Платоническая любовь философия. Этюд четвертый

Введение

1. Основа философии Платона

1.1 Краткая биография Платона

1.2 Элементы учения Платона

2. Духовные основы любви в философии Платона

2.1 О красоте и о любви

2.2 Тема любви в произведениях Платона

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В истории мировой культуры Платон - великое явление. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству.

Философа, у которого спустя 23 века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядным. Платоном вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы - от Посидония и Оригена до Чаадаева и Хайдеггера. Отец идеализма оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.

Учение, созданное Платоном многогранно и обширно. Оно охватывает вопросы и о природе, и о человеке, и о душе человека, и о познании, и об общественно-политическом строе, и о языке, и об искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке, о красноречии, о любви и о воспитании.

Многогранность его дарования удивительна. В нём не только философ сочетался с учёным. В свой черёд философ и ученый неотделимы в нём от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях.

Человек стремится познать мир. Но как познать то, что постоянно меняет свой облик? Как дойти до сути изменчивых вещей? Платон дает свой ответ на этот вечный вопрос. Он говорит о двух мирах: изменчивом чувственном и умопостигаемом мире идей, существующем вне времени и пространства. Именно в познании мира идей Платон видит единственный путь к пониманию мира и его законов. Этот путь пролегает не вовне, а в самом человеке. Развитие добродетелей: мужества, мудрости, умеренности, справедливости - позволяет душе подниматься к миру идей, схватывая суть вещей. Сила же, ведущая нас по этому пути, - Эрос, любовь, дающая крылья.

Таким образом, данная тема и сегодня остается актуальной.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Основа философии Платона

1.1 Краткая биография Платона

Платон родился в 427 году до н.э. на острове Эгина. По происхождению Платон принадлежал к весьма знатному афинскому роду. Старинная, царского происхождения семья философа имела прочные аристократические традиции.

В юности будущий философ получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке - у Драконта, ученика знаменитого Дамона (обучавшего самого Перикла), а гимнастке - у борца Аристона. Считают, что этот выдающийся борец дал своему ученику Аристоклу имя Платона то ли за его широкую грудь и мощное сложение, то ли за широкий лоб (греч. platys- широкий, широкоплечий, platos- ширина). Так исчез Аристокл - сын Аристона и появился Платон.

Занятия борьбой были настолько успешными, что юноша принял участие в традиционных играх на Истме и даже получил там награду. В молодые годы Платон увлекался живописью, сочинял изящные эпиграммы, трагедии. Особенно он любил комиков Аристофана и Софокла, что дало повод ему самому сочинять комедии, учась у своих любимцев правдивому изображению действующих лиц.

Значительное влияние на его поэтические занятия оказало творчество знаменитого комедиографа из Сицилии пифагорейца Эпихарма (4-5 вв. до н. э). Сохранилось 25 эпиграмм, приписываемых Платону.

Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические произведения, примкнул к Сократу и стал одним из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников.

Встреча с Сократом произошла в 408 году до н.э. Платону тогда было 20 лет. С этого времени и вплоть до казни учителя 399 году до н.э. Платон находился в числе его ‹‹постоянных собеседников и преданных друзей››.

После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу - Академию платоновскую.

В 361 году вновь посетил Сицилию по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, но эта поездка, как и предыдущие попытки вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

1.2 Элементы учения Платона

Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, исследователям приходится ее реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): "едином", "уме" и "душе"; к нему примыкает учение о "космосе".

Основой всякого бытия является, по Платону "единое", которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т.е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства и не может двигаться.

Вторая субстанция - "ум" (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением "единого" - "блага". Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: "ум" интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление.

Третья субстанция - "мировая душа" - объединяет у Платона "ум" и телесный мир. Получая от "ума" законы своего движения, "душа" отличается от него своей вечной подвижностью; это - принцип самодвижения. "Ум" бестелесен и бессмертен; "душа" объединяет его с телесным миром.

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии - это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи - источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Учение об идеях - сердцевина философии Платона. "Идеи" - это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Материя для Платона - лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы "воспреемница" и "кормилица" идей.

В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в "идеальных числах", что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней - к области чистых идей.

В седьмой книге Государства Платон излагает миф о пещере, в котором образно представляет тот мир, в котором мы живем как пещеру, а всех людей - как узников, крепко скованных цепями и сидящих в этой пещере. Узники смотрят на глухую стену, на которую падают отблески света, падающего в пещеру сверху, где находится выход из нее. Глядя на тени люди устанавливают причины и следствия явлений и таким образом полагают, что познают мир. Но если увидеть истинные причины этих явлений, то окажется, что все познанное на основании отображений не имеет почти никакого отношения к действительности, ведь тени представляют свои первообразы в сильно искаженном виде.

Кроме того, сам выход из пещеры (то есть начало истинного познания) физически труден, глаза не привыкли к настоящему освещению, а на само солнце как источник света и вовсе смотреть невозможно. Наконец, трудно не только восхождение, но и возвращение обратно (трансляция истинного знания) - люди не верят речам об истинном бытии, они высмеивают того, кто говорит не о том, что видят глаза, а о том, что познал разум. Поэтому в одиночку философией заниматься крайне сложно, требуется поддержка со стороны человеческого сообщества, в рамках которого и формируется представление о ценностях и методах воспитания.

