Раскол в Русской Православной Церкви Учитель истории МОУ СОШ1 Ефремова Т.Н. Церковный раскол - трагедия русского народа Презентация на тему церковная реформа никона

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Церковный раскол Составила учитель истории и обществознания МОУ Октябрьской СОШ Сергеева Л.Н.

Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

План урока Церковь после Смуты Реформа патриарха Никона Разногласия между светской и церковной властью Церковный собор 1666-1667гг Протопоп Аввакум

Церковь после Смуты Церковь, как и остальное население, разделилось на две части: Патриарх Илларион и часть священнослужителей поддержали Лжедмитриев. Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны. В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Н. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.

Причины реформы. Многовековое существование Русской православной церкви 02.05.17 http://aida.ucoz.ru Искажение церковных обрядов Необходимость наведения порядка в церковных книгах Реформа патриарха Никона Искажение текстов церковных книг

Патриарх Никон Протопоп Аввакум Конец 1640-х гг – 1652 г. – «Кружок ревнителей древнего благочестия» (Никон – патриарх с 1652 г.), С. Вонифатьев (духовник царя), протопоп Аввакум.

Реформу проводили с 1653-1655гг. Прочитайте пункт на стр. 58, выпишите в тетрадь ответы на вопросы: Перечислите нововведения в церкви. Каковы были последствия реформы? Какие изменения были внесены на Церковном Соборе? 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Скрижаль Никона 1656 года «Предание прияхом сначало веры от святых апостол,и святых отец,и седми святых соборов, творити знамение честнаго креста с треми первыми персты десные руки и кто от христиан православных не творит крест тако,по преданию восточныя церкви,еже держа сначало веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов,и сего ради имамы его отлучена от Отца,Сына и Святаго Духа и проклята.» 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Реформы (1653 – 1655 гг.) 1654 г – принятие их Церковным собором Содержание реформ Позиция Никона (реализована) Позиция Аввакума Исправление богослужебных книг Новые греческие богослужебные книги Древнерусские (византийские) книги Исправление обрядов, икон, архитектуры Троеперстие, упорядочение церковной службы, уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей Максимальное сохранение старины

"Основные различия в обрядах и правилах до и после церковной реформы XVII в." До реформы После реформы Крещение двумя перстами Земной поклон Единократное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу Написание имени Христа: Исус Крещение тремя перстами Поясной поклон Троекратное пение «аллилуйя» Движение верующих в церкви вокруг алтаря …. Написание имени Христа: …

С.В. Иванов «Во времена раскола»

Последствия реформ Централизация церкви Установление единства РПЦ с остальным православным миром Установление контроля над священниками и усиление дисциплины Контроль над верующими Развитие церковного образования Усиление личной власти Никона Церковный раскол 02.05.17 http://aida.ucoz.ru

Разногласия между светской и церковной властью Причины: Идея первенства церковной власти перед светской. Царь и патриарх поссорились, после чего Никон сложил с себя полномочия и удалился в Новоиерусалимский монастырь, в это время царь готовит церковный суд над бывшим патриархом. Читаем документ на странице 60, отвечаем на вопросы.

Церковный собор 1666-1667гг В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патриархов и устроил суд над Никоном. Он был осужден, лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их лидеров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).

Протопоп Аввакум Прочитайте пункт на странице 59, ответьте на вопросы: В какой кружок входил протопоп Аввакум? Каковы идеи этого кружка? Как сложилась жизнь Аввакума, в связи с его взглядами? Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра к.17 в.

Сожжение староверов в Пустозёрске

В.И. Суриков. «боярыня Морозова »

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

В. И. Суриков. Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.В. И. Суриков.
Боярыня Морозова, 1884-1887 гг.

Церковный раскол

Причины реформы церкви

Необходимость поднять авторитет церкви
путем борьбы с языческими верованиями
Преодолеть противоречия в толковании
священных канонов
Утверждение Русской православной церкви
как международного центра православия
(сделать Москву «Третьим Римом»).

