Проезд к мощам николая. Что взять с собой? Дорога к святыне

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Антон Скрипунов. Очередь в первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в Москве начинается в районе станции метро "Парк Культуры". Под Крымским мостом волонтеры просят подходить к металлодетекторам с раскрытыми сумками. Завидев огромное количество людей вдоль всей Пречистенской набережной, паломники чуть ли не бегут к рамкам.

Мощи впервые в истории покинули итальянский город Бари. Святыня пробудет в московском храме Христа Спасителя 52 дня — до 12 июля, где ей можно будет поклониться с 8.00 до 21.00. Затем она на две недели отправится в Санкт-Петербург, а уже оттуда вернется в Италию.

Ежедневно доступ к мощам обеспечивают 400 волонтеров. Они стоят не только вдоль очереди и в храме Христа Спасителя, но и возле близлежащих станций метро — "Парк культуры" и "Кропоткинская". Их можно узнать по ярко-зеленым курткам, они просто и вежливо (наверное, сотни раз за день) объясняют куда нужно прийти, чтобы поклониться святыне. Они же помогают переходить через дорогу пожилым людям и инвалидам, терпеливо выслушивая их рассказы.

Несколько тысяч верующих образовали многокилометровую очередь к храму Христа Спасителя, чтобы поклониться привезенным из Италии мощам Николая Чудотворца.

Вдоль всей очереди, примерно на каждые сто метров, расставлены туалетные кабинки и зеленые палатки, в которых можно купить поесть и попить. Ассортимент скромный: гречка с сосиской, чай, кофе, печенье и т.д. Власти Москвы сдержали слово — цены действительно доступные. Так, гречка обойдется в сто рублей, чай или кофе — 30 рублей. Цена воды — а очередь идет под солнцем вдоль проезжей части — составляет 50 рублей.

Опыт предыдущих принесений святынь однозначно учтен: чувствуется, что все действия отлажены как волонтерами, так и полицией. Паломников "разбивают" на сектора по 100-150 человек. Когда в следующем секторе появляется свободное пространство, туда запускают людей из предыдущего. Поэтому можно посчитать примерное число людей. В середине дня их явно было не больше пяти тысяч.

Богословие в массах

С Пречистенки открывается живописный вид на Москва-реку. Из-за этого одна женщина отстала от своей семьи. "Пропустите меня (в следующий сектор), я просто фотографировала!" — плачется она полицейскому. "Нет, не положено", — отрезает он.

Действительно, никаких "вип-пропусков" нет. Минуя очередь к мощам можно попасть только колясочникам и инвалидам на костылях, да и то по предъявлении подтверждающего инвалидность документа. Также беспрепятственный доступ получают мамы с грудничками. Для этих групп предусмотрен отдельный вход. Но поскорее добраться до святыни хотят и в основной очереди.

"Пропустите женщину! Она инвалид, у нас даже справка есть, мы из Сибири приехали!", — возмущается паломница в платке лимонного цвета. Полицейский спокойно отвечает: "Поймите, тут каждый пятый стоит с такой же справкой".

"Да если бы я знал, что так можно — тоже справку сделал!", — обиженно говорит пожилой мужчина в потертой джинсовой куртке. "Да бросьте вы такое говорить! Инвалидом быть плохо!", — отвечает сибирячка. "Да я знаю все…Я так, всего лишь одноразовую!", — бодрится он.

Чтобы скоротать ожидание, кто-то тихонько молится, кто-то фотографирует все вокруг, кто-то, опершись на заграждения, курит. Несмотря на то, что паломнические группы из епархий пребудут только во вторник, помолиться Николе Угоднику сегодня приехали со всех уголков России.

"Я специально приехала сюда из Красноярска, чтобы помолиться святителю", — рассказывает Татьяна. Ради этого она с дочерью сняла ненадолго квартиру. То, почему она приехала к мощам именно сейчас, несмотря на то, что из России их увезут аж 28 июля, она объясняет так: "Летом жарко, да у меня еще курс химиотерапии запланирован, хочу успеть". Именно она пыталась пройти через заграждение по справке.

"Что ж, будем стоять до победного. Недаром сюда из-за тридевять земель приехали", — говорит она окружающим.

Тут в диалог вклинивается молодая женщина в стильном клетчатом платье: "Здесь нет счастливых, сюда все приходят со своими бедами. Вы поймите, ведь когда вы стоите здесь, к святителю, вы проходите испытание. Как вы здесь стоите, так вам и воздастся".

"А я считаю, что такой подход (паломничество как испытание - ред.) — неправильный!", — отвлекается от чтения акафиста Николаю Угоднику бабушка в сером платке.

"Правильный, правильный!", — возражает стоящая сзади женщина.

