Отношение правительства к еврейскому населению. Евреи в российской империи

В данной статье мы рассмотрим проблематику еврейского вопроса, который на протяжении всей Российской истории занимал немаловажное место в политике государства. Центральное место в национальной политике Российской империи еврейский вопрос начинает занимать только в конце XVIII века.

В работе мы коснёмся предыстории еврейских общин в России, а также рассмотрим политику Екатерины II и Александра I по отношению к еврейскому населению.

История еврейского народа на территории Российского государства насчитывает не одну сотню лет. Первые евреи появились на территориях входящих в состав Российской империи еще до нашей эры, затем в VIII–IX веках на территориях Северного Кавказа существовал Хазарских Каганат, где евреи занимали достаточно влиятельное положение . Известно, что уже в X веке существовала еврейская община в Киеве. Таким образом мы видим, что евреи исторически проживали на территории Российской империи. При этом количество евреев в Российской империи вплоть до второй половины XVII века было невелико .

Однако, в период правления Екатерины II происходят разделы Речи Посполитой, в результате которых в состав империи входят земли, которые были населены в значительной степени евреями. Ввиду отсутствия переписей населения нельзя назвать точное количество евреев проживающих на этих территориях. Согласно точке зрения историка Феликса Канделя еврейское население Российской империи к концу XVIII века составляло около семисот тысяч человек . Евреи активно занимались торговлей и промышленностью, поэтому Екатерина решает использовать их потенциал для развития экономики Российской империи .

Важным звеном в политике Екатерины Великой по отношению к евреям было объявление свободы вероисповедания на территориях раннее принадлежавших Речи Посполитой. По мнению Е.В. Абакумовой провозглашение данного принципа впервые в истории давало евреям право селиться и проживать на территории Российской империи . Своими законодательными актами, касающимися евреев на вновь присоединённых территориях, Екатерина сохраняла за евреями право заниматься теми профессиями, в которых они уже были задействованы, но при условии их повиновения новым властям .

По решению Екатерины II c 1780 года евреи должны были записаться в мещанское или же в купеческое сословие . Большинство еврейского населения стало принадлежать к сословию мещанскому, и получило все его права, в области финансового управления территориями, а также в области местного самоуправления. Однако в последствии эти права были ограниченынако в последствии эти права были ограничже в области местного самоуправлен получило все его права, в области ввиду недовольства нееврейского населения. Кроме того евреев лишили традиционного права на винокурение.

Главным событием еврейской жизни конца XIX века стало введение черты осёдлости. 23 декабря 1791 года Екатерина издаёт указ о создании черты оседлости, куда входили территории на которым евреям разрешалось постоянно проживать. В черту оседлости вошли все вновь присоединенные территории, а также Малороссийские территории. Введение черты оседлости имело широкий спектр причин, таким образом государство старалось прикрепить евреев к своим общинам, остановить экономическую экспансию евреев на территории центральных губерний, вызывавшую недовольство местного купечества и мещанства .

В 1794 году Екатерина издаёт указ «О сборе с евреев, записавшихся по городам в мещанство и купечество, установленных податей вдвое против положенных с мещан и купцов Христианского закона разных исповеданий», который обязывает евреев указанных сословий уплачивать налоги вдвое большие, чем уплачивали христиане тех же сословий .

Среди причин такой политики Екатерины II по отношению к еврейскому населению на наш взгляд следует отметить желание правительства одновременно и защитить интересы купечества российских губерний, желание извлечь максимальную выгоду из присутствия евреев на территории империи, а также необходимость пополнять государственную казну, истощенную войнами конца XIX века. Другим источником такой политики Екатерины II было желание заселить Новороссию, а согласно законодательству империи все переселенцы освобождались от податей в пользу государства .

За своё короткое царствование Павел I не успел совершить каких-либо глубоких решений в направлении еврейского вопроса, однако именно при нём решением Сената было подтверждено, что крепостное право евреев распространяться не может. По мнению историка Ф. Канделя евреи фактически были полноправными гражданами, с ограниченной свободой передвижения .

В 1801 году императором Российской империи становится сын Павла I и внук Екатерины Великой – Александр I. Александр воспитывался при активном участии своей бабушки в либеральном духе, поэтому начало его правления было ознаменовано началом реформ. Еврейский вопрос также попал в сферу реформ молодого императора. В ноябре 1801 года он создаёт Комитет по благоустройству евреев, куда вошли несколько влиятельных государственных деятелей, таких как Михаил Сперанский, Адам Чарторыйский, Гаврила Державин и другие. Целью создания этого комитета было улучшение положения евреев, а также совершенствование законодательства, касающегося евреев.