В 1653 – 1655 гг. началось осуществление
церковной реформы Никона

До реформы
1. Крещение двумя
перстами;
2. Земной поклон;
3. Двукратное пение
"аллилуйя";
4. Движение верующих в
церкви вокруг алтаря по
солнцу;
5. Написание имени Христа
Исус
После реформы
1. Крещение тремя
перстами;
2. Поясной поклон;
3. Троекратное пение
"аллилуйя";
4. Против солнца;
5. Написание имени Христа:
Иисус

Церковный Собор 1666 – 1667 года

- осудил Никона
- царь дал понять, что реальная власть в
стане принадлежит только ему
- появились Старообрядцы (раскольники) –
люди, отказавшиеся принять церковную
реформу патриарха Никона. Выдающимся
руководителем старообрядцев стал
протопоп Аввакум
- начался раскол церкви

Раскол – религиозно-общественное
движение, вылившееся в отделение от
Русской Православной Церкви части
верующих, не принявших реформу
патриарха Никона.
Протопоп – настоятель.

Наиболее сильно протест против церковной
реформы проявился в Соловецком
восстании 1668-1676 гг.
Старообрядчество было запрещено
церковными соборами 1654 и 1656 гг. и
преследовалось властью.
В 1971 году Русская Православная Церковь
отменила решения церковных Соборов,
предавших старообрядцев проклятию.

Последствия церковного раскола

В русской мысли и культуре сформировалось одно
из направлений, в основу которого был положен
приоритет духовной жизни над плотской
Старообрядчество раскололось на ряд течений,
выражавших идеи враждебного отношения к
светской власти, отрицания крепостного права
Оформление старообрядчества подорвало
внутреннюю силу, духовный авторитет церкви,
способствовало распространению западного
влияния и обострило борьбу официальной церкви
против западной культуры.
  • История Отечества
  • Урок по Церковной истории разработал преподаватель Православной классической гимназии г.о.Тольятти протоиерей Георгий Рыбаков
План урока
  • 1.Церковь после Смуты.
  • 2.Церковная реформа.
  • 3.Борьба светской и цер-ковной власти.
  • 4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • 5.Протопоп Аввакум.
Задание на урок.
  • Почему церковный раскол является национальной трагедией России?
1.Церковь после Смуты.
  • Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II.
  • В 1619 г.Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси.
  • Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы, касавшиеся церкви, решить не смог.
  • Н.Тютрюмов. Портрет
  • патриарха Филарета.
2.Церковная реформа.
  • В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским.
  • В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам.
  • А.Иванов.
  • Во времена раскола.
  • Церковный Собор 1654 года(Патриарх Никон представляет новые богослужебные книги
Различия 3.Борьба светской и церковной власти.
  • Никон выступил с идеей первенства церковной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и
  • Филарета.
  • Царь перестал посещать
  • патриарший Успенский Собор
  • Обиженный патриарх отказал царю в благословении и, заявив о сложении пат-риарших полномочий, уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь.
  • Патриарх Никон.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
  • В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном.
  • Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
  • Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей.
  • Лишение Никона
  • на Соборе
  • Патриаршего сана.
  • Неизвестный художник.
  • (19 век).
5.Протопоп Аввакум.
  • Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
  • Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.
  • Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме.
  • В 1682 г.он был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу.
  • Сожжение протопопа
  • Аввакума.Миниатюра к.17 в.
Тест
  • 4.Раскольниками называли:
  • а)еретиков-вольнодумцев
  • б)противников церковных реформ патриарха Никона
  • в)реформаторов
  • 5. Реформы патриарха Никона привели к:
  • а)усилению позиции патриарха Никона
  • б)созданию единой православной церкви
  • в)церковному расколу
  • 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в
  • а)15 в б)16 в в)17 в
  • 2.Имя патриарха Никона связано с
  • а)церковным расколом 17 в
  • б)утверждением патриаршества в России
  • в)организацией Святейшего Синода
  • 3.Старообрядчество в России возникло в результате
  • а)церковного раскола
  • б)движения еретиков и вольнодумцев
  • в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Ответы:

Три столетия гонений понадобились для того, чтобы признать старые обряды спасительными и благочестивыми.

Святая и неожиданно проклятая Русь

Более трёхсот лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла единую православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни расколов, ни раздоров. Более шести веков, начиная с крещения Руси в 988 году, Русская Церковь наслаждалась внутренним миром и покоем. Она сияла многочисленным сонмом православных святителей, чудотворцев, угодников Божьих, славилась великолепием храмов и множеством святых монастырей. Своей верой, набожностью и благочестием русский народ удивлял приезжавших в Россию иностранцев. Его молитвенные подвиги приводили их в восторг и удивление. Россия была действительно Святой Русью и по праву носила этот священный титул: святость была идеалом русского благочестивого народа.