Смотрящие в крестах

Несмотря на то, что около храма Христа Спасителя ограничено движение, пробок на Пречистенской набережной с 12 до 17 часов не было. Одну из полос занимают полицейские автозаки. Иногородним паломникам немного непривычен шум машин, но они терпеливо переносят и это испытание. Когда мимо очереди проехал мотоцикл с большими колонками, откуда громко звучала одна из песен немецкой рок-группы "Рамштайн", лишь немногие обратили на нее внимание.

В очереди осведомленные паломники сразу предлагают зайти в интернет и посмотреть всю информацию о сроках пребывания святыни и том, как, кому и куда нужно подходить. Вдоль всей очереди дежурят священники восточного викариатства Москвы.

Викарий восточного округа столицы, глава Синодального отдела по благотворительности Московского патриархата епископ Пантелеимон (Шатов) проходит вдоль всей очереди. "Христос воскресе! Ну как вы тут, родные мои, устали стоять?" — интересуется он у паломников. Верующие подходят к нему за благословением, что-то спрашивают. Один мужчина, из Таганрога, очень долго на что-то жаловался владыке. Тот терпеливо его выслушивал.

"Священники восточного викариатства несут дежурство вдоль очереди, которая стоит к мощам, с семи утра до десяти вечера. Еще несут дежурство клирики (духовенство) Московской областной епархии. Они следят за порядком в очереди, отвечают на вопросы людей", — поясняет епископ.

"Скоро будет ужас"

Уже в самом храме Христа Спасителя верующих просят вставать по двое и молиться заранее, не у самих мощей. К ковчегу люди подходят с двух сторон без всяких задержек, тех, кто медлит, вежливо берут под руки, и подводят к святыне.

"Мы это называем игрой в локотки", — шутит один из волонтеров.

Поток людей движется довольно быстро. Сегодня доступ к святыне начался на час раньше запланированного — храм успели подготовить к приему паломников после патриаршей службы.

"Стояла где-то три с половиной часа. С половины первого. Но когда вы молитесь, читаете книги, акафисты, то наоборот, все проходит быстро", — делится на пороге храма своими впечатлениями паломница.

Кто-то, лишь покинув храм, задерживается на его ступенях, чтобы поблагодарить Николу Угодника за пройденное испытание. В Русской православной церкви ожидают, что мощам Николая Чудотворца поклонится больше людей, чем поясу Богородицы — 3,5 миллиона человек. Возможно, в последующие дни будет намного больше людей.

"Алло, я на "Парке культуры", стою к мощам. Когда ты еще попадаешь к Николаю Чудотворцу? Сегодня очередь большая, но в следующие дни будет вообще ужас. Ты подумай хорошенько!", — кричит в трубку на всю очередь один из паломников.

Протоиерей Игорь Фомин о том, что отвечать на критику очереди к мощам святителя Николая, нужно ли «мучить стоянием к святыне» маленьких детей и будет ли толк от стояния, если человеку нет дела до Христа.

Почему мы «приватизировали» святителя Николая?

– Отец Игорь, самый частый об очереди к мощам святителя Николая Чудотворца: зачем стоять туда, если в одной Москве – 25 храмов с частичками мощей того же святого. Что на это ответить?

– Церковь – это организм, общность, и мы являемся частичкой этого большого-большого единого организма. Церковь объединяет нас в Евхаристии, в молитве, и она нам дает возможность всем вместе поучаствовать в едином большом торжестве – это поклонение мощам cвятителя Николая.

Причем мы знаем, что в мире есть множество поместных православных церквей. Но именно Русская Православная Церковь – так сложилось – особенно прибегает к святителю Николаю. С чем это связано? Очень трудно сказать, может быть, мы на него очень похожи, хотя он никогда и не был на Руси.

– Чем же?

– Может быть, своей горячностью, причем в любом вопросе, даже в таком, как заушение Ария, и в милосердии тоже. Одним словом, мы «приватизировали» святителя Николая и от этого только получаем пользу. Церковь нам дает возможность всем вместе прикоснуться к святыне, причем, преодолевая определенные трудности: трудности в виде очереди к мощам.

– А в вашем храме есть частица мощей Николая Чудотворца?

– Да! Милостью Господней мы получили эту частичку от человека, который строил нам временный храм – храм святителя Николая. Это для нас был великий дар. Но я всех своих прихожан все равно призвал обязательно сходить к мощам в храм Христа Спасителя.

Я буду служить там, но с семьей мы обязательно тоже пойдем в очередь, будем стоять, как и все: у нас не будет vip-прохода слева, справа, сверху, снизу. Потому что стояние в очереди – это маленький подвиг.

– Можете пояснить, в каком плане это подвиг?

