Палачи и организаторы убийств. Оккупация белорусской столицы

Кровавые годы Второй мировой унесли миллионы невинных жизней. Страшные факты геноцида еврейского народа стали известны мировой общественности уже в послевоенные годы. Злодеяния фашистов в отношении беззащитных женщин, детей, больных и израненных людей этой несчастной нации были настолько масштабными и беспощадными, что ужаснули все человечество. В советской исторической литературе евреи позиционируются как безынициативная жертва немецкого террора, и лишь факты, обнародованные в 90-е годы, говорят о том, что даже в Минском лагере шла активная подпольная борьба с ненавистными оккупантами.

Лазарь Ран. Минское гетто


Многие из выживших узников Минского гетто недоумевали, почему партийное руководство города не удосужилось предупредить население о том, чем грозит фашистский плен евреям. Вторжение действительно было неожиданным для союзной Белоруссии, однако большинство политработников хорошо знали об отношении Гитлера к евреям. На произвол судьбы было брошено более 75 тысяч человек этой национальности, проживавших в Минске. Сегодня можно убедиться по сохранившимся свидетельствам современников тех ужасов, а также по обрывкам документов, что администрация города позаботилась об эвакуации не только своих близких, но даже о вывозе имущества. В то же время беременные женщины, грудные младенцы, старики, больные были оставлены ими на растерзание оккупантам. Некоторые, предчувствуя опасность, все же попытались бежать из города, однако почти все вернулись, так как не представляли, какая страшная участь их ожидает. Многие еще надеялись на милость захватчиков, некоторые ожидали скорого освобождения советскими войсками. Отдельные люди пытались прятаться среди русских и белорусов, однако, опасаясь за судьбу своих укрывателей, им пришлось вернуться в город.

Минское гетто было образовано в июле 1941 года и имело сложную структуру. По сути, на территории города находилось три лагеря: Большое, Малое и Зондергетто. Уже через три недели после того как Минск был взят, был издан приказ об образовании еврейской зоны. Границы лагеря проходили от Колхозного переулка по линии одноименной улицы и вдоль Немигской, затем следовали Республиканская, Шорная и Коллекторская. Далее граница тянулась по Мебельному переулку и улицам Перекопской и Нижней. В территорию лагеря включалось Еврейское кладбище, а далее колючая проволока огораживала улицы Обувную и Вторую Опанскую, а также переулок Заславский.

В Большом гетто содержалась основная масса узников, они более других страдали от массовых казней и погромов. Организован лагерь был с самого начала оккупации и просуществовал вплоть до 1943 года. К Малому историки относят район Молотовского радиозавода, а Зондергетто представлял собой отрезки улиц Обувная и Сухая. Все помещенные в лагерь узники были обязаны собрать и передать командованию все золото и деньги, кроме того, были взяты заложники, многих из которых убили. На каждого взрослого человека предоставлялась площадь не более 1, 2 метров, а в период сокращения лагеря действовали и еще меньшие нормы.

Официально приводимые данные о количестве массовых расстрелов и погромов следующие:
1. дневных погромов не менее 5-ти: в ноябре 1941, марте 1942, июле 1942, октябре 1943 гг.;
2. ночных погромов не менее 5-ти: в марте и апреле 1943 года.
В реальности погромов было, конечно, больше, а убийства не прекращались ни на один день. По сути, по той или иной причине погибало несколько узников, так как гауляйтер наделил охранников правом расстрела любого подозрительного еврея. Несчастные могли быть убиты даже при попытке подойти к колючей проволоке, окружавшей лагерь, поэтому цифры статистики весьма недостоверны и занижены.

Основная задача немцев сводилась к уничтожению несчастных узников, однако сделать это единовременно было практически невозможно. Массовое истребление могло вызвать серьезный протест и вылиться в отчаянное восстание, поэтому был разработан план методичного убийства людей. Уничтожение велось по заранее установленному плану. Сначала в лагере были созданы очень тяжелые условия и вырезаны самые сильные и инициативные. Практически сразу по вступлении в город фашисты разделили «жидов» и нееврейское население, затем из среды евреев выделили самых образованных и также немедленно их ликвидировали.

Узникам не поясняли, зачем проводится такой отбор, поэтому многие из них добровольно рассказывали и о своей квалификации, и о прошлой жизни и работе. Единственным звеном интеллигенции, которое до определенного времени фашисты не трогали, были врачи. В условиях чрезвычайной антисанитарии гитлеровцы сильно опасались эпидемий, которые не щадили ни пленных, ни самих оккупантов, поэтому даже в некотором роде поощряли медицинскую деятельность в гетто. Так как деньги и драгоценные металлы были изъяты сразу, роль денег стали выполнять отрезы ткани, которые сохранились в некоторых семьях. Их обменивали на продукты питания и предметы первой необходимости у населения за пределами лагеря. Такой обмен, порой, был смертельно опасен, так как узникам запрещалось даже подходить к ограждению.

