Протопоп Аввакум: трагическая судьба главного старовера России. Раскол в Русской Церкви

ПРОТОПОП

то же, что протоиерей

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПРОТОПОП в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПРОТОПОП в Большом энциклопедическом словаре:
    обиходное название …
  • ПРОТОПОП в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    старший священник (поп, иерей). Устаревшее название протоиерея …
  • ПРОТОПОП
    старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX столетия, название протоиерея, в качестве настоятеля. П. в уездах и губерниях всегда …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. То же, что протоиерей. Протопопский - относящийся к протопопу, …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Прежнее название протоиерея. II прил. протопопский, -ая, …
  • ПРОТОПОП в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОТОП́ОП, обиходное назв. протоиерея …
  • ПРОТОПОП в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX столетия, название протоиерея, в качестве настоятеля. П. в уездах и губерниях …
  • ПРОТОПОП в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    протопо"п, протопо"пы, протопо"па, протопо"пов, протопо"пу, протопо"пам, протопо"па, протопо"пов, протопо"пом, протопо"пами, протопо"пе, …
  • ПРОТОПОП в словаре Синонимов русского языка:
    протоиерей, протопресвитер, …
  • ПРОТОПОП в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. То же, что: …
  • ПРОТОПОП в Словаре русского языка Лопатина:
    протоп`оп, …
  • ПРОТОПОП в Полном орфографическом словаре русского языка:
    протопоп, …
  • ПРОТОПОП в Орфографическом словаре:
    протоп`оп, …
  • ПРОТОПОП в Словаре русского языка Ожегова:
    обиходное звание …
  • ПРОТОПОП в Словаре Даля:
    протопресвитер, см. …
  • ПРОТОПОП в Современном толковом словаре, БСЭ:
    обиходное название …
  • ПРОТОПОП в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    протопопа, м. (разг. и старин. офиц.). …
  • ПРОТОПОП в Толковом словаре Ефремовой:
    протопоп м. То же, что: …
  • ПРОТОПОП в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. то же, что …
  • АВВАКУМ, ПРОТОПОП в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аввакум (Петров или Петрович) (1620 - 1682), протопоп города Юрьевца-Поволожского, вождь старообрядчества, …
  • АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (теперешней Нижегородской …
  • АВВАКУМ в Литературной энциклопедии:
    протопоп — один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды …
  • РАСКОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (об отличии его от ереси см. Ересь). I. Научная разработка вопроса о расколе. Значение раскола в русской жизни. Р., у …
  • НЕРОНОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иоанн) — московский протопоп (1591—1670). С юношеских лет чувствуя наклонность к страннической жизни, Н. путешествовал из села в село, находя …
  • ВОНИФАТЬЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Стефан) — протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Его личный характер и направление его деятельности выясняются особенно из …

Величайшим защитником старой веры был священномученик и исповедник протопоп Аввакум. Он родился в 1620 году в селе Григорово в семье священника Петра. Его земляками были патриарх Никон и епископ Павел.

Отец Аввакума рано умер. Воспитанием детей занялась мать, смиренная постница и молитвенница. Когда Аввакуму исполнилось семнадцать лет, она решила его женить. Тогда юноша стал молиться Богородице, прося себе жену – помощницу ко спасению.

Супругой Аввакума стала благочестивая девица Анастасия, дочь кузнеца Марка. Она любила поповского сына и молилась о том, чтобы выйти за него замуж. Так по взаимным молитвам они сочетались браком. Так Аввакум приобрел верную спутницу, утешавшую и укреплявшую его в тяжкую годину.

Из родных мест молодожены переселились в близлежащее село Лопатищи. По обычаю того времени сын священника наследовал служение отца, поэтому в 22 года Аввакума поставили диаконом, а через два года – иереем к церкви Лопатищ.

Молодой, но ревностный и правдолюбивый священник навлек на себя гнев сельских начальников, которым докучал заступничеством за сирых и убогих. Аввакума избили, а потом выгнали из села.

С женой и новорожденным сыном побрел поп в Москву искать защиту. Столичное духовенство тепло приняло Аввакума. Протопоп Иоанн Неронов представил его Алексею Михайловичу.