– Взаимоотношения святых и нас, еще воинствующей Церкви («Церковь воинствующая» – так называют христиан, живущих ныне на земле, «Церковь победившая» – это христиане, достигшие Царствия Небесного – ред.), это, на мой взгляд, всегда родительско-детские отношения. И отношения Бога и человека – родительско-детские. Мы видим, как Господь проявляет милость к нам, и должны понять, как же проявить в ответ благодарность.

Мне кажется, здесь и кроется ответ на вопрос, зачем стоять к мощам в храм Христа Спасителя много часов. Потому что родитель всегда делает что-то необычайно хорошее для своего ребенка, а ребенок, воспитанный и наученный, хочет за это как-то сказать «спасибо». Как же он это сделает? Он может приготовить маме и папе бутерброд; может нарисовать родителю какую-нибудь каляку-маляку; или сделать что-нибудь совершенно потрясающее, замечательное из твоих обоев, так что придется потом заново делать ремонт.

Ребенок благодарит родителя совершенно неумело, но – от всего сердца, так, что это намного дороже каких-нибудь бриллиантовых сережек или элитных запонок, швейцарских часов. Поэтому родители, бабушки хранят наши детские рисунки, далеко не Пикассо, а нечто ужасное и непонятное, или поделки из глины, о которых если не сказать, что это ваза, то и не поймешь. Но она сделана ребенком маме на день рождения в 5-6-летнем возрасте, и это ценно!

Тот, кто хоть как-то, хоть немножко был связан в молитве со святителем Николаем, понимает, что святой исполняет прошения. Как это ни ужасно, ни странно и ни радостно, он исполняет наши прошения…

– Почему это ужасно?

– Потому что мы не всегда просим нужное и необходимое, а святитель Николай почти всегда исполняет эти просьбы, вот это удивительный момент.

– Это ваш личный опыт?

– Это опыт пасторский, скажем так, то, что я вижу, что выпрашивают и прихожане и окружающие меня люди, а потом не знают, что с этим делать…

Не способен на подвиг – не способен и на доброе дело

– Но, что бы мы ни просили, стояние в очереди – это наш маленький подвиг! Нужен ли он святителю Николаю? Нет, не нужен. Нужен ли он Богу? Наверное, тоже не нужен. Когда ребенок играет в кубики, эта игра родителям не нужна. Но, когда тебя малыш зовет играть с ним, ты идешь, хотя охотнее бы прилег отдохнуть и книжку почитал, или подготовился бы к завтрашнему дню. Играешь и понимаешь: действительно, какая замечательная игра! Сейчас мы построили из кубиков домик для какого-нибудь Чебурашки. А этот Чебурашка, оказывается, очень мило играет с Крокодилом Геной. Для родителей это умилительно, замечательно и прекрасно. А если вдруг родитель видит, что в этом домике Чебурашка «впаривает» наркотики Крокодилу Гене, то, естественно, он будет напрягаться и думать: «А, может быть, браться за ребенка, браться за ум?»

Господь видит, во что мы играем здесь, на Земле. Играем ли мы в умных и рассудительных философов, которые говорят, что надо или не надо стоять в очереди? Играем ли в тех простаков, которые стоят в этой очереди? Или в каких-либо супер-пупер богословов? Господь на это всё смотрит.

Наша «игра» в то, что мы стоим в очереди, наверное, не будет осуждена Богом, а будет дополнением к молитве о нас святителя Николая.

Поэтому я считаю, надо постоять. Надо посмотреть на себя: возникнет ли у тебя раздражение, или, наоборот, умиление, будет ли терпение или жертвенность помочь кому-то в этой очереди?

Я помню, когда мы стояли к поясу Пресвятой Богородицы, люди вокруг были совершенно разные. Стояли там же, где и сейчас стоят – где плавают корабли с музыкой и танцующими людьми. Кто-то пил энергетики, кто-то играл в телефоне в игры, в карты и тому подобное. И… это было прекрасно.

– Почему?

– Потому что лучше молодые люди будут стоять здесь, чем – сидеть на спинках лавочек и плевать через губу. И потом, мы не знаем, как коснется их сердец это стояние к святыне. Может быть, это воспоминание когда-то и где-то на них так подействует, что станет решающим, поворотным моментом в жизни. Скажем, человек начнет женихаться к какой-нибудь красивой девушке и упомянет вдруг, что он стоял в очереди к поясу Пресвятой Богородицы, и это будет последним и решающим аргументом, чтобы поразить ее сердце. Мы не знаем, как это отзовется. Но то, что это положительный момент – безусловно.

– Есть еще важное возражение: что лучше бы те часы, что потрачены на очередь, люди бы потратили на посещение хосписов, больниц, детских домов и какую-то другую полезную деятельность. Что тут сказать?

