Отрицание отрицания в философии гегеля. Отрицание в экономике

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля . Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

62. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

Отрицание отрицания в философии. Закон отрицания отрицания: примеры

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

отрицание отрицания

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» . И.Т. Касавин. 2009 .

Смотреть что такое «отрицание отрицания» в других словарях:

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ - ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ в жалектикеГег&м обозначает снятие внутреннего противоречия в процессе развития понятия, который Гегель рассматривал как движение от абстрактного к конкретному. Понятие, существующее как абстрактная определенность, выходит … Философская энциклопедия

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относит. повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован… … Философская энциклопедия

Отрицание холокоста - Часть серии статей о холокосте Идеология и политика Нацистская … Википедия

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН, один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами … Энциклопедический словарь

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из основных законов диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития. Выдвинут Г. В. Ф. Гегелем и развит К. Марксом. Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит… … Большой Энциклопедический словарь

Отрицание Холокоста - Часть серии статей о Холокосте Идеология и политика Расовый антисемитизм · … Википедия

Отрицание - Отрицание элемент значения предложения, который указывает, что связь, устанавливаемая между компонентами предложения, по мнению говорящего, реально не существует (А. М. Пешковский) или что соответствующее утвердительное предложение отвергается… … Лингвистический энциклопедический словарь

Отрицания отрицания закон - один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был… … Большая советская энциклопедия

Отрицание - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрицание (значения). Отрицание в логике унарная операция над суждениями, результатом которой является суждение (в известном смысле) «противоположное» исходному. Обозначается знаком ¬ перед или… … Википедия

отрицание - я; ср. 1. к Отрицать. Прийти к отрицанию искусства. О. доводов оппонента. Настаивать на отрицании человеческого бессмертия. 2. Филос. Связь двух последовательных состояний развивающегося объекта. О. старого новым. Закон отрицания отрицания (закон … Энциклопедический словарь

epistemology_of_science.academic.ru

ФИЛОСОФИЯ: Закон отрицания отрицания: кратко

33. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. Гегеля. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном уничтожении первого. Но это такое уничтожение, которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.
>
>
ФИЛОСОФИЯ: кратко, конспекты лекций по философии:

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ: кратко

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни – и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя – старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма – положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Одним из главных законов диалектики считается закон отрицания отрицания. Он характеризует направление развития, единство прогресса и непрерывность в развитии. Он также подразумевает появление нового и относительное повторение отдельных элементов старого.

История

Формулировка закона отрицания отрицания в философии принадлежит Г. Гегелю. Однако стоит отметить, что о диалектическом характере отрицания, роли непрерывности в развитии и нелинейном характере направления развития было сказано до него — эти понятия были установлены в диалектике немного ранее.

Основоположник закона двойного отрицания

Итак, в диалектической системе Гегеля развитие представляет собой появление логического противоречия. В этом смысле для него характерно рождение внутреннего отрицания предыдущего этапа, за которым следует отрицание этого отрицания — так писал Гегель в одной из своих работ, посвященных закону двойного отрицания.

В той мере, в какой отрицание предыдущего отрицания происходит путем снятия (этот термин Гегель использует в своей философии для обозначения момента развития, который объединяет в себе отрицание, сохранение и утверждение), оно в определенном смысле всегда похоже на восстановление того, что было отрицательно, то есть подразумевает возвращение к прошлому этапу развития.

Особенности действия закона об отрицании

Однако это не просто возвращение к изначальной точке, а новое, более высокое и богатое понятие, чем предыдущее, поскольку его также обогащает отрицание или его противоположность. В нем помимо старого понятия также содержится и исходная точка, объединенная и с ее противоположностью. Таким образом, закон отрицания отрицания можно назвать универсальной формой расщепления единого целого и перехода противоположностей друг к другу. Другими словами, это универсальное проявления закона единства и борьбы противоположностей. Гегель преувеличивал значение триады как оперативной формы закона отрицания отрицания и пытался объединить под ним все предпосылки перемен и развития.

