Отношение к насильственному захвату власти мюнцер. Общественно-политические взгляды мюнцера

Политические и правовые учения эпохи Возрождения, Реформации и ранних антифеодальных революций.

Тема 16.

16.1. Политические и правовые учения Нового времени. Н. Макиавелли, М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин, Ж. Боден.

16.2. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифиодальных революций (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк).

XVI век характеризуется большими политическими, экономическими, духовными изменениями. В ряде стран: Франция, Испания, Австрия, Англия... - складываются сильные дворянские монархии. Во многом общей становится культура Возрождения. Её основой был гуманизм - стремление ряда учёных и философов противопоставить церковно-схоластической учёности светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не бога, а человека, его отношения с другими людьми, стремления; использовали наблюдение, опыт; делали рационалистические выводы.

Важное значение приобрело и книгопечатание, изобретённое в середине XV века и повсеместно распространившееся в XVI веке.

Одним из первых теоретиков новой эпохи стал итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). 14 лет он исполнял обязанности секретаря Коллегии иностранных и военных дел Флорентийской республики. После восстановления власти дома Медичи был посажен в тюрьму (по обвинению в заговоре). С 1512 по 1520 гг. последовала ссылка, во время которой были написаны знаменитые «Государь» и «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия». Макиавелли принадлежат и многие другие политические, исторические сочинения, художественных произведений. («О военном искусстве», «История Флоренции»). Его труды положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Учение Макиавелли свободно от теологии, основано на учении древности и современности. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно последить, что было... Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

«Природа создала людей таким образом, что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть». Из-за этого люди не довольны. Соответственно в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.

Любое государство Макиавелли представляет как некое отношение между правительством и подданными, опирающиеся на страх или любовь последних. Впервые учёл мотивы специальной психологии, как важный факт политики.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Вслед за античными авторами отдавал предпочтение смешанной форме правления (из монархии, аристократии, демократии). Однако эту смешанную республику считал результатом согласования стремлений борющихся социальных групп.


Макиавелли стремился опровергнуть распространенное мнение историков о порочности народа. Народные массы постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее государя. « При избрании должностных лиц, например, народ делает несравненно лучший выбор, нежели государь». Мятежный народ можно уговорить словом - от тирана можно избавиться только железом.

Макиавелли призывал к уничтожению феодального дворянства. «Дворянами именуются те, кто праздно живёт на доходы со своих огромных поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в каждой стране. Однако самым вредным из них являются те, которые помимо указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных».

Большое значение придавал Макиавелли законодательству и праву. Считал что закон, прежде всего, должен исполнять тот, кто его издал. Нерушимость законов, он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: «Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнёт жить жизнью спокойной и довольной». Но для Макиавелли право - орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы.

По Макиавелли единственным ремеслом подобающим повелителю является война, военная организация и военная наука, «ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого». Для упражнении в этом искусстве он должен заниматься охотой (чтобы знать свою страну и привыкать к лишениям походной жизни) и изучать историю. Государь также должен заботиться о том, чтобы народ если не любил его, то хотя бы не ненавидел. Иначе он сам ни за что не удержится у власти. Признавая роль религии в воспитании граждан и поднятии боевого духа в армии, Макиавелли порицал католическую церковь и духовенство: «Дурные примеры папской курии лишили нашу страну всякого благочестия и всякой религии». Макиавелли считается одним из основоположников политологии.

Многие рекомендации, даваемые Макиавелли правителям, могут показаться данными совершенно безнравственным человеком. Но это не так, сам он писал что «Многие измыслили республики и княжества никогда не виданные и о которых на деле ничего не было известно. Но как велико расстояние от того как протекает жизнь в действительности, до того как должно жить, что человек, забывающий, что делается ради того что должно делать, скорее готовит свою гибель, чем спасение. Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей чуждых добра»

Методами осуществления власти Макиавелли, помимо военной силы, считал хитрость, коварство, обман. «Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может». «Гибельно и опасно оставить в живых государя, лишённого престола». «Всегда в выигрыше оказывается тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо ещё уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером». «Не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо» Все эти рассуждения Макиавелли черпал из современной ему политической практики. Получилось так, республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, на деле создал практические пособия для диктаторов и тиранов. В частности, Бенито Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждение своим идеям о сильной государственной личности, обоснование культа государства. Учёные считают, что произведения Макиавелли только выиграли бы, если не содержали поучения тиранам. (Далее по тексту хрестоматии стр. 89-101).

Политико-правовые идеи Реформации.

В XVI веке Европу охватило массовое движение против католической церкви (Реформация - преобразование, перестройка (лат.)) (повт. курс истории). Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского университета, доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546 гг.). Осенью 1517 г. он выступил с протестом против продажи индульгенций. В процессе дискуссий с католическим духовенством Лютер доказал, что спасение христианина не в церковных обрядах, а в глубокой вере в бога.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что человек живёт в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в сфере «закона» (царство земное, государство). В сочинении «о светской власти» (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях, ни в королях, ни в мече, ни в законе. Но злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления -духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых).

Однако устами апостолов бог велел подчиняться любой власти, без которой не возможно существование человечества: «Поскольку весь мир зол, и среди тысячи едва ли найдёшь одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить их и поставить на службу Богу, и мир опустел бы». Но светская власть не диктует законы душам: «Всё, связанное с верой, - свободное дело, и к этому никто не может принуждаться... Делом совести каждого является то, как он верит или не верит».

В 1524 г. началось восстание крестьян в южной и средней Германии. Одним из вождей стал Томас Мюнцер (~ 1490 - 1525 гг.). Идеи Реформации он развил весьма радикально, призвав к установлению народной власти.

В 1555 г. Аугсбургским религиозным миром завершилась война католиков и лютеран на территории Германии. Лютеранство стало равноправной католичеству религией по принципу: «чья страна, того и вера». (К терминологии: Протестантизм приняли ряд Германских княжеств и городов; скандинавские государства. В 1529 г. католики добились на 2-х Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей определять религию своих подданных. Несколько князей и представителей городов подали императору протест. Протестанты - приверженцы церквей и религиозных учений, созданных Реформацией).

Практически лютеранство стало предпосылкой для более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Так Жанн Кальвин (1509 - 1564 гг.) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией (пресвитеры, проповедники, диаконы). По словам Макса Вебера, в кальвинизме наиболее чётко отражены положения протестантской этики, составившей «дух капитализма». Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения. Тем не менее, учение призывало к активной деятельности: ибо, если человек обречён на неудачу, то ему ничто не повредит сверх предопределённого; с другой стороны, никто не может точно узнать, «избран» он или нет. В XVI – ХVII вв. кальвинизм распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, североамериканских колониях.

