Познай свой край родной. Церковь Николы Явленного от Торга

Псковщина славится своими своеобразными храмами, подобных которым нет нигде. Самые ранние сохранившиеся в Пскове архитектурные церковные памятники относятся к XII веку. Это и с бывшего Ивановского монастыря.

К XIV-XV вв. в Древнем Пскове сложилась собственная архитектурная школа, на которую оказали огромное влияние характерные черты народного архитектурного творчества. Вот как характеризует Ю. Спегальский самобытные черты псковской архитектуры, определившиеся к середине XIV века: «Новые архитектурные формы церквей были предельно экономичны и подчинены практическим требованиям жизни. Их беленые каменные поверхности слагались в сложные и динамичные сочетания, дававшие богатую игру света и тени. В контрасте белых поверхностей с цветными пятнами фресковых изображений, живописном чередовании и дроблении световых и теневых пятен, в общем облике, далеком от какого-либо аскетизма и суровости, выражались жизнелюбие и оптимизм простых русских людей, не поколебленные несколькими веками воздействия христианства».

Вторую половину XV — XVI век можно назвать эпохой зрелости в искусстве Древнего Пскова. «Разнообразие строившихся каменных зданий, объем строительства, технический его уровень, изощренность архитектурного мастерства псковских зодчих достигли вершины. Основным типом псковского храма того времени был четырехстолпный трехапсидный храм с закругленными боковыми апсидами и с восьмискатной крышей. Небольшие храмы устраивались без столпов, с главой на перекрещивающихся арках и с одной апсидой. Обязательной принадлежностью любой, даже самой миниатюрной церквушки были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми… Звонницы в это время строили как можно выше, устанавливая их либо на особое здание, служащее им пьедесталом, либо на самый четверик. Иногда под храмом устраивали подцерковье с входом в него через особую небольшую пристройку» (Ю. Спегальский).

Для памятников псковской церковной архитектуры характерны пластичность простых геометрических объёмов, живописные ансамбли церквей с многочисленными приделами, притворами, галереями и , .

На этой страничке представлены очень краткие сведения о псковских храмах. В качестве источников использовались следующие издания:

− Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

− Псков через века: памятники Пскова сегодня / сост. И.К. Лабутина. СПб,1994.

− Псковская Епархия: справочник. СПб, 2009.

− Спегальский Ю.П. Сокровища древней архитектуры // Достопримечательности Псковской области. Л.: Лениздат, 1977.

МОНАСТЫРИ

Мирожский монастырь

Храм во имя Преображения Господня был построен византийскими мастерами. За время своего собор подвергался переделкам, «из которых наиболее существенны надстройка «палаток» над юго-западными и северо-западными углами, сделанная еще в XII веке, наружное оштукатуривание, неоднократные изменения покрытий, пристройка притвора, колокольни, поднятие полов. Вокруг здания нарос значительный культурный слой, зрительно сделавший его более низким, чем он был первоначально… В XVII — XVIII веках были переделаны окна собора. Первоначальные окна сохранились лишь в барабане. Но все же о первозданном облике собора можно судить с достаточной определенностью…» (Ю. Спегальский). Стены и своды храма были расписаны фресками, которые со временем были скрыты под штукатуркой и обнаружены только в 1858 г. В 1969 -1983 гг. была проведена их полная реставрация.

В изящной архитектурной простоте собора заключалось отрицание и скрытое осуждение эстетических взглядов старой языческой Руси.

Двухэтажный корпус с колокольней примыкает к Стефановской церкви. Фасады декорированы простыми карнизами. Колокольня (1879 г.) с куполообразной кровлей имеет эклектический характер. Здесь располагаются иконописные мастерские, трапезная и подсобные помещения. Братский корпус формирует парадный фасад Мирожского монастыря.

Снетогорский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Снятная гора, д.1

Памятник представляет собой небольшой одноапсидный одноглавый двухъярусный четверик с обширной трехъярусной трапезной. Два нижних яруса подклетов трапезной состоят из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея системой переходов. В 1805 году трапезная церковь была преобразована в домовую, и ее верхний ярус – палата со столбом – перестроен. Это древнейший из псковских монастырских трапезных храмов.

Построен по проекту губернского архитектора К. Жданова как загородная резиденция псковских архиепископов, и представляет монастырское строение с элементами классицизма. Он был поставлен на древних монастырских погребах, связанных с Никольской трапезной церковью. Главный фасад выделен фронтоном с полукруглым окном, плоским ризалитом и скромными украшениями окон верхнего этажа. Подклет и первый этаж дома — это палаты со столбами и сложными сводами (не исключено, сохранившимися с XVI века). Как отмечает И. Лабутина, памятник не имеет аналогов среди подобных комплексов.

В 300 метрах от монастыря, на холме у дороги, поставлена небольшая восьмигранная каменная часовня. Ее тесовая кровля увенчивалась барабаном с луковичной главкой. В 1913 году отсюда была вывезена икона «Избранные святые», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. В 1962 году часовня была реставрирована по проекту В.П. Смирнова.

К середине XIX века монастырь пришел в запустение. В настоящее время от ансамбля Пантелеймоновского монастыря сохранились (предположительно сер. XIX века) и школа псаломщиков, которые находятся под охраной как памятники местного значения.