Получив охранную грамоту, Аввакум вернулся в Лопатищи, но здесь его ждали новые неприятности. И в 1652 году священник опять пошел искать правды в столицу. Здесь Аввакум был определен протопопом к собору небольшого города Юрьевца . Но и тут его ожидали гонения. Местное духовенство, недовольное строгостью молодого протопопа, натравило на него горожан. Едва избежав смерти, Аввакум снова ушел в Москву.

Когда в начале Великого поста 1653 года патриарх Никон разослал по храмам указ о введении новых обрядов, Аввакум написал челобитную в защиту древнего церковного благочестия и подал ее царю. Писание попало к патриарху, который велел схватить протопопа и посадить в темницу.

Никон хотел лишить Аввакума сана, но царь упросил не трогать своего знакомца. Тогда патриарх сослал священника с семьей в Сибирь, в город Тобольск . Осенью 1653 года с женой и чадами протопоп отправился в многотрудный путь.

В Тобольске Аввакум продолжил проповедовать, обличая и укоряя Никона. И вскоре из Москвы пришел указ: Аввакуму с семьей ехать в более строгую ссылку – в Якутский острог. Но на полпути протопопа нагнало новое повеление: идти в дальний поход с воеводой Пашковым.

Летом 1656 года отряд Пашкова пустился в путь. Для Аввакума началось самое тяжкое из выпадавших доселе испытаний. Казалось, он не выживет в этом аду: голод, холод, непосильный труд, болезни, смерть детей, воеводская немилость.

Но в 1662 году протопопу пришло разрешение возвратиться из ссылки. Два года священник с домочадцами добирался до Москвы. Видя, что повсюду служат по новым книгам, Аввакум расстроился. Тяжкие думы одолели его. Ревность о вере схлестнулась с заботами о жене и детях. Что делать? Защищать старую веру или все бросить?

Анастасия Марковна, увидев мужа понурым, встревожилась:

– Что опечалился?

– Жена, что делать? Зима еретическая на дворе. Говорить мне или молчать? Связали вы

меня! – в сердцах сказал протопоп.

Но супруга поддержала его:

– Господи, помилуй! Что ты, Петрович, говоришь? Я с детьми тебя благословляю. Дерзай проповедать слово Божье по‑прежнему, а о нас не тужи. Пока Бог изволит, живем вместе, а когда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай. Поди, поди в церковь, Петрович, обличай ересь!

Ободренный поддержкой любимого человека, протопоп всю дорогу до Москвы, по всем городам и селам, в церквах и на торгах проповедовал слово Божье и обличал нововведения Никона.

Весной 1664 года изгнанник достиг столицы. Вскоре слух о нем распространился по городу. Всеобщее уважение и внимание вызывали стойкость праведника, не сломленного тяготами ссылки, и величие его подвига.

Сам Алексей Михайлович принимал протопопа и говорил ему милостивые слова. Пользуясь этим, Аввакум подал царю две челобитные, в которых призвал отказаться от новых книг и всех начинаний Никона.

Твердость священника раздражала государя. И вскоре Аввакума опять отправили в ссылку. Сначала его с семьей повезли на север, в далекий Пустозерский острог . Но с дороги он отправил царю письмо, умоляя пощадить его детушек и смягчить наказание. Государь дозволил Аввакуму с семьей жить в большом селе Мезень близ Белого моря.

Весной 1666 года Аввакума под стражей повезли в Москву для суда на церковном соборе. Всем собором уговаривали протопопа признать новые обряды и примириться с их сторонниками, но он был непреклонен:

– Если и умереть мне Бог изволит, с отступниками не соединюсь!

После долгих споров о вере протопопа позорно лишили сана. Аввакум и три ревностных защитника православия (священник Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний) были приговорены к заточению в Пустозерском остроге. В декабре 1667 года страдальцы Христовы прибыли к своему последнему земному пристанищу, которым стала жуткая земляная тюрьма.

