сценарист Майкл Грин, превративший в «Логане» супергеройское кино в реалистичную драму.

Для тех, кто не читал книгу или хочет освежить воспоминания, мы расскажем, что собой представляет странный и интересный мир «Американских богов» и кто его населяет. Главные сюжетные повороты мы спрятали под спойлерами.

Мифотворчество

Говоря об «американской мифологии», мы обычно представляем дядюшку Сэма в высоком цилиндре и пантеон супергероев. На заднем плане маячат индейские духи, а надо всем этим парит не имеющая физического воплощения «американская мечта». По сути, американская история, культура и мифология - почти одно и то же. Недаром самая известная певица называет себя Мадонной, а президент Линкольн в фильме 2012 года охотится на вампиров. А в главного бога тут верят на зелёных банкнотах.

Но у Нила Геймана об этой мифологии свои представления.

Нил Гейман, отец всех богов

Вернее, у него та же «сборная солянка», но углубленная, переплетённая с чужими легендами и сдобренная фирменными сновидческими фантазиями писателя, прославившегося серией графических романов «Песочный человек». Поэтому не стоит удивляться, что путешествие Тени, главного героя «Американских богов», не только сопровождается аллегорическими и вещими снами, но и вовлекает читателя в литературное пространство на грани бреда, сна и забытья.

Судя по трейлерам сериала, его создатели постарались передать ирреальную атмосферу книги. Если им это удалось, нас ожидает погружение - не в здоровый сон, а в глубины коллективного бессознательного, где на людей строят планы питающиеся их верой боги. Американские и не только.

Есть среди американских богов и русские

Роман соединяет два пласта реальности: фантасмагорический и повседневный. Основное повествование постоянно перебивают «небылицы» (tall tales) - байки в традициях американского фольклора. Любопытно, появятся ли эти колоритные фрагменты в сериале и как создатели вплетут их в сюжет.

Но главная идея Геймана - противостояние Старых и Новых богов. Старые боги-иммигранты когда-то прибыли в Америку. Новых породило само течение жизни. Сейчас почти никто не молится Чернобогу и не верит в лепреконов. Люди поклоняются технологиям и верят СМИ.

Гейман не совершил великих открытий в области людских верований. Но с главным выводом «Американских богов» согласится каждый. Побеждает тот бог, которого кормишь.

Кто есть кто

Мистер Среда (актер Йен Макшейн)


Дедок пенсионного возраста с замашками гормонально нестабильного юнца. Не дурак выпить и признанный дамский негодник. По большому счету - мошенник, но с глобальными планами на людские умы и сердца. Много врёт и не краснеет. Вовлекает Тень в новую жизнь.

В экранизации Среда избавился от книжной внешности, но благодаря харизме опытного актера Макшейна не утратил загадочности и даже прибавил в обаянии. Серьёзная заявка на появление телевизионного секс-символа старше 70 лет.

Спойлер: Кто на самом деле мистер Среда?

Верховный бог древнескандинавской мифологии Один, он же Вотан и Всеотец. Называет себя Средой, поскольку этот день считался посвященным Одину.
Среда - это лишь одно из воплощений бога, которых у него множество. С его смертью Один не исчезнет из мира. На его личность намекает не только имя, но и стеклянный глаз (Один в мифологии одноглазый) и серебряная булавка с изображением дерева, которую он носит. Это дерево символизирует исполинский ясень Иггдрасиль, на котором держатся все семь миров. Впоследствии на ясене будет висеть тело Тени.

Тень Мун (актер Рики Уиттл)


Молодой мужчина, на начало событий сидящий в тюрьме. Тих, добродушен, любит фокусы с монетами, свою жену и может ударом кулака свернуть вам шею. Когда терять уже нечего, получает деловое предложение от таинственного незнакомца. Из-за подчеркнутой обычности читателю и зрителю легко соотнести себя с Тенью. Герой соответствует своему имени: он словно играет второстепенную роль в собственной жизни. Но когда он оказывается во власти сверхъестественных сил, становится ясно, что боги хотят от Тени больше, чем он от них.

Спортивная фактура Рики Уиттла хорошо передает физическую силу Тени, высокого и молчаливого парня. Но пока из-за небольшой известности это самая тёмная лошадка сериала.

Спойлер: Происхождение Тени

Никогда не знавший отца Тень - родной сын Среды. Рождение мальчика было заранее организовано. По миру у Одина разбросано немало детей. Среда - ужасный отец, который готов пожертвовать сыном ради своих целей.