Кроме периодических массовых убийств, фашисты практиковали активную провокационную деятельность. На территории лагеря действовали подпольные группы сопротивления и за оказываемую им помощь или даже малейшее подозрение следовала кровавая расправа. Также был введен комендантский час, все евреи были обязаны получить специальные паспорта, а также разместить на хорошо просматриваемых местах списки проживающих в комнатах и квартирах. Работа не предоставлялась, а выходить из лагеря разрешалось лишь в строго установленных случаях. По большей части евреи имели нестабильные заработки и жестоко голодали.

Кроме физических издевательств и открытого уничтожения, немцы усиленно использовали средства психологического давления. Так, среди нееврейского населения проводилась антисемитская агитация, а сами узники всячески унижались. Евреи выставлялись виновниками сталинских репрессий, невзирая на то что многие из представителей этой нации были репрессированы. Гауляйтером были установлены специальные знаки позора для несчастных в виде лат из желтой ткани. Вообще, для выделения евреев было характерно размещать на их одежде отметки из желтого материала в форме шестиконечной звезды, однако начальникам лагерей в этом вопросе предоставлялась свобода выбора, и каждый мог издеваться так, как хотел. Ценными в плане описания жизни в Минском гетто являются работы Абрама Рубенчика. Автор интересных и правдивых рассказов о лагере сам побывал в его условиях в юном возрасте. Враги не сломили его духа, и все время пребывания в этом наземном аду он думал лишь о том, как отомстить ненавистным фашистам.

О жестоких расправах немцев над евреями до сих пор ходят легенды, тем не менее даже самые страшные из них не могут отразить того кошмара, который происходил в реальности в Минске и его окрестностях. За колючей проволокой в неимоверной тесноте томилось более ста тысяч напуганных и обреченных людей. Мучители выводили толпы с детьми на улицу, выстраивали их рядами, вручали им советские плакаты и транспаранты и глумились над узниками. Их заставляли улыбаться и сажать детей себе на плечи, после чего сволакивали в закрытые и душные ангары и оставляли без воды и еды на несколько дней. Люди не падали, поскольку их тела плотно подпирались в невообразимой тесноте. Многие так и умирали стоя, дети погибали на глазах обезумевших матерей. Оставшихся в живых после этого ужаса приводили к оврагам и расстреливали по-очереди. Могилы не засыпали, и из них еще долго можно было услышать стоны смертельно раненых узников, погребенных под трупами. Через некоторое время тела все же покрывали песком, землей и снегом, однако, по словам современников, поверхность могил в отдельных местах была не спокойна.

За весь период существования гетто в Минске немцы планомерно его сокращали. Жителей из «обрезанных» районов вывозили в специально организованные подразделения по уничтожению людей. Немецкое руководство не стеснялось даже самых бесчеловечных средств умерщвления, и в целях экономии старалось не расходовать патроны. На несчастных испытывали химические вещества, новые медицинские препараты и прочие методы. Евреи стали тем «расходным материалом», который безжалостно использовал вермахт. Цифры, которые приводятся даже в официальной статистике, поражают воображение современного человека. За один день могло быть убито несколько тысяч человек. Так, 28 июля 1942 года было убито около 25 тысяч человек, а в октябре 1943 - 22 тысячи.

Однако сопротивление сломлено не было. Несмотря на то, что большинство узников избавились от партийных билетов, многие из них продолжали надеяться на скорую победу советской армии и освобождение. Свыше двадцати двух организаций партизанского характера действовало на территории, огороженной колючей проволокой. Сегодня нам известны славные имена этих отважных людей. Череда их имен золотыми буквами вошла в Отечества. Смольский, Шуссер, Левина, Кисель, Кривошеина и многие другие под угрозой страшной опасности поддерживали партизан. Многие из подпольщиков, проработав длительное время в гетто, уходили в партизанские отряды и продолжали бороться с захватчиками. Огромное количество верных отечеству людей погибли от рук фашистов, но были и те, кто увидел конец ненавистного гетто в 1943 году.

Мемориал «Яма» расположен на улице Мельникайте в Минске и посвящён жертвам холокоста

Вспоминать о жертвах холокоста тяжело, но совсем нелегко видеть, как стираются в памяти людей события тех далеких лет. Сегодня по нашей стране свободно разгуливают бритые парни со свастикой, попирая память свои предков бездумным поклонением фашизму. На постсоветском пространстве забыли о страшных преступлениях Вермахта и пытаются приравнять его к советскому режиму, поэтому мы будем вновь и вновь напоминать о случившемся, чтобы избежать подобного в будущем. Злодеяния фашистов, захлебнувшихся кровью беззащитных младенцев и слезами матерей, заслуживают вечного порицания.

Когда говорят об истории Минского гетто, воспоминают, что оно было одним из крупнейших в Европе, и называют цифру в 100 тысяч. Столько евреев, принято считать, прошло через Минское гетто за время его существования с июля 1941-го по 21 октября 1943 года. Подавляющее большинство было убито.