Много лет провел протопоп в мрачной темнице, но не пал духом. Искренняя вера и непрестанная молитва ободряли его. В Пустозерске, в холодной яме, в кромешной тьме, при багровом дымном свете лучины Аввакум писал многочисленные послания христианам, челобитные царю и другие сочинения. Здесь по благословению духовника, инока Епифания, взялся протопоп за свое прославленное «Житие».

Поныне в этих писаниях живо и громко звучит по всей Руси голос святого Аввакума:

– Станем, братья, добре, станем мужественно, не предадим благоверия. Хоть и покушаются никониане нас отлучить от Христа муками и скорбями, да статочное ли дело унизить им Христа? Слава наша – Христос! Утверждение наше – Христос! Прибежище наше – Христос!

В 1681 году протопопа обвинили в распространении писаний, направленных против царя и высшего духовенства. В Пустозерск пришел грозный приказ: «за великие на царский дом хулы» сжечь в срубе Аввакума и его товарищей. В Великий пяток – 14 апреля 1682 года – протопоп Аввакум, поп Лазарь, диакон Феодор и инок Епифаний были казнены.

Знаменитый в будущем проповедник, Аввакум Петров, родился в семье священника, любившего «питие хмельное». Очевидно, глубокое религиозное чувство привила ему мать, ушедшая в монастырь после смерти мужа.

Семнадцати лет Аввакум женился на дочери кузнеца. И все бы хорошо, но... Вскоре по неизвестным причинам молодой муж был изгнан из родного села. Перебравшись в другое село Нижегородского края, он пошел по стопам отца и в 1642 году был рукоположен в дьяконы, а через два года - в священники.

Попом Аввакум был белым, то есть имел право жениться. Попадья, кроткая Настасья Марковна, подарила мужу многочисленное потомство.

Издавна велось на Руси жить многим попам не токмо молитвами, но и трудом праведным. Наш поп был не исключение. Сам пахал, сам сеял и жал. А по субботам в сельской церкви пел всенощную, по воскресным дням - обедницу.

Прихожане чтили своего священника. Да и как не чтить. Голос у него звонкий, ум острый. Слово Божие истекает из его уст, аки сладкая вода. К тому же хозяин справный, пример с него брать можно.

Жить бы поживать нашему попу, да больно любознателен и ершист. Несмотря на свое церковное сладкоречив, не нашел он общего языка с местной боярской властью. Вынужден был с женой и новорожденным сыном покинуть родные края и податься в Москву. Потом он, правда, вернулся, но не надолго. Хотя и заручился Аввакум в стольном граде поддержкой царского духовника Стефана Вонифатьева, но видятся ему уже иные духовные дали. Ведь в Москве он сблизился с членами кружка Ревнителей Благочестия. Единомыслие ревнителей благочестия усиливает нравственный смысл его проповедей.

Суров блюститель нравственности Аввакум. Оттого и нелады у него с боярством и боярскими прихвостнями.

Оставив в Нижегородском крае семью, отправляется Аввакум в очередной раз в Москву и начинает служить в Казанском соборе, настоятелем которого является его покровитель Иван Неронов.

Неронов и Аввакум речи произносят горячие. Не страшатся обличать и воеводу Федора Шереметьева, и высокое духовенство за развращенность, пьянство и мздоимство.

Первым поплатился Неронов. Сам патриарх Никон сорвал у него с головы скуфью, после чего бывший настоятель Казанского собора был брошен в темницу Спасокаменного монастыря.

Когда Неронов стал опальным по причине неприятия никоновских нововведений и своих обличительных проповедей, Аввакум подхватил пошатнувшуюся хоругвь и возглавил борьбу с реформаторами. Отказавшись служить в Казанском соборе по новому обряду, он демонстративно переносит службу во двор дома Неронова. Здесь во время всенощной Аввакум был схвачен патриаршим дворянином Борисом Нелединским. Стрельцы сволокли его в кремль на патриарший двор и посадили на цепь. Затем был крепко бит мятежный протопоп. Избитого до полусмерти, в цепях бросили его в телегу и повезли в подземную темницу Андроньева монастыря. В темнице морили голодом и снова люто били.