В повести Геймана «Хозяин долины» подтверждается то, на что намекают «Боги»: Тень - воплощение светлого бога Бальдра из той же скандинавской мифологии. Бальдр тоже пал жертвой козней Локи, умер и воскрес для лучшего мира. Герой всю жизнь прожил как ни то ни сё, ни плохой, ни хороший, а теперь ему предстоит сделать выбор и выйти из собственной тени.

Лора Мун (актриса Эмили Браунинг)


Супруга Тени, погибшая ещё до начала событий при весьма пикантных обстоятельствах. Но Лора упорно отказывается подчиняться правилу «Пока смерть не разлучит нас» и следует за Тенью по пятам.

Звезда «Запрещенного приёма» режиссера Зака Снайдера привнесла в образ героини хрупкость. Но, как мы помним по фильму, актриса убедительно выглядит в сценах, где нужно за себя постоять.

Сумасшедший Суини (актер Пабло Шрайбер)


Лепрекон по происхождению, стереотипный ирландец во всём остальном. Рыжий развязный пьяница, который знакомится с Тенью, завязав с ним драку в баре. Показывает лучшие в мире фокусы с монетами.

Судя по трейлеру, актер, известный по сериалу «Оранжевый - хит сезона», создал персонажа, фонтанирующего красками. Надеемся на появление книжной футболки с надписью «Если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть - тогда трахни это!».

Чернобог (актер Питер Стормаре)


Славянское божество и половина традиционного дуэта «боги-близнецы»: хороший и плохой. Прелесть в том, что метафизически это одно и то же существо, поэтому Чернобог суров, но справедлив. Работал на скотобойне. Играет с Тенью в шашки не на жизнь, а на смерть.

Великолепный Питер Стормаре щеголяет в окровавленной майке-алкоголичке, говорит с жутким акцентом и вызывает тёплые воспоминания о своей роли русского космонавта из фильма «Армагеддон». Ах, как он колотил молотком по приборной панели корабля с рыком: «Проклятая тайваньская техника!»

Мистер Нанси (актер Джонс Орландо)


Бог-трикстер и человек-паук. Ананси - один из Старых богов, прибывших в Америку из Западной Африки. Колоритен во всем, от примечательного говора до яркого костюма. Получил отдельную историю в романе Геймана «Сыновья Ананси» 2005 года, продолжающего тему плодовитых богов-отцов.

В сериале персонаж стал моложе, но остается внешне эффектным. Актер в интервью определил героя как «часть африканской диаспоры». Посмотрим, поднимет ли сериал этнические вопросы.

Пасха (актриса Кристин Ченоуэт)


Одна из богинь Старого света, которую связывают с приходом весны и пробуждением природы. Отлично адаптировалась к новому миру, где люди каждый год отмечают Пасху. Живёт благополучно, так что её сложно втянуть в готовящуюся битву старых и новых богов.

Билкис (актриса Йетиде Бадаки)


Богиня любви, переквалифицировавшаяся в новых реалиях в проститутки. На самом деле это очень древняя героиня, которая появляется ещё на страницах Ветхого Завета. В числе её поклонников был сам царь Соломон. Жгучая красота по-прежнему влечет к ней мужчин, и… Помолимся за их упокой.

В трейлере мы видим зажжённые свечи, влажную кожу и много красного цвета. Похоже, будет горячо.

Техномальчик (актер Брюс Лэнгли)


Один из Новых богов - воплощение интернета. Окружен футуристическим дизайном, состоит из пикселей и выглядит как миллионер-вундеркинд из Кремниевой долины, который с пяти лет пишет на коленке коды и взламывает Пентагон. Четкий и дерзкий. В сравнении с книгой, где он был жирным и неопрятным, Техномальчик изменился сильнее всего. Как справедливо замечает Брайан Фуллер, с 2001 года, когда вышел роман, технологии шагнули в другую эпоху. Скорее всего, у этого мальчика будут инстаграм, твиттер, фейсбук и свой канал на YouTube.

Медиа (актриса Джиллиан Андерсон)


Добрый день, с вами разговаривает телевизор. А главное, что мы знаем о телевизоре, - у него бесчисленное количество лиц. Удачно, что все их будет представлять звезда «Секретных материалов», уже работавшая с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Богиня СМИ поначалу, как и в книге, предстает перед Тенью в обличье заглавной героини шоу «Я люблю Люси». Но это лишь одна её ипостась. Всего их ожидается минимум четыре, включая бога музыки Дэвида Боуи, богиню секса Мэрилин Монро и легенду кинематографа Джуди Гарленд.