В определении материалистической диалектики этот закон считается законом природного, общественного и мысленного развития. С помощью закона единства и борьбы противоположностей раскрывается источник развития. Изменения в механизме развития объясняются законом перехода количественных изменений в качественные. А направление, форма и конечный результат развития определяются через закон отрицания отрицания.

Рассмотрим закон подробнее

Раскрыть содержание этого закона помогает концепция диалектического отрицания. В случае, когда старое не поддается отрицанию, рождение и созревание чего-то нового и таким образом процесс развития становятся невозможными. В соответствии с законом, развитие имеет циклический характер. При этом каждый из циклов состоит из трех этапов: исходного состояния объекта, его трансформации в противоположную сторону (то есть его отрицания) и трансформации против своей собственной противоположности.

Философы, которые мыслят в метафизических терминах, видят отрицание как процесс отбрасывания, абсолютного уничтожения старого (например, понятие пролетарской культурной и образовательной организации и идеи некоторых теоретиков Китая о разрушении прошлой и создания новой, пролетарской культуры).

Как видели закон политики и философы

В. И. Ленин ссылался на такое отрицание как на отрицание «голое» и «бесцельное». По его мнению, развитие возможно не только при отсекании существования старого: из него нужно брать все положительные и жизнеспособные элементы. Это «непрерывность в прерывистом» или последовательность в развитии.

Закон двойного отрицания характеризует это как «повторение на более высокой ступени определенных черт низшей ступени и кажущееся возвращение старого».

Блестящим примером анализа такого диалектического отрицания можно считать 24-ю главу первого тома «Капитала» Маркса, в которой он занимается исследованием движения собственности в контексте докапиталистических и социалистических форм.

Как этот закон работает в контексте истории?

С точки зрения диалектического отрицания переход к социализму из отношений частной собственности, заменившей первобытно-общинную собственность, означал больше, чем «кажущееся возвращение к старому», то есть повторение некоторых существенных элементов старого на другом, значительно более развитом фундаменте. Он также означал переход к новому циклу с существенно разными внутренними противоречиями и законами движения.

Последовательность циклов, составляющих цепочку развития, может быть представлена ​​как спираль. Развитие, которое словно повторяется, этапы, которые уже были пройдены. Мы словно повторяем их, но по-другому, на более высоком уровне, развитие происходит, если можно так выразиться, вверх, а не просто по прямой.

В таком представлении каждый цикл имеет один оборот, один поворот по спирали развития, а сама спираль — цепь циклов. Хотя спираль — это всего лишь изображение, представляющее связь между двумя или более пунктами в процессе развития, она фиксирует общее направление развития, которое происходит в соответствии с законом отрицания отрицания.

Возвращение к тому, что уже прошло, не является полным возвратом: развитие не повторяет уже пройденные пути, но ищет новые, которые соответствуют измененным внешним и внутренним условиям. Чем сложнее процесс развития, тем более относительным является повторение определенных свойств или характеристик, встречающихся на предыдущих этапах. Спираль характеризует не только форму, но и темп развития. С каждым новым поворотом или заворотом спирали позади остается еще более значительный путь. Таким образом, можно сказать, что процесс развития связан с ускорением темпа и постоянным изменением внутреннего временного масштаба развивающейся системы. Эта закономерность встречается в развитии научных знаний, а также в развитии общества и природы.

Кратко о законе отрицания отрицания

Сформулируем теперь определение отрицания. Отрицание — это процесс, который, сохраняя сущность существующего, отменяет форму и существование того, что было. Сформулировав это абстрактное определение отрицания, мы должны углубить наше понимание, изучив конкретные или практические примеры. Философия — наука сложная. Третий закон диалектики, который подразумевает отрицание отрицания, выражает понятие развития.

Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает на то, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Процессы не идентичны, несмотря на то что создается впечатление, словно они одинаковы. Отрицание отрицания вовсе не предполагает возврата к первоначальной идее, а скорее, имеет в виду повторение ранних форм на качественно более высоком уровне.