В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Тридентский собор (1545 - 1563 гг.) определил меры борьбы с Реформацией, во многом опираясь на учение Ф. Аквинского. Испанским дворянином Игнатием Лойолой было основано «Общество Иисуса», вскоре превратившегося в монашеский орден иезуитов. В 1540 г. в папской булле об утверждении Устава ордена он был назван «боевой отряд воинствующей церкви». Лойола говорил: «Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть чёрное, мы должны немедленно согласиться с этим!».) Слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. «Кому дозволена цель, тому дозволены и средства». Практической теорией иезуитов стал «макиавеллизм». Однако в 1559 г. произведения Макиавелли были осуждены римским папой и вскоре внесены в «Индекс запрещённых книг». Интриги иезуитов вызвали повсеместное негодование. Временами орден запрещался и Ватиканом.

Становление единой централизованной монархии во Франции во 2-ой половине XVI века было осложнено религиозными войнами между католиками и гугенотами (фр. Кальвинисты), в ходе которых усилились попытки крупных феодалов отстоять независимость от королевской власти.

После Варфоломеевской ночи (1572 г.) в среде гугенотов появились произведения монархомахов (тираноборцев), осуждавших тиранию короля преимущественно с позиций феодальной аристократии. Они требовали ограничения власти короля сословными учреждениями, предоставления народу права смещать и выбирать монархов, призывали к сопротивлению тиранам. «Когда мы говорим о народе, то понимаем под этим словом не весь народ, а лишь его представителей: герцогов, принцев, оптиматов и вообще всех деятелей на государственном поприще». Восстания допустимы лишь под руководством должностных лиц аристократии. «Берегитесь господства черни или крайностей демократии, которая стремится к уничтожению дворянства». Кроме монархов-протестантов (Гетман, Ланге, Без...) за ослабление королевской власти выступали и монархомахи - католики, в т.ч. иезуиты. Причём некоторые монархомахи порицали Макиавелли, приписывая ему защиту тирании. В целом, монархомахи представляли реакционно-феодальное направление. Однако ряд произведений вышел за эти рамки.

Например, трактат Этьена де Ла Боэси (1530 - 1563 гг.) «Рассуждение о добровольном рабстве» (написан ≈ в 1548 г.; издан гугенотами после Варфоломеевской ночи). Автор описывает постыдное и бедственное положение народа и страны под игом тирании. Тирания возникает различными способами (договор, сила, наследование) и держится привычкой народа к рабству. Это рабство добровольное. Сила тирана в том, что он, создавая себе приближённых и сторонников, раскалывает народ: «В конечном счёте оказывается, что людей, которым тирания выгодна, почти столько же, сколько и тех, которым дорога свобода». По Ла Боэси, государство - это объединение тиранов, из которых высшие опираются на низких и в то же время при случаи грабят их. «Секрет и основа» тирании - в организованной иерархии связанных общей выгодой с тираном и между собой прислужников тирании, каждый из которых стремится «обеспечить себе долю в добыче и быть самым маленьким тиранчиком при большом тиране».

Религиозные войны мешали развитию общества. Так Франция была поделена на ряд воюющих лагерей. В этот период с обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов выступил Жанн Боден (1530 - 1596 гг.). Он был юристом по образованию, депутатом третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа; выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении «Шесть книг о государстве» (изд. на фр. яз. В 1576 г., на латыни - в 1584 г.) Боден впервые в истории политико-правовой мысли сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная ни какими законами власть над, гражданами и подданными». Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы. Кроме того, суверенитет, прежде всего это независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства.

Во многом Боден следует Аристотелю...

Государство он определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них вообще, на основе суверенной власти. Как отличал ещё Цицерон, государство именно правом отличается от шайки разбойников, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир; на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - это совокупность именно семей, а не отдельных лиц; в ином случае народ просто вымрет.

Боден отвергал деление форм государства на правильные и неправильные, не верил в возможность смешанной формы правления. Он особо отмечал зависимость различных форм государства от исторических и природных особенностей разных стран и народов (На севере - храбрые с сильным войском; на юге - развит ум и науки...).

Не одобрял Боден ни демократию, ни аристократию. Лучшей формой государства считал монархию. «Кроме Бога нет никого, более высокого на земле, чем суверенные монархи. Они поставлены самим Богом, как его наместники, дабы править другими». Боден считал, что первоначально все государства созданы завоеванием. Лишь постепенно они превратились в «законные монархии».

Мудрым учреждением королевской монархии он считал Генеральные штаты. В целом, главная заслуга Бодена - изучение суверенитета как признака государства . Наиболее существенным после XVI века изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя суверенитета, перечисленных Боденом, «права войны» запрещённой в середине XX века основными документами ООН. Но и сегодня актуальны выводы Бодена о том, что 1 - суверенитет присущ только государству как неотъемлемое качество верховной власти в стране (суждение «суверенитет личности или - нации» - публицистическая метафора); 2 - суверенитет не ограничен (формулировки об «ограниченности суверенитета» в конституциях СССР и союзных республик были основаны на смешении понятий «суверенитет» и «компетенция»; в Конституции 1977 г. утверждалось, что на одной и той же территории - два государства: СССР и - союзная республика); 3 - неделимость суверенитета (на этом основано различие между федерацией и конфедерацией).

Боден стал одним из первых критиков «Утопии» Томаса Мора. Он оспаривал главную идею Мора, подчёркивал, что государство, основанное на общности имущества «было бы прямо противоположно законам Бога и природы».

Томас Мор (1478 - 1535 гг.), известный адвокат, плен парламента, судья, помощник шерифа в г. Лондоне. Во время поездки во Фландрию в составе посольства написал книгу, опубликовав её в 1516 г.: «Весьма полезна, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». (Текст; учебник под ред. Лейста стр. 230 - 236; Комментарии).

Сочинение написано в форме диалога, от лица мореплавателя.

В начале дано резкое осуждение кровавого законодательства Англии. Во 2-ой части предложено описание острова Утопия (греч. «Место, которого нет»). Идеи раннего коммунизма последовательно изложены автором. «Утопия» принесла Т. Мору всемирную славу. Король Генрих VIII назначил его лордом-канцлером. Но разрыв Генрих VIII с римским папой стал одной из причин отставки Т. Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Вскоре он бал казнён по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. В 1886 г. Т. Мор канонизирован церковью как пострадавший за веру.

Идеи Т. Мора получило развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568 - 1639 гг.). Доминиканский монах 27 лет провёл в тюрьмах, написав в числе других произведений «Город Солнца» (См. уч. Лейста стр. 234 - 236).

Итак в XVI веке обозначились правовые и политические основы гражданского общества (идея равенства людей; государство, как общественное явление...). Появилось множество рациональных концепций. В то же время ранние коммунисты теоретически доказывали недостаточность формального равенства людей.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

3. Политические и правовые идеи Реформации

3. Политические и правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковного имущества и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х гг. XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революционного лагеря Реформации; во-вторых, отграничить то, что в лютеровских суждениях прямо связано со злобой дня, от того, что содержит глубинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъективно преследовавшимися самим Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Одним из исходных пунктов лютеровского учения является тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея «всесвященства »). Только лишь Богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) повиноваться рабски, служить верноподданнически. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебуржуазной версией принципа равноправия .