Зоря Полуночная (актриса Мелисса Роксбур)


Три сестры-Зори живут со своим братом Чернобогом. Они олицетворяют разное время суток и, возможно, стадии человеческой жизни. В сюжете наибольшую роль играет самая молодая из них, Зоря Полуночная, которая дарит Тени особую монету. Белоснежные волосы книжной героини сменили в сериале на черные.

Лоу Ки Лайсмит (актер Джонатан Такер)


Шулер и сокамерник Тени с примечательной улыбкой в шрамах. Читает Геродота. В фичуретке он зажигательно рассказывает Тени о правилах поведения в аэропорту. Увы, медные волосы книжного персонажа в сериале потемнели.

Спойлер: Кто он на самом деле

Лоу Ки, как и мистер Мир, - воплощения бога огня и обмана Локи. Изменчивая сущность этого бога позволяет ему не только существовать в двух экземплярах одновременно, но и согласованно действовать. На его истинную личность открыто намекают шрамы на губах Лайсмита: однажды асы подвергли Локи наказанию за злословие и зашили ему рот. То же с родом деятельности: шулер и мошенник - привычная ипостась божественного трикстера.

Мистер Мир (актер Криспин Гловер)


Предводитель Новых богов. Ходит в чёрном и неприятно ухмыляется. Верит в мир во всем мире.

Спойлер: Думаете, он предводитель плохих парней?

Война, о которой так много говорят Старые и Новые боги, на самом деле была аферой, которую затеяли два шулера: Среда и Локи. Тень использован в их игре как пешка. Задачей было столкнуть богов, организовав массовое кровопролитие, которое позволит одряхлевшему Одину напитаться верой и обрести подлинно божественную силу, утраченную в современном мире.

Мистер Шакал (актер Крис Оби),
Мистер Ибис (актер Демор Барнс)

Братья-гробовщики, управляющие похоронным бюро. Шакал не кто иной, как египетский бог с песьей головой Анубис, проводник мертвых в загробный мир. Сосредоточен и серьезен, как положено по профессии. Его брат - Тот, древнеегипетский бог знаний и мудрости с птичьей головой. Обладает философским складом ума и пишет истории. Как и все члены его семьи (всего их пятеро), сохраняет в человеческом воплощении анималистические черты.

Человек-бизон


Существо с мужским телом и бизоньей головой, которое регулярно является к Тени во сне. Незримо присутствует на протяжении всей истории, не принимая прямого участия в событиях. Однако складывается впечатление, что он - наибольшая сила, существующая в мире «Американских богов». Возможно, самый поэтичный и глубокий образ Геймана. Открывая Тени в финале, кто он такой, человек-бизон говорит: «Я - земля».

«Американские боги» Нила Геймана – это не только роман, получивший премии Хьюго, Небьюла и Брема Стокера, но и своеобразный сборник мировой мифологии. Нил Гейман населил Америку богами-выходцами из разных стран и разных времен, разбавив повествование мифологическими вставками о других, не менее интересных фольклорных персонажах.

Помимо предложенного автором разделения богов на старых и новых, можно выделить еще несколько подходов к их исследованию. Во-первых, боги, известные по мифологии (Один, Чернобог, Баст и другие), и боги, которых создал сам автор (Нуньюннини - древний бог-тотем кочевников Дальнего Севера, Зоря Полуночная, а также боги современных технологий, интернета, телевидения, армии и так далее). Во-вторых, типология богов по принадлежности к пантеонам разных народностей - скандинавская, славянская, древнеегипетская и так далее. И самое интересное, классификация божеств по их степени развития (по времени их возникновения и уровню развития мифолого-религиозного восприятия человека). Именно основываясь на последней классификации рассмотрим, кто же именно населяет Америку Нила Геймана.

Хтонические боги

Самые первые в нашей классификации - это хтонические существа, которые олицетворяют собой первобытную силу земли, подземное царство, смерть. Как правило, хтонические существа звероподобны или же могут менять облик, к ним также относятся гады, вороны и волки. Однако в «Американских богах» хтоническое чудовище выглядит как человек-бизон, воплощение могущества и плодородия. На вопрос Тени, бог ли он, человек-бизон отвечает, что он - земля. Человек-бизон общается с Тенью во сне, находясь в ином мире. В этом мире Тень получает ответы на свои вопросы, а также обретает тайное знание. Примечательно, что есть существа, которые могут обитать в обоих мирах, это Гром-птицы, похожие на огромных орлов, в чьих перьях сверкают молнии (персонаж верований индейцев, коренных жителей Америки).

Как узнает Тень, перо такой птицы способно вернуть человека к жизни. Во многих мифологиях считается, что птицы проводят зиму в подземном царстве, и этим объясняются их магические способности. Именно Гром-птица приносит богиню весны, рассвета к умершему герою, чтобы его вернуть к жизни - этим подчеркивается символическое значение птиц как вестников пробуждения природы.

