Расписание богослужений подворье коневского монастыря. Подворье Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря — православная социальная сеть «Елицы

Церкви свт. Василия Великого, Успения Пресвятой Богородицы и часовня Божией Матери Коневской Коневского Богородице-Рождественского мужского монастыря Финляндской епархии.

Монастырь основал в конце XIV века прп. Арсений на небольшом острове Коневце, в 35 верстах от Кексгольма (ныне Приозерск), в северо-западной части Ладожского озера. Он был возобновлен в 1719 г. после освобождения края от шведов. Главными святынями в обители были: чудотворная икона Коневской Божией Матери „Акафистная“ (или „Голубица“), привезенная прп. Арсением с Афона, и его мощи в серебряной раке.

В 1811 г. начались попытки выстроить в столице на Сенной или Знаменской площади часовню с кельями, чтобы перенести в нее чудотворную икону Коневской Божией Матери. Игумен монастыря согласился, однако, передать лишь список этой иконы. В 1817 г. Л. Руска составил проект постройки часовни на Зимней конной площади, а В.П. Стасов в 1819 г. - в Каретной части, на Невском, „между лавками“. Эти проекты остались на бумаге. Наконец, после того как купец Николай Козулин подарил монастырю место на Загородном проспекте, 8 сентября 1821 г., в престольный праздник обители, архимандрит Товия, наместник Александро-Невской лавры, заложил там небольшую ампирную часовню с плоским куполом. Ее освящение последовало летом следующего года. Иноки поселились в прилегающем деревянном флигеле. В 1849 г. архимандрит Игнатий (Брянчанинов) освятил в часовне небольшой придел во имя прп. Арсения.

Во время страшного пожара 28 мая 1862 г., который истребил Апраксин, Щукин дворы и толкучий рынок, огонь перекинулся через Фонтанку и, достигнув деревянных келий, внезапно остановился. Иконы и утварь из часовни успели вынести на паперть Владимирской церкви. По просьбе купцов иноки с пением обнесли список Коневской Божией Матери и икону прп. Арсения вокруг Гостиного двора, который после этого чудом уцелел от огня. Благодарные купцы и окрестные жители пожертвовали значительные средства на постройку по проекту И.Б. Слупского новой двухэтажной шатровой часовни с дворовым флигелем для келий. Она была начата весной 1864 г., 15 декабря 1866 г. ее освятил игумен монастыря Израиль.

Похожая на храм часовня, которая обошлась в 35 тыс. руб., внутри была украшена росписью и имела двухъярусный иконостас изящной резьбы. В 1873 г. образа с золотым фоном „возобновил“ К.А. Ясевич. Список чудотворной иконы Коневской Божией Матери помещался в особом мраморном киоте. В часовне хранился также ковчег с частицами св. мощей. Известно, что часовню посещали Император Александр II со своей семьей, а также жившие неподалеку писатели Достоевский и Лесков. С 1911 г. до революции подворьем управлял иеромонах Трифилий (Константинов). Временами здесь также служил св. прав. Иоанн Кронштадтский.

Кроме часовни в центре Петербурга, на Б. Охте стояла подворская церковь, история которой началась в 1898 г., когда купец К.И. Чистяков подарил для нее свой земельный участок. Вначале здесь, по проекту В.И. Баранкеева, возвели и освятили как церковь 10 февраля 1902 г. небольшую шатровую часовню, а затем рядом начали строