Причины возрождения религиозного фанатизма в современном мире. Смотреть что такое "фанатизм религиозный" в других словарях

Услышав словосочетание "религиозный фанатик" мы, скорее всего, представим себе террориста-смертника , опоясанного взрывчаткой. Или в лучшем случае сектанта, продающего квартиру, чтобы пожертвовать вырученные деньги своему гуру. А что можно сказать о тех, кого религиозные чувства приводят в ряды доноров или волонтеров?

Критерии религиозного фанатизма определить очень трудно. С точки зрения человека маловерующего или равнодушного к религии, фанатиком будет считаться уже тот, кто ежедневно молится, посещает храм раз в неделю и соблюдает посты. А тем, кто выполняет минимальные требования своей религии, могут показаться фанатиками более ревностные верующие, ведущие более аскетичный образ жизни. Где же мерило?

Есть такой плакат, популярный среди верующих разных конфессий: "Без любви все ничто". Он наглядно показывает, как лишенные любви добродетели превращаются в противоположные им пороки: справедливость превращается в жестокость, ум — в хитрость и так далее. "Вера без любви делает человека фанатиком", — гласит один из пунктов плаката.

Фанатик теряет способность видеть в другом человеке личность и признавать за ним право на свободу выбора. Люди в его шкале ценностей занимают последнее место после соблюдения традиции, политических интересов и его собственной значимости. Людьми легко можно пожертвовать, особенно если они "неверные", а цель — "праведная".

Никому не хотелось бы видеть в своем окружении таких верующих, какими их представляют в фильмах о Средневековье секулярные актеры: с нездорово горящими глазами, исступленных, экзальтированных. Нет более отталкивающих проявлений религиозности, чем фарисейство в сочетании с ханжеством и внутренней злобой. Именно таких персонажей изображают на популярных в Сети карикатурах: "полицию нравов" в черных платках и узколобых мракобесов, дышащих нетерпимостью.

С точки зрения православной аскетики изображенные на карикатурах и столь неприятные всякому нормальному человеку состояния называются "бесовской прелестью" и оцениваются как крайне опасные. Люди, которые путем экзальтации вообразили себя пророками и праведниками, на самом деле просто давно не заглядывали в свое сердце и разучились видеть, что оно полно злобы, а душа близка к погибели. Это инвалиды духовной брани, а не ее чемпионы.

Другая отличительная черта фанатиков — их сосредоточенность на земном, в то время как сердца людей, любящих Бога, устремляются к Небу. Зилоты очень любят создавать собственные политические доктрины: вот посадим на престол царя-батюшку, или, как вариант, установим всемирное исламистское государство, или сделаем президентом еще какого-нибудь пророка, и будет всем счастье. Сразу начнут поля колоситься, стада умножаться, корабли бороздить просторы Вселенной, а женщины одеваться скромно, сидеть дома и рожать по пятнадцать детей. Конечно, некоторое количество врагов — ну, какую-то пару миллиардов — придется уничтожить, но ведь это во имя всеобщего блага и процветания.

В то же время всю христианскую политическую доктрину можно выразить в словах, произнесенных Иисусом Христом на суде перед Понтием Пилатом: "Царство Мое не от мира сего". "…Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной", — писал апостол Павел в послании к Ефесянам. Для человека истинно верующего борьба с его личными страстями — гневом, сребролюбием, завистью, блудом и так далее — всегда будет важнее борьбы на политических выборах или на поле брани с оружием в руках, потому что именно от чистоты его сердца, а не от прихода его единомышленников к власти зависит его судьба в вечности.

Можно ли назвать опасными фанатиками тех, кто отдал жизнь за веру, христианских мучеников с первых веков и по сей день? Для человека во все времена считалось высшей доблестью отдать свою жизнь за то, что для него дороже всего, — родину, свой народ, правду. Обратите внимание — отдать свою, а не прихватить еще десяток-другой чужих. Мученики умирали не за "свои убеждения", не за "мир во всем мире", а за того, кто для них дороже всего мира, — за Христа.

