Поклонные кресты соловецких островов. Анзерские кресты: история и современность

Что произошло? Что случилось со мной за эти три дня на Соловках? Иногда мимолетное воспоминание говорит: «Да ничего особенного. Просто прикоснулся к еще одной святой и печальной странице итстории Отечества». А иногда…

И все чаще и чаще, все настойчивей и настойчивей Соловки заставляют меня усомниться, что я вообще жил и продолжаю жить, и что я христианин, которому полагается и жить по-христиански, всегда помня Того, кто дал мне, всем нам, жизнь, Кто оставил нам такие простые для восприятия, но, как оказывается, такие непростые для нас, затырканных суетливой повседневностью, Заповеди.

Соловки. С детских пор я слышал это слово. Я понимал, что это какое-то место, где живут плохие люди, потому как в разговорах взрослых я часто слышал: «Раскулачен и сослан на Соловки». Или: «На Соловках ему место». Или: «Сгинул на Соловках. Будто бы врагом народа оказался». И так далее.

Я и все мои сверстники долго не знали, где эти самые Соловки находятся, что из себя представляют. В школе даже по географии мы их не проходили. И только любопытный ученик мог разглядеть на карте Соловецкие острова в Белом море. Я их нашел на географической карте СССР, кода учился, кажется, в шестом классе. И, кажется, именно тогда запало в мою душу, казалось, неисполнимое желание увидеть это жуткое место. Уже много позже я мало-помалу узнавал историю столь удивительно прекрасного и в то же время столь трагического места. Оказывается, люди здесь бывали тысячелетия тому назад. А много позже, когда на Руси незыблемо укрепилось православное христианство, там стали селиться первые монахи-подвижники. И поставили они монастырь -крепость, которую ни шведы, ни англичане не могли одолеть.

Напротив нашей сельской школы-семилетки метрах в пятидесяти стоял замечательной архитектуры уже разрушающийся храм, который закрыли в 1940 году. Батюшку с семьей куда-то выслали, а в их доме устроили постоялый двор для транзитных подвод и обозов.
Моя учеба в школе пришлась на первые послевоенные годы. У вдов-солдаток еще слезы на глазах не просохли, а в некоторые семьи еще приходили после скитаний по госпиталям солдаты-инвалиды. Тут бы самое время и помолиться в храме о сложивших свои головы за Родину воинов и за здоровье оставшихся в живых. Нет. Церковь стояла пустой и соблазняла растущих в безбожии юных пионеров пальнуть из рогаток по незащищенным стеклам и похваляться своей меткостью. Или нацарапать железякой на белой стене свое имя, а то и что похуже. И что характерно – мальчишеские безобразия никто не останавливал, не пресекал. В том числе и учителя. Никто. Разве что случайно проходившая мимо пожилая женщина пристыдит негромко, так над ней громко посмеются. Учителя, возможно, и возмущались в себе, да выйти и пресечь забавы малолетолк побаивались: как бы по доносу кого-нибудь из коллег не навлечь на себя гнев чиновников от народного образования. И только Бога никто не боялся.

Но вот прошли богоборческие ленинско-сталинские времена. И что? Хрущевская «оттепель», пожалуй, даже усугубила положение. Во всяком случае, для возрождения духовности не было сделано ровным счетом ничего. Именно в эти годы мне довелось служить в советской армии. Да, тогда в армии была относительно крепкая дисциплина. Но эта дисциплина никак не была связана со страхом перед Богом совершить грех при исполнении служебного долга. У верующего же солдата дисциплина держалась на совести, стержнем которой были Евангельские заповеди. Впрочем, не так то и много было верующих. А уж если у кого старшина увидит крестик на груди – неминуем разбор на комсомольском собрании (читай – ротном собрании). Замордуют парня так, что он даже письмо матери напишет: и зачем, мол, я тебя послушал, покрестился, смеются, мол, надо мной. И вернется ли потом этот парень к вере? Вопрос. А ведь мать благословляла его этим крестиком на честную службу и на благополучное возвращение домой.

Да что говорить о ком-то! Давно ли я, будучи коммунистом и должностным лицом, уверял свою верующую мать, что Бога нет. И пришел я, многогрешный, в храм не в молодые годы, а на седьмом десятке лет. Господи, прости изувеченную мою душу.

Кто знает, когда бы удалось нам с женой моей сподобиться посетить эти загадочные для меня острова, если бы не замечательные молодые женщины Инна Айрих и Ирина Якунина, организаторы-энтузиасты, «авторы» многих полезных для души и для глаз (особенно для души) поездок по святым и историческим местам России. И не только России. Не перестаю удивляться их позитивной энергии.