ЦЕРКВИ

Октябрьский пр., 9

Долгое время храм упоминался в краеведческой литературе как церковь Анастасии Римлянки (См. «Псков через века» и др.). Большая, сложная по композиции церковь построена на месте деревянного однодневного храма 1488 г. Перестраивалась. Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 г. Особенность храма – сводчатый подклет под всем комплексом помещений. «Симметричная композиция ее с двумя приделами по бокам напоминала композицию храма Богоявления с Запсковья. Первоначальные покрытия церкви и приделов были восьмискатными, в обработке ее нет никаких новшеств, которые могли бы отличить эту постройку от памятников первой половины века. Но двухэтажная галерея и крыльцо, по которому нужно было всходить в притвор, - черты, новые для того времени. Древнее крыльцо и звонница до нас не дошли: они уничтожены при переделке в 1819 году. Верхний этаж галереи совершенно перестроен в XVII веке, и это дает основание предполагать, что этот этаж был сначала открытым, с аркадой на столбах вместо наружных стен. Верх барабана ныне совершенно гладкий: во время перестройки в 1819 году его украшения были сбиты и заделаны. Храм как снаружи, так и внутри отличался совершенством форм и пропорций. В первоначальном виде это было одно из наиболее прекрасных зданий древнего Пскова» (Ю. Спегальский. Каменное зодчество Пскова).

Ул. Профсоюзная, 1

Церковь Одигитрии на Печерском подворье была построена вместо стоявшего здесь до нее храма XVI века. В 1866 году подверглась переделке, после которой ее наружный облик очень изменился, и ее стали считать неинтересной. Во время Великой Отечественной войны она горела и лишилась всех покрытий. После войны от стен стали отваливаться толстые слои штукатурки, нанесенные в 1866 году, и тогда выступившие из-под них первоначальные формы храма показали, что «это наиболее замечательный из дошедших до нашего времени памятников псковской церковной архитектуры XVII века» (Ю.П. Спегальский). Предназначенная для украшения не только самого подворья, но и всего западного фасада города, она была скомпонована со сказочной декоративностью. Огромная величина ее средней главы подчеркивалась сравнительно небольшими боковыми главами, а еще более - девятью главками колокольни. Церковь вся пестрела изразцовыми украшениями, а стены ее, выкрашенные яркой желтой охрой, горели и светились на фоне голубовато-серой деревянной застройки и белых каменных зданий с падающими на них синими тенями. Купола ее были покрыты блестящей зеленой керамической чешуей. Звонницу здесь сменила колокольня с высоким восьмигранным шатром. Однако при всей необычности общего облика этого здания, в деталях оно сохранило связь со старыми псковскими традициями. Обрамление окон и ниш притвора и по технике исполнения, и по профилю повторяет типичные для Пскова XV-XVI веков наличники дверных проемов. Обработка абсиды обычным псковским орнаментом из впадин — совершенно в духе XVI века. Валиковые декорации на барабане, пояс поребрика, ширинки — детали, применявшиеся псковскими каменщиками в XVI веке. Мастера, строившие храм Одигитрии, не избегали использования старых приемов. Но они подчинили их новаторским художественным замыслам.

Сейчас церковь находится в распоряжении онкологического диспансера.

Ул. Плехановский посад, 14

Единственный памятник деревянной архитектуры XVII века — церковь Варвары в Петровском посаде, которая была построена в девичьем Варваринском монастыре «старицей Агафьей с сестры». Она дошла до нас не в первоначальном виде. Построенная в 1618 году, она была значительно изменена в XVIII — XIX веках, потеряла первоначальный верх, крыльцо и звонницу. Сохранились детали: волоковое окно, круглое окно алтаря, перекрытия на деревянных врубках без гвоздей. От крыльца остались только следы — гнезда в западной стене притвора, в которую были врублены части первоначального крыльца. Однако у наличников окон этой постройки осталась еще часть украшавшей их резьбы.

Фрагментарная реставрация проводилась в 1973 г.

Храм принадлежит православной церкви.

Ул. Леона Поземского, 53

Построена в 1495 году на месте более раннего храма и является свидетелем военных событий 1615 года, когда здесь был центр обороны города от войск шведского короля Густава Адольфа. Во время одного из штурмов главный удар шведов был нацелен на Варлаамскую башню, псковичи взорвали её вместе с засевшими там врагами. Шведы также были поражены «богоранными стрелами» от сильной пальбы с купола церкви. В ризнице Варлаамской церкви хранилась «Повесть о прихождении Свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову», написанная сразу после исторических событий.

С западной стороны к церкви примыкает притвор и паперть. На притворе сооружена звонница, а на паперти парапет. Притвор и звонница современны храму, а паперть позднейшая. Звонница состоит из двух пролетов и покрыта четырехскатной кровлей с крестом наверху. С южной стороны в XVIII веке построен придел во имя святого Николая Чудотворца. На восточной стороне находятся две полукруглые апсиды: одна, украшенная по карнизу поясками из треугольников и квадратов, принадлежит главному храму, а другая, без украшений, – приделу. Церковь считается редким для Пскова памятником XV века, связанным с новгородской архитектурной традицией.

После революции 1917 года церковь была закрыта. Богослужения возобновились во время Великой Отечественной войны. В настоящее время – действующая приходская церковь Пскова.

