Папа евгений 4. Пражские компактаты

Евгений IV (Eugenius) (1383 - 23.II.1447) - римский папа с 1431 года. В борьбе с созванным им в 1431 году Базельским собором, утверждавшим примат собора над папством, созвал в 1438 году собор в Ферраре (в 1439 году перенесен во Флоренцию). Привлек на свою сторону большинство государей Европы, изолировал противников и их ставленника - антипапу Феликса V, избранного в Базеле. После долгих переговоров с византийским императором Иоанном VIII Палеологом , патриархом константинопольским и митрополитом киевским Евгений IV удалось заключить на выгодных для католичества условиях формальную унию с православной церковью (6 июля 1439 года), которая не была принята ни на Руси, ни в Византии. Вел борьбу с феодалами папской области (например, с семейством Колонна в 1434 году и др.).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Евгений IV, Папа Римский

Eugenius Quartus

Мирское имя: Габриэле Кондульмер, Габриэле Кондульмаро

Происхождение: Венеция (Италия)

Габриэле Кондульмер происходил из семьи богатых венецианских купцов. По матери он приходился племянником папе Григорию XII . Достаточно молодым он стал обладателем крупного состояния, но, неожиданно раздав 20 000 дукатов бедным, ушел в августинский монастырь св. Георгия в Венеции. В 24 года дядя назначил его епископом Сиены, но горожане не желали видеть на этом посту иногороднего человека, и Кондульмер предпочел оставить епархию. В 1408 г. он стал кардинал-священником св. Климента. После смерти Мартина V кардиналы, отдавая должное талантам Кондульмера, избрали его папой. Он взял имя Евгений IV, словно подозревая, что его понтификат будет столь же бурным, как у Евгения III .

Перед избранием Евгений поклялся, что не будет самовольно назначать новых кардиналов и без согласия кардинальской коллегии не примет ни одного важного решения, касающегося церковных дел. Кардиналы также обеспечили за собой право контролировать финансы папства. Однако, будучи человеком строгих нравов, нетерпимый к кумовству, Евгений сразу после коронации отказался от клятвы. Он решительно приступил к пересмотру привилегий, выданных его предшественником. В первую очередь, при этом пострадали члены семейства Колонна, спровоцировавшие беспорядки в Риме. Однако папе удалось быстро справиться с ними. Колонна пошли на мировую и сдали Евгению свои замки в обмен на компенсацию в 75 000 дукатов.

ООднако наиболее серьезные проблемы были у Евгения еще впереди. Согласно постановлению Мартина V, 23 июля 1431 г. он открыл собор в Базеле, послав своего легата, ловкого дипломата кардинала Чезарини. Вскоре, получив ложную информацию о слабом интересе духовенства к работе собора, Евгений закрыл его, намереваясь через год созвать новый собор в Болонье. В действительности же дело выглядело иначе, и многочисленно представленные в Базеле епископаты со всей Европы выразили протест против этого решения папы. После двухлетних переговоров Евгений признал наконец собор законным и позволил продолжить его заседания. В мае 1434 г. Колонна удалось поднять в Риме восстание, и Евгений, одетый в простую монашескую рясу, бежал из Рима во Флоренцию. Обосновавшись в доминиканском монастыре Санта-Мария-Новелла, он послал воинственного епископа Вителлески силой наводить порядок в Папском государстве. Пользуясь поддержкой императора Сигизмунда , коронованного в 1433 г., Евгений предпринял попытку урезонить соборных отцов церкви, которые без его ведома обсуждали важные вопросы реформы, перспективы объединения с греческой церковью и проблемы распределения доходов. Обсуждался также вопрос переноса собора во Францию или Савойю. Наконец терпение Евгения лопнуло, и буллой от 18 сентября 1437 г. он перенес собор в Италию, в Феррару. Собор аннулировал буллу и пригрозил папе низложением, но наиболее авторитетные прелаты подчинились понтифику и покинули Базель. Оставшиеся священники, среди которых было лишь семь епископов, продолжили работу. 25 июня 1439 г. они объявили Евгения низложенным и избрали нового папу. Им стал Амадей VIII, герцог Савойи, взявший имя Феликс V . К счастью, христианский мир, только-только отошедший от Великого Раскола, в массе своей, не принял его.

Тем временем остальные прелаты, включая делегатов из Византии , продолжили работу в Ферраре и Флоренции и 5 июля 1439 г. провозгласили унию римской и греческой церквей. Позже к унии присоединились армяне, якобиты, несториане и марониты. Однако Флорентийская уния , наспех слепленная под давлением внешних обстоятельств, не получила большой поддержки в массах верующих восточной церкви. Ибо "латинцы" не могли понять и признать древние традиции церквей, которые в течение многих веков развивались вдали от влияния папства. На этом же соборе была достигнута договоренность о крестовом походе против турок . Основное бремя по организации похода взвалил на себя венгерский король Владислав. Однако после первых успехов в 1444 г. он потерпел сокрушительное поражение при Варне.

Евгений имел длительный конфликт с Карлом VII Французским , утвердившим в 1438 г. принятую французским духовенством "Прагматическую санкцию", которая провозгласила примат собора над папством и сформулировала основы так называемой свободы галликанской церкви. Этот акт был в течение последующих веков предметом острых споров между апостольской столицей и французским католицизмом. 6 июля 1443 г. Евгений подписал мирный договор с Альфонсом V Арагонским, признав за ним право на Неаполитанскую корону. В результат папа получил возможность войти в Рим, что он и сделал 28 сентября 1443 г.