Хтоническое происхождение имеет и представитель славянской мифологии Чернобог. Чернобог, или же Черный Змей - повелитель темного царства (царства Нави, морока), холода, смерти, воплощение разрушительной силы. Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу. Миф о Чернобоге демонстрирует дуализм славянского мира, деление на плохое и хорошее, и если символом плохого был Чернобог, то его противоположностью был Белобог, Белун. Со временем два противоположных божества слились в одного персонажа, воплощение Судьбы, хорошей и плохой доли. В романе трансформация происходит на ином уровне - Чернобог сам превращается в Белобога, буквально просыпаясь уже другим.

С подземным царством также связаны боги Древнего Египта Тот и Анубис. В мифологии Анубис занимается бальзамированием, следит за местами упокоения, а также сопровождает умерших в загробный мир и взвешивает их сердца на суде Осириса, чтобы определить дальнейшую участь. В современном мире Анубис прячется под фамилией Шекель, работает патологоанатом и периодически гуляет в виде черной длинноухой собаки (именно в образе такой собаки, шакала, или человека с головой шакала он изображался). Бог мудрости Тот также связан с загробным царством, считалось, что он охраняет умерших, когда те направляются в царство мертвых, где и присутствует на суде, записывая приговор Осириса. Тот не превращается в свое символическое животное, а лишь похож на цаплю, его зовут, конечно же, мистер Ибис. Тот-Ибис, являясь также богом письменности, пишет рассказы, истории о людях, прибывших из далеких земель когда-то в Америку.

Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу.

Немного предсказуемо, что египетские боги живут в городе под названием Фивы и владеют «Похоронным бюро Ибиса и Шекеля», после смерти Тени же предстают в своей истинной роли.

Небесные боги с хтоническими корнями

Промежуточное место между хтоническими подземными и сменившими их небесными богами занимает центральный персонаж скандинавской мифологии - верховный бог Один. Один или же Вотан - бог войны и военного мастерства, колдовства и мудрости, богатства и плодородия. Во временном разрезе можно проследить генезис Одина от хтонического демона до жителя небесной обители, Асгарда.

Как верховный бог Один сохранил своих хтонических спутников, воронов Хугина и Мунина («думающий» и «помнящий»), волков Гери и Фреки («жадный и прожорливый»), а также восьминого коня Слейпнира («скользящий»). В Америке Геймана Один представляется прозвищем Среда (Wednesday), так как это единственное имя бога, которое дошло до современности. У Одина множество имен, как он сам и говорит (Грим, Ганглери, Воитель, Третий, Всеотец), однако все они сейчас позабыты, кроме одного, того, что сохранился в названии дня недели, Wednesday. В германской культуре этот день посвящен Одину, так же, как Четверг Тору, а Пятница - женский день - Фрейе. Германцы заменили римские названия дней недели именами своих божеств и так появился день Одина, Вотана, Водена - Wuotanestac (древнегерманский), Woensdag (нидерландский) и, соответственно, Wednesday (английский).

У него узнаваемая внешность - рыжая борода и стеклянный глаз, а также булавка в виде ветвистого дерева. В повседневной жизни Среда промышляет аферами и соблазняет девушек.

У Одина есть помощник, бог хитрости и перевоплощений, Локи, в современном мире - Ловкий Космо Дей (Локи Кознодей). Локи происходит из рода Ётунов, северных великанов, символизирующих дикую природу. Ётуны считались первыми обитателями мира, древними исполинами. Асы приняли его к себе за изворотливый ум, не свойственный великанам. Благодаря своей способности перевоплощаться, Локи стал отцом хтонических чудовищ - змея Ёрмунганда (Мирового Змея, опоясывающего Землю), волка Фенрира (бога Ужаса) и богини смерти Хель, а также восьминогого коня Слейпнира. В «Американских богах» Локи перевоплощается в сторонника новых богов, которому те доверяют, мистера Мира, именно он пытается развязать Рагнарек, войну между старыми и новыми богами, чтобы получить их силу и энергию, необходимую ему и Одину. Поводом для войны является якобы убийство новыми богами Одина, которое провоцирует у старых богов желание мести. Как известно из мифологии, Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

Небесные боги

По мере развития мифолого-религиозного сознания хтонические божества сменяются небесными, солнечными богами, во многих культурах встречаются мифы об их сражениях, что служит переходом к новой эпохе. Обитатели небес отождествляются с небесными явлениями и светилами, а также с силами природы. Сюжет, когда небесное божество (чаще всего богиня), некоторое время находится в подземном хтоническом царстве, а потом возвращается, символизирует весну, возрождение природы.

