Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания

Р. А. Мигуренко

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Элективный курс по философии

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2008

Мигуренко Р. А.

Предмет философии в истории философии (элективный курс по философии): учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 186 с.

Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными историческими типами философских учений, главнейшими системами восточной, западноевропейской и русской философии, их ведущими идеями и представителями с целью понимания общей логики движения философской мысли к современному её состоянию. Учебное пособие снабжено комплексом тематических вопросов и заданий, направленных на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Пособие подготовлено на кафедре философии гуманитарного факультета ТПУ, соответствует программе учебной дисциплины, предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью» Института дистанционного образования.

советом Томского политехнического университета

Рецензенты:

Томский политехнический университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что такое философия и в чём заключена ее ценность, является спорным. Одни ждут от неё чрезвычайных откровений, другие равнодушно игнорируют её как беспредметное мышление; третьи видят в ней значительные усилия необыкновенных людей, а кто-то вообще третирует философию как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получают в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не решила ни одной проблемы окончательно, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать и того факта, что в философии нет единодушия, присущего сфере научного познания. При этом в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, философскую мысль занимает целостность бытия.



Проблемой философии является, прежде всего, проблема её предмета. Нет единодушного ответа на этот вопрос. Так, согласно Платону, философия есть познание вечного, непреходящего. Для Аристотеля, философия – это исследование причин и принципов вещей. Философы Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт понимают под философией науку (целостную, единую), облеченную в понятийную форму. Для И. Канта философия – наука об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя и т. д.

Понять философию без знакомства с её историей невозможно. История философии – это история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Попытки разрешения философских проблем могут быть объединены в большие историко-философские области: восточная философия (индийская философия, китайская философия) и европейская, или западная, философия.

В курсе «Предмет философии в истории философии» центральной проблемой является самоопределение философии, т. е. понимание ею своего предмета, задач и сущности на различным этапах истории. Общие рамки и последовательность изложения материала заданы структурированием философии преимущественно по историческим типам.

Вопросы и задания к темам направлены на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Тема 1

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИИ

Понятие предмета философии . Разнообразие подходов к пониманию предмета философии. Объективная обусловленность изменения предмета философии. Предмет философии и система категорий. Всеобщее как предмет философии. Предметные уровни философии. Философские проблемы как выражение и представление предмета философии. Содержание философии как совокупность проблем. Понятие философская идея . Предмет философии и философская идея. Всеобщность как признак и оценка философских идей.

История философии как философия в развитии. Понятие предмета истории философии . Содержание философии как предмет истории философии. История философии как история формирования, развития и преобразования философских идей. Философские учения, школы, течения и направления как культурно-организационные формы существования и развития философских идей. Философский текст и интерпретация . Предмет философии как совокупность текстов и их интерпретаций. Исторические типы философских учений.

Предмет – вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершённое. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму: 1) вещь (т. е. физический, принадлежащий внешнему миру предмет); 2) понятие (логически мыслимый предмет); 3) состояние (общее состояние чувств, духовная направленность). Предмет философии – это то, на что направлено философское знание. Казалось бы, за время своего существования философия должна была определиться со своим предметом. Однако даже простое сопоставление философских концепций, порождённых её историей, показывает, что их авторы очень часто рассуждали взаимоисключающе о предмете философии и способах познания этого предмета. Иначе говоря, ситуация такова, что у каждого философа есть дефиниция его философии и понимание его предмета философии. В связи с этим возникает вопрос о том, существует ли такой предмет, который бы объединил самые разные представления в единое знание, называемое философией?

На что направлено философское исследование? С одной стороны, объекты философского исследования могут быть зафиксированы с такой же эмпирической определённостью, как, например, объекты других наук: природа, человек, общество, познание . С другой стороны, философия, о чём свидетельствует её история, имеет дело с идеализированными формами действительности, абстрактными объектами – категориями , относительно которых не всегда можно сказать, что они обозначают объективно существующее.

Слово категория имеет несколько значений. Первый смысл – повседневный, обыденный: словом «категория» обозначают род, сорт, группу. Пример: «Иванов относится к категории тех, кто…». Или: «Иванов – специалист высшей категории» и др. Второй смысл : под категорией понимается фундаментальное понятие некоторой науки. Например, в математике – это число, множество и др.; в физике – поле, частица и т. п. Такие понятия-категории есть у любой науки. Вокруг понятий-категорий выстраиваются научные гипотезы, концепции, теории. Третий смысл слова «категория» – это философские предельно широкие понятия, отражающие существенное и типичное содержание явлений действительности и господствующих в ней отношений. Например: материя, дух, сознание, жизнь, смерть, истина и т. п. Именно в категориях-понятиях раскрывается предмет философии.