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счете производным от воли Божьей, естественное право тем не менее представляет собой качественно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства Лютер предусмотрел - и это очень важно для понимания ее теоретического значения, - что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом." Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Вообще христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

Лютер, однако, был чрезвычайно далек от того, чтобы проповедовать необходимость демократического переустройства тогдашней германской государственности. Он наставлял подданных быть покорными монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана противоречиями. Идея усиления роли светской власти, ее независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, «работала» на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом - все это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характерной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьезного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

В целом эволюция деятельности и учения Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490-1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526).

Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определенно изложены в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нем, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержание «Статейного письма», вышедшего из ближайшего окружения Мюнцера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявляли, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в «христианский союз и братство», сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В «христианском союзе и братстве», который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение «общей пользе». Поскольку «Статейное письмо» задачу учреждения такого союза связывало с народными массами, вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом социальном порядке.

Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, несомненно, от Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к «общей пользе». Мюнцер порицал лютеровское понимание существовавшего светского государства как организации, устанавливающей и охраняющей с помощью юридических законов «гражданское единство» между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями. Он считал, что Лютер, обосновывая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел религиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания «гражданского единства», а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели Бога способно осуществить только то государство, которое сообразует свое бытие с общей целью мирового развития, целью всего сущего.

Для того чтобы сбросить «безбожников с трона правления» и выдвинуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся крестьян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему придется защищать власть общественного целого над эгоистическими социальными группировками.

Мюнцер не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

Как теолог (хотя он и приблизился к атеизму), Мюнцер черпал доказательства правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия, он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат «Наставление в христианской вере» (1536). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении . Согласно Кальвину, Бог заранее твердо определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (ее предуказывает Бог) идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним.

Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Из этого догмата также следовало, что благородство происхождения и сословные привилегии феодалов вовсе не столь важны, ибо не ими обусловливаются предызбранность и спасение человека. Таким образом, Кальвин сумел дать специфическими религиозными средствами мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы в Западной Европе.

Пробуржуазный характер носила и произведенная Кальвином коренная реформа устройства церкви . Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Сам Кальвин, однако, в вопросах о государстве был очень осмотрителен. Осуждая феодально-монархические круги за творимые ими насилия, произвол, беззакония и предрекая за это правителям Божью кару, орудием которой могут стать их собственные подданные, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы, на его взгляд, лишь тогда, когда использованы все способы пассивного сопротивления, исчерпаны все легальные формы борьбы. «Наихудшей формой правления» была для Кальвина демократия. Предпочтение он отдавал олигархической организации управления государством.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям. Зловещую суровость доктрины дополняла и завершала не менее свирепая политическая практика Кальвина, который в 1541 -1564 гг. руководил Женевской консисторией. Эта консистория фактически подчинила себе магистрат города. За горожанами была установлена слежка, чуть ли не всеобъемлющей регламентации подверглись самые разные стороны общественной жизни, за малейшее нарушение предписанных норм назначались тяжкие наказания, вошли в обыкновение казни тех, в ком усматривали еретиков.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе - революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии и Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось классическое политикоюридическое мировоззрение буржуазии.

Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но еще и неоднозначной. В сложной обстановке социально-политической борьбы, которая сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлению абсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои сословные привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Кальвина о возможности сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественных законов, ущемления свободы народа.

Политические писатели, защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили название монархомахов (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй половине XVI - начале XVII в. довольно широкую известность приобрели сочинения Ф. Гетмана «Франко-Галлия», Юния Брута (псевдоним) «Защита против тиранов», Т. Беза «О праве магистратов по отношению к подданным», Дж. Бьюкенена «О царском праве у шотландцев» и др. Своеобразным было конкретное содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общих идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.

В них много говорилось о «народе» и от имени «народа». Но под ним подразумевались отнюдь не социальные низы, трудящийся люд, крестьянско-плебейские массы, а собрания сословных представителей, преимущественно же феодальная знать. Всячески подчеркивалось, что суверенитет «народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя. Последняя связана условиями того договора, который монархи заключают со своими подданными. Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают государственность нормальной, власть самого государя - законной. Если монарх преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, исконные свободы, жизнь подданных), становясь форменным тираном, «народ» вправе и обязан низвергнуть его.

Идеи тираноборцев своей классово-исторической сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-представительной системы, слабо интегрированное средневековое государство, уже пошатнувшийся церковный космополитизм монархомахи противопоставили централизующейся политической власти позднефеодального общества, набиравшей силу единой национальной государственности, которые в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции социального развития. Что же касается самого факта актуализации монархомахами и настойчивого внедрения ими в идеологический оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки, как «суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти», «границы власти государства», «право на сопротивление» и др., то этот факт имел, несомненно, позитивный практический и теоретический смысл.

Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти, когда появилось «Рассуждение о добровольном рабстве» Этьена Ла Боэси (1530-1563). В этой работе монархический строй отвергался как таковой по причине его антиобщественной, антигуманной природы. В «Рассуждении» была предпринята попытка ответить на два основных вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его.

Ла Боэси полагал, что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естественно присущую им свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло, с ним примирились; оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки. Государи всячески культивируют у своих подданных привычку сознавать и ощущать себя бесправными рабами. От свободы люди отрекаются также вследствие трусости, страха, которые порождает в них тиранический режим. Наконец, в подневольное состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого различными пышными символами и ритуалами.

Чтобы удерживать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют целую касту - пирамиду подручных - от нескольких фаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т. д. Вся эта каста извлекает личную выгоду из своего положения: наживается и преуспевает, помогая монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним.

Таким образом, Ла Боэси выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной социально разнородному обществу, причем не только раскрыл их, но также дал им надлежащую оценку с позиций широких народных масс. В этом заключался его важный вклад в политико-юридическую теорию, в развитие прогрессивной демократической мысли.

Итак, идеологи и деятели Реформации основательно потрудились над тем, чтобы расшатать феодально-церковные порядки, которые в XVI в. стали нестерпимо стеснять течение социально-политической жизни. Они критиковали и дискредитировали данные порядки. Ими руководило при этом пробудившееся и крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как простого проводника воли Бога и церкви, но и как института, имеющего свой собственный резон, свои особенные черты, возможности и цели. Такой подход стад заметной вехой на пути консолидации представлений о государстве в специальную, относительно самостоятельную систему научно-теоретического знания - государствоведение.

