Позиция социального реализма в социологии означает. Социальный реализм

Введение

2. Учение о социальных факторах

3. Учение о норме и патологии в обществе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Науки об обществе - "неестественные". Но у них есть интеллектуальная и институциональная история.

Границы этих дисциплин и считающиеся общепринятыми большинством социальных ученых (social scientists) представления о науке относительно новы, - они сложились после первой мировой войны. Важно то, что при институционализации социальных наук в конце XIX века господствующими представлениями о науке были "позитивизм" и "эмпиризм". В 1930-е, годы они были основательно подкреплены Венским "логическим позитивизмом" и к 1950-м годам доминировали в философии и социальной науке. Считалось, что наука - не метафизика. Она не использует в объяснениях посылок, которые не могут быть проверены путем опытов.

В этом смысле науки были "эмпирическими", используемые данные должны быть получены экспериментально. "Гипотезы", как вероятные объяснения, соединяли "переменные", требовавшие "теоретически нейтрального" подтверждения. Теория была просто набором гипотез с дедуктивными эмпирическими следствиями. Поскольку исключались метафизические посылки, объяснение получало форму "законов", которые, после изгнания Юмом метафизики из каузальности, стали "регулярностями" взаимосвязанных "переменных": "если - то". Соответственно объяснение подводилось под закон.

Считая, что нет сущностной разницы между науками естественными и общественными, такой подход отвергал субъективность; теория общества выглядела объективно функционирующей системой, использовались объективные методы идентификации "социальных фактов".

В фаворе были формальное моделирование и эконометрия, бихейворизм в политологии, методы эмпирических количественных опросов, функционализм и структурализм в антропологии, социологии, политической науке, и, парадокс, - в учебниках марксизма. Социальная наука стала наукой - и мстила за это.

1. Основные положения социального реализма

Наиболее значительный представитель социологического позитивизма конца XIX - начала XX в. - французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Сам он неоднократно подчеркивал значение социологических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, критически им осмысленных и развитых. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, такой системы, элементы которой должны гармонировать между собой ради сохранения целого.

Дюркгейм энергично выступил против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений общественной жизни, согласно которым основную роль в поведении людей и в целом в историческом процессе играют внутренние, осознанные и неосознанные, психические факторы, т.е. влечения, желания, стремления и интересы людей. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами, что исходным моментом анализа поведения людей, их разнообразной деятельности является, общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов, Большую роль здесь играют непосредственная и более широкая социальная среда. Таковы основные положения разработанной Дюркгеймом доктрины социального реализма.

Э. Дюркгейм был сторонником разработки в социологии научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, т.е. строго логическом, объяснении явлений общественной жизни. В предисловии к одному из своих основных трудов "Метод социологии" он подчеркнул, что его "главное намерение состоит в том, чтобы распространить на человеческое поведение научный рационализм", т.е. дать ему научное объяснение. Он писал, что его предшественники в области социологии уделяли основное внимание построению различных, нередко умозрительных теорий развития общества и жало занимались разработкой научного метода изучения социальных фактов. Даже в работах Г. Спенсера, по словам Дюркгейма, "вопрос о методе не занимает никакого места". Глава из курса позитивной философии О. Конта - "почти единственный оригинальный и значительный труд, который мы имеем по данному вопросу", - утверждал Дюркгейм.

И он приступил к разработке метода социологии. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал прежде всего политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами социальных явлений выступают, по Дюркгейму, идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

По отношению к отдельным людям социальные нормы, ценности и другие проявления общественного сознания существуют объективно. Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы, ценности и социальные установки. Он должен их усвоить и реализовать на практике. В соответствии с этим Дюркгейм указывает на два основных признака социальных фактов: их объективное сущ


1. Жизненный путь Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его «метафизиком».
Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

2. Теоретическая концепция Дюркгейма

Теоритическая концепция Э. Дюркгейма формировалась глубоко обработанной, в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями.
Он настаивает на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвигая принцип: социальные факты надо рассматривать как вещи.
Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим. Являлся одним из активных участников процесса первичной институционализации западноевропейской социологической науки. Во многом благодаря его стараниям социология во Франции получает признание в академических кругах, становится предметом университетского образования.
Дюркгейм был приверженцем классического научного метода в социологии. Основные принципы классической методологии сводятся к следующему:
социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;
социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук;
метод социального исследования должен быть точным и строгим, а социальные явления должны быть описаны количественно;
важным критерием научности является объективность и это означает, что социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных выводов.
Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе «Правила социологического метода». В этой работе он излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки:
1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты:
а) внешние для индивидов; б) они материальны, наблюдаемы и безличны; в) существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.
2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды.
3.Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами не сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.
Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или социального реализма.
Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы - это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.
Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда.
Он выделял следующие признаки болезни общества:
аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность);
социальное неравенство;
неадекватное разделение труда.
Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм видел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что концепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.

