Православный историк философ виктор тростников. Европейская философия и ее вклад в познание истины

0.)

Родился в Москве 14 сентября 1928 года. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45 авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ. Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д. И. Менделеева, МИИТ и ряде других ВУЗов. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза В. Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории и политике печатались в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

В последние годы своей жизни Виктор Николаевич писал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве «Димитрий и Евдокия» вышли книги «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и «Разговоры о нашей жизни», составляющие по замыслу автора трилогию. Также в 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга Виктора Николааевича «Мы - Третий Рим». В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию Литературной газеты «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Помимо литературной деятельности Виктор Николаевич вел большую лекционную работу на радио и телевидении.

Список работ

Книги:

Элементарная теория ускорителей заряженных частиц. - М.: Учпедгиз, 1962. - 84 с., 10 000 экз.;

Физика: близкое и далёкое. // 1963 М. из-во «Знание»;

Человек и информация. - М.: «Наука», 1970

Конструктивные процессы в математике. М.: «Наука», 1975

Математики о математике

Загадка Эйнштейна. - М.: Знание, 1971

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 1977 г. из-во «Знание» (в соавторстве с Бирюковым Б. В.)

Мысли о России // «Русское возрождение» Нью-Йорк, 1987;

Мысли перед рассветом. - Париж, 1980, 360 с.; М., 1997 из-во «Штрихтон»;

Научна ли научная картина мира? // Новый мир, 1989, № 12;

Мысли о любви //Кубань, 1994;

«Им же вся быша» // Москва. 1995, № 1;

Понимаем ли мы Евангелие? // М., 1997;

Бог в русской истории. // Одесса, 1998;

Философия супружества. // М., 1999.

История одного предательства. //М.: 2000.

Православная цивилизация // 2004.

Трактат о любви. Духовные таинства // 2007 М. из-во «Грифон»

Россия земная и небесная // 2007 М. из-во «Грифон»

Бог в русской истории. // М. 2008 из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Быть русскими - наша судьба // 2009 М. из-во «Грифон»

Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины // 2010 М. из-во «Грифон»

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 2009 г. из-во «Либроком»

Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. // 2011 М. из-во Московской Патриархии

Всмотрись - и увидишь. // М. 2012. из-во «Димитрий и Евдокия»

Имея жизнь, вернулись к смерти. // М. 2013 из-во «Димитрий и Евдокия»

Разговоры о нашей жизни // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

Мы - Третий Рим (поэма) // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

История как божий промысел. // М. 2014 из-во Институт русской цивилизации (в соавторстве с Катасоновым В. Ю., Шимановым Г. М.)

Конструктивные процессы в математике. Философский аспект. // 2014 из-во «Ленанд»

Мысли перед закатом. // М. 2015 из-во «Димитрий и Евдокия»

После написанного. // М. 2016 из-во "Димитрий и Евдокия"

Лекции («беседы»):

Русские православные мыслители XIX века

Религия и наука

В начале было крещение // М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Бог в русской истории// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Россия в XXI веке // М. 2011, 2012 из-во «Единство и Согласие»; М. из-во «Димитрий и Евдокия»; М. 2012 из-во «Бодрствование»

Христианское миропонимание и наука. Русские православные мыслители 19 в.// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

1020-летие Крещения Руси. В начале было крещение.

Публикует заметки близко знавших Виктора Николаевича людей, а также отрывки из его собственных работ и данных им интервью на темы Промысла Божия и роли России в мировой истории.

Отпевание новопреставленнного раба Божия Виктора состоится 1 октября в 10:30 в московском храме Святой Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1А), после чего состоится выезд в поселок Борисоглебский Ярославской области, где и будет похоронен Виктор Николаевич.

«Ни один вопрос, обращенный к нему,
не оставлял без ответа»

:

— Он всего себя отдавал людям. Пытался донести до них свой богатый опыт ученого и глубоко верующего христианина. Когда я руководил отделением теологии в Ярославском педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, он приезжал к нам читать лекции. Виктор Николаевич никогда нам не отказывал. Как и ни один вопрос, обращенный к нему, не оставлял без ответа. С огромной теплотой вспоминаю каждую с ним встречу, дорожу теми его книгами, которые он мне подарил.

Помню, я однажды приезжал на праздник в Борисоглебский монастырь. Там, конечно, Виктор Николаевич был душой прихода. Его все любили. И не только там, а во многих городах и весях России. Он тоже по-своему просвещал народ, делясь знаниями по истории и опытом своей церковной жизни. Это очень глубокий, подлинный человек. Вечная ему память.