Имеется ещё один, четвёртый смысл , когда под категориями понимаются универсальные формы мышления и бытия. Категории в этом смысле обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но не являются понятиями. Например: объективное / субъективное; вещь / свойство; существование / не-существование; содержание / форма; причина / цель; возможность / действительность; часть / целое; необходимость / случайность и т. д. Чтобы использовать эти категории не обязательно что-либо знать о них. Напротив, категориями-понятиями мы можем пользоваться только осознанно, т. е. если нам знакомо их содержание, смысл. Философские категории-понятия составляют содержание мысли, а не её форму. Категории в четвёртом смысле есть именно формы, а не содержание мышления.

Философские категории представляют собой интерпретации действительности, т. е. фактически существующего. В ходе историко-философского исследования предмет философии не просто констатируется, а выявляется . С точки зрения познания эмпирические данные и абстрактные объекты философского познания взаимосвязаны. Так, для осмысления и обобщения знаний о природе философия разрабатывает системы категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, необходимость, закон и т. д. Соответственно, существует система категорий для описания философских проблем человека и общества. Анализ категориального аппарата философии позволяет установить её проблематику (и предмет). Вследствие этого можно утверждать, что предмет философского исследования выступает как система категорий.

Сходство между конкретными и абстрактными объектами в философии состоит в том, что и те, и другие являются теоретическими: первые – теоретически-конкретными, вторые – теоретически-абстрактными. Для философии любые объекты существуют в логически обобщённом виде. Другое дело, что в различных философских учениях одни и те же категории имеют далеко не одинаковое значение. Можно охарактеризовать предмет философии как конкретное в действительности, которое становится абстрактным в философском умозрении. Конкретно-абстрактные объекты философии следует понимать как проблемы, т. е. вопросы, на которые исследователь пытается дать ответ. Имеются в виду вопросы не информационные, а исследовательские, связанные с поисковой ситуацией. Философская проблема – это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Совокупность философских проблем, формирующихся на основе обыденного и исторического, индивидуального и общечеловеческого опыта, знания и практики,это содержание философии . Философские проблемы отражают предмет философии и его спецификой обусловлены.

Важнейшая и определяющая черта проблем философии – всеобщность и предельность – связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, отношения человека к миру, к жизни. Всеобщность подразумевает абсолютность (безусловность, т. е. независимость существования от чего-либо иного, кроме себя), а также самотождественность в любом месте и в любое время. Иногда предмет философии обозначают как всеобщее . Всеобщее философии – это интеллектуальная конструкция, обосновывающая мысль о фундаментальном единстве наших представлений о мире, «последний довод» таких представлений. Стандартное и устоявшееся определение предмета философии гласит: «Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления». Иными словами, философия стремится осознать некую основу всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех отношениях. В этом смысле выявление характеристик «всеобщего» равносильно раскрытию тайны мира, обнаружению порождающей матрицы нашего универсума. Обыденное мышление не охватывает «единого», «всеобщего» – этой основы мира. Всеобщее существует как предел человеческого мышления, как шкала оценки изощрённого философского мышления, как его вечное задание. На деле результаты философского исследования всегда конкретны, культурно-обусловлены: порыв философской интуиции ограничивается талантом исследователей, накопленными в прошлом философскими знаниями, запросами общества. Общество может быть преисполнено энтузиазма в отношении философского творчества, либо безучастно к нему, либо откровенно враждебно. Обусловленность результатов философствования состоянием культуры – трагедия философии, тяжело переживаемая каждым сколько-нибудь крупным мыслителем. Однако это же противоречие между предметом философии («всеобщим») и культурно-ограниченными результатами философских исследований – главный источник развития философского знания.