Эти темы являются фоном всего социально-политического учения Платона, принципиальной особенность которого является интерпретация человека как разумной души - не смертные люди, а бессмертные души действуют в платоновском идеальном Государстве, и критика Аристотелем Платона за несходство с реальной жизнью некоторых положений его учения связана прежде всего с пониманием человеческой природы, единократно или многократно проживающей свой земной век.

Души являются третьей важной онтологической реальностью наряду с вещами и идеями, они выступают как посредствующее звено между чувственным и умопостигаемым. Душа представляется у Платона состоящей из трех частей: вожделеющей, пылкой и разумной. Существуя в чувственных телах, души образуют с телом "совокупное целое" - живое существо (под этим словом подразумеваются и животные и люди). Но только души людей обладают разумом и поэтому могут познавать мир идей, если пройдут необходимый путь очищения и воспитания.

Души животных (и растений) смертны, а разумные души людей бессмертны, поскольку, согласно изложенному в Тимее учению, они сотворены богом из того же состава, что и бессмертная мировая душа. После смерти души попадают на суд и получают возможность выбрать себе новую жизнь, статус в которой будет зависеть от добродетельности или порочности уже прожитой жизни.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый - благородные, высшие качества души, черный - страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание.

Менялись люди и эпохи, и в каждый век по-разному понималась любовь. Философия и по сей день пытается ответить на непростой вопрос: откуда берется это прекрасное чувство?

Эрот

Любовь, с точки зрения философии Платона, бывает разная. Он делит Эрот на 2 ипостаси: высокую и низменную. Эрот земной олицетворяет собой низшее проявление человеческих чувств. Это страсть и похоть, желание обладать вещами и судьбами людей любой ценой. Такую любовь рассматривает как фактор, тормозящий развитие человеческой личности, как нечто мерзкое и пошлое.

Эрот небесный, в противоположность деструктивному земному, олицетворяет собой развитие. Он является творящим началом, германизирующим жизнь, в нем проявляется единство противоположностей. Эрот небесный не отрицает возможный физический контакт между людьми, но на первое место все же выдвигает духовное начало. Отсюда и пошло понятие Чувства ради развития, а не ради обладания.

Андрогины

В своей философии любви Платон не последнее место отводит мифу об андрогинах. Когда-то давно человек был совсем иным. У него было по 4 руки и ноги, а голова смотрела двумя совершенно одинаковыми лицами в разные стороны. Эти древние люди были очень сильны и решили поспорить с богами за первенство. Но боги страшно покарали дерзких андрогинов, разделив каждого на 2 половинки. С тех пор несчастные скитаются в поисках части себя. И лишь те счастливчики, что находят вторую часть себя, наконец получают умиротворение и живут в гармонии с собой и миром.

Миф об андрогинах является важной частью учения о гармонии. Любовь человека философия Платона возводит в ряд возвышенных чувств. Но это касается только любви настоящей и взаимной, ведь не может одна из частей целого не любить другую.

Средневековье

Понятие любви в философии средневековья приобретает религиозный окрас. Сам бог ради любви ко всему человечеству пожертвовал собой ради искупления вселенского греха. И с тех пор в стала ассоциироваться с самопожертвованием и самоотречением. Только так она могла считаться истинной. была призвана заменить все другие предпочтения человека.

Христианская пропаганда совершенно исказила любовь человека к человеку, она полностью свела ее к пороку и похоти. Здесь можно наблюдать своеобразный конфликт. С одной стороны, любовь между людьми считается греховной, а половой акт - чуть ли не бесовским действом. Но в то же время церковь поощряет институт брака и семьи. Само по себе зачатие и появление человека на свет является греховным.

Розанов

Любви зарождается благодаря В. Розанову. Он первый обращается к этой теме среди отечественных философов. Для него это чувство является самым чистым и возвышенным. Он отождествляет любовь с понятием красоты и истины. Розанов идет дальше и прямо заявляет, что без любви невозможна истина.

Розанов критикует монополизацию любви христианской церковью. Он отмечает, что это способствует нарушению морали. Отношения с противоположным полом есть неотъемлемой частью жизни, которую нельзя так грубо отсекать или формализовать продолжением рода. Христианство чрезмерное внимание уделяет непосредственно половым сношениям, не замечая их духовной подоплеки. Розанов воспринимает любовь мужчины и женщины как единое, родовое начало. Именно она движет миром и развитием человечества.

Соловьев

В. Соловьев является последователем Розанова, но вносит в его учение свое видение. Он возвращается к платоновскому понятию андрогина. Любовь с точки зрения философии Соловьева - двусторонний акт мужчины и женщины. Но он дает понятию андрогина новое осмысление. Наличие 2 полов, так сильно отличающихся друг от друга, говорит о несовершенстве человека.

Такая сильная тяга полов друг к другу, к физической близости в том числе, - это не что иное, как желание вновь объединиться. Только вместе оба пола смогут вновь стать единым целым и гармонизировать себя и пространство вокруг. Именно поэтому так много в мире несчастных людей, потому что очень трудно найти вторую часть себя.