У большинства людей, выросших в православной культуре, есть любимые святые, чьи иконы помещают дома в красном углу и в чью честь называют детей, предрекая им добрую судьбу. Жития святых могут быть очень разными, но есть у них одна общая черта — это ревность по Боге. Святые совершали много странных, с точки зрения обывателя, поступков, можно даже сказать, что вся жизнь Божиих угодников превращалась в один сплошной странный поступок. В святцах не найдется ни одного имени человека, которого нельзя было бы называть "слишком верующим" или "излишне ревностным". Святитель Николай Чудотворец раздал нищим все имущество, унаследованное им от родителей. Святая равноапостольная Нина в одиночку отправилась в незнакомую страну, не владея языком ее жителей, но надеясь обратить их в христианство. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова отказалась от жизни при дворе, пожертвовала личные драгоценности на строительство обители милосердия и одна, без охраны, ходила спасать детей на страшную Хитровку. Блаженная Ксения Петербургская… да всем известно.

Быть может, горячая вера — это то, что двигало людьми лишь в давние времена? Ничего подобного: в наши дни масса добрых дел совершается только потому, что в волонтерах действует религиозное чувство. У многих людей ревность по Боге находит выражение не только в продолжительности молитв и строгости постов, хотя и это важно, но в желании накормить бомжа и перевязать его раны, посетить сироту или одинокого старика, пожертвовать деньги тяжелобольному на операцию или сдать для него кровь. Число добровольцев было бы значительно меньшим, если бы они не видели образ Божий в тех, кому помогают.

На фото: картина Александра Пимоненко "Жертва фанатизма"

В патристике в этом смысле обычно употребляется выражение ревность не по разуму, основанное на словах Апостола Павла ().

Термин религиозный фанатизм , наряду с прямым смыслом, часто используется:

  • нецерковными людьми для осуждения христиан, которые ответственно относятся к вере, практически выражают её в своей жизни.
  • для пропаганды безбожия. При этом делается акцент на преступления, совершенные под знаменами религии. Контраргумента здесь два: 1) фанатизм противоречит заповедям Христа; 2) атеистический фанатизм (в России, Франции, Испании, Мексике…) привёл к значительно бо́льшим жертвам, чем религиозный.

Что такое фанатизм? Кого можно назвать фанатиком?

иеромонах Иов (Гумеров)

Фанатиками (лат. fanaticus – исступленный; связано с корнем fanum – капище) в древности называли служителей языческих культов, действия которых часто сопровождались проявлением неистовства. В 3-й книге Царств содержится рассказ, как жрецы Ваала отправляли свой культ на горе Кармил: И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним ().

Святые отцы не применяли к христианам этот термин, как генетически чуждый началам христианской веры и имеющий определенную семантическую обусловленность. Различным уклонениям от здоровой христианской веры они всегда давали точные названия. Часто в патристике употребляется выражение ревность не по разуму, неразумная ревность . «О всяком деле, если делаешь оное без размышления и исследования, знай, что оно суетно, хотя и благоприлично, потому что Бог вменяет правду по рассудительности, а не по действованию нерассудительному» (Преп. . Слова подвижнические . Слово 89. О вреде неразумной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной, и о помощи, какая бывает от кротости и других нравственных качеств ).

Причины ревности не по разуму бывают разные: гордость, тщеславие, самомнение. Особо опасно такое неразумное рвение, когда ее питает демонская лесть: «Так, иного научает он жестоко изнурять тело свое постом, бичеванием, спанием на голой земле и другими подобными озлоблениями плоти для того, чтобы он или впал в гордыню, возмечтав, что великие совершает дела» (Преп. . ).

Святые отцы пишут также о разрушительных последствиях подобных уклонений от здоровой христианской веры: «Бог наш есть Бог мира, и все Божие мир приносит. И ревность по правде, когда она от Бога, бывает мирна, кротка, ко всем сострадательна, даже и к тем, кои нарушают правду. Посему уразумеете, что разжигавшая вас лютость ретивая не от Бога. Враг подсел к сердцу вашему и распалил его так неестественно…» (Святитель . ).

Слово фанатизм стало активно применяться с XIX века людьми неверующими и либерально настроенными христианами, отпавшими от многовековой традиции, против тех, чья религиозность не ограничивается холодным исполнением обрядов. В 20 веке в атеистическом лексиконе оно стало одно из самых употребительных понятий. Неопределенное и расплывчатое по смыслу, оно оказалось очень удобным в эпоху массового неверия для осуждения всякой религиозной активности, не укладывающейся в рамки привычного сознания. Стоит человеку, который три-четыре раза в год заходит в храм (получить крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда на работе неприятность), начать посещать каждый месяц, знакомые начинают говорить, что он стал фанатиком…

Священное Писание научает нас с великой ответственностью относится к слову. «Не одинаковое слово скажешь: иное оживит, а иное убьет душу твою и, может быть, душу ближнего твоего. Потому и сказано: слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено () (Св. прав. . Моя жизнь во Христе).