Итогом работы данного комитета стало Положение о устройстве евреев, изданное в декабре 1804 года, которое стало основным законодательным источником по отношению к евреям в первой четверти XIX века . Можно сказать, что данный документ улучшил положение евреев, государство способствовало переходу евреев земледелию, для чего им было разрешено приобретать незаселенные земли и нанимать работников-христиан, и не только на территории черты оседлости, но в Кавказской и Астраханской губерниях. Была отменена двойная подать с евреев, а также еврейские предприниматели были полностью уравнены с христианами-предпринимателями .

Кроме того евреям разрешалось открывать свои школы, в которых должно было вести преподавание на одном из европейских языков. Положение разрешало евреям поступать во все без исключения учебные заведения империи, при условии запрета ношения традиционной еврейской одежды.

Однако ряд пунктов документа вызвали недовольство евреев, например пункт о выселение евреев из деревень и сёл. Десятки тысяч евреев оказались выселены из своих жилищ и отправлены в города черты оседлости. Правительство рассчитывало, евреи станут либо земледельцами, либо наёмными работниками. Действительно на пустующих южных губерний было основано несколько еврейских сельскохозяйственных поселений. Однако никаких шагов в сторону развития промышленности в губерниях черты оседлости сделано не было, и поэтому тысячи семей оказались в тяжком положении.

Невозможность выполнения данного пункта вызвало повторное создание комитета по еврейским вопросам в 1807, а затем в 1809 годах. Последний комитет пришел к выводу, евреи приносят пользу экономике империи, а выселение усугубляет их положение .

Мы считаем, что Положение об устройстве евреев имело своей целью использовать их потенциал в экономическом развитии России, способствовать занятию евреями земледелием, а также положить начало их ассимиляции в российском обществе. Но выселение евреев из сел и деревень губительно сказалось на материальном положении большой доли представителей этой этнической группы.

После окончания Отечественной войны 1812 года, а также последовавшего за ней Заграничного похода русской армии, начинается новый этап правления Александра I. В последнее десятилетие своего правления император переходит к более консервативной политике, и не проводит крупных реформ либеральной направленности. Александр первый отходит от активной государственной деятельности и углубляется в религиозный мистицизм.

Под влиянием религиозных идей в 1817 году Александр создаёт «Комитет для всех обращающихся в христианство евреев». Перешедшие в христианство евреи имели право на получение в собственность сельско-хозяйственных земель для работы на них, а государственные органы должны были оказывать им всяческое содействие. Кроме того учреждается и «Общество израильских христиан», в данное общество вступали евреи, принимавшие христианство, а покровительствовал обществу сам император.

Члены общества получали ряд прав, которых евреи ведущий традиционный образ жизни не имели. Александр предполагал создать из членов общества отдельные поселения, земли были выделены в Екатеринославской губернии, но так и не были заселены.

Принявшие христианство получали целый ряд привилегий, таких как освобождение от рекрутской повинности, освобождение от земских повинностей, получали право производить винно-водочную продукцию, а также свободу торговой и ремесленной деятельности по всей империи. Также они имели право организовывать собственные полицейские органы в поселениях .

Несмотря на предоставленные привилегии евреи не стремились обращаться в христианство, по сообщениям князя Голицина, бывшего александровским министром духовных дел и народного просвещения, из более чем миллионного еврейского населения империи в христианство перешло лишь несколько сотен человек, из которых невозможно было создать ни одно поселение. В итоге «Общество израильских христиан» было упразднено в 1833 году уже Николаем I .

По нашему мнению политика Александра I по отношению к евреям была направлена на разрушение традиционного уклада еврейской жизни и ассимиляцию евреев в российском обществе.

Таким образом, рассмотрев политику российского государства по отношению к евреям в конце XVIII и начале XIX века мы можем сделать вывод, что данная политика носила двойственный характер. Можно сказать, что отношения государства к еврейскому населению изменялось волнообразно. Первоначально государство не стремилось ограничить права евреев, но по мере увеличения количества еврейского населения их права всё же ограничивались. Государство вводило черту оседлости, двойные подати для евреев, ограничивало свободу их передвижения. Во времена правления Александра I государство стремилось разрушить замкнутую еврейскую общину, ассимилировать евреев среди остального населения империи, русифицировать их.

Говоря о характерных чертах правового положения евреев в данном временном периоде, следует отметить, что государство стремилось извлечь максимальную выгоду из их присутствия на своей территории, а также ослабить влияние замкнутой национально-религиозной общины на своих западных рубежах.