В романе также присутствует богиня с такой семантикой, это Пасха, Белая. Перед нами древнегерманская Остара, богиня весны и рассвета, обновления природы и плодородия, чье имя позже стали связывать с Пасхой (Easter). Этимология имени «Остара» приводит нас к общеиндоевропейским корням и похожим божествам - богиням утренней зари в греческой, римской, индийской и мифологии стран Балтики - Эос, Аврора, Ушас, Аустра.

Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

Эстер (Пасха) предстает в образе красивой пышной белокурой женщины, которая предлагает угощение, своеобразную жертву - яйца и кроличье мясо. Беда Пасхи заключается в том, что люди, с радостью исполняя необходимые ритуалы в честь Пасхи, не знают, не задумываются, что же он означает на самом деле. Именно Пасха, Белая, возвращает Тень к жизни по просьбе Гора. Тень, таким образом, завершает свою трансформацию из жертвы богам в символ обновления и жизни.

Стоит также отметить, что и главный герой романа, Тень Мун, имеет божественную природу как сын Одина и, соответственно, свой мифологический прообраз. Его настоящее имя становится известно читателю только во второй книге трилогии, «Король горной долины».

Его зовут Бальдр, как и бога весны и пробуждения жизни, любимого сына Одина и Фригг. Миф о Бальдре строится вокруг его смерти, которая выступает предвестником Рагнарека - так называемая необходимая жертва. Так и Тень-Бальдр приносит себя в жертву, чтобы началась война, и так же возвращается к жизни.

Промежуточное место между хтоническими и небесными богами занимает персонаж западноафриканской и, как следствие, мифологии Антильских островов, Ананси. Ананси в переводе означает «паук», это одновременно демиург и трикстер, хитрец и ловкач, действует как в зооморфном, так и антропоморфном облике. Его истории посвящена завершающая книга трилогии, «Сыновья Ананси», в первой же части Ананси отводится всего лишь роль спутника без своей сюжетной линии, но, как говорится в пословице, «Нет сказки без Ананси».

К небесным богам относятся упоминаемые в романе древнеегипетские Баст и Гор, которые предпочитают находиться в образах своих тотемных животных. Баст, богиня радости, любви, плодордия и домашнего очага днем гуляет в виде маленькой бурой кошки, однако ночью перевоплощается в прекрасную женщину. Здесь важно отметить время превращения, ведь Баст также связана с луной, в одном из мифов становится «глазом» луны. Бог солнца и неба, Гор, почти разучился превращаться в человека и говорить, оставаясь в облике ястреба.

Завершают список небесных божеств Нила Геймана три сестры Зори - Зоря Утренняя, Вечерняя и Полуночная - это наибольшее мифологическое отступление автора, так как в славянской мифологии известны только Зоря Утренняя, открывающая ворота Солнцу-Даждьбогу, и Заря Вечерняя, закрывающая ворота после его возвращения (в разных вариантах Зори подают и уводят коней Солнца, колесницу или его ключи). Нил Гейман вводит третью сестру, Полуночную, которая тесно связана с Луной, а не с Солнцем - в славянской мифологии персонажа с подобной ролью нет. В романе активна именно Зоря Полуночная, она дарит Тени волшебную серебряную монету, и позже навещает его в потустороннем мире, а роли ее сестер, Утренней и Вечерней Зари упрощены, сводятся к гаданию и ведению домашнего хозяйства.

Вымышленные «новые боги»

Завершающее место в нашей классификации занимают «новые боги», которые приходят на смену небесным богам. Именно им сейчас человечество приносит в жертву самое главное - свое время.

Так называемые новые боги в романе не имеют имен, только лишь описание - это «жирный молодой человек», который воплощает в себе сеть Интернет, а также все технологии, девушка-Телевидение, а также множественные боги всего, во что верили люди и что интересует их сейчас - огромные серые боги аэропланов, могучие боги автомобилей с серьезными лицами и неизвестные фосфорические пятна, которые могут символизировать что угодно. Примечательно, что «жирный молодой человек» плохо себя чувствует вне зоны доступа сети, а девушка-Телевидение одновременно похожа на всех телеведущих и может принимать любой облик.

Однако и новые боги боятся, что на смену им тоже кто-то придет, что-то, во что люди поверят больше. Эту мысль иллюстрирует упоминание о боге паровоза, ныне пожилом забытом мужчине.