3. Интеллектуальные истоки дюркгеймовского социального реализма

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивительным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».
Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.
Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи кантовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Кант приступил к осуществлению программы создания социальной науки.
Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Канта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и кантовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также кантовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.
Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Кота и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Канта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал кантовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».
Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.
Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.
Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государства в установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.
Но меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в. оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Ренана и И. Тэна, энергично и красноречиво доказывавших роль науки как ведущей социальной силы, на которую должны опираться нее социальные институты, включая искусство, мораль и религию. Все научное творчество Дюркгейма свидетельствует о том, что он не остался в стороне от этого влияния.
Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и « позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность ис-пользовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители, так или иначе, обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами». В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.
В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и « коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна* масса но состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой»
Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считая, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».
Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, слезет указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.
Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем истории событии и истории институтов, а также созданные им блестящий образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - добродетель, а история -наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.
Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Канта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

4. От теории разделения труда к теории религии.

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.
Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного права, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показателями органической солидарности.
Схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.

Общая схема
дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)

Механическая солидарность
1) Морфологическая (структурная) основа на сходствах (преобладает в менее развитых обществах):
- сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе);
- слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи);
- относительно малый объем населения;
- относительно низкая материальная и моральная плотность.
2) Типы норм (воплощенные в праве):
- правила с репрессивными санкциями;
- преобладание уголовного права.
3а) Формальные признаки коллективного сознания:
- большой объем;
- высокая интенсивность;
-высокая определенность;
- власть группы абсолютна.
3 б) Содержание коллективного сознания:
- высокая степень религиозности;
- трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность);
- приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого;
- конкретность и легальный характер;
- органическая солидарность;
1) Морфологическая (структурная) основа:
-основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах);
-организованный тип (слияние рынков и рост городов);
-большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи);
-относительно большой объем населения;
-относительно высокая материальная и моральная плотность;
2) типы норм (воплощенные в праве):
-правила с реститутивными санкциями;
-преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного);
3а) формальные признаки коллективного сознания:
-малый объем;
-низкая интенсивность;
-низкая определенность;
-больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии;
3) Содержание коллективного сознания:
-возрастающая светскость;
-ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения);
Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости;
-абстрактность и общий характер.
Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих теорий Конта, Спенсера и Тенниса.
В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов.другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах.
и т.д.................

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился на северо-востоке Франции в г. Эпинале в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Не стал он и католиком, несмотря на некоторое увлечение католицизмом, как впрочем не стал и атеистом. Предметом своей веры он сделал науку вообще и социальную науку - в частности.

Дюркгейм закончил Высшую Нормальную школу в Париже, после которой в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях, затем преподавал социальную науку в Бордосском университете, где в 1896 г. возглавил кафедру - по существу, первую кафедру социологии во Франции. С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру. Он был блестящим оратором и его лекции пользовались большим успехом.

По своим социально-политическим взглядам Э. Дюркгейм хоть и относился с симпатией к реформистскому социализму и даже поддерживал дружеские отношения с некоторыми деятелями социалистического движения, все же был противником революционного социализма. Он считал, что подлинные и социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.



Общему оптимистическому настрою социологии Дюркгейма был нанесён удар первой мировой войной (как и всей французской социологической школе, т. к. некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны). Погиб сын Дюркгейма, в котором отец видел продолжателя своего дела. Всё это ускорило кончину учёного. В возрасте 59 лет Эмиль Дюркгейм скончался.

» Методологии Э. Дюркгейма присущи две особенности: 1) натурализм -понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности и автономности социальной реальности, её превосходства над индивидуумами (в противоположность этой позиции, например, индивидуалистические концепции утверждали, что источником и единственным субъектом социального выступает индивид и его действия). Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами. Он считал также, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

Подобно натуралистическим установкам позитивистов Дюркгейм стремился строить социологию по примеру естественных наук. Оригинальна в этом плане его концепция социального факта.