Библиографический список
  1. Абдулпатахова Х.М. К вопросу о распространении иудаизма в Хазарии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008 год. № 80. С. 13–16.
  2. Россия. Евреи на территории Древней Руси до XIV // Краткая Еврейская Энциклопедия. Том 7. Иерусалим, 1994. 1046 с.
  3. Кандель Ф. Очерки времён и событий из истории российских евреев. Часть вторая. Иерусалим: Тарбут. – 1990 год. 297 с.
  4. Козлитин Г.А. Правовое положение евреев в российской империи XVIII – XIX века: цивилистический аспект // Вестник Института мировых цивилизаций. 2014 год. № 8. С. 52-58.
  5. Абакумова Е.В. Правовое положение евреев в Российской империи в конце XVIII – начале XIX вв.: диссертация кандидата юридических наук. Москва, 2014. 363 c.
  6. Егоров В.В. Правовые особенности политики правительства Екатерины II в отношении еврейского населения Российской империи во второй половине XVIII века // Юридическая наука и практика. 2012. № 20. С. 149 – 152.
  7. Егоров В.В. Положение «О устройстве евреев» от 9 декабря 1804 г. Как источник законодательства, регулировавшего правовой статус еврейского населения российской империи в начале XIX в // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012 год. № 4. С. 330-334.
  8. Егоров В. В. Основы конфессиональной политики правительства Александра I в отношении евреев в первой четверти XIX века. // Вестник Нижегородской Правовой Академии. 2014. № 1. С. 12-20.
  9. Егоров В.В. Христианизация российских евреев в первой четверти XIX века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2013. № 6. С. 106-109.

После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века в состав Российской империи вошли территории, на которых в течение нескольких веков проживали евреи. Согласно переписи населения 1897 года, еврейская община насчитывала 5 с лишним миллионов человек, живших в пределах учрежденной Екатериной II черты оседлости. Именно это территориальное ограничение проживания еврейского населения предопределило их дальнейшее компактное расселение в штетлах или местечках. Предложенная деятелями прусской Хаскалы (просветительского движения) идея необходимой европеизации евреев и интеграции их в общественные структуры («немцы Моисеева закона») привела к формированию основ национальной идентичности и проектам создания независимого еврейского государства.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.

Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

Jews of Odessa. From: Telfer, John Buchan (1876) Фрагмент

Если в разночинстве завершилась десоциализация русской интеллигенции, то со следующим «исходом» довершилась её денационализация , в результате чего интеллигенция становилась более люмпенизированной. Общеевропейское разложение религиозного сознания захватило и еврейскую диаспору в России.

А.И. Солженицын в книге «Двести лет вместе» описывает общественные процессы, которые во второй половине XIX века выталкивали молодые поколения из еврейской диаспоры. Российская власть сознавала необходимость изменения жизненного уклада еврейской диаспоры: «Если при Николае I правительство ставило задачу - сперва реформировать еврейский внутренний быт, постепенно разряжая его через производительный труд и образование и так ведя к снятию административных ограничений, то при Александре II , напротив, правительство начало с быстрого снятия внешних стеснений и ограничений, не доискиваясь до возможных внутренних причин еврейской замкнутости и болезненности, надеясь, что тогда сами собой решатся и все остальные проблемы; начало “с намерением слияния сего народа с коренными жителями страны”, как сказано было в высочайшем повелении 1856 г.» (А.И. Солженицын).


В 1856 году был создан седьмой по счёту на эту тему Комитет по устройству быта евреев. «В Комитете получили развитие доводы против равноправия: что рассматриваемый вопрос - не столько еврейский, сколько русский; что опрометчиво было бы открывать полное равноправие евреям прежде, чем будет поднят образовательный и культурный уровень населения русского, чья тёмная масса не сможет отстоять себя перед экономическим напором еврейской сплочённости; что евреи стремятся совсем не к слиянию с гражданами страны, а к получению всех гражданских прав при сохранении своей обособленности и спаянности, какой нет между русскими. Однако эти голоса не получили влияния. Ограничения с евреев снимались одно за другим» (А.И. Солженицын). После многих послаблений сохранявшаяся черта оседлости стала переживаться еврейской общиной более болезненно.

Об условиях жизни российских евреев говорит прирост еврейского населения. В 1864 году, не считая Польши, в России жило 1,5 миллиона евреев. С Польшей же в 1850 году - 2,3 миллиона, в 1880 году около 4 миллионов. К концу XIX века еврейское население в России за столетие выросло больше чем в пять раз и составляло около 51% от мирового еврейства. Динамичный прирост, помимо всего, создавал многие проблемы для власти. «При таком экстраросте российского еврейства - всё настоятельнее сталкивались две национальные нужды. Нужда евреев (и свойство их динамичной трёхтысячелетней жизни): как можно шире расселиться среди иноплеменников, чтобы как можно большему числу евреев было бы доступно заниматься торговлей, посредничеством и производством (затем - и иметь простор в культуре окружающего населения). А нужда русских, в оценке правительства, была: удержать нерв своей хозяйственной (затем - и культурной) жизни, развивать её самим» (А.И. Солженицын).