Не добившись покаяния от упрямого ревнителя благочестия, патриарх Никон указал вести протопопа в Сибирский приказ.

Осенним днем 1653 года начальник Сибирского приказа князь Алексей Никитич Трубецкой в присутствии двух дьяконов объявил протопопу Аввакуму, что за свои великие беспутства ссылается он в город Тобольск.

Какое-то время Аввакум служит в Тобольске протопопом Вознесенской церкви, но в результате доносов приговаривается к ссылке на Лену, которая вскоре заменяется ссылкой в Забайкалье, на границу Монголии. В ссылке умерли двое его сыновей.

Несмотря на весь трагизм своих сибирских скитаний, Аввакум не пал духом. В Сибири и родилась его слава как героя и мученика за правду. Молва о нем дошла до Москвы. Царь Алексей Михайлович, отец будущего Петра I, решил склонить Аввакума на свою сторону и вызвал его из ссылки.

С Ярославской дороги подъехал к Москве протопоп со всем своим семейством, а семейство было немалым - дочери Аграфена, Акулина, Ксения, сыны Иван да Прокоп.

Благослови, отче честный! - сказал царь, обращаясь к бывшему ссыль-нику.

Приняв благословенье, повел неспешный разговор, предложил в Новодевичий монастырь попом поставить.

Льстит Москва протопопу, щедрыми милостями манит, словно искупая великие обиды.

Растет слава протопопа. А вместе с ней растет и зависть, растут царские опасения, что протопоп может стать духовным наставником врагов монархии. Гневается государь, которому в гордыне своей поп обещает царство немятежное, ежели тот внимать будет его, Аввакумову, слову. Тревожит государя и то, что Аввакум зачастил к боярыне Морозовой, на дворе коей много пришлого люда крутится. Нешто царю такие пастыри нужны? Быть протопопу в новой ссылке!

И вновь поволокли стрельцы протопопа со всей семьей по Ярославской дороге в Вологду, а оттуда в Холмогоры.

В холмогорской земской избе написал Аввакум челобитную царю с просьбой не везти его семейство в далекие северные края, где от холода лютого все помрут. Смилостивился царь и заменил ссылку в Пустозерский острог на ссылку в Окладникову слободу, что ближе к Холмогорам.

Спустя полтора года Аввакум опять появляется в Москве, где в это время проходит Собор с участием представителей восточных церквей.

Собор 1666 года был исключительно из чернецов, то есть монахов; белых священников на Соборе не было.

Аввакума на Собор не приглашали, а востребовали для суда. Двенадцать недель он просидел в ожидании суда на цепи в монастыре в Боровске. Наконец его представили в патриаршью Крестову палату, где заседал Собор под председательством митрополита Новгородского Питирима.

Протопоп был осужден.

В Успенском соборе с него сорвали облаченье под пенье стихиры: «Се Иуда оставляет Христа, шествует ко диаволу». Раскольник предается анафеме. Над его головой звенят ножницы. Падают волосы. Аввакум расстригается.

На следующий день посадили его на телегу и повезли в Николо-Угреши, в монастырь, что поставил еще Дмитрий Донской. Семнадцать недель прожил он там. Потом отвезли его в Боровск к святому Пафнутию в тюрьму. Приковали цепью к стене. Около года томился бедолага в тюрьме в ожидании еще одного суда - суда вселенских патриархов. Тем временем в Москве разгоралась ссора между царем и патриархом Никоном.

Никон рано вступил в монашество, которое закалило его дух и сделало пылким проповедником. Своей способностью влиять на людей он приобрел доверие царя Алексея Михайловича, который сделал сорокасемилетнего Никона всероссийским патриархом. Это был человек сложного характера: капризен, вспыльчив, честолюбив. Но он же умел производить на людей громадное нравственное впечатление. Его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагов, если замечал в них желание пойти ему навстречу. Однако с упрямыми врагами был жесток и беспощаден.