– Это мы, кстати, можем услышать не только из уст противников Церкви и атеистов, но и из уст церковных людей. Мне кажется, человек, не способный на подвиг стояния в очереди, не способен и на подвиг сходить в хоспис. Если он здесь не способен проявить себя, то не проявит и в другой, более тяжелой области, такой, как уход за тяжелобольными и помощь в детском доме. Причем, я хочу разграничить: помощь в детском доме деятельная, а не подарками, не подачками, которые никому не нужны.

Поверьте мне! Совсем другое дело – прийти и отдать хотя бы маленькую частичку себя конкретному ребенку, который больше всего нуждается во внимании, а не в колбасе или игрушке. Я говорю это ответственно, потому что мы не только в Москве и в Московской области ездим в детские дома, но и за пределами Московской области, где дети ходят в разных ботинках. Даже там они все равно нуждаются, в первую очередь, в общении.

И я считаю, что она очень хороша именно для городских жителей. У нас же все расписано по секундам: сон по секундам, еда по минутам. Наверное, только на соцсети отведено неограниченное время, которое пропадает, а все остальное очень серьезно регламентировано. Мы нигде не остаемся наедине с собой, мы этого боимся! Приезжаем на дачу, и пока телевизор не включили, нам кажется, что окружающая нас тишина убивает. Мы, городские жители, не умеем ждать, нам подавай всё и сразу! Если на 2 минуты раньше закрылась поликлиника или на минуту позже открылась – всё, мы уже в панике начинаем кричать: «Где же справедливость?!»,« Доколе это будет продолжаться?!». У нас нет терпения.

А очередь очень хорошо тебя останавливает: постой неопределенное количество времени – кто-то стоит час, кто-то три часа, кто-то – пять. Ты не знаешь, сколько простоишь. Побудь наедине с собой, помолись! Да, допустим, ты прочитал уже все акафисты, все молитвы, уже в соцсетях побывал, селфи сделал. А теперь – просто постой и помолись. Даже не помолись, а помолчи, побудь наедине с собой.

Вы помните, наверное, прекрасный рассказ о том, как к митрополиту Сурожскому Антонию пришла монахиня и говорит: «Батюшка, я двадцать лет молюсь, и Бог мне не отвечает». Он сказал: «А ты пробовала помолчать, чтобы услышать ответ? Ты не даешь Богу возможности говорить с тобой».

Очередь тоже к этому нас располагает. Побудьте в толпе наедине с собой – это принесет неизреченную пользу!


Фото: Ефим Эрихман

Родители подвижничают, а дети плачут?

– Отец Игорь, многие берут детей в очередь – детей старше года, которые не могут пройти по льготам. Некоторые малыши устают, они там плачут, им тяжело. Но они не выбирали это стояние – просто пришли вместе с родителями! Получается, родители подвижничают, а дети плачут. Как здесь быть? Брать детей или нет?

– Я считаю, что надо обязательно брать. Даже маленьких детей. Но – их надо к этому готовить.

– Как?

– Им надо объяснить, куда и зачем мы идем, что будет, о чем ты можешь помолиться. Причем это не делается прямо накануне, пока ты им завязываешь шнурки на ботинках. Это делается заранее. Нужно сказать: «Мы идем, чтобы молиться о том и о том. Может быть, у тебя есть какая-нибудь нужда, может быть, у тебя есть, за что поблагодарить Бога и проявить такой подвиг?»

В очереди к поясу Богородицы мы тоже стояли с маленькими детьми. Все были очень воодушевлены, настроены достоять до конца. Но стало холодно, мокро, и мы все-таки ушли из очереди. Однако мы детей всячески поблагодарили за то, что они сходили, проявили подвиг, дома им устроили даже торжественный ужин. Сколько ребенок смог, столько и выстоял! Некоторые взрослые не выдерживают, начинают нервничать, капризничать, биться в истериках, а уж что говорить о детях!

Слава Богу, наш Господь не бюрократ, то есть не обязательно отстоять от самого начала, для того, чтобы получить благодать. Помните историю о том, как один святой дошел до Иерусалима, но посчитал себя недостойным войти в святой город, а только взял три камушка оттуда и ушел. И вдруг иерусалимский Патриарх Софроний говорит: «Остановите паломника из Грузии! Он всю благодать унес!». Здесь – то же самое. Бог смотрит на наши с вами намерения. Он понимает, что у каждого – силы ограничены. Самое главное: к чему мы стремимся.