Под социальными фактами Дюркгейм понимал коллективные представления или факты коллективного сознания, т. е. обычаи, правила поведения, ценности, традиции, обряды, например. Главными признаками социальных фактов, по его мнению, являются их независимое, объективное существование и их принудительный характер, т. е. способность оказывать на индивида внешнее давление. В знаменитой формуле «социальные факты нужно рассматривать как вещи» выражен, по сути, основной принцип методологии Э. Дюркгейма, который означает: 1) необходимость признания их независимого существования, 2) требование от исследователя освобождения от идеологических и личных пристрастий, предрассудков и предубеждений в отношении исследуемых социальных явлений.

Социологизм Э. Дюркгейма также предполагает объяснение одних социальных фактов с помощью других социальных фактов. «Физик объясняет одни физические факты на основе других физических фактов, - пишет Дюркгейм. - Он не имеет права объяснять электромагнитные колебания на основе биологических или психологических причин. Психолог, объясняющий эмоции, восприятия, мотивы или потребности при помощи философских, биологических или физических аргументов, в этот момент перестаёт быть психологом. Не так ли должен поступать социолог? Социальные факты должны объясняться при помощи других социальных фактов. Социальная мобильность, статус, роль, социальная структура и т. п. являются социальными фактами. Социальную структуру можно объяснить только через статусы и роли, но не через ссылку на психологические эмоции, философскую субстанцию или генетику человека» .

Э. Дюркгейм продемонстрировал эффективность своего метода на примере самоубийства. Одни социальные факты (самоубийства) он объяснял при помощи других социальных фактов (интеграция). Почему уровень самоубийств ниже у католиков, а не у протестантов, у женатых, а не у холостых? Объяснение этому Дюркгейм видит в степени причастности или включённости индивида в деятельность группы. Католическая община, так же как и семья, развивает чувство коллективизма, единения людей, а протестантизм культивирует в людях индивидуализм. В одиночестве человек чаще думает о самоубийстве.

Дюркгейм выделял три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида, в результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство, наоборот, вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего её смысл вне

вне её самой. Наконец, аномическое самоубийство обусловлено состоянием аномии в обществе, когда социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще практически отсутствуют, т. е. в обществе наблюдается нормативный вакуум - аномия.

Современные исследования подтвердили гипотезу об охранительной функции социальных связей, таких как брак, родительство, занятость, принадлежность к общине, организации. Исследование Дюркгейма «Самоубийство» основано на анализе статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. И несмотря на то, что впоследствии эта работа учёного подвергалась критике с различных точек зрения, она единодушно признаётся одним из выдающихся достижений не только в изучении проблем самоубийств, но и в социологии в целом.

Одной из центральных в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности . Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) фаза механической солидарности (до-индустриальное, или традиционное, общество); 2) фаза органической солидарности (индустриальное общество). Обеспечивает социальную солидарность, по мнению автора, разделение общественного труда, понимаемое им не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление.

Таким образом, Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию функционального анализа, которая применяется по сей день; провёл глубокий анализ проблемы самоубийства; заложил основы теории аномии. Эти и другие исследования вошли в золотой фонд мировой социологии.

Существенный вклад в становлении социологии как самостоятельной науки внес основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Наиболее известными его работами являются "О разделении общественного труда", "Метод социологии", "Самоубийство" и др. Будучи сторонником социальных реформ, Дюркгейм симпатизировал идеям социализма, однако не поддерживал революционный социализм, считая, что наиболее глубокие социальные изменения могут проходить только в результате длительной социальной и нравственной эволюции.

Основным объектом научного анализа Дюркгейм полагает общество как целостную систему, его природу и его взаимодействие с индивидом. Как обобщающее понятие, выражающее основные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие "социологизм", который включает в себя несколько аспектов: онтологический (представление об обществе), методологический (принципы исследования общества) и оценочный (характер взаимоотношений общества и индивида). Общество рассматривается Дюркгеймом в двух смысловых значениях: с одной стороны, как объективная социальная реальность, включенная в общий универсальный природный порядок, с другой – как реальность особого рода, автономная но отношению к индивидуальной, биопсихической реальности .

Особым предметом социологии, отличающим ее от других общественных наук, являются социальные факты, составляющие систему социальной действительности. По мнению Э. Дюркгейма, социальные факты – это объективные социальные явления, имеющие принудительный характер по отношению к индивиду. Они представляют собой некие "коллективные модели жизни", которые существуют независимо от индивида и побуждают его к определенному поведению (религия, обряды, законы, правила поведения и т.д.).

