Православные активисты – новые духовные лидеры? (Комментарии священников). Выступления против «Тангейзера»

«Христианское государство - Святая Русь», раскрученное либеральными СМИ и группой Ходорковского, показало, как можно дискредитировать православие и верующих людей

В последнее время в России совершенно внезапно появилось такое на первый взгляд абсурдное явление, как «православные активисты». Поначалу эти экзальтированные, обвешанные, как новогодние елки, православной атрибутикой, люди действовали вполне в тренде нашей «либеральной общественности», проводящей перфомансы с прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади, засовыванием мороженых кур в интимные места, бесноватыми дискотеками в Храмах, обливанием зеленкой, экспонированием на выставках таких предметов «современного искусства», как банки с экскрементами и облитые кровью иконы. Но очень скоро действия «православных активистов» из акций и демонстраций неких чудаков, вызывающих в людях гамму чувств от смеха до отторжения, стали сильно радикализироваться, вступая в противоречие уже не только с нормами морали, но и с уголовным кодексом.

Вершиной «православной активности» этих людей стали акции некоего «Христианского государства - Святая Русь» в разгоревшемся скандале вокруг кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Против демонстрации этого фильма выступила бывший прокурор Крыма, депутат Государственной Думы Наталья Поклонская . Действуя строго в рамках законодательства и Конституции России, Поклонская инициировала ряд проверок всей цепочки создания фильма на предмет соответствия его действующему законодательству. Строго выдержанные юридически действия Поклонской вызвали эмоциональный всплеск в среде либеральной и левой коммунистической общественности, которые, объединившись, попыталась с помощью иррациональных, эмоционально окрашенных действий в основном в информационной сфере опорочить и дискредитировать законные действия Натальи Поклонской и поддержавшей ее православной общественности.

Мало кто обратил внимание на то, что выпуск «Матильды» совпал с главным политическим событием в России - началом кампании по выборам президента в 2018 году. Практически первым информационным залпом этих выборов со стороны оппозиционных либеральных и левых сил и стал скандал, связанный с «Матильдой». И этот залп прозвучал против традиционных русских ценностей, русской истории, РПЦ, Конституции и государственного строя России. А методы, применяемые как либералами, так и коммунистами, стали калькой с давно известных и опробованных на практике методов Запада по дискредитации неугодных режимов и уничтожения неугодных государств.

Еще в 2014 году в США был принят «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014). В рамках этого закона на гибридную войну с Россией было выделено $117 млрд, а для работы организаций непосредственно в России - $30 млрд. Акт предусматривает 3-летнее финансирование, которое действует и сейчас и заканчивается только в 2018 году. Направление финансовых потоков внутри России описаны в пункте 206 Закона под названием «Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества».

Улучшение демократического правления, прозрачности, ответственности, верховенства закона и антикоррупционные меры;

Усиление роли демократических институтов, а также политических организаций и организаций гражданского общества;

Расширение технических возможностей для нецензурируемого интернета;

Создание свободных условий для работы независимых СМИ в России, увеличение их поддержки со стороны правительства США, а также помощь в защите журналистов и гражданского общества.

Именно через созданные Западом российские «демократические институты», политические и общественные организации, а также «независимые» СМИ и происходят действия по подрыву и дискредитации русского общества, истории, морали, веры, государственного строя в преддверии президентских выборов. Недаром сроком окончания программы называется 2018 год.

Один из методов, которыми действует Запад в рамках этой программы, и был применен в скандале вокруг «Матильды». Это - так называемые «операции под ложным флагом», когда жертва сама обвиняется в агрессивных действиях, приведших к ее уничтожению.

Подобный психологический прием под названием виктимблейминг я подробно описывал в статье . Технология проста - создать организацию, внешней атрибутикой и программой напоминающей жертву агрессии, и ее руками произвести планируемые агрессивные действия против агрессора, тем самым поменяв агрессора и его жертву местами.

В статьях » и «Теракт как искусство провокации» я очень подробно описал технологии проведения подобных «операций под ложным флагом». В России такие «фейковые» организации, дискредитирующие неугодные Западу идеи, создавались уже долгое время. К примеру, ни для кого не секрет, что лидерами наиболее экстремистских националистических движений являются отнюдь не русские люди.

Осужденный в 2016 году на 7,5 лет за разжигание межнациональной розни, создание экстремистских сообществ и публичные призывы к экстремизму один из лидеров Движения против нелегальной миграции, организатор «Русских маршей» Александр Белов (Поткин) действовал в Казахстане против законного президента Нурсултана Назарбаева в интересах бывшего премьера, сбежавшего на Запад главы имеющего штаб-квартиру в Лондоне казахстанского БТА банка Мухтара Аблязова . Причем Поткин использовал в этой политической с ярко коммерческой окраской операции законные опасения русского населения Казахстана, выставляя организации казахстанских русских еще и как экстремистские, работающие на свержение государственного строя, развал страны и «аннексию» Россией казахских земель.

Аналогичным методом дискредитируются и националистические организации на Западе. Недавно в интервью Channel 4 News многолетний лидер британских нацистов Кевин Уилшоу (Kevin Wilshaw) признался, что он - еврей и долгие годы является гомосексуалистом.

Подобным же методом воспользовались и создатели ХГСР (Христианское государство - Святая Русь). Созданная по облику и подобию известной террористической организации и сразу же названная либерально-коммунистической общественностью «Православный ИГИЛ», маскируясь под православных, эта организация сразу начала действовать против самого Учителя и демонстрации фильма «Матильда», стремясь дискредитировать действия Поклонской и вызвать в населении неприязнь к Православию.

В своих выступлениях и разосланных письмах и листовках лидеры ХГСР сначала угрожали поджигать кинотеатры, планирующие показ «Матильды». Кинотеатры действительно запылали, как и машины адвокатов Учителя и сама студия режиссера. В местах этих терактов появились листовки ХГСР «За Матильду гореть». По словам одного из лидеров ХГСР Александра Калинина «телефонное минирование» школ, торговых центров и других объектов, прокатившееся недавно по России, также явилось акцией ХГСР против «Матильды». Это был самый желанный подарок противникам Поклонской и РПЦ. Откуда же взялось это «Христианское государство» и кем являются его лидеры?

Что характерно, первыми сообщили о существовании ХГСР и опубликовали подробные интервью с его лидерами именно либеральные ресурсы «Медуза» и «Открытая Россия», принадлежащие помилованному Владимиром Путиным и проживающему на Западе осужденному преступнику Михаилу Ходорковскому. Именно Ходорковский начал отлично организованную и скоординированную кампанию по раскрутке «Христианского государства». Крайне характерны биографии и руководителей этой фейковой организации.

Мирон Кравченко - начинал свою деятельность в весьма характерных журналах Penthouse, «Мужской взгляд» и «Медведь», откуда в 2004 году резко переметнулся в ряды «православных хоругвеносцев». Подобно совершившему каминг-аут лидеру британских нацистов, Кравченко оказался в рядах агрессивной анти-гейской организации «Русский общенациональный союз» (РОНС), дистанцировался от РПЦ и примкнул к старообрядцам, вступил в Сергиево-Посадское станичное казачье общество, называющее себя «русскими православными фашистами», вступил в незарегистрированную партию «Великая Россия», организовывал «Русские марши» вместе с ПНДО и «Новой силой», член которой небезысвестный актер Анатолий Пашинин во время майдана уехал на Украину и стал картелем АТО.

30 января 2015 года в Киеве публицист, координатор дискуссионной площадки «Русскій клубъ въ Украинѣ» Мирон Кравченко выступил на пресс-конференции «Уроки и итоги киевского Майдана год спустя. Возможность реализации революционного сценария и гражданской войны в России». Там же присутствовали Дмитрий Корчинский , активисты националистического карательного батальона «Азов» и запрещенного в России «Правого сектора».