Отмена крепостного права и начало Александровских реформ неожиданно ухудшили материальное положение большинства еврейского населения.«Социальная перемена была в том, что переставал существовать многомиллионный, бесправный и лишённый подвижности класс крестьянства, отчего падало в сравнительном уровне значение личной свободы евреев. Аэкономическая - в том, что “освобожденный от зависимости крестьянин… стал меньше нуждаться в услугах еврея”, то есть освободился от строгого запрета вести и весь сбыт своих продуктов, и покупку товаров - иначе, чем через назначенного посредника (в западных губерниях почти всегда еврей). И в том, что помещики, лишившись дарового крепостного труда, теперь, чтобы не разориться, “были вынуждены лично заняться своим хозяйством, в котором ранее видная роль принадлежала евреям как арендаторам и посредникам в многообразных торгово-промышленных делах” (Ю. Гессен). Отметим, что вводившийся в те годы поземельный кредит вытеснял еврея “как организатора финансовой основы помещичьего быта” (Ю. Гессен). Развитие потребительных и кредитных ассоциаций вело к “освобождению народа от тирании ростовщичества” (Оршанский)» (А.И. Солженицын).

Либеральные реформы раскрепощали жизненный уклад всех слоёв населения, в том числе и евреев, но расширение возможностей самодеятельности для большинства русского населения создавало новые трудности для жизни евреев в России: «Интеллигентный современник передаёт нам в связи с этим тогдашние еврейские настроения. Хотя евреям открыт доступ к государственной службе и к свободным профессиям, хотя “расширены… промышленные права” евреев, и “больше средств к образованию” и “чувствуется… в каждом… уголку” “сближение… между еврейским и христианским населением”; хотя остающиеся “ограничения… далеко не соблюдаются на практике с таким рвением” и “исполнители закона относятся теперь с гораздо большим уважением к еврейскому населению” - однако положение евреев в России “в настоящее время… в высшей степени печальное”, евреи “не без основания сожалеют” о “добром старом времени», везде в черте оседлости слышатся» сожаления [евреев] о прошедшем”. Ибо при крепостном праве имело место “необыкновенное развитие посредничества”, ленивый помещик без “еврея торгаша и фактора” не мог сделать шага, и забитый крестьянин тоже не мог обойтись без него: только через него продавал урожай, у него брал и взаймы. “Промышленный класс” еврейский “извлекал прежде огромные выгоды из беспомощности, расточительности и непрактичности землевладельцев”, а теперь помещик схватился всё делать сам. Также и крестьянин стал “менее уступчив и боязлив”, часто и сам достигает оптовых торговцев, меньше пьёт, и это, “естественно, отзывается вредно на торговле питьями, которой питается огромное число евреев” (Оршанский)» (А.И. Солженицын). Еврейское предпринимательство оправилось после отмены крепостного права и винных откупов, развило аренду и покупку земель, выкуп и организацию промышленных предприятий. В 1872 году четверть сахарных заводов юго-запада, мукомольных, лесных и других фабричных производств принадлежала евреям; в 1878 году евреи вели 60% хлебного экспорта.

Бурные социально-экономические изменения сказались на культурной ситуации еврейских общин. С шестидесятых годов еврейская интеллигенция ориентируется с немецкой на русскую культуру. Нарождающаяся еврейско-русская интеллигенция встретилась с культурой русской интеллигенции, которая была пропитана европейским рационализмом, позитивизмом, атеизмом. Еврейское просвещение 1860-1870-х годов было ориентировано на ассимиляцию с русской культурой. Но «в условиях России ассимилироваться предстояло не с русским народом, которого ещё слабо коснулась культура, и не с российским же правящим классом (по оппозиции, по неприятию) - а только с малочисленной же русской интеллигенцией, зато - вполне уже и секулярной, отринувшей и своего Бога. Так же рвали теперь с еврейской религиозностью и еврейские просветители» (А.И. Солженицын). Еврейская интеллигенция отрывается от еврейской народной массы, которую ассимиляция не затрагивала. С 1860-х годов еврейская молодёжь училась у русской интеллигенции «гойскому просвещению» - нигилизму , в 1870-х отдалась идеалам народничества. Потеряв консервативные корни, еврейская молодёжь не обретала новой почвы и была склонна к радикальным идеям . «Многие поспешливые молодые люди оторвались от своей почвы, но и не вросли в русскую, они остались вне наций и культур - тот самый материал, который так и нужен для интернационализма» (А.И. Солженицын).

В конце 1870-х - начале 1880-х годов возникает водораздел междукосмополитическим и национальным направлениями в российском еврействе. Этому способствовали европейская атмосфера, в которой накалялась национальная идея, а также ухудшение отношения к евреям в русском обществе. Роковую роль и в этом сыграло цареубийство. «Убийство царя-Освободителя - произвело полное сотрясение народного сознания, - на что и рассчитывали народовольцы, но что, с течением десятилетий, упускалось историками… Убийство 1 марта 1881 года вызвало всенародное смятение умов. Для простонародных, и особенно крестьянских, масс - как бы зашатались основы жизни. Опять же, как рассчитывали народовольцы, это не могло не отозваться каким-то взрывом. И - отозвалось. Но непредсказуемо: еврейскими погромами, в Новороссии и на Украине» (А.И. Солженицын). Масштабы и жестокость погромов крайне преувеличивались. Погромы нередко провоцировались террористическими организациями: Александр III был уверен, что «в преступных беспорядках на юге России евреи служат только предлогом, это дело рук анархистов» . Брат царя - великий князь Владимир Александрович - заявлял: «беспорядки, как теперь обнаружено правительством, имеют своим источником не возбуждение исключительно против евреев, а стремление к произведению смут вообще» . Генерал-губернатор Юго-Западного края докладывал: «общее возбуждённое состояние населения обязано пропагандистам» .