«Он был мудрецом,
умнейшим и сердечным русским человеком»

, председатель Православного братства «Радонеж», директор радио «Радонеж»:

— Я хотел показать на конкретном историческом материале, что история делается на Небесах и одним из элементов Божия замысла об истории есть именно многополярность цивилизаций. В книге на исторических фактах показано, как Промысл Божий вопреки всем обстоятельствам сохранял православную цивилизацию. И если так действительно происходило и это угодно Господу, то нас это вдохновляет, и в этой книге может найти ответ всякий задающий вопрос: «Погибла духовно Россия или нет?» Анализ нашей русской живучести убеждает в том, что простого, «природного» объяснения здесь недостаточно. Не может быть такой природной живучести: народ давно сошел бы со сцены, учитывая все перипетии нашей истории, такие, например, как монгольское иго, польско-литовская интервенция, колоссальный протестантский нажим при Петре I и Анне Иоанновне, нажим со стороны советской атеистической власти. Русский народ давно превратился бы в немцев или татар, но мы всегда оставались русскими, а без Божией помощи это невозможно. В своей книге я на фактах показываю, как в решающие моменты, когда уже казалось, что Россия скоро перестанет быть Россией, вдруг происходило нечто совершенно неожиданное — и угроза отступала. Это «неожиданное» буквально посылалось нам с неба — другого объяснения нет. Значит, Господу нужна наша цивилизация.

Из работы «Православная цивилизация»:

— Зародившийся в XV веке в Европе и занесённый оттуда как инфекция в другие части света, материализм перевернул с ног на голову всю систему ценностей, вложенную в человека его Создателем, заставил людей забросить заботу о душе и сосредоточить все помыслы на заботе о теле, вопреки не только требованиям всех религий, но и советам мудрецов всех стран и эпох; ставить целью жизни получение наибольших телесных наслаждений и предпочитать вниманию к внутренней жизни тягу к внешним развлечениям, т.е. тягу к гедонистическому образу жизни. К несчастью, этот губительный для души образ жизни вызывает привыкание, т.е. действует как наркотик. Это доказывается тем, что, попав из ещё живой России в комфортную западную страну вроде Голландии или Норвегии, человек первые два года тоскует, а затем успокаивается и начинает, как и все окружающие, вести бессмысленную жизнь овоща. И если бы не один секрет мироустройства, то в результате глобализма в один прекрасный момент вся наша планета превратилась бы в овощную плантацию.

Секрет этот заключается в том, что все не могут вести гедонический образ жизни. Если какая-то группа людей сидит на наркотике комфорта и развлечений, то другие люди должны тяжко трудиться, чтобы обеспечить первых этим наркотиком. Сегодня такой наслаждающейся группой является так называемый «золотой миллиард», а обеспечивают ему его золотую жизнь остальные шесть миллиардов. Но грянула глобализация, и эти шесть миллиардов тоже захотели комфорта и развлечений вместо своего тяжкого труда. Но если никто не желает тяжко трудиться, откуда возьмётся материальная база гедонического образа жизни? Так материализм сам себя уничтожает. И такое его самоуничтожение уже при дверях. Это и есть сегодняшний кризис.

Выход из него только один: вернуться к тому радостному и спасительному образу жизни, который предписан нам Евангелием. Сделать это следует всему человечеству, но какая-то страна должна стать зачинщицей, и ею может быть только Россия, а внутри неё — Русская Православная Церковь. Православие есть и в других странах, но там оно бессильно, а у нас имеет многомиллионную паству, самый большой и самый квалифицированный богословский корпус и находится под покровительством располагающего ядерным щитом могучего государства. И как главная хранительница неповреждённого учения Христа, наша Церковь обязана громко повторить Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа о покаянии и спасении, обратив её сначала к своему народу, а потом, вместе с ним, ко всем людям на земле.

Новая книга В.Н. Тростникова, выходящая в издательстве "Грифон", посвящена поискам ответов на судьбоносные вопросы истории России.
За последнее десятилетие мы восстановили и частную собственность, и свободу слова, ликвидировали "железный занавес"... Но Запад по-прежнему относится к нам необъективно и недружественно.

Автор книги - известный религиозный философ - стремится показать, насколько простая, глубокая и ясная вещь "настоящая философия" - не заказанное напористой и самоуверенной протестантской цивилизацией её теоретическое оправдание, а честное искание Истины - и как нужна такая философия тем русским людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума.

Цель книги доктора философских наук Б. В. Бирюкова и кандидата философских наук В. Н. Тростникова - создать общую картину подготовки и развития логико-математических аспектов кибернетики. Авторы рассказывают о длительном развитии науки логики, возникшей еще в Древней Греции, прослеживают непрерывающуюся нить преемственности, тянущуюся от Аристотеля к "чуду XX века" - быстродействующим кибернетическим устройствам.

Виктор Тростников - Понимаем ли мы Евангелие?

Виктор Николаевич Тростников (род. 1928 г.), писатель, ученый, философ. Профессор Российского Православного Университета им. св. Иоанна Богослова. Автор более ста работ по различным разделам физики и математики, а также книг по научной апологетике
Книга содержит размышления автора об опыте осмысления Вечных Истин в свете современного знания.

Это не совсем обычная книга о России, составленная из трудов разных лет, знаменитого русского ученого и мыслителя Виктора Николаевича Тростникова. Автор, обладая колоссальным опытом, накопленным за много лет жизни в самых разнообразных условиях, остается на удивление молодым. Действительно, Россия в каком-то смысле пережила свое "самое длинное десятилетие".

