Протоиерей александр сорокин. Отец Александр, вы не монархист по своим убеждениям? Это вопрос скорее не политический

Есть такой анекдот: человек попал в другую страну и, идя по кладбищу, читает на надгробиях имена и года жизни. “1903-1976, прожил три года”, “1915-1983, прожил пять лет”. Что такое? Он спрашивает у местного жителя: “Откуда такое дикое несоответствие?”. А тот отвечает: “Мы пишем на надгробии только те дни и годы, в которые покойный сделал что-то доброе, полезное, оставил после себя заметный вклад”. Человек задумался, говорит: “Да, здорово вы придумали. Когда я умру, напишите мне на могиле: “родился мертворожденным”.
На русский язык словом “время” мы переводим два разных греческих слова: “хронос” – время как однообразное течение минут, часов, дней и лет или как момент, в который совершилось то или иное событие, и “кайрос” – время как отрезок, который наполнен чем-то существенным, неповторимым, непреходящим. “Кайрос” – время, которое не исчезает в прошлом, а имеет свой результат в настоящем. Анекдот, с которого я начал, как нельзя лучше иллюстрирует именно это понимание времени, свойственное христианской вере.
Библия, а вслед за ней и христианская догматика учит, что время – это не что-то вечное, внешнее по отношению к миру. Нет, время сотворено Богом точно так же, как и пространство, и материя. Это характеристика нашего мира. Поэтому человек зависит от времени. Отсюда и вытекает вопрос: где его взять и как им распорядиться? То, что люди не умеют управлять своим временем, ни в коем случае не является надуманной проблемой.
Библия пронизана пониманием времени как чего-то, что должно быть наполнено непреходящим содержанием. И следует помнить, что время времени рознь: “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое” (Пс. 89 :12).
Я согласен, что управление временем – это расстановка приоритетов. Планирование времени – это, в конечном счете, предпочтение чего-то чему-то. Бывает, что человек предпочитает дело безделью. Но ничего-не-делание – это тоже выбор. И это время не проходит для человека даром, с ним происходят изменения: он ничего не делает полчаса, потом целый день, неделю… и в конечном итоге превращается в патологического лентяя.
Однако тут возникает вопрос: стоит ли планировать свою жизнь, если у Бога могут быть относительно тебя совершенно другие планы? Мне кажется, стоит, но с внутренней готовностью принять любые изменения, порой неожиданные. В том, чтобы спокойно принять их, быть к ним готовым – и состоит достоинство христианина. Надо планировать свою жизнь, действовать, стремиться достигать своих целей, но при этом не считать себя вершителем своей судьбы и не стремиться во что бы то ни стало осуществлять свои планы даже наперекор воле Божией. Христианский подход сочетает планирование с осознанием того, что в конечном итоге все в руках всемогущего Бога: “Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс. 138 :16).

Здесь, конечно, возникает коллизия. С одной стороны, мы знаем, что не стоит заботиться о дне завтрашнем, но с другой стороны, в Евангелии говорится: “Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?” (Лк. 14 :28-31).
Я думаю, что это вполне можно отнести и ко времени. Надо рассчитывать свои силы: ты можешь назначить кучу мероприятий, но ничего не успеть, и будешь очень смешно выглядеть.
Я не могу сказать, что умею в полной мере управлять своим временем. Хотя иногда я и успеваю сделать все, что наметил. Это происходит, когда день строится по определенному экономичному принципу распределения времени, места, каких-то событий или мероприятий.
Может ли чрезмерное увлечение управлением временем привести к каким-либо духовным проблемам? Проблемы могут возникнуть, а могут и не возникнуть. Это как с вождением машины: если человек умеет ездить и знает правила дорожного движения, то он будет безопасно и с комфортом передвигаться. А если машина для него просто дорогая игрушка, и он плохо умеет ей управлять, то может попасть в очень большую беду.
Встречаются люди, которые страдают болезнью “пожирания чужого времени”, и это настоящее несчастье, потому что такой человек своей болезни не замечает. И просто сказать ему: “Стоп!” – не выход. Когда человек много работает с людьми (а служба священника – именно такая), то приходится вырабатывать свои приемы. Даже когда я вижу, что, общаясь с кем-то, просто убиваю свое время, я все равно стараюсь, чтобы собеседник не ушел обиженным и оскорбленным, и чтобы это время не пропало даром не только для меня, но и для этого человека. Я думаю, что каждый, кто сталкивается с подобными ситуациями, вырабатывает свою тактику “выруливания” из них.