«И неудавшиеся погромы в Одессе и Екатеринославле, скорее всего, раздувались уже народниками. А движение погромщиков именно вдоль железных дорог и участие в погромах именно железнодорожных рабочих - позволяет предположить подстрекательство легкоподвижных агитаторов, особенно с этим возбуждающим слухом, что “скрывают приказ царя”: за убийство его отца бить именно евреев» (А.И. Солженицын). В Одессе погромы были организованы по преимуществу греками-купцами, у которых одесские евреи отбили торговлю, и никогда погромы (вопреки многочисленным обвинениям) не провоцировались властями. Погромы были осуждены даже «реакционными» «Московскими ведомостями», редактор которых М.Н. Катков,«всегда защищавший евреев, клеймил погромы как исходящие от “злокозненных интриганов”, “которые умышленно затемняют народное сознание, заставляя решать еврейский вопрос не путем всестороннего изучения, а с помощью “поднятых кулаков”» (А.И. Солженицын). Тем не менее «с рубежа 1881 года начался решительный отворот передового образованного еврейства от надежд на полное слияние со страной “Россия” и населением России… Хотя уже тогда выяснилась и не оспаривалась несомненная стихийность погромной волны и никак не была доказана причастность к ней властей, а напротив - революционных народников, однако не простили этих погромов именно русскому правительству - и уже никогда впредь. И хотя погромы происходили в основном от населения украинского - их не простили и навсегда связали с именем русским» (А.И. Солженицын).

С началом реформ Александра II, ослаблявших ограничения для еврейской диаспоры, еврейские имена встречаются среди революционеров, с начала 1880-х годов резко возрос приток радикальной еврейской молодёжи в русское революционное движение. «И тут возникла ещё та тревожная для правительства связь, что вместе с умножением евреев среди студенчества - заметно умножалось и их участие в революционном движении… Радикальная революционность стала растущей стезей активности среди еврейской молодёжи. Еврейское революционное движение стало качественно важной составляющей революционности общерусской. Количественное соотношение русских и еврейских революционеров в разные годы - впечатляет… Российские революционеры с годами всё больше нуждались в еврейском соучастии, всё больше понимали выгоду использовать евреев как зажигательную смесь в революции, использовать их двойной порыв: против стеснений национальных и стеснений экономических» (А.И. Солженицын).

Социальные, экономические причины еврейской революционности в России перевешиваются мотивацией идейной, глубинной духовной чуждостью еврейства русской православной цивилизации - русской религиозности, образу жизни, власти. У большинства еврейского общества«настроение было с конца XIX в. - постоянное раздражение против российского образа правления, - и в этом идеологическом поле воспитывалась молодёжь ещё и до своего отпочкования от еврейства» (А.И. Солженицын). С каждым десятилетием евреев в революционном движении становилось больше. Коммунист Лурье-Ларин свидетельствовал, что «в царских тюрьмах и ссылке евреи обычно составляли около четверти всех арестованных и сосланных». Марксистский историк М.Н. Покровский утверждал, что «евреи составляли от 1/4 до 1/3 организаторского слоя всех революционных партий» . С.Ю. Витте указывал, что евреи, составляя 5% населения России, поставляют 50% революционеров.

Начиная с 80-х годов XIX века исход еврейской молодёжи из местечковых общин направлен по преимуществу в революционное движение.«Освобожденное духовно с 80-х годов из черты оседлости силой европейского “просвещения”, оказавшись на грани иудаистической и христианской культуры, еврейство, подобно русской интеллигенции Петровской эпохи, максимально беспочвенно, интернационально по сознанию и необычайно активно , под давлением тысячелетнего пресса. Для него русская революция есть дело всеобщего освобождения. Его ненависть к царской и православной России не смягчается никакими бытовыми традициями. Еврейство сразу же занимает в русской революции руководящее место. Идейно оно не вносит в неё ничего, хотя естественно тяготеет к интернационально-еврейскому марксизму… Но на моральный облик русского революционера оно наложило резкий и тёмный отпечаток» (Г.П. Федотов).