И вот мы, группа из десяти человек, до Карельского городка Кеми на поезде, а от Кеми по Белому морю на теплоходе, держим путь к Большому Соловецкому острову. Море спокойно, стая чаек сопровождает теплоход, устраивая целое шоу, ловко хватая клювами подбрасываемые пассажирами куски хлеба или колбасы. Примерно через два часа показались очертания острова с белым силуэтом монастыря. И этот силуэт нам предвещал нечто грандиозное. Защелкали фото- и видеокамеры. Пассажирам стало не до чаек. Все всматривались в приближающуюся святыню. Ожидание чуда, кажется, оправдывалось. Но это было первое чудо – зрительное.
Сойдя на берег, нас без проволочек доставили в уютные коттеджики с номерами, отлично покормили. Теперь можно и за духовную пищу приниматься. И пища эта то комом в горле застревала, то переворачивала душу, то возмущала разум, не сразу воспринимавший виденное и слышанное. А как, например, можно спокойно воспринять то, что в 20-е и 30-е годы прошлого столетия здесь было расстреляно, умерло от болезней, каторжных работ, издевательств охраны более 40 тысяч человек. И в большинстве своем – невиновных. А всего через Соловки прошло более 80-ти тысяч заключенных. Тут были взрослые и днти, мужчины и жнщины, русские и представители других народов России и не только России, политические и уголовники, православные христиане, священники и иерархи Русской Православной Церкви, ученые и вовсе неграмотные, дворяне и аристократы высших сословий, недовольные советской властью рабочие и раскулаченные крестьяне, военные самых разных чинов и званий. Называлась эта ссыльная тюрьма – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). А позже и вовсе – Соловецкая тюрьма особого назначения – СТОН. Это слово, пожалуй, в большей степени отвечало сути здесь происходящего. Говорят, принцип устройства СТОНа потом переняла и усовершенствовала нацистская Германия…

65-я параллель в месте пересечения Соловецкого архипелага, насчитывающем более ста больших и малых островов, находится в 165 километрах от Полярного круга. Общая площадь островов около 300 квадратных километров. Самый большой остров – Большой Соловецкий – 218 квадратных километров. Далее – Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие.

История Соловков берет свое начало из глубины веков, примерно с пятого тысячелетия до нашей эры, когда стали здесь появляться древние обитатели Поморья – протосаамы. Здесь они ловили рыбу, промышляли морского зверя, здесь же хоронили своих соплеменников, складывая над ними валунные курганы, а рядом выкладывали из мелких камней загадочные культовые лабиринты.

Но вот в начале ХV века на Соловках появляются первые иноки, преподобные Савватий, Герман и Зосима, и языческий край стал преображаться в Православный. Причем, уже вскоре трудами этих святых Соловки стали средоточием Православия на русском севере.
С тех пор история Соловков стала историей Соловецкого монашества.
В XVI веке монастырь превратился в духовный, хозяйственный и военный центр Поморья. А к концу века над Белым морем возвышались несколько каменных храмов, завершено строительство каменной стены-крепости.
Сказать, что сооружения на Соловках каменные, значит, ничего не сказать. Огромные многотонные природные валуны (наследие ледникого периода) уложены в основания стен, а по мере их возведения валуны уменьшаются. Ширина стен в отдельных местах достигает семи метров. Высота одиннадцати метров. Длина монастырской стены по периметру. – 1200 метров. Это чудо зодчества и строительного мастерства, а также методы подвоза и укладки таких огромных и в таком количестве валунов полностью не раскрыто до сих пор. А ведь валунных строений на островах немало, причем в самых труднодоступных местах. И сооружения на Соловках впечатдяют не менее, чем Египетские пирамиды.
В 1854 году монастырь подвергся атаке двух английский кораблей, но стены без особого урона выдержали многочасовой обстрел из корабельных пушек. Англичане ушли восвояси. Монастырь еще более прославился. На острова потянулись паломники. Даже члены императорской семьи считали важной для себя духовной обязанностью посетить Соловецкий монастырь.