Кравченко рядом с представителями организации «Русскоговорящие украинские националисты»

31 июля Кравченко принял участие в проходящей в киевском пресс-центре Украинской информационной службы презентации «Антипутинского информационного фронта народов», где, в частности, сказал:

«Президент РФ разыграет свою любимую карту - карту «русофобии в Украине», которая ещё больше настроит население России против украинцев, а следовательно, позволит пополнить русские войска на Донбассе очередным пушечным мясом».

И эти люди сейчас, с подачи организации Михаила Ходорковского, позиционируют себя как поборники русского народа, Православия, русской истории, монархии, морали и нравственности. Истинное отношение к русскому народу и русскому Самодержавию Кравченко высказал предельно ясно:

«Русские - порабощенный народ, который цинично веками вводили в заблуждение, подсовывая идеи Великой России, а потом тысячами отправляли на смерть за интересы московских царей или генсеков».

РПЦ, православные организации сразу же открестились от ХГСР и заявили, что даже не слышали о его существовании до известных публикаций в «Медузе» и «Открытой России». Именно по депутатскому запросу Натальи Поклонской, которая привыкла действовать в рамках российского законодательства и Конституции, было возбуждено уголовное дело и задержаны правоохранительными органами Александр Калинин и еще трое виновных в поджогах. «Действия данной организации направлены на то, чтобы опорочить православных и Русскую православную церковь» - заявила Поклонская.

Но самыми пострадавшими в этой истории оказались именно РПЦ и Поклонская, а выгодоприобретателями - либеральные и коммунистические организации, поддерживающие Учителя. Вся история с ХГСР - это типичная «операция под чужим флагом», наглое и беспардонное вмешательство во внутренние дела России и дискредитация демократии.

Главные «поборники демократии» в России борются за демократию и Закон только в тех случаях, когда это выгодно им и их западным хозяевам. Если демократия их не устраивает, они смело вытирают об нее ноги, обвиняя в этом самих защитников демократии.

Россия - демократическое свободное государство. В статье 14 Конституции написано:

«1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

В статье 13 же написано:

«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом».

Однако и эти строго выверенные юридически формулировки противники России и Православия пытаются интерпретировать по-своему. Во-первых, светскость не означает атеизм. Это понятия разных уровней. Нас пытаются уверить, что раз государство светское, то оно априори атеистическое, что вступает в противоречие со статьей 13. В академическом юридическом словаре дается такое определение «светского государства»:

«Светское - государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В С.г. религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в С.г., не вправе оказывать влияния на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства» .

Атеизм является верованием, философским учением, религией или идеологией, в основу которого положено отрицание Бога, и является такой же равноправной идеологией, как и христианство. Таким образом «поборники демократии и закона» сами нарушают основной закон, Конституцию, подменяя в ней понятия. Второй подменой понятий, которые совершают «демократы», является уравнивание РПЦ как организации и верующих православных граждан. Граждане, в отличие от организации, имеют полные права, описанные в Конституции, и равны в них любым другим гражданам России. И интересы православных граждан должны соблюдаться аналогично интересам всех других граждан. Эти интересы должны учитываться во всей социально-экономической политике, а государственные гранты и финансирование проектов в интересах православных граждан должны выделяться на равных условиях.

И если граждане либеральных взглядов получают свои эстетические, духовные и моральные потребности в финансируемых государством «Гоголь-Центрах» и «Сатириконах», наблюдая гомосексуальные сцены, испражнения голых мужчин и сексуальные страдания малолетних детей, то православные - в Храмах, часовнях, монастырях и школах, и также имеют право на их государственное финансирование в соответствующей пропорции. Иной вопрос: как эти потребности сообразуются с законодательством. Православные - такие же граждане, как и все остальные, так же платят налоги, имеют равные доли в общественном богатстве и имеют такие же права в управлении государством, обществом и в своих семьях.

А учитывая, что православными себя считают большинство граждан России, то и их интересы должны соблюдаться исходя из Конституции и демократических правил. Иначе какая же это тогда демократия? Отличие православных граждан в том, что они умеют «отделять мух от котлет», веру - от политики. «Богу - богово, а кесарю - кесарево» - это принцип жизни православных в светском государстве. Угнетение большинства, лишение его конституционных прав и дискриминация по религиозному признаку противоречат Конституции и должно жестко пресекаться российским законодательством. Тем более когда эти нарушения сопряжены с насилием и антиконституционными призывами.

Ну а с организациями, подобными ХГСР, должны разбираться правоохранительные органы, как и с лицами и организациями, осуществляющими антиконституционные действия, руководимые и финансируемые из-за рубежа. В 2018 году народы России должны сделать свободный и честный выбор, определяющий их судьбу на ближайшие шесть лет. И любое вмешательство извне в интересах зарубежных стран и организаций должно пресекаться самым жестким образом.

Александр Никишин

Заглавное фото: коллаж Ридус

27 сентября в Институте стран СНГ состоялся круглый стол «Новые антицерковные инициативы Порошенко и успех антиправославных антироссийских сил на муниципальных выборах в Москве - есть ли связь?», который собрал священников и православных гражданских активистов, понимающих опасность «яблочного» прорыва на муниципальных выборах в Москве 10 сентября.

В своем докладе я отметил, что в октябре отмечается 140-летие со дня рождения великого карпаторусского святого Алексия (Кабалюка) и повторил тезисы о нем . Их актуальность, точнее актуальность полемики с «ересью украинства», связана с тем, что победившая в ряде московских центральных муниципальных округов антироссийская партия «Яблоко» является лоббистом «киевской хунты» в Москве.

В ответ гл.редактор газеты «Русь Триединая» Сергей Моисеев с грустной иронией отметил, что раньше мы в этом зале собирались защищать Новороссию, а наступает противник, теперь уже укрепившийся в центре Москвы. Гроза была профессионально описана в докладах. Далее я рассказал о том, для чего же создается миф о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации).

Создание этого мифа неслучайно совпало с победой в ряде муниципальных округов Центрального административного округа г.Москвы, а также в Гагаринском районе, подлинно экстремистской партии «Яблоко», посягающей на суверенитет и территориальную целостность России (отрицающую российский статус Крыма, что является уголовно наказуемым деянием), совершившей множество провокаций против столь необходимого строительства православных храмов в новых районах Москвы-Гагаринском, Лосиноостровском, Ходынке, Ростокино, Кузьминки, Гольяново и многих других.

Передача в руки откровенно антироссийских сил ключевых муниципальных собраний ЦАО и Гагаринского района производит впечатление хорошо подготовленной спецоперации, невозможной без поддержки «перевертышей» на самых верхах российской элиты. «Спецоперация» готовилась давно и логично. Например, почему пособниками оккупантов был избран и Гагаринский район? Потому что это необходимо для организации перекрытия Ленинского проспекта, правительственной трассы, связывающей Кремль с правительственным аэропортом «Внуково-3». Перекрытые много лет репетируется организацией «яблочным» мундепом Русаковой «протэстов» против строительства православного храма во имя священномученика о.Александра Орлова, построившего при большевиках храм в этом районе и давно назревшего строительства застрявшего в пробках Ленинского проспекта двух эстакад. Захват муниципального собрания Красносельского района необходим для организации перекрытия проходящей по этому району железной дороги, связывающей Москву с восточной частью страны, с союзным Китаем. Зачем нужен Центр, объяснять не надо.