Религиозный фанатизм

игумен Игнатий (Душеин)

Религиозный фанатизм. Еще недавно это понятие ассоциировалось лишь со школьным курсом истории времен СССР. Но что-то изменилось. И не только у нас, но и во всем мире. Теперь словами “экстремизм”, “фанатизм”, “фундаментализм” пестрят все газеты, а каждый второй политик говорит о “терпимости” и “толерантности”.

Однако очень часто одни и те же понятия для разных людей могут означать совсем разные вещи. Что же такое религиозный фанатизм?

Для нерелигиозного человека проявлением религиозного фанатизма может казаться любое проявление религиозности вообще. Пошел в и стал соблюдать посты – фанатик; говорит о том, что аборты – грех – экстремист; ну а если помянул добрым словом Царскую Россию – то просто великодержавный шовинист.

Таким образом, для людей нецерковных понятия “верующий” и “фанатик” практически тождественны. Напротив, для православного человека обвинение в фанатизме звучит по меньшей мере оскорбительно.

Что означает само слово “фанатизм”? “Фанатикос” – с латинского переводится как “исступленный”. Воспитанные на западных фильмах современные россияне именно такими и представляют верующих – нетерпимыми, исступленными, запостившимися, с горящими от нездорового экстаза глазами.

Однако подобное состояние с точки зрения православной аскетики может оцениваться только отрицательно. Православие – вообще религия трезвости. Трезвости духовной. Оно не зовет человека к возвышенным духовным состояниям, не приглашает взлетать с помощью воображения или эмоций в заоблачные дали для общения с ангельскими чинами и ликами святых угодников. Напротив, от таких “полетов” оно категорически предостерегает.

Православие всего лишь предлагает человеку трезво, без розовых очков взглянуть на себя. Присмотреться внимательно к тому, что внутри, в сердце. Увидеть то, что там реально происходит.

Фанатизм совершенно чужд, противоестественен нормальной православной духовности. В Православии есть понятие о “ревности по Боге”. Пример людей, проливших свою кровь за веру – мучеников – всегда был и остается славой и похвалой Церкви. Не есть ли это проявления фанатизма?

Ведь во всех народах и во все времена прославлялись те, кто отдал жизнь за свой народ, страну, просто за ближнего. Да и вообще, если у человека в жизни нет чего-то, что сам он ценит выше своей жизни, то это означает лишь то, что он еще не возвысился над уровнем только животного состояния.

Вопрос в другом: человек сам готов умереть за свою веру, или он готов за это убить других людей, пусть даже ценой своей жизни? И вот здесь христианин и видит границу между готовностью к самопожертвованию и фанатизмом.

Для христианина неприемлема сама мысль о насилии над чужой свободой. Это органически вытекает из христианского учения о Боге: Бог Сам по отношению к людям не допускает со Своей стороны никакого насилия. Христианин будет защищать свою свободу, в том числе и с оружием, но он никогда не будет посягать на свободу другого. Фанатизм же как раз и стремится путем насилия утвердить во всем мире свои “истины” .

Фанатизм равнодушен к духовному совершенствованию человека, его цели находятся в этом, “земном” измерении. Совсем не то в Православии. Духовная жизнь православного человека вся направлена внутрь себя. Христианин все свои проблемы видит в себе, именно там – центр его борьбы, там, в его сердце “диавол с Богом борется” , и там, в глубине сердечной, под завалами грехов и страстей скрыто то сокровище – Царство Божие – ценнее которого нет ничего в мире. В этом главное отличие “религиозного рвения”, “духовной ревности” от фанатизма.

Это не означает, что все происходящее вокруг абсолютно не беспокоит православных. Просто главный фронт борьбы за спасение души именно в душе, а не в Думе и не в окопах. Апостол Павел писал: “… наша брань (борьба – и.И.) не против крови и плоти (то есть людей – и.И.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” . А духи злобы не угрожают нам автоматами или “поясами шахидов”, они врываются в наши сердца вместе с гневом, ненавистью, гордостью, похотью, алчностью, другими страстями.