На Вологодчине, на живописном берегу реки Сухоны по Божьему промыслу в 1137 году возник посад Соль Тотемская, ныне уютный, дорогой моему сердцу, городок Тотьма. Многие десятилетия и даже столетия славен он был солеварением, а пуще – купцами-меценатами, которые снаряжали экспедиции и отправляли их за тысячи верст, к морю Охотскому и к самому Тихому океану для промысла морского зверя: котиков, черных лис и бобров. Многие купцы с того промысла большие доходы имели и щедро жертвовали на строительство храмов в Охотске, Иркутске и, конечно, в самой Тотьме.
А еще Тотьма хранима многими святыми, на ее земле просиявшими. Конечно, особо почитаемый здесь - преподобный Феодосий Тотемский (Суморин), по Божьему промыслу устроитель и первоначальник Спасо-Суморина монастыря. И, может быть, не все знают, что и преподобный Герман, рано подвизавшийся в монашестве, искавший молитвенного уединения и ставший одним из первых монахов на Соловках - уроженец Тотьмы. Преподобные Герман и Савватий обусловили возникновение Соловецкой обители, а преподобный Зосима начал ее устройство и стал первым настоятелем Соловецкого монастыря, ставшего теперь одной из главных святынь православной России. Известен такой факт. Однажды пресвитеру Григорию, служившему в Тотьме, во сне явился преподобный Герман и повелел написать образ его вместе с Савватием и Зосимой. Григорий исполнил повеление. Икона стала чудотворной и многие, с верой подходившие к ней, получали исцеление.
Из многих небесных молитвенников о Тотьме широко известны Вассиан Тиксненский, блаженные Максим и Андрей Тотемские.
Вот и прошли, как один час, три неповторимых и незабываемых дня на Соловецких островах. Смею говорить от лица всей группы, ибо я видел выражения лиц и негромкие разговоры о впечатлениях. Мы все почувствовали и прочувствовали Соловецкий крест, который Божественно распростерт над этой суровой, с избытком политой потом и кровью землей в холодном море.

Один из наших экскурсоводов, неравнодушно рассказывавший историю Соловков, сказал: «Вся земля здесь святая. В любом месте можно творить молитву и она дойдет до Бога».. Но приходилось слышать и другое. Водитель микроавтобуса, отвозившего нас на пристань, ворчливо выговаривал:
- Патриарх с губернатором архангельским да еще и с министром культуры прилетели.. А зачем?
- Зачем? – спросил я.
- Объекты опять какие-то будут монастырю передавать. Говорят, даже пекарню отдадут.
- Ну, а если пекарню передадут, то поселок без хлеба останется?
- Да нет, хлеб монахи пекут получше, чем в нашей пекарне. Многие у них покупают. Да и дешевле у них.
- Так в чем дело?
- А в том, что доход опять монастырю пойдет.
- Но если на этот доход он построит храм, например, или гостиницу для паломников, или благотворительность умножит, - кому от этого будет плохо?
- Плохо не будет, но как-то…

Или вот еще один пример духовной поврежденности. На острове Анзер, на Голгофо-Распятской горе, Божественным чудом выросла крестообразная береза. Именно на этой горе и близлежащих местах было расстреляно и умерло мученической смертью несколько тысяч политических лагерников в двадцатых и начале тридцатых годов прошлого столетия. На захоронениях большевики не ставили крестов и даже каких бы то ни было обозначений. Убраны были и те покаянные и поклонные кресты, которые стояли десятки лет. И, видимо, по промыслу Божию и выросла на самой вершине горы крестообразная береза. Но куда денешься от сомневающихся и скептиков? Причем, очень дотошных в поисках деталей, якобы указывающих на обратное истине.
По приезде из Соловков, я поделился впечатлениями с двумя знакомыми женщинами. Рассказал и о березе. На что одна из них сказала:
- Мой сын тоже недавно был на Соловках и говорил про эту березу. Он говорит, что сучья сами собой так вырасти вряд ли могли. Ему показалось, что их кто-то гнул.
И стоит ли такого человека убеждать в обратном? Мне жаль и эту женщину, и особенно ее сына, непонятно зачем посещающего святые места.

И вот еще что приходит на ум. При всей нашей нынешней неустроенности жизни, мы, бывая в святых местах, сожалеем, а то и праведно возмущаемся былыми лихими временами, жестокостью, безверием власти. Слава Богу, нынче этого нет и, даст Бог, не будет. Об этом неустанно молится братия Соловецкой обители и островных скитов. И разве мы, кому, якобы, некогда лоб перекрестить, не должны быть ей благодарными? «Ах, монастырю переходит то и это». А в XVIII веке монастырь имел огромные вотчины, и крестьяне Поморья были довольны принадлежностью монастырю, ибо были сыты, одеты и обуты, а дети их учились в приходских школах. Монастырь имел целый флот и торговал с Англией и Скандинавскими странами. А за счет доходов обустраивал обитель, которая сыграла выдающуюся роль в укреплении Российской державы.