На роль «православного ИГИЛ» выбрана православно-патриотическая миссионерская спортивная организация ревнителей Патриарха Кирилла «Сорок сороков», обеспечивающая порядок на богослужениях Патриарха Кирилла. «Экстремизм» и «православный терроризм» «Сорока сороков», по мнению русофобов, заключается в том, что их лидер Андрей Кормухин является русским патриотом и отцом девятерых детей. Понятно, что это не нравится лоббистам ЛГБТ. У «Яблока» с «Сорока сороков» давние счеты - «Сорок сороков» возникли как реакция православных москвичей на массовый срыв «Яблоком» строительства столь необходимых православных храмов в новых районах Москвы. Благодаря «Сорокам сороков» удалось построить храмы на Ходынке, в Гольяново, Ростокино, на ул.Камова, строительство которых считалось безнадежно сорванным «Яблоком» и Ко и блокировалось «храмоборческими оккупационными войсками», затянув их в «торфянский котел».

Чашу терпения компрадоров переполнило организованное «Сорока сороков» массовое молитвенное стояние против «Матильды» в начале августа 2017 года на территории храма Вознесения в Кадашах, настоятелем которого является пастырь-патриот, миссионер, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, обличитель униатского проекта «Украины как антиРоссии» о.Александр Салтыков (тоже, видимо, «террорист» для «Новой газеты»). Как же, «Яблоко» уже тогда считало центр Москвы своим, а православные посмели «влезть» на «помеченную» «Яблоком» ключевую территорию. В ответ клевета насчет «правосл. ИГИЛа» (запрещенной в РФ террористической организации), проверки на экстремизм, организуемые компрадорами во власти с единственной целью - не допустить создания креативной православной русской патриотической силы, способной отстоять Москву от хорошо подготовленного захвата. На монолитные мобилизованные, идейные «Сорок сороков» можно надеяться как на истинно верующих людей, готовых, если будет необходимо, за веру, царя и Отечество не то что «карьеру», жизнь отдать. А ситуация требует надежности. Сначала проверить «Сорок сороков» на экстремизм требовал вождь храмофобов «троцкист» Рашкин, теперь к нему в компанию вляпалась Ирина Роднина, которая вряд ли понимает, в чем суть дела.

«Сорок сороков», как и Ассоциация православных экспертов, — это надежная опора Патриарха Кирилла, который является «костью в горле» у «оккупационных сил». Патриарх является духовным лидером национально-освободительной борьбы русского и других народов Единой и Неделимой России. Еще в начале 1990-х путем организации непризнания Церковью «царских останков» митрополит Кирилл сорвал план Ельцина и США по проведению Б.Немцова, куратора проекта «царские останки», в «преемники», чем задолго проложил В.Путину дорогу во власть для освобождения России от колониального гнета. В 1993 году митрополит Кирилл для борьбы с американской оккупацией всей исторической России создает Всемирный Русский Народный Собор, признавший русских разделенным народом. В ответ компрадорские СМИ во главе с «Московским комсомольцем» развернули информационную войну на политическое уничтожение митрополита Кирилла, призванную лишить его шансов на Патриарший Престол. Для этого главой ФЭП Г.Павловским был создан портал «Кредо.ру», главный редактор которого Солдатов стал ныне неофициальным консультантом администрации Порошенко по борьбе с Русской Церковью. Ключевым элементом этой информационной войны стали попытки столкнуть митрополита, затем Патриарха Кирилла с Владимиром Путиным, для прихода которого во власть для осуществления исторической миссии освобождения России от колониальной зависимости митрополит Кирилл сделал все возможное и невозможное. С этой целью митрополиту вменили в вину пункт написанных им «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» о мирном гражданском неповиновении государственной власти в случае, если ее действия направлены против веры и Церкви, специально написанный и принятый Архиерейским Собором Русской Церкви против такой власти, как у Порошенко или, не дай Бог, «Лжедмитрия», типа Ходорковского с Явлинским и Гудковым.

Сейчас, чтобы расчистить путь к свержению Владимира Путина, «элитными заговорщиками» и их заокеанскими кураторами решено убрать Патриарха Кирилла путем фабрикации мифа о «православном ИГИЛ» (запрещенной в РФ террористической организации) для того, чтобы выбить опору, и организации столкновения с Президентом Путиным. С этой целью, как «черт из табакерки», в ИА «Федерал-пресс» появляется серия статей «друга орловских грантоедов» Дмитрия Фетисова, который со ссылкой на анонимные «источники в АП» распространяет дезинформации о «недовольстве Патриархом в АП», «готовом преемнике» и ставке на «Рогожское старообрядческое согласие» как «альтернативу МП».

«Готовый преемник», епископ Тихон (Шевкунов), как верный послушник Патриарха Кирилла, мгновенно опроверг домыслы Фетисова компетентной ссылкой на Устав Русской Церкви, не позволяющей его использовать так, как хотелось бы тем, кто использует Фетисова как «сливной бачок». Видя свое поражение, они пытались придумать байку о том, что Президент и Патриарх встретились на Валааме «как-то не так». Тогда Президент и Патриарх еще раз встретились, уже в Никольском Морском Соборе Кронштадта.

Координатор «Сорока сороков» Андрей Кормухин поднял проблему сговора части элиты с «московским майданом», без которого был бы невозможен ни искусственно организованный «майданчик» против строительства православного храма на Торфянке, ни нынешний «прорыв» антироссийских сил на муниципальных выборах.

Тема сговора была развита лидером движения сопротивления «московскому майдану» Романом Ткачем, который рассказал о роли интегрированных с мэрией Москвы структур типа «Института Стрелка» А.Мамута, готовившего сфальсифицированые в пользу «майдана» муниципальные выборы 10 сентября. Также Роман Ткач рассказал о том, что большинство кандидатов в муниципальные депутаты Пресненского района заявили о фальсификации выборов и приняли «антимайданную декларацию московского центра», которую подписали здесь же Ассоциация православных экспертов и Союз православных граждан (СПГ).

Глава СПГ Валентин Лебедев отметил, что депутаты антиправославной антироссийской партии «Яблоко», захватившее муниципальное собрание района Тропарево-Никулино, на первом же заседании потребовали убрать Святой Крест с герба района Тропарево-Никулино. Также Валентин Лебедев отметил, что «оборотни из элиты» блокировали на муниципальных выборах православных патриотов, членов СПГ Филиппа Грилля и Юрия Шубина, подыгрывали «Яблоку».

Пресс-секретарь Союза православных хоругвеносцев Максим Марков вспомнил, что несколько лет назад мундепы Топарево-Никулино во главе с «западенцем» паном Гарначуком сорвали строительство храма в Тропарево-Никулино, хотя православные выиграли публичные слушания. И власть тогда сдалась, храмы в Троперево-Никулино и в Гагаринском районе так и не построили. И сейчас сговор части элиты с антироссийскими силами налицо. Также Максим Марков заметил, что Союз православных хоругвеносцев не исповедует никаких отклонений от Православия и исповедует Царскую семью исключительно как мучеников.

Гражданский активист Мещанского района Елена Скороходова отметила, что один из лидеров нынешних муниципальных депутатов (от себя добавлю - многолетний борец со строительством православных храмов) Маким Кац подбирал команду по принципу непризнания российского Крыма (что является уголовно наказуемым деянием. — К.Ф.).Касаясь ответа на вызов «муниципального майдана», Елена Скороходова отметила, что «если в России наступят «времена Диоклетиана»,то виноваты в этом будут социально пассивные верующие».От себя добавлю - не слушающие своего Патриарха.