Последние годы жизни Евгений посвятил возвращению Рима прежнего блеска, реставрируя церкви и приглашая в город скульпторов, музыкантов и художников.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Слово папе Евгению IV

1. Сегодня – предначаток всемирной радости! Сегодня духовные лучи солнца мира предвосходят для всей вселенной. Сегодня члены Тела Господня, ранее разделенные и разсеченные в течение многих веков, спешат к взаимному единению! И не страждет Глава – Христос Бог – быть над разделенным Телом, и не желает совершенно отъять от нас узы любви! Поэтому Он побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание, а нас – пастырей (находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил отважиться на долгий путь, и море и прочие бедствия. О, разве не очевидно, что это произошло силою и судом Божиим и что результат (τὸ πέρας ) также будет хорошим и богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся . Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды; скажи и сам твоим ангелам, как подражатель Бога: «Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите» (). До каких пор мы, Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать и разсецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не истребим () и дадим возможность внешним врагам уничтожить нас?! Да не будет сего, Христе Царю, и да не победит Твою благость множество наших грехов, но как в прежние времена, когда Ты видел возвышающееся и весьма распространяющееся зло, Ты Сам и чрез Твоих Апостолов остановил его течение вперед, и всех обратил к Твоему познанию, так и ныне, чрез Твоих служителей, которые ничего не ставят выше Твоей любви, соедини нас в отношении другь друга и в отношении Тебя Самого, и сотвори, чтобы исполнилась та молитва, которую в то время, когда Ты шел на Страсти, говорил, молясь: «Даждь им да едино будут, якоже и Мы едино есмы» (). Зриши, Господи, разделение наше – как оно печально, и как по самоволию и дерзости «к угождению плоти» () мы злоупотребили свободой и стали рабами греха и совершенно плотию а ныне отданы врагам Креста Твоего в расхищение и рабство, и «яко овцы заколения вменихомся» (; ). Умилосердись, Господи! Вонми, Господи! Заступи ны, Господи! То, что некогда было объявлено, как подлежащее разсмотрению Вселенского Собора, то сегодня мы исполнили, и от себя внесли все; даруй же и Твое, для завершения того, что мы предприняли: ибо Тебе это возможно, если Ты пожелаешь только, и желание Твое является (уже) – исполнением на деле. Скажи и нам, как раньше чрез Пророка Твоего: «Аз с вами есмь, ...и Дух Мой настоит посреде вас» (). Итак, если Ты будешь присутствовать, все прочее будет легко и гладко.

2. И это мне, воистинну, было желательным привести в настоящих обстоятельствах. А теперь в отношении тебя, Святейший Отец, я сотворю слово. Что это, что так велика спорливость в отношении того новшеского прибавления , которое Тело Христово разсекло и разделило, и тех, которые называются по Его имени, до такой степени разделило в мировоззрении?! Сколь будет велико и длительно и недружественно презрение к братиям и отчуждение от смущающихся?! Зачем обвиняем Отцев , когда противно их общим преданиям различное думаем и говорим?! Почему их веру мы сделали ущербленной, а нашу – как бы более совершенную, вводим?! Почему противно Евангелию, которое восприняли, иное проповедуем Евангелие! Какой злой демон позавидовал нашему согласию и единству?! Кто отъял от нас братскую любовь, вводя различную Жертву , которую незаконно приносить, ибо она не разделяется?! Разве это свойственно духу Апостолов и настроенности Отцев и братскому расположению? или, напротив, (это – свойственно) некоему странному, извращенному и обособленному духу, не видящему совершенно ничего страшного в том, если все погибнут?! Но я считаю того, кто ввел это разделение и «Свышеистканный Хитон Господнего Тела» разорвал, подлежащим большему наказанию, чем распинавшие (Христа) и все от века нечестивцы и еретики. Но тебе предстоит противоположное, блаженнейший Отец, если только пожелаешь разстоящаяся собрать и «средостение вражды» () разрушить, и совершить дело божественного домостроительства. Начало сего ты сам положил и возвеличился очевидной либеральностью и великими дарами; прославься также увенчать дело успехом; ибо ты не обрящешь иного более благоприятного случая, нежели тот, который тебе даровал сегодня. «Возведи окрест очи твои и виждь» () старцев, достопочтенных и священных, уже весьма нуждающихся в одре и покое, вставших из своих пределов и притекших к твоему совершенству; собравшихся только в надежде на Бога и по любви к вам; виждь исплетенный венец славы, который ты не отвергнешь возложить. Иной ранил, а ты – удержи рану; иной разделил, а ты – собери; неправильно упорствовал иной в делании зла, а ты – упорствуй исправить случившееся так, как будто его совершенно и не было. Я слышал одного ученого из вашей среды, говорящего благоприятное для дела мира и исправления тех лиц, которые, имея неправильное понятие о вере, думали, что это прибавление (т. е. Filioque) было от самого начала (в Символе Веры). Поэтому ради икономии пусть оно будет снова изъято для того, чтобы вам восприять братьев, из-за разделения с которыми, вы, думается, все должны страдать, если вы – не безчеловечны! Представь себе мысленно кровь христиан, которая проливается каждый день, и горькое рабство под варварами, и поношение Креста Христова, затем, ниспровержение Жертвенников, разрушение молитвенных домов, прекращение божественных песнопений, захват Святых Мест, разграбление священных облачений и утвари. Все это могло бы (благополучно) разрешиться, при Божественном содействии, благодаря нашему миру и согласию, если только пожелаете, отложив черствость и неподатливость, снизойти к нам, немощным, и изъять из среды то, что нас смущает. «Аще брашно соблазняет брата моего , – говорит Апостол, – не имам ясти мяса во веки» (). Так и ныне, Святейший Отец! Хорошо – квасный хлеб, хорошо – и безквасный; но если безквасный хлеб смущает и считается хуже для Жертвы, и несовершенным и мертвым, и в Писании называется «хлебом беззакония» ( ср. ), то почему же не воспринять квасный, и не отвергнуть безквасный? – «Яко един Хлеб, едино Тело есмы мнози , – говорит Божественный Апостол, – вси бо от единаго Хлеба причащаемся» (). Итак, когда мы не являемся участниками одного Хлеба, то, очевидно, мы не – одно Тело, и не содуховны друг ко другу, и не одно и то же воспринимаем устремление. "Молю вы , – говорит он же, – именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри» (). Когда же мы не говорим одно, то не очевидно ли, сколь велико и неизлечимо в нас это разделение (даже) до сего дня! Где же мы не говорим «тожде»? – Не в углах и некиих закоулках, и не в частных собраниях, где это может укрыться от многих, но в явном Символе Веры, в исповедании при крещении, в христианском знаменовании. И если подделывающий царскую монету достоин великого наказания, то изменяющий общую печать Христианского Исповедания какой ответ думает дать, будучи повинным отнюдь не в меньшем преступлении?