В следующий раз ребенок пойдет уже не на 30 минут, а на полтора часа. И, Бог даст, когда он вырастет, то это событие останется в его памяти. Так что не надо подходить к очереди начетнически: отстоять, приложиться, прочитать акафист – и всё, будет мне счастье! Не всегда. Если так механически, рыночно подходить – я тебе, ты мне – то ничего не будет.

– Как относиться к словам критиков этой очереди о том, что очень многие стоят, не зная толком, зачем? Или относятся к мощам по-язычески: «я приложусь, святитель исполнит мои желания, а дальше мне до Церкви нет дела»?

– «Захочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах» – мы же прекрасно знаем эту поговорку. Сейчас тебе нет дела до Церкви, но ведь ты можешь приложиться, всё просимое тобой исполнится, и после этого ты без Церкви жить не сможешь! Придешь туда, где все твое свершенное наполнится жизнью, смыслом.

Критики, которые говорят, что там язычники… Ну, сейчас язычники, а завтра – верующие люди. Сейчас они находятся в состоянии потребления, как маленькие дети – они всё едят, надевают, носят, рвут, царапают, портят и тому подобное. А потом вырастают и начинают с таким уважением относиться к твоему труду, что диву даешься. Точно так же и здесь: постоит человек, постоит, а потом в жизни обязательно встретится с Богом.

– Вам известны такие примеры среди ваших прихожан? Жизнь которых менялась после соприкосновения со святыней.

– Один из первых благотворителей журнала «Фома», который несколько лет финансировал журнал и дал ему жизнь, и при этом шел на совершенно неимоверные подвиги: когда у него не было средств платить за журнал, он продавал квартиру и давал деньги.

Так вот он организовал паломническую поездку в Иерусалим, причем не первую по счёту, но во все предыдущие он ездил, скорее, как скептик: смотрел на нашу веру. Придя в Иерусалимский храм, он приложился к Камню Помазания, как и все, чтобы не выделяться из общей череды. Но, по его словам, поднялся он от этого Камня Помазания совершенно другим человеком! Он поднялся верующим.

Таких случаев очень много. Перерождение человека – это настоящее чудо. Как было с апостолом Павлом: он сегодня еще был гонителем, и вдруг через три дня превращается из Савла в Павла, в апостола. Таких людей, которые полностью изменят свою жизнь, я полностью уверен, в очереди будет очень много.

Будут ли там отпавшие от Церкви? Обязательно будут, и в этом ничего нет удивительного. В последней главе Евангелия от Матфея рассказывается о Вознесении: как многие увидели это, развернулись и ушли, отпали от Церкви. Осталась только горстка учеников.

А для других – всё, закончилась «кормушка»: Он с нами побыл, мы в чудесах покувыркались, хлебушка наелись, рыбкой напитались, нам было интересно, познавательно, интеллектуально, весело, хорошо, но дальше мы идти не способны. Да, и такие тоже будут. Это жизнь! На какое-то время они отпадут, потом – придут, и ничего здесь страшного для Церкви нет. Это больно для Бога как любящего Отца, но Господь нам дает свободную волю, и мы ею вправе пользоваться, как угодно.


Фото: Эфим Эрихман

Пробки, перекрытые улицы и плохая организация…

– Давайте опять вернемся к критикам.

– С удовольствием.

– Вот вы говорите про свободную волю. Свободная воля одних людей – стоять в очереди на набережной Москвы-реки к мощам, а свободная воля других – как обычно ездить по центру города. Они не хотят стоять. Но вынуждены терпеть неудобство из-за тех, кто хочет. Даже некоторые люди церковные этим возмущаются, мол, разве нельзя было привезти мощи в храм на окраине города. Что можно ответить тут – про пробки, про перекрытые на два месяца улицы?

– Да, это действительно неудобно для некоторых людей. Но если раньше полностью перекрывались какие-либо улицы, сейчас этого уже нет: движение перекрывают частично. И даже если это создает кому-то неудобство, оно, я думаю, тоже засчитается как своего рода подвиг.

А потом, обратите внимание: сейчас лето, дети разъехались на каникулы, взрослые – в отпуска. Так что все очень грамотно было спланировано в принесении этих мощей.

Есть еще момент: мы всегда чем-то недовольны. Недовольные найдутся всегда: почему перекрыли, почему не перекрыли, почему дождь идет, почему не идет?..

– А как вы относитесь к тому, что говорят «на святынях наживаются»? Начиная с того, что по ходу очереди стоят палатки, где продают масло, иконки, акафисты, и заканчивая тем, что вокруг таких очередей часто собираются мнимые нищие, мошенники? То есть – что принесение святыни становится поводом для кого-то заработать денег.