Ну, а то, что мы теперь имеем возможность беспрепятственно посетить Соловецкие острова, молитвенно прикоснуться к святыням и хотя бы немножко очиститься душой – разве это не чудо?

Выставка на Бутовском полигоне продлится до 1 июля. Это очень обидно, потому что она замечательная. Жаль, мало кто сможет ее увидеть. Поскольку я немного в теме, чувствую ответственность за просвещение интересующихся и готов провести экскурсию для желающих.

«Крест - мучеников похвала»



С первых веков христианства крест из орудия позорной казни превратился в символ славы, и образ Креста, устремленного в небо, возвысившегося над адом, является выражением сущности христианства. В нем находит совершенное выражение Любовь Божественной Троицы - добровольная жертва Бога за спасение рода человеческого.

Лаконичный язык символики Креста сложился издавна и легко узнаваем: это символы страстей - копие, прободившее ребра Христа и копие с губкой (трость), на котором воины подали напоенную уксусом губку, табличка над головой Христа, гора Голгофа, череп Адама, гвозди, Солнце и Луна...

Название выставки взято из похвального слова Кресту Господню святителя Иоанна Златоустого: «Крест - верных утверждение и бодрствующих утешение! Радуйся, кресте, оружие днем и охрана ночью! Крест - милостыни поощрение и жестокосердия наказание. Радуйся, кресте, всех крепкая помощь и упования крепкая порука! Крест - начало спасения и утверждение Царства. Радуйся, кресте, опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, кресте, похвала мучеников и проповедание преподобных! Крест - нуждающихся помощь и подвизающихся союзник. Радуйся, кресте, скорбящих отрада и благоденствующих ограждение!». Так великий проповедник обозначил внутреннюю связь между Крестом Голгофским и крестом мученическим, принимая который на себя сотни тысяч исповедников Православной Веры в годы безбожных гонений от советской власти остались верными Единому Подвигоположнику, вместе с ним «смертию смерть поправ». Поэтому тема Креста и традиции Его почитания имеют такое значение на Бутовском полигоне под Москвой, месте особого почитания подвига Новомучеников Русских.

Экспозиция условно делится на пять частей: деревянные символические резные кресты-иконы, работы Соловецкой кресторезной мастерской; эскизные проекты поклонных крестов (в центральной части выставки); стенд с фрагментами древних поморских соловецких крестов; фотографии установленных поклонных крестов и видеоряд о деятельности мастерской.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Система символов очень емка, особенно когда речь идет о символических изображениях Креста, где в отличие от икон Распятия Христова рассказ о Голгофской Жертве идет на языке предельно формализованных знаков, условных обозначений, криптограмм и богослужебных текстов. При переводе иконографических образов в пластику рождается новый изобразительный язык, дающий возможность создавать тематические программы с многоуровневой символикой. Так, изображение головы Адама - не только изображение ветхозаветного события, но и символ омывания кровью Христа первородного греха Адама и его Искупления.

Все четыре измерения, которые присутствуют на земле, символически присутствуют и на кресте. Высота креста олицетворяет устремление человеческой души в небо, осуществляя связь между небом и землей и надежду на спасение. Ширина, т.е. раскинутые на Кресте руки Спасителя символически обозначают власть Христа над Землей и миром. Глубина - то, что уходит в землю, обозначает власть над адом. Долгота - измерение за крестом, - бесконечная глубина земного пространства.

Православной Церковью признаются все виды крестов, и известны сотни их разновидностей: якорный, буквенный, просфорный, 4-х, 7-ми, 8-миконечный… Назначение Креста не меняется ни от формы, в которой он выполнен, ни от надписей, которые украшают его, ведь в любом случае это - напоминание человеку об искупительной жертве Христа. Насыщенными ключевыми образами Крест призван материализовать духовное начало в человеке, чтобы разбудить его сердце и приобщить его к высоким христианским ценностям.

Назначение крестов может быть самым разнообразным: нательный крест есть у каждого верующего, наперсный у священника, в храме - аналойный, для домашней молитвы - келейный, на кладбище - поминальный. Среди русских резных поклонных крестов прошлого выделяют памятные, межевые, придорожные, приметные, обетные, благодарственные, каждый из которых ставился по особому случаю. Но назначение любого креста едино: это проповедание Христа и принесенной Им Гологофской Жертвы, а, значит, напоминание о том, что смерть побеждена и Небо отверсто каждому христианину.