Октябрьский пр., 5

Впервые на этом месте церковь Василия была построена в XIV веке. Летопись упоминает об украшении этой церкви росписью в 1377 году. Под 1413 годом в летописях помещены записи о постройке новой церкви Василия на Горке, той, что дошла до нас. Это единственный в Пскове сохранившийся памятник первой половины XV века. Однако Ю. Спегальский отмечает, что «если бы можно было считать эту датировку [1413 год ] правильной, то это здание могло служить свидетельством поразительного скачка, происшедшего в развитии архитектуры Пскова в первые годы XV века, а создавшего его зодчего пришлось бы считать гением, предвосхитившим приемы, ставшие характерными для Пскова только более чем через столетие». Скорее всего, храм претерпел значительные изменения и перестройки в XVI-XVIII веках, и по мнению Спегальского является типичным сооружением 40 — 50-х годов XVI века. «Его позакомарное покрытие, имеющее декоративный характер, его первоначальная ажурная галерея (следы ее примыкания к приделу сохранились), часовня-усыпальница, примыкающая к приделу с северной стороны (следы ее также сохранились), высокое подцерковье, великолепная техника постройки, совершенство пропорций и отработанность деталей декора — все характерно для этого периода расцвета церковной архитектуры Пскова». Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Высоко вздымавшийся над тенистыми деревянными улочками, храм казался по контрасту с ними особенно светлым и изысканно стройным.

В настоящее время храм действующий. В 2012 году была закончена его реставрация, которая восстановила позакомарные покрытия. в 2010 году, и .

ул. Свердлова, 1

История двойной церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы уходит корнями в 1399 год, когда была построена церковь в честь Покрова Богородицы. Она являлась соборным храмом Покровского мужского монастыря, расположенного в юго-западном углу Окольного города, у Покровской башни, носившей название по монастырю.

В 1581 году во время осады Пскова польско-литовскими войсками Стефана Батория старцу Дорофею, иноку Покровского монастыря, было видение Пресвятой Богородицы на месте будущего штурма. И действительно, 8 сентября 1581 года неприятелю удалось почти полностью разрушить Покровскую башню и сделать пролом в крепостной стене. Казалось, что враг неминуемо ворвется в город. Но псковичи, воодушевленные крестным ходом с иконой «Умиление Божьей Матери» и мощами святого псковского князя Всеволода-Гавриила, героическими усилиями отбили захватчиков.

После снятия осады Пскова в 1582 году благодарные псковичи вместе с воеводой Иваном Петровичем Шуйским, руководителем обороны города, перестроили Покровскую церковь, присоединив к ней еще одну - во имя Рождества Богородицы (празднуется 8 сентября – 21 сентября по н.с.- в день отбития штурма). Две церкви соединили в одну, а между ними поставили классическую псковскую звонницу.

В 19 веке перестраивалась. В годы ВОВ очень сильно пострадала. В 1961-1964 годах была отреставрирована по проекту В.П. Смирнова.

Ул. Детская, 2

Церковь поставлена на подворье Спасо-Елеазаровского монастыря. Одноглавая, одноапсидная с притвором, широким крыльцом-галереей на столбах и шатровой колокольней над ними, возведенной в 1867 году. Интерьер бесстолпный, сводчатый. Церковь значительно перестраивалась в XIX-XX вв.

В настоящее время – действующий храм подворья Спасо-Елеазаровского монастыря.

ул. Советская, 64

Памятник церковной архитектуры эпохи ампира «редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм, свойственных классицизму». Прямоугольный четверик завершен полусферическим куполом, увенчанным декоративным фонариком со шпилем. Северный и южный фасады украшают два монументальных портика. Декор фасадов состоит из карнизных тяг; кронштейнов и лепных розеток. Монастырская церковь построена вместо разобранного южного придела соседней церкви Вознесения. Реставрирована в 1972 г. по проекту В.А. Лебедевой (Псков через века: памятники Пскова сегодня. СПб.: Ферт, 1994. С.226)

В настоящее время в церкви располагается планетарий.

ул. Первомайская, 27

Образская церковь «у Жабьей Лавицы» построена на месте деревянной, однодневной, возведенной в 1487 г. по случаю «великого мора». Когда ее заменили каменной - неизвестно. Это небольшой одноглавый храм, с двухпролетной звонницей над крыльцом и оригинальной композицией придела – с прямоугольным алтарем и с двухъярусным четвериком, увенчанным барабаном с главкой. В 1852 году четверик храма начали разбирать, но через два года снова надстроили. Нетронутыми остались притвор, крыльцо и звонница. Все они, как и южный придел храма, относятся к концу XVII века. Характерны для этого времени столбы с каннелюрами. В воротах еще висят железные решетчатые кованые створы XVII века. Фрагментарная реставрация храма проводилась в 1960 г. по проекту Б. Скобельцына.

В настоящее время храм действующий, но требует ремонта.

Кремль

Свято-Троицкий кафедральный собор, Главная святыня и символ Псковской земли, имеет непростую историю. По преданию, место для собора великая княгиня Ольга, которая посещала псковскую землю в 957 году. Согласно летописи, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место, поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице. Построенный во второй половине X века собор был деревянным и сгорел во время одного из пожаров. В 1137-1138 гг. по распоряжению Всеволода-Гавриила на этом месте был построен новый — каменный собор. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. Однако и этот собор постигло новое несчастье – в 1363 г. обрушились своды. Поэтому в 1365 году храм перестроили ещё раз. На этот раз храм строился псковскими зодчими во главе с мастером Кириллом из местного известняка. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. В 1609 г. во время сильного пожара в Кремле взорвались пороховые склады, что привело к тому, что стены Кремля обрушились, и очень сильно пострадал собор. Храм был восстановлен и простоял до 1682 года.