– Во-первых, там же нет принудительной покупки билета. Нет же такого, что ты не пройдешь в храм, если не купишь свечечку или иконочку. Человек сам выбирает. Он может дома накрутить бутерброды, взять термос и прийти. А другой знает, что без комфорта он жить не может, и поэтому готов отдать 500-1000 рублей за еду, которую ему предложат на набережной.

Но ведь кроме всяких яств платных, там есть и бесплатные: чай бесплатный в автобусах, волонтеры развозят воду, еду, раздается бесплатная литература. Молодежный отдел Московской епархии вместе с Комиссией по миссионерству и катехизации напечатал почти полмиллиона листовок для бесплатного распространения. Сейчас готовятся к печати 50 тысяч книжечек про святителя Николая. Так что там не только будет нажива со стороны, но и очень серьезная работа Церкви среди людей, которые придут.

Будут обязательно и какие-то профессиональные нищие. А как по-другому нас к милосердию сподвигнуть? Наверное, по-другому не сподвигнешь! Ведь нищие возникают не там, где хорошо подают, а там, где в этом нуждаются люди.

– Вы имеете в виду, что сами дающие нуждаются в том, чтобы подавать?

– Да, чтобы хоть так оказывать милосердие, чего-то себя лишить! Милосердие – это же всегда лишение. Меня всегда очень поражал Саров в этом плане. Я несколько раз был там, это закрытый город, где каждый друг другу знаком. И даже там есть свой нищий! Откуда он взялся, и почему он там? Никто не знает. Нищие – это лакмусовая бумажка общества. Мы думаем, что развращаем их подачками, и, наверное, бездумное откупание от нищих – действительно неграмотный подход. Но когда ты подходишь с умом к подаянию, тогда и нищие тебе сразу становятся необходимыми.

– Как вы считаете, стоит ли вообще вступать в дискуссии по поводу очереди к мощам? Допустим, вы стоите, а ваш прихожанин демонстративно отказывается от этого – тут вообще стоит спорить, что-то доказывать?

– Нет, я считаю, что, если человек задает подобный вопрос, конечно, ему надо попробовать ответить. Например, можно привести такой аргумент. Господь в Священном Писании говорит друзьям Иова Многострадального: «Я вас не послушаю, а вот если попросит за вас брат ваш Иов, его послушаю, угодника Моего».

Да, я не могу напрямую обратиться к Богу по одной простой причине – я плохой, я очень правильный, как друзья Иова, которых можно назвать религиозными догматиками. Лично я плохой, мне необходимо заступничество святых, мне хочется приобрести в их лице таких друзей, которые бы сказали: «Господи, давай послушаем его, исполни его просьбу». И Господь угодника Своего, святителя Николая, обязательно послушает.

Но если человек пытается тебя унизить в форме вопроса, наверное, дискутировать не стоит. Надо сказать: «Брат, так оно и есть – я дурак, ты умный» – и отойти.

Будьте всем довольны!

– Отец Игорь, какое ваше личное отношение к этому святому? Есть ли у вас истории, связанные с его помощью?

– Во-первых, временный храм, который мы построили, освящен в честь святителя Николая. До 1979 года на этом месте оставался остов старого храма святителя Николая – его снесли перед самой Олимпиадой-80, чтобы он не портил вид для олимпийцев, которые здесь должны были гулять. Храм снесли, кладбище сровняли с землей, деревню разрушили и поставили парк. Получается, перед Олимпиадой-80 храм снесли, а перед Зимней Олимпиадой-2014 мы начали его восстанавливать.

А события в жизни, которые связаны со святителем Николаем, они есть, наверное, у каждого. Мне тут о чем-то пока рановато говорить, на самом деле… Но я упомянул, что мне хочется стать его другом. Не потому, что я такой корыстный, желаю, чтоб меня Господь услышал, но все-таки я к народной мудрости прислушиваюсь: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».


Фото: Эфим Эрихман

– Последний вопрос. Чего бы вы пожелали тем людям, которые будут стоять в очереди?

– Что пожелать? Пожелать можно, чтобы каждый стал лучше.

Я желаю, чтобы все ваши пожелания сбылись – но даже не те, о которых вы просите, а те, которые действительно необходимы. И чтобы вы в этом увидели промысел Божий. Кто-то, может быть, обретет работу, кто-то найдет друзей, кто-то обретет свою «половину», кто-то родит первенца, а кто-то просто скажет: «Господи, я хочу выучить язык, Твой, на котором Ты говорил в земной жизни», а другой попросит о возможности построить храм и так далее. Абсолютно все что угодно можно просить! А иной человек скажет: «Мне ничего не надо. Я хочу просто побыть рядом с тобой, святителю отче Николае. Всё у меня хорошо, все у меня есть. Я всем доволен!».