Именно поэтому другой особенностью философских проблем является их вечность, постоянство . Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальности конкретной ситуации. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени – не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Вечность философских проблем вовсе не означает, что в их осмыслении нет никакого прогресса, что они принципиально не решаемы. Однако прогресс в философии не тождественен прогрессу в научном познании. В науке каждая последующая теория даёт более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины предшествующих теорий. Прогресс в философии происходит не в смысле углубления знаний, а в кумулятивном (накопительном, собирательном) смысле: новое философское знание не отвергает, не игнорирует сложившиеся представления, но прибавляется к уже имеющейся сумме знаний, и, таким образом, общая сумма точек зрения на ту или иную философскую проблему постоянно возрастает. Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено, прежде всего, уровнем научного знания, культурно-историческим этапом развития общества: на каждом этапе развития философская проблема решается в той степени, в какой это возможно. Философский результат – это прежде всего создание нового смысла, новой интерпретации. Как правило, развитие философского знания сопровождается расширением категориального словаря (за счёт появления новых понятий), изменением содержания имеющихся понятий и категорий, появлением новых специальных терминов. Ценность философского результата, полагает А. Н. Никифоров, состоит в потенциальной способности придавать новые смыслы понятиям, вещам, явлениям и показывать их в новом, необычном свете. «Хороший результат в идеале должен приводить к переинтерпретации всех философских понятий и к созданию нового взгляда на мир. Так возникают великие философские системы – Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра…».

Ни одна философская система не охватывает всех проблем: даже те из них, которые имеют энциклопедический характер, ограничивают себя определённым кругом вопросов. Чаще всего в основе философского учения лежит одна из философских проблем, которая подчиняет (или отвергает) остальные. Однако и в рамках ограниченной (основной) темы исследователь пытается рассмотреть, как правило, под определённым углом зрения, всю философскую проблематику. Ограничение философской проблематики (в рамках определённого учения) есть способ решения неограниченного круга философских вопросов. Отбор проблем философом характеризует направленность создаваемого им учения.

Положение о качественном изменении предмета философии в процессе её развития предполагает не только признание специфики объективного содержания (проблематики) различных философских учений, но и того общего, что характеризует предмет исследования в разных философских теориях – основных проблем философии, исследование которых делает предметное поле философии общим.

Целостность философии, её единство обеспечивается общностью проблем, решаемых различными философскими системами. С учётом характера философского знания можно говорить о дифференцированности, многогранности предмета философии. Так, И. Кант дробит всеобщее на части, соотнося их с различными типами человеческой деятельности. Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов такой деятельности. И. Кант предложил несколько вопросов, составляющих в своей совокупности, предмет философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? В последнем вопросе на основании решения предшествующих проблем выясняется действительная роль, место и предназначение человека в мире.

Таким образом, в самом общем плане можно дать следующее описание предметного поля философии : предметом философии является бытие как система, включающая такие подсистемы, как мир и человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях), которые существуют между миром и человеком на всех уровнях .

Человек ставит вопросы о сущности и происхождении мира, о том, что лежит в основе мира, пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли он вообще. Данный предметный уровень философии обозначается как онтологический . Философские решения онтологических проблем могут быть самыми разнообразными, но объединяет их то, что они осуществляются философами в предельной форме, т. е. даётся описание наиболее общих предпосылок бытия, наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.

Являясь частью бытия, человек определённым образом противостоит ему и осознаёт это противостояние. Такая ситуация позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причём это – не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, и организованная совокупность людей – общество. На этом уровне философия ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших претензий на знание о нём. Это – гносеологический предметный уровень философии. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как такового. Частные науки в рамках своего предмета никогда не ставят вопрос о познаваемости мира в целом, ибо предмет науки предстаёт как ограниченная часть бытия, которая принципиально познаваема с помощью соответствующих конкретно-научных приёмов. Общая гносеологическая проблематика даёт самые разнообразные варианты её решения в философии, однако все они затрагивают предельные характеристики процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой.

Человек – существо одухотворённое. Он не только познаёт мир, но и живёт в нём, эмоционально переживая своё существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Человек пытается отыскать критерии нравственности, добра, красоты, осознаёт трагичность некоторых моментов своего существования. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого существования, утверждая их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследований можно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, здесь так же возможны самые различные варианты философских решений.

Человек живёт и действует, опираясь на практическое освоение бытия. В этом смысле практика является активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и её сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, её параметры и ограничения. Эта область исследований относится к праксиологическому предметному уровню философии.

То, что философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определённые вопросы, но и тем, какие вопросы они ставят, имеет глубокие исторические причины. Философские проблемы не даны одновременно: они формируются, развиваются, преобразуются в ходе развития общества, научного и философского знания. Можно говорить о неравномерности развития философской проблематики, понимая под этим тот факт, что в различных странах на различных этапах их истории у различных философов не найти одного и того же круга вопросов и идентичной их разработки.