Строительство нынешнего собора, четвёртого по счёту, было закончено в 1699 году. В его облике сочетаются черты древнепсковского зодчества и общерусской архитектурной традиции XVII века.

Троицкий собор (1682-1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века галереи нижнего этажа были заложены сплошной каменной закладкой и к ним снаружи были пристроены контрофорсы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене. «В 1894-1895 годах собор, снаружи сверху донизу, а внутри лишь частично, был оштукатурен цементом и отделан отлитыми из цемента лепными наличниками окон и орнаментами. Старательно выравненные линии и плоскости новой штукатурки, претендующие на геометрическую правильность, придали наружным формам собора неприятную сухость. Новая орнаментация, выполненная по рисункам архитектора Ф. П. Нестурха в ложном «византийском» духе, изменила характер наружной обработки и внесла в декор, и без того не совсем выдержанный, еще больший разнобой» (Ю. Спегальский).

Крупным масштабом и простотой композиции отличалась и колокольня Троицкого собора, построенная, видимо, тоже в конце XVII века. Ее основная часть первоначально представляла собой подобие крепостной башни, со сводчатыми перекрытиями внизу, деревянным помостом в верхнем ярусе и амбразурами для «огненного боя». Над башней возвышалась колокольня, верх которой был покрыт пирамидальной тесовой крышей. Ход к колоколам идет с самого низа башни в толще ее стены.

Существующие теперь верхний ярус колокольни с четырьмя проемами и покрытие над ним со шпилем относятся к началу XIX века. В интерьере собора установлен уникальный резной семиярусный иконостас конца XVII века.

В настоящее время храм действующий.

Ул. Георгиевская, 3-а

Надгробная часовня стоит юго-западнее храма Жен Мироносиц. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанный барабаном с луковичной главкой. Углы декорированы столбами. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус». Часовня была реставрирована в 1955 году по проекту Б. Скобельцына.


Блог "Познай свой край родной" представляет собой виртуальное путешествие для детей по Псковскому краю и является воплощением в Интернет-пространстве основных материалов проекта Централизованной библиотечной системы г. Пскова «Познай свой край родной!».


Данный проект был разработан и реализован в библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Пскова в 2012-2013 гг. - Библиотеке – Центре общения и информации, Детской экологической библиотеке «Радуга», Библиотеке «Родник» им. С.А. Золотцева и в инновационно – методическом отделе Центральной городской библиотеки.


Главная цель проекта - в основных чертах дать представление об историческом прошлом Псковского края, его настоящем, о людях (личностях), прославивших Псковский край, о богатстве и своеобразии природы Псковского края.

Проект объединил единой целью работников библиотек, участников образовательного процесса и родителей.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему» (Д. С. Лихачев).


Псков. Фот. Петра Косых.
Наш край внес заметный вклад в становление, развитие и защиту российской государственности, в духовную жизнь общества. Псковская область, как в прошлом, так и в настоящем, не раз являла пример понимания общероссийских интересов, рождала местный опыт, становившийся достоянием общества, выдвигала яркие героические личности, крупных ученых, писателей, художников.

Партнёры по реализации проекта:

Школы города:
· Средняя общеобразовательная школа № 24 им. Л.И. Малякова (учитель нач. классов Григорьева Валентина Ивановна)
· Средняя общеобразовательная школа №12 им. Героя России А. Ширяева (учитель нач. классов Овчинникова Татьяна Павловна)
· Погранично – таможенно – правовой лицей (учитель нач. классов Иванова Зинаида Михайловна)

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования :
Пасман Татьяна Борисовна – методист по истории, обществознанию и праву ПОИПКРО

Псковский государственный университет
Бредихина Валентина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики гуманитарного образования ПсковГУ.

Редактор блога:
Бурова Н.Г. - зав. отделом информационно-коммуникационных технологий ЦГБ г. Пскова

В настоящее время, несмотря на то, что проект, первоначально явившийся основанием для создания данного ресурса, завершён, наш краеведческий блог продолжает успешно существовать и развиваться. Являясь по своей сути информационно-познавательным ресурсом и хорошим подспорьем для тех, кто хочет познакомиться поближе с Псковом и удивительным Псковским краем (в особенности это касается ребят), - будь-то открытие памятника в г. Пскове или на территории Псковской области, впечатления от поездки в один из уголков Псковщины, создание новой краеведческой игротеки или фотогалереи и, конечно же, мы всегда сообщаем нашим читателям о выходе в свет новых книг о Пскове, рассчитанных на юных краеведов.

Материалы данного блога могут быть использованы и на школьных занятиях, и на библиотечных мероприятиях, а могут быть и прочитаны просто так - для самообразования!

Мы ждем на страницах нашего блога всех неравнодушных к истории Пскова и Псковского края ребят, и, в свою очередь, обещаем радовать наших посетителей новыми материалами. Кстати, обновления блога можно проследить в разделе

Древние церкви Пскова. April 18th, 2010

Продолжим изучение древнего русского города Пскова. В этом очерке я попытаюсь описать большую часть церквей, находящихся к северу от кремля за рекой Псковой.
Лично мне, этот район города приглянулся больше всего - он более тихий и романтичный в отличии от центра старого Пскова.