Завоеванием политико-юридической мысли, реалистически постигающей мир государства и права, стал сформулированный в эпоху Реформации вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательный признак антидеспотического, демократически организованного человеческого общежития. М. Лютер говорил: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия». Эта идея безусловной необходимости «собственного согласия» индивида с предписываемым ему «сверху» образом мыслей по своему общественному звучанию вышла далеко за сферу религиозно-нравственных отношений. Примененная к анализу и оценке политической действительности, она сыграла как в самой социальной истории, так и в науке о государстве и праве благотворную, революционизирующую роль. автора Коллектив авторов

32. Политические идеи Средневековья и Возрождения В средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

56. Политические идеи Дж. Уинстенли Джерард Уинстенли (1609–после 1652) был теоретиком и идеологом диггеров («истинных левеллеров»), его перу принадлежат такие труды, как «Новый закон справедливости», «Закон свободы» (1652). Революция, как писал Уинстенли, не закончена: всецело

Из книги автора

Реформация, которая возникла как широкий социальное движение, была чрезвычайно противоречивым явлением. С одной стороны, это движение представляли состоятельные слои, которые имели целью обогатиться за счет конфискации церки овного имущества, а с другой - он объединил широкую крестьянско-плебейскую массу, которая стремилась переустройство мира на началах социальной справедливости. Все это породило многообразие политических программ и представлений ь о государстве и праве. На этом фоне идеологи. Реформации сумели найти общие идеи, которые послужили теоретическим основанием этого движения и превратили в самостоятельное направление мировой политико-правовой ду мкмки.

Мартин Лютер (1483-1546)

Один из выдающихся идеологов. Реформации в. Германии, профессор богословия. Виттенбергского университета. Он вошел в историю как основатель немецкого протестантизма. В октябре 1517 на дверях. Виттенберге зькои замковой церкви. М. Лютер вывесил 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства и католического духовенства. Эти тезисы положили начало лютеранству - новому религиозному учению, отрицавшего основные догматы католицизма. Свои идеи мыслитель изложил в трудах"К христианскому дворянству немецкой нации","О свободе христианства","О светской власти","О рабском в олььку владу", "Про рабську волю".

М. Лютер имел немалое влияние на формирование западноевропейской модели государства. Он сформулировал важный правовой принцип - идею равенства, равного достоинства людей. Хотя этот принцип распространялся лишь на христ тиян, он сыграл важную роль в становлении идейно-теоретического потенциала. Нового времени. Еще одной составляющей богословского учения. Лютера стала доктрина оправдания верой. Отношение к. Богу каждый индив ид выстраивает согласно голосу своей совести, на которую не имеет права посягать ни церковная, ни светская власть. С этой доктрины возникает необходимость реформирования церкви. Причем он четко разграничивал сфе ры влияния церкви и государства. Духовная власть должна осуществляться под руководством. Слова. Божия, а светская - через монарха, князей, королей с помощью меча и гражданских законов. Эти разновидности властей не подпорок ядковуються друг другу, а лишь. Боговше. Богові.

Мыслитель считал, что государство создано для решения тех задач, которые не решает церковь как социальный институт. Задачей светской власти является принудительное применение"внешней"справедливости, надзор за соблюдением норм законов. Учитывая это государство должно быть самостоятельной по отношению к церкви, во всех светских делах церковные деятели должны подчиняться правителю. С точки зрения. М. Лютера, правитель должен быть слугой. Бога, а не управляющим народа. Государственная власть - не преимущество, а долг перед. Богом. Власть является. Божьей службой только тогда, когда правитель не управляется собственными интересами. М. Лютер разработал требования к государственной деятельности, причем исходным положением стало понимание власти как ремесла. Он критически относился к праву, поскольку в те времена оно основывалось на принципе неравенства: для мирян и священно служителей существовали различные системы права. Критикуя каноническое право,. Лютер предпочитал светским праву и законаьким праву й законам.

Политико-правовой аспект лютеранства был полезным в практике государственного и правотворчества. Нового времени. Идеи равенства людей, свободы совести, независимости личности от государства, доступности закона в были развиты в доктринах деятелей эпохи. Просвещенияа.

Томас Мюнцер (ок 1490-1525)

Идеолог. Реформации, священник и революционный деятель. В 1520-1521 гг он выступил с направленным против католической церкви радикальным учением о характере и задачи. Реформации. В революционной деятельности. Т. Мюнцер опирался на бедные слои населения. Свои политические взгляды он изложил в"Пражском манифесте", который опубликовал в. Чехии. Его социальные и политико-правовые идеи нашли отражение в трудах"1 2 статей"и"Статейного письмо", где он поднял проблемы изменения общественного устройства: необходимость выборности должностей, отмены крепостного права, налаживания деятельности судебных учреждений и управлений. По мне ку. Т. Мюнцера, власть должна перейти в руки народа и быть направленной на общую пользі бути спрямованою на загальну користь.

Своими идеями о реформационное движение и открытую бескомпромиссную борьбу против иерархизированную порядков, социального неравенства, засилье церкви. Т. Мюнцер утверждал необходимость"сбрасывать безбожников с тро оную", а на их место выбирать людей"низших, простых"Такие меры, по его мнению, вполне законные, даже при использовании"меча"Новое устройство тоже будет вынужден прибегнуть к реакционным методов, посколь ки защищать власть общественного целого от эгоистических социальных групп. Итак, народ будет источником и субъектом политической властейрелом і суб"єктом політичної влади.

Во взглядах. Т. Мюнцера прослеживаются начала республиканских идей"определение направлений государственной политики и контроля за ее осуществлением со стороны народа. Именно в этом оказался демократизм его программы

Жан Кальвин (1509-1564)

Один из ведущих деятелей и идеологов. Реформации. Под влиянием. М. Лютера он склонялся к протестантизму, отрекся католической церкви. Трудом"Руководство в христианской вере"Ж. Кальвин положил начало новому вероучению - кальвинизм - кальвінізму.

Рассматривая вопрос о гражданском правлении,. Ж. Кальвин придерживался теологических позиций относительно происхождения и сущности государства. Государство, по его мнению, служит развития общественной жизни, но высшая ее цель состоит в утверждении нравственного порядка и в защите христианской религии. Церковь должна быть свободной от государственного контроля, но требует со стороны государства поддермки.

Ж. Кальвин считал, что любая форма правления одинаково законной и способной выполнять обязательства перед. Богом то же время он указывал на преимущества аристократической республики, где должности является выбор, плю юралистичне (коллегиальное) правления ограничивает того, кто стремится к господству над всеми. Испытывая эту концепцию на практике,. Кальвин сформулировал идею слепого повиновения государственной власти, которая, в свою очередь, ке руеться установленными. Богом законами. Право сопротивления правителю-тирану он признавал за органами власти, церковью и представительными учреждениями. Это право реализуется тогда, когда исчерпаны все легальные средства влияния на правителейителя.

Идеологи и деятели. Реформации оказали определяющее влияние на процесс разрушения средневековых феодально-церковных порядков. Вместе с тем существенным завоеванием государственно-правовой мысли того времени стал вывод пр ро то, что свобода мысли и совести является предпосылкой и обязательным признаком демократически организованного общества.