21 октября 1943 начался последний погром. В течение трех дней нацисты убили почти всех оставшихся узников. Спаслись единицы.

Красивая круглая цифра и эффектное "одно из крупнейших" не могут в полной мере передать ту трагедию, которая разворачивалась на минских улицах в течение нескольких лет.

Одна могила

У Майи Крапиной в гетто погибли 52 родственника - сестры, братья, бабушки, дедушки, тети, их дети. Сама она уцелела, хотя в голоде, холоде и страхе провела за колючей проволокой Минского гетто около двух лет.

Когда началась война, ей было 6 лет. Она помнит, как пряталась от облав и погромов в так называемых "малинах", специально оборудованных на территории гетто схронах. Помнит, как после убийства гауляйтера Вильгельма Кубэ на Юбилейной площади стояли виселицы, и на одной из них была ее мама.

© Sputnik / Сергей Пушкин

Где могила мамы, она не знает. Равно как не знает, где лежит большинство ее родных, погибших в гетто.

"У меня есть только одна могила. Это могила маленькой сестрички, которой было 9 месяцев. Мы прятались в "малине", и, когда фашисты пришли в дом, она заплакала. Кто-то положил ей что-то в рот, мама прижала ее сильно к груди. А когда мы вышли из "малины", сестричка была мертва… И это единственная могила на еврейском кладбище, которая у меня есть. Даже когда снесли кладбище, и этой могилы не стало, я помню это место", - рассказывала бывшая узница Минского гетто в интервью Sputnik.

От последнего октябрьского погрома они убежали. Ее брат, который поддерживал связь с партизанами, вывел сестру и еще несколько десятков детей из гетто, из города. И привел в Поречье, затерявшуюся среди болот деревню в 100 км от Минска.

Белорусские крестьяне разобрали еврейских детей по домам, и до прихода советской армии кормили и, рискуя жизнью, прятали. Со своей Настей, Анастасией Хурс, Крапина потом дружила всю жизнь. И до сих пор очень переживает, что .

Душегубки

В то время, когда несколько десятков еврейских детей бежали к Поречью, с территории гетто в душегубках и просто грузовиках вывозили их родных и соседей.

"Мы ходили по гетто, собирали всех подряд евреев - женщин с детьми, стариков, молодых мужчин - и конвоировали их к воротам, и с применением силы грузили их в машины с цельнометаллическим кузовом ", - вспоминал на допросе боец одной из рот 13-го Белорусского полицейского батальона СД Жодейко.

Машины с цельнометаллическим кузовом - это душегубки. Часть жертв заставляли залазить в них, часть - в обычные грузовики. Из гетто к расстрельному месту "Благовщина" в Тростенце машины обычно уходили парами. Не случайно - нацисты максимально "оптимизировали" процесс уничтожения узников Минского гетто.

"Прибывших с нами на автомашине лиц еврейской национальности мы заставили слезть с машины, а затем разгружать трупы людей из "душегубки", которую мы загрузили в гетто. Трупы сбрасывали прямо в траншею. После того, как "душегубки" были разгружены, находящиеся с нами немцы приказали этим лицам раздеться догола, что они и сделали. Затем приказали построиться в шеренгу лицом к траншее", - вспоминал еще один из участников зачистки гетто в октябре 1943-го.

История Минского гетто тесно связана с историей лагеря смерти Тростенец. Сюда убивать массово везли евреев из Западной Европы. Но до того, как была обустроена инфраструктура лагеря и налажен процесс массовых убийств, евреев из Западной Европы селили в Минском гетто.

© Public Domain.

Внушительная часть жертв Тростенца - это .

И если о западных евреях достаточно много известно - сколько их было, имена, то о местных - практически ничего.

Белые пятна

Мы очень мало знаем имен тех, кто был в Минском гетто, говорит референт Исторической мастерской имени Леонида Левина Александр Долговский.

Есть круглая цифра, и нет точных данных. Нет имен и информации о конкретных судьбах и семьях.

"Не сохранился архив СД. Нацисты хотели скрыть следы преступления. В итоге мы должны смотреть в семьях, где у кого исчезли люди. Есть списки жителей довоенного Минска с еврейскими фамилиями. И на их основе с какой-то долей вероятности можно что-то реконструировать, но это лишь небольшие кусочки мозаики", - объясняет Долговский.

© Sputnik / Виктор Толочко

В Исторической мастерской пока смогли восстановить свыше 100 биографических портретов минских евреев. Из десятков тысяч. Восстанавливать судьбы и возвращать имена - это, по мнению Долговского, сейчас одна из главных задач для историков.