А клирик храма св.Троицы на Воробьевых горах прот.Геннадий Еременко сделал доклад о принципах взаимодействия Церкви и активных общественных организаций на основе «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Он отметил, что опыт показывает, что далеко не все крещённые люди знают и понимают, чем живет Церковь. Утверждение православного мировоззрения, позволит человеку не только разобраться в узкоцерковных вопросах, но и иметь православный взгляд на всю жизнь и на процессы происходящие в обществе. Полноценная жизнь православного христианина заключается не только в посещениях богослужений в храме и чтении молитв, но должна охватывать все сферы его деятельности. Наше православие должно открываться не только в строго религиозных взглядах, но и во всех наших делах. К сожалению, не всегда можно наблюдать ответственное отношение христиан к мирской стороне нашей жизни. Участвуя в установленных Самим Господом Таинствах и в жизни Церкви, человек становится полноценным Её членом. Активная деятельность православных христиан, направленная на организацию социальной работы, защиту интересов Церкви и верующих людей, накладывает ещё большую христианскую ответственность. Такая деятельность может быть успешной только в том случае, если она будет строго соответствовать духу Церкви и осуществляться в рамках светского права. Отец Геннадий поделился опытом и рассказал, что настоятелем храма Живоначальный Троицы на Воробьёвых горах протоиереем Андреем Новиковым был введён курс церковного права, в рамках воскресной школы для взрослых. В рамках этого курса изучаются не только правила и каноны Церкви, но и официальные документы Церкви. Протоиерей Геннадий также обратился к присутствующим, среди которых были и лидеры православных общественных организаций, и предложил правовую поддержку их деятельности, силами православного правозащитного общественного движения в честь Святителя Марка Эфесского. По мнению о.Геннадия, правовое сопровождение деятельности православных активистов сделает их труд на благо Церкви и народа Божьего более эффективным.

Земляк о.Геннадия глава батальона св.Александра Невского из Алчевска Евгений Мерзляков рассказал о важности воцерковления борцов за Российскую государственность.

Участники круглого стола приняли решение о создании сетевого Комитета защиты Москвы. О том, чем он будет заниматься, мы напишем позже, или вы увидите. Ясно, что «мы не дрогнем в бою за столицу свою».


Кирилл Фролов , глава Отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава «Ассоциации православных экспертов», эксперт Международного Византийского Клуба

Они собирают подписи против фильма "Матильда", выносят свои вердикты о выставках и театральных премьерах, пикетируют магазин сборной мебели, посмевший разместить на своем каталоге гей-пару, борются с ЛГБТ и абортами, стоят на страже традиционных ценностей и чувств верующих. Этих людей называют "православные активисты", хотя объединяют их, как правило, не только религия, но и политические взгляды. Внутри самой этой страты родилось достаточно точное определение явления: социальный лифт для невостребованных. Что это за публика, какое место отводит себе в современном обществе? "Огонек" поговорил об этом с экспертами в Москве и присмотрелся к лидерам и рядовым "православным бойцам" в Санкт-Петербурге


Мария Башмакова, Санкт-Петербург


Стратег


— Не царское это дело — на пикете стоять! — отчеканил Анатолий Артюх на вопрос, будет ли он пикетировать известный мебельный магазин.— Пехота должна быть в поле, генералитет — заниматься идеологией, стратегией, а не с сачком за каждым п... бегать. Были бы деньги — заплатил бы, чтобы вывести людей на улицы. Себя считаю помощником президента. Хотя если бы президент меня назвал просто солдатом, было бы здорово...

Свои взгляды, а главное, суть "стратегии" Анатолий Артюх излагает в офисе "Народного собора". Для тех, кто не в теме: "Народный собор" ("НС") — общероссийская организация, по своей структуре — коалиция почти 100 разных движений, выступающих за близкие идеи (традиционные ценности, защита чувств верующих, борьба с ЛГБТ, абортами и т.д.). Офис "НС" находится на Невском, напротив Гостиного Двора, но таблички на входе нет. Кому надо, найдет. Анатолий Артюх утверждает, что помещение активистам выделили власти Санкт-Петербурга.

Пятидесятитрехлетний "генерал идеологического фронта" — помощник депутата ГД Виталия Милонова. Долгое время он состоял в "НС", но теперь пустился в самостоятельное плавание — возглавил движение "Стратегия", которое, похоже, нашло приют тут же. Пока движение находится в процессе становления и официально не зарегистрировано. Но уже известно, что "Стратегия" будет заниматься идеологической работой, а не прямыми действиями и акциями, как "НС".

Работа строится по четкой схеме, которую Артюх описывает лаконично:

— В зависимости от того, на какую тему у нас планируется мероприятие, те или иные группы собираются на пикет. Мы информируем их об опасности, а они решают, готовы ли участвовать. Цель — заявить нашу волю. Не подействует — будем принимать жесткие меры. Мы имеем право судить!..

Кого судить? Тех, кто против "традиционных ценностей". Каких именно? Обычно, говоря о традициях, ораторы уходят вглубь веков и вспоминают... нет, не коммунистов и атеистов, а тех, прекрасных безымянных людей, слившихся в размытый коллективный образ, которые жили давно, ничем перед современниками себя не запятнали и покрыли память о себе патиной ревностного почитания. Не зря Артюх кроме всего прочего — президент благотворительного фонда "Русское духовное наследие".

— Есть традиции, хотя они не прописаны в конкретных документах. Что такое "нравственность", например, в Конституции не уточняется,— с сожалением говорит Артюх.— Под традицией понимаю устои общества, доказанные веками. Духовность не утрачена ментально. Мы остались святой Русью даже без православного царя.

Анатолий Артурович — монархист и считает: любой православный человек обязан быть монархистом. Это так же очевидно, как и то, что любой обязан быть православным. Одна беда: "Общество пока не готово к появлению царя". А тут еще и враги вносят раскол.

Образ врага Анатолий Артюх описывает, употребляя слова "мы" и "наш" и маркируя "своих" и "чужих".

— Враги — это люди, которые декларируют идеи, идущие вразрез с традициями нашей страны,— объясняет Артюх.— Врага нужно знать, этим мы и будем заниматься. Например, враг тот, кто считает, что гомосексуализм — норма. Это социальная стигматизация. При необходимости мы можем сделать так, чтобы уволить такого человека. Мы, например, добивались увольнения учителей-гомосексуалистов. И еще. Тот, кто поет на сцене матом,— тоже враг нашей страны. Ему нужно запретить петь...

Сам Артюх не окончил даже музучилища, но тут, безусловно, в теме: он и сам сочиняет музыку, выпустил сольный инструментальный альбом с далеким от почвенничества названием "Intolerant". А еще написал книгу под названием "Их kampf", делает мозаики и пишет картины. Одна из них под названием "Стабильность и фрик" (догадайтесь, кто олицетворяет стабильность и каким цветом выкрашен фрик) украшает стены офиса "Народного собора".

Но сейчас Артюх не артист, а активист. Формулирует задачи большие: ни много ни мало — содействовать реализации стратегии национальной безопасности, подписанной президентом. И с таким убеждением в своей незаменимости, что поневоле закрадывается тревожная мысль: неужели дела с нацбезопасностью в Отечестве настолько плачевны, что Родине понадобилась интеллектуальная и стратегическая помощь Анатолия Артуровича?

Сам Анатолий Артюх, кстати, от звания "православный активист" морщится — не по рангу. Он метит выше. Но есть люди, которые "погонами активиста" гордятся.

Апостол


— Конечно, я могу назвать себя православным активистом! — говорит 34-летний петербуржец Сергей Шорох.— Для меня православный активист тот, кто подражает Иисусу Христу. У Иисуса была активная гражданская позиция — ходил проповедовал. То же делали апостолы. То же делаем и мы: после службы подходим к людям и несем Слово Божие. Иисус посылал апостолов по двое, вот и мы поодиночке не ходим.