Бердяев

Согласно его учению, пол создает конфликт, разъединяя людей. Части, как магниты, стремятся соединиться и обрести любовь. вслед за платоновской говорит о двойственности любви. Она бывает звериная, это простая похоть. Но она же может вознести на вершины совершенства духа. Он говорит о том, что после массовой христианизации нужно реабилитировать отношение к половой любви.

Преодоление пола и половых различий - это не соединение, а, напротив, четкое осознание функций каждого пола. Только это может открыть творческое начало и развить индивидуальность каждой личности в полной мере. Именно в любви к противоположному полу и интимной близости четче всего проявляются мужское и женское начало. Именно любовь связывает тело и дух и в то же время возвышает и поднимает человека на новый уровень духовного развития.

Все же разделение любви на плотскую и духовную не случайно. Чрезвычайное потворство похоти и плоти уже сгубили Древний Рим. Бесконечные случайные сексуальные связи надоели всем. Возможно, именно это и стало причиной столь жесткого отношения к интимным связям в христианской религии. Понятие "любовь" философия во все времена возвышала и считала основой жизни и развития. Не важно, по отношению к кому эта любовь - к человеку или к высшему существу. Главное, чтобы любовь не подменялась похотью, именно об этом говорят и греческие философы, и наши отечественные мыслители.


Имя: Платон (Plato)

Дата рождения: 428-427 г. до н.э

Дата смерти: 347-348 г. до н.э

Возраст: 77 лет

Место рождения: Древние Афины

Место смерти: Древние Афины

Деятельность: древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля

Семейное положение: не был женат

Платон - биография

Если бы составлялись рейтинги великих мудрецов, одно из первых мест в них наверняка занял бы Платон. Он стал первым древним философом, чьи сочинения дошли до нас практически полностью, - во многом благодаря покровительству церкви, объявившей его «христианином до Христа».

Одобрение церковников Платон заслужил по нескольким причинам. Во-первых, он вслед за своим учителем Сократом призывал к добродетельной жизни - умеренной, скромной, свободной от гнева и зависти. Во-вторых, утверждал, что дух куда важнее тела и гораздо больше достоин внимания. В-третьих, считал главным в жизни идеальную любовь, в которой христиане видели любовь к Богу. За все это его, вместе с еще несколькими мудрецами, избавили от Ада, куда должны были отправиться все язычники. Платона (Афлатуна) высоко ценили и мусульмане, даже объявившие его одним из пророков - предшественников Мухаммеда.

Сами греки вообще считали философа богоподобным - его днем рождения объявили 7 таргелиона (21 мая), когда, по преданию, родился Аполлон. Многие верили, что солнечный бог науки и искусства - настоящий отец Платона, тем более что мать родила его в 427 году до н. э., когда ее муж Аристон давно уже сражался со спартанцами в рядах афинского войска. Но даже без участия Аполлона новорожденный вполне мог гордиться родителями.

Его отец был потомком последнего царя Афин Кодра, владельцем богатого поместья на острове Эгина. Высоко ценя знатное происхождение, он дал младшему сыну имя Аристокл - «наилучшая слава»; к тому времени у него уже были сыновья Адимант и Главкон и дочь Потопа. Их матерью была не менее знатная Периктиона, предком которой был знаменитый реформатор Солон, а братьями - популярные политики Хармид и Критий.

По легенде, после рождения Аристокла родители отнесли его на священную гору Гимет, чтобы принести жертвы богам. Пока они занимались закланием козленка, к оставленному без присмотра младенцу слетелись пчелы, но не покусали, а наполнили рот сладким медом - что предвещало ему славу философа. После ранней смерти Аристона его жена повторно вышла замуж и увезла сына в Афины, где наняла ему лучших учителей. Гимнастике его учил победитель Олимпиады борец Аристоник; он будто бы и дал своему питомцу прозвище Платон, что означает «широкий».

Юноша и правда был широкоплечим и сильным, достиг успехов в спорте и сам будто бы позже заслужил олимпийский венок за победу в состязании борцов. Правда, по другой версии, прозвище досталось ему за широту ума, не знавшего преград. Если так, то его дал не борец, а философ Кратил, ученик знаменитого Гераклита, - он обучал юного Платона искусству спора. Периктиона мечтала сделать из сына политика, а умение отстаивать свое мнение было залогом успеха в хитросплетениях афинской власти.

Философы-софисты легко доказывали, что черное - это белое, но был человек, способный переспорить любого из них. К этому учителю, Платон скоро попросился в ученики. Предыдущей ночью Сократу приснился прекрасный лебедь, и он во всеуслышание объявил (опять-таки по легенде), что новый ученик превзойдет мудростью всех прочих. Забросив прежние увлечения, Платон всей душой полюбил наставника и его философию. С одной поправкой:

если Сократ излагал свои идеи устно, утверждая, что на бумаге мудрость умирает, то его ученик по мере сил записывал сказанное им; из этих записей позже вышли знаменитые платоновские диалоги, хотя никто не знает, что в них принадлежит Сократу, а что - самому автору.