Цель "Трактата о любви" В.Н. Тростникова - разобраться в значении одного-единственного, но часто употребляемого нами слова "любовь". Неужели этому надо посвящать целое исследование? Да, получается так, потому что слово-то одно, а значений у него много. Путь истинной любви обрисован увлекательно, понятно и близко молодому и просвещенному современному читателю, который убедится, что любовь в ее высшем проявлении есть любовь к Богу. Это книга - для всех любящих сердец.

Москва) - современный православный русский философ и богослов. По образованию математик. Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины», «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Тростников В. Н. Агония экономики материализма 1-я часть

    В.Н.Тростников: ошибка К.Н.Леонтьева

    "Россия на рубеже тысячелетий"

    Субтитры

Биография

Виктор Николаевич Тростников родился в Москве в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе.По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45 авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ . Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д.И. Менделеева, МИИТ и ряде других ВУЗов. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза В.Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории, и по политике печатались в журналах «Москва» , «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

До сегодняшнего дня, несмотря на свой почтенный возраст, Виктор Николаевич пишет и публикует книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве "Димитрий и Евдокия" вышли книги "Всмотрись - и увидишь", "Имея жизнь, вернулись к смерти" и "Разговоры о нашей жизни", составляющие по замыслу автора трилогию. Также в 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга Виктора Николааевича "Мы - Третий Рим". В 2015 году была издана книга "Мысли перед закатом", получившая премию Литературной газеты "Золотой Дельвиг". Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну "После написанного", которая готовится к изданию.

Помимо литературной деятельности Виктор Николаевич ведет большую лекционную работу на радио и телевидении.

Тростников, Виктор Николаевич

(р. 10.09.1928) - по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теор. и прикладной филос. и богословия; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончил физ.-техн. ф-т МГУ в 1953. Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преп. деятельность по высшей математике в разл. вузах. Был доц. по каф. высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по разл. вопросам физики и математики, в т.ч. монографии по матем. логике. В 1970 стал канд. филос. наук. В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению Рус. Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько заруб. поездок, сосредоточился на лит. работе, т. к. появилась возможность публиковаться на родине. Его работы проблемного характера по богословию, теор. и прикладной филос., истории, политике печатались в ж. "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др. С 1996 читал курс лекций по филос. на юрид. ф-те Росс. Православного ун-та. Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Т. отмечает, что его внутр. развитие определялось потребностью понять, "вчувствоваться", усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, "взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное". Это стремление, пишет в своей биографии Т., и есть ключ к его творч. и его судьбе. Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика. Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, Т. стал специализироваться в обл. матем. логики. Поняв, что специфика матем. знания отражает и особенности человеч. сознания, самой интересной сферой знания для него стала филос.; важнейшей ее частью Т. считал гносеологию. Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Т. на богослов-ствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней "скрепой", к-рая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и "создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь". Об огромной объяснительной силе этого понятия Т. написал в кн. "Мысли перед рассветом". Это была кн. по "научной апологетике" с привлечением совр. науч. материала. Обращение к богословию, давшему Т. "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к "воцерквлению". Кроме того, Т. считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми др. ведет к отождествлению познания с Бо-гопознанием, а Бог как личное и творч. начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, науч. знания и др. интеллектуальные накопления человеч. цивилизации. Так Т. пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Т. 80-х гг. 90-е гг., кроме лекционной деятельности, кн. и статей по "науч. апологетике", знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии. Центр. темой в них становится тема спасения. В этой связи Т. ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологич. порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке. Из многочисленных публикаций по вопросам науки, филос. и богословия сам автор считает осн. те, к-рые приводятся ниже.

Соч.: Мысли перед рассветом. Париж , 1979 ; М. , 1997 ; Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк , 1987 ; Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12 ; Мысли о любви // Кубань , 1994 ; "Им же вся быша " // Москва. 1995 , № 1 ; Понимаем ли мы Евангелие? М. , 1997 ; Бог в русской истории. Одесса , 1998 ; Философия супружества. М. , 1999.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Тростников, Виктор Николаевич" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь. Альманах «Метрополь» сборник неподцензурных текстов известных литераторов (Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Рейн, Владимир Высоцкий, Юз Алешковский, Генрих Сапгир, Юрий… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Русский Дом (журнал). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/20 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русский дом. Русский Дом … Википедия

Книги

  • История как Промысл Божий , Катасонов Валентин Юрьевич, Тростников Виктор Николаевич, Шиманов Геннадий Михайлович. В книге современных русских мыслителей раскрывается суть промысла Божьего в истории человечества, показана божественная деятельность мировой жизни, сохраняющаямир и направляющая его к…
  • Трактат о любви. Духовные таинства , Тростников Виктор Николаевич. Цель "Трактата о любви" В. Н. Тростникова - разобраться в значении одного-единственного, но часто употребляемого нами слова" любовь" . Неужели этому надо посвящать целое исследование? Да,…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...