Нил Гейман населяет Америку множеством богов всевозможного происхождения, со своим неповторимым характером и поведением - их привозят люди как память о родине на новом континенте, или создают своей верой и поклонением. Однако, рано или поздно, вера прекращается, человечество находит новый объект и уже совсем скоро мы узнаем, что придет на смену бога Интернета. ■

Ольга Погорелова


.

Заря-Зареница, Зоря - в славянской мифологии, упоминаемая в русских заговорах антропоморфная богиня утра. Представлялась в виде молодой девушки. Сестра Купальницы , Полудницы и Вечерки. Наиболее известный из заговоров на Заряницу против бессоницы. "Заря заряница, красная девица, возьми безсонницу, безугомонницу, а дай мне сон - угомон" Зарю почитали многие знахари и знахарки, не даром сами заговоры и лечение проводилось на утренней заре, с восходом первых лучей солнца, в них вкладывалась особая сила.
Заря олицетворялась у славян в образе богини и называлась сестрою Солнца , как это видно из песенного к ней обращения:

Зоря ль, моя Зоринька, Зоря, солнцева сестрица!

В заговорах, которые обыкновенно произносятся на восток - при восходе солнца, ее называют красною девицею: «Зоря-Зоряница, красная девица, полунощница» (т. е. рано пробуждающаяся, предшествующая дневному рассвету). Подобно богине-Солнцу, она восседает на золотом стуле, расстилает по небу свою нетленную розовую фату или ризу, и в заговорах доселе сохраняются обращенные к ней мольбы, чтоб она покрыла своею фатою от волшебных чар и враждебных покушений.
Как утренние солнечные лучи прогоняют нечистую силу мрака, ночи; так верили, что богиня Заря может прогнать всякое зло, и наделяли ее тем же победоносным оружием (огненными стрелами), с каким выступает на небо светило дня; вместе с этим ей приписывается и та творческая, плодородящая сила, какая разливается на природу восходящим солнцем. Крестьяне выставляют семена (хлеб, назначенный для посева) на три утренние зори, чтобы они дали хороший урожай. Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы, миф знает двух божественных сестер - Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему. Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневнойпоезд, скрывается на западе. В Каринтии утреннюю зорю называют дъжница - слово, тождественное с именем звезды денницы или утренницы и родственное с древним названием солнца Дажьбогом (от dah - гореть).
В сербских песнях звезда Денница слывет сестрою Солнца, как у нас Зоря; в областных наречиях деннице дают название зарница (в малорос. зоря означает вообще звезду), а у литовцев она носит имя Auszrine (= прилагательное «утренняя», заставляющее предполагать при себе существительное «звезда») - одного происхождения с санскр. Ushas (зоря, бессмертная и блаженная дочь неба), греч. Т-kix; и латин. Aurora , от ush - гореть, светить, блистать. Итак, названия зари образовались от тех же корней, от которых произошли слова, означающие день и утро. Немцы говорят: der Morgen tagt (tagen) - рассветать: сравни санскр. ahan - день и ahana - заря. В гимнах Вед и в мифических сказаниях греков Заря изображается то матерью, то сестрою, то супругою или возлюбленною Солнца. Матерью она представлялась потому, что всегда предшествует восходу солнца, выводит его вслед за собою и таким образом как бы рождает его каждое утро. По исследованиям Макса Мюллера, простое, естественное явление, что при восходе солнца заря гаснет, скрывается, - на метафорическом языке ариев превращалось в поэтическое сказание: прекрасная дева Заря бежит от восходящего Солнца и умирает от лучезарных объятий и жаркого дыхания этого пламенного любовника. Так юная Дафна убегает от влюбленного Аполлона и умирает в его объятиях, т. е. лучах, ибо в числе других уподоблений лучи солнечные назывались также золотыми руками. Тот же смысл заключается и в следующих метафорических выражениях: «солнце опрокинуло колесницу зори», «стыдливая зоря скрывает свое лице при виде обнаженного супруга - Солнца». Ярко сияющее солнце казалось обнаженным, в противоположность другой метафоре, которая о солнце, закрытом темными облаками, говорила, как о божестве, накинувшем на себя одежды (облачение, покрывало). Покинутое Утренней Зарею, одинокое Солнце совершало свое шествие по небу, напрасно отыскивая свою подругу, и только приближаясь к пределам своей дневной жизни, готовое погаснуть (= умереть) на западе, оно снова, на краткие мгновения, обретало Зарю, блиставшую дивной красотою в вечернем сумраке.


(Зимцерла)

Заря почиталась у славян как богиня и называлась сестрою Солнца:
Заря ль, моя Зоренька,
Заря, солнцева сестрица!..