Интерпретация фактов, как объективных и независимых от создания индивидов, получила реализацию в методологической части социологии. Знаменитое выражение Дюркгейма: "Социальные факты следует рассматривать как вещи" выступает основным принципом методологии мыслителя.

Многообразие социальных фактов Дюркгейм представляет в виде структурированной системы, включающей две группы: факты коллективного сознания, представляющие собой общие идеи и чувства, и факты "материального субстрата" общества, или морфологические (демографические, географические, экологические и др.). Совокупность материальных фактов отражает количественные характеристики общества, а факты коллективного сознания – представляют его духовное состояние. Данный подход к классификации фактов позволил ученому выделить в структуре социологии такие разделы, как социальная морфология, социальная физиология и общая социология .

Одной из центральных проблем в научном творчестве Э. Дюркгейма является проблема социальной солидарности, которая представляет собой общественные связи, позволяющие обществу сохранять свою устойчивость. Мыслитель рассматривает ее как высшую моральную ценность, универсальный принцип, мотивирующий поведение людей.

Дюркгейм обосновывает наличие двух форм солидарности. Механическая солидарность преобладает в архаических обществах, объединяя индивидов на основе сходства (языка, обычаев, верований, исторического опыта и т.д.). Главной интегрирующей силой в этом случае выступает коллективное сознание. Органическая солидарность складывается в более развитых обществах, которые представляют собой сложную систему, являющуюся результатом углубления разделения труда. Обмен функциями и продуктами деятельности между членами общества приводит к углублению интеграции в обществе. Вместе с тем разделение труда ослабляет коллективное сознание, приводит к ослаблению традиций и способствует увеличению рациональности, формированию автономности личности.

Особый интерес представляет исследование Дюркгеймом такого социального явления как самоубийство. В работе "Самоубийство" мыслитель выделял самоубийства эгоистические, альтруистические, аномические и фаталистические. Исследователь доказывал, что самоубийства не могут быть объяснены только психологическими причинами. К примеру, эгоистические самоубийства в своей основе имеют повышенный индивидуализм, потерю смысла жизни, утрату связи со своей социальной группой и т.д. Альтруистические, наоборот, связаны с чрезмерной интеграцией индивида в его социальное окружение

В основе социологического исследования лежат явные или неявные предположения социолога о действительности, которую он изучает. В со­циологии сформировались два онтологических представления о социаль­ной действительности: социологический реализм и социологический но­минализм.

Социологический реализм исходит из представления о том, что в соци­альной действительности существует множество социальных целостнос-тей различного уровня. Каждая из этих цслостностей обладает своим ка­чественным своеобразием, свойство целого нельзя свести к свойствам частей, составляющих это целое. Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразу­меваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т. д. Сторонники реализма полагают, что в социальной действи­тельности имеют место объективные закономерности, которые действу­ют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение от­дельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе раз­личных форм детерминизма, т. е. причинности. Реалисты утверждают, что формы причинности на различных уровнях социальной организации реа­лизуются по-разному. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологическому реализму как онтоло­гической ориентации соответствует методологический холизм (от англий­ского whole - целое) - ориентация, которая исходит из признания при­оритета целого над частью.

Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М Вебср, П. Новгородцев, Л. Пстражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупнос­ти отдельных субъектов. Номиналисты утверждают, что в социальной дей­ствительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мо­тивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания обще­ства. Номиналисты также утверждают, что введение в социологию кол­лективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том. чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты от­рицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, оп-

ределяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические зако­номерности. Социологическому номинализму соответствует методоло­гическая ориентация, получившая название методологического индиви­дуализма.

Абсолютизация основных положений сторонников реализма и сто­ронников номинализма ведет к крайностям и искажениям представле­ний о самой социальной действительности и обедняет возможности целостного отображения всего богатства свойств социальной действи­тельности. Объединение, синтез положительных сторон, достоинств реализма и номинализма позволяет правильно понять общественную действительность и правильно организовать познавательный процесс.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что об­щество - реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью законо­мерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные пред­ставления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюрк­гейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная ре­альность также характеризуется внешним существованием по отноше­нию к индивидуумам. Эта реальность - вне- и надындивидуальная.

Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила со­циологического метода и обосновал логику социологических исследо­ваний. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологичес­ком плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основ­ной задачей социолога является изучение причинно-следственных свя­зей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социаль­ной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природ­ной действительности.

Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать нсобхо-

димо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избав­ляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм счи­тает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социо­логия должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социоло­гические объяснения - единственно правильные объяснения социальных явлений.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...