Вот я желаю, в первую очередь, чтобы все наши прошения исполнились, но и вместе с тем – чтобы каждый имел довольство тем, что у него уже есть. Чтоб каждый был доволен всем тем, что совершается в его жизни.

Беседовала Валерия Михайлова

С 21 мая по 13 июля к мощам Николая Чудотворца в столичном Храме Христа Спасителя успели приложиться 1 852 200 человек. Стоять в очереди к кусочку левого ребра святого, который, если верить, помогает в самых трудных жизненных ситуациях и буквально творит чудеса, жителям и гостям Москвы приходилось от 4 до 14 часов.

В четверг ковчег с мощами святителя Николая прибыл в Петербург специальным авиабортом. Праздничное богослужение по случаю прибытия святыни в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

Тем, кто пришел раньше, пришлось стоять дольше

Доступ к мощам для паломников был открыт уже в 14 часов 13 июля, то есть на два часа раньше планировавшегося времени, поскольку, ожидая ажиотажа вокруг мощей, какой был в Москве, петербуржцы стали занимать место в очереди к ним с раннего утра. В результате, как рассказала руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова, за два часа мощам Николая Угодника поклонились 6,5 тысячи человек, из которых около ста людей с ограниченными возможностями. Они попали в Свято-Троицкий собор через специально организованную социальную очередь, которая начинается у Надвратной церкви на площади Александра Невского при входе в лавру.

Корреспондент «Общественного контроля» вышел из вестибюля станции метро «Площадь Александра Невского-2» в начале пятого вечера. Огромной толпы желающих приложиться к святыне я не увидела, зато увидела десятки сотрудников полиции и еще больше волонтеров, но никто из них, когда я целенаправленно пошла к лавре, не сказал, что в Чернорецком переулке нужно свернуть направо и перейти дорогу к дому № 8, чтобы оказаться в начале формирования очереди. Поэтому я дошла до Лаврского проезда мимо нескольких слезно молящих о милостыне женщин и, убедившись, что прохода через ограждение там нет, пошла обратно в Чернорецкий.

В это время народу прибыло, и те, кто раньше меня догадался, с какой стороны идти к мощам, попав за ограждение, ускоряли шаг и обгоняли друг друга. Некоторые бабушки вдруг переходили на бег, некоторые крепкие мужчины старательно помогали себе идти размашистыми движениями рук…

Куда торопиться? Все пройдут, - сказала своей дочери, которая тоже попыталась бежать, женщина.

Девочка лет девяти на всякий случай несла с собой складной стульчик.

Думаю, стоять четыре часа, как утром, нам не придется, народу гораздо меньше, - продолжала ее мама.

Я разговорилась с ней, стоя на первом посту перед 2-м Лаврским мостом через реку Монастырку. Там людей пропускают группами по несколько десятков человек. Это называется системой шлюзов. Оказывается, в первый день пребывания мощей Николая Чудотворца в городе на Неве моя собеседница встала в очередь к реликвии уже во второй раз.

Я с половины десятого утра тут стояла. С 12 часов к Николаю пустили представителей духовенства и военных. Моряки строем прошли - красиво. А нас начали пускать в половине второго. Не ожидали, что так быстро. Но в самом храме все еще быстрее было: на секундочку приложилась к ковчегу с мощами - и все. Помолиться и попросить толком не успела, из головы все вылетело. Сейчас вот дочку привела. Может, на этот раз успею обо всем попросить Николая Чудотворца. Читала, что одна женщина в Москве семь раз к нему приходила для этого, - поделилась своими мыслями и наблюдениями петербурженка.

Перед входом в храм для паломников проводят инструктаж

На первом кордоне стоять пришлось минут 10-15. На втором, что расположился у 1-го Лаврского моста, стояли еще меньше. Сотрудники полиции попросили заранее открыть сумки, чтобы не задерживаться у рам металлодетекторов, но лично в мою сумку никто даже не заглянул.

Надо сказать, что по дороге ко входу в Свято-Троицкий собор встретилось несколько палаток с церковными товарами. В основном - с иконами Николая Чудотворца. Есть за 100 рублей, есть - за 4 500 рублей. Удобно для тех, кто хотел приложить к ковчегу с мощами святого иконку, но забыл ее дома. К слову, в памятке паломнику, которые раздают волонтеры, говорится, что прикладывать иконки и нательные крестики к мощам Николая Чудотворца надо с боковой стороны ковчега, в котором они покоятся, в тот момент, когда сами прикладываетесь к верхней его части устами.

Там же, в палатках с церковными товарами, можно приобрести и полиграфию с молитвами святителю Николаю, и питьевую воду за 50 рублей. При мне бесплатно их не раздавали.