Согласно с наглядным, ежедневно повторяющимся указанием природы миф знает двух божественных сестер - Зарю Утреннюю и Зарю Вечернюю; одна предшествует восходу солнца, другая провожает его вечером на покой, и обе таким образом постоянно находятся при светлом божестве дня и прислуживают ему.
Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя принимает их, когда оно, совершивши свой дневной поезд, скрывается на западе...
В славянских сказках сохранились воспоминания о чудесной самопрялке, прядущей чистое золото, о золотых и серебряных нитях, спускающихся с неба. Из этих-то солнечных нитей и приготовлялась та чудная розовая ткань, застилающая небо, которую называем мы зарею, - покрывало богини.

Борис Ольшанский. Заря-заряница

В наших заговорах на унятие крови находим следующие любопытные обращения к богине Заре:
«На море на Океане (море - небо) сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудо-желтую, зашивает раны кровавые...»

Розоперстая богиня Заря тянет «рудо-желтую» нитку и своей золотою иглою вышивает по небу розовую, кровавую пелену; испрашивая у нее помощи от разных недугов и вражьих замыслов, заговоры выражаются так:

«Заря-Заряница, красная девица, полуночница! Покрой мои скорбные зубы своею фатою; за твоим покровом уцелеют мои зубы»; «Покрой ты, девица, меня своею фатою от силы вражней, от пищалей и стрел; твоя фата крепка, как горюч-камень-алатырь!»

Потухающая Заря заканчивает свою работу, обрывает рудо-желтую нитку, и вместе с тем исчезает с неба ее кровавая пелена, почему народное поверье и присвоило ей силу останавливать текущую кровь и зашивать действительные раны: «Нитка оборвись - кровь запекись!», или по другому выражению:
«Как вечерняя и утренняя зари станут потухать, так бы у моего друга милого всем недугам потухать»...


Борис Ольшанский. У небесного причала

КАК ДАЖЬБОГ К СЕСТРЕ СВАТАЛСЯ

В незапамятные времена, когда землю еще только-только населили дети богов - люди, бог солнца Дажьбог решил жениться. Окинул он взором сонм богинь, задержав свой взор на веселой Макоши и красавице Ладе, но, боязливо отвернувшись от мрачной Мораны, вдруг заметил, что краше всех - его родная сестра Заря. Очи ясные, щеки сияют розовой свежестью, румяные губы улыбаются, а золото волос напоминает блеск солнечных лучей.

«А почему бы мне не взять ее в жены?» - любуясь красавицей Зарей, подумал Дажьбог, который, конечно, считал себя выше и сильнее всех богов. И позвал он к себе Велеса, чтобы объявить ему свою волю и заслать небесного пастуха сватом к Заре.

Воля твоя, Дажьбоже, - изумился Велес, - однако негоже это - на собственной сестре жениться. Не водится так меж нами, богами.


Борис Ольшанский. Слава Даждьбога

Только посмей ослушаться меня, - пригрозил Дажьбог. - Клянусь, я тебе отомщу. Повысушу своими огненными лучами все небесные пастбища, священные рощи твои обращу в пустыню. А не то и вовсе ослеплю тебя. Как тогда станешь гонять свои облачные стада?

Неохота было Велесу слепым скитаться по иссушенным солнцем небесным тропам - и не стал он перечить разошедшемуся Дажьбогу. Пошел к Заре свататься.

Та чуть не зарыдала от ужаса. Только недавно отвергла притязания Чернобога, и вот вам - новая напасть! Заря ничуть не желала выходить замуж за родного брата. Она вообще предпочитала веселую и беззаботную девичью жизнь.

Но с Дажьбогом ссориться опасно. Ведь натура его столь же буйная и неуемная, как у громоносного Перуна, только Перун норовит залить все вокруг дождями, а Дажьбог, если разгневается, иссушит мир своими огненными лучами.

Ну что же, - сказала Заря задумчиво, - пожалуй, ты, Велес, можешь сказать моему великолепному брату, что я согласна... нет, пока что я согласна только выслушать его предложение. Пусть придет ко мне завтра поутру - и расскажет мне о своей любви.

Услышав это, Дажьбог очень обрадовался. Да он ослепит своей любовью Зарю! Да он сожжет ее в огне своей страсти!

Наутро, чуть только поблекла ночная тьма, он ринулся к Заре... но нашел ее чертоги пустыми.

Где она? - вскричал сердитый бог, а прислужницы Зари робко ответили, что их госпожа только что вышла прогуляться по небесным садам. Дажьбог ринулся следом. Помчалась, разгоняя на своем пути стада туч, золотая колесница солнца. Но Заря, которая во что бы то ни стало решила убежать от Дажьбога, опередила его. Только на самом закате дня он увидел край ее сверкающих одежд... но тут Царица Ночь вступила в свои права, и Дажьбог уныло направился в свой дворец, надеясь, что завтра он непременно встретится с сестрой.