(Münzer) - радикальный проповедник времен реформации, род. в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам. Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога - истинный Его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки). Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит "попов и обезьян". Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства "святых": "Израиль" (избранники) должен истребить безбожных "ханаанитов". Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как "пещеры дьявола". Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча - у общин, а не у князей. Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен "светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу". Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера "альштедтским сатаной", а Мюнцер Лютера - виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. опять в средней Германии, в имперском городе Мюльхаузене. Здесь он становится, вместе с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новый "вечный, христианский" магистрат, из "бедных" и "земледельцев". В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри. В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, "как отцы-патриархи", в богатой одежде, он торжественно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили красный крест и обнаженный меч. Его проповеди гремели против роскоши, золота, "идолов в домах и сундуках"; главной его темой было - кровавое истребление всех врагов Христа. Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии одновременно с южно-германским, но отмечено здесь отличительной чертой, которую именно выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический характер, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам. В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенхаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним еще раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Томас Мюнцер. Из книги И. Р. Шафаревича "Социализм как явление мировой истории"

Мюнцер родился в 1488 или 1489 г. в семье небедных родителей и получил теологическое образование. Он вел очень беспокойную жизнь, по нескольку раз в год меняя работу – учителя, проповедника, капеллана. Наконец, в 1520 г. он занял место проповедника в Цвиккау и столкнулся здесь с цвиккаускими пророками. Проповедь Шторха поразила его и повлияла на всю его жизнь. Представление о возможности непосредственного общения с Богом, которое гораздо важнее буквы Писания, обличение священников и монахов, богатых и знатных, ученых и книжников, вера в близость Царства Божия на земле и во власть избранных – стали основой мировоззрения Мюнцера. В своих проповедях он поддерживал Шторха, нападал на монахов и других проповедников. В городе начались беспорядки, и магистрат выслал пророков и Мюнцера.

Следующим местом его деятельности была Прага. Мы видим, что Мюнцера тянет к старым очагам хилиастических движений – сначала в Цвиккау, потом на родину таборитов. Сохранилась проповедь, произнесенная Мюнцером в Праге. В ней он утверждает, что после смерти учеников апостолов дотоле чистая церковь совершила прелюбодеяние и стала блудницей. Попы проповедуют внешнее слово Писания,

"которое они выкрали из Библии, как воры и убийцы" (28, с. 59).

Мюнцер переходит к центральной части своего учения – о Церкви избранных.

"Никогда этого не случится, и за это слава Богу, чтобы попы и обезьяны представляли церковь Божию, – но избранные богом проповедовать его слово".

"Чтобы проповедовать это учение, я готов отдать свою жизнь".

"Бог сотворил чудеса для избранных им, особенно в этой стране. Ибо здесь возникает новая церковь, этот народ будет зеркалом всего мира. Поэтому я призываю всех защищать слово Божие... Если же ты этого не сделаешь, Бог даст силу туркам уничтожить тебя еще в этом году" (28, с. 61).

Но проповедь Мюнцера в Праге не имела успеха, и он снова начинает бродячую голодную жизнь. Наконец, в 1523 г. он получил место проповедника в городке Альштадт, и начался первый яркий эпизод его жизни.

В Альштадте Мюнцер быстро завоевывает влияние. Он вводит (одним из первых в Германии) службу на немецком языке, причем проповедует не только на темы Евангелий, но и Ветхого Завета. На его проповеди стекаются толпы народа не только из Альштадта, но и из соседних городов и сел. Городской чиновник Цейсс пишет в донесении:

"Некоторые соседние дворяне запрещают своим подданным посещать здешние проповеди, но народ не соглашается. Их бросают в тюрьму, а будучи выпущены, они опять бегут сюда".

Мюнцер смелеет: властителей, запрещающих посещать его проповеди, он называет "большими гусями". Он пишет Цейссу:

"Власть князей имеет конец, она будет в ближайшее время передана простому народу" (28, с. 66).

Его настроение характеризует фраза:

"Кто хочет быть камнем новой Церкви, должен рискнуть шеей, иначе строители его выбросят" (28, с. 67).

Скоро дело дошло до больших эксцессов. Распаленная Мюнцером толпа сожгла часовню в Моллербахе, по соседству с Альштадтом, где была чудотворная икона Богоматери. Когда был арестован один из участников беспорядков, вооруженные толпы появились на улицах города. Приходила помощь от соседних городов. Цейсс, представлявший в городе герцога Саксонского, писал ему, что виной всему проповеди Мюнцера. Он предлагал вызвать Мюнцера на суд и, если будет признан виновным, изгнать -

"иначе он добьется своей проповедью, имеющей успех у простых людей, того, что доставит нам трудов и хлопот".

В это время против Мюнцера выступил Лютер, который был уже некоторое время озабочен тем, что делал и проповедовал Мюнцер. Он упрекал Мюнцера в том, что тот использует успехи Реформации, достигнутые без его содействия, чтобы нападать на саму Реформацию. Заканчивал Лютер предложением Мюнцеру явиться на диспут в Виттенберг. Мюнцер согласился участвовать в диспуте, только если свидетелями будут "турки, римляне и язычники". В то же время он напечатал (в соседнем городке Эйленбурге у него была своя типография) два произведения: "Протестация Томаса Мюнцера" и "Разоблачение выдуманной веры", в которых резко нападал на многие стороны учения Лютера, на "ученых и книжников", выдумывающих ложную веру.

Странным образом мы все еще не слышим ни о каких мерах властей против Мюнцера, несмотря на то, что в своих произведениях он, например, говорит о курфюрсте Саксонском: "у этого бородача меньше ума в голове, чем у меня в заднице", а жителей соседнего городка Зангерхаузена призывает к восстанию против их властей. Наоборот, проезжая через Альштадт, курфюрст Фридрих Саксонский и его брат Иоанн Саксонский захотели сами послушать знаменитого проповедника.

Мюнцер принял это как знак того, что князья уже готовы стать его орудием, и произнес перед ними проповедь, в которой, не скрываясь, развил свои взгляды. Он нападает на Лютера, которого называет "Братец Боров" и "Брат Лежебока", и пытается привлечь князей на свою сторону. Князьям он указывает их призвание – уничтожить врагов истиной веры, веры избранных, непосредственно руководимых Богом.

"Дражайшие, любимые правители, узнайте свою судьбу из уст Бога и не давайте хвастливым попам обмануть вас выдуманным терпением и добротой. Ибо камень, не руками сброшенный с горы, стал велик. Бедные миряне и крестьяне видят его гораздо лучше вас" (28, с. 158).

Наступает час последней расплаты:

"Ах, как славно пройдется Господь железной палкой по старым горшкам" (28, с. 158).

В этот страшный час можно узнать истинный путь, провидеть грядущее. Для этого есть одно средство: сны, откровения.

"Это истинно апостолический, патриархальный и пророческий дух – ждать видений и доверяться им" (28, с. 156).

Один за другим Мюнцер приводит примеры из Библии. Но главная трудность – различить, от Бога или Дьявола эти видения. Для этого князья должны довериться новому Даниилу, избранному человеку.

"Поэтому должен встать новый Даниил и изложить вам откровения и он должен идти впереди, во главе" (28, с. 159).

Мюнцер призывает к беспощадному истреблению врагов нового учения.

"Ибо безбожники не имеют права жить, разве только избранные им это позволят" (28, с. 160). "Если вы хотите быть настоящими правителями, гоните врагов Христа перед избранными, ибо вы – средства для этого" (28, с. 160).

"Не давайте больше жить злодеям, отвращающим нас от Бога" (28, с. 160).

"Христос повелел многозначительно: и приведите моих врагов и избейте их передо мной". Почему?