Неравномерность возникновения и развития определённых философских проблем не является результатом произвола мыслителей: выбирая те или иные проблемы (или открывая новые), философы выражают тем самым потребности времени, уровень достигнутых знаний и возможностей. Следовательно, можно говорить об объективной обусловленности качественных изменений в проблематике философии, т. е. её предмете. Однако внутри «проблемного» поля выбор темы (задачи, вопроса) зависит не только от её общественной значимости, но и от внутренней заинтересованности философа, осознания им границ своих возможностей. В философии нет общепризнанных вопросов, тем не менее трудно указать вопрос, на который ещё не дано ни одного ответа.

Для представления предмета философии (и некоторого результата философствования) может быть использовано понятие философская идея . Философские идеи – это: 1) мысль или совокупность мыслей, высказанных и обоснованных философом; 2) те мысли философа, которые можно считать наиболее существенными, оказавшими определённое воздействие на человеческий дух, на философию и всю культуру и продолжающими это влияние оказывать.

Каждая историческая эпоха подарила миру много новых философских идей. Но философия развивается не только посредством новых идей. Её развитие осуществляется и вокруг тех идей, которые заимствуются из прошлого. Вокруг их осмысления, преобразования, уточнения развивается философская мысль. Рождение и обогащение общезначимых, т. е. не теряющих своего значения и смысла, идей – главнейшая функция философии. По своему происхождению общезначимые философские идеи конкретно историчны, однако смыслом своим они принадлежат общей истории человечества. «Рождённые мыслью вполне определённых индивидов…философские идеи и концепции обязательно сохраняют «опознавательные знаки» личностно-индивидуальной, эпохальной, национальной специфики. Но в то же время они имеют поразительное свойство быть понятными, близкими, нужными человеку любой другой эпохи…» – отмечает Н. В. Мотрошилова.

Философские идеи раскрываются в понятиях и категориях (категории – в третьем смысле). В процессе развития философские идеи подвергаются уточнению, критике, переформулированию, а то и радикальному пересмотру. Изучением зарождения, становления и развития философских идей занимается история философии. История философии и есть процесс, в рамках которого сформировалась проблематика и структура философского знания.

Изменение предмета философии в ходе её исторического развития создаёт особые трудности в его определении. Дело в том, что в философии происходит не только изменение предмета исследования (это общая закономерность развития научного знания), но и спор о том, что является (или должно быть) этим предметом: существуют радикально противоположные представления о предмете философии. С этой точки зрения можно говорить о том, что поиски предмета философии продолжаются. Признавая качественную специфику соотношения прерывности и непрерывности в историко-философском процессе, специфику философских проблем, значительная часть которых в том или ином виде рассматривается всеми философскими теориями, делать вывод о едином предмете философского исследования во все исторические времена неправомерно . Иначе говоря, наличие общих проблем в философиях разного времени (от античности до наших дней) не обязательно указывает на единый предмет философии. В справедливости этого вывода можно убедиться в процессе изучения история философии.

Приведём пример определения философии, в основе которого – допущение, что философия имеет один, общий для всех философских учений, предмет: философия – это наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены и природа, и общество, и мышление, и познание. Возражения против такого понимания философии и её предмета:

1) не ко всякой философии применимо понятие науки;

2) подавляющее большинство философских учений не признавало и не признаёт существования общих для природы, общества, познания закономерностей;

3) это определение неприменимо к целому ряду достаточно развитых философских систем. Так, агностицизм вообще отрицает возможность познания объективной реальности и тем самым ставит под вопрос существование объективных законов природы и общества. Это определение философии неприменимо к берклианству, юмизму, иррационализму, интуитивизму в виду того, что всеобщие законы – не их предмет. «Самое скрупулёзное исследование прагматизма, персонализма, философской антропологии и многих других философских учений никоим образом не приведёт к заключению, что они исследуют наиболее общие законы развития, чем, как известно, занимается философия марксизма» – пишет Т. И. Ойзерман.

Таким образом, распространение (экстраполяция) понятия о предмете одной философской системы (в данном случае – диалектического материализма) на все философские учения игнорирует факт принципиальных (качественных) различий между философиями, в основе которых, прежде всего, – различия в предмете философствования.