Протоиерей Александр СОРОКИН родился в 1966 году в Ленинграде. В 1987 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. После семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию и окончил ее в 1995 году. Рукоположен во священники в 1990 году. Служил в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга.С 2004 года – настоятель собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери, с этого же года – председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Преподает в Санкт-Петербургском институте богословия и философии. Автор книг “Введение в Священное Писание Ветхого Завета” (СПб., 2002) и “Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета” (М., 2006). Женат, двое детей – дочь и сын .

Кандидат богословия, преподаватель СПбДА.

Родился 22 декабря 1966 г. в Ленинграде. В 1984 г. окончил среднюю школу №169 г. Ленинграда, в том же году поступил в Ленинградский государственный университет на филологический факультет (кафедра славяноведения, болгарское отделение). По окончании I курса в 1985-1987 гг. служил в рядах советской армии, после чего поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил в 1990 году. В том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1995 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по на тему «Имя Божие в изречениях Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна».

4 ноября 1990 года в Князь-Владимирском соборе митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) рукоположен во диакона. 10 декабря того же года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова СПбДА рукоположен им же во пресвитера с определением на служение штатным клириком в Князь-Владимирский собор. С 1995 по 1999 гг. исполнял обязанности ключаря Князь-Владимирского собора.

Со дня освящения храма святых Новомучеников и Исповедников Российских 28 марта 1998 г. определен для постоянного служения в этом храме с совмещением служения в Князь-Владимирском соборе. 4 марта 2003 г. назначен настоятелем прихода Феодоровской иконы Божией Матери.

Женат. Супруга Анастасия Сорокина руководит детским хором прихода Феодоровской иконы Божией Матери. Имеет двоих детей: дочь и сына.

С 1 сентября 2004 г. — председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Ответственный редактор епархиального журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

С 1996 г. преподает с Санкт-Петербургском институте богословия и философии (ныне данный институт является подразделением РХГА) введение в Ветхий Завет и введение в Новый Завет.

С 1997 по 2003 годы преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии катехизис и историю религий, в Санкт-Петербургской духовной академии — библейскую археологию. С 2010 г. преподает в СПбПДА зкзегетику синоптических Евангелий.

Научные интересы

Исагогика Ветхого Завета, исагогика Нового Завета, экзегетика Нового Завета.

Публикации

  • Сорокин А., прот. Спутник диакона. СПб.: «Сатисъ», 2003.
  • Сорокин А., прот. Акафист Пресвятой Богородицы: Комментарии. СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2003.
  • Сорокин А., прот. Введение в Ветхий Завет. СПб.: «Церковь и культура», 2002. 2-е изд-е: КиевЖ «Пролог», 2003.
  • Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете: Введение в Новый Завет. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006.
  • Сорокин А., прот., Зимин А.А. Судьба храма – судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. СПб.: Издательство Зимина, 2006.

Лекции в рамках проекта:

Кандидат богословия, преподаватель.

Родился 22 декабря 1966 г. в Ленинграде. В 1984 г. окончил среднюю школу №169 г. Ленинграда, в том же году поступил в Ленинградский государственный университет на филологический факультет (кафедра славяноведения, болгарское отделение). По окончании I курса в 1985-1987 гг. служил в рядах советской армии, после чего поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, которую окончил в 1990 году. В том же году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1995 г. со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по на тему «Имя Божие в изречениях Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна».

4 ноября 1990 года в Князь-Владимирском соборе митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) рукоположен во диакона. 10 декабря того же года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова СПбДА рукоположен им же во пресвитера с определением на служение штатным клириком в Князь-Владимирский собор. С 1995 по 1999 гг. исполнял обязанности ключаря Князь-Владимирского собора.

Со дня освящения храма святых Новомучеников и Исповедников Российских 28 марта 1998 г. определен для постоянного служения в этом храме с совмещением служения в Князь-Владимирском соборе. 4 марта 2003 г. назначен настоятелем прихода Феодоровской иконы Божией Матери.

Женат. Супруга Анастасия Сорокина руководит детским хором прихода Феодоровской иконы Божией Матери. Имеет двоих детей: дочь и сына.

С 1 сентября 2004 г. - председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии. Ответственный редактор епархиального журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник».

С 1996 г. преподает с Санкт-Петербургском институте богословия и философии (ныне данный институт является подразделением РХГА) введение в Ветхий Завет и введение в Новый Завет.