А потому, что они вредили христову правлению" (28, с. 159). "Бог недаром повелел через Моисея: "Вы святой народ, вы не должны сострадать безбожникам. Разбейте их алтари, раздробите их идолов и сожгите их, чтобы я не гневался на вас"" (28, с. 161).

Постепенно Мюнцер переходит к угрозам. Он говорит, что, как еда и питье средство для жизни, -

"так же нужен меч для истребления безбожников. Но чтобы это было правильно сделано, это должны делать наши дорогие отцы, князья, исповедующие с нами Христа. Если же они это не сделают, меч будет у них отнят" (28, с. 161).

"Если же не поверят слову Божию, то надо их устранить, как сказано у Павла, "Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из вашей среды"". (28, с. 162).

"Если же они будут вести себя противоположно, убейте их без пощады..." (28, с. 162);

"...не только безбожных правителей, но и попов и монахов надо убивать, которые наше святое Евангелие называют ересью и сами хотят быть наилучшими христианами" (28, с. 162).

Весь этот эпизод производит странное впечатление. Как мог ничтожный проповедник поучать и грозить влиятельнейшим князьям империи? Иногда в этом видят близорукость Мюнцера, иногда – долготерпение князей. Нельзя ли найти здесь более весомую причину? Мюнцер был тогда силой, и с ним надо было считаться. В чем была сила Мюнцера, мы узнаем из других источников – его писем и показаний, впоследствии данных перед казнью. В это время он организовал в Альштадте союз "для защиты Евангелия" и "для угрозы безбожникам". Это была не первая его попытка. Еще совсем молодым человеком он основал тайный союз, направленный против примаса Германии архиепископа Эрнста. Но новый союз принял гораздо большие размеры. На одном собрании в него было принято 300 человек, на другом – 500. Мюнцер советовал и жителям соседних городов основать такие же союзы и получал сообщения об успехах этого дела. Его связи распространились очень далеко – вплоть до Швейцарии. Лютер обвинял Мюнцера в том, что он "рассылает во все страны посланцев, боящихся света". В письмах Мюнцер подчеркивал чисто оборонительный характер союза "против притеснителей Евангелия". Однако позже, когда он был схвачен, на следствии он показал:

"Он вызвал возмущение, чтобы все христиане стали равными и чтобы князей и господ, не желающих служить Евангелию, прогнать или убить" (28, с. 82).

"Их (то есть союза в Альштадте) лозунг был: sunt communia (все общее). И каждый должен был другому уделять по возможности. Если же князь, граф не захочет это делать, тому надо отрубить голову или его повесить" (28, с. 82).

Союз Мюнцера можно рассматривать как воплощение его идеи господства избранных. В письмах он и называет членов союза избранными.

Атмосфера в Альштадте все накалялась. Соседний рыцарь фон Витцлебен запретил своим подданным посещать проповеди Мюнцера и, когда они направлялись в Альштадт, разогнал их толпу. Некоторые из них бежали в Альштадт, куда пришло распоряжение выдать бежавших их господину. Мюнцер в яростной проповеди назвал Витцлебена "архиразбойником" и всех своих врагов "архииудами", говорил, что князья

"действуют не только против веры, но и против естественного права, и их надо убивать, как собак".

Толпы местных и пришлых заполнили улицы Альштадта. Власти потеряли всякий контроль над городом и могли только апеллировать к герцогу Иоанну Саксонскому. Тот вызвал Мюнцера для допроса в Веймар.

Допрос произошел в присутствии герцога и членов его совета. Мюнцер отрицал, что он поносил власти, а свой союз характеризовал как законный и чисто оборонительный. Однако многие свидетели выступили против Мюнцера. В результате ему было приказано закрыть свою типографию, а жителям Альштадта – запрещено создавать союзы. Современный этим событиям источник описывает, как Мюнцер, бледный и дрожащий, вышел после допроса и на вопрос Цейсса отвечал: "Видно, придется мне искать другое государство".

Но, вернувшись в Альштадт, Мюнцер снова воспрянул духом, отказался закрыть типографию, писал протесты. Тогда в дело вмешался курфюрст Фридрих Саксонский. Мюнцер был вызван вторично в Веймар. Сначала он окружил себя вооруженной охраной и, видимо, хотел сопротивляться, но потом ночью перелез через городскую стену и скрылся, обманув своих соратников письмом, в котором говорил, что отправляется в деревню и скоро вернется. После побега Мюнцер написал своим единомышленникам еще одно письмо, призывая их храбро держаться и обещая вскоре "умыть вместе с ними руки в крови тиранов".

Из Альштадта Мюнцер отправился в город Мюльхаузен в Средней Германии. Такой выбор был далеко не случаен. Этот город вот уже год как находился в состоянии паралича власти и какого-то полувосстания. Сохранилась тогдашняя хроника "Мюльхаузенская смута" (28, с. 85-113), в которой описываются события, предшествовавшие прибытию Мюнцера в Мюльхаузен, и его деятельность там. Беспорядки начались с нападений на монастыри и церкви. Все монастыри были разграблены, в церквах разбиты иконы, статуи, утварь. Во главе движения стоял беглый монах Георг Пфейфер, в проповедях призывавший к неповиновению городскому совету. 3 июля 1523 года зазвенел набат. Толпа окружила ратушу, раздались выстрелы. Совет должен был пойти на уступки, которые были оформлены в 53 пунктах. В частности, объявлялась полная свобода проповеди. Во главе восставших стояла "восьмерка", которая сохранила свою роль наравне с советом и после подписания 53 пунктов. В городе воцарилось двоевластие – людей, арестованных советом, "восьмерка" нередко освобождала из тюрьмы. Подписание соглашения не только не успокоило город, но привело к еще большему возмущению. Были разграблены многие дома священников, распространялись листовки, в которых говорилось, что если священники не уберутся из города, на их дома пустят красного петуха. Появлявшихся на улице священников убивали.

Такова была ситуация, когда Мюнцер 24 августа 1524 г. появился в Мюльхаузене. Он объединился с Пфейфером, и скоро плоды их деятельности стали заметны. Не прошло месяца после прибытия Мюнцера, как город опять охватило возмущение. Теперь требования отражали идеи Мюнцера: не следует повиноваться никакой власти, все налоги и пошлины должны быть отменены, все духовенство должно быть изгнано. Бургомистр и часть советников бежали из города и обратились за поддержкой к крестьянам соседних деревень. В это время в деревнях вспыхнули пожары, зажженные, по-видимому, сторонниками Мюнцера и Пфейфера. Но крестьяне оказались прочно на стороне совета. Поступили обещания поддержки и от соседних городов. Под этим давлением восставшие отступили. Была восстановлена власть совета, а Пфейфер и Мюнцер изгнаны из Мюльхаузена.