Множество определений собственно философии свидетельствует о трудности определения предмета философии. Древние греки понимают философию как любовь к мудрому слову. В средние века в ней видят служанку богословия. Для Томаса Гоббса философия есть наука о причинах. Шопенгауэр утверждает: «Философия есть искусство, а не наука». Современное толкование философии связано с понятием «мировоззрение», предмет которого – всеобщее, предельное в системе отношений «мир – человек» .

Вопрос о том, что изучает философия, остаётся открытым. Можно указать на две концепции, касающиеся проблемы, что считать предметом философии, – концепцию «распочкования предмета философии» и концепцию «предметного самоопределения философии». Но прежде одно небольшое замечание: философия может иметь разную ориентацию – научную, чувственно-эстетическую, практическую. Концепции, о которых пойдёт речь, касаются научно-ориентированной философии.

Концепция распочкования предмета философии строится на идее «исключительности» философии по отношению к другим наукам, потере ею своего предмета в результате развития научного знания. Появление частных наук сужало рамки философии, в конце концов её содержание оказалось «разобраным по частям отдельными науками», предмет философии «распочковался». Немецкий философ В. Виндельбанд, высказываясь по поводу предмета философии, сравнил философию с королём Лиром, который роздал своим детям всё своё имущество и которого вслед за тем, как нищего, выбросили на улицу. Таким образом, философии, потерявшей свой предмет, не остаётся ничего другого, как раствориться в научном знании, выступая учением о науке вообще. Но поскольку распочкование – процесс естественный, закономерный, остановить искусственно его невозможно, а потому философия и сейчас продолжает оставаться «наукой наук» и заключает в себе значительное число будущих наук.

Концепция «предметного самоопределения философии » (концепция «отпочкования») строится на идее о том, что наукоориентированная философия имеет специфический, единственный и «нераздаваемый по частям» предмет исследования. Предметы частных наук не порождались философией, т. е. философия не является «матерью все наук»: и философия, и частные науки выделились из совокупного преднаучного знания, обретя свой предмет.Таким образом, в результате «отпочкования» произошло размежевание философии (науки о всеобщем) с науками о «единичностях».

С точки зрения предметного самоопределения в истории философии можно выделить несколько главных понятий философии:

1. В античной (древнегреческой) философии термином «философия» обозначали всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом. Таким образом, исторически первое понятие философии было тождественно научному знанию вообще .

2. В период европейского научного Возрождения понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Она – не просто представитель научного знания, она – всё это знание: «Философия – царица всех наук ». В XVII – XVIII вв. понятие «философия» охватывало всё теоретическое и эмпирическое знание. В соответствии с этим философией называли и теоретическую механику, и биологию, и другие науки. Сочинение И. Ньютона, например, озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга К. Линнея по основам ботаники получила название «Философия ботаники».

3. Классическое понятие философии (с точки зрения её предметных отношений с частными науками) – философия есть учение о всеобщем . Понимание философии как учения о всеобщем встречается уже у Аристотеля. Однако Аристотель полагал, что философия как наука о первых началах – «это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против». Для Гегеля, так же как для Аристотеля и Канта, философия – наука о всеобщем.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки, самого научного знания. При этом очень редко философы считали результаты предшествующего философствования несомненными. Это подтверждается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Существует точка зрения, в соответствии с которой различные определения предмета философии не являются губительными для философии, напротив, – они выступают фактором её развития. А. Б. Рукавишников в заметке «От редактора» к книге Х. Хофмайстера «Что значит философствовать», в связи с проблемой определения философией собственного предмета, пишет: «…основной проблемой для философии является сама философия. Устремившись с момента своего возникновения к поиску общего основания всего, что существует, она обрекла себя на постоянное определение себя как знания об этом основании и как основание любого знания о сущем».

По вопросу отношения философии к её истории распространены два мнения.

1 . [Ф. ≠ И.Ф.] Популярно в англо-американском мире и сложилось под влиянием аналитической философии. Согласно этому пониманию, идеи коллеги из соседского университета для меня важнее, чем идеи Канта и Гегеля. Не потому, что коллега умнее уважаемых философских классиков, а просто потому, что живёт позже их, знает то, чего они не могли знать, владеет такой аналитической техникой, которая во времена Канта и Гегеля ещё не была разработана.