Платон был рядом с учителем в драматические для Афин годы, когда после поражения в войне со Спартой власть в городе захватили «тридцать тиранов» во главе с дядей Платона Критием. Тот тоже был учеником Сократа, что не помешало ему бросить непокорного философа в тюрьму, и от смерти его спасло только свержение тиранов. Однако обстановка оставалась неспокойной; враждующие партии постоянно устраивали смуты, повсюду выискивая врагов. Одним из них оказался Сократ - обиженный им поэт Мелет обвинил его в развращении молодежи.

Развращение могло быть как духовным, так и телесным; философы в отличие от простых горожан одобрительно относились к однополой любви, и сам Платон, по свидетельству Диогена Лаэртского, был влюблен в своего юного товарища Федра. Но, скорее всего, речь шла о том, что Сократ внушал ученикам скептическое отношение к богам, говоря, что верить надо только одному божеству - своему «демону», подсказывающему, как поступать в трудных ситуациях.

Когда Сократ снова оказался в тюрьме, Платон и другие ученики предлагали сперва выкупить его, внеся залог, потом - организовать побег. Но философ отказался: это значило признать себя виновным, а он собирался уйти в вечность с незапятнанной репутацией. Когда его приговорили к смерти, он попрощался с близкими и выпил яд. Сразу после его похорон ученики покинули Афины: прошел слух, что обозленные демагоги могут поступить с ними так же, как с Сократом. Платон уехал в Мегару к своему другу Евклиду, после чего его следы надолго потерялись.

Ходили слухи, что он ради познания древней мудрости посетил страны Востока, дойдя до Вавилона и чуть ли не до Индии. Все это сомнительно, но похоже, что философ побывал по крайней мере в Египте, куда ранее путешествовал его предок Солон. Туда Платон отправился не один, а с юным учеником Евдоксом, в будущем знаменитым астрономом. В египетских храмах Платон слушал поучения жрецов, а в Кирене учился математике и заодно познакомился с жителями Сиракуз, которые рассказали ему о тиране этого сицилийского города Дионисии Старшем.

Желая прослыть поклонником просвещения, тот звал к себе на службу философов и ученых, обещая им щедрое содержание. К нему отправился и Платон, который обрел в Сиракузах не только покой после долгих скитаний, но и верного друга. 18-летний шурин Дионисия Дион стал учеником философа, а по некоторым данным - и его любовником. Наблюдая за Дионисием, который изгонял или казнил всех, кто мог посягнуть на его власть, Платон окончательно проникся отвращением к политике. Он пришел к выводу, что все государства управляются плохо и исправить их может только правление философов.

Его советы и поучения так надоели тирану, что тот в конце концов посадил мудреца на корабль и отослал прочь, приказав капитану при первом удобном случае убить неудобного гостя или хотя бы продать в рабство. Тот так и сделал, но, не зная места рождения Платона, отвез его на невольничий рынок на родном острове Эгина. Конечно же, там его узнали и выкупили - а капитан вскоре погиб в бою с пиратами, что укрепило уважение земляков к философу. Купившему его Анникериду эгинцы вернули деньги, но тот благородно отдал их Платону.

Впервые став владельцем солидной суммы, поиздержавшийся мыслитель решил потратить ее с толком. Он отправился в Афины и купил на северной окраине города рощу, названную в честь похороненного там мифического героя Академа. Там он около 385 года до нашей эры основал свою знаменитую Академию, просуществовавшую почти тысячу лет, пока византийский император Юстиниан не закрыл ее как рассадник язычества.

Академия располагалась в живописном парке, где возвышались статуи богов и героев. Стараниями философа там были возведены гимнасий (крытая галерея для упражнений), жилой корпус, а позже - храм муз, или Музей. Он объявил, что берет в ученики всех, кто хочет учиться, независимо от того, сколько они могут заплатить. Даже если это был мешок ячменя или корзина фиг - любимого лакомства Платона.


Первыми студентами Академии стали его племянник Спевсипп, мрачный Ксенократ из Халкидона, астроном Филипп из Опунта, математик Амикл Гераклеискии. Были там и две девушки - Ласфения и Аксиофея; в отличие от большинства современников Платон считал, что женщины так же способны к учебе, как и мужчины. Точным наукам он уделял особое внимание - над входом в учебное заведение красовалась надпись: «Не знающий математики да не войдет».

Став сколархом, или ректором Академии, Платон велел создать в Музее библиотеку, основой которой стали его сочинения. Еще во время скитаний он сочинил «Апологию Сократа», увековечившую память об учителе. В Афинах им были созданы главные произведения - 36 диалогов, в которых отразилась теория Платона, получившая позже название «объективного идеализма». Согласно ей, все вещи представляют собой подобие и отражение идей, а процесс познания есть «анамнесис» - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом. Философ иллюстрировал это утверждение мифом о темной пещере: как находящийся в ней видит лишь смутные тени реальных предметов, так человек может разглядеть лишь отражения реального мира вечных идей.