С 1997 по 2003 годы преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии катехизис и историю религий, в Санкт-Петербургской духовной академии - библейскую археологию. С 2010 г. преподает в СПбПДА зкзегетику синоптических Евангелий.

Научные интересы

Исагогика Ветхого Завета, исагогика Нового Завета, экзегетика Нового Завета.

Публикации

  1. Сорокин А., прот. Спутник диакона. СПб.: «Сатисъ», 2003.
  2. Сорокин А., прот. Акафист Пресвятой Богородицы: Комментарии. СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2003.
  3. Сорокин А., прот. Введение в Ветхий Завет. СПб.: «Церковь и культура», 2002. 2-е изд-е: КиевЖ «Пролог», 2003.
  4. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете: Введение в Новый Завет. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006.
  5. Сорокин А., прот., Зимин А.А. Судьба храма – судьба России: Храм Феодоровской иконы Божией Матери. СПб.: Издательство Зимина, 2006.

Корреспондент портала “Православие и мир” беседует с протоиереем Александром Сорокины, членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви о некоторых пунктах повестки дня, заявленных комиссией по вопросам приходской жизни и приходской практики Межсобора.

Отец Александр, один из вопросов для обсуждения на Межсоборе – о духовничестве . Чем должен руководствоваться верующий человек при выборе духовного отца? Как это должно происходить в идеале?

– К вопросу о наличии духовника отношусь спокойно. Для мирянина наличие духовного отца, конечно, важно. Но если у вас его нет, нельзя считать, что ваша духовная жизнь какая-то ущербная, неполноценная или ошибочная. Отец у нас один – Небесный.

Батюшка, но среди верующих все-таки существует мнение, что обязательно надо найти духовника.

– К этому мнению я отношусь, как к частному, и свое мнение точно так же никому не навязываю. Повторяю, когда есть духовный отец, опытный руководитель, это можно только приветствовать. Но при этом даже опытный, авторитетный руководитель все равно не должен заслонять образ единственного Отца, Который у нас на небесах. Обретение духовного отца – это не конечная и не главная задача верующего. Есть – Слава Богу! Нет – будем двигаться дальше.

– Отец Александр, существует ли сегодня епитимийная практика, как в былые времена, когда за некоторые согрешения отлучали от Причастия на несколько лет?

– В целом, единой епитимийной практики сегодня не существует. Священнослужители используют в этом плане различные приемы, но единой системы нет.

– А вообще такие случаи были в истории, когда отлучали на несколько десятков лет от Причастия? В литературе ведь описаны подобные прецеденты…

– Требования об отлучении от Причастия , о которых мы читаем, сегодня находятся как бы вне современного контекста жизни Церкви. Все очень просто. Такие правила актуальны для человека, если Причастие для него является регулярной нормой.

Сегодня, к сожалению, Причастие превратилось (и под это даже подводится определенная богословская база) в исключительный акт, на который человек решается лишь в каких-то редких, исключительных случаях. Например, это может быть , посты. Возникала же эта практика как регулярная.

Сравните с дыханием. Человек не может не дышать – так и христианин, член Церкви, не может не причащаться с той регулярностью, какая заложена хотя бы четвертой заповедью – о том, что надо святить день субботний (в нашем случае – воскресный). Эти каноны предполагают участие человека в жизни Церкви.

Бо льшая часть современных людей приходит в храм взрослыми, состоявшимися личностями. Для них фактически открывается новый мир, начинается новая жизнь. И если он жил не так, как предполагают каноны, то значит человека, только что пришедшего в Церковь, надо тут же отлучать на 20 лет от Причастия. Это абсурд. Поэтому некоторые каноны следует увязывать с современной обстановкой.

Разве нет сейчас людей, которые причащаются раз в месяц? И даже чаще?

– Есть, конечно, такие люди. Здесь мы можем говорить о евхаристическом процессе. Я боюсь употреблять слово «возрождение», не буду так прямолинейно это оценивать. Дело не только в том, что мы будем причащаться каждую Литургию. Да, есть в приходах те, кто разделяют понимание Евхаристии, как регулярной неотъемлемой практики Церкви, то есть ко Христу обращаются не эпизодически, а всеми силами стараются все время пребывать с Ним. Ведь Христос в нашей жизни должен быть всегда и всюду, и ритм этому задается именно регулярным Причастием.

Очень интересно, это для меня на самом деле открытие, мне казалось, что люди причащаются часто…

– Нельзя говорить, часто или редко. Регулярно или в виде исключения. Из «регулярно» вытекает «часто». Но частота не является самоцелью. Раз в неделю – это часто или редко?