3. Итак, обдумай это. Некогда мы полностью говорили тожде , и между нами не было раскола, и тогда мы, обе стороны, были в согласии с Отцами; ныне, когда не говорим одно, как можем быть вместе? Мы (православные) и теперь говорим то же самое, что и тогда, и согласуемся как в отношении самих себя , так и Отцев, и наших и ваших , если пожелаете признать то, что – истинно. А вы, введши новшества, этим необходимо обнаруживаете, что находитесь в разногласии прежде всего в отношении самих себя

Евгений IV (Габриэле Кондульмер) (1383, Венеция — 23.02.1447, Рим) — римский папа (1431—1447).

Был сыном незнатного, но богатого венецианца, который женился на сестре будущего папы Григория XII. Благодаря этому Е. IV сделал церковную карьеру, стал епископом Сиенским и кардиналом (1408). В 1431 был избран преемником Мартина V. Правление Е. IV отмечено бурными потрясениями и важными событиями. Папа вступил в конфликт с созванным его предшественником собором в Базеле, на котором его противники в конце концов избрали герцога Савойского Амедея VIII (1439). Раскол удалось преодолеть лишь в 1449, уже после смерти Е. IV. В 1437 папа перенес заседания в Феррару, а в 1439 во Флоренцию, куда приехали византийский император и константинопольский патриарх Иосиф II. На соборе было объявлено об унии Западной и Восточной церквей (см. Ферраро-Флорентийская уния ). Еще в 1434 Е. IV был вынужден покинуть Рим из-за преследований со стороны могущественного рода Колонна, поднявшего против него жителей. Папа бежал на лодке, переодевшись монахом. Вскоре епископ и кондотьер Вителлески подавил волнения, но в церковную столицу папа смог вернуться только в 1443 при поддержке императора Фридриха III и неаполитанского короля Альфонса Арагонского. Во Франции позиции церкви в правление Е. IV были ослаблены вследствие принятия королем , утвердившей автономию галликанского духовенства. Неудачей закончился также против турок, организованный с помощью папы королем Венгрии и Польши Владиславом III и его союзниками на Балканах. Крестоносцы потерпели сокрушительное поражение при Варне (1444), где погибли король и папский легат Джулиано Чезарини. В Риме Е. IV выступал в качестве мецената: он реставрировал старинные церкви и памятники, приглашал на службу гуманистов Флавио Бьондо, Маффео Веджо, архитектора Филарете, художников фра Анджелико и Жана Фуке. Хотя сам Е. IV не был литератором или ученым, его правление открывает век ренессансного папства, характеризующийся преобладанием мирских интересов в деятельности глав Церкви.

Ист.: Acta Eugenii Papae IV (1431—1447) / E Vaticanis aliisque regestis collegit G. Fedalto. Roma, 1990; Diener H., Schwarz B. Das Itinerar Papst Eugens IV (1431—1447) // Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. Bd. 82. 2002. S. 193—230.

Лит.: Абеленцева О. А. Охранная грамота папы Евгения IV послу русскому Фоме (О тверском посольстве на Ферраро-Флорентийский собор) // Российское государство в XIV—XVII вв. СПб., 2002; Abert F. P. Papst Eugen IV. Ein Lebensbild. Mainz, 1884; Gill J. Eugenius IV, Pope of Christian Union. Westminster, 1961; Stieber J. W. Pope Eugene IV, the Council of Basel, and the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Empire: the Conflict over Supreme Authority and Power in the Church. Leiden, 1978; Vespasiano da Bisticci. Eugenio IV papa // Stieber J. W. Vite. Firenze, 1859. P. 6—20.

Сигизмунд находился в хороших отношениях с собором, заседавшим в Базеле и усердно проводившим свои реформы благодаря этому покровительству. На 23-м заседании (1436 г.) был утвержден пространный декрет, в котором согласно констанцским постановлениям определялся порядок папского избрания и подробно излагались обязанности пап. Избранный должен был произнести нечто вроде профессиональной, конституционной присяги при его увенчании, прежде чем ему присягали на подчинение. Это, конечно, не могло не раздражать папу, и без того уже недовольного тем порядком, которым велось дело гуситов. Курия во все времена обладала преимущественным правом требовать строгого проведения ее воли или, если угодно, католических принципов, не справляясь с благом государства или населения. Но при этом щекотливом и затруднительном обстоятельстве члены собора проявили действительное единодушие. Папа Евгений, обманутый мелькавшим перед ним миражом воссоединения греческой и римской церквей, надеялся воспользоваться этим самообольщением для перенесения собора в другое, более благоприятное место. Но расчет оказался ошибочным: на самом соборе произошли бурные споры между большинством и меньшинством, и в июле 1437 г. сам папа попал под обвинение. В сентябре он ответил на это буллой, переносившей собор в Феррару. Здесь в январе 1438 г. состоялся собор, нечто вроде собора, потому что многие из базельских отцов перешли на сторону папы. Прибыл в Италию и греческий император, сделавший первую попытку к единению с западной церковью; его сопровождало множество епископов. Догматические словопрения велись с большой торжественностью, но Базельский собор ответил на папскую буллу и на последовавшее за нею открытие антисобора низложением папы (январь 1438 г.).