2. [Ф. = И. Ф.] Распространено в Европе и популярно среди ряда наших философов. Философия и есть история философии, поскольку именно последняя определяет смысл философских проблем и предлагает все возможные способы их решения. Никаких других способов философствования невозможно изобрести. Поэтому, если вы хотите заниматься философией, попытайтесь изучать и понимать историю философии.

Существует третье мнение, его выражают наши отечественные философы, суть которой такова: [Ф. => И. Ф. => Ф.] . С одной стороны, действительно, нельзя заниматься философией, не зная истории философии. Cам смысл философских проблем задан исторически, в истории философии были предложены решения проблем, которые нужно знать. С другой стороны, в истории философии были сформулированы такие идеи, которые не были по-настоящему поняты ни в то время, когда они были предложены, ни позже. Сегодня эти идеи могут быть поняты и развиты в контексте тех проблем, которые возникли перед современной философией. Поэтому развитие философии предполагает её постоянный диалог со своим прошлым: переосмысление истории философии в свете современного опыта и нахождение в ней идей, помогающих в осмыслении и решении вопросов, которые волнуют нас сегодня. В этом смысле история философии выступает как философия, а философия как история философии. При этом философская проблематика не сводится к той, которая ранее в ней обсуждалась. Эти вопросы приобретают очень конкретную и специфическую форму в каждый исторический период, ибо философия – это прежде всего рефлексия над теми проблемами, которые задаёт развитие культуры и которые исторически меняются . Поэтому философы должны каждый раз давать новые ответы на «вечные» вопросы и создавать оригинальные концепции. Таким образом, история философии – это философия в её развитии .

История философии в качестве науки отвечает на вопросы, почему возникает философия, что и как изучают и постигают философы и для чего они это делают. Историко-философское знание отражает сам процесс развития философских воззрений. История философии реконструирует развитие самой философии, условия и факторы, его определяющие, в итоге отвечает на вопрос, что такое философия. История философии в силу своей плюралистичности есть история философий. Существует два основных подхода к исследованию историко-философского процесса: эмпирико-описательный (по эпохам) и проблемно-категориальный (по проблемам). Наиболее перспективным является исследование, опирающееся на возможности и проблемно-категориального, и эмпирического подходов. В историко-философском плане философия может быть рассмотрена под различными точками зрения, в том числе и как процесс самоопределения философии, как процесс эволюции её предмета. Существо историко-философских учений составляет проблемно-категориальный анализ истории философских учений.

Предметом истории философии являются: система исторически возникающих и развивающихся фундаментальных идей относительно бытия человека в мире; культурно-организационные формы, которые объединяют эти идеи и их носителей: философские учения, школы, течения и направления. Философское учение представляет собой совокупность упорядоченных воззрений, которые затрагивают универсальные стороны взаимоотношений человека с природой и социально-культурной средой. Чаще всего оно связывается с именем того или иного мыслителя. Порой, говоря о философском учении, выделяют не всю систему взглядов того или иного мыслителя, а лишь её фрагмент, посвящённый решению какой-либо важной философской проблемы (например: учение Платона об идеях). Когда у основателя определённого учения появляются последователи, продолжающие развивать его идеи, тогда формируются философские школы . Множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития единых исходных принципов, образуют философские течения . Самыми масштабными образованиями в историко-философском процессе выступают философские направления (они охватывают целый ряд философских течений и существуют длительное время).

История философии не может непосредственно изучать процесс развития философии. Историк философии исследует этот процесс, используя сохранившиеся письменные тексты мыслителей прошлого, их комментаторов, работы историков и культурологов. В этом смысле предмет философии в её истории представлен как совокупность текстов и комментариев к ним . Любое понимание текста осуществляется через личностную интерпретацию, представляющую собой поиск смысла сквозь призму собственного «Я». Рост философского знания, его новизна, плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания и спецификой её уникального предмета. Таким образом, философия (и её история как раздел философского знания) представляет собой разновидность интерпретации и её результат. Новое философское знание всегда есть результат интерпретации. Определяя, что является в данный период истории предметом философии, различают различные исторические типы философских учений:

1. Космоцентризм. Господствует в античности. Исчерпывающим объектом философского исследования полагается совокупность идей о космосе как о замкнутой конечной тотальности всех наблюдаемых тел и явлений. Для философов-космоцентристов «всеобщность» есть категориальное отображение космоса.