Там, где теряется правильный вектор духовной брани, и начинается борьба не с духами злобы, не с собственными страстями, а с “плотью и кровью” – с людьми, там и возможно возникновение религиозного фанатизма.

Возможны ли такие явления в Христианстве? При нормальной духовной жизни – нет. При ее искажении – да. Именно поэтому исторические примеры религиозного фанатизма мы находим не только в иных религиях, но и во многих христианских сообществах, отпавших от полноты Православной Церкви.

Ислам, зародившись в Аравии, огнем и мечем покорил пол мира. Католицизм пытался утвердить свое господство с помощью крестовых походов. Протестанты, колонизируя Америку, осуществляли геноцид туземного населения. Различные секты часто устраивали кровавые расправы над теми, кто не спешил искать спасения души у их лидеров .

Для Православия же наоборот характерно терпимое отношение к людям другой веры. Твердо настаивая на том, что именно Православная Церковь обладает полнотой Истины, Православие не призывает уничтожать тех, кто так не считает. Православная Россия за тысячу лет освоила огромные территории, но нигде не пылали костры с язычниками, буддистами или мусульманами . Многие народы обратились в Православную веру, но всегда силой проповеди, а не силой оружия. Те же народы, которые вошли в состав Российской империи со своими верованиями, никогда не притеснялись по религиозному признаку. Более того, из казны Православной Империи строились мечети, содержались ламы и муллы.

Когда хотят обвинить православных в фанатизме, то обычно вспоминают старообрядческий раскол XVII-го века. Действительно, трагические события, связанные с расколом, произошли не без вины высших иерархов. Но можно ли рассматривать старообрядческий раскол как явление органически характерное для Православия? Скорее наоборот. Отсутствие элементарного духовного образования у народа, излишнее обрядоверие, пристрастие к мертвой букве и к преданиям человеческим – все это искажения, а не нормальное состояние Церкви. А ведь именно это послужило причиной раскола. Репрессии против старообрядцев осуществляло правительство, а не Церковь. Достаточно вспомнить, что протопопа Аввакума казнили тогда, когда сам патриарх Никон уже был низложен и сослан. Преследования старообрядчества было вопросом актуальным для государства, и именно под его давлением церковная иерархия их оправдывала. Церковные же прещения на раскольников были наложены не Российскими епископами а Восточными Патриархами.

Как уже было сказано, фанатизм для Православия не характерен вообще. Он возникает в результате неправильной духовной жизни. В сектах же, где о правильной духовной жизни не может быть и речи, для фанатизма самая питательная среда. Не ушли еще из памяти газовые атаки адептов “АУМ Синрике”, воинственные призывы “Белых братьев”, регулярно появляются в прессе сообщения о преступлениях сатанистов.

Только правильные духовные ориентиры, правильная духовная жизнь, могут уберечь человека от фанатизма. И Православная Церковь предлагает средства, способные уберечь общество от опасности эскалации религиозного экстремизма.

“Вы – соль земли ”, – сказал Господь апостолам, первоначально составлявшим Церковь. Церковь – соль земли. Что такое соль? Первый из известных людям консервантов. То, что препятствует гниению. Чем дальше люди уходят от Церкви, тем явственнее запах тления. Без Церкви мир протухнет, растлится в своих беззакониях. Одно из следствий духовного гниения – фанатизм, и только Церковь может без ОМОНа и Спецназа противостоять ему.

Необходимость отстаивания своей позиции очевидна, особенно если есть желание быть успешным. Но бывает, люди слишком далеко заходят в этом вопросе, возводят свою точку зрения в ранг абсолюта, теряя способность слышать другое мнение. Такие чрезмерно увлеченные последователи встречаются во многих сферах жизни, но больше всего удивляет религиозный фанатизм и экстремизм, так как в храме абсолютно не ожидаешь увидеть озлобленных людей, готовых на самые ужасные поступки ради своих убеждений.

Примеры религиозного фанатизма

Слишком большое увлечение религиозными идеями, желание сделать культ из своих религиозных убеждений или духовного лидера называют фанатизмом. Такое психологическое состояние человека обуславливает безоговорочную веру в какую-либо идею. Нередко фантики стараются навязать свои окружающим, причем способы для этого могут быть использованы самые разные. Примеры религиозного фанатизма можно найти в православии, исламе, иудаизме, католицизме и даже буддизме. Последнее время благодаря громким терактам в общественном сознании прочно утвердилась мысль, что религиозные фанатики – все сплошь мусульмане, но это не так.