Смерть Сигизмунда

С этого времени борьба собора с папой, епископства с папством потребовала напряжения всех сил и средств базельского синода. Нетрудно было предвидеть, чем она должна была закончиться. Сигизмунд не дожил до этого. В декабре 1437 г. он умер в Цнайме в возрасте 70 лет. Императором он был лишь с 1433 г., когда жажда посредничества привела его в Рим. Несмотря на положительные способности и неутомимую деятельность, Сигизмунд не оставил о себе доброй памяти в подвластных ему странах, по крайней мере в Германии, где, впрочем, он имел перед собой неразрешимые задачи.

Знатные фамилии в государстве. Гогенцоллерны

Важным фактом этой эпохи, хотя почти не затрагивающим внутренней жизни населения, было отношение Сигизмунда к важнейшим фамилиям в государстве, также как и взаимные отношения этих фамилий - Люксембургов, Веттинов, Виттельсбахов, Габсбургов, Гогенцоллернов. Дом Гогенцоллернов был среди них самым младшим, его звезда только восходила во время правления Сигизмунда. Согласно фамильному преданию, один из Цоллернов, представителей этого швабского дома, получил при Фридрихе Барбароссе достоинство и почетную должность императорского бургграфа и наместника в Нюрнберге. Место было отличное. На нем человек, умеющий копить деньги, мог приобрести значительные владения. История происхождения как больших, так и малых владетельных княжеских домов довольно прозаична: покупается право владения и данный участок земли за столько-то фунтов геллеров, потом владетель постепенно богатеет и становится сильнее и богаче. Так и Цоллерны укрепились во Франконии среди трудных, но счастливых для них обстоятельств, и приобретенное ими таким образом стало известно впоследствии под общим названием маркграфства Кульмбах. Их потомок Фридрих III (1248 г.) в 1273 г. получил (это было первым актом короля Рудольфа после его коронования) наследственное бургграфское достоинство для своего дома, которому он тоже завещал свою строго легитимистскую преданность престолу, подобающую истому гибеллину. Его заслуги по избранию графа Рудольфа, которого он сопровождал и на военное поле, уже известны. Фридрих IV, тоже имевший значение в государстве, участвовал в итальянском походе Генриха VII и позднее, служа Людовику Баварскому, решил участь сражения при Мюльдорфе (1322 г.). В споре Люксембургов с Виттельсбахами Цоллерны были на стороне последних. Сын Фридриха IV Иоанн II некоторое время был наместником Бранденбурга при курфюрсте Людвиге Младшем. Но Карл IV примирился с Гогенцоллернами, а король Сигизмунд наградил Фридриха VI за важные услуги возведением его в звание курфюрста Бранденбургского (1411 г.). При этом, чтобы не иметь каких-либо столкновений со своим братом Вацлавом, который мог бы предъявить свои наследственные права, он наложил на область долговое обязательство в 150 тысяч золотых гульденов. Она всегда могла быть выкуплена за ту же сумму, но т. к. было немыслимо, чтобы у Люксембурга могли когда-либо найтись лишние 150 тысяч золотых гульденов, дело было устроено, и дарование в лен курфюршества совершилось в Констанце 17 апреля 1417 г.

Курфюрст Фридрих I Бранденбургский

Избрание такого деятельного человека, как курфюрст Фридрих I, на подобное место было для немцев крупным событием и заслугой Люксембурга, потому что оно сдержало могучий напор славянства, одержавшего незадолго до этого полную победу над Тевтонским орденом, служившим здесь передовым постом германской культуры. Сигизмунд, выдавая свою грамоту, хорошо понимал это. Такое противодействие было одной из главных задач дома Гогенцоллернов, которая и составляет содержание его истории.

Тевтонский орден с 1386 г.

Великий князь Литвы Ягайло принял христианство в 1386 г. и был наречен Владиславом. С помощью своего удачного брака он соединил Польшу с Литвой. Для ордена наступали тяжелые времена: литовцы рады были отомстить ему за долгие и жестокие притеснения. Рыцари не считали священной обязанностью обращение своих соседей-язычников в христианство. Их крестовые походы в эти области были для них только своего рода рыцарской потехой и предпринимались обычно лишь с прибытием какого-нибудь важного гостя с воинственной свитой, являвшегося для выполнения крестового обета, принятого им на себя ради моды или из стремления к рыцарским похождениям.

Меч рыцаря Тевтонского ордена. Работа XV в.