Но именно в это время, когда Русская Церковь достигла наибольшего величия, в ней совершился раскол, разделивший всех русских людей на две половины - на две Церкви. Это печальное событие произошло во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и патриаршество Никона. Сторонники реформ и их последователи стали вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и чины, устанавливать новые отношения к Церкви, а также к самой России, к русскому народу; укоренять иные понятия о благочестии, о таинствах церковных, об иерархии; навязывать русскому народу совершенно иное мировоззрение, иное мироощущение.

Всё это послужило причиной церковного раскола. Противников Никона и его новшеств стали звать оскорбительной кличкой - "раскольники", на них свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали раскола: они остались при прежней, старой вере, при древних церковных преданиях и обрядах, ни в чём не изменили своей родной Русской Церкви. Поэтому они справедливо называют себя староверами, или древлеправославными христианами. После им было присвоено и общепринято мирское (не церковное) наименование - старообрядцы, которое говорит лишь о некоторой внешности староверия и ничуть не определяет его внутренней сущности.

Как стали ходить против солнышка, или "против Христа"

Изменения чинов и обрядов Церкви Никон начал с упразднения двоеперстия и замены его на троеперстие, бытовавшее приблизительно с XV века в Греции. Тогда как ещё московский Стоглавый Собор (1551 год) определил: "Аще кто не знаменуется двема персты... да будет проклят". Со временем плотно вошло в практику обливательное крещение, несмотря на то, что 50-е Апостольское правило повелевает крестить только через полное погружение. Вместо сугубого (двойного) употребления слова "аллилуйя" было введено трегубое (тройное) его употребление. Крестный ход, который раньше совершался посолонь ("по солнышку", как бы за Христом, Который олицетворял Собою солнце), теперь стал совершаться наоборот (против солнца). Если раньше божественную Литургию служили на семи просфорах, то позже стали служить на пяти. Но самым страшным явлением реформы было наложение проклятий и анафем на старые чины и обряды и на придерживающихся их людей (соборы 1665-1666 гг.) Никак не ожидал православный люд, что все русские святые: Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские, Александр Невский и другие Божьи угодники, жившие до XVII века, тоже косвенно подпадут под эти клятвы. Ведь и крестились они двуперстно, и молились по-старому.

При помощи греческих духовных лиц весьма сомнительной компетенции в знании славянского языка была проведена так называемая книжная справа. Этой справе подверглись все богослужебные книги (староверы впоследствии назовут эту справу порчей). Даже имя Спасителя нашего стало писаться и произноситься по-новому. Вместо славянского написания Исус с одной буквой "и", была введена греческая форма этого имени с двумя - Иисус. Из Символа Веры, в месте, где говорится о Святом Духе, исключили слово "истинного" (старый вариант: "И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...")

Век семнадцатый - цепь и петля

Уже после своего ухода с патриаршего престола, находясь в монастырском заточении, Никон сам признает нецелесообразность книжной справы. Но им же запущенный безжалостный маховик раскола был уже необратим. Официальные церковная и гражданская власти не оставляли народу права выбора. Все, не приемлющие церковную реформу, объявлялись фактически вне закона. Неподчинение царской и патриаршей власти каралось ссылками, пытками и казнями. История донесла до нас имена многих страдальцев за старую веру. Но наиболее знаменитые из них - это боярыня Феодосия Морозова (преподобномученица Феодора) и священномученик протопоп Аввакум. Со временем сопротивление реформам приобрело массовый характер. Монахи Соловецкого монастыря упорно не хотели принимать новые чины и обряды и молиться по новым книгам. Они открыто выразили свой протест. На усмирение мятежа были посланы войска. Монастырь сдерживал осаду в течение восьми (!) лет, и лишь по предательству одного из монахов стрельцы, ворвавшись в стены обители, учинили над непокорной братией кровавую расправу.