На Севере России до начала XX века сохранилась традиция изготовления символических крестов различных форм и назначения. Только на островах Соловецкого архипелага поклонных поморских крестов насчитывалось около трех тысяч. Большинство из них были уничтожены во время деятельности Соловецкого концлагеря.

Но сама традиция не погибла. В 1992 году по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) началась деятельность Кресторезной мастерской на Соловецких островах под руководством Георгия Кожокаря.

Сегодня в мастерской на Соловках создают не только большие многометровые кресты, но и работы меньших размеров: кресты-иконы, кресты-доски, раскрашенные по старинной традиции - их изготовлено более 800.

«Наша мастерская занимается изготовлением крестов на основе работ, созданных нашими отцами, - подчеркивает Георгий Кожокарь, - и всё же, это новые кресты, они относятся уже к другому, нашему поколению - хоть и изготавливаются в традиции православных крестов Соловков, Русского Севера. Мы выполняем их из дерева и металла, как делались кресты в старые времена. Выдерживаем пропорции, которые использовали наши отцы, изучаем символику, используем ее - но и идем дальше, создаем новые формы. Мы не стараемся воспроизводить образцы один в один, вкладываем свое понимание, свое прочтение первоисточника, современное видение традиционной символики и пластики креста».


Крест, установленный заключенными во времена СЛОН (Соловецкого Лагеря Особого Назначения) на острове Анзер, мыс Колгуев 3 мая 1933 г.


Ступень лестницы на Секирную гору, где был размещен штрафной изолятор СЛОН в Вознесенском скиту упраздненного Соловецкого монастыря. 1930-е гг.


Крест, вырезанный на лемехе главы храма Вознесения Господня, что на Секирной горе.

Многометровые резные поклонные соловецкие кресты освящают пространство Европейской части России - от Соловков на Белом море до Сочи на море Чёрном; от Самары на Волге до Санкт-Петербурга на Неве.

В центре этого символического креста на карте нашего Отечества, близ Москвы воздвигнут наиболее известный Бутовский поклонный крест высотой 12 метров, на котором выполнено около тридцати квадратных метров тонкой резьбы. Он был доставлен от пристани Соловецкого монастыря до Бутово, за движением этого крестного хода наблюдала вся страна. Величественный крест на специальном постаменте, установленном на барже и украшенном цветами, торжественно везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по рукотворным водным артериям, созданным руками заключенных ГУЛАГа. Установка Креста на подмосковном Бутовском полигоне - месте приведения в исполнение 21 тысячи расстрельных приговоров в годы репрессий, была приурочена к 8 августа - дате начала массовых казней в 1937 году.

В подготовке выставки приняли участие Соловецкая кресторезная мастерская, Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» и Московская международная киношкола.

Руководители проекта: Прот. Кирилл Каледа, Георгий Кожокарь, Игорь Гарькавый, Михаил Виноградов. Оргкомитет выставки выражает благодарность всем потрудившимся в ее подготовке и монтаже. В частности: Ольге Керзиной, Александру Првуль, Сергею Кузнецову, Никите Кожокарю, Владимиру Бердюгину, Елене Гуваковой, Маргарите Мамаевой и др.

Для посетителей экспозиция будет открыта 1 июня с 15 до 17 часов. Далее выставка будет открыта до 1 июля - по выходным 12 до 17.
Вход свободный.

В рабочие дни - посещение выставки по согласованию с паломнической службой Прихода. Во время богослужения экспозиция закрыта. Для заказа экскурсий по выставке просьба обращаться по телефону паломнической службы Прихода 89099746299.

Дополнительную информацию можно получить на сайте Прихода храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове www.martyr.ru.
Вопросы и предложения просим направлять на почту [email protected]

В неделю Крестопоклонную

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Скит находится на том же меридиане, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме и ему Промыслом Божиим была уготована похожая судьба. В 1923 году, после закрытия монастыря, на его месте был помещен так называемый стационар Соловецкого лагеря для тифозных больных. Сотни священнослужителей приняли здесь унижения, поругания и мученическую смерть, взойдя путем Христа на свою Голгофу, чтобы потом воскреснуть и пополнить сонм Новомучеников Российских, на земле Российской просиявших. По пути мы проходим луг, который называется Богородичным. По преданию здесь прошла Пресвятая Богородица, и в тех местах, где Она ступала, выросли незабудки, и эти цветы стали называть слезами Богородицы. Поклонный Крест встречает нас у подножия горы, и скит уже виден в далекой перспективе.

Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и меня охватывает трепет! Это невероятно - вот три точки на одной прямой, уходящей в небо: это я, грешный человек, Поклонный крест и гора Голгофа. Ведь сказано, что в жизни каждого верующего человека есть свой крест и своя Голгофа. А воздух наполнен благоуханием трав и цветов, целомудренного северного многоцветия, кроны деревьев тянутся ввысь вопреки суровому климату, стремящемуся пригнуть их к земле. Слава Богу, создавшему такую красоту! Впереди самый трудный участок пути - восхождение к Голгофо - Распятскому скиту. Становится совершенно ясно, что боль в руках и ногах, - это тяжесть собственных грехов. Рюкзак просто опрокидывает назад. «Ты устал? Отдохни, присядь, зачем тебе вообще лезть туда?» - как будто нашептывает лукавый. Да, пожалуй, можно и присесть. Но вдруг перед глазами вырастает невообразимое чудо - береза в виде креста. Она выросла рядом со скитом после войны тогда, когда виновники преступлений, стараясь замести свои кровавые следы, вырубили почти все кресты на Соловках. Господь воздвиг свой нерукотворный крест. Это символ памяти, которую уничтожить невозможно.

Я смотрю на эту необыкновенную березу и вспоминаю главную заповедь Евангелия. Горизонтальный ствол - это любовь к Богу, вертикальный ствол - это любовь к людям. Как просто и ясно. «…Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим… И вторая заповедь подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же возлюбил нас милосердный Господь, что взяв на себя все грехи наши, понес их на Голгофу! Устыдившись малодушия, встаю и несу свои грехи на вершину горы, в Голгофо - Распятском скиту каюсь, как могу, и тяжесть падает с плеч. Как легко и радостно становится на душе. Воздух наполняется благодатью. Здесь небо так близко к земле! Слава тебе, Господи, за величие и красоту природы, созданной тобой! Море сливается с небом, пышные зеленые леса отражаются в голубых озерах. Стоя на краю земли, кажется, что ты летишь. Я - тоже творение Божие. Значит, Господь, создавший такую красоту, любит и меня и всех окружающих меня людей. Какие хорошие люди окружают меня, какие добрые у них глаза! Какое счастье жить с Богом и ощущать всю полноту жизни!

Мы вымолены дорогою ценой крестных страданий Новомученников Российских. Говорят, что здесь вся земля является Антиминсом, на котором можно служить Литургию, потому что вся она полита кровью и усеяна мощами Новых Российских Святых.

Непременно побывайте в этих святых местах, они помогают исцелению души, укрепляют веру, помогают любить ближних и благодарить Бога за все.

Форма нательного креста наполнена глубокой символикой. Отрадно, когда разработке модели предшествует серьезная исследовательская работа, когда в основу производства кладется изучение исторического и богословского материала. Об этом важном начинании нашим читателям рассказал Георгий Георгиевич Кожокарь - руководитель Соловецкой кресторезной мастерской. Подготовлено сайт

Соловецкий нательный крест якорного типа

Изготовлен в Соловецком монастыре по древнему образцу. Внешний контур креста выполнен в форме якоря. Этот древний символ надежды и спасения использовали еще первые христиане. Якорь не только внешне сходствует с крестом, но и сам предназначен сохранять от гибели в морских водах. В центре композиции находится восьмиконечный крест. Расположенные рядом надписи и изображения раскрывают его богословский смысл: центральная (большая) перекладина, принявшая на себя руки распятого Христа, окружена вязью Сын Божий и украшена терновым венцом. Здесь же вырезаны начальные буквы фразы «Крест Христов - красота Церкви» (КХ КЦ). С одной стороны от креста изображена трость и соответствующая ей литера Т, с другой - копие и литера К. Нижняя (косая) перекладина окружена греческим словом НИКА. Ближе к этой перекладине вырезаны начальные буквы тропаря на поклонение Кресту: КТ ПВ СВ ТС - «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Позади Креста изображена крепостная стена Иерусалима, а под Крестом - гора Голгофа с черепом Адама. Соответствующие литеры называют помещенные тут образы: МЛ - «место лобное», ГГ - «гора Голгофа», ГА - «глава Адама». В верхней части композиции, над восьмиконечным Крестом, помещено изображение, которое символизирует Иисуса Христа, восседающего на престоле в Царствии Небесном. Дважды повторено Его имя: литерами IС ХС и монограммой из греческих букв I и Х(р) - Иисус Христос.