Подобная борьба с язычеством была безуспешной, можно сказать, даже бесцельной, но вела к ослаблению ордена, который и без того был слишком малочисленным для всех разнообразных нужд управления страной, для ее обороны и воинственной проповеди. Между тем его ряды не могли легко пополняться с наступлением новых времен, ставивших людям уже иные задачи. При этом переселенческий наплыв прекратился вследствие страшной чумы, свирепствовавшей в середине века на Западе. Орден согласился или вынужден был купить Новую Марку у Люксембурга Иоста Моравского, потому что иначе она была бы продана смертельному врагу рыцарей Ягайле (1399 г.). Но это приобретение только втянуло их в спор с опасным соседом из-за неопределенности границы. Во вспыхнувшей вскоре войне в 1410 г. произошел роковой бой при Танненберге (иначе Грюнвальде), решивший участь ордена. Внутренняя слабость рыцарского государства тотчас обнаружилась: города спешили навстречу победителям, Ягайле и Витовту, с изъявлениями своей покорности. Однако победители удовольствовались заключением первого Торуньского мира, налагавшего на орден лишь приличную контрибуцию в 70 тысяч или 100 тысяч шоков грошей. Сила ордена была подорвана, и для него было большим счастьем, что в Бранденбургской марке должен был княжить дом, способный ввести в этом важном и опасном пункте твердый государственный строй. Область пришла в большой упадок при столь частых переменах правления, что население не знало, кто, собственно, им владеет, а выродившиеся потомки рыцарей, все эти Квицовы, Путлицы, Роховы, Бредовы, занимались только наездничеством. Фридрих со своими франконскими войсками восстановил в стране порядок и безопасность, причем встретил поддержку у мирной партии.

Золотой гульден (флорин) Фридриха I Гогенцоллерна, маркграфа Бранденбургского (он же Фридрих V, бургграф Нюрнбергский).

АВЕРС. В поле - стоящий Иоанн Креститель (как на флорентийских монетах, отсюда название - флорин): слева от него герб Гогенцоллернов, справа - шлем с геральдической фигурой в виде головы гончей. Надпись по кругу: + S" + IOHANNES ВАР (tista).

РЕВЕРС. В поле - бранденбургский орел. Надпись по кругу: + FR1DER1C MAR(c)G(ra)F(ius) B(ra)N(denbur)G(e)N(sis).

Он заставил разбойничавших рыцарей усмириться, одних добром, других силой оружия, причем большие услуги ему оказало произведение современного военного искусства - громадная пушка, которую он занял у Фридриха, ландграфа Тюрингского. Народ присвоил этому орудию кличку «Ленивая Грета» или «Метце» (Маргарита). Фридрих I пережил императора. Он умер в 1440 г.

Саксонский дом

Саксония - другое курфюршество, которое переменило династию при Сигизмунде. Последний из Виттенбергов умер в 1420 г., не оставив потомства. Глава государства передал власть маркграфу Майсенскому Фридриху Строптивому из дома Веттинов, которому он был обязан за помощь, в том числе денежную, во время гуситских войн.

Виттельсбахи. Габсбурги

Дела дома Виттельсбахов были в большом упадке, но споры различных членов этой фамилии, тянувшиеся на протяжении всей первой половины XV в., не представляют общего интереса. Звезда Габсбургов тоже как бы клонилась к упадку, но счастье не покидало этот дом, которому предстояло возвеличивание в близком будущем. Герцог Фридрих из ветви Леопольдинов совершил большую ошибку своим безрассудным соглашением с папой Иоанном XXIII, и Швейцарский союз, вечный враг Габсбургов, напал на него, так что «Фридель с пустым карманом», как прозвали его насмешливо многочисленные враги, вынужден был откупиться от изгнания и отлучения полным отказом от тех земель, которые отняли у него швейцарцы с согласия императора (1418 г.). Но дела дома вознаграждались успехами Альбертинской линии. Сигизмунд возобновил свой наследственный договор с домом Габсбургов в 1409 г., а в 1422 г. выдал свою единственную дочь Елизавету за австрийского герцога Альбрехта V. Сословия Венгрии избрали ее в наследницы в случае смерти их короля Сигизмунда, и тот, умирая, еще раз получил от них обещание вручить корону ей и ее супругу, что и было исполнено. Но чешское наследство не досталось Альбрехту; католическая партия выбрала его, и он короновался в Праге, но каликстинцы воспротивились этому избранию, и когда Альбрехт отказал им в уступках, они провозгласили королем 15-летнего Казимира, брата польского короля Владислава: междоусобная война продолжалась. В Германии, напротив, курфюрсты единогласно избрали Альбрехта королем (18 марта 1438 г.). Они рассчитывали, что королю из Габсбургского дома будет достаточно хлопот с турками и Чехией для того, чтобы он мог слишком сильно и резко проявлять свою королевскую власть в Германии.

Альбрехт II

Можно было ожидать, что этот здравомыслящий и степенный человек, находившийся в лучшем зрелом возрасте, заявит свои государственные способности, тем более, что он принял указанное избрание не поспешно, а сомневаясь и обстоятельно размышляя. Однако Альбрехт II никак не проявил себя и не сыграл значительной роли в истории Германии. Его правление было непродолжительным и несчастливым. Он находился во главе армии, собранной против турок, но при огромном перевесе сил у османов ему нельзя было и подумать о вступлении в бой. Во время бегства, достигнув венгерской крепости Коморн (Комаром), король Альбрехт умер (октябрь 1439 г.). Ему было лишь 42 года.

Фридрих II

Его преемником в феврале 1440 г. был избран старейший из живших тогда представителей Габсбургского дома герцог Фридрих Штирийский, сын герцога Эрнста Железного. Это был 25-летний юноша, которому предстояло состариться на престоле. Он правил Германией не менее 54 лет, был неспособным и плохим правителем как в политическом, так и в нравственном смысле. Он напоминает Франца II, последнего габсбургского императора в Германии XIX в., и Фридрих кажется еще неспособнее и хуже, чем мог бы казаться, именно потому, что его безрассудный эгоизм, лень и трусость, мелкий, тупой, лишенный всякого высшего порыва характер стояли в жалком противоречии с духом времени, неудержимо стремившимся к обновлению европейской жизни, к великому преобразовательному движению.