Молодежь диаспоры отказывается от традиционной веры, уклада, но сохраняет агрессивное неприятие христианской цивилизации, в которой пришлось жить еврейству. Местечковая община в любой стране воспитывала отчуждение отгойской культуры , иначе еврейство не сохранилось бы в течение тысячелетий ни кровно, ни духовно. Установка на отторжение окружающего мира возбуждала агрессивные инстинкты, которые у мягкого и невоинственного народа проявлялись презрительным отчуждением и глухим сопротивлением, а не самоубийственной борьбой. Но нереализованная и ограничиваемая моральными нормами враждебность к христианству накапливалась и усиливала подсознательные очаги ненависти и агрессии. С разложением уклада еврейской общины сдерживающие моральные скрепы отпадают. Не связанная с традициями своей второй родины, еврейская молодёжь видит в них не только бесполезный и вредный для человечества хлам, но и основную причину исторических злоключений еврейства.

Виктор Чернов в «Записках социалиста-революционера» (1922) приводит высказывания своего друга-еврея, они характеризуют типичное отношение еврейской интеллигенции к России: «Нет края, где бы не презирали или не ненавидели евреев, нет края, где бы не издевались над ними! Но там хоть впрок пошли человеческие жертвы, а у вас? Темнее и беспросветнее, чем когда-либо, - в России. Ваш народ - раб, он уже голодает и будет голодать, умирать будет, только простирая униженно руки за подаянием, и будет благословлять тех насыщенных, которые обронят мимоходом крохи со своего стола в эти исхудалые руки. Ваша интеллигенция вспыхивает, как пучок сухой соломы, может быть и ярким светом, но через мгновение на этом месте нет уже ничего, кроме горсточки охладевшей золы! Наш народ вы гнали, но века гонений только сделали нас твёрже, как вековая тяжесть земных пластов творит каменный уголь, - он горит не как солома, а ровным и сильным светом, он и светит и греет, - почему же вы горите, как солома, а не как раскалённый каменный уголь? Ваша проклятая славянская равнина создала вас шатунами и ленивцами в одно и то же время, безалаберными, легко отходчивыми в гневе, непрочными в любви, вялыми в труде; вы добродушны, потому что вам лень быть злыми, вы широки, потому что сосредоточиться для вас - смерть, и вы ещё горды собой, вы всех считаете слишком узкими и не доросшими до себя, вы, для которых недоросль - национальный тип! Ваша интеллигенция - недоросль, ваша культура - недоросль, ваша промышленность - недоросль, ваш государственный строй - недоросль, ваш народ - недоросль! Лучшие ваши люди умеют только говорить жалкие слова, как Чацкий, восхищающий вас Чацкий, который в жизни пасует и перед Молчалиным, и перед Фамусовым, и перед Скалозубом; и все вы, его потомки, ухитряетесь только оказываться в вашей жизни “умными ненужностями” и “лишними людьми!”»

Уходя изучать гойскую науку , еврейская молодёжь оказывалась в атмосфере революционной интеллигенции, идеалы которой соответствовали запросам недавно эмансипированных умов. «Эти элементы еврейского народа, утратившие культурное содержание старого еврейства, в то же время оставались чуждыми не только русской культуре, но и вообще какой бы то ни было культуре. Эта духовная пустота , скрывавшаяся под лишь поверхностно усвоенной европейской культурой, делала евреев, уже в силу своего преимущественного занятия торговлей и промышленностью склонных к материализму, крайне восприимчивыми к материалистическим политическим учениям… Столь свойственное евреям рационалистическое мышление… располагает их к усвоению доктрин вроде революционного марксизма» (И.О. Левин). Предельно беспочвенная и необычайно динамичная сила вливается в ряды русской интеллигенции и вскоре доминирует в ней. От столкновения трёх «исходов» - дворянского, разночинского и еврейского - радикализация русской интеллигенции предельно возрастает. Общеинтеллигентский индифферентизм вытесняется ненавистью ко всему почвенному: к национальной культуре, традиционной власти, Русской Церкви и Православию. В глазах новых людей русского еврейства национальная Россия - её исторический уклад, религия, культура, государственная власть - является главным врагом евреев, а поскольку интернациональное еврейское сознание отождествляет себя с общечеловеческим, то Россия - враг цивилизации и человечества - вызывает презрение, ненависть и стремление её разрушить. Еврейский прилив взнуздывает степень революционности интеллигенции. Не случайно начало еврейского притока в революционное движение совпадает с переходом от народнической тактики к политическим убийствам - террору против российской традиционной власти. Эти тенденции дали основание Ф.М. Достоевскому предвидеть: «Когда революция начнётся, отовсюду и всюду полезут евреи и временно воцарятся в России… а образованные из них, будучи крайне самолюбивы и обидчивы… представят собою самый озлобленный элемент среди бунтовщиков» .