В ноябре 1666 года была завершена подготовка к церковному собору с участием представителей восточных церквей. Среди приглашенных числились патриархи Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, коих звал царь Алексей на Москву, дабы они Никона с патриаршества убрали. Приехали только двое - патриарх Александрийский и патриарх Антиохийский. Турецкий султан, косо смотревший на поездки своих подданных в Москву, не разрешил ехать туда патриарху Константинопольскому. Иерусалимский патриарх пытался пробраться в Москву, но в те смутные времена это ему не удалось.

Священный Собор открылся утром 1 декабря 1666 года в Столбовой избе. Царь обвинил Никона в том, что тот бросил церковь вдоветь на целых девять лет, что в результате его действий возник церковный раскол, вспыхивают мятежи и вообще творится неладное в Русском государстве.

Суд был скор. Александрийский патриарх Паисий, он же Судия Вселенной, завершая судебную процедуру, провозгласил:

По изволению Святого Духа, по власти моей вязать и разрешать постановляем - Никон отныне не патриарх, священнодействовать не может, он просто монах Никон.

С бывшего патриарха сняли клобук и панагию. Затем монаха Никона стрельцы увезли на Земской двор, откуда 13 декабря его отправили в заточение в Ферапонтов монастырь.

Прошло около полугода и наступил черед Аввакума. 17 июня он предстал перед судом Вселенского Собора. Заседание проходило там же, где был низложен патриарх Никон.

Восточные владыки осудили Аввакума, прокляли и предали его еще раз анафеме, а вместе с протопопом прокляли и отлучили от церкви всех тех, кто смел стоять за исконное предание в вере.

Царским указом от 26 августа 1667 года Аввакум был сослан в низовье реки Печоры, в Пустозерский острог, где ему предстояло пробыть пятнадцать лет в земляной тюрьме. Здесь он возьмется за перо и через верных людей начнет распространять свои «сказки» по всей Руси. Пламенные призывы этих писаний будут способствовать Соловецкому восстанию, будут тревожить людские души.

В 1682 году в Москве собрался очередной церковный Собор. На Соборе было принято решение сжечь четырех узников Пустозерского острога за их возмутительные послания, за хулу на царский дом.

4 апреля 1682 года на площади Пустозерска поставили четыре сруба, набив их соломой и дровами. Согнали народ и привели узников. Аввакум благословил народ двумя перстами. У других приговоренных к смерти правые руки были отрублены, и они только кивали народу головами и что-то мычали.

Осужденных затолкали в срубы и привязали там. Затем стрельцы торопливо разожгли огонь. Медленно загорелось дерево срубов, повалил дым...

Зело противоречив был протопоп. К тому же склонен был к ереси: любо было ему еретическое учение о снисхождении Христа в ад; рай же в представлении мятежного священника наполнен вполне земными благами. Умел ценить раскольник и посюстороннюю жизнь, хотя она его и не миловала.

Внимающим ему он говорил, что все в мире «наделано для человеков». И в то же время не понимал смысла в расцвете науки и распространении просвещения, метал в адрес новомодных идей громы и молнии. Западные ученые-книжники виделись ему в качестве тех, кто покушается на нерушимость старых обычаев и порядков.

В начитанности ему не откажешь. Его письма и послания свидетельствуют о высоком мастерстве «плетения словес».

Самым знаменитым произведением Аввакума является его «Житие», где он размышляет о своей жизни, о сложных и простых «материях». Считается, что это «Житие» - первый опыт законченного психологического автопортрета в старорусской литературе.

Будучи воспитанным на теории «Москва - третий Рим», Аввакум свято верил в высокую духовную миссию Руси и не желал признавать превосходство греческой церкви, которая не смогла сплотить византийцев для отпора врагам-иноверцам. Масла в огонь подливало и то, что греческая церковь попыталась в первой половине XV века объединиться с католической церковью. Аввакум и другие «ревнители благочестия» опасались вторжения на Русь ненавистной им «латинской ереси», оскорбляющей их чувство национального достоинства. Борьба с новогреческой книжностью, «латинской ересью» и западноевропейской образованностью подчас принимали уродливые формы. Все это было, и от этого никуда не денешься. Историю не переписать. Примем Аввакума таким, каким он был. Поймем это и пойдем дальше. На этот раз наш путь будет пролегать по западным землям некогда единого Отечества.