Мюнцер отправляется в Нюрнберг и печатает там два своих произведения. Одно из них – "Толкование 1гл. Евангелия от Луки" – было написано в конце его пребывания в Альштадте и отделано в Мюльхаузене. Другое – "Защитительная речь" – является ответом Лютеру. Незадолго до этого Лютер написал "Письмо Саксонским князьям против мятежного духа", где обращал внимание на опасность, проистекающую из агрессивного характера учения Мюнцера. Дело Мюнцера, по словам Лютера, – это не учение, а создание организации для свержения власти и ее захвата.

"Мне начинает казаться, – писал он, – что они хотят уничтожить все власти, чтобы стать господами мира" (28, с. 204).

"Они говорят, что их ведет Дух, ... но это плохой дух, который проявляется в уничтожении церквей и монастырей" (28, с. 204).

"Христос и его апостолы не уничтожили ни одного храма и не разбили ни одной иконы..." (28, с. 209).

Пусть они проповедуют, говорит Лютер,

"но плохи те христиане, которые переходят от слов к кулакам" (28, с. 209).

В ответ Мюнцер обрушивает на Лютера целый водопад злобы. Он называет его василиском, драконом, аспидом, архиязычником, архидьяволом, стыдливой вавилонской блудницей и наконец в каком-то людоедском экстазе говорит, что дьявол сварит Лютера в его собственном соку и сожрет его:

"хотел бы я обонять запах твоей поджариваемой туши" (28, с. 200).

Но более интересны написанные в Нюрнберге произведения тем, что в них мы можем увидеть социальные концепции Мюнцера в наиболее зрелом виде. "Защитительная речь" начинается с посвящения:

"Светлейшему, перворожденному князю, могущественному господину Иисусу Христу, милостивому королю над королями, могущественному герцогу всех верующих" (28, с. 187).

Здесь выражена одна из основных концепций Мюнцера: власть на земле может принадлежать только Богу. И кончается послание словами:

"Народ будет свободен, и Бог будет единственный господин над ним" (28, с. 201).

Князья узурпировали принадлежащую Богу власть:

"Почему ты их называешь светлейшими князьями? Не им принадлежит этот титул, а Христу" (28, с. 197).

"Почему называешь ты их высокородными? Я думал, ты христианин, а ты – язычник!" (28, с. 197).

Мюнцер не вспоминает, что всего несколько месяцев назад он надеялся на помощь князей. Теперь он говорит:

"Князья не господа, но слуги меча. Они не должны делать, что им заблагорассудится, но творить правду" (28, с. 192).

Роль, отведенная князьям, – не более чем роль палачей. Недаром сказал Павел, что князья поставлены не для добрых, но ради злых. Однако они не выполняют и эту свою функцию:

"Те, кто должен был бы служить примером для христиан, для этого и носящие имя князей, доказывают в высшей степени свое неверие всеми своими делами..." (28, с. 183).

"Их сердце тщеславно, и потому все могущественные, высокомнящие безбожники должны быть сброшены с престола..." (28, с. 171).

"Бог дал князей и господ людям в гневе своем, он их и уничтожит в своем ожесточении" (28, с. 171).

Забывает Мюнцер и о том, что недавно он видел в бедности и страдании посланный свыше крест. Теперь призыв к сопротивлению угнетателям становится одним из основных мотивов его учения.

"Самая гуща ростовщичества, кражи и разбоя – это наши господа. Рыбу в воде, птиц в воздухе, плоды земли – все хотят они забрать. И сверх того они велят проповедовать слово Божие бедным людям и говорят: "Бог велел тебе не красть"... если же бедняк возьмет самую малость, то его вешают, а доктор Враль говорит "Аминь". Господа сами делают бедных своими врагами. Они не хотят устранить причину возмущения. Как же дело исправится? Коли я так говорю, и я, должно быть, восстаю, ну что ж" (28, с. 192).

Всеми этими злодеяниями князья лишили себя права на меч.

"По ходатайству избранных Бог не будет терпеть страданий..." (28, с. 171).

Реально власть Бога на земле представляется как власть избранных. Избранные мыслятся как узкий, замкнутый союз:

"Это была бы чудесная церковь, в которой избранные были бы отделены от безбожников" (28, с. 182).

Непосредственно от Бога избранные получают указания, пользуясь которыми могут осуществлять его власть на земле. (В различные периоды своей жизни Мюнцер утверждал, что он сам непосредственно говорит с Богом).

Из Нюрнберга Мюнцер отправился в Швейцарию и пограничную ей часть Германии, где тогда уже разгоралась Крестьянская война. По-видимому, его агитация имела там успех, но он все же не остался надолго в этих краях. Зейдман, составивший одну из наиболее полных биографий Мюнцера, полагает, что тот боялся, что в уже начавшемся возмущении не сможет завоевать достаточно значительного места. В феврале 1525 г. Мюнцер возвращается в Мюльхаузен.

В это время волна крестьянского восстания уже перекатывалась из Южной в Среднюю Германию, где был расположен Мюльхаузен. В Мюльхаузене власть все больше уходила из рук совета. "Восьмерка" потребовала ключи от всех ворот города, и совет должен был согласиться. Все время раздавались угрозы изгнать несогласных с партией Мюнцера и Пфейфера. Монастыри и церкви подвергались разграблению, уничтожались иконы и алтари, избивались монахи и монахини. Наконец, все католическое духовенство было изгнано.

Проповеди Мюнцера и Пфейфера вращались в основном в круге уже изложенных нами идей: князья и господа не имеют права на власть, она должна перейти к общине избранных; люди созданы равными от природы и должны быть равными в жизни; все непокорные должны быть истреблены мечом. Они проповедовали, что богатый не может достигнуть спасения: кто любит красивые покои, богатые украшения, а пуще всего деньги в ящике, к тому не снизойдет Дух Божий.

Наконец, после того, как совет отказался включить в свой состав Мюнцера и Пфейфера, на громадной сходке в одной из самых больших церквей города было решено его сместить. Был избран новый совет, названный "вечным".

Написанная в то время "История Томаса Мюнцера" (ее автором долгое время считали Меланхтона) так описывает положение в городе:

"Это было начало нового Христова царства. Сразу же они изгнали всех монахов, забрали монастыри и всю их собственность. Там был монастырь иоаннитов с большими угодьями, его забрал себе Томас.

И чтобы всегда участвовать в делах, пошел он в совет и объявил, что все решения должны приниматься по откровению Бога и на основе Библии. И так, что ему нравилось, считалось справедливым и особым повелением Божиим.

Он учил также, что вся собственность должна быть общей, как написано в Деяниях Апостолов, что они сделали все общим. Этим он так настроил народ, что никто не хотел работать, но если кто имел нужду в еде или одежде, то шел к богатому и требовал это по Христову праву, ибо Христос велел делиться с нуждающимися. А кто не давал охотой, у того отнимали силой. Так поступали многие, в том числе те, кто жил с Томасом в иоаннитском монастыре. Такой разбой разжигал Томас и множил ежедневно и грозил всем князьям, что он всех их унизит" (28, с. 42).