Возможно, другие случаи и не получают настолько громкой огласки, но люди, убежденные в своей вере, готовые за нее умирать и убивать, есть везде. Достаточно вспомнить историю: крестовые походы, инквизиция, акты самосожжения староверов во время реформ Никона – все это яркие примеры религиозного фанатизма в христианстве, в том числе и православии. Поэтому не стоит на основании последних событий считать какую-то веру плохой или хорошей, здесь дело в организации, а не в самих догматах. Кроме того, разрушить человеческую жизнь можно и без массовых убийств, если вам доводилось общаться с фанатиком, то можете представить, насколько тяжело видеться с ним ежедневно. А если такие люди имеют еще и влияние в обществе, то нормальная жизнь становится практически невозможной. Поэтому стоит научиться распознавать зачатки фанатизма, чтобы уберечь себя и близких от подобного затуманивания сознания.

Причины религиозного фанатизма

Нужно различать причины разжигания и возникновения религиозного фанатизма. В первом случае преобладают политические предпосылки, так как над крайне увлеченными людьми, не способными к самостоятельным рассуждениям, власть захватить гораздо проще.

А вот что толкает людей становиться фанатиками? На этот счет мнения исследователей расходятся. Одни утверждают, что причиной является страх перед окружающей реальностью, и люди просто ищут способ почувствовать себя в безопасности, поэтому и стараются влиться хоть в какую-то группу единомышленников. Следствием такого страха становится агрессивность по отношению к остальным людям, так как в каждом, по мнению фанатика, таится угроза. Другие полагают, что религиозный фанатизм – это следствие недостатка любви в сердце человека, из-за неумения сочувствовать и сопереживать он старается всем навязать свою волю, считая себя единственным источником спасения для окружающих. Но как бы там ни было, страх или не любовь, все это лишь следствие одной общей причины – несовершенства психики, неумения человека адекватно воспринимать реальность и реагировать на нее. Так что избежать фанатизма можно только путем , необходимо тренировать свой разум, не стесняясь подвергать сомнению слова любых авторитетов, и не забывать о духовном наполнении, так как появление пустоты будет способствовать заполнению некачественными идеями и смыслами.

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм - это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно - морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.

Истоки религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм - это приверженность к определенному вероисповеданию и его традициям, которая сочетается с нетерпимым, часто агрессивным отношением к тем, чья точка зрения отлична. С момента, когда человечество обрело свою первую религию, и по настоящее время наблюдается одна и та же тенденция - приверженцы того или иного духовного течения рано или поздно возводят его постулаты в ранг неоспоримой правды. И несмотря на то что большинство религий несет в себе весьма похожие истины, так называемые фанатики не просто остаются им верны, они пытаются сделать их монопольными и навязать как можно большему количеству людей. Всемирная история знает массу примеров религиозного фанатизма, к коим можно отнести и инквизицию, и крестовые походы, и массовые самосожжения во имя старой веры… Причем в разные времена отношение общества к данному явлению было весьма различно. В перечисленных примерах имеет место и религиозный фанатизм в высших кругах, и точечные сопротивления инакомыслию. И в том и в ином случае любой перекос убеждений и веры в сторону эмоций и непримиримости несет в себе серьезную угрозу благополучию отдельных людей и государства в целом.

Религиозный фанатизм сегодня

В наше время примеры религиозного фанатизма можно найти во всех массовых религиях. Хотя имидж самого агрессивного вероисповедания приобрело мусульманство в связи со значительным количеством террористических актов, от которых содрогаются десятки стран на протяжении уже многих лет. Тем не менее влияние фанатизма может быть весьма губительным и без насилия. Например, родители-фанатики могут воспитывать своего ребенка вразрез с современными канонами развития и социализации человека. Известны случаи, когда в современных семьях, посещающих религиозные секты, вырастают неграмотные дети, потому что лидеры духовного течения, которому привержены родители ребенка, считают неправильным обучать детей женского пола грамоте. Католическая церковь резко отрицательно относится к абортам и предохранению от нежелательного зачатия. И хотя общество постепенно выработало довольно толерантное, а иногда и одобрительное отношение к прерыванию беременности, в некоторых странах или их отдельных регионах аборты до сих пор запрещены, что тоже принято считать проявлением религиозного фанатизма. Иногда крайняя нетерпимость людей не вредит никому, кроме них самих. Например, ярые буддисты не навязывают своей веры окружающим, не спорят, не доказывают правоты. Их фанатичность проявляется главным образом в глубоком сосредоточении, многочисленных и продолжительных духовных практиках, которые иногда доводят людей до безумия, поскольку испытания, которым они себя подвергают, зачастую немыслимы.