Платон одним из первых задумался над сутью человека, над его ролью в мироздании. Попытавшись дать определение человека («животное о двух ногах, лишенное перьев»), он сразу столкнулся с насмешками Диогена: тот ощипал петуха и принес в Академию, заявив: «Вот он, платоновский человек!» Тогда философ предпочел перейти от биологии к морали - веря в вечность души, он утверждал, что она должна очиститься от всего телесного и подняться в мир идей, или, что то же самое, в царство богов. «Неочищенная» душа обречена на возвращение в мир в новом теле человека или животного (в этом утверждении Платона часто видят влияние индийской философии).

В диалоге «Федр» он описывает душу человека как колесницу, запряженную двумя конями, белым (благородные стремления) и черным (низменные страсти). Возничий-разум должен крепко держать поводья и направлять колесницу на верный путь. Но разум не справится, если ему не поможет любовь, по Платону - стремление к высшей красоте. Он первым употребил христианскую формулу «Бог есть любовь» и он же первым высказал идею о том, что мужчины и женщины - разделенные андрогины, обреченные искать свою «половину». Одобряя супружескую любовь, он считал при этом, что мудрецы должны избегать ее, поскольку она привязывает их к телесному миру. Идеалом для себя он считал дружбу, воспетую в том же «Федре» -диалоге, посвященном его давнему возлюбленному.

Во время печально закончившихся споров с Дионисием Платон заявил тирану, что государство должно делать людей мудрее - а значит, счастливее. Неправильное государство он описал в диалогах «Тимей» и «Критий», изложив легенду об Атлантиде - большой и могущественной островной стране. Вначале она процветала, но потом ее жители возгордились, погрязли в роскоши и пошли войной на соседние народы. Тогда боги решили наказать их: «В один день и одну бедственную ночь Атлантида исчезла, погрузившись в море».

Эта фраза стала самой знаменитой из всего, написанного Платоном: в ней часто видят описание реальной истории, хотя скорее это первый в истории фантастический роман с нравоучительным оттенком. Рассказом о печальной судьбе Атлантиды Платон напоминает
современникам, что власть должна действовать разумно и справедливо. Так, как это описано в его диалоге «Государство» («Полития»), где идеальное общество состоит из трех сословий: мудрецы-правители, воины и труженики.


Философ сравнивает их с головой, руками и туловищем в человеческом теле, где голове принадлежит главенство. Впрочем, голове без тела тоже плохо - как сказано в другом фантастическом романе. Платону было уже за шестьдесят, когда он не смог избежать соблазна внедрить свои идеи в жизнь. Однажды в двери Академии постучал гонец из Сиракуз - старый Дионисий отдал богам душу, и Дион тут же вызвал к себе друга. Новый правитель, сын и тезка покойного, какое-то время слушался советов философа и даже собирался передать власть народу.

Но вскоре к нему втерся в доверие историк Филист, уверявший, что тиран свободен делать все, что захочет, не спрашивая совета ни у кого. Уже через полгода Платону вместе с Дионом пришлось бежать в Коринф. Но править без мудрого советника оказалось нелегко: с моря на Сиракузы нападали карфагеняне, с суши подступали римляне, цены росли, народ роптал... Пять лет спустя Дионисий Младший снова пригласил Платона к себе. Вернувшись, тот первым делом потребовал помиловать беглого Диона, но сын показал, что достоин отца: он в гневе казнил родных изгнанника, а его жену отдал на поругание солдатам. Платон еле вырвался из негостеприимного города, а Дион через несколько лет вернулся, сверг племянника, но вскоре был убит заговорщиками.

Между двумя путешествиями философа в Академии появился новый ученик - 17-летний из глухой фракийской провинции. Он поразил всех своими познаниями, а главное - умением ясно и четко мыслить, которое благодаря ему получило название «логики». Пытливого юношу интересовало все, а особенно - всеобщие законы природы, которую он считал вечной и самоценной, а не просто отражением мира идей, как в теории его учителя.

В историю вошла его фраза «Платон мне друг, но истина дороже», однако не все знают, что он лишь повторил платоновское высказывание относительно Сократа. Закон «отрицания отрицания» был философии еще в новинку, и старый Платон болезненно переживал разногласия с лучшим своим учеником. Особенно когда во время его отъезда на Эгину Аристотель начал читать лекции на его любимом месте у стен Музея. После смерти Платона он стал наставником македонского царя Александра и с его армией победно вступил в Афины, после чего создал собственную философскую школу под названием Ликей.

Их С Платоном теории соперничают до сих пор, хотя оба мудреца до конца жизни почитали друг друга - недаром на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» они изображены рядом, рука об руку.

В последние годы жизни усталый и разочарованный Платон работал над «Законами», своим последним произведением. Это продолжение «Государства» во многом противоположно ему: идеи здесь заменены практическими принципами, цель которых - не счастье людей, а сохранение власти и богатства избранных. Там говорится, что границы сословий должны бьггь незыблемы, браки и просто общение между их представителями запрещаются, власть жестко контролирует всю жизнь людей, занимаясь в том числе воспитанием детей и устройством браков для выведения сильного и здорового потомства.