В Запсковье с Троицкого моста открывается красивый вид на Кром.

Первая церковь на пути - храм Косьмы и Дамиана. Этот кончанский храм был построен в 1462-1453 году. Церковь неоднократно перестраивалась, сильно пострадав от взрыва пороха в 1507 году, который хранился внутри. Впоследствии, кончанские жители решили все же не хранить порох в Божьем храме, и для этих нужд было построено специальное строение справа от церкви. Возможно, что большая часть жителей этого псковского конца были кузнецами, потому как святые бессребреники Козьма и Дамиан покровительствуют этому ремеслу. Ворота в ограде церкви имеют также очень приличный возраст.

Как и все псковские церкви, храм Козьмы и Дамиана кажется невысоким и приземистым. Но если войти внутрь, то понимаешь что это обманчивое впечатление.

Пока церковь не имеет внутренней отделки и наверное слава богу…Ее грубоватые стены напомнили мне древние христианские храмы Ближнего Востока. После неминуемой реставрации она естественно станет «пластиковой» и безликой.

Человек на фото какой-то псковский «энтузиаст» и нынешний смотритель храма. Я дал ему немного денег на последующую реставрацию. А сам подумал….Эх!

Хотя может я и ошибаюсь, ведь многие церкви, увиденные мной в Новгороде были реставрированы очень бережно. Правда, происходило это еще в «советские времена»…

Следующий храм - церковь Воскресенья со Стадища. Ее построили где-то в середине 16 века, раньше здесь был женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Сейчас она может быть образцом типичной современной реставрации - все добротно побелено, проведено отопление. Храм был закрыт, я снял внутренние помещения через окно. Наверное, несмотря, на проведенный добротный ремонт помолиться мне бы захотелось все же в предыдущем храме Козьмы и Дамиана. Вот такой я извращенец…

После церкви Воскресенья можно осмотреть внешние крепостные стены Пскова. Они здесь недалеко. Как известно именно эти стены принимали на себя основной удар вражеских войск, а не красивые стены псковского кремля.. Состояние этих стен соответствующее.
Варлаамская (угловая) башня.

Башня сильно пострадала при осаде Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа в 1615 году. Сильно пострадала и стоящая рядом с воротами церковь Варлаамия Хутынского (1495 год), она была включена в систему обороны города. Шведы несколько дней били по ней из пушек, поэтому дошла она в сильно измененном виде.

Внешние стены Запсковья «несколько» отличаются от, можно сказать,заново отстроенных стен Крома. Кое где они больше похожи на земляные валы.

Толщина стен вполне достойная (в районе Образского захаба).

Рядом находится церковь Нерукотворного Образа, построенная примерно в 16-17 веке. Из-за плохой погоды она получилась у меня мрачновато романтичной.

На высоком холме стоит большой храм Богоявления на Бродах.(1444 год)

Это одна из красивейших церквей города, якобы чтобы посмотреть на нее приезжал в Псков в 1961 сам Ле Корбюзье, великий французский архитектор.…

Наверное, ввиду всего этого ей досталось больше всего от современных реставраторов. Я читал, что где-то в конце 90-эх его «реставрировали» специалисты почему-то из солнечного Ташкента. Ниже часть текста с сайта www.pskovcity.ru/ts_zap_bogoyavlen.htm

>>В Псков явились реставраторы из Ташкента, псковские коллеги оценили их очень высоко и тут же вручили храм Богоявления….. Ташкентцы начали с того. что полностью разломали северный придел, одна сторона которого требовала укрепления. Они разломали все - на том и кончили......

Но суда по всему к храму приложили руку еще какие-то специалисты в последние годы….
Тут еще надо заметить, что находится рядом с церковью - буквально в 20 метрах вход в самый дорогой во Пскове 4 звездочный отель Гелиопарк. Этакая «игрушечная» Голландия в древнем Пскове. И я думаю, ребята просто не могли «ударить в грязь лицом». Тем более с деньгами и фантазией у них, судя по давнишним фото храма, было все нормально..
Фото 2005 года с сайта Соборы.ру sobory.ru/photo/index.html

Сегодняшний вид.

Внутри храма форменный кошмар - полный «евроремонт» , полы под «мраморную плитку», «евророзетки» и «евроотопление», если кто интересуется древнерусской историей, то во внутрь лучше вообще не заходить.
Отель Гелиопарк - псковская «Голландия».

В крайнем углу псковской крепостной стены у реки Псковы находится Гремячья башня, замыкающая этот участок реки. Здесь раньше тоже находились «водяные ворота» с решетками, как и около Крома при впадении Псковы в реку Великая. Правда сохранилась одна только башня, получившая свое названия от Гремячной горы на которой она стоит.

Такое же название имел существовавший здесь ранее Гремяцкий монастырь. От него сохранилась только церковь Козьмы и Дамиана (1540 год) и трапезная.
Наверно, это одно из самых живописных мест Пскова.

Козьмодемьянская церковь, слава богу, не подвергалась серьезным реставрациям и смотрится очень хорошо даже со стенами, раскрашенными подростковыми граффити. Она как бы прорастает из глубины веков через напластования человеческой глупости и равнодушия.

Бывшая трапезная Гремяцкого монастыря. После упразднения в 1764 году она послужила и кожевенным заводом и пекарней.

Я церковь без крестов, -
Лечу, раскинув руки
Вдоль сонных берегов
Окаменевшей муки.