Отрицание в природе

Природа дает множество примеров закона отрицания отрицания и того, как он действует. Энгельс представляет зерно ячменя как классический пример того, как работает закон в сельском хозяйстве. Когда зерно ячменя высаживается при правильных условиях, оно прорастает и превращается в растение. Прорастание — это процесс отрицания. Зерно уже исчезло.

Вместо него появились корни, стебель и листва. Но суть зерна и его генов сохраняется: гены придают растению свою уникальность и отличают его от других растений. Когда растение созревает, происходит второе отрицание. С созреванием ячменя растение высыхает и отмирает. У нас больше нет растения, вместо этого появилось много новых зерен ячменя, суть которых сохранилась в новых зернах.

Отрицание в политическом устройстве

По аналогии мы можем рассматривать социализм как растение, порождающее коммунизм.

Государство отмирает, как листва и корни растения ячменя. Одно зерно привело к порождению множества зерен. Здесь также следует упомянуть форму спирального развития, о которой говорил Ленин. Выращивание зерновых культур является циклическим процессом, который не возвращается к исходной точке, а выходит на более высокий уровень.

Безусловно, на примере зерна сложно раскрыть всю суть этого важнейшего закона диалектики. Фактически по мере того, как объем наших знаний о природе увеличивается, возникают и дальнейшие примеры развития закона отрицания отрицания.

Отрицание в экономике

Схема капитала Маркса деньги-товар-деньги является еще одним примером закона отрицания отрицания. Капиталист вкладывает деньги в покупку сырья и выплачивает зарплату своим работникам за производство товаров. Его денег больше нет. Они используются в производственном процессе, т. е. отрицаются. Но они не потеряны, поскольку у капиталиста есть плоды труда, которыми он владеет. Когда он продает эти товары, происходит второе отрицание. Он, в соответствии с законом отрицания, отрицает эти товары в реализации дополнительных денег. Происходит не просто возврат его первоначальных затрат, капиталист также повышает денежный доход. Таким образом, прибыль извлекается из экспроприированной прибавочной стоимости, производимой рабочими.

Когда работник берет на себя часть своего пакета платежей на сберегательном счете, происходит аналогичный процесс отрицания. При внесении денег в банк работник отрицает право собственности на эти деньги. В то время как деньги больше не существуют для рабочего, сущность собственности, то есть покупательная способность, сохраняется как кредитная запись в банковской книге банкира.

Если вместо этого рабочий потратил свои деньги в магазине, владение этими деньгами также прекратилось для рабочего. Но в этом случае сущность или покупательная способность больше не сохраняются. Таким образом, в этом случае деньги больше не отрицаются. Они полностью ушли или исчезли из владения рабочего.

Для рабочего со сберегательным счетом второе отрицание происходит, когда депозит изымается. Собственность банка на деньги отрицается, а рабочий отрицает первоначальное отрицание. То, что получает рабочий, — это не оригинальные деньги, а новые деньги — депозит плюс проценты.

Вывод

Эффект рассмотренного закона раскрывается в полной мере только в интегральном, относительно полном процессе посредством цепочки взаимосвязанных переходов, когда имеется возможность указать на конечный результат какого-либо процесса. На каждом конкретном этапе закон трех отрицаний обычно раскрывается только как тенденция.