2. Теоцентризм . Господствовал преимущественно в эпоху европейского Средневековья. Предмет философии – постижение Божества. Космос утрачивает признак всеобщности. Усложняется трактовка категории «всеобщее». Актуальными стали проблемы обоснования существования Бога через философскую интерпретацию библейских текстов.

3. Антропоцентризм . Господствует в философии с эпохи Возрождения. Представления о человеке начинают рассматриваться как самодостаточный объект философских исследований. Всеобщее истолковывается как абстракция от человеческого существания. Мир, в рамках теоретического отношения к действительности, представляется продуктом человеческой деятельности и в таком статусе осознаётся философией.

Краткое резюме

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности

    мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

    методологические. Философия выступает методом познания.

    Смысложизненные.

Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.

2. Специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.

Термин "философия" происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить слово "философ", был древнегреческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. - нач. V в. до н. э.).

Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).

Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427- 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия - единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".

В любой теории, как известно, различается предмет и объект. Объект составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек-мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только философией, но и другими формами мировоззрения - мифологией, религией, художественным и стереотипным мышлением. Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознанием, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифологии, философия пытается не просто утвердить какую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественнонаучного знания.

Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие - на землю; одни обращаются к богу, другие - к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX- XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых стали многообразные стороны бытия, познания, (человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. учение).

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч.- учение).

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. - 15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.
  2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с.
  3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-219 с.

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия) обновлено: Март 23, 2019 автором: Научные Статьи.Ру


1. Предмет, основные функции и структура философии. Изменение предмета философии в ходе исторического развития.

Философия - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф.

Предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Это та область дух. деятельности чел., в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого чел. как субъекта культуры, то есть сущностных отношений чел. к миру.

Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру , т.е. на чел., познающего, преобразующего, и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики ф. предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе ф. знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе «Мир-Человек».

Философия выступает в двух ипостасях:

1. как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2. Как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности


  1. мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

  2. методологические. Философия выступает методом познания.

  1. Смысложизненные.
Законы философии явл. Предельно абстрактными, отвлечёнными.

1.Материализм . Исходной реальностью явл. Сам объективный мир, а наши представления о нём – следствие его саморазвития.

2.Идеализм. Исходной реальностью явл. Идея.

Объективный: Платон, Гегель. Реально существует сверхчеловеческое, божественное сознание.

Субъективный: Софисты. Первичным явл. Сознание человека.
2. специфика философского знания. Основные функции философии.

Результатом философской рефлексии являются философские знания.

Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания.

1. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным .

2. Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру , причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

3. Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

4. Являясь ценностным, философское знание характеризуется особой ролью субъективностью личностного момента, ему всегда присуще ценностная ориентация автора. В этом сближается с религией, художественные эстеты. Ценностный характер философского знания определяет то, что отношение к философии у человека должно быть избирательным: личность в принципе должна в философии, как и в искусстве и литературе должна обладать вниманием на то, что соответствует его идеалам.

Следует разделение функций философии на:

1.мировоззренческие. Философия помогает человеку сформировать осознанный, самостоятельный взгляд на мир.

2. методологические. Философия выступает методом познания.

А)Диалектика – метод, в соответствии с которым мир изменяется непрерывно, развивается.

Б) Метафизика – метод, в соответствии с которым сущность мира явл. Неизменной, всегда тождественной себе.

3.Смысложизненные.
3. Основной вопрос философии. Понятие «мировоззрение» и его структура.

Основным вопросом философии явл. Вопрос об отношении субъектов и объектов. Как наше сознание связано с материей?

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

1. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онто­логии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития , существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полу­ченные результаты - истина, а не заблуждение?

3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?

4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразо­вать мир; где границы допустимого вмешательства в естес­твенное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире, чтобы конкретизировать понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру. Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости от того, с каких позиций анализируется подход:

1. Учитывая различия субъектов мировоззрения , можно говорить о мировоззрении индивидуально - личностном и мировоззрении общества на определенной ступени его развития (культура).

2. Можно различать элементы мировоззрения, исходя из особенностей того вида отношений человека к миру, результатом которых эти компоненты структуры и являются:


  • Познавательная компонента мировоззрения, в которую входят разнообразные знания о мире, предметные (вера, чувственно- эмоциональные знания).

  • Ценностная компонента, т.е. цели, идеалы, оценки и их критерии ценностные ориентации и установки. Этот элемент мировоззрения является ядром мировоззрения.