Я - вера без причин.
Я - правда без начала:
Ты слышишь, как вскричала
Душа среди осин?

Я - птица без небес,
Я - каменное эхо,
Полузабытых мест
Печальная примета.

Материал из Азбука паломники

Церковь Николы со Усохи

Церковь св. Николая «со Усохи»

Построена в 1383 г., перестроена в 1536. Один из самых красивых храмов. Адрес: ул. Советская, 19.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы

Церковь – часть бывшего Покровского монастыря, в котором жил старец Дорофей, которому явилась Богородица во время польского нашествия. Она появилась со стороны Спасо-Мирожского монастыря со святыми Антонием Киево-Печерским и Корнилием Псково-Печерским, вошла в Покровскую церковь, а оттуда – в Покровскую башню… Адрес: ул. Свердлова, 1 (в углу стены, возле Покровской башни).

Церковь Богоявления «с Запсковья»

Построена в 1496 году. Один из самых красивых храмов Пскова. Адрес: ул. Герцена, 7.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского

Первый, деревянный храм был построен в 1466, во время мора. Каменный построен в 1495 г. в новгородской архитектурной традиции. Сюда был направлен удар сил шведского короля Густава-Адольфа 9 октября 1615 г. Шведы пытались разбить собор из пушек, но не смогли. Адрес: ул. Л. Поземского.

Церковь Петра и Павла с Буя

Первое упоминание Петропавловской церкви относится к 1373 году. В 1540 году на месте прежнего поставлен нынешний храм. В годы Северной войны Петр I, бывая в Пскове во время подготовки военных действий против шведских войск, ходил к обедне в Петропавловский храм, где читал Апостол и пел на клиросе. Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, д. 2.

Церковь Василия на Горке

Первое упоминание церкви Василия на Горке относится к 1337 году. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются временем расцвета, когда к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери. Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д. 5.

Церковь Георгия со Взвоза

Церковь Георгия со Взвоза

Первое упоминание церкви Георгия со Взвоза относится к 1494 году. В 1701 г. по указанию Петра I к древней стене Окольного города присыпана земляная батарея, которая сохранилась поныне. Много раз разбиралась, переделывалась, реставрировалась. Адрес: Псков, Георгиевская (Урицкого) ул., д. 1.

Церковь вмц. Анастасии Узорешительницы

Первое упоминание церкви святой великомученицы Анастасии Узорешительницы относится к 1487 году. В 1639 году к центральному храму был пристроен придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 9.

Церковь Михаила Архангела с Городца

Первое упоминание церкви Михаила Архангела с Городца относится к 1339 году. Сооружен из известняковой плиты. В начале ХХ века была полковою церковью Енисейского пехотного полка. Адрес: Псков, Советская ул., д. 18.

Церковь Николы Явленного от Торга

Церковь Николы Явленного от Торга

Датой основания храма считается 1419 год, хотя о судьбе здания ничего не известно. Каменная церковь в современном виде возведена в 1676 году. Адрес: Псков, ул. Некрасова, д. 35.

Церковь Преполовения Пятидесятницы

Первое упоминание церкви Преполовения Пятидесятницы относится к 1468 году. В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. Адрес: Псков, Детская (Спасская) ул., д. 3.

Церковь Сергия с Залужья

Церковь Сергия с Залужья - действующий православный храм конца XVI века, памятник истории и культуры федерального значения, расположенный в Окольном городе Пскова. Адрес: Псков, Октябрьский пр., д. 15 / ул. Свердлова, д. 42-А.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища построена в 1810-1811 годах бабушкой по матери декабриста М.А. Назимова. На колокольне имеются колокола Ивана Грозного и Михаила Феодоровича, с надписями. Адрес: Псков, ул. Георгиевская, д. 3-А.

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны на Полонище

Церковь Иоакима и Анны с Полонища бывшего Якиманского монастыря представляет собой характерное звено в совокупности псковских культовых зданий XVI-XVII веков. Адрес: Псков, ул. Калинина, д. 26.

Старовознесенская церковь

Старовознесенская церковь была построена XV века на месте боле ранней деревянной церкви. Находилась в центре Старо-Вознесенского монастыря. Адрес: Псков, Советская ул., д. 64-А.

Церковь вмц. Варвары на Плехановском (Петровском) посаде

Единственная в Пскове деревянная церковь. В «Истории княжества Псковского», митрополита Евгения, сказано, что эта церковь строена в 1618 году. Адрес: Псков, Плехановский посад, д. 14.

Церковь Димитрия Мироточивого с Поля

Храм построен в 1534 году. В псковской летописи сказано: «…в лета 7042 поставлена бысть церковь святый мученик Дмитреи в поли в монастыри…». Церковь упоминается в различных источниках второй половины ХVI и начала ХVII в. Она называется «…с поля, что на Столбицкой дороге над Псковою…», «…на всполье, из-за Петровских ворот…». Адрес: Псков, ул. Плехановский Посад, д. 74. Дмитриевское кладбище.

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Церковь во имя святителя Чудотворца Николая (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь неизвестно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви следует, что монастырь был упразднен до 1645 года, затем снова восстановлен, а в 1764 вновь упразднен и церковь обращена в приходскую. Адрес: Псков, ул. Любятовская, д. 2.