Группа активных православных, среди которых и Сергей, с благословения священника занимается миссионерской деятельностью: наставляет мусульман на путь истинный, проповедует в абортариях, выступает на Марсовом поле против ЛГБТ. Еще бомжам открывают Писание. Сергей в подвижничестве не одинок и за всероссийской "поляной" следит. Вот, скажем, "к брату Димитрию Энтео" относится положительно. Напомним: последний известен своими дебошами в Театре.doc, МХТ им. Чехова, Музее истории ГУЛАГа, Манеже, где были повреждены четыре скульптуры Вадима Сидура. Демарши Энтео, правда, Сергей не одобряет и православие воинствующей религией не считает. Он убежден: нужна мирная проповедь и увещевания. Потому на пикете против ЛГБТ на фоне прочих буйно недовольных смиренно читает Библию.

Путь к православию у Сергея выдался непростым. Был католиком, увлекался оккультизмом. Учился в колледже культуры и искусств, но не окончил, как и Институт культуры. Служил в армии во внутренних войсках, потом стал контрактником. Но тут заболел лейкозом, победить который, он в этом глубоко убежден, помогло соборование. Сергей Шорох уверен: Бог наказал его за грехи и исцелил. В прошлом Сергей занимался музыкой, ходил по клубам, включая гей-клуб. Сейчас женат, а все неразборчивые метания — в прошлом.

— Половая система создана Богом для размножения,— разъясняет он.— Все, что не для размножения,— то грех. Геи — заблудшие души. Свои сексуальные привычки можно поменять.

В свободное время Сергей тренируется в стрелковом центре, фотографирует. Работает в гостинице. Считает себя призванным, так как "Бог дал мне себя познать".

Боец


Тридцатидевятилетний Руслан Ферима назвать себя православным активистом застеснялся: не достоин пока. Руслан возглавляет движение "Ежи", защищает традиционные ценности и самокритично признает, что пока недостаточно мудр. Говорит, ориентируется на старших соратников. Восхищается президентом, но политические взгляды сформулировать не смог, так как "политикой не интересуется". Свое участие в пикетах объясняет заботой о духовных ценностях. Вера, считает он, политики не касается.

Мы как раз после пикета и встретились. Ферима вместе с товарищем по борьбе Василием Кухарем стоял на Малой Садовой с транспарантом против Константина Райкина. Объясняет: возмущен словами Райкина (какими, не уточнил). И негодует, что "театр Райкина существует, но при этом он не платит налоги, а спектакли не отменяются". Режиссер, говорит Ферима, пытается проповедовать то, что "неприемлемо ему как гражданину". Методы борьбы, считает, могут быть разными. Как и поводы для этой самой борьбы — Руслан участвовал во многих акциях, в том числе "за ценности и против ЛГБТ".

— Позвонят ребята — мы и соберемся! Выходим бесплатно. Я готов выйти на пикет за традиционные ценности, за семью, за Отчизну, за защиту оскорбленных чувств верующих. Мы должны быть нормальными людьми с женой и детьми, а не "петухами".

Блатной жаргон не случаен: Ферима был судим, о чем сообщается на сайте движения "Ежи": "За небрежное хранение оружия". Там же он пишет о себе: "Школьные предметы давались нелегко. Учился без особой охоты". В прошлом воспитанник детского дома на Украине, Руслан Ферима в интервью заявил, что жены и детей у него нет. После показания изменил: написал, что и жена есть, и образование получил. И признался: он постоянно врет журналистам, потому что ненавидит их. Пикантность ситуации в том, что на сайте движения он сам себя называет... журналистом. Так же, как и своего старшего товарища Анатолия Артюха. Тот обозначен как "журналист в области моральных ценностей".

Опричник


Василий Кухарь начинал биться за ценности вместе с Анатолием Артюхом в "Народном соборе". Теперь его возглавил. При этом он уже много лет еще и директор центра социальных программ "Народного собора". Ему 54 года, окончил Академию лесного хозяйства, работал в лесхозе. В советское время был секретарем горкома комсомола, избирался депутатом, работал в администрации Гатчины.

Кухарь настоящий радикал. Ощущает себя Василий Владимирович потомком Ермака. Сталина считает выдающимся деятелем, как и Ивана Грозного. О последнем говорит так:

— Это один из основателей России. Тогда были продажные бояре, сейчас олигархи, которые тащат сюда либеральные ценности. Иван Грозный это выжигал каленым железом. А потом каялся, потому что он человек православный. Если бы я сегодня стал князем, сажал бы на кол. Думаю, как только посадили бы на кол первых десятерых гомосексуалистов, они перестали бы выходить на улицу и требовать равноправия. И тех, кто лоббирует интересы геев,— на кол! Достойны кольев растлители: те, кто сегодня нормализует эти отношения. Деятели культуры в первую очередь: через их творчество проникает отношение к этим порокам как к чему-то нормальному. Это уже не люди.

Пламенный борец, Василий Кухарь четко обозначил расстановку вражьих сил в нашей стране:

— Вот, например, тот же Райкин. Он еще без оружия, но призывал сплачиваться. Значит, призывал к войне. Враг — это человек, который отрицает наши традиции, называет их стереотипами, стремится их разрушить, навязывая чужую волю недружественных стран. Врага надо уничтожать. Это бешеные собаки...

По Кухарю, "любой настоящий православный — борец добра со злом, при необходимости обязанный пролить кровь врага". Он убежден: православие обязывает положить жизнь за веру. И вспоминает Тараса Бульбу, убившего сына-вероотступника. Говорит, если надо, смог бы и сам поступить так же.

Василий Кухарь — примерный семьянин. За нравственность стоит горой. Участвовал в пикетах против абортов. И был шокирован, когда дочери в школе рассказали про брачный договор:

— Это либерализм, райковщина! Развод еще хуже. Виновный в разводе приравнивается к убийце. Единственная причина развода — измена. Вот сейчас появилось понятие "нетрадиционная семья" — за одно это надо наказывать. А тем, кто только начинает вводить такие понятия,— уголовное наказание. Опаснее всего те, кто требует равноправия между традиционными и нетрадиционными семьями. Это уголовное преступление против общества и против личности! А тех, кто живет в таких союзах, тоже сажать.

Впрочем, пока на его счету вполне бескровные, хотя и одиозные акции: например, закрытие центра в Гатчине, который занимался реабилитацией наркозависимых и сексуальным просвещением.

Это занятный сюжет. Вообще-то администрация Гатчины поручила Кухарюкак директору центра социальных программ провести социологическое исследование "религиозной ситуации" в районе. Но активисты, изучив ситуацию, пришли к выводу, что гораздо большую опасность, чем сектанты, которые тревожили чиновников Гатчины, представляет упомянутый выше центр. А особенно выпущенная им брошюра о сексуальном просвещении подростков. В ней было написано, что "ранний секс — это плохо, но хорошо, если он защищен", это сочли пропагандой ранней половой жизни. Быстро организовали родительское движение, подняли волну, в результате центр был закрыт.

Достижение вдохновило на новые свершения: в этом году, по словам Кухаря, ему удалось добиться запрета проведения публичных акций ЛГБТ и... признания "иностранными агентами" нескольких организаций.

Восторг Василия Кухаря вызывают люди, способные на по-настоящему яркий протест. Например "седые православные мужики", выступившие в Москве против фотовыставки Дж. Стерджеса. Он познакомился с ними на презентации доклада отца Всеволода Чаплина в Общественной палате. Уточняет:

— Они не сами разбрызгивали жидкость (уточняет: "Там смесь была с мочой, чтобы воняла сильнее, мне рассказывали"). Они были в толпе и одного из тех, кто разбрызгивал, назвали братом. Они не ходят по музеям-театрам, живут как полумонахи. И до чего их довели, что они вышли с протестом!