В Петербурге позаботились не только о пище духовной. Уже на выходе из Свято-Троицкого собора разбили летнее кафе, где можно недорого попить и перекусить: кофе - 80 рублей, винегрет - 100 рублей. Чуть подальше - биотуалеты.

Что же касается непосредственно прикладывания к мощам Николая Чудотворца, то волонтеры, направляющие паломников, при входе в храм предупреждают: «Вставайте и двигайтесь парами, молитесь Николаю Угоднику заранее, креститесь заранее, стирайте губную помаду, к ковчегу губами прислоняйтесь один раз и сразу отходите». И по всему проходу к ковчегу с мощами тебя направляют, задуматься и растеряться действительно некогда.

Некогда было даже сам ковчег разглядеть. Увидела только, что после каждого поцелуя стекло ковчега быстро протирают тряпочкой. И тут же заботливая рука волонтера отодвинула меня в сторону, чтобы освободить место для других паломников.

Мы стали участниками исторического события, - шептались рядом люди.

А на выходе из храма нам дали по маленькой бумажной иконке Николая Чудотворца с надписью: «Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В память принесения мощей святителя Николая Чудотворца из Бари в Русскую Православную Церковь. 21 мая - 28 июля 2017 года». Сказали, что эти иконки уже приложены к мощам.

Я посмотрела на время - 16.45. То есть мой путь к святыне оказался в 10 раз быстрее, чем тех, кто проделывал его в столице.

А я знала, что у нас все будет организованнее и быстрее, чем в Москве, - будто прочтя мои мысли, сказала пожилая женщина, стоявшая со мной уже в другой очереди. На сей раз - к иконе Николая Чудотворца, написанной в итальянском городе Бари и подаренной Николаю I. Она хранится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры и по случаю великого события выставлена на улице.

Я живу рядом с лаврой, прикладываюсь ко всем мощам, которые сюда привозят. Все люди быстро проходят, даже паломники, приезжающие на автобусах из других городов. Потому что нас охраняют Александр Невский и Ксения Петербургская. А в Москве - сумасшедший дом, - заявила моя собеседница.

Я улыбнулась ей, скорее, из вежливости, чем в знак согласия. Такого ажиотажа, как в столице, вокруг мощей Николая Чудотворца в Петербурге действительно не наблюдается. Но надо учитывать, что это первый день пребывания святыни у нас, к тому же - будний.

Фото Елизаветы Садковой.

Московский штаб по организации поклонения верующих к части мощей в храме Христа Спасителя пояснил, как правильно совершить паломничество к святыне.

Доступ к мощам, впервые прибывающим в Россию из итальянского Бари 21 мая 2017 года, будет открыт в Москве с 22 мая до 12 июля .

Материал по теме

21 мая 2017 года в Москву привезут мощи святителя Николая Чудотворца из итальянского города Бари. Это в прямом смысле слова «событие тысячелетия». Что такое принесение, почему мощи везут из Бари, а не Мир Ликийских, как удалось договориться с католиками и имеет ли смысл в это время ехать в Италию, читайте в наших Слайдах.

22 мая святыня будет доступна с 14.00 до 21.00 , поэтому в городском штабе рекомендуют паломникам «планировать свой визит, начиная с 23 мая », сообщает сайт , посвященный принесению мощей.

Во все дни пребывания мощей в храме Христа Спасителя доступ к ним будет открыт с 8.00 до 21.00 , в связи с чем «встать в очередь для поклонения святыне необходимо до 17.00, чтобы успеть пройти к святыне до закрытия храма».

Что касается маршрута паломничества, то верующим рекомендуется «проехать до станции метро «Парк Культуры» (кольцевая или радиальная) и пройти пешком до Пречистенской набережной (район Крымского моста), где можно будет встать в очередь и оттуда пройти к храму Христа Спасителя».

«В случае если количество желающих поклониться святыне будет очень большим, очередь будет продлена по набережной в сторону Лужников; в таком случае, верующим необходимо будет ехать до станций метро «Фрунзенская» или «Воробьевы горы»,о чем будет дополнительно сообщено в оперативном режиме», – отметили в штабе.

Для верующих, приезжающих из других епархий рекомендовано приезжать в Москву на железнодорожном транспорте.

«Верующим, которые поедут в Москву на автобусах в составе организованных паломнических групп, необходимо заранее проинформировать свое Епархиальное управление, и получить там информацию о месте парковки данного автобуса на территории Москвы», – сказано в сообщении.

Советы паломникам от городского штаба:

– взять с собой запас воды в пластиковой бутылке (в пластмассовых бутылках по 0,5л.);

– одеваться по погоде (с учетом прогнозов метеослужб);

– находиться в головном уборе;

– при наличии медицинских показаний – взять с собой лекарственные препараты, которые вы регулярно принимаете.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...