Воспетое Платоном «разумное» государство напоминает не только тогдашнюю Спарту, но и тоталитарное общество будущего, которое изображают романы Оруэлла и Замятина. Античный философ предсказывает и цензуру, и общественные столовые, и даже пропаганду, внушающую гражданам нужные мнения, - и не просто предсказывает, но и восхищается всем этим. «Законы» так непохожи на предыдущие сочинения Платона, что их нередко считают дописанными уже после его смерти кем-то из учеников - например Филиппом Опунтским.

Будучи суровым и даже жестоким в своих сочинениях, в жизни Платон оставался мягким, терпимым, доброжелательным человеком - хотя никогда не пускался, как Сократ, в беседы с первым встречным, храня гордость аристократа. Во время редких визитов в город афиняне не насмехались над ним, как над другими философами, а уважительно следили издали, лишь иногда пытаясь дотронуться до его хитона - на счастье.

Он умер в свой 80-й день рождения в 347 году до нашей эры. Два небольших участка земли, три мины денег и золотой перстень завещал родным, а четырех рабов отпустил на волю. В завещании, продиктованном Спевсиппу, написал: «Никому ничего не должен». Его похоронили в любимой Академии, украсив надгробие тремя эпитафиями, к которым через много лет добавилась четвертая:

Платоническая любовь

Самое известное понятие, связанное с именем Платона, - платоническая любовь. О ней философ писал взнаменитом диалоге «Пир», посвященном отличию телесной любви от духовной. Платону, конечно же, была ближе вторая; в «Пире» он даже изобрел для нее особую богиню Афродиту Уранию («небесную»), отличающуюся от Афродиты Пандемос - «всенародной», или «пошлой». При этом он выступал не против плотской любви вообще, а против любви к женщинам - «существам слабым и глупым».

Куда достойнее, считал он, любовь к юношам, наделенным не только красотой, но также умом и благородавом. Сократа, рассуждающего об этом в «Пире», поправляет таинственная Диотима - мудрейшая женщина Афин. Она говорит, что телесная красота мимолетна, а человек должен стремиться к вечному, идеальному, божественному. Стремление к высшим ценностям - это и есть платоническая любовь, следующая тремя путями: через влечение к красоте, истине и добру.

Так ее понимали поклонники Платона и в Древней Греции, и в Италии эпохи Ренессанса, где гуманиаы-платоники возродили и дружеские пиры (агапы), и однополую любовь, и воспевание недостижимой красоты. Интерес к платонической любви снова возродился в Англии XVII века, но там под ней понимали полный отказ от телесной любви ради духовной. Это совпадало с христианским идеалом, поэтому такую любовь воспевали Владимир Соловьев и Лев Толстой, а Отто Вейнингер писал: «Всякая любовь, кроме платонической, - обычное свинство».

Великий Платон - достойный ученик великого Сократа, который не оставил своих сочинений. Платон и Сократ были единомышленниками. Недаром Сократ - главное действующее лицо в знаменитых диалогах Платона.

Уровни любви Платон раскрывает в диалоге «Пир». Он пишет: «Кто хочет избрать верный путь… должен начать с устремления к прекрасным телам в молодости… потом поймёт, что красота одного тела родственна красоте любого другого <…> После этого он начнёт ценить красоту души выше, чем красоту тела… благодаря чему невольно постигнет красоту нравов и обычаев и, увидев, что всё это прекрасное родственно между собою, будет считать красоту тела чем-то ничтожным. От нравов он должен перейти к наукам и, стремясь к красоте уже во всем её многообразии… повернуть к открытому морю красоты… пока, наконец, набравшись тут сил и усовершенствовавшись, он не узрит того единственного знания, которое касается прекрасного <…>

Кто, наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное по природе… вечное… Прекрасное это предстанет ему не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи… а само по себе, всегда в самом себе единообразное <…> И в созерцании прекрасного самого по себе… только и может жить человек, его увидевший, <…> потому что постигает он истину <…> тому даётся в удел любовь богов, и если кто-либо из людей бывает бессмертен, то именно он» .

Платон называет четыре уровня любви. Это - любовь к прекрасному человеческому телу в молодости; любовь к человеческим нравам, обычаям; любовь к наукам и, наконец, - любовь к прекрасному, красоте, существующей вечно сама по себе. Последний уровень любви у Платона - самый сладостный и самый важный . При созерцании прекрасного человек постигает истину - знание - мудрость. Он приобретает любовь богов, необходимую ему для жизни. Именно к познанию этого, последнего уровня любви, человек и должен стремиться.

Этот вопрос в философии Сократа и Платона является главным, и раскрывается он многосторонне. Вспомним крылатые выражения Сократа: «Познай самого себя» ; «Я знаю, что ничего не знаю» ; «Я желаю умирать много раз» . Для понимания этих его крылатых выражений необходимо рассмотреть важные стороны философского мировоззрения Платона.

Основное понятие в философии Платона - «единое». Единое - небытие, ничто, существует беспредельно, вечно, является причиной возникновения Вселенной. Единое бестелесно и не есть жизнь . «…причина эта одарена разумом и божественным знанием…» . Божественное единое содержит в себе программу, законы развития будущей Вселенной . Это знание природного происхождения. Оно существует само по себе . Причина эта непознаваема. Единое прежде бытия .