Наталья Леонидовна занималась сбором подписей против "Матильды". Собрала всего 200 и удивилась, что многие отвечали: "Посмотрим фильм — составим мнение" и не подписывали

Матильдоборцы


Вечер. Каменноостровский. Гламурное кафе. Входят 10 скромно одетых человек 50-70 лет: женщины в юбках, мужчины с окладистыми бородами. На груди у одной из женщин — значок с портретом Николая II. Это участники Содружества ревнителей памяти царевича Алексея. А объединяет их "любовь к царям". У них был длинный день "по святым местам". Теперь вот интервью. Собравшиеся покрестили чай и принесенные с собой запасы.

— Для меня выход фильма "Матильда" — это удар,— признается риэлтор Лариса Петровна, миловидная блондинка, по образованию врач.— Церковь Николая II канонизировала. Понятие "царь-батюшка" существовало по 1917 год. Для меня очевидно: такого исторического факта, как роман с Матильдой, быть не может! Царь Николай — святой, он жил в православной России, был венчан на царство. Потому лукавых поступков быть не могло. Это доказано исторически, причем здесь не нужно рыться в библиотеке. У каждого есть родители, а этот фильм сравним с хулой на них! Нас ждет духовный крах, и мы за него все ответим.

— Мы должны вооружиться духовным мечом, чтобы пресечь хулу на святого царя! — гневается главбух Наталья Леонидовна.— Оказывается, огромные деньги, собранные с налогоплательщиков, выделены на этот фильм. Это целенаправленная акция на подрыв дома Романовых! Я участвовала в пикете против "Матильды"! Но этого мало, нужен митинг! Не допустим выхода этого фильма!

Недавно Наталья Леонидовна на православной выставке занималась сбором подписей против "Матильды". Собрала всего 200 и очень удивилась, что многие отвечали: "Посмотрим фильм — составим мнение" и не подписывали.

С искусством в стране, убеждены члены Содружества ревнителей памяти царевича Алексея, вообще все запущено: есть с чем бороться. Вот в Эрмитаже открылась выставка художника Яна Фабра, европейской звезды,— чучела птиц и собачьи скелеты, использованные для создания инсталляций, вызвали шок у православной общественности. В Эрмитаж монархистам писа ть не впервой. Например, чтобы в Романовской галерее сняли портреты цареубийц — братьев Орловых. Или вот другая проблема: музей набит изображениями обнаженной натуры, а кругом дети или юноши в пубертате (почему-то девушки в том же возрасте у ревнителей тревоги не вызывают), а это, сами понимаете, мысли нехорошие. По мнению главы монархического содружества Владимира Знахура, "раз уж привел отрока к статуям, надобно правильно преподать увиденное — нравственно. Дабы не разжигать похоть в неокрепшем сознании". Как же бороться со срамным и греховным? Во время беседы с монархистами послышался шепоток о закрашивании скверны краской: и целомудренно, и гуманно...

Когда год назад на фасаде жилого дома был сбит горельеф Мефистофеля, монархисты вандализм одобрили.

— Если Мефистофель представляет художественную ценность, пусть находится в музее. Но чтобы на доме сатанинская символика... Нужно выбирать путь позитива, а не темных сил! — негодует ленинградка-монархистка Ольга Анатольевна.

— Это бес! Я бы не хотела жить в доме с таким страшным клеймом,— оживилась Наталья Леонидовна.— Нечистое может передаваться людям от дома. Я думаю, если бы царю показали этот дом, он бы не разрешил установить Мефистофеля.

— Если человек окружает себя сатанинскими символами, будет оправдывать сатанинские действия! — размышляет Владимир Знахур. Он — алтарник храма во имя страстотерпца царевича Алексия.

Казаки питерские


Дмитрию Юрченко, 47-летнему атаману Санкт-Петербургского городского казачьего общества "Императорский конвой", Мефистофеля жалко. Юрченко считает: вандализм как форма протеста недопустим. Понять тех, кто разбил горельеф, атаман может, хотя, если бы мог, то остановил. Родился Юрченко в Ленинграде, но казаком стал не сразу: окончил Вагановское училище, работал в Михайловском театре, потом занялся бизнесом.

— Наша организация создана в 2011 году. В митингах, пикетах участвуем, против маршей геев. Формы протеста — в рамках закона. Казачество сегодня — это социальный лифт для людей, которые по разным причинам оказались не востребованы. Наша задача, как я ее вижу,— обеспечить безопасность на мероприятиях, которые мы поддерживаем. Например, во время выборов был в штабе Анатолия Артюха. У него был ряд мероприятий, включая пикеты и другие акции, где мы обеспечивали безопасность его и других членов выборного штаба, защищали их,— рассказывает Юрченко.

От кого защищали, атаман не уточняет. Ему и так все с этим ясно.

Но посторонним, которые в "социальный лифт для невостребованных" еще не загрузились, не ясно другое: а есть ли кто-то, кто мог бы защитить общество, нас с вами от воинственных радетелей за нравственность, чистоту и традиции?..

Опрос

Слово не воробей


Если верить опросам, наши люди ранимы и обидчивы

Каким принципом прежде всего должен руководствоваться каждый человек в обществе — свободой слова или политкорректностью, вежливостью?


Источник: ВЦИОМ, 2015 год

Прямая речь

«Множество людей мотивированы православной верой»


Об отношении РПЦ к православным активистам "Огонек" спросил Владимира Легойду, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

— Как РПЦ относится к действиям православных активистов? Следите ли вы за их выступлениями?

— Церковь считает, что православные активисты, как и любые другие общественные активисты, имеют право на выражение своего мнения. На наш взгляд, любая общественная деятельность должна строго соответствовать нормам закона и нравственности. У Церкви нет задачи управлять общественной деятельностью мирян, мы исходим из того, что их активность самостоятельна и опирается на гражданскую свободу. В то же время нельзя согласиться с желанием некоторых выступать от имени православной церкви, не спросив согласия даже собственного духовника, не говоря о епископе. Подчас приходится уточнять церковную позицию по тем или иным вопросам, которую в публичном пространстве пытаются присвоить себе некоторые малоизвестные деятели и организации, считающие себя православными. Пример последнего времени — рок-опера "Иисус Христос — суперзвезда", за запрет которой Русская православная церковь никогда не выступала.

— Как Церковь относится к петициям против фильма "Матильда"?

— Я фильма не видел, мне сложно говорить содержательно. Считаю, что прозвучавшие опасения небеспочвенны, поскольку подобную тему можно легко исказить и опошлить. Художник имеет право на вымысел, но вымысел вымыслу рознь, особенно когда он касается исторических личностей, жизнь которых известна и задокументирована. Лотман говорил, что культурный человек — это человек, которому больно от чужой боли. Очень надеюсь, что наши режиссеры люди культурные.

— Русская православная церковь знает, сколько в стране сегодня движений православных активистов? Какие регионы наиболее известны своими активистами?

— Православные активисты, как правило, создают свои структуры самостоятельно, а не по указке из синодальных учреждений. С разными движениями существуют разные по объему и характеру отношения. В любом случае мы рады самоорганизации православных людей в сообщества, которые могут сообща отстаивать свое право построить храм, помочь больным и нуждающимся, организовать иные благотворительные акции, защитить свои святыни. Что касается масштабов движения, мы видим элементы гражданской активности православных верующих на большинстве приходов, которых у нас только в России более 19 тысяч. Кроме того, мне известно, что во многих организациях, прежде всего добровольческих, множество людей мотивированы православной верой в своем служении.

