Практикум по обществознанию 10. Введение

Школа-интернат № 53 среднего (полного) общего образования

Рассмотрена на заседании ШМО учителей _________________________________________

Протокол от «____»____________ 2014г. № ___

Руководитель ШМО _____________________

подпись

_________________________________________

расшифровка

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МАОШ «Школа-интернат № 53»

от «___» ____________2014 г. №___

Согласована на заседании

Методического совета школы

протокол № _____

от «____»_____________2014г.

Рабочая программа

«__ Практикум по обществознанию __»

название учебного курса

для _______ 10-11 _______ класса

Составитель:

__ Трифонова Наталия Викторовна __

ФИО

__ Высшая __ кв. категория

2014 г.

Пояснительная записка

Курс «Практикум по обществознанию» предназначен для учащихся 10-11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию.

Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию.

Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.

Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Практикум по обществознанию» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Задачи курса:

Разбор вопросов и решение тренировочных заданий частей А и В ЕГЭ базового, повышенного и высокого уровня сложности по всей линии школьного обществоведческого курса (экономики, социологии, правоведения, политологии, социальной психологии, культурологии, философии);

Выполнения заданий части С, требующей развернутого свободного ответа. Выработка умений использовать соответствующие обществоведческой науке термины и понятия, приводить необходимые аргументы в обосновании своей позиции, делать выводы; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, публицистических);

Знакомство с основными правилами выполнения так называемого альтернативного задания - написания краткого сочинения-эссе на предложенную тему;

Знакомство с требованиями к оформлению ответов в бланке ЕГЭ;

Разбор типичных ошибок при решении заданий.

Программа состоит из семи разделов, рассматривающих все содержательные линии, знание которых проверяется на ЕГЭ по обществознанию. Разделы построены однотипно: общая характеристика содержательной линии сопровождается подробным разбором отдельных видов заданий, сгруппированных по важнейшим вопросам и проблемам (единицам содержания) курса, и завершается тренировочными заданиями с краткими указаниями по их выполнению. Каждая единица содержания рассматривается систематически, выпускникам даются рекомендации по выполнению заданий всех возможных типов, направленных на выявление знаний и умений по данной единице.

Такой подход обеспечивает глубокое усвоение содержания курса в тесной связи с выработкой умений выполнять задания Единого государственного экзамена по обществознанию. Курс позволяет преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, существенно восполнить и научиться применять на практике свои знания.

Программа предусматривает формирование у школьников ОУУН, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

    Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

    Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

    Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

    Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

    Умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

    Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах;

    Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

    Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    Пользование мультмедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

    Владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Рабочая программа составлена на основе:

    Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

    Примерной программы по обществознанию (базовый уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

    Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерством образования РФ № 1312 от 09.03.2004.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Лекции

Семинары

Практические работы

Всего часов

1-4

4 (2)

4 (2)

5-11

Раздел 1. Общество

6 (3)

7 (4)

12-18

6 (2)

7 (3)

19-25

6 (2)

7 (3)

26-32

Раздел 4. Познание

6 (2)

7 (3)

33-39

6 (2)

7 (3)

40-45

Раздел 6.

5 (2)

6 (3)

46-52

Раздел 7. Политика

6 (3)

7 (4)

53-59

Раздел 8. Право

6 (3)

7 (4)

60-67

Тренировочное тестирование

8 (4)

8 (4)

Итоговое занятие

ВСЕГО

4

9

55

68 (34)

68 ЧАСОВ – В РАСЧЕТЕ НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ В 10-11 КЛАССЕ

34 ЧАСА – В РАСЧЕТЕ НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ В 11 КЛАССЕ

Основное содержание программы

Общество

Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.

Человек

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.

Познание

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.

Духовная жизнь общества

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Экономическая сфера жизни общества

Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.

Социальные отношения

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.

Политика и право

Понятие власти. Государство как главный институт политической власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур.

Тема урока

Дата планируемая

Дата фактическая

Формы и методы контроля

Использование УМК/ИКТ

1-4

Введение в предмет. Критерии и формы оценки ЕГЭ

1-4 неделя сентября

Конспект

Бланк ответов.

Инструкция по выполнению работ.