Мой тезка папа Евгений IV. (Евгений Н. Шуршиков).

В российском секторе хронологических изысканий большой популярностью пользуется крылатая фраза или крылатая легенда из книги И. А. Климишина «Календарь и хронология». В переиздании 1990 года она звучит следующим образом:
«Эта эра (Дионисия) была апробирована в 607 г. папой Бонифанием IV, она встречается и в документах папы, Иоанна XIII (965-972). Но лишь со времен папы Евгения IV (1431 г.) «рождества Христова» используется в документах папской канцелярии регулярно».

И хотя данное сообщение ни имеет никаких ссылок или отсылок на других авторов, оно несет в себе чудовищной силы информацию, подрывающую всю современную хронологию. Здесь просто написано, что официально церковь начала отсчет лет по Дионисию только в XVв., а все предыдущие датированные документы и не совсем документы, содержащие дату как-то связанную с Иисусом Христом просто фальшивки. На самом деле получается, что весь корпус так называемых документов до 1431 года на 99 процентов фальшивки!

Это к вопросу о приведенной информации о папе Евгении IV. И хотелось бы, удостоверится в реальности данной информации?

Современная справка говорит: «Евгений IV (лат. Eugenius PP. IV, в миру - Габриэле Кондульмер, итал. Gabriele Condulmer; 1383 - 23 февраля 1447) - Папа Римский с 3 марта 1431 года по 23 февраля 1447 года. Коронован папой 11 марта 1431 года».

Но, для начала, придется немного отвлечься. В приведенной цитате из книги И. А. Климишина эра Дионисия связывается с Рождеством Христовым, что абсолютно не соответствует реальности! И хотя под понятием начало года от «Рождества Христова» иногда понимаю два разных события это реальное начало года от Рождества (25 декабря, Nativity), о применении такого отсчета начала года практически ничего не известно. И второй вариант, это отсчет начала года с 1 января, с так называемого праздника Обрезания Господня (Circumcision), то есть современный вариант начала года. Однако в эре Дионисия начало года ведется от Воплощения (25 марта, Incarnation).

Сначала полезно рассмотреть, что говорят специалисты о реальном времени применения счета начала года с 1 января. И здесь придется снова процитировать И. А. Климишина:

«НОВЫЙ ГОД НАД ЕВРОПОЙ.
Шесть календарных стилей. Большая осторожность необходима и при хронологическом упорядочении событий, имевших место в различных странах средневековой Европы, всего каких-нибудь 600 или 1000 лет назад. Дело в том, что в них в различное (а иногда и в одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отсчитываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня Пасхи и даже с 1 сентября.
Счёт дней в году от праздника Рождества Христова (от 25 декабря) вёлся в Риме с IV века н. э., во Франции с VIII и до конца Х века, в Германии - с IX века, причём в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 году.
Начало года с 1 марта, применявшееся уже в III в. н. э. вычислителями даты христианской Пасхи, постепенно распространилось на многие страны Европы; с VI в. оно использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.
Весьма популярным был в Европе благовещенский стиль (от «Воплощения Господа» - с 25 марта), который к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того, как год с тем же обозначением был начат в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции.

Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII в. следовала благовещенскому стилю флорентийского типа, хотя в её документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придерживалась раньше, примерно до середины Х века. В первые десятилетия XII века в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского типа. Затем, примерно в конце второго десятилетия XIII в. снова рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 г. датирована по-флорентийски - 1581 годом...

Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 г., во Франции - в IX-Х вв., но во второй половине XI в. здесь он был заменён пасхальным (начало года - с «предпасхальной» субботы), и этот последний стиль постепенно стал господствующим в этой стране, хотя в одних областях Франции ещё долгое время сохранялся благовещенский, тогда как в других появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV в. широко использовался во многих городах Германии (в Кёльне, Мюнстере и др.).
В южной части Италии (например, в Неаполе) ещё с византийских времён начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России этот стиль использовалось с 1493 по 1699 год по Р. Х. (то есть 7208 год от сотворения мира).

Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII-XIV вв., в Испании - с 1556 г., в Дании и Швеции - с 1559 г., во Франции - с 1563 г., в Нидерландах - с 1575 г., в Шотландии - с 1600 г., в Германии - с 1691 г, в Венеции - с 1797 г. В документах Папской канцелярии начало года совмещено с 1 января, начиная с 1691 года».
Иван Антонович Климишин, автор знаменитой книги "Календарь и хронология" (три издания в "Науке", Москва, 1981, 1985, 1990 гг.) Цитировано по изданию 1990 года.

Проверку достоверности позднего перехода на январский отсчет нового года начнем с Франции. Здесь нам поможет вот такая информация по Франции, 9 августа 1564 года Карл IX подписал в Руссильоне эдикт о переходе на начало года с 1 января.
А вот как в статье «год» из первого тома энциклопедии Дидро и д’Аламбера, издания 1751 года, отображено начало нового года во Франции до указа Карла IX.
“Les François, sous les Rois de la race mérovingienne, commençoient l"annee du jour de la revue des troupes, qui étoit le premier de mars ; sous les Rois Carlovingiens, ils commencerent l"année le jour de noël ; & sous les Capétiens, le jour de pâques; de sorte que le commencement de l"année varioit alors depuis le 22 mars, jusqu"au 25 avril. L"année ecclésiastique en France commence au premier Dimanche de l"Avent.
Quant à l"année civile, Charles IX ordonna en 1564, qu"on la seroit commencer à l’avenir au premier de Janvier”.