Беседовала Мария Башмакова

Мнение

«"Православные активисты" — вершина айсберга непонятной величины»


Понятие "православные активисты" имеет очень туманный характер. Видимо, его придумали журналисты для обозначения разнообразных всплесков публичной антилиберальной активности, обосновываемой ссылками на догматы православия и "традиционные ценности". Эти всплески вызывают ассоциации со столь же аморфным черносотенным движением начала ХХ века. Они имеют ситуативный характер: в ответ на созданный либералами конкретный раздражитель начинается мобилизация желающих принять участие в акции протеста. Количество и структура участников зависит не только от силы раздражения, обозначаемого на языке этих активистов как "оскорбление чувств верующих", но и от множества разнообразных факторов, которые выводят тех или иных людей на акции. Говорить о стихийности проявления оскорбленных чувств вряд ли есть основания, так как за большинством акций стоят конкретные организации и лидеры консервативно-православного толка. Подсчитать можно только тех, кто принял участие. Именно они обозначаются в СМИ как "православные активисты". Судя по имеющимся репортажам о прошедших акциях, это в каждом случае десятки людей. Однако их акции вызывают большой общественный резонанс благодаря повышенному вниманию к ним СМИ. А толерантное отношение к ним правоохранительных органов заметно умножает их реальную силу. Поворот российского общества к консерватизму является причиной того, что их акции встречают молчаливое и сочувственное отношение существенной части россиян. Таким образом, "православные активисты" представляют собой вершину айсберга непонятной величины и еще менее понятного потенциала. Серьезного научного анализа этого феномена пока нет. Во многом, видимо, в силу его относительной новизны. Правда, у этого нового явления есть предшественники уже в новейшее время (например, общество "Память", приобретшее заметный общественный вес в конце 1980-х годов).

Россия — в тренде

Экспертиза

Наши православные активисты вовсе не российский феномен, а отголосок глобальных процессов


Борис Фаликов, кандидат исторических наук, доцент центра изучения религии РГГУ


Термин "православный активист" появился сравнительно недавно. В 1990-е годы возникло понятие "православная общественность". В ту пору оно обозначало православную публику, которая не ограничивала свою жизнь церковной оградой и хотела участвовать в жизни общества, привнося в него "православные ценности". Общественность эта могла быть как либеральной (она настаивала на необходимости модернизации церкви, чтобы та могла лучше отвечать на вызовы современной жизни), так и консервативной, которая призывала церковь вернуться в славное прошлое.

К середине 2000-х годов консервативная общественность начала доминировать, получая все большую поддержку со стороны руководства церкви. Либеральные православные, которые изначально были в меньшинстве, оказались окончательно маргинализированы. Вот тогда в обиход и вошло понятие "православные активисты", они были не просто консерваторами, а скорее фундаменталистами, которые стремились агрессивно навязать обществу свои представления о прекрасном. Создавая собственные общественные организации, они стали бороться с современным искусством, активно вмешиваться в проблемы общественной морали — от воспитания детей до запрета абортов и пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, требуя от государства жесткой позиции по этим вопросам.

Отношения православных активистов с РПЦ не являются строго формализованными. Некоторые из их организаций имеют своих духовников, то есть получают благословение на "борьбу с пороком" от православных священников. Церковь как институт иногда опирается на них для проведения своей социальной политики, даже награждая лидеров церковными наградами (к примеру, глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени), но может в любой момент и дистанцироваться от слишком рьяных ревнителей "веры православной". Например, совсем недавно, когда православные активисты потребовали запрета оперы "Иисус Христос — суперзвезда" в Тюмени и Омске, их от лица РПЦ одернул Владимир Легойда, указавший на необходимость проводить различие между кощунственным и неканоническим искусством. Представители последнего могут вдохновляться священными текстами, и церковь не вправе им этого запретить. Более того, их неканоническая трактовка христианства привела в церковь многих людей, как это случилось с рок-оперой Уэббера.

Конечно, от православных активистов масса вреда. Они наносят ущерб культуре, пытаясь накинуть узду на художников. По Конституции у нас нет цензуры, но эти православные доброхоты добровольно берут на себя ее функции. Государство считает, что они полезны, поскольку ограничивают свободу слова. Но как всякая самодеятельная активность они могут стать неуправляемыми, что не может не настораживать бюрократические структуры. Сейчас, кстати, произошел такой неуправляемый наезд на лояльного власти Райкина (он был доверенным лицом президента на прошлых выборах) и из Кремля одернули зарвавшихся. Ведь поддержка от популярных деятелей культуры понадобится на следующих выборах. Так что эти активисты могут быть опасны не только для культуры, но и для власти.

Как мне кажется, усиление религиозного экстремизма в современном мире связано с политизацией религии. Религиозная вера снова становится фактором политического противостояния. Социологи религии еще со времен Макса Вебера говорили о том, что мир секуляризуется, религия отступает на периферию общества, особенно в западных странах. Но к концу прошлого столетия оказалось, что это не совсем так. На "глобальном юге", как социологи называют Латинскую Америку, Африку, Ближний Восток и Азию, религия и не думает отступать. Напротив, она усиливает свои позиции и становится мощной политической силой. Отсюда подъем фундаментализма в исламе, индуизме и даже в буддизме. В исламе, как мы знаем, он нередко принимает экстремистские формы. Но и на Западе политизированные формы христианского фундаментализма тоже дают о себе знать. Россия находится где-то посредине. Православному фундаментализму еще далеко до исламского, но с протестантским он уже вполне может посоревноваться.

Почему это произошло, ответить непросто. Возможно, это вызвано тем, что модернизационные процессы в мире не прекращаются, скорее наоборот, и это порождает бурную реакцию со стороны религии. Происходит сильная поляризация, модернизация усиливает религиозный протест, а поскольку религия затрагивает сферу чувств и мало поддается рациональному контролю, этот протест нередко принимает экстремистские формы.

В общем, с этим придется как-то жить...

В последнее время российские СМИ взяли в оборот новое устойчивое словосочетание. Термин этот "православные активисты". Хочется как следует разобраться, кто это такие, какое отношение они имет к православию, и в чем заклчается их активизм, ибо в стране, где около 75% населения имеют отношение к православию, пусть даже это заключается лишь в том, что они были крещены в детстве, время от времени заходят в храм и красят яйца на Пасху, люди, претендущие на то, чтобы являться активным звеном и выразителями идей самой многочисленной конфессии, должны иметь и действительно имеют определенное влияние в обществе. При этом, надо понимать, что взгляды т.н. "православных активистов" могут не совпадать как с официальной позицией РПЦ(МП), так и со взглядами той части населения России, которая относит себя к православию, среди которой надо сказать, встречаются самые разные люди, например, ваш покорный слуга, а также солистки группы Pussy Riot, которые не жалуют руководство РПЦ(МП), терпеть не могут т.н. "православных активистов", но при этом называют себя православными, ничуть не сомневаясь, что имеют на это полное право.

Так кого же называют "православными активистами"? Обычно эта идиома появляется в СМИ и блогах для политкорректного обозначения людей, которым, вообще говоря, куда больше соотвествует определение "религиозные фанатики", "мракобесы", часто "черносотенцы". Если кому-то эти слова кажутся неприличными, можно называть этих товарищей по принадлежности или идейной близости к определенным группировкам: "Народный собор", "Союз православных хоругвеносцев", "Союз православных братств", "Союз русского народа" и т.п. Вы уже заметили эту претензию на общеруссконародность и общеправославность? То-то же. Если учесть, что представители оных организаций бывают замечены журналистами либо при попытке погрома, либо на акциях, целью которых явлется пропаганда ненависти и нетерпимости к кому-нибудь (зачастую тоже русским и православным), становится понятно, что к православию как к национальной религии или системе ценностей, или совокупности традиций, или даже к религиозной организации РПЦ(МП), равно как и другим православным церквям, "православные активисты" если и имеют какое-то отношение, то весьма отдаленное, и называть их "православными", имея при это в виду идеологию, коей руководствуются представители этих организаций, неправильно. Требуется анализ их идеологии и точное ее определение, не содержащее при этом заведомо негативного отношения к предмету.