Серебряный нательный крест с круглым верхом

Данная форма относится к той группе Новгородских, Псковских каменных крестов, что встраивались в стены древних храмов, и потому их называли закладными или вкладными. Крест относится к типу двучастных. В верхней части по кругу изображены литеры: КХ БЯ – Крест Христов бесам язва; КХ МК – Крест Христов мученикам крепость; КХ ВН – Крест Христов высота неизреченная; КХ ЛН – Крест Христов лествица небесная. Под сенью-лучами, исходящими от крещатого круга, расположен Голгофский Крест с терновым венцом, копием и тростью. IН ЦI – Иисус Назарянин Царь Иудейский. Слева и справа на поперечной перекладине – литеры IС и ХС (Иисус Христос). Два внутренних круга, соединенных парными планками, также изображают крест. Все поле внутреннего малого круга занимает криптограмма Христа. Вниз из внутреннего круга верхней части снисходят два луча, которые слева и справа флангируются греческими литерами

Ѧ и Ω – Начало и Конец. У поперечной перекладины – литеры СНЪ БЖIЙ – Сын Божий. Крест изображен на возвышении треугольной формы, символизирующей гору Голгофу, в основании которой изображена голова праотца Адама с литерами га. По обе стороны горы Голгофы надпись НИКА – победитель. За крестом изображена фоном стена Града Иерусалима Г.И.

На оборотной стороне представлен вписанный в крест текст: ОБИТЕЛИ СЛВЕЦКIМ БЛАГСЛВЕНIЕ, в центре которого монограмма IНЦИ и слово НИКА. Под крестом мачтовой вязью изображена часть молитвы Да воскрснетъ Бгъ.

Соловецкий Т-образный нательный крест

В Римской империи применялось орудие казни, называемое со времен Моисея “египетским крестом” и напоминающее греческую букву Тау. Большую часть изображения занимает Крест Христов с венцом, копием КО и тростью ТР на ступенчатом возвышении, символизирующем гору Голгофу с изображением головы праотца Адама. Над верхней малой перекладиной под титлом надпись IНЦИ, над надписью в верхнем малом Тау – надпись ЦРЬ СВЫ. Ближе к терновому венцу слева и справа вырезаны начальные буквы тропаря Кресту: КТ – Кресту Твоему, ПВ – покланяемся, Владыко, СВ – Святое Воскресение, ТС – Твое славим. По краям большой поперечной перекладины надпись СНЪ – Сын, БЖIЙ – Божий. Под большой перекладиной и терновым венцом над подножием Креста имя Спасителя IС – Иисус, ХС – Христос. По сторонам древка копия и трости – монограммы М – место, Л – лобное, в створе на одном уровне с подножием – надпись НИКА – победитель, в знак победы Христа над смертью. Далее ниже: Р – рай, Б – бысть, ГГ – гора Голгофа, ГА – голова Адама. На обратной стороне – надписания в виде креста: “Обители Соловецким” (вертикально), “благословение” (горизонтально). Эти слова составляют крест, в средостении которого литеры: IС – Иисус, ХС – Христос, НИКА – победитель.

На Соловках до революции было огромное количество деревянных крестов. По одним данным - до 3000, по другим - до 5000. Назначение их было различно: поклонные, обетные, навигационные, памятные, освящающие языческие памятники и пр. Большая их часть была уничтожена в советское время, оставшиеся погибают уже сейчас от неумолимого течения времени. Эта запись - попытка увидеть современные и старые кресты острова Анзера. В связи с последними событиями уничтожения крестов, я думаю, что это актуально. В этом посте будут использованы личные наблюдения,описания А. А. Евневича и П. К. Казаринова за 1934 год , заметки главного соловецкого крестореза Г. Г. Кожокоря за 1991 год.

Ключевые слова: кресты, Соловки, Соловецкий архипелаг, острова, Белое море, поморы, поклонные кресты, обетные кресты, поморская культура, православная культура, Анзер, Соловецкий монастырь.