Церковь Алексия, человека Божия, с поля

Первые упоминания о церкви Алексия с поля относятся к XVI веку, это была монастырская церковь Алексеевского девичьего монастыря. В то время эта местность еще относилась к Пскову, здесь растилалась одноэтажная деревянная Алексеевская слобода, потому церковь и прозвали «Алексием в поле». Адрес: Псков, ул. Советская, д. 100 (Алексеевская слобода).

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии торжественно заложена 30 сентября 2008 года. Возведение приурочено к 500-летней годовщине присоединения Пскова к Русскому государству. Изначально задумывалась как народная стройка. Освящена 30 сентября 2012 года. митрополитом Евсевием. Адрес: Псков, пригородный микрорайон Кресты, пересечение Ленинградского шоссе и Зеленого пер.

Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

Первое упоминание относится к 1383 году. Церковь была построена в мужском Козьмодемьянском (Гремяцком) монастыре. Святые бессребреники Косьма и Дамиан - покровители кузнецов, которые ставили свои кузницы на Пскове у подножия Гремячей горы. Адрес: Псков, ул. Гремячая, д. 7.

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья

Церковь была построена в 1462-1463 годах. Сооружена из известняковой плиты. Храм имеет важное градостроительное значение. Адрес: Псков, ул. Л. Поземского, д. 7 (бывш. Званица, Нарвская).

Церковь Образская с Жабьей лавицы

Первое упоминание церкви Образской с Жабьей лавицы - Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа - относится к 1487 году. Когда первая деревянная церковь была заменена существующей не установлено. Жабья лавица - название небольшого болотца, около которого была построена церковь. Адрес: Псков, Первомайская ул., д. 27.

Церковь Воскресения Христова со Стадища

Первое упоминание церкви Воскресения Христова со Стадища относится к 1458 году. Ныне существующий храм был сооружен в 1585-1587 годах. Адрес: Псков, ул. Набат, д. 4-А.

Церковь Ильи Пророка Мокрого с Луга

Первое упоминание церкви Ильи Пророка Мокрого с Луга относится к 1465 году, находилась на территории Ильинского монастыря. Нынешняя каменная церковь сооружена в 1677 году. Адрес: Псков, ул. Волкова, 9.

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе

Летопись относит сооружение церкви к 1547 г.: «...того же лета поставлена бысть церковь каменная святый Иванъ Богословъ на Милявицы». В прежнее время здесь был Котельников или Костельников мужской монастырь, упраздненный в 1764 г. Ныне это приходская кладбищенская церковь Мишариной слободы. Адрес: Псков, Аллейная ул., д. 1.

Церковь Петра и Павла на Брезе

Эта замечательно вписанная в пейзаж небольшая церковь - всё, что осталось от Сироткина монастыря, и стоит она на месте битвы князя Довмонта-Тимофея с немецкими рыцарями в 1299 году. Адрес: Псков, Береговая ул., д. 2 (у моста Александра Невского).

Церковь Константина и Елены в Царевой слободе

Церковь Константина и Елены построена в XVI веке. По преданию, князь Довмонт (1266–1299), любимый всем Псковом, принес в нее иконостас на своих плечах из Никитской церкви, что стояла у Рыбницких ворот. Адрес: Псков, Красногорская ул., д. 26.

Собор во имя Рождества Иоанна Предтечи

До 1925 года главным храмом Иоанно-Предтеченского женского монастыря был собор Рождества Иоанна Предтечи. Первое упоминание о Иоанно-Предтеченском монастыре в Псковской летописи за 1243 год связано с преподобной княгиней псковской Евфросиньей, в схиме Евпраксией. Адрес: Псков, ул. Максима Горького, д. 1.

Церковь Николы от Каменной ограды

Церковь Николы от Каменной ограды - храм в Пскове, принадлежит старообрядцам-беспоповцам , является памятником истории и культуры федерального значения. Церковь построена в XVI веке. Адрес: Псков, ул. Розы Люксембург, д. 17.

Церковь Жён-мироносиц

Деревянная Церковь Жён-мироносиц была построена в 1537 году. Уже тогда она получила название «со скудельниц», так как была именно кладбищенской церковью. В 1546 году было начато строительство на месте уничтоженной пожаром церкви каменного храма со звонницей. В ней служил священник Павел Адельгейм. Адрес: Псков, Мироносицкое кладбище, Коммунальная (Мироносицкая) ул., д. 11.

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках

Церковь Успения Богородицы в Бутырках построена в 1770-х годах, как это видно из церковного синодика, Себежскими и Донскими казаками, на их собственные средства. Сложена она из плиты, имеет обычный квадратный план, но отличается от старинных Псковских церквей некоторыми деталями, указывающими на ее позднее происхождение. Адрес: Псков, Красноармейская наб., д. 47.

Церковь блгв. кн. Александра Невского

Церковь святого благоверного великого князя Александра Невского построена в 1907-1908 годах для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 году. Адрес: Псков, ул. Мирная, д. 1.

Церковь Воскресения Христова в Орлецах

Церковь Воскресения Христова в Орлецах построена в 1994-1997 годах. Она уникальна прежде всего тем, что это вторая церковь, построенная в Пскове в XX веке (первая - храм святого благоверного князя Александра Невского - была возведена в 1907). Адрес: Псков, ул. Родниковская, д. 21, Орлецкое кладбище.

Несколько десятков, среди них много сохранившихся, отреставрированных и действующих. Именно этой особенности Пскова будет посвящена сегодняшняя фотопрогулка. А рассказ об остальной части Пскова подготовлю позже, чтобы не перегружать один пост огромным количеством фотографий.

