Праздник вознесения богородицы. Дева Мария: телесное Вознесение или Успение? Успение Пресвятой Богородицы, Assumption of Mary

Annibale Carracci. Вознесение Девы Марии

Вознесение Девы Марии. Витраж в храме Девы Марии и английских мучеников в Кембридже (Великобритания)

Вознесение Девы Марии. Витраж в храме святого Алоизия в Лондоне (Великобритания)

Вознесение Девы Марии. Барельеф в городе Камбре (Франция)

Вознесение Девы Марии. Витраж в кафедральном соборе города Мо (Франция)

Пьетро Перуджино. Вознесение Девы Марии

Ричард Кинг. Вознесение Девы Марии

Вознесение Девы Марии. Барельеф в Лондоне (Великобритания)

Иконография Непорочного зачатия Девы Марии

Не следует путать иконографию Вознесения Девы Марии с иконографией Непорочного зачатия Девы Марии . Непорочное зачатие (лат. Immaculata conceptio) - католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей - Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Художники иллюстрируют доктрину Непорочного зачатия Девы Марии следующим образом: в Царстве Небесном, сразу после его создания, дух Марии (в виде молодой женщины) созерцает лик Бога (чаще всего взгляд женщины обращён вверх). Католические художники видят в словах Откровения Иоанна Богослова "жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд" образ Непорочного Зачатия Девы Марии. Поэтому солнце, луна и венец из 12-ти звёзд - атрибут канонического изображения этого догмата. Часто рядом с духом Марии изображаются ангелы.

(Магу, Assumption of). Эта доктрина существовала и в Западной, и в Восточной церквях уже в Средние века. Булла Munificentissimus Deus, обнародованная папой Пием XII1 нояб. 1950 г., признает ее необходимой для спасения. В булле, в частности, говорится: "Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свое земное существование, была телом и душой вознесена в небесную славу ".

Мы не находим ни библейских, ни апостольских или послеапостольских текстов, крые подтверждали бы данное учение. Правда, похожие мотивы есть в гностических апокрифах IV в. (таких, как "Успение Марии"). Григорий Турский (VI в.) в книге "О славе мучеников" цитирует легенду о вознесении Девы Марии. Эта история получает распространение на Востоке и на Западе в двух разных вариантах. Коптская версия рассказывает, как Христос явился Марии, предсказывая ее смерть и телесное вознесение на небеса. Греческая, латинская и сирийская версии повествуют о том, как Мария призвала к себе апостолов и они были чудесным образом перенесены к ней с мест своего служения, и о том, как после ее смерти Христос перенес ее тело на небо. Данная доктрина рассматривается в дедуктивной теологии примерное 800г. БенедиктXIV (ум. в 1758) предложил признать ее официально.

Церковь отмечает день смерти Марии начиная с V в. Уже в кон. VII в. Успение вошло в число праздников Воеточной церкви. С VIII в. Запад следует этому примеру. Папа Николай I эдиктом 863 г. ставит этот день на один уровень с Пасхой и Рождеством. Однако Кранмер не включил его в " Книгу общего богослужения ", и с тех пор его нет в англиканских служебниках.

Булла 1950 г. о вознесении Девы Марии основывается на декларации "Непорочное зачатие" (8 дек. 1854), где Мария провозглашена свободной от первородного греха. Оба текста исходят из представления о Марии как о Матери Божьей. Папа Пий XII считал, что ее достоинство требует особого отношения. Если Мария действительно "Благодатная" (Лк 1:28), то ее вознесение совершенно логично. Подобно Иисусу, она с самого начала не имела греха, не подверглась тлению, воскресла, была взята на небо, а тело ее было прославлено. Т.о., Мария коронована как Царица Небесная, став заступницей людей и посредницей между ними и Богом.

В Munificentissimus Deus рассуждение развивается по нескольким направлениям. Булла подчеркивает единство Марии с ее божественным Сыном (она " всегда разделяла Его долю"). Она была участницей Его воплощения, смерти и воекресения, а теперь она мать Церкви, Его Тела. Текст Откр 12:1 относят к Марии: она прообраз Церкви, ?. к. ее тело было заранее прославлено вознесением. Булла трижды называет Марию "новой Евой ", подчеркивая роль Христа как нового Адама и утверждая их единство.

И в наше время, в эпоху библейского возрождения, харизматического движения и либеральной теологии,учение о вознесении Девы Марии активно разрабатывается католическими теологами.

Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.

Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.

Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.

Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.

August 28th, 2015 , 09:17 pm


Латинское название праздника Успения Богородицы звучит дословно с латыни как "Торжество Взятия в небесную славу Пресвятой Девы Марии "

Однако надо признать, что в Папской книге "Liber Pontifiсalis" написано греческое название праздника "Успение ".

Только в 740 году от Рождества Христова в Евангелиарии "Успение" заменено другими словами " Sollemnita de pausatione sanctae Mariae ", что дословно переводиться: "Торжество Отдохновения Святой Марии ".

Такое название связано с тем, что 15 августа был освещён храм Девы Марии, который распологался по дороге из Иерусалима в Вифлием. Этот храм построила римлянка по имени Икелия , на том самом месте, где Богородица имела остановку "отдохновение" по пути в Вифлеем, где ей надлежало родить Иисуса Христа.