Причем это важно не только для тех, кто погиб, - чтобы о них помнили, но и для тех, кто живет, растет и учиться, убежден историк. Что значит круглая цифра, пусть и большая, для современного школьника. И что может значить история трагедии точно такого же мальчишки из 40-х прошлого века, голодного, холодного, которого везут в неизвестность…

"Мы не можем объяснить современной молодежи на цифрах так, чтобы их это тронуло. Это можно сделать через личные истории - через историю какой-нибудь семьи, которую убили по расовым признакам, или судьбу студента, который был в Красной Армии и просто умер в лагере", - говорит Долговский.

Он настаивает, что история Минского гетто должна быть более обстоятельно представлена в школьных программах. В конце концов, здесь гибли сограждане и соседи. Знание об этой трагедии могло бы основательно дополнить драматическую историю Беларуси в войну.

© Sputnik / Павел Вур

"Если обозначить пики убийств в Беларуси, то 41-й год - это абсолютное большинство убитых военнопленных от холода и голода в лагерях, 42-й - это пик убийства евреев (и минских, и белорусских). Везде уничтожаются еврейские общины. Кроме того, нацисты привозят к нам западных евреев на уничтожение. И мы также можем о них помнить. И 43-й год - это пик сожженных деревень, когда белорусы преследовались, уничтожались в рамках карательных операций. Скажите, о ком мы должны лучше помнить? Мы должны обо всех помнить, потому что они все части большой ужасной трагедии", - настаивает историк.

Сразу несколько музеев готовят тематические выставки. В частности, в историческом музее откроется выставка "По ту сторону жизни: немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода". Его работы знаменитых серий "Немецкая оккупация" и "Гетто" никогда ранее не экспонировались в Минске.

1 июля 1941 года оккупационная власть наложила на евреев, проживающих в Минске, контрибуцию, заставив их сдать определенное количество денег и драгоценностей. Уже 20 июля было опубликовано распоряжение о создании гетто в Минске. На перемещение евреев по плану отводилось только пять дней, однако в итоге это удалось осуществить к августу 1941 года. Осенью количество узников гетто составляло 100 тысяч человек.

"С 1 августа 1941 года перешли в район Юбилейной площади, где организовали гетто. Скоро мы поняли, для чего. К одежде приказали прикрепить желтые латы, а немного позднее добавили лоскуток с номером дома, в котором жили. Немцы ненавидели евреев, но делали это, как хорошо продуманную работу. Свои погромы они проводили так, чтобы нельзя было предугадать ход событий", - цитирует рассказ Раисы Гитлиной Леонид Смиловицкий в книге "Катастрофа евреев в Белоруссии".

© РИА Новости

Предупреждение при входе в фашистский лагерь смерти "Малый Тростенец"

Немцы устраивали погромы и ночью, и днем. Сначала было убито нетрудоспособное население, затем убивали без разбора. Весной 1942 года многих детей в гетто умерщвляли в душегубках, их хватали на улицах и запихивали в автомобили. Наиболее массовые убийства приходятся на ноябрь 1941 года (убиты около 33 тысячи человек), март 1942 года (около 8 тысяч человек), июль (около 25 тысяч человек).

"Четвертый погром произошел 28 июля 1942 года. Утром колонны вывели по разнарядке. После этого в гетто вошли части СС, и началось уничтожение. Евреев задержали на рабочих местах (на) 4 суток, когда вернулись в гетто, застали жуткую картину: взорванные полы домов, разбитые окна, высаженные двери, перевернутая мебель и везде кровь, запекшаяся на стенах и земле", - рассказала Гитлина.

После первых погромов часть территорий освободили для "зондергетто", в которое свозились евреи из Европы. Общение с другими узниками гетто приезжим было запрещено.

"В контексте происходящих событий как в Германии, так и Европе, немецкий исследователь Моника Кингреен обозначила схему депортации из Германии. Ей указано, что только за 11 месяцев 1941-1942 гг. из более чем 250 населенных пунктов было депортировано больше 15 500 евреев. Смогли выжить около 500 человек. Таким образом, можно утверждать, что Минск становится в данный период главным местом уничтожения", - пишет белорусский историк Кузьма Козак.

Сопротивление в гетто

С первых дней формирования гетто была организована подпольная группа, которая занималась саботажем, распространяла подпольную печать, устраивала диверсионные акты. Подполье организовывало вывод евреев из гетто в леса и передачу партизанским отрядам.

Известен также случай, когда немецкий капитан Вилли Шульц помог евреям. Он был влюблен в еврейку Ильзе Штейн, 30 марта 1943 года он вместе с возлюбленной и еще 24 узниками выехал за территорию гетто на грузовике.

Естественно, партизанам, подпольным группам старались активно препятствовать. В частности, немецкие служащие с помощью формирований, созданных на территории Прибалтики, смогли раскрыть сеть Минского антифашистского подполья.

Полицейские формирования из Прибалтики начали прибывать в 1941 году. Первым прибыл второй литовский охранный батальон под командованием майора Антанаса Импулявичюса. В обязанности батальона входили охрана, караульная служба и карательные акции против партизан и еврейского населения.