Критерии оценок

Раздел 1. Общество

Общество и общественные отношения

1 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Учебник.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

2 неделя октября

7-8

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

3-4 неделя октября

9-11

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

2-4 неделя ноября

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

14-15

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

16-18

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 3. Человек и деятельность

Человек. Деятельность

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

21-22

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

23-25

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя февраля

1-2 неделя марта

Раздел 4. Познание

Познание. Истина и критерии

3 неделя марта

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя апреля

28-29

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя апреля

30-32

Разбор задание ЕГЭ (часть С)

4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Раздел 5. Социальные отношения

Социальные отношения

3 неделя мая

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

4 неделя мая

35-36

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

1-2 неделя сентября

37-39

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя сентября

1 неделя октября

Раздел. 6. Экономическая сфера жизни общества

Экономическая сфера жизни общества

2 неделя октября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

3 неделя октября

42-43

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

4 неделя октября

2 неделя ноября

44-45

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя ноября

Раздел 7. Политика

Политика и власть

5 неделя ноября

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя декабря

48-49

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя декабря

50-52

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

4 неделя декабря

3-4 неделя января

Раздел 8. Право

Право

5 неделя января

Составление тезисов по теме.

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Учебник.

Проблемные вопросы, задания, задачи, тесты.

Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ.

Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные задания С8: составление сложного плана.

Разбор заданий ЕГЭ (часть А)

1 неделя февраля

55-56

Разбор заданий ЕГЭ (часть В)

2-3 неделя февраля

57-59

Разбор заданий ЕГЭ (часть С)

3-4 неделя февраля

1 неделя марта

60-63

Контрольное тестирование

2-3 неделя марта

1-2 неделя апреля

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

64-67

Контрольное тестирование

3-4 неделя апреля

1-2 неделя мая

Решение тренировочных заданий ЕГЭ

Тренировочные задания в формате ЕГЭ

68

Итоговое занятие

3 неделя мая

Обобщение

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен:

знать/понимать

    биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

    необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

    объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

    раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

    оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

    формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

    совершенствования собственной познавательной деятельности;

    критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

    решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

    ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

    предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

    оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

    реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Количество заданий

Max балл

% max первичного балла

Часть А

20

20

33,9

Часть В

8

13

22,0

Часть С

9

26

44,1

Всего

37

59

100

С6


Баллы

Приведены три направления и иллюстрирующие их примеры.

3

Приведены два направления и иллюстрирующие их примеры ИЛИ три направления, но среди приведенных трех примеров один некорректный.

2

Приведено одно направление и иллюстрирующий его пример ИЛИ два направления, но среди двух приведенных примеров один некорректный ИЛИ приведено одно направление, но верно приведены два примера.

1

Приведено одно направление без примера, ИЛИ направление приведено неявно, но приведен один пример ИЛИ Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

С7


Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены три аргумента.

3

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведены два аргумента ИЛИ

понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены три аргумента

2

Правильно сформулировано понимание слов автора, приведен один аргумент ИЛИ понимание слов автора сформулировано неявно, но приведены два аргумента

1

Правильно сформулировано понимание слов автора ИЛИ приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный.

0

Максимальный балл

3

С8

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

2

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
ИЛИ
Формулировки пунктов плана отражают содержание темы. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа (отсутствует конкретизация отдельных пунктов).

1

План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

0

Максимальный балл

2

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из представленных ниже высказываний

С9

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, то есть не обозначил пославленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется . По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания в раскрыт, ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции выпускника

Представлена и пояснена собственная позиция выпускника

1

Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания) ИЛИ собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются несколько аспектов проблемы.

3

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений, выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке фактической или теоретической аргументации

2

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

Максимальный балл

5

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Информационно - коммуникативные средства:

    Обществознание. Универсальный справочник для подготовки к ЕГЭ. 2012 год (CD )

    Обществознание. Тематический тренажер для подготовки к ЕГЭ (CD )

    Тренировочные задания по обществознанию. Задание С8: составление сложного плана (CD )

    Презентации к урокам

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2010.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Технические средства обучения

    Телевизор

    Мультимедийный компьютер

    Мультимедийный проектор

    Экран проекционный

Учебно – практическое оборудование

    Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

    Штатив для таблиц

    Шкаф для хранения учебных материалов и таблиц

Специализированная учебная мебель

    Компьютерный стол

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

А. Г. ВАЖЕНИН

ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕСТ80ЗНАНИЮ

Допущено Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений среднего профессионопьного образования

З-е издание, стереотипное

Москва Издательскии центр «Академия-

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

УДК 3(075.32)

Рецензенты:

доктор юридических наук. профессор кафедры методики преподавания общественно-политических дисциплин Московского государственного областного университета Е.А. Певцова;

заведующая днеВНЬПу1 отлелением , преподаватель Государственного образовательного учреждения

среднего профессионального образования «Московский политехнический колледж» Н. Б. Ходакова

Важенин А. г.