Не знаю…

– По сравнению с тем, что было раньше, когда причащались раз в год, это – часто.

Важно осмысление?

– Осмысление важно всегда. Даже когда человек редко причащается. Важна именно регулярность и ритм. Ритм жизни христианина задается Причастием.

Отец Александр, существует ли руководство для священников по совершению таинства исповеди?

– Я не встречал руководства именно для священника. Для кающегося есть. А руководства, одобренного в качестве пособия по совершению исповеди, мне не попадалось. Может быть, это и не так плохо, что нет какого-то жесткого учебника, по которому нужно всех исповедовать. Здесь есть некоторая свобода и элемент личного поиска. Хотя здесь и много «творчества» в негативном смысле слова присутствует.

– Бывают ли такие случаи, когда священника не благословляют принимать исповедь? Или, может быть, сам священник отказывается от этой обязанности по каким-либо причинам?

– В настоящее время в Русской Православной Церкви таких примеров я не встречал. Допускаю, что они могут быть. Например, если наличествует какое-то неправильное поведение со стороны священника. Если есть такие случаи, то носят они локальный характер, о них мало кому известно.

Отец Александр, каково в современной церковной жизни соотношении икономи и и акриви и? Объясните, пожалуйста, что это?

– Это методы осуществления канонической правды, которую выработала Церковь. Акривия – это неукоснительное, неизменное правило. Оно не принимает никакие субъективные человеческие факторы. Это, по сути, осуществление того или иного канона, правила Церкви.

Икономия – это, в буквальном переводе, домостроительство. Это, наоборот, учет конкретных особенностей, факторов, по которым можно нарушить какое-то жесткое правило. Ради человека, ради его пользы. Тут, конечно, важно не перепутать одно с другим и не впасть в какое-то лукавство или оправдание зла. Можно выразиться словами Евангелия: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Человек для субботы – это акривия, а суббота для человека – это, когда принимается решение не в угоду страстям конкретного человека, а именно ради его конечного блага. Ради его спасения. Смысл в том, чтобы отделить нарушение ради человеческого эгоизма и страстей от нарушения канонов ради блага человека. Икономия – это применение канонов Церкви в конкретной ситуации. Оно не может быть прямолинейным и одинаковым для всех случаев, для всех людей.

Батюшка, а современным верующим много делается поблажек, попущений по слабости духовной и телесной?

– В Православной Церкви действует дух свободы. Ничто в Церкви не носит обязательного и принудительного характера. Многие заповеди Христовы носят характер ободрения, призыва, вдохновения. «Блаженны кроткие». Заметьте, Спаситель не приказывает: будьте кроткими, а говорит – блаженны. То есть – «вперед, действуйте»! И все Христовы заповеди носят характер распоряжения той свободой, которую Бог дарует человеку. Поэтому я бы говорил не о поблажках, а о свободе, которая подарена людям во времена Христа. Другой вопрос, как люди распоряжаются этой свободой. И как людям порой легче жить не в свободе, а под ярмом закона и принудительных заповедей. Пусть даже и божественных, но по принуждению.

Есть мнение, что раньше люди были духовно крепче, чем наши современники. Это миф?

– Не знаю, на эту тему мне трудно судить, я довольно скептически отношусь к таким высказываниям. Да, конечно, времена меняются, и меняются искушения и соблазны. Сегодня одни, завтра – другие. Раньше Интернета не было, автомобилей не было, много чего… Человек всегда стоит перед выбором: поддаться или не поддаться соблазну. Поэтому я не склонен говорить, что раньше ведра были круглее, и поэтому было легче жить.

Есть ли в современной приходской жизни однозначно негативные явления?

– О негативе, конечно, можно говорить много. Хлебом нас не корми, дай покритиковать, поругать. Все-таки я бы не хотел долго на этом вопросе останавливаться. Скажу, что главный недостаток, который касается и приходской жизни, и жизни в целом, – отсутствие любви. Точнее, недостаток любви.

В любви должны решаться все, в том числе и приходские, вопросы. Мы больны неуважением и невниманием друг к другу. Апостол Павел говорит: «Если я умею и горы переставлять, и веру имею, но любви не имею, то я ничто». Мы можем сколько угодно реформировать приходскую жизнь, но если уважения, внимания и любви не будет во всех направления жизни Церкви, то мы вряд ли чего-то добьемся.

Беседовала Елена Фокина

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...