Отношение к фанатизму православной церкви

Православная церковь относится к этому явлению с осуждением и неприятием. Фанатизм - это грех, по мнению православных священнослужителей. Отсутствие любви ко всем людям, духовная смерть, пустословие без рассуждения не может поощряться православными. Фанатичные родители, приводящие с собой на службу маленьких детей и не замечающие усталости ребенка, его непонимания и неприятия ситуации, прививают ему не любовь к церкви, а боязнь, раздражение, нежелание приходить туда снова.

Причины фанатизма

Фанатизм - это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения. Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения. А существует и иная категория фанатиков - лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких. И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу.

Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Способы борьбы с религиозным фанатизмом

Жизнь не стоит на месте, большинство государств современного мира являются светскими. Несмотря на весьма почтительное любая держава, как правило, не заинтересована в экстремальных проявлениях религиозности. Какие же меры предпринимаются в различных странах для минимизации проявления фанатизма среди верующих? В некоторых азиатских странах за последние двадцать-двадцать пять лет было введено много запретов относительно ношения культовой одежды для обычных людей, не имеющих отношения к священнослужению. Иногда подобные запреты вызваны не столько борьбой с неистовыми фанатиками, сколько соображениями безопасности. Например, несколько лет назад Франция пошла по пути запрета ношения хиджабов. При этом данное решение стоило стране немало, учитывая непримиримое отношение мусульман к вопросам одеяния.

Очень много усилий, направленных на борьбу с религиозным фанатизмом, предпринимается в сфере образования. Детям стараются дать возможность выбора и защищают их неокрепшее сознание от натиска подкованных религиозных фанатиков. Во многих странах законодательно запрещается деятельность определенных организаций, имеющих основанную на религии идеологию.

Национальный фанатизм

Не менее страшен, разрушителен и безжалостен национальный фанатизм. Это ревностное поклонение исключительному превосходству той или иной нации или расы испещрило всемирную историю множеством примеров кровопролитных противостояний. Одним из самых ярких проявлений национального фанатизма стала идея Альфреда Плётца о делении всех людей на высшую и низшую расы, которая впоследствии положила начало Второй мировой войне.

Еще один пример - «Ку-клукс-клан», организация, насчитывавшая огромное количество людей, ненавидевших, глубоко презиравших чернокожих.

Ожесточение членов ККК привело к немыслимому количеству жертв, погибших от изощренной жестокости фанатиков. Отголоски деятельности этой организации периодически слышатся и в настоящее время.

Психологическая природа фанатизма

У фанатизма, развивающегося в крупных масштабах, как правило, есть причины общественного или политического характера. Экстремальное проявление веры всегда выгодно кому-то, кроме неистовых приверженцев. Но что же делает таковым конкретного человека? Почему один становится фанатиком, а другой, несмотря ни на что, продолжает идти по своему жизненному пути, не реагируя на чужое мнение и религиозные догматы.

Как правило, причины становления настоящего фанатика корнями уходят в детство. Чаще всего фанатики - это люди, с ранних лет привыкшие жить в страхе и недопонимании. Ошибки в воспитании, допущенные их родителями, в осознанном возрасте оборачиваются желанием примкнуть к какой-то группе и стать ее частью, дабы почувствовать безопасность и уверенность. Однако человек не может обрести спокойствие лишь потому, что нашлись люди со схожими взглядами. Он будет продолжать переживать, беспокоиться, искать угрозу в любом проявлении инакомыслия, сражаться с убеждая всех и вся в том, что его правда - первая. Так проявляет себя фанатизм. Что это значит? Всякий, кто думает иначе, создает угрозу его с трудом обретенному покою. Поэтому взаимодействие с фанатиком дается не так просто.