8129 Практикум по обществознанию : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. Г. Важенин. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 208 с.

IS8N 978-5-7695-5266-3

Практикум вместе с учебником ТО/о же автора «Обшсстнознание. состав­ ляет учебный комплект. В нем содержатся задания разного типа - репро­ луктинного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию В

сот ВС гстнии с моральными и ценностными нормами.

Дли с гулсигов образовательных учреждений среднего профсссиональ­ ного обра ювания.

УДК 3(075.32)

Учебное издание Важенин Алексей Геннадьевич

Практикум по обществознанию

Учебное пособие

Рсдактор с.А. Шаренкова. Технический редактор Н. И. Горбачева Компьютерная верстка: Л. М. Беляева

Корректоры В. Н. Рейбекель, О. Н. Тетерина

© Важенин А. г., 2006

© 06разовательно-издательекий центр «Академия.>; 2006

ISBN 978-5-7695-5266-3 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ВВЕДЕНИЕ

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Некоторые задания содержат дополнитель­ ную информацию, расширяюшую кругозор учащихся.

Практикум включает в себя различные типы заданий.

Задания на установление соответствия между понятием и опре­ делением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с дан­ ным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду опре­ делений то единственное, которое раскрывает конкретное поня­

Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих

заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки ка­

кого-либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки

понятия, которые приведены в задании.

Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий ма­ териал и на его основе t1справить ошибку.

Задания на заполнение различных таблиц.

Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писа­ телей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно отве­ тить на вопросы, сформулированные в задании..

Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий, взаимосвязь которых необходимо просле­ ДИТЬ по тексту соответствующего параграфа учебника. Схемы мо­ гут быть горизонтальными и вертикальными.

Например:

I Зкономическая I

I Lоциальная I

Политическая

I Духовная

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Потребности

Первичные

Физиологические, потребность в безопасности

Вторичные

Социальные,

престижные,

духовные , I

Задания, связанные с решением правовых ситуаций.

Весь комплекс заданий поможет полнее усвоить материал учеб­ ника по каждой теме и позволит лучше ориентироваться в сфере обществознания.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

ГЛАВА i

ОБЩЕСТВО

1. 1. Понятие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­

Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общ­ ности территории, экономических связей, языка, культуры, со­ знания своего внутреннего единства и отличия от подобных обра­ зований.

Государство - это определенная территория, имеющая госу­

дарственную принадлсжность.

Нация - это политическая организация, осуществляющая уп­ равление населением определенной территории.

Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе про­ изводства и распределения материальных благ.

Производственные отношения - это отношения между различ­ ными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

Социальные отношения - это отношения, возникающие в про­

цессе управления обществом и борьбы за власть. Аlежнацuоналъные отношения - это система связей, с ПОМОЩЬЮ

которых общество приобретает целостность и устойчивость. Политические отношения - это отношения между представи­

телями разных наций.

Общественные отношения - это личные отношения, связан­ ные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе rv1атериаJrа учебника охарактеризуйте пред-

ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

Американский социолог Э. Шилз выделил следующие при­ знаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

пополняется за счет детей представителей этого объедине­

....................................... ,

обладает собственной системой управления;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, тра­ диции и пр.), которые находят выражение в определенной

культуре.

Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

межнациональные отношения;

Структуру общества составляют:

социальные общности;

........................................,

в науке выделяют следующие социальные институты:

политическии;

...................................... ,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

Продукт совместного времяпрепровождения людей.

Обособившийся от природы биологический вид со всей сово­ купностью заранее определенных форм СОВ!\1еСТJ!ОЙ деятельности

Определенная группа людей, объединившихся для совмест­ ного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

Продукт материального обмена между людьми, определен­ ная организация их жизни, включающая многообразные эконо­

мические связи и отношения между ними.

Весь процесс исторического развития человечества. Политико-правовая организация данной страны, имеющая

определенную структуру.

Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на ос­ нове которого строятся их отношения, регулируемые необязатель­ ными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охра­ няемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сде­ лайте вывод о взаимодействии общества и человека.