Небытие с бытием образовали причудливое сплетение, пишет Платон . Божественное единое Платон определяет как прекрасное . Божественное единое при начале развития Вселенной переходит в идею «благо» - первый уровень бытия (мира умопостигаемых идей), который также, оказывается, не есть жизнь. «…само благо не есть существование» . Первый уровень бытия - божественный, существующий как прекрасное - красота, что тождественно справедливости .

Идея «благо» есть подлинное, истинное бытие. Она получает из вечной идеи «единое» знание - программу, законы развития будущей Вселенной. Идея «благо» будет пронизывать всё нарождающееся и станет божественной сущностью, одинаковой во всём (и в природе, и в человеке), содержащей в себе знание о будущей Вселенной. «…если я знаю что-либо одно, то тем самым я знаю всё» .

«…мысль всякой души… узрев [подлинное] бытие, хотя бы и ненадолго, ценит его, питается созерцанием истины и блаженствует… она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание - не то знание, которому присуще возникновение… но подлинное знание, содержащееся в подлинном бытии. Насладившись созерцанием всего того, что есть подлинное бытие…» .

Идея «благо» станет познаваемой человеком, а знание, содержащееся в ней, перешедшее из вечности, будет абсолютной истиной, то есть таким знанием, которое не будет изменяться со временем. «…идея блага - вот это самое важное знание» . Познание идеи «благо» Платон связывает с наукой, «изучая которую мы бы достойно прожили оставшуюся часть жизни» и с помощью которой мы смогли бы сделать других достойными людьми .

Если ты познаешь самого себя, то ты приобретёшь знание о Вселенной, о её законах развития, из которых основным является нравственный закон . Познание самого себя становится высшим предназначением человека, так как познание природного нравственного закона обладает силой вести человека по жизни. «Большинство считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать <…> знание прекрасно и способно управлять человеком, так что того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание <…> нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всём пересиливает и удовольствия и всё прочее» . Так природа добивается, чтобы человек жил по её законам.

Все те, кто в истории стал буддой, мудрецом, блаженным или прошёл посвящение в мистериях, познали свою божественную сущность, одинаковую во всём, приобрели знание законов природы Вселенной (закон единства в многообразии - божественное во всём, нравственный закон). Они поняли смысл жизни и могли помогать людям идти в их космической эволюции .

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). За заслугу в отношении философии любви он был назван даже "философским первоапостолом Эроса". Действительно, Платон, пожалуй, больше всех занимался вопросом любви.

Само понятие любви в античную эпоху редко становилось предметом исследования. Но по поводу того, какая она бывает, была построена целая классификация. Для античных философов любовь как космическая сила была фундаментом, объясняющим все миросоздание и мироустройство. Это находит отражение в мифологических образах, прежде всего, Афродиты (Венеры) и Эрота (Амура).

Эрос у Платона рассматривается как стремление души к благу. Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно суживает кругозор и стремится, во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным. Между тем свобода - безусловное благо, которое может дать в человеческих отношениях именно любовь.

В самой простой форме она выражается в страсти к прекрасному человеку и желании бессмертия, достигаемого рождением детей вместе с этим человеком. Более высокая форма любви предполагает духовный союз и стремление к возвышенности, созданию общественного блага. Наивысшая форма платонической любви - любовь к мудрости, или философия, и вершиной ее является постижение мистического образа идеи блага.

Платон утверждает, что в любви реализуется не поиск половинки, а стремление к благу и бессмертию, сохранение себя в вечности через продолжение рода. Причем речь идет не только о деторождении как таковом. Кроме "беременных телом" Патон специально выделяет "беременных духовно", то есть рождающих добродетели, открытия, творения. Вот именно такое "потомство" и является бессмертным.

По мере обретения мудрости человек начинает ценить душевную красоту выше телесной и "созревает" до любви более высокого порядка, которая есть суть творчество. Собственно, отсюда и произошло название "платонической любви" - от платоновской теории эроса.

Существенное значение для осмысления как самого эроса, так и разума вместе с познанием имеет идея Платона (пусть и выраженная в мифологической форме) о неполноте, несовершенстве и в этом смысле неполноценности человека. Он не является сам для себя достаточным. О том, что человеку чего-то недостает, свидетельствует существование у него беспокойства, тоски, желаний и стремлений. Действительно, у самодостаточного существа не должно быть вожделений и связанных с ними состояний беспокойства. «Не достает же, -- по мнению Платона, -- того, что отнято». Что же, спрашивается, отнято у человека, с его точки зрения? А отнято у него существенное для его природы, именно, внутреннее единство самой человеческой сущности, ее целостность. Утрачена органическая связь, слитность человека с себе подобным. Таким образом, утрата целостности -- это потеря чего-то, подобного себе, чего-то «своего». В «Лисиде» Платон говорит о влечении к себе подобному, к «своему». Однако существование у человека влечения означает, наряду с желанием собственного восполнения, преодоление своего Я, выход за свои собственные пределы, для которых человеку и нужна «экспансивная сила любви». Обращенность эротического влечения вовне означает одновременно обращенность и на самого себя. Поиск «своего» невозможен без знания самого себя. Ведь опознание «подобного себе» возможно лишь при существовании оснований для идентификации, которые могут возникнуть в самоощущении человека, включающем в себя и ощущение своей незавершенности, ущербности. Это, в свою очередь, составляет предпосылку для самосознания и самопознания.

Любовь как одержимость стремлением «слиться, сплавиться с возлюбленным в единое существо» укоренена в самой природе человека, изначально имеющей целостный характер. Исток этого влечения теряется в темных глубинах бессознательной и неразумной сферы. «Ясно, -- говорится у Платона, -- что душа каждого хочет чего-то другого, чего именно, она не может сказать. И лишь догадывается о своих желаниях, лишь туманно намекает о них».

Называя любовь божественным состоянием, Платон явно отождествляет ее с неистовством (манией). Определяя ее однозначно как «некое неистовство» или говоря о «любовном неистовстве», он предлагает учитывать существование двух видов неистовства: как следствие заболеваний и как божественное отклонение от того, что обычно принято. Поскольку неистовство входит, по словам Платона, в «божественную любовь», постольку возможным становится говорить и о «божественном неистовстве». Неистовство, сопряженное с неумеренностью любовных вожделений, с необузданностью (соответствующей «разнузданному Эроту», «Эроту-насильнику»), проявляется в различных формах. Но независимо от конкретных форм проявления, характеризующих эротическое влечение неистовства, исступленности, одержимости, они являются теми факторами, благодаря которым любовь противостоит, говоря словами Платона, «здравому рассудку», «рассудительности», «разуму». Более того, эротическое влечение возникает и существует не просто вне рассудка и разума, а как бы вопреки им.

Таким образом, любовь у Платона предстает в виде силы, не только не совпадающей с рассудком и разумом, но противостоящей им, выступающей как нечто чуждое, властвующее над ними и даже уничтожающее их. Эрос, по Платону, -- это то, что, «заполняя душу страстным началом, мутит рассудок безумием».

В системе платоновских взглядов на любовь неистовство эроса трактуется не как негативное, а, скорее, как благоприятное для человека явление. Именно с помощью неистовства, явно противостоящего здравому рассудку, по мнению Платона, осуществляются необходимые людям и обществу прорицания, предсказания, исцеления от болезней, творчество. Приводя подобного рода примеры и доказательства «прекрасного действия неистовства», Платон делает выводы о превосходстве этого состояния («неистовство, которое у людей от бога, прекраснее рассудительности, свойства человеческого»), об его значимости в творческом процессе («творения здравомыслящих затмятся творениями неистовых»), в конечном итоге -- о его предназначении («неистовство боги даруют для величайшего счастья»).

Эрос в такой трактовке превосходит не только рассудок, но и разум, ибо последний понимается чаще всего как созерцание своего объекта и в этом смысле как ограниченная способность. Любовь же -- это не только устремление, влечение, то есть не только нечто потенциальное, но и деятельность, точнее деятельность порождения.

Эротическое отношение человека к другому человеку, к внешнему миру, к его прекрасной и благой сущности одновременно является и познавательным отношением. В любви и происходит познание, как объекта вожделения, так и самого себя. Справедливо и обратное: в познание включено эротическое влечение. В известном смысле познание и эрос сливаются в единое целое в рамках человеческой души, и это единство обеспечивает постижение человеком мира, делает возможным его существование.

Наиболее совершенной формой любви в платоновской философии предстает любовь к истине, к мудрости. «Священная любовь к мудрости» ведет к тому, что человек, достигнув этой мудрости, тем самым достигает своего предназначения, заключающегося в том, чтобы не потеряться в этом мире, не раствориться бесследно в нем, а быть «как один живой аккорд в бесконечной гармонии целого».

Одна из трудных задач платоновского философского взгляда - увидеть в мире единый принцип, который есть именно благо, решается по аналогии с темой личной любви человека к человеку. Но, по Платону, трагедия личной любви всегда будет в том, что она часто заслоняет главное: тело заслоняет душу, отдельный человек и его красота - красоту истины и бытия.

Правда же любви всегда будет в том, чтобы пройти путем любви как путем философии и видеть за телом душу, за преходящей красотой - непреходящую красоту добродетели и идеи, что в свою очередь не может не привести к благу и богу.

Идеи Платона о любви не могли не оказать на общество сильного влияния. Оно проявляется в понятии возвышенной любви, столь популярной у трубадуров раннего Средневековья. Некоторые даже склонны видеть в понимании Платоном эроса ранний набросок шокирующих сексуальных фантазий Фрейда.

Сегодня платоническая любовь сведена до очень узкого смысла, означающего почти исчезнувшую форму влечения между противоположными полами. Даже теория идей Платона, направленная на мистическое постижение Красоты, Истины и Блага, в настоящее время лишилась большей части своего эфирного величия. Она утверждает, что мир устроен также, как и язык с его абстракциями и понятиями, в основе которых лежат еще более высокие абстракции. Это положение может оказаться и спорным, но в то же время и опровергнуть его трудно. Платон предполагал, что реальный мир не таков, каким мы его воспринимаем и описываем посредством языка и опыта.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...