  • Нормативно-регулятивная компонента включает различные нормы, правила деятельности и поведения человека, которые регламентируют деятельное поведение человека и опираются на предшествующие компоненты (знания, ценностные компоненты).

  • Эмоционально-волевая, которая возникает как синтез предшествующих компонент с волевым настроем, готовности действовать в соответствии с определенными ценностями. Наиболее яркий элемент убеждения. Убеждение самый активный элемент мировоззрения.
3. Анализ мировоззрения. Можно выделить различные его уровни:

  • Обыденное мировоззрение, формируется во многом стихийно. Именно поэтому в обыденном мировоззрении могут присутствовать и присутствуют такие взаимоисключающие моменты, которые не вполне соответствуют действительным потребностям субъекта, его истинным интересам.

  • Теоретическое мировоззрение формируется у человека избирательно, с учетом осознанных человеком действительных собственных возможностей, задатков, способностей. Оно предполагает самосознание. Наиболее существенным фак­тором является усвоение культуры в процессе образования, профессиональной деятельности. Теоретическое мировоззрение является системно-рационализа­тор­скими - оно формируется как результат сознательного критического отно­шения к миру.
Эти уровни различаются по тому, посредством каких методов способов они формируется, насколько полно представляют и формируют его интересы.

Обыденное и теоретическое мировоззрение тесно связаны между собой, но обыденное более мобильно.

Исторически существуют различные типы М: мифологическое, религиозное, философское, научное.

4. Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Пифагорейский союз, Демокрит).
Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась работорговля и выросшая на их основе культура.

Произошло освобождение мировоззренческих представлений о природе и человеке из плена мифологических схем. А произошло это при развитии классового общества и государства. Возникли философские и в первую очередь космологические системы. При отсутствии средств экспериментальной проверки гипотез число систем было велико , что означало многообразие философских типов объяснения мира.

Первые учения - г. Милет VII-VI в. Д.н.э - Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что

превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

ФАЛЕС. Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

АНАКСИМАНДР. ВВел понятие первоначала всего сущего - архе и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем

вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен.

АНАКСИМЕН. Первовещество - воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух вечен и подвижен, сгущаясь, образует облака, затем воду, затем землю и камни. Разрежаясь - огонь.

ГЕРАКЛИТ. Диалектический материализм.

Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещество - это огонь. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня, душа материальна - это наименее влажный огонь.

Миром правит "логос" (закон, необходимость).

Мир есть процесс в котором всякая вещь переходит в свою противоположность(холодное в теплое,

Влажное в сухое и наоборот).

Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными.

Последов Пифагора объединились в союз. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, кот образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ. монада(единица) - это

мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир.явлений. Двойка - это

принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует

тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противор. сторон.

Четверка - образ четырех элементов прир.

Все вещи состоят из противоположностей - чет нечет, предел беспредельное, единство множество , правое левое, мужское женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга(в отличии от Гераклита).

Учение Демокрита. Исходное положение атомистической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела.

Атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности.

«Философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину».

Атомы - всевозможно мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" – материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры.
5.Философские воззрения Сократа и софистов.

В 5 в д.н.э на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений - нар.собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе партий и классов своб. населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителями риторики, политических знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, кот. приобрела в то время философия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопросами фил. и мировоззрения. Их стали называть “софистами ” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной , точки зрения. Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до крайности мысль об относительности всякого знания.

Философское течение софистов неоднородно. Наиболее характерно для всех представителей Софизма явл. тезис о относительности всех чел. понятий, этических норм и оценок.

Старшая группа : Протагор (481 - 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик.

Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий, Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор: “Человек есть мера всех вещей, существующих чо они сущ., и не сущ., что они не сущ.”

Горгий . Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо.

Старшие софисты были крупными спецами в вопр. права и общ-полит вопросах.

Младшие софисты .(6 вднэ) В их учениях особенно выделяются этические и соц идеи.

Ликофрон и Алкидам отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)

Фразимах распространил учение об относительн. всякого знания на соц. этические отношения и утверждал, что справедливость это то, что полезно сильному.

СОКРАТ. Собрал вокруг себя многочисленных учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофана а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание)

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчиняет. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

Сократические школы : мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно преходяще, но если смысл жизни в насл. которое так трудно получить , то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _ лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...