Еврейская религия воспитывала ненависть не только к гойской культуре, но и к Христу и христианству. Поэтому исход еврейской молодёжи в революционное движение придал ему мощный антихристианский импульс. До того интеллигентский атеизм носил отвлеченно нигилистический характер, с приходом еврейства атеизм воспалился до ненависти к христианству и добогоборчества . Русская интеллигенция ориентировалась на марксизм - наиболее интернациональную и радикально богоборческую идеологическую доктрину - в значительной мере под влиянием выходцев из черты оседлости, о чём свидетельствуют еврейские авторы: «Русский марксизм в чистом его виде, списанный с немецкого, никогда не был русско-национальным движением, и революционно настроенной части русского еврейства, для которой воспринять социалистическое учение по немецким книжкам не составило никакого труда, естественно было принять значительное участие при пересадке этого иностранного фрукта на русскую почву» (В.С. Мандель). Еврейскому сознанию не чужды были идеи религиозного осмысления миссии Карла Маркса: «Моисей за 1250 лет до Христа первый в истории провозгласил проповедь коммунистических манифестов в капиталистическом государстве… а в 1848 году вторично взошла вифлеемская звезда - и опять она взошла над крышами Иудеи: Маркс» (Фриц Кан).

К концу XIX века увеличивается приток других национальностей в русскую интеллигенцию. В органичных условиях это обогащает культурный слой. В ситуации дерусификации образованных сословий усиление инородных влияний разжигало русофобию. В подсознании русских мальчиков (Ф.М. Достоевский) действовали некоторые охранительные табу, «мальчикам» нерусским в русской культуре

Виктор Аксючиц

Сам по себе еврейский вопрос возник в 1772 году при Екатерине II, когда в результате раздела Польши к России отошли территории со значительным еврейским населением. Именно тогда и появились первые законодательные акты, регулировавшие статус евреев в российской империи. На протяжении последующего столетия государственная политика по отношению к этой самобытной религиозно-этнической группе колебалась от предоставления полного равенства в правах с прочими поданными до строгих ограничительных мер. 15

Известно, что для еврейского населения еще с 17 века была установлена «черта оседлости», в пределах которой им разрешено было проживание; она включала Бессарабию, Виленскую, Волынскую, Гродненскую, Екатеринославскую, Ковенскую, Минскую, Могилевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую и Киевскую губернии. Однако это ограничение не распространялось на евреев определенных социальных категорий: купцов 1-й гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. 16

В связи с этим еврейский вопрос всегда представлял собой трудную проблему не только Российского государства, но и многих других. Однозначных причин антисемитизма в Российской империи установить, пожалуй, невозможно. Но факт его явного присутствия в стране не вызывает сомнений.

Еврейский вопрос в контексте национальной политики Александра III нельзя оценить однозначно. Конечно, жесткая национальная политика императора не могла обойти стороной еврейское население.

Уже вскоре после восшествия на престол Александр III помимо своей воли столкнулся с еврейским вопросом. В середине апреля 1881 года в городе Елизаветграде (Кременчуге), а затем и во многих других пунктах случились антиеврейские выступления – погромы, вспыхивавшие потом на протяжении многих месяцев. Поводом к ним послужили широко расходившиеся в народной массе слухи, что якобы именно евреи были повинны в убийстве царя Александра II.

Правительство России и лично царя Александра III потом много раз будут совершенно бездоказательно обвинять чуть ли не в потакании таким насильственным акциям. В действительности все выглядело совсем иначе.

После начала погромов, приведших к разорению домов, магазинов, лавок, к расхищению имущества и жертвам (за все время погибло 2 еврея и 19 крестьян, участвовавших в погромах), царь настаивал на применении жестких мер в отношении смутьянов. Войска для прекращения беспорядков использовались без колебаний. Именно для предотвращения подобных волнений 14 августа 1881 года появилось «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно предусматривало возможность введения в той или иной местности положения или «усиленной» или «чрезвычайной» охраны. Генерал-губернаторы и министр внутренних дел получали право: отрешать от исполнения обязанностей должностных лиц, закрывать собрания и печатные органы, арестовывать и высылать без суда возмутителей спокойствия. 17

Также после еврейских погромов министр внутренних дел Н.П. Игнатьев опубликовал «Временные правила о евреях», которые вступили в силу 3 мая 1882 года. Эти правила существенно ограничивали гражданские права евреев в губерниях «черты еврейской оседлости». Евреям запрещалось селиться вне городов и местечек, а также прекращалось совершение всех купчих крепостей, закладных и арендных договоров на имя евреев, доверенностей на недвижимое имущество. Дальше-больше. Число городов, где дозволялось жить евреям, постоянно сокращалось. Евреям-ремесленникам и отставным николаевским солдатам было запрещено проживание в Москве и Московской губернии. Это требование исходило от московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и привело к высылке из одной только Москвы 17 тысяч семей. Свобода хозяйственной деятельности евреев также ограничивалась. В уставы бирж и кредитных обществ быливнесены дополнения, в соответствии с которыми «число членов биржевого комитета из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа членов», а председатель комитета обязательно должен быть «из христиан»; евреям запрещалось занимать должности директоров городских общественных банков.