Именно этот западный праздник Отдохновение Святой Марии и заслонил собой более ранний праздник с греческим названием "Успение". Но постепенно Западная Церковь предала празднику "Отдохновение" другое значение, как Праздник Возвращения Девы Марии в родную небесную обитель. И этот праздник уже назывался "Праздник Кончины-Успения Девы Марии ". Именно в таком своём качестве праздник и был введён в Византийскую Империю императором Маврикием в конце 6 века.

В Западной Церкви, этот праздник стал праздноваться чуть позже, в 7 веке, но в 8 веке Папа Римский Адриан Первый изменил название праздника на "Принятие Марии на небо ". Здесь надо подчеркнуть, что изменения в названии праздника ни как не было связано с разногласиями Запада и Востока. Наоборот, Папа Адриан Первый стремился найти полное согласие с Византией и ему даже на какое-то время удалось Восток и Запад вновь соединить во единую Церковь.

Наибольшие торжества Западному празднику "Принятия Марии на небо" предал в конце 7 века Папа Римский Сергий Первый . Папа Сергий Первый был сириец из Александрии. У него были большие расхождения с Востоком, но он многое сделал для украшения храмов и богослужений в Западной Церкви. Вот и в праздник "Принятия Марии на небо" отдал распоряжение совершать праздничную процессию к храму "Санта-Мария Маджоре ". Причём эта процессия (крестный ход) должен был совершаться ночью с факелами из Латеранской Базилики , которая считалась главная в Риме, далее процессия следовала на Форум (главную античную площадь Рима) и уже с Форума процессия следовала в храм "Санта-Мария Маджоре ", где утром и проходила главная в Риме папская месса праздника "Принятие Марии на небо".



Причём, во главе этой прцессии несли икону Нерукотворного образа Иисуса Христа , а на встречу из собора "Санта-Мария Маджоре" выносили икону Девы Марии с названием "Salus populi Romani", что в переводе "Спасение римского народа ". Перед этой иконой Папа и совершал мессу.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке — маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.



С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605-1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой , в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606-1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны.

В 16 веке Папа Римский Пий Пятый все эти праздничные пышные торжества своим благословением отменил. Он настаивал на дисциплине и аскетизме священников и был противником пышных торжеств. Будучи избран папой , Гислиери оставался суровым человеком, аскетом, требующим от себя и от других соблюдения многих запретов. Говорили, что он хотел весь Рим превратить в один большой монастырь. Инквизиция безоговорочно приводила в исполнение соборные постановления, изгоняя епископов-карьеристов, бродячих монахов и неповоротливых приходских священников. Пий V никогда не смягчал приговоров церковных судов, разрешал пытки и тяжкие наказания.



Нетленные мощи Пия Пятого открыто лежат в стеклянной гробнице в храме "Санта-Мария Маджоре" .

Очень интересное событие произошло в 1950 году. Папа Римский Пий Двенадцатый написал энциклику "Munificentissimus Deus" от 1 ноября 1950 года и там установил догмат "assumptio", о телесном взятии Девы Марии на небо.

Догмат основывается на сказании, согласно которому умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия её гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено .

Зачем нужен был этот Папский догмат, даже западное духовенство это не могло понять, ведь историю праздника знали все в Церкви и до 1950 года и ни кто не сомневался в восшествии на небо Девы Марии и кроме того средневековые художники писали иконы для западных храмов о Вознесении Девы Марии на небо. Но Папа решил всё это утвердить своей подписью! С этого времени (1950 год), праздник получил новый статус, как Вознесение на небо Девы Марии .

Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной .

Ни Успение, ни Вознесение Богородицы не являются догматами для Православных Церквей, хотя византийская Церковь как минимум с 6 века отмечала этот день, а дата 15 августа (28 августа) была установлена, по-видимому, императором Маврикием, у которого папа Сергий просто перенял праздник.

В 1950-1951 годы по распоряжению римского Папы Пия Двенадцатого, были написаны и новые тексты богослужения. Ещё раз пересмотр богослужения этого праздника был пересмотрен в 1970 году, но в значительной степени богослужебные тексты 1950 года были сохранены.

На рубеже первого и второго тысячелетия Римская Церковь постановила в День этого праздника в храмах освещать лечебные травы.

В Канонических текстах Библии, признаваемых всеми основными направлениями христианства, о Вознесении Марии не упоминается. Интересно то, что для христианских конфессий нет единой даты празднования Успения Богородицы.

Православные празднуют Успение Богородицы - 28 августа .
Католики, вознесения Девы Марии - 15 августа
В Галликанской литургии во Франции, Вознесения Девы Марии празднуют - 18 января .
Копты празднуют праздник «Взятие Богородицы в Небесную славу» - 22 августа .
В средневековой Баварии Вознесения Девы Марии отмечалось 13 сентября
.

В 15 странах мира, праздник Успения (или Вознесения Девы Марии) считается государственным праздником и выходным днём . Это католические страны: Австрия, Бельгия, Бурунди, Германия, Гвинея, Испания, Италия, Литва , Люксембург, Польша, Португалия, Словения и Франция.
А так же православные страны: Греция и Грузия .

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...