УВЫ... завтра и послезавтра повторилось то же самое - и ведется с тех пор. Солнце безнадежно гонится по небесам за красавицей Зарею и, только завершая свой дневной путь, успевает увидеть издали ее насмешливую, прощальную улыбку.

За минувшие века раздумал Дажьбог жениться на сестре, понял, что это великий грех, и людям, детям своим, настрого запретил кровосмесительные браки. Теперь он гонится за прекрасной Зарей, чтобы сказать: ей больше нечего боятся! - но ни он, ни она уже не могут сойти с предвечного круга.


Славянская мифология.



























ЗАРЯ
В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.
В фольклоре утренняя ЗАРЯ обычно называется “ясной”, а вечерняя - “темной”. Согласно поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания греховных человеческих деяний, а ночью умывается в море и утром поднимается чистым и ясным. На древнерусских миниатюрах утренняя и вечерняя зори изображались в образах двух женщин - соответственно огненно-красного и зеленого цветов (ср. Вечорку. Зорьку и Полуночку в русской сказке).
По цвету ЗАРИ на Руси гадали о будущем. Так, в “Слове о полку Игореве” кровавый восход предвещает русскому войску поражение, а в “Сказании о Мамаевом побоище” ночное видение “огненных зорь”, наоборот, является знамением грядущей победы.

Зарубин Л.А. Образ утренней Зари в “Ригведе” и в восточнославянском фольклоре// Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР. 1965. Т. 80;

его же. Сходные изображения солнца и зорь у индоарийцев и славян// Сов. славяноведение. 1971. № 6.

ВЕЧОРКА, ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА - три богатыря русской сказки, персонификация основных моментов суточного солнечного цикла. Варианты названий -- Вечер, Вечерник; Заря - богатырь, Светозор (и Световик), Иван Утренней Зари и Иван Полуночной Зари; Полночь - богатырь, Полуночник и т.п.
Три богатыря родятся у вдовы в одну ночь - старший с вечера, средний в полночь, а меньшой на ранней утренней заре. У короля исчезли три дочери, братья отправляются на их поиски. В лесу они находят избушку (К: граница с Тем Светом), останавливаются в ней, решив, что каждый день один из них будет оставаться дома и заботиться о приготовлении еды, а двое других отправятся на охоту.
Когда двое братьев уходили охотиться, к оставшемуся являлся “старичок сам с ноготок, борода с локоток” и до полусмерти избивал его; так продолжалось два дня. На третий день дома остался 3орька, который оказался удачливее: он осилил старичка и привязал его к дубовому столбу.
Тем не менее старичку удалось убежать. Преследуя его, братья достигли провала в земле. 3орька спускается под землю и последовательно посещает три царства - медное, серебряное и золотое; в каждом из них королевна дает Зорьке сильной воды, с помощью которой он поражает прилетающих Змеев - трех-, шести- и двенадцатиглавого и освобождает всех трех королевен. Они скатывают свои царства в яичко, забирают с собой и вместе со своим спасителем выбираются через провал на землю. Король на радости обвенчал трех братьев и своих дочерей и сделал 3орьку своим наследником. 3., В. и П.- характерные образы солярных мифов.
Индоевропейские истоки образов 3., В. и П. подтверждаются соответствующими образами в других мифологиях. Ср. древнеиндийскую Ушас, древнеримскую Аврору. древнегреческую Эос.

В.В. Иванов. В.Н. Топоров
МАРЕНА, Марана, Морёна, Маржана, Маржёна- в славянской мифологии богиня, связанная (по первоначальному этимологическому сходству или по вторичному звуковому уподоблению) с воплощением смерти (см. Мара), с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. В весенних обрядах западных славян МАРЕНА называлось соломенное чучело - воплощение смерти (мора) и зимы, которое топили (разрывали, сжигали - ср. в ст. Иван Купала, Кострома и т.п.), что призвано было обеспечить урожай. В западнославянской мифологии известно сезонное божество Маржана, отождествляемое польским хронистом 15 в. Длугошем с римской Церерой; Морана, отождествляемая в глоссах из “Mater verborum” с греческой Гекатой, чеш. Mara (по описаниям ритуалов 14 в.) и т. п.; в вост.-слав. традиции ср. укр. МАРЕНА - соломенное чучело, рус. былинную ведьму Маринку и др. персонажи с фонетически сходными именами.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...