Учение Мюнцера, согласно тому же документу, включало уничтожение властей и общность имущества:

"согласно требованиям христианской любви, никто не должен возвышаться над другим, каждый человек должен быть свободен, и должна быть общность всех имуществ" (28, с. 38)

Лютер писал, что Мюнцер – король и властитель, правящий в Мюльхаузене. В городе делали оружие, граждане учились военному делу, были наняты ландскнехты. К этому времени крестьянское восстание распространилось на все окрестные области. Большими партиями жители Мюльхаузена и соседних деревень двигались на окрестные замки, грабили их, жгли, разрушали. Сохранилось сообщение о приказе Мюнцера:

"полностью разрушать все замки и дома дворянства, ничего не оставлять на месте" (20, с. 519).

Были организованы команды поджигателей. Награбленное имущество увозили в город на телегах.

Мюнцер рассылал гонцов и послания, отдавая распоряжения о пытках пойманных "злодеев", о разрушении всех монастырей и замков, возбуждая другие города к восстанию. Вот что он писал жителям Альштадта:

"Дорогие братья, доколе вы будете спать? Время приспело. Вся немецкая, французская и итальянская земля поднялась" (28, с. 74).

"Если вас будет только трое, но вы будете твердо уповать на имя Божие, не бойтесь и ста тысяч" (28, с. 75).

"Вперед, вперед, вперед! Давно уже время. Пусть добрые слова этих Исавов не вызовут у вас милосердия. Не глядите на страдания безбожников! Они будут вас так трогательно просить, умолять, как дети. Не давайте милосердию овладеть вашими душами, как Бог приказал Моисею, да и нам Он открыл то же" (28, с. 75).

"Вперед, вперед, пока железо горячо. Пусть ваш меч не остывает от крови!" (28, с. 75).

Действительно, если и не "вся немецкая, французская и итальянская земля", то вся Средняя Германия – Тюрингия, Саксония, Гессен – поднялась. Деятелем был здесь уже известный нам Томас Мюнцер.

Карта крестьянской войны в Германии 1524-1525

К началу мая 1525 г. князья начали собираться с силами. Большую роль в организации их движения сыграло письмо Лютера "О разбойничающих и душегубствующих крестьянских шайках". К середине мая у Франкенхаузена начали собираться два войска. Оба были примерно равной численности – около 8000 человек.

Мюнцер выехал впереди своего войска, окруженный 300 телохранителями, с обнаженным мечом, который символизировал цель восставших – уничтожить безбожников. К нему присоединились некоторые дворяне. Мюнцер писал другим, грозя и призывая примкнуть к нему. Графу Эрнсту Мансфельду он писал:

"Чтобы ты знал, что мы имеем силу приказывать, я говорю: вечный живой Бог повелел сбросить тебя с престола и дал нам силу это совершить.

Про тебя и тебе подобных Бог сказал: твое гнездо должно быть вырвано и растоптано" (28, с. 78).

Письмо кончалось словами:

"Я иду вслед. Мюнцер с мечом Гедеона".

В войске Мюнцера распространились панические настроения. Пытались завести переговоры с противником. Начались казни по подозрению в измене. Мюнцер старался воодушевить своих сторонников:

"скорее изменится природа земли и неба, чем Бог оставит нас" (28, с. 45).

Он обещал, что будет ловить пули в свои рукава. Но когда раздались первые выстрелы, войско повстанцев бросились врассыпную. Тысячи из них были побиты на поле боя.

"Мюнцер с мечом Гедеона" в минуту поражения потерял всякое присутствие духа (подробнее см. 22, с. 225). В этом он оказался первым в длинной череде революционных вождей, тянущейся до наших дней. Он бросился в город, нашел пустой дом и забрался в постель, притворившись больным. Зашедший грабитель солдат нашел в брошенной впопыхах сумке письма, адресованные Мюнцеру, и схватил его. На дознании, спрошенный об одной казни 4-х человек, Мюнцер сказал:

"Не я их казнил, дорогие братья, но Божья правда".

Мюнцера подвергли пытке. Когда он закричал, допрашивавший сказал, что тем, кто из-за него погиб, пришлось хуже. Засмеявшись, Мюнцер ответил: "Они сами иного не хотели".

Его отправили в замок того самого графа Мансфельда, которому он писал: "я иду вслед". Мюнцер полностью признался, выдал имена своих товарищей по тайному союзу. Перед казнью он обратился с письмом к жителям Мюльхаузена, где призвал их не восставать против властей, следуя завету Христа.

"Хочу сказать в моем прощании, чтобы снять тяжесть со своей души, что следует избегать возмущений, дабы не лилась напрасно невинная кровь" (28, с. 84).

"Помогите по возможности моей жене и в особенности избегайте кровопролития, в чем я вас искренне предупреждаю" (28, с. 83).

Мюнцеру отрубили голову и выставили ее напоказ. Перед казнью он причастился по католическому чину и умер как сын католической церкви.

Современники считали Мюнцера центральной фигурой Крестьянской войны. Лютер и Меланхтон полагали, что он является самым опасным ее вождем. Себастьян Франк называл эту войну "мюнцеровским восстанием", а герцог Георг Саксонский писал, что с казнью Мюнцера войну можно считать законченной (20, с. 257). Однако эта высокая оценка роли Мюнцера вряд ли имела в виду его роль как организатора: скорее, здесь подразумевалась его функция создателя идеологии ненависти и разрушения, питавшей восстание. Эту же сторону его деятельности имел, вероятно, в виду Лютер, когда в письме Гансу Рюгелю писал:

"Кто видел Мюнцера, тот может сказать, что видел дьявола во плоти в крайней его лютости" (28, с. 222).

Литература о Мюнцере

Штробель. Жизнь, сочинения и учение Томаса Мюнцера. 1795

Зидеманн. Томас Мюнцер. 1842

Меркс. Томас Мюнцер и Пфейфер.

Томас Мюнцер (политико-правовые воззрения)

Политические и правовые взгляды Томаса Мюнцера

Томас Мюнцер – немецкий революционер. Годы жизни: около 1493 по 1525 г.

Мюнцером была разработана весьма смелая радикальная программа. Придавая своему учению, богословскую религиозную форму, по существу, он выступал критично как против римской церкви, так и против большинства догматов христианского вероучения, считая, что неправильно противопоставлять разум и веру, полагая при этом, что последняя есть не больше, чем пробуждение в человеке разума. Мюнцер полностью отказывался признавать веру в ад и рай, в дьявола, в осуждение грешников и магическое значение причащения. Христос в его понимании был простым человеком, а не Богом, но при этом философским учителем и пророком новых времён.

Государство по Томасу Мюнцеру

Томас преследовал цель установить немедленно на земле царство Божье. Для этого он требовал возврат церкви к её первоначальному виду, а также ликвидации всех учреждений, которые находились с данной раннехристианской, а на самом деле, совершенно обновлённой церковью. Однако под самим царством Божьим Мюнцер понимал исключительно общественный строй, в котором более не будет существовать частная собственность, классовые различия и обособленная, противостоящая членам общества государственная власть.

Для того чтобы осуществить данную программу Томас Мюнцер предлагал сформировать союз и предложить князьям и другой аристократии войти в него. Если же они ответили бы отказом, то их следовало перебить всех до одного с оружием в руках.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...