Уничтожение гетто

"Брат выводил людей из гетто к партизанам. Однажды ушел, оставив меня на соседку и пообещав, что вернется и выведет ее вместе со мной. Дора, так звали соседку, в один из дней пошла на работу и не вернулась. Я осталась одна голодная. Лежала и думала, что умираю. Но потом вернулся брат, его поместили в инфекционную больницу. Меня немного подкормили. Как сейчас помню, 21 октября вышла из дома и увидела большое количество немцев, душегубок около центральных ворот. Мы сразу догадались, что это погром. Я подбежала к больнице и стала звать брата через окно. Он спустился со второго этажа больницы по водосточной трубе. Мы знали, что все "малины" уже переполнены, и решили бежать через еврейское кладбище. Там никого не было. Перелезли под проволокой, сорвали желтые латы и увидели, что за нами бегут человек 15 детей", - вспоминала спасшаяся узница гетто Майя.

21 июня 1943 года нацисты приняли решение о зачистке гетто. День последнего разгрома - 23 октября 1943 года. За весь период погибли около 80 тысяч человек. Выжить удалось примерно 2-3% узников.

За два года и три месяца в облавах, погромах и налетах, в муках от голода и болезней здесь погибло как минимум 97 тысяч евреев. «Комсомолка» вспоминает страшные события с историком, старшим преподавателем кафедры философии и политологии Белгосмедуниверситета Сергеем Тукало

Еврейские гетто по сути - лагеря смерти. Они стали частью нацистской политики геноцида, направленного на уничтожение людей по расовым, национальным и религиозным мотивам, ведь третий рейх осудил всех без исключения евреев Европы и СССР на уничтожение, - говорит Сергей Николаевич. - Белорусские земли в годы Великой Отечественной войны стали своеобразным «научным центром» нацистов, где отрабатывали методы быстрой ликвидации большого числа негодных, согласно фашистской идеологии, в расовом отношении людей.

Минское гетто было одним из крупнейших не только в Беларуси , но и на всей оккупированной фашистами территории СССР. Создали его уже 19 июля 1941-го - не прошло и месяца со дня вторжения фашистов в столицу БССР . Для гетто выделили отдельный район – порядка 40 улиц и переулков на юго-западе Минска . Теперь это центр: Немига, Раковская , Коллекторная, Сухая, Юбилейная площадь...

В 2-3-КВАРТИРНОМ ДОМЕ В ГЕТТО ЖИЛО ПО СТО ЧЕЛОЕК

За лето 41-го евреев согнали туда со всего города, разрешив взять с собой имущество и предложив работать в созданных немцами трудовых колоннах. Работа была очень тяжелой: перевозка песка и глины, копание земли без лопат, разборка разрушенных зданий, чистка туалетов.


Нередко евреи выполняли ненужный труд – скажем, вырывали ямы и засыпали их снова, - приводит факты историк. - Работающим раз в день выдавали 200 г хлеба и мутную водичку - суп. На фабрике «Октябрь» причиталась кружка горячего питья - фашисты называли его кофе. Работавшие на предприятиях оккупантов могли рассчитывать на отбросы немецких кухонь – и тогда в гетто готовили оладьи и запеканки из добытых там картофельных очистков.

Попасть в гетто через два входа на улицах Островского и Опанского могли узники-рабочие, немецкие военные и сотрудники оккупационной городской управы. Попытка выйти для евреев без направления к месту работы грозила расстрелом. А по нарушителям, перелазящим через ограду, стреляли без раздумий. Кстати, жителей гетто было просто узнать среди горожан – их обязали носить на одежде полукруглые желтые латки (работавшие носили еще и красные, а иждивенцы – зеленые).


Переселением евреев в гетто, обеспечением их работой, продуктами и другими товарами занимался еврейский комитет – юденрат. Его работники поясняли позицию немцев по еврейскому вопросу, а еще выплачивали наложенные оккупантами контрибуции. Так, в 30 тысяч червонцев они оценили компенсацию затрат на переселение. Кроме того, отдельно конфисковывали одежду, свечи, мыло, тарелки, мясорубки, тазы.

Постепенно фашисты все туже зажимали петлю вокруг гетто. По приказу гауляйтера Кубе евреи не могли пользоваться электроэнергией и радиоточками. А комиссар Минска Кайзер с 17 октября 1941-го запретил еврейским детям – они составляли четверть населения гетто - посещать школы. Узникам гетто отказали в соцстраховании по болезни. На территории не было магазинов, бани, а воду для питья брали из уличных водозаборных колонок и колодцев.