Выпросил у Бога светлую Россию сатана.
Аввакум


Жизнь протопопа Аввакума (Петрова) была многострадальна. Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая ему спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и хватали протопопа за голову и вывертывали её.

Милорадович С.Д. Путешествие Аввакума по Сибири.

Строгий ревнитель благочестия, он и сам не хотел в аду гореть, и паству свою всеми силами охранял от языков адского пламени. Вот только обременительная забота духовного отца была для прихожан хуже самой геенны огненной. И потому часто случалось так, что они били своего батюшку смертным боем: «волочили за ноги по земле прямо в ризах», — вспоминал потом Аввакум. А один начальник, придя к протопопу домой, «персты отгрыз, яко пес, зубами», и даже покушался застрелить его. Правда, и сам Аввакум легко пускал в ход кулаки, если видел поруху благочестию. Однажды, встретив скоморохов, он набросился на них, изломал бубны и маски, а «плясовых» медведей разогнал палкой.

Рвение нижегородского батюшки было замечено, и Аввакума перевели в Москву, где он вошел в ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. Но когда патриарх Никон начал свою церковную реформу, Аввакум увидел в ней злейшую ересь, поругание всему древнему русскому православию. Назвав патриарха слугой Антихристовым, неистовый протопоп пообещал выколоть его поросячьи глазки и попарить батогами железными.

Чтобы привести мятежного батюшку в чувство, его сослали в далёкий Тобольск. Там Аввакум со своей женой терпели всякую нужду, питались травою и кореньями, а порой, вспоминал страдалец, «и что волк не доест, то доедали». Однажды матушка со вздохом спросила его, долго ли им ещё так мучиться. «До самыя смерти, Марковна», — обнадёжил жену Аввакум.

И ведь как в воду глядел. На церковном соборе 1666 года непокорного протопопа расстригли и сослали в городок Пустозёрк — «место тундряное, студёное и безлесное», куда и ворон не залетит. Заточенный в земляной поруб, Аввакум и здесь не унялся, рассылая раскольникам письма с обличениями царя и церковных иерархов. И тогда, в раннее апрельское утро 1682 года прибывшие в Пустозерск стрельцы поднесли к деревянной тюрьме Аввакума горящий факел…

Автограф Жития протопопа Аввакума

Но осталось жить «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — первая русская автобиография, сделавшая ее автора родоначальником русской исповедальной прозы.

В нижнем течении реки Печеры, в 20 километрах от современного города Нарьян-Мар, когда-то был Пустозерский острог – первый русский город в Заполярье. Сейчас этот форпост освоения Россией Севера и Сибири прекратил свое существование.

Город был заброшен в 20-х годах прошлого столетия. Ни остатков крепости, ни жилых домов в здешних тундрах не сохранилось. Только высится странный памятник: из бревенчатого сруба поднимаются, подобно двуперстию, два деревянных обелиска, увенчанных навесом-голбцом. Это памятник «пустозерским страдальцам», сожженным по преданию на этом самом месте. Один из них – протопоп Аввакум Петров, одна из самых ярких личностей эпохи церковного раскола, священник, писатель, бунтарь и мученик. Какой же была судьба этого человека, приведшая его в дикий заполярный край, где он нашел свою смерть?

Приходской священник

Родился Аввакум Петров в 1620 году в семье приходского священника Петра Кондратьева в селе Григорове под Нижним Новгородом. Отец его, по собственному признанию Аввакума, был склонен к «питию хмельному», матушка, напротив, жизни была самой строгой и тому же учила сына. В 17 лет Аввакум по приказанию матери женился на Анастасии Марковне, дочке кузнеца. Она стала ему верной женой и помощницей на всю жизнь.

В 22 года Аввакум был рукоположен в диаконы, еще через два года – в священники. В молодости Аввакум Петров знался с многими книжными людьми того времени, в том числе и с Никоном, тем самым, который впоследствии станет инициатором церковных реформ, приведших к расколу.