Как точно скажет современный старообрядческий поэт Виталий Гриханов:

"Век семнадцатый - ловчие сети,
Век семнадцатый - цепь и петля"

Этот период можно охарактеризовать как бегство Церкви в пустыни и леса. Уходя в отдалённые места и устраивая там свои поселения, староверы пытались сохранить не только собственную жизнь, но и чистоту веры. Постепенно эти поселения преобразовывались в старообрядческие центры: среди них Стародубье (Белоруссия), Ветка (Польша), Выг, Иргиз, Керженец (кстати, отсюда ещё одно наименование староверов - кержаки). Многие восприняли эти времена как апокалипсические. Бытовало утверждение, что церковное благочестие окончательно пало, в мире воцарился антихрист, а истинного священства не осталось. Отсюда начало развиваться течение, именуемое беспоповством.

У беспоповцев не было священников и основные богослужебные чины (крещение, погребение, соборная молитва, исповедь) совершались простецами - мирянами. Другая часть старообрядцев, не признавая и не оправдывая эту крайность, согласно существующим каноническим правилам, принимала к себе тайно сочувствующее священство от патриаршей новообрядческой Церкви, тем самым сохраняя все церковные таинства, кроме хиротонии. Хиротонию, т. е. рукоположение в священный сан, мог совершать только епископ, но древлеправославных епископов к тому времени не осталось. Одни приняли патриаршие новины, другие сгинули в ссылках и тюрьмах.

Восстановление иерархии

Будучи окормляемы беглыми попами, староверы всё же желали обрести себе епископа и тем самым восстановить полноценную трёхчинную иерархию. Не доверяя российским архиереям патриаршей Церкви, старообрядцы стали искать кандидата на святительское служение на Востоке. Для этой миссии были избраны грамотные, начитанные иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Зверев). После многолетних поездок и депутаций, выбор пал на Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Павел и Алимпий очень скрупулёзно изучали вопрос о крещении митрополита Амвросия, его служении и не находился ли он в запрещении. В то время, в сороковых годах XIX века, он находился в Константинополе, был за штатом и служил при Константинопольском патриархе. После многих бесед с русскими старообрядцами Амвросий, не найдя никаких еретических погрешностей в старом русском вероисповедании, не нарушая канонических правил Церкви, решается стать древлеправославным архиереем.

Поскольку в России старообрядцам запрещалось иметь собственного архиерея, то кафедру решено было утвердить на территории Австро-Венгрии в селе Белая Криница (ныне - Украина). Таким образом, в октябре 1846 года в Успенском соборе Белокриницкого монастыря совершился чин присоединения митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви. Отсюда пошло название иерархии - Белокриницкая. Присоединился он в сущем сане митрополита вторым чином через миропомазание (в Белокриницком монастыре до сих пор сохранилось немного мира ещё дониконовского освящения).

От "золотого века" до современности

Знаменитый Высочайший УказВ России на протяжении долгого времени по отношению к старообрядцам действовали значительные ограничения и запреты. Им не дозволялось открыто исповедовать свою веру, иметь собственные учебные заведения, они не могли занимать руководящих должностей в тогдашней имперской России. Католики, протестанты, мусульмане и иудеи находились в несравнимо лучших условиях. Они обладали всеми правами граждан России, а староверы, исконно русские люди, хранители древнего благочестия, - были на своей земле изгоями. Но вот в канун Пасхи 1905 года выходит Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", в котором, помимо прочего, император Николай II подчеркнул, что старообрядцы "искони известны своею непоколебимою преданностью престолу".

С этого времени начинается так называемый "золотой" период старообрядчества. Активизируется приходская и общественная деятельность, учреждаются новые архиерейские кафедры, открываются учебные заведения. Только за двенадцать лет (до 1917 года) в России строится более тысячи старообрядческих храмов. Всё это происходит благодаря колоссальному потенциалу, нерастраченному за годы вековых гонений, благодаря природному трудолюбию, смекалке и приобретённому опыту выживания в тяжелейших условиях.

Несмотря на благосклонность царской власти, синодальная Церковь не стремилась признать старообрядцев. Лишь в 1929 году Синод постановил упразднить все клятвы на старые обряды "яко не бывшие", а сами обряды были признаны спасительными и благочестивыми. В 1971 году на поместном соборе РПЦ это постановление было подтверждено.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...