В гетто была дикая скученность: в одноэтажном 2-3-квартирном доме жило до сотни человек, а в небольшом 2-этажном – по 200 – 300, - говорит Сергей Тукало. - Голода и антисанитарии в такой ситуации не избежать: были вспышки фурункулеза, цинги, сыпного и брюшного тифа – последний лютовал с 1942-го. Немцы панически боялись эпидемий, которые могли перекинуться на остальную часть города, поэтому медики гетто специально занижали статистику по инфекциям - они опасались, что реальная картина приведет к массовому уничтожению узников…

Родители пытались любыми способами тайно вывести из гетто своих детей – тут помогали и жители белорусской части города (более 790 белорусов признаны праведниками народов мира за спасение евреев – в том числе узников Минского гетто. – Ред.). Но мало кто из узников знал, что с появлением гетто в Минске начала работать комиссия при детских учреждениях, которая определяла национальность по внешним признакам. Потому дети-евреи часто снова оказывались среди узников…


Уже в 1941-м зародилось подполье Минского гетто во главе с Гиршем Смоляром из 22 ячеек – десяток. Они действовали в гетто и вне его – там, где работали еврейские трудовые колонны. Каждая группировка имела задачу: 16-я десятка держала связь с районом вне гетто, 22-я – устанавливала связь с партизанами. Выводили узников в отряды проверенными маршрутами 13-я и 14-я десятки.

С подпольщиками Минского гетто и его беглыми узниками связано 10 соединений. Скажем, был отряд, где состояло более 600 евреев из гетто. А узники с улицы Широкой создали свой отряд в тогдашней Барановичской области. Бежавший из гетто подрывник Лейзер Лосик пустил под откос 17 эшелонов, - приводит факты Сергей Тукало. – Но геттовские подпольщики и прямо в Минске проводили диверсии на предприятиях – например, на фабрике «Октябрь» портили ткань и кожу, а на спиртзаводе единственный работавший там еврей отравил транспорт водки для немцев.


Были и те, кто собирал теплую одежду, медикаменты, продукты, даже оружие с боеприпасами - и отправлял все это партизанам.

До лета 1943-го Роза Липская держала в гетто конспиративные квартиры, добывала медикаменты через врачей местного госпиталя, которые специально завышали в них потребность. Что-то выкупалось в аптеках вне гетто, что-то крали у немцев, а на улице Обувной даже создали тайную аптеку.

Поддерживал подпольщиков гетто и юденрат. Его второй глава Моше Иоффе (бывший директор радиозавода в Вильнюсе ) не выдал гестапо геттовского подпольщика Гирша Смоляра – он сделал фальшивый пропуск на его имя, а потом вымазал бумагу кровью одной из жертв погрома 31 марта 1942 года. Показав этот документ фашистам, он убедил их, что Смоляр убит, чем спас ему жизнь.


ВО ВРЕМЯ ПОГРОМА ФАШИСТЫ ЗАМОРОЗИЛИ МЛАДЕНЦЕВ В ГЕТОВСКОМ ДЕТДОМЕ

Группа Розы Липской продержалась едва ли не дольше всех подпольщиков – ячейки распадались, когда их члены становились жертвами актов нацистского террора.

Уже в августе 1941-го нацисты вплотную занялись еврейским вопросом, - восстанавливает хронологию событий Сергей Тукало. - Комендант гетто Ридер с помощниками Готтенбахом и Бенецке издевались над узниками, травили их собаками, кололи штыками и кинжалами. Причем Готтенбах под музыку провозглашал тосты за уничтожение евреев и лично расстреливал заключенных.

Почти каждую неделю в гетто были облавы. Первая прошла 7 августа 1941-го - немцы убили разом 800 мужчин. К каждой акции выкапывали рвы, куда загоняли узников - там их хладнокровно убивали. Порой людей хватали на улицах и вывозили в неизвестном направлении. Часто в гетто случалось по несколько ночных разбойных налетов на квартиры, где жителей убивали семьями.

Судя по архивам, именно во время погромов немцы проявляли нечеловеческую безжалостность и садизм. Родители пытались забирать детей с собой на работу или прятать в квартирах за пределами гетто, но чаще всего малыши были обречены. Известны случаи, когда нацисты отбирали у женщин грудничков и малолетних детей, хватали их за ножки и на глазах матерей били головой о камень, бросая тела в яму, - говорит историк.

Во время неожиданного погрома 23 апреля 1942-го нацисты окружили дома по Обувной, Сухой , Шорной и Коллекторной, а затем с 17 до 23 часов уничтожили там около 500 евреев. Несколько сотен человек заживо сожгли во время погрома двух густонаселенных четырехэтажек на улице Завальной в мае того же года.

А раньше, 2-3 марта 1942-го (дни еврейского праздника Пурим) выжили только люди, ушедшие на работу, – остальных жителей гетто ликвидировали дома и на улицах. Трупы почти 5 тысяч убитых в эти дни сбрасывали в карьер на окраине гетто – теперь на этом месте мемориал «Яма», посвященный жертвам Холокоста. Среди жертв той ночи - около 300 детей из еврейского детдома, которым было от 2 месяцев до 13 лет. Тогда стоял холодный день, и фашисты просто открыли окна в комнате, где детки спали в кроватях, чтобы малыши замерзли…

Во время этого погрома нацисты решили скрыть следы преступлений против евреев. Трупы отвезли к карьеру, а там у тел убитых и замученных до смерти людей расставили участников еврейской полиции. Им выдали винтовки, все это снял немецкий оператор. Получалось, будто массовое уничтожение евреев в Минске - дело рук самих же евреев.