Разгадка проста - идеологией "православных активистов" является самый настоящий религиозный фундаментализм , то есть, система воззрений, объявляющая основой (фундаментом) человеческой жизни и взаимоотношений в общесве религиозную догму и ставящая ее важнее всего остального: правовой системы, действующей в стране, прав и свобод человека, общечеловеских ценностей, принципов гуманизма и др. Таким образом, "православных активистов" было бы правильнее и точнее называть "православными фундаменталистами", ибо в своей деятельности они руководствуются строками из писаний и религиозными нормами и именно ими оправдывают свои погромы и свою ненависть.

Что же такое православная норма? Здесь все становится совсем интересно: источниками правосланых норм и канонов являются как Библия (и Новый завет, и Ветхий), так и Священное Предание : Символ веры, правила вселенских соборов и писания святых отцов, являющиеся, как правило, толкованиями Библии, Символа веры, правил и других святых отцов, и разъясняющие, как стоит понимать то или иное место в Предании. Чтобы не читать все это, нормы, собираются в некий катехизис, который, получает название "Закон Божий" и издается с благословения церковного руководства. Таким образом, "Закон Божий" является сборником основ и норм православия, отвечающих на все важные вопросы и актуальных на данный момент, с точки зрения руководства РПЦ(МП).

Здесь возникает вопрос: а являются ли положения Священного Писания и Предания, не вошедшие в "Закон Божий", источниками норм православия? Разумеется, являются: это же СВЯЩЕННОЕ Писание и Предание! Именно этим фактом и пользуются православные фундаменталисты!

Если учесть, что Библия писалась на протяжении около 1500 лет неопределенным количеством авторов, живших в разные эпохи, говоривших на разных языках, живших в разных государствах и исторических условиях и имевших самые разные взгляды на жизнь, а после этого еще неоднократно переписывалась и переводилась, неудивительно, что она противоречит сама себе много раз. Если воспринимать ее как литературный памятник и исторический источник сомнительной достоверности - все нормально, а вот если как нормативный документ - сами понимаете. Что касается Священного предания, то за почти 2000 лет существования христианства и за 564 года существования РПЦ было написано столько тесктов, что в них можно найти как утверждение, равно и опровержение чего угодно, особенно, если вырывать фразы из контекста (в том числе и исторического), как это обычно и делается для обоснования некоего утверждения с помощью священных текстов.

В самом деле, если задаться такой целью, можно без особого труда составить десятка три катехизисов, которые ничем не будут напоминать друг друга, кроме слов "Закон Божий" на обложке. При этом, каждый из них может попутно нести абсолютно любые идеи: от утверждения преввосходства однополых браков над разнополыми до призыва к полному истреблению всех, кто не является православным фундаменалистом, к примеру. Такие катехизисы с Божьим именем на обложке могут служить оправданием любым идеям и деяниям, в том числе, и откровенно преступным. Собственно это и происходит на протяжении всей истории человечества с тех пор, как существуют священные тексты в достаточном количестве.

Впрочем, чтобы не уходить в текстовые дебри, давайте вспомним, с кого христианство (в том числе, и православие) начиналось: с Иисуса из Назарета, который вообще-то учил любви к ближнему, учил прощать чужиее ошибки и понимать непохожих, не имел имущества больше, чем можно унести на себе и гонял торговцев из храма. В Евангелиях приведено вполне достаточно высказываний лично Иисуса Христа, чтобы понять, что христианское отношение к людям подразумевает любовь и терпимость, готовность помочь, простить и понять. В таком случае, к чему бесконечное копание в текстах святых отцов, если копающиеся забыли главное: Бог есть любовь (а не пропаганда ненависти). К чему бесконечное цитирование многими любимой книги Левит, если сам цитирующий не может соблюдать даже Десять заповедей, а зачастую и других призывает их нарушать?

«Христианское государство - Святая Русь», раскрученное либеральными СМИ и группой Ходорковского, показало, как можно дискредитировать православие и верующих людей.

В последнее время в России совершенно внезапно появилось такое на первый взгляд абсурдное явление, как «православные активисты». Поначалу эти экзальтированные, обвешанные как новогодние елки православной атрибутикой, люди действовали вполне в тренде нашей «либеральной общественности», проводящей перфомансы с прибиванием гениталий к брусчатке Красной площади, засовыванием мороженых кур в интимные места, бесноватыми дискотеками в Храмах, обливанием зеленкой, экспонированием на выставках таких предметов «современного искусства, как банки с экскрементами и облитые кровью иконы. Но очень скоро действия «православных активистов» из акций и демонстраций неких чудаков, вызывающих в людях гамму чувств от смеха до отторжения, стали сильно радикализироваться, вступая в противоречие уже не только с нормами морали, но и с уголовным кодексом.

Вершиной «православной активности» этих людей стали акции некоего «Христианского государства - Святая Русь» в разгоревшемся скандале вокруг кинофильма Алексея Учителя «Матильда». Против демонстрации этого фильма выступила бывший прокурор Крыма, депутат Государственной Думы Наталья Поклонская . Действуя строго в рамках законодательства и Конституции России, Поклонская инициировала цепь проверок всей цепочки создания фильма на предмет соответствия его действующему законодательству. Строго выдержанные юридически действия Поклонской вызвали эмоциональный всплеск в среде либеральной и левой коммунистической общественности, которые, объединившись, попыталась с помощью иррациональных, эмоционально окрашенных действий в основном в информационной сфере опорочить и дискредитировать законные действия Натальи Поклонской и поддержавшей ее православной общественности.

Мало кто обратил внимание на то, что выпуск «Матильды» совпал с главным политическим событием в России - началом кампании по выборам президента в 2018 году. Практически первым информационным залпом этих выборов со стороны оппозиционных либеральных и левых сил и стал скандал, связанный с «Матильдой». И этот залп прозвучал против традиционных русских ценностей, русской истории, РПЦ, Конституции и государственного строя России. А методы, применяемы как либералами, так и коммунистами, стали калькой с давно известных и опробованных на практике методов Запада по дискредитации неугодных режимов и уничтожения неугодных государств.

Еще в 2014 году в США был принят «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act 2014). В рамках этого закона на гибридную войну с Россией было выделено $117 млрд., а для работы организаций непосредственно в России - $30 млрд. Акт предусматривает 3-летнее финансирование, которое действует и сейчас, и заканчивается только в 2018 году. Направление финансовых потоков внутри России описаны в пункте 206 Закона под названием «Поддержка российской демократии и организаций гражданского общества».

Улучшение демократического правления, прозрачности, ответственности, верховенства закона и антикоррупционные меры

Усиление роли демократических институтов, а также политических организаций и организаций гражданского общества

Расширение технических возможностей для нецензурируемого интернета

Создание свободных условий для работы независимых СМИ в России, увеличение их поддержки со стороны правительства США, а также помощь в защите журналистов и гражданского общества.

Именно через созданные Западом российские «демократические институты», политические и общественные организации, а также «независимые» СМИ и происходят действия по подрыву и дискредитации русского общества, истории, морали, веры, государственного строя в преддверии президентских выборов. Недаром сроком окончания программы называется 2018 год.

Один из методов, которыми действует Запад в рамках этой программы, и был применен в скандале вокруг «Матильды». Это - так называемые «операции под ложным флагом», когда жертва сама обвиняется в агрессивных действиях, приведших к ее уничтожению. Подобный психологический прием под названием виктимблейминг я подробно описывал в статье «ЦРУ: путь от ястреба к шакалу» . Технология проста - создать организацию с внешней атрибутикой и программой напоминающей жертву агрессии, и ее руками произвести планируемые агрессивные действия против агрессора, тем самым поменяв агрессора и его жертву местами.

Заглавное фото: коллаж Ридус

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...