Французы, при королях из рода Меровингов, начинали год с обзора войск, который был первого марта; при Каролингах год начинался в Рождество; а при Капетингах, в день Пасхи так, что начало года варьировалось с 22 марта по 25 апреля. Церковный год во Франции начинается в первое воскресенье Адвента.
Что касается гражданского года, то Карл IX приказал в 1564 году, что он будет начинаться в будущем с 1 января.

(Encyclopédie ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers, par une societé de gens de letters. Paris. 1751. P. 391).

Отметим, что в данном сообщении из энциклопедии отсутствует упоминание начала нового года, которое было отменено Карлом IX!
Почитал, на досуге, об эдикте Карла IX и никакого настроения разбираться с этим нагромождением мифов и фальшивок, абсолютно нет! Пусть этим занимаются французы, а заодно выяснят, что же из реалий прошлого осталось после Нантского эдикта.

Все-таки в легенде о Папе Евгении IV, проглядывает крайне любопытная реальность.

Начнем с Пап, которые в своих буллах, вводили отсчет Нового года с определенной даты. В книге «Хронология истории», сэра Харриса Николаса, изданной в Лондоне в 1838 году имеем троих примечательных Пап.

«Евгений IV (Габриэль Кондольмир, кардинал-епископ Сиены). Избран третьего или четвертого, либо шестого марта 1431 года и коронован 11-го числа того же месяца. Умер 23-го февраля 1447 года.
Евгений IV начинал год в своих буллах иногда 1 января, иногда 25 марта, а иногда и на Пасху. Согласно Булле датированный в 1440 году, он приказал, чтобы в церкви год должен был начаться в рождественский день; но ни он, ни его преемники не соблюдали этот порядок, который был принят в некоторых странах. В 1445 году Евгений IV также направил, что год от Воплощения должен быть вставлен во всех буллах и рескриптах, но он не распространил это правило на письма и послания, которые запечатывались его частной печатью. Индикты в его буллах не замечены».

Учитывая, что сэр Николас дает точный перевод из книги «Искусство проверять даты исторических событий» Франсуа́ Клема́на, я сравнивал с французским изданием 1818 года, то наличие различных дней начала года не должно вызывать удивления. Просто нам объясняют, Папа, как Папа и ничего не придумывал.

А откуда, тогда крылатая фраза И. А. Климишина?

Но сначала, еще о двух Папах их книги сэра Николаса:

«1621 Григорий XV (Александр Лудовико, архиепископ Болонский и кардинал). Избран второгого февраля 1621 года. Умер 8 июля 1623 года.
Во всех инструкциях (кратких сообщениях) Григория XV год начинается с 1 января и во всех его буллах 25 марта. Говорят, что он установил эту практику в римской канцелярии: но она продолжалась только до тех пор, пока при Иннокентии XII, под чьим понтификатом, обычай начинать год с 1 января у булл был возобновлен.
1691 Иннокентий XII. (Антонио Пиньятелли, кардинал, архиепископ Неаполя). Избран 12-го и коронован 15 июля, 1691 года. Умер 27 сентября 1700 года.
Папа Иннокентий XII возобновил обычай расчета начала года с 1 января, в котором ему подражали пять последующих понтификов».

Таким образом, на завершающем этапе создания хронологии прошлого, имеем штукатурку для Папы Евгения. И еще один момент, приведенная цитата из И. А. Климишина «НОВЫЙ ГОД НАД ЕВРОПОЙ», это перевод из книги сэра Николаса, либо из книги Франсуа́ Клема́на.

В 1819 году вышла любопытная книга Чарльза О’Конора «Bibliotheca Ms. Stowensis. A Descriptive Catalogue of the Manuscripts in the Stowe library. Vol. II. By the rev. Charles O’Conor, DD. Buckingham, 1819». В книги приведен каталог рукописей из библиотеки Джона Стоу с комментариями.
«Евгений IV ввел изменение, которое наблюдается со времени его понтификата, 1431 года. До этого периода Буллы, выпущенные в обычных случаях, в течение двухсот лет не имели других дат, кроме места, дня месяца и года Понтификата. К этому он добавил год от Воплощения, так что все последующие Буллы, будь то обычные или необычные, датировались от Воплощения, (2) изменение, которое соблюдалась с тех пор. Восемь первых Булл в рукописи, которая теперь перед нами хотят дату от Воплощения; все остальные имеют её на полную длину».

Примечание автора к выше приведенному тексту:
«2 Engenius IV annos Christi cum annis Pontificatus sui, in prima persona, tali modo conjungere coepit - «Datum Romae apud S. Petrum anno Incarnationis Dominicae M. CCCC. XXVI -VII Кал. Nov. Pontificatus vero nostri anno primo ". Acta Eruditorum, месяц апрель 1715 года.
Такая форма имеет вид: во-первых название места; во-вторых, год от Воплощения; в-третьих, Календы, Ноны или Иды месяца; в-четвертых, год Понтификата. (В годе опечатка, отсутствует один Х, должен быть 1436 год!)
Различий между обычным и торжественным Буллами, не было замечено Папеброком, который после ученейших диспутов против Мабильона, признал свою ошибку в Пропилеях во втором томе журнал Acta Eruditorum за апрель, № 129.
Самая знаменитая из Булл Папы Евгения, это булла, выпущенная в 1439 году по причине воссоединения греческой и латинской церквей, которое было достигнуто по взаимному согласию в Совете Флоренции. Данная Булла имеет три оригинала, один из которых сохранился в Королевской библиотеке Франции, два других - в замке Сан-Анджело, в Риме. Первый экземпляр имеет присоединенную свинцовую печать Евгения и золотую греческого императора. Булла имеет колонки на греческом и латинском языках и имеет подписи папы, латинских епископов и других под латинской частью, а также императора и греческих епископов под греческим текстом. Римские копии потеряли свинцовые и золотые печати, но имеют остатки шелковых шнуров и согласны с французским документом во всех других особенностях».