В погроме 28-31 июля 1942 года в гетто уничтожили госпиталь, дом инвалидов, еще один детский дом. Точного числа жертв не знают по сей день – называются цифры от 18 до 30 тысяч человек.

Тогда немцы стали использовать душегубки для быстрого массового уничтожения евреев. Обычно людей выгоняли из квартир к большим крытым темно-зеленым машинам без окон, а затем буквально забрасывали их вовнутрь. В душегубку поступали отработанные выхлопные газы , которые смертельно действовали за 2-3 минуты.

Всплески невероятной жестокости у немцев объяснялись тем, что кроме так называемого большого гетто в Минске существовали еще два внутренних зондергетто для евреев, депортированных с Запада, – из Германии , Австрии , Чехословакии , Польши , Франции , Нидерландов и Венгрии . По нацистскому плану с 1 ноября 1941 года по 4 декабря 1942-го только в Ригу и Минск депортировали примерно 50 тысяч евреев. И когда требовалось место для размещения новой партии евреев с Запада, в минском гетто начинались погромы, налеты и облавы. Точную цифру депортированных в Минское гетто евреев сегодня назвать сложно – минимально говорят о 24 тысячах человек только из Германии, Австрии, Чехословакии.

Ликвидировать Минское гетто начали по приказу рейхсфюррера СС Гиммлера в июне 1943 года. Сначала планомерно уничтожали трудовые колонны с работавшими там узниками, потом фашисты выкосили зондергетто в сентябре 1943-го.

за три дня, 21-23 октября 1943-го, окончательно уничтожили и большое Минское гетто, которое унесло 97 тысяч жизней.

КСТАТИ

Беглецы из гетто выжили до освобождения Минска

С октября 1943-го существовало так называемое малое гетто в районе нынешнего ЦУМа. 17 узников во время уничтожения большого гетто сбежали в подземелье по Коллекторной улице. А оттуда был прорыт ход на еврейское кладбище. В его склепах выжившие и прятались до освобождения Минска в июле 1944-го.

ПАМЯТЬ

Сегодня в столице есть памятные места, посвященные трагедии Минского гетто. Это мемориал «Яма» на улице Мельникайте со скульптурной композицией «Последний путь», уходящей с вершины в глубину карьера. На улице Сухой размещен мемориал «Разбитый очаг» - искривленные под ударом стол и стул. У Кальварийского кладбища тоже есть монумент жертвам гетто – тела, зажатые двумя огромными камнями. На улице Сухой, где находится могила узников гетто и зондергетто, стоят две стеллы и памятный камень о евреях, депортированных из Дюссельдорфа . На одном из домов по улице Романовская Слобода – памятная доска бременским евреям.

В выходные в Минске прошёл «Фэст экскурсаводаў ». В рамках акции ежегодно проводятся десятки экскурсий по городу. На одну из них - по территории, где во время Второй мировой было Минское гетто - решил сходить и я.

Примерная территория Минского гетто. Смотрите план с привязкой к карте 40-х годов

19 июля 1941 года комендант полевой полиции Минска подписал распоряжение о создании гетто. Оно было одним из самых крупных в Европе, а на территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского. На нескольких улицах, обтянутых колючей проволокой, находилось более 100 тысяч узников. Вход и выход из гетто был возможен только через две специальные проходные - на улице Опанского (нынешняя Кальварийская) и Островского (Раковская). Всем узникам гетто под страхом смерти было приказано постоянно носить специальные опознавательные знаки - матерчатые «латы» жёлтого цвета и белые нашивки с номерами домов на груди и спине.

Экскурсия началась у мемориала «Яма» на улице Мельникайте. Чёрный обелиск появился в 1947 году на месте, где 2 марта 1942 года нацистами было расстреляно около пяти тысяч узников Минского гетто. В 2000 году здесь была установлена бронзовая скульптурная композиция «Последний путь», расположенная вдоль ступенек, ведущих к центру мемориала.


Обелиск был установлен в 1947 году. Текст на нём написал поэт Хаим Мальтинский: «Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибших от рук лютых врагов человечества - фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года». Это был первый памятник жертвам Холокоста в СССР, на котором было разрешено сделать надпись на идиш.
Мемориал «Яма» на улице Мельникайте. Архитектор - Леонид Левин
Экскурсию проводил кандидат исторических наук, директор Исторической мастерской Кузьма Иванович Козак

Скученность, голод, тяжёлый труд и антисанитария вызывали в гетто повальные болезни и эпидемии. Вскоре начались и массовые убийства. 7 ноября 1941 года полицаи оцепили район улиц Замковой, Подзамковой и Немиги и начали погром. Дойдя до улицы Опанского и оставляя за собой множество тел убитых евреев, немцы собрали толпу из женщин и детей, погнали их в Тучинку и расстреляли. По разным оценкам, в этот день были убиты от 5 до 12 тысяч узников.