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им

и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше обще­ ство - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не

поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества». Э.ДюркгеЙм: «Общество - это наиболее могущественный фо­

кус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, кото­ рая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: <,В одиночестве человек - слабое существо, в едине­ нии с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд

друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают

низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуще­ ствленный натурализм человека и осуществленный гуманизм при­ роды»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова проти­ вопоставлять "общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни - даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллек­ тивного ... является проявлением и утверждением общественной

Л. Фейрбах: «Общение облагораживает и возвышает, в обще­ стве человек невольно, без всякого притворства держит себя ина­

че, чем в одиночестве».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американ­ ских социологов - Р. миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институ­ ты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования

этих институтов.

«Под институтом Я понимаю общественную форму определен­ ной совокупности социальных ролей. Институты классифициру­ ются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образо­ вательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Ком­ бинация институциональных порядков образует социальную струк­

Общество - это конфигурация институтов, которые при сво­ ем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяй­ ственную деятельность; 2) политический - институты власти;

ТОЛЬКО ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ. PDF-версия специально для mirknig.com от www.moimirknig.com

Обществознание. Практикум. 10 класс: профильный уровень. Боголюбов Л.Н. и др.

2-е изд. - М.: 2010. - 160 с.

Пособие содержит задания, позволяющие организовать по каждой теме курса обществознания профильного уровня все основные виды учебной и практической деятельности в соответствии с современными требованиями. Практикум может быть использован и при изучении базового курса.

Формат: pdf

Размер: 38 Мб

Смотреть, скачать: ноябрь .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "Просвещение" (см. примечание)

Оглавление
Введение 5
Глава 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность 9
1. Место философии в системе обществознания. Философия и наука
2. Древние мыслители о мире человека 14
3. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время 17
4. Общественная мысль России 20
5-6. Основные профессии социально-гуманитарного профиля 23
Глава 2. Общество и человек 30
7. Происхождение человека и становление общества
8. Сущность человека как проблема философии 33
9. Общество и общественные отношения 38
10. Социальная система и ее среда 41
11-12. Типология обществ 44
13. Культура и цивилизация 50
14. Факторы изменения социума 56
15. Проблема общественного прогресса 61
16. Свобода выбора и ответственность за выбор 66
Глава 3. Деятельность как способ существования людей 70
17. Деятельность -
18. Деятельность в сфере духовной культуры 75
19. Трудовая деятельность 77
20. Политическая деятельность 83
Глава 4. Сознание и познание 87
21. Онтология и теория познания
22. Истина и ее критерии 90
23. Жизненный опыт и здравый смысл 93
24. Основные особенности научного мышления 96
25. Социальное познание 100
26. Теоретическое и обыденное сознание 104
27. Самосознание и развитие личности 106
Глава 5. Личность. Межличностные отношения 111
28. Индивид, индивидуальность, личность
29. Возраст и становление личности 115
30. Направленность личности 118
31. Общение как обмен информацией 124
32. Общение как взаимодействие 129
33. Общение как понимание 133
34. Малые группы 135
35. Групповая сплоченность и конформное поведение 139
36. Групповая дифференциация и лидерство 142
37. Семья как малая группа 146
38. Асоциальные и криминальные молодежные группы 151
39. Конфликт в межличностных отношениях 156

Практикум рассчитан на учащихся 10 классов, заинтересованных в углубленном изучении обществознания. Чтобы достичь в этом хороших результатов, потребуется не только тщательное изучение учебного текста, но и значительная самостоятельная работа, которая позволит полнее освоить научное содержание курса и приобрести предусмотренные программой умения. Эти знания и умения необходимы как для успешной сдачи экзаменов, открывающих путь в высшую школу, так и для эффективного освоения социальных и гуманитарных наук на студенческой скамье. Программа данного курса содержит минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ, опыт выполнения которых обязательно должны приобрести все учащиеся. Ниже жирным шрифтом воспроизводится этот перечень с краткими комментариями.

Практикум предназначен для подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ. Может использоваться совместно с учебником А. Ф. Никитина, Г. И. Грибановой, А. В. Скоробогатько, Д. С. Мартьянова «Обществознание. 10 класс» и другими учебниками, входящими в Федеральный перечень. Пособие включает в себя систему методически отобранных и адаптированных разноуровневых заданий, составленных в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Предисловие.

Курс «Обществознание» призван сформировать у школьников познавательные и практические умения получать и осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать, оценивать полученные данные, решать познавательные задачи, соотносить практические ситуации и примеры с теоретическими положениями. Знания и умения курса помогают школьникам осваивать современный мир, активно участвовать в политической, экономической, социальной деятельности. Представленное вашему вниманию пособие предназначено для практической работы на уроке и дома с материалами курса «Обществознание» в 10 классе. Практикум может использоваться старшеклассниками, изучающими курс по учебнику А. Ф. Никитина и др. «Обществознание. 10 класс» (ООО «ДРОФА») или любому учебнику по обществознанию для 10 класса, входящему в Федеральный перечень учебников.