Здесь необходимо привести еще одну справку, о том, как создавалась современная картина прошлого.

«Особенно крупное значение для выработки техники исторического исследования имело возникновение в XVII в. дипломатики и палеографии.
Как уже было упомянуто выше, возникновение дипломатики было подготовлено юридической практикой XVII в. Необходимость доказывать подлинность документов неизбежно толкала к выработке приемов доказательства.
Попытки выработать общие правила анализа дипломов, были и до Мабильона. В Германии город и монастырь в Линдау вели земельную тяжбу. Конринг, выступавший со стороны города, составил в 1672 г. сочинение - "Censura diplomatis quod Ludovico imperatori fert acceptum coenobium Lindaviense", в котором он изложил правила определения подлинности документов 3. Но это только несовершенная попытка. Основателем дипломатики и палеографии был бенедиктинец Мабильон (Jean Mabillon, 1632-1707). Его знаменитый труд "De re diplomatica" был тоже порождением конкретной житейской обстановки своего времени.
В 1675 г. иезуит Папеброк (Daniel Papebroch, 1628-1714), один из преемников Болланда по изданию "Acta Sanctorum", выпустил очередной том этого издания. В предисловии к тому под заглавием "Propylaeum Antiquarium circa veri ас falsi discrimen in vetustis membranis" Папеброк остановился на вопросе о признаках подлинности старинных документов.
Исходным положением для него был тезис английского эрудита Маршама, что документ тем менее достоин доверия, чем он древнее. Папеброк поставил тем самым под сомнение достоверность богатых рукописных фондов бенедиктинцев. Сочинение Папеброка подрывало как методологические основы литературной деятельности бенедиктинцев, так и их земельные права. Мабильон получил поручение выступить против Папеброка.
Мабильон вместо полемики опубликовал через шесть лет, в 1681 г., обширный труд "De re diplomatica libri VI", в котором в числе основных положений дипломатики изложил и способы определения подлинности исторических документов. Папеброк в письме к Мабильону признал себя побежденным. Данный труд Мабильона заложил прочные основы дипломатики, палеографии и сфрагистики. Это является общепризнанным в современной нашей и зарубежной науке.
Мабильон изучал документы, написанные на латинском языке. Его младший современник и коллега по ордену Бернар Монфокон (Montfaucon, 1655-1741) на другой год после смерти Мабильона, в 1708 г., опубликовал работу, заложившую основы греческой палеографии -"Palaeographia graeca sive de ortu et progressu literarum".

(В. К. Яцунский. Историческая география. Москва 1955. Стр. 105.)

Еще один промежуточный пункт, время создания науки «Дипломатика» или защита своих корыстных интересов. Причем используя пособие Мабильона можно было создавать фальшивки имеющие статус оригиналов!
Но наш автор, Джон Стоу, утверждает, что Папа Евгений был первым, кто ввел датирование от Воплощения, то есть определяется время появления расчета Дионисия Малого, хотя автор и молчит «откуда дровишки».

В конце XVI в., вышла очень любопытная книга по хронологии. Автор Томас Пай (Thomas Pie). Называется «Песочные часы» (Houre-glasse). Издана в Лондоне в 1597 году.
Вот в этой книги нам прекрасно рассказывают, что же изобрел Папа Евгений IV.
«Однако в год Христа 532 Дионисий Малый, учредивший Пасхальный Цикл, и Золотое число, не стал рассчитывать и вычислять то же самое по Эре (Æra) или Вычислению злого Диоклетиана преследователя Церкви, которые затем использовались для всей Империи, но вычислил и объяснил посредством лет Христа, начиная с Его Воплощения, как показал Беда во втором томе книги «de natura Rerum» глава 46. Эта Эра или расчет еще долгое время спустя не использовались императорами или папами. Впервые Император, который использовал расчет Дионисия в датировке своих Деяний, трудов и Посланий, был Карл III Толстый (Crassus). А впоследствии Евгений IIII по совету и просьбе Блондуса, своего секретаря, принял этот расчет для папских Булл и посланий, как утверждает Павел Форосомпроненский в своей книге «Паулина» часть 2, книга 13.
“Praesile Eugenio IIII adhortante Blondo Forliuiensi Pontificij collegij a secretis Notario, in bullis atque rescriptis Pontificalibus annorum hæc a Christi Incarnatione supputatio scribe primùm coepit”
когда Евгений IIII был Папой, по просьбе Блонда Форли, секретаря папской коллегии, это вычисление лет от Воплощения Христа начали впервые писать в папских Буллах и распоряжениях».

Вот, оказывается с каких времен идет утверждение о Папе Евгении, да еще и со ссылкой на прямого очевидца, но науки такие факты совсем не нужны и начинается наведение штукатурки о древностях.
Что думают уважаемые любители и специалисты о реальности утверждения:

Папа Евгений 4 получил расчеты о пасхе от своего секретаря Фабио Бьендо (так его сегодня называют), проведенные незадолго до 1431 года.
И тогда, год 1431, становится некой граничной точкой, которая определяет начало блестящей литературы начала XV века. А возникла эта литература не просто так, а вследствие появления бумажных (и всех остальных) ветряных или водяных мельниц.

Вот отсюда и надо плясать.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...