С весны 1942 года людей начали умерщвлять в душегубках. В некоторые дни такие автомобили делали по несколько рейсов. Они забирали людей с Юбилейной площади, которая была центром гетто, и отвозили в Малый Тростенец, который считается четвёртым по числу жертв лагерем смерти после Аушвица (Освенцим), Майданека и Треблинки. На Юбилейной площади был расположен и юденрат - еврейский комитет, который выполнял административные функции.


Сейчас на Юбилейной площади, недалеко от кинотеатра «Беларусь», установлен памятный знак жертвам нацизма

В Минском гетто убивали не только местных евреев, но и евреев из Германии, Австрии, Чехии. Их начали привозить сюда ещё в 1941 году. Часть Минского гетто по улицам Республиканской (сейчас Романовская слобода), Опанского и Шорной отделили колючей проволокой, назвав эту территорию «Зондергетто №1». «Зондергетто №2» было создано между улицами Кустарной (не сохранилась), Димитрова, Обойной, Островского и Немига.

Общение с другими узниками гетто евреям из Западной Европы было строжайше запрещено, немецкие евреи голодали намного сильнее местных. Несмотря на крайнее истощение, они поддерживали на своей территории порядок и демонстративно праздновали субботу.

По официальным данным, с ноября 1941 года по октябрь 1942 года, из Западной Европы в Минск были перемещены 23 904 еврея. Из них выжили единицы…


В квартале между улицами Сухая и Короля сохранилось пару зданий, где жили евреи из Западной Европы. Сейчас в одном из них находится Национальный институт образования

К концу 1942 года в гетто были убиты более 90 тысяч евреев. 21 июня 1943 года нацистская верхушка приняла решение о полном уничтожении всех гетто на оккупированных территориях. Последним днём существования минского гетто считается 22 октября 1943 года, когда нацисты убили всех ещё живых к тому времени узников.

В пределах нынешних улиц Коллекторной, Гебелева и Иерусалимской раньше было еврейское кладбище. В 70-ых годах оно было ликвидировано, а его территория превратилась в сквер. Здесь находятся четыре братские могилы с более чем пятью тысячами убитых евреев. От старого кладбища сохранились лишь некоторые надгробия.

22 октября 2008 года, в 65-ю годовщину уничтожения Минского гетто, был установлен мемориальный памятник. Авторы - архитектор Леонид Левин и скульптор Максим Петруль.


«Левин так определяет образ, вополощённый в скульптуре: все и всё разрушено, уничтожено. Стол - место сбора семьи, но он с глубокой трещиной, стул тоже сломан. Воплощённое в этом памятнике - попытка философских размышлений о сущности бытия»

В сквере вдоль улицы Коллекторной находятся и памятники жертвам Минского гетто, установленные жителями немецких и австрийских городов. Первыми из Западной Европы в Минское гетто были привезены немецкие евреи из Гамбурга, и по этой причине всех иностранных евреев стали называть «гамбургскими». И именно жители Гамбурга в 1993 году установили первый «Камень памяти»…


«Камни памяти» от жителей Бремена, Гамбурга, Дюссельдорфа, Кёльна, Бонна, Берлина, Франкфурта и Вены

Сегодня на углу улиц Сухой и Коллекторной, рядом с бывшим кладбищем, в небольшом старом доме расположена Историческая мастерская - экспозиция по истории Минского гетто и лагеря смерти Малый Тростенец, конференц-зал, библиотека, архив. Сюда может прийти любой, кому интересна история Минского гетто и Второй мировой войны. Здесь и завершилась экскурсия по территории, где раньше было Минское гетто.


Историческая мастерская
Экспозиция Исторической мастерской. В таких чемоданах евреи из Западной Европы везли в Минск свои вещи


Проект Мемориального комплекса на территории лагеря смерти «Малый Тростенец». Архитектор - Леонид Левин.

Сейчас в Благовщине, на территории, где был лагерь смерти «Малый Тростенец», установлен лишь памятный камень. По замыслу Леонида Левина местом памяти здесь должна стать «Дорога смерти», символизирующая последний путь обречённых на смерть людей. Вдоль аллеи от трассы на Могилёв к месту расстрелов планируют установить железнодорожные вагоны, на которых будут выгравированы имена всех убитых.

Стоимость только первой очереди строительства мемориала (территория лагеря смерти, без «Благовщины» и Храма памяти) составляет около 4 миллионов евро. Немецкая сторона взяла на себя обязательство собрать 1 миллион евро. Помочь в строительстве мемориала может каждый желающий .

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...