Получение хорошего образования для «нехристиан» также становилось проблематичным. В 1887 году Министерством народного просвещения была установлена процентная норма для евреев в учебных заведениях. В черте оседлости число учащихся-евреев не должно было превышать 10 % , в остальных местностях империи - пяти, а в столицах - трех. В 1889 году был закрыт доступ евреев в число присяжных поверенных.

Конечно все эти меры несли отрицательные последствия для еврейского населения. Но фундаментальное исследование Миронова Н.Б. дает объективную оценку положения евреев в России в конце XIX века. Его оценка приурочиваются к 1897 г., потому что это был год всеобщей переписи. ООН для оценки благосостояния населения использует так называемый индекс человеческого развития (Human Development Index), который включает три показателя - долголетие (средняя продолжительность предстоящей жизни), образованность (грамотность взрослого населения и доля детей, обучающихся в школе) и материальное благополучие (валовой продукт на душу населения); каждый показатель имеет равное значение для индекса. К концу XIX в. средняя продолжительность предстоящей жизни у новорожденного еврея равнялась 39.0 лет, башкира - 37.3 года, а у русского - 28.7, т. е. соответственно на 10.3 и 8.6 лет меньше. Сравнительно низкая смертность обеспечивала более высокие темпы естественного прироста у евреев и башкир по отношению к русским. За 1795-1897 гг. численность евреев возросла с 750-800 тыс. до 5 216 тыс. - примерно в 6.7 раз. Таких темпов прироста - 1.9% в год - не знала ни одна народность в России. Благодаря этому в XIX в. доля евреев в населении страны возросла с 2 до 4.15%, несмотря даже на то, что к России были присоединены Закавказье, Казахстан и Средняя Азия. В конце XVIII в. евреи были девятым по численности народом России (после русских, украинцев, белорусов, поляков, литовцев, латышей, татар и финнов), а в начале XX в. - пятым, опередив финнов, литовцев, латышей и татар. Грамотность у евреев была намного выше, чем у русских и других славянских народов. Что касается грамотности на идиш, то среди мужчин она была почти поголовной, вследствие того что подавляющее число мальчиков проходило через начальную еврейскую религиозную школу (хедер). По - видимому, достаточно высокой была грамотность на идиш и среди женщин, но достоверных данных об этом нет. Удивительнее другое - даже по грамотности на русском евреи превосходили самих русских, а также украинцев и белорусов. В 1897 г. среди евреев мужского пола грамотность составляла 31.2%, среди женского пола- 16.5%, а среди трех славянских народов - 29% и 8.2% соответственно. 18

Таким образом, положение евреев в Российской империи в конце XIX века можно оценивать с двух сторон. Одна из них, это жесткая политика, направленная на уменьшение гражданских свобод еврейского населения. Вторая сторона этого вопроса может являться как причиной, так и следствием первой. Евреи, не смотря на эту самую жесткую политику и дискриминацию, были народом более успешным в экономическом смысле, чем русские. Так, К.П. Победоносцев, наставник Александра III, видел опасность для России в «тихом наступлении» российского еврейства, постепенно устанавливавшего контроль над все большим числом сфер общественной жизни. 19 Евреи Российской империи, хоть и ущемлялись во многих правах, не знали проблем русского крестьянина. Во многом, этот факт и вызывал ненависть к ним широких слоев населения.

Что касается императора Александра III, то ряд историков приписывают ему откровенную юдофобию, в которой они видят истоки так называемой антисемитской политики. Было ли это правдой сказать сложно.

Однако, как бы ни относился император к евреям, он решительно пресек чудовищную волну еврейских погромов, происшедших осенью 1881 года и имевшую особенно трагические последствия в юго-западных губерниях России. Представляется, что сам Александр III не испытывал какого-либо личного предубеждения против евреев. При нем Антон Рубинштейн возглавил консерваторию, император высоко ценил творчество М.А. Врубеля и И.И. Левитана, был доброжелателен по отношению к евреям-промышленникам и купцам и совсем не в них видел угрозу русской самобытности. 20

Заключение

Национальная политика России в конце XIX века не была лишь прихотью государя. Все-таки законодательная система государства представляла систему, и хоть последнее слово было за царем, на совещании с министрами взвешивались все за и против.

1 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. Т.1. Стр.XXVIII

2 Боханов А.Н. Император АлександрIII

3 Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.304-305.

4 Там же. Стр. 305.

5 Ричард С. Уортман Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т.2. От АлександраIIдо отречения НиколаяII. Стр. 251.

6 Ю.В.Кудрина АлександрIIIи культура России

7 Толмачев Е.П. Александр III и его время. Стр.305.

8 Боханов А.И. Император АлександрIII

10 Боханов А.И. Император АлександрIII

12 Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXVIII

15 Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

16 Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308-309

17 Боханов А.И. Император АлександрIII. Стр.

18 Миронов Б.Н. Социальная история периода империи Т.1. Стр.XXIX.

19 Толмачев Е.П. АлександрIIIи его время. Стр. 308.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.


Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...