В Пскове есть церкви, построенные в XII-XV веках - во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней. У древних псковских церквей есть собственный архитектурный стиль: большинство из них побеленные, одноглавые, с характерными пристроенными или отдельно стоящими звонницами. Плотность церквей на душу населения и на единицу площади в центре города поражает воображение, иногда они встречаются каждые 100 метров, если не чаще.

Для этого фоторассказа я отобрал 36 фотографий церквей, случайно встреченных в ходе бессистемной прогулки по городу (на самом деле их намного больше, но обойти их все за короткое время не представляется возможным, даже несмотря на то, что исторический центр Пскова довольно компактен). Итак, в путь!

[ | ]
5. На противоположном (западном) берегу реки Великой рядом с Ольгинским мостом находится церковь Успения у Парома, построенная в 1444 году и перестроенная в 1521. Церковь типичного Псковско-Новгородского стиля: побеленная, одноглавая, с характерной отдельно стоящей звонницей. Единственная в Пскове церковь, где на кресте сидит голубь.

[ | ]
7. Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской рядом с Успенской Пароменской церковью возведена к 2000 году. Традиционное место фотосессий молодожёнов. На заднем плане виден Троицкий собор на противоположном берегу реки Великой.

[ | ]
8. Но мы возвращаемся на восточный берег Великой, потому что большинство старинных псковских церквей расположено именно там. В 300 метрах к юго-востоку от Ольгинского моста находится Церковь Михаила и Гавриила Архангелов со Городца с шатровой колокольней над воротами. От самой церкви, построенной в 1339 году, виден только купол, а колокольня с воротами на переднем плане была построена позже - в XVII веке. У этой церкви особое украшение барабана: если обычно это традиционные псковские скромные рисунки, то здесь барабан украшен изразцами.

[ | ]
9. В 250 метрах к востоку от Крома и Троицкого собора на улице Леона Поземского рядом с мостом через реку Пскову стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году на месте старинного деревянного храма. В XX веке здание церкви долгое время было в запустении и использовалось не по назначению, но с 2008 года церковь вновь стала действующей.

[ | ]
10. В 250 метрах к северу от Козьмодамианской церкви находится церковь Ильи Пророка-Мокрого. Она была построена намного позже больинства псковских церквей - в 1677 году, а колокольня была пристроена в XIX веке, поэтому её архитектурный стиль существенно отличается от традиционного псковского стиля.

[ | ]
11. В 400 метрах к северо-северо-западу от «Ильи-Мокрого» на пересечении улицы Леона Поземского с улицей со звучным названием Набат стоит церковь Воскресения Христова со Стадища. В летописях эта церковь впервые упоминается в 1532 году, но с тех пор она неоднократно перестраивалась.

[ | ]
12. Затем мы прогулялись по улице Леона Поземского до старой псковской городской стены. Рядом с бывшими воротами и руинами Варлаамской захабной башни (примерно 200 метров от предыдущей фотографии) расположилась церковь Варлаама Хутынского на Званице.

[ | ]
14. Удаляться дальше от центра города мы не стали и пошли обратно на восток в сторону реки Псковы. В 200 метрах к северо-востоку от «Ильи-Мокрого» находится Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы («Жабья лавица» - название небольшого болота, рядом с которым построена церковь), впервые упоминающаяся в 1487 году, но перестроенная в середине XIX века. Здание долгое время было в полуразрушенном состоянии, но в 2000-е годы было передано Церкви и в настоящее время восстанавливается.

[ | ]
15. В 300 метрах к востоку от церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (и в 500 метрах от предыдущей фотографии) на пригорке рядом с живописным пешеходным мостом через реку Пскову возвышается трёхглавая церковь Богоявления с Запсковья, построенная в 1496 году.

[ | ]
17. В 500 метрах к востоку от Богоявленской церкви на красивом холме на берегу Псковы рядом с Гремячей башней находится церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы - одна из старейших сохранившихся псковских церквей, построенная в 1383 году. Раньше она была частью Гремяцкого монастыря, упразднённого в XVIII веке. Снимок сделан из Финского парка Куопио на противоположном берегу Псковы. (Да, кстати, нужно будет как-нибудь опубликовать оставшиеся фотографии Куопио, залежавшиеся у меня уже на 4.5 года.)

[ | ]
21. На той же улице Карла Маркса рядом с рынком на территории бывшей автостанции находится Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год). Буем называлось обнесённое оградой место при церкви, обычно кладбище.

[ | ]
22. После прогулки по берегам реки Псковы мы вернулись в центральный район Пскова и пошли гулять вдоль Октябрьского проспекта и Советской улицы (на самом деле это было уже на следующий день, более пасмурный). Церковь Николы со Усохи (т.е. святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца) находится вблизи развилки этих улиц у Октябрьской площади. Первая версия церкви была построена в 1371 году, нынешний вариант был построен на её месте в 1531 и частично перестроен в XVII и XIX веках. Эта церковь на несколько метров ушла вниз; когда находишься внутри, то она кажется более внушительной, чем снаружи.

[ | ]
26. Церковь Успения с Полонища построена на месте бывшего Успенского монастыря на Георгиевской улице недалеко от Советской. В этой части прогулки мы уже торопились и пройдя 400 метров с предыдущей фотографии, наверное, пропустили несколько церквей.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...