Как справиться с проявлениями фанатизма у близкого человека

Фанатизм… Это что такое? Что делать, если в числе фанатиков оказался близкий вам человек? Любые проявления крайней нетерпимости и слепого поклонения, будь то самоотверженная любовь к звезде, или агрессивное желание во что бы то ни стало разделить свою веру с другими людьми - признаки нездоровой психики.

По мнению многих исследователей, фанатизм - это болезнь. Родным и близким такого человека следует со всей серьезностью подойти к решению подобного рода проблем. И если исправить ошибки, допущенные много лет назад, уже невозможно, то поддержка, понимание, устранение причин для страхов и беспокойств, своевременное обращение к психологам, побуждение к саморазвитию и укреплению психики помогут преодолеть это явление.

ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от лат. fanaticus - исступленный, неистовый) - слепая, доведенная до крайней степени приверженность религ. идеям и стремление к неукоснит. следованию им в практич. жизни, нетерпимость к иноверцам и инакомыслящим. История различных церквей, в части, христианской, знает немало примеров Ф. р. Особенно проявляет себя Ф. р. в религ. сектантстве. Характерной особенностью проявления Ф. р. является преобладание эмоц. начала над рациональным. Типы фанатиков бывают различные: от пассивно-созерцательного, мистического до активно-экстремистского. Ф. р. проявляется в различных формах: в беспрекосл. соблюдении религ. норм, обетов (напр., ) «аскетич. подвигах» (пустынничество и пр.), в навязывании «истинной веры» окружающим и т. д. Крайним выражением Ф. р. является . Ре-лиг.-фанатич. настроения используются церковью и эксплуатат. классами для разжигания ненависти к представителям др. вероисповеданий, расправы над «еретиками».

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ФАНАТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ" в других словарях:

    Религиозный фанатизм - Религиозный фанатизм это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - (фр., от лат. fanaticus иступлённый, изувер; от fanum капище, храм). Изуверство, грубое суеверие, преувеличенное религиозное усердие, преследование разномыслящих именем веры; чрезмерная привязанность к какой либо партии. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

    ФАНАТИЗМ - (от лат. fanaticus исступленный) ..1) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым др. взглядам (напр., религиозный фанатизм)2)] В переносном смысле страстная преданность чему либо … Большой Энциклопедический словарь

    ФАНАТИЗМ - ФАНАТИЗМ, фанатизма, мн. нет, муж. Образ мыслей и действий фанатика, крайняя нетерпимость. Религиозный фанатизм. Он ослеплен фанатизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Фанатизм - (лат. fanurn храм, жертвенник) 1) полная поглощенность какой нибудь идеей, мировоззрением, религией, страстная и слепая приверженность делу, идеологии. 2) доведенная до крайней степени приверженность к каким либо верованиям или воззрениям,… … Политология. Словарь.

    Фанатизм - (лат. fanaticus – исступлённый, от fanum – храм) – 1. изуверство, доведённая до крайности, до исступления преданность своей или обычно чужой вере, убеждениям, какому то человеку, сочетающаяся с нетерпимостью и агрессивностью к иным верованиям,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Фанатизм - Запрос «Фанатик» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фанатизм (лат. fanatismus от fanaticus «фанатик» от fanum «храм») слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно философской,… … Википедия

    ФАНАТИЗМ - страстная привязанность к какому либо мнению, как правило, религиозному или политическому. Именно фанатизм лежал у истоков религиозных войн и инквизиции, а сегодня может привести к войнам идеологическим. Его принцип в том, чтобы не причислять к… … Философский словарь

    Фанатизм - (лат. – исступленный, неистовый) – слепая преданность своим взглядам и убеждениям, приверженность каким либо идеям, а также стремление им неукоснительно следовать в своей практической жизни. При этом фанатизм проявляется как нетерпимость к другим … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    фанатизм - а; м. [франц. fanatisme] 1. Образ мыслей и действий фанатика (1 зн.). С фанатизмом следовать чему л. Дикий ф. Религиозный ф. Ф. коллекционера. 2. Страстная преданность чему л., приверженность каким л. идеям, взглядам. ◁ Фанатический; Фанатичный… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Затерянные города. Реальность и вымысел , Джоэл Леви. Эта книга посвящена городам древности, некогда поражавшим человечество своим великолепием и неприступностью. Однажды оставленные и обратившиеся в руины, ныне онивсе еще волнуют наше…

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...