Однако до поры до времени их пути разошлись. Никон уехал в Москву, где быстро вошел в кружок приближенных к молодому царю Алексею Михайловичу, Аввакум стал священником села Лопатицы. Сначала в Лопатицах, затем в Юрьевце-Повольском Аввакум проявил себя таким строгим и нетерпимым к человеческим слабостям попом, что неоднократно был бит собственной паствой. Он прогонял скоморохов, обличал грехи прихожан в храме и на улице, однажды отказался благословить боярского сына за то, что тот бреет бороду.

Противник Никона

Спасаясь от разгневанных прихожан, протопоп Аввакум с семьей перебрался в Москву, где надеялся найти покровительство у своего давнего приятеля Никона и ближнего царского окружения. Однако в Москве по инициативе Никона, ставшего Патриархом, началась церковная реформа, и Аввакум довольно быстро сделался лидером ревнителей старины. В сентябре 1653 года Аввакум, написавший к тому времени ряд резких челобитных царю с жалобами на церковные нововведения и не стеснявшийся выступать против действий Никона публично, был брошен в подвал Андроникова монастыря, а затем сослан в Тобольск.

Ссыльный

Сибирская ссылка длилась 10 лет. За это время Аввакум и его семья прошли путь от относительно благополучной жизни в Тобольске до страшной Даурии – так называли в ту пору Забайкальские земли. Аввакум никак не желал смирять своего сурового, неуступчивого нрава, повсюду обличал грехи и неправду прихожан, в том числе и самых высокопоставленных, гневно клеймил нововведения Никона, которые достигали Сибири, и в результате оказывался все дальше и дальше от обжитых земель, обрекая себя и семью на более тяжелые условия жизни. В Даурии он оказался в составе отряда воеводы Пашкова. Про отношения с этим человеком Аввакум написал так: «То ли он меня мучил, то ли я ево, не знаю». Пашков не уступал Аввакуму в суровости и крутости характера, и, похоже, поставил целью сломать упрямого протопопа. Не тут-то было. Аввакум, неоднократно битый, обреченный на зимовку в «студеной башне», страдающий от ран, голода и холода, смиряться не желал и продолжал клеймить своего мучителя.

Расстрига

Наконец Аввакуму разрешили вернуться в Москву. Вначале царь и его приближенные приняли его ласково, тем более что Никон в ту пору был в опале. Впрочем, очень скоро стало ясно, что дело не в личной вражде между Аввакумом и Никоном, а в том, что Аввакум является принципиальным противником всей церковной реформы и отвергает возможность спасения в Церкви, где служат по новым книгам. Алексей Михайлович сначала увещевал его, лично и через друзей прося его угомониться и прекратить обличение церковных нововведений. Однако терпение государя все же лопнуло, и в 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где продолжил свою проповедь, очень горячо поддержанную в народе. В 1666 году Аввакума привезли в Москву на суд. Для этой цели специально был созван церковный собор. После долгих увещеваний и препирательств Собор постановил лишить его сана и «опроклинать». Аввакум в ответ немедленно наложил на участников собора анафему.

Аввакум был расстрижен, наказан кнутом и сослан в Пустозерск. За него заступались многие бояре, просила даже царица, но тщетно.

Мученик

В Пустозерске Аввакум просидел в земляной тюрьме на хлебе и воде 14 лет. Вместе с ним отбывали наказание другие видные деятели Раскола - Лазарь, Епифаний и Никифор. В Пустозерске мятежный протопоп написал свое знаменитое «Житие протопопа Аввакума». Эта книга стала не только ярчайшим документом эпохи, но и одним из самых значительных произведений допетровской словесности, в котором Аввакум Петров предвосхитил проблематику и многие приемы более поздней русской литературы. Помимо «Жития» Аввакум продолжал писать грамоты и послания, которые уходили из пустозерской тюрьмы и получали распространение в разных городах России. Наконец царь Федор Алексеевич, сменивший на престоле Алексея Михайловича, разгневался на одно, особенно резкое послание Аввакума, в котором тот критиковал покойного государя. 14 апреля 1682 года, в Страстную пятницу, Аввакум и трое его сподвижников были сожжены в срубе.

Старообрядческая церковь почитает протопопа Аввакума как священномученика и исповедника.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...