  • Пространственно-временная организация материального мира. Концепции пространства и времени в истории науки и философии. Особенности социального пространства и времени.
  • Движение как способ существования материального мира. Основные формы движения материи. Специфика социальной формы движения материи.
  • Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюционный принцип – методологическая основа современного экологического мышления.
  • Философия глобального эволюционизма и современная научная картина мира.
  • Диалектика как философская теория развития. Разновидности диалектических теорий. Особенности социальной диалектики.
  • Динамизм бытия. Диалектика и синергетика. Особенности социальной синергетики.
  • Противоречия бытия, познания и мышления. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Элементы диалектики. Детерминизм и индетерминизм.
  • Проблема качественного развития в философии и естествознании. Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Социальное качество и социальное развитие.
  • Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.
  • Проблема человека в философии и науке. Основные подходы к определению природы и сущности человека.
  • Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза.
  • Социокультурные модусы человеческого бытия. Человек как личность. Структура и типология личности.
  • Становление и развитие личности. Круги человеческого бытия. Современные модусы Homo sapiens (человека разумного).
  • Свобода и необходимость. Свобода как ценность человеческого бытия. Свобода и ответственность как аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • Проблема сознания в философии. Многомерность и полифункциональность сознания. Основные концепции сознания.
  • Проблема генезиса сознания. Сознание и психика. Сознание и отражение.
  • Проблема функционирования сознания. Сознание и язык. Сознание и мышление. Сознание и искусственный интеллект.
  • Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.
  • Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия.
  • Общество как система. Общественные отношения, их сущность и структура. Проблема гуманизации общественных отношений в современных условиях.
  • Материальные процессы жизни общества. Общественное производство и его структура. Понятие и структура способа производства.
  • Социальная структура общества. Типы социальных структур. Проблема наций и национальных отношений в современном мире.
  • Философия и политика. Политическая институализация и политические процессы жизни общества.
  • Общественное бытие и общественное сознание: логика взаимосвязи. Общественное сознание: структура, противоречия, закономерности развития. Идеология и ее роль в жизни общества.
  • Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса. Понятие социальной синергии.
  • Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
  • Понятие общественного прогресса и проблема его критериев. Основные концепции общественного прогресса.
  • Понятие техники, технической революции и технического прогресса. Этапы и закономерности технического прогресса. Глобальные проблемы техногенной цивилизации.
  • Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации.
  • Понятие, философские проблемы и перспективы информационного общества
  • Понятие культуры и цивилизации. Формы бытия культуры. Проблема диалога культур в глобализирующемся мире.
  • Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в современном мире.
  • Философия и мораль. Мораль и нравственность в современном мире.
  • Философия и искусство. Роль искусства в социальной жизни.
  • Философия и религия. Религиозное сознание в современной культуре.
  • Наука как феномен культуры и важнейшая форма познания.
  • Проблема познаваемости мира в истории философии. Гносеологические образы классической философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм).
  • Структура научно-исследовательского действия. Диалектика чувственного и логического в познании. Сенсуализм, рационализм, интуитивизм.
  • Чувственное познание, его особенности и формы.
  • Логическое познание, его особенности и формы.
  • Понятие и структура научного метода. Эмпирический и теоретический уровни познания.
  • Особенности познавательных действий в современной науке. Диалектика взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук.
  • Научное исследование: метод, методика, методология.
  • Формы развития научного знания.
  • Научная картина мира и её роль в познании. Философия и современная естественнонаучная картина мира.
  • Проблема истины в философии и её интерпретации. Особенности научной истины.
  • Функции практики в познавательных действиях.
  • Этос науки и ценностные ориентации ученого. Свобода творчества и социальная ответственность ученого.
  • Формы коммуникации в науке. Аргументация и её роль в деятельности научного сообщества.
  • Типы научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Интернализм и экстернализм в науке.
  • Философия техники: предмет, структура, проблемы. Специфика технического знания. Технократизм и технократическое мышление.
  • Интернет как информационно-коммуникативная среда культуры XXI века. Проблема личности в информационном обществе.
  • Философия и футурология. Проблема судеб человечества в философии XX –XXI веков.
    1. Проблема отрицания в философии. Закон отрицания отрицания и особенности его социального проявления.

    Зак о н Отриц а ния отриц а ния , один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания. Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности» з.. О. о. оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

    В материалистической диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

    В раскрытии содержания О. о. з. главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.

    Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого (например, концепция Пролеткульта и некоторых китайских теоретиков об уничтожении культуры прошлого и создании новой, пролетарской культуры). В. И. Ленин называл такое отрицание «голым», «зряшным». Развитие есть там, где новое не просто прерывает существование старого, но вбирает из него всё положительное, жизнеспособное; это и составляет «непрерывность в прерывном», преемственность в развитии. В форме О. о. з. это выступает как «... повторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому...». Блестящий образец анализа такого диалектического отрицания даёт Маркс в 24-й главе 1-го тома «Капитала», исследуя движение собственности от докапиталистических к социалистическим формам. Переход к социализму от частнособственнических отношений, пришедших на смену первобытной общинной собственности, с этой точки зрения означает не только возврат «якобы к старому», т. е. повторение некоторых существенных его моментов на иной, значительно более высокоразвитой основе, но и переход к новому циклу с существенно иными внутренними противоречиями и законами движения.

    Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не прямой линии» . При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с О. о. з.: возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

    Отрицанием в логике называют акт опровержения какого-либо высказывания, не соответствующего действительности. При этом этот акт разворачивается в новый тезис. кратко представляет собой возникновение чего-либо нового, отменяющего, а затем и замещающего старое. Когда стали применять данное положение? В чем заключается закон Примеры и разъяснение будут приведены далее в статье.

    Общая информация

    При появлении чего-либо нового происходит отмена старого. отрицается действительность прежнего фактом существования нового. Кто же первым стал использовать этот термин? Впервые был применен Гегелем. При помощи него мыслитель объяснил цикличность развития действительности. Так как сама реальность являет собой деятельность самой Абсолютной идеи, а значит - и Абсолютного Разума:

    • В первую очередь, если Идея осуществляет что-либо, то она разумна. Следовательно, деятельность ее относится по своему источнику к Разуму.
    • Идея, во-вторых, не является материальной. Из этого следует, что любое действие относится к Разуму не только по источнику, но и по своей природе в целом.

    Природа деятельности любого Разума

    Исполнение чего-либо любым Разумом, Абсолютным, в том числе, состоит в полном отрицании (постоянной отмене) им каждого наличествующего состояния следующим за ним состоянием. Новое зарождается в виде созревшего внутреннего противоречия. Как же проявляется закон отрицания отрицания? Суть внутреннего противоречия, созревающего в Разуме и отменяющего нынешнее состояние, состоит в том, что данное явление представляет собой отмену определения, понятия либо мысли, которые только что были предложены и утверждены. Теперь же ему приходится отказываться от этого вследствие собственного внутреннего движения мышления. Данное состояние - возникновение внутреннего противоречия Разума Самому Себе - первое его отрицание. Таким образом, происходит первое проявление чего-то нового. Формирующееся в Разуме противоречие - не что иное, как внутренний отказ от прежнего содержания. При этом одновременно обнаруживается некоторая необходимость для деятельности мышления. Эта работа должна быть направлена на осознание и решение возникшей ситуации.

    Дальнейшая деятельность Разума

    Выше был приведен пример проявления первого отрицания. Этот процесс далее стимулирует и подталкивает к разрешению все то, в чем оно проявляется. Работа мышления осуществляется достаточно активно для снятия появившегося противоречия. Для разрешения ситуации ему приходится формировать новое содержание Разума, которое отменяло бы старое - где было обострено противоречие. После того как состояние разрешится рано или поздно и будет устранено, то появится новое содержание и состояние Разума. Таким образом, сработает закон двойного отрицания - отмена первого отказа. В результате отмечается обострение внутреннего противоречия. Из этого следует вывод, что первое отрицание представляет собой обнаружение противоречия. При этом второе - его разрешение. Определив понятие отрицания, закон отрицания отрицания будет являть собой процесс формирования у Разума нового состояния. Оно будет характеризоваться обострениями внутренних противоречий, их разрешением и образованием нового содержания у Разума.

    Суть процессов, происходящих в Разуме

    Диалектический закон отрицания отрицания выражает постепенное повышение Разумом сложности своего состояния и совершение им поступательного движения вперед. Шаг за шагом мышление проходит от простого к сложному. Закон отрицания отрицания Гегеля является развитием Вследствие этого прогрессирование мировой действительности представляет собой собственное, внутреннее самодвижение, самосовершенствование Абсолютного Разума. Течение этого процесса циклично, то есть происходит однотипными фазами.