Предисловие.
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК. ПОЗНАНИЕ.
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО.
ГЛАВА III. КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ, ДУХОВНОСТЬ.
ГЛАВА IV. ПОЛИТИКА.
Ответы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, практикум, 10 класс, Кишенкова О.В., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Повторение и контроль знаний, обществознание, 10-11 классы, интерактивные дидактические материалы, Сорокина Е.Н., 2015
  • Обществознание, 10 класс, технологические карты уроков по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н., Буйволова И.Ю., 2015

Следующие учебники и книги:

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

1вариант.

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

1.Выберите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Природа , общество , экономика , политика , система

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

5.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».

1) реформа

2) эволюция

3) революция

6.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют пост­ин­ду­стри­аль­ное общество.

1) на­ту­раль­ное хозяйство

2) кол­лек­ти­вист­ские ценности

3) ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние мик­ро­про­цес­сор­ных технологий

4) пе­ре­ход к вы­пус­ку ма­ло­се­рий­ных изделий

5) пре­вра­ще­ние ин­фор­ма­ции в фак­тор производства

6) раз­ви­тие элек­трон­ных средств коммуникации

7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях. В одном из предложений укажите виды общественных отношений. А в другом предложении укажите пример общественных отношений в одной из сфер общ. жизни.

8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах. Одно предложение должно содержать информацию о видах глобальных проблем. А другое предложение должно содержать информацию о чертах глобальных проблем(путях решения глобальных проблем)

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

2 вариант.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

2.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.


3.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

ФОРМЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Революция

Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием

Преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры

    Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

Социальный институт , общество как система , социальная группа , сфера об­ще­ствен­ной жизни , общественные отношения .

6.Найдите понятие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Со­ци­аль­ная революция , по­ли­ти­че­ская реформа , со­ци­аль­ная динамика , контр­ре­фор­ма в об­ла­сти образования , об­ще­ствен­ный прогресс

7.Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­тие «аграрное общество».

1) традиционализм

2) коллективизм

3) фабрика

4) религия

5) боль­шая семья

6) сфера услуг

8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «глобализация».

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Все­мир­ный банк

5) ми­ро­вые рынки

6) на­ту­раль­ное хозяйство

9.Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют тра­ди­ци­он­ное общество.

1) коллективизм

2) секуляризация

3) традиционализм

4) сословия

5) стабильность структуры

6) промышленный переворот

10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе. Одно предложение, содержащее информацию о особенностях общественного прогресса; другое предложение о проявлениях общественного прогресса.9критериях общ. прогресса)

11. Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «социальный институт» ; составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;(о признаках социального института),одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.

ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ОБЩЕСТВО»

Вариант 3.

1.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ

2. Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

3.Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Революция

Коренное качественное изменение всех или

большинства сторон общественной жизни,

затрагивающее основы существующего строя

Усовершенствование в какой-либо сфере

общественной жизни посредством ряда

постепенных преобразований, не

затрагивающих фундаментальных основ

4.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

2 часть.

5.Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная эволюция; общественное развитие; регресс общества; реформа; революция.

6.В приведённом ниже ряду най­ди­те понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных представленных понятий. За­пи­ши­те это слово (словосочетание).

Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование, рынок; политическая партия; СМИ.

7. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, свя­за­ны с по­ня­ти­ем «прогресс».

1) со­ци­аль­ная реформа

2) модернизация

3) стагнация

4) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни

5) па­де­ние уров­ня образования

6) рост уров­ня бла­го­со­сто­я­ния населения

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам традиционного общества.

1) натуральное хозяйство

2) индивидуализм

3) сословная структура общества

4) глобализация

5) обычное право

6) патриархальность

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характерным чертам постиндустриального общества.

1) индустриализация

2) глобализация

3) ресурсосбережение

4) компьютеризация

5) информатизация

6) патриархальность

10.Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «глобализация»; составьте два предложения: Одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере; одно предложение, раскрывающее отрицательные последствия глобализации в любой сфере.

11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе. Одно предложение, содержащее информацию о признаках общества, одно предложение, раскрывающее структуру общества (качественную характеристику общества).

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...