В 1934 году сотрудники СОКа Евневич и Казаринов исследовали исторические памятники Соловецкого архипелага. На Анзерском острове они выделили 10 групп крестов. Большинство из этих крестов не сохранилось. Вот их список:
1) Крест поклонный в Троицкой губе, в 1 км от берега, на возвышенном месте в лесу, в 2,5 км от Троицкого скита.
2) Крест недалеко от Троицкой губы, на рундуке, с надписью: «На сем месте работал крестьянин…ставил сей крест Иван Осипов Андронов 1882 г. октября 2 дня».
3) Крест поклонный около колодца при дороге из Троицкого скита в Троицкую тоню, в 1,5 км от скита, около колодца с журавлем, высота креста 3 м., дата «1916 года октября 24-го».
4) Крест поклонный на берегу моря между Плотничьей губой и Кеньгой, в ста метрах от моря; высота 8 метров, бревна креста четырехугольные (28 х 24 см.), на боковой стороне вертикальной стойки вырезано «1903».
5) Группа крестов на западном берегу Капорской губы, крест высотой 3 м и еще пять таких же крестов рядом; восьмиконечный крест из тонких брусьев на Капорском мысу с датой 1883 г.; крест высотой 7 м. на Капорском мысу с датой 1879 г.; крест высотой в 3 м.; крест с датой 1899 г. и еще три креста рядом на Капорском мысу; остатки большого бревенчатого креста на стрелке того же мыса.
6) Восьмиконечный крест на вершине валунного холма, известного под названием «Городок Петра 1-го»
7) Группа маячных и поклонных крестов на мысе Колгуй; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м с досчатой кровлей; бревенчатый восьмиконечный крест высотой в 4 м.; крест рядом такой же.
8) Крест восьмиконечный, в 0,5 км к северо-западу от мыса Колгуй; высота 5 м., дата 1845 г.
9) Группа крестов на северо-восточном мысу острова Анзер: три креста высотой в 4 м.
10) Крест на безымянном мысу западной части Троицкой губы, в 1,5 км к северу от Троицкого скита, высота 7 м., на обратной стороне средней перекладины восьмиконечного креста вырезана надпись «1816 года мца майа».

Из старых крестов, зафиксированных в 30-ее гг., сейчас можно увидеть крест у источника (возникают вопросы по датировке и наличию колодезного журавля), крест у Плотичьей губы (стоит прислоненным к дереву, возможно уже лежит на земле), кресты на мысе Колгуеве. Итак, пройдемся к ныне существующим крестам (кроме памятных крестов 2008 года у Елеазаровой пустыни и в Капорской губы, поклонного креста 1994 года у Голгофы - если еще попаду на Анзер, то добавлю их фотографии).

Первое что мы видим, когда прибываем на Анзер к мысу Кеньга (Красный) - два креста. Один крест - 90-хх гг ХХ века. Это своеобразный створный знак. Он уже порос лишайником и весьма похож на старый.



Рядом с ним крест на месте часовни иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радости".

В 2007 году у Троицкой спасательной станции был установлен поклонный крест.


На Троицком мысу поставлен крест "в память Александра Всеволодовича Баженова 1941 2001".



В самой Троицкой губе сохранилось несколько срубов-колод для навигационных крестов. Между Троицким скитом и станцией стоит крест 1917 года.


Так в 1991 году описал состояние креста Георгий Кожокарь: «Крест у колодца. Деревянный сруб, в котором крепится основание креста почти полностью сгнил и съехал по склону так, что сам крест оказался не в центре сруба. Полностью утрачена кровля сруба, в связи с чем происходит намокание основания креста и быстрое гниение древесины. Выше сруба конструкции креста в целом в удовлетворительном состоянии». А так крест выглядел после поновления сруба.

На кресте множество надписей: о дате воздвижения, о кресторезе и строителе скита, традиционная символика.








Недалеко от источника раньше стоял полуистлевший крест высотой ок. 30 см. Сейчас его нет, но на его месте можно видеть новый крест.


Рядом с часовней священномученника Петра (Зверева) стоит крест 2005 года на месте братского скитского кладбища. Рядом стоит еще один крест на лагерной братской могиле.

Внутри часовни раньше был старый монастрыский крест. В этом году его нет.

На Голгофе, у Распятского храма напротив алтаря еще один крест.


Береза-крест на склоне Гологофы. Подобная сосна-крест есть у Савватиевского скита на о. Большой Соловецкий.

22 сентября 2003 года на Кирилловском мысу был установлен 7-ми метровый поклонный крест. Крест изготовил Георгий Кожокарь в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря на деньги бизнесмена Ю. Степанова.


Ряд крестов сохранился на мысе Колгуй (Колгуевский). В 1991 году их было 6. Видимо, многие из крестов сгорели в пожаре 1975 года (спасибо за информацию mitin_i_v ).

Кресты эти и навигационные, и обетные, и освящаяющие языческие памятники. И на мой взгляд, это самые интересные кресты острова Анзер.
Крест "вверху" мыса.






Кресты внизу, на стрелке мыса.

















Неохваченными остались: крест у губы Плотичьей, крест на г. Вербокольской (возможно и нет его уже). Буду рад любым дополнениям и комментариям. Спасибо!
Другие "анзерские" посты:

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...