    Стадии развития действительности

    Гармоничность состояния

    Рассматривая закон отрицания отрицания, можно увидеть, что новое состояние у данности формируется из старого. При этом отмечается преодоление дисгармонии какого-либо имеющегося внутри противоречия. В связи с этим новое состояние всегда более гармонично, нежели то, которое оно отрицало. Если же вести речь о разуме, то гармоничность в этом случае будет выражена в большей степени в близости к истине, а если говорить о материальных процессах - то в приближении к той цели, которую ставит Абсолютная Идея в завершение развития мира.

    Развитие

    Согласно закону Гегеля развитие нельзя определять как некоторую последовательность из состояний действительности, которая возрастает линейно вверх. Этот процесс безостановочен ввиду непрерывного формирования противоречий. Поэтому стадия синтеза диалектически переходит в первую стадию тезиса. Так все начинается с самого начала. Таким образом, закон отрицания отрицания фактически представляет собой возвращение действительности к исходному своему состоянию, пусть уже даже в более новом и совершенном качестве. В связи с этим развитие происходит по спирали. Осуществляется постоянный возврат к исходному состоянию после двойного отрицания. При этом первоначальное состояние уже будет находиться на более высоком уровне развития. Прогрессивный путь - направленность к высшему от низшего - обеспечивается большей сложностью, гармоничностью содержания каждой новой стадии. Это случается ввиду того, что само по себе отрицание (по Гегелю) носит собственный характер, не метафизический. В чем же состоит его отличие? Во-первых, в метафизике отрицание представляет собой процесс отбрасывания и полного, окончательного устранения прежнего. Противоречие проявляется в появлении нового взамен старого путем замещения второго первым. Диалектически отрицание представляет собой переход прежнего в новое с сохранением всего лучшего, что было в исходном.

    Закон отрицания отрицания в философии - перенесение лучшего

    В процессе формируется непрерывно расширяющаяся спираль, по которой развивается действительность, непрестанно обнаруживающая в себе противоречие. Этим она отрицает сама себя, а затем отрицает и само это отрицание путем разрешения обнаруженного противоречия. При этом на каждой стадии действительность приобретает все более прогрессивное и усложненное содержание. По общему итогу понимание исходит из того, что прежнее не уничтожается новым начисто, а, сохраняя в себе все лучшее, что имелось, перерабатывая его, поднимает на более высокую, новую ступень. Другими словами, закон отрицания отрицания постоянно требует каждый раз различных прогрессивных инноваций. Это и определяет прогрессирующий характер развивающейся действительности.

    Итоги

    Основной смысл закона отрицания отрицания можно выразить несколькими положениями:


    Заключение

    Закон отрицания отрицания, который относится к идеалистической концепции развития мира, философское течение применяло для образования По мнению Энгельса и Маркса, противоречие являет собой неотъемлемый элемент прогрессирования самой материальной действительности. Так, к примеру, формирование земной коры прошло через несколько геологических периодов. Каждая последующая эпоха начиналась на базе прошлой. То есть в данном случае новое отрицало прежнее. Каждый новый вид животного либо растения в органическом мире возникает на основе предыдущего и вместе с этим является его противоречием (отменой). В истории человечества также можно найти примеры действия закона. Так, например, на смену первобытному строю пришел рабовладельческий, его, в свою очередь, вытеснил феодальный, на основании которого впоследствии возник капитализм и так далее. Отрицание способствует развитию познания, науки, поскольку каждая новая теория есть отмена старой. Однако вместе с этим сохраняется связь нового и предыдущего, сохранение лучшего из старого в новом. Так, например, высшие организмы противоречат низшим, на основании которых возникли, тем не менее сохранили присущее низшим клеточное строение. В целом, можно сказать, что закон отрицания отрицания в материалистической диалектике рассматривается как закон, по которому развивается мышление, общество, природа, определяемый внутренними характеристиками материи.

    Последние материалы раздела:

    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
    Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

    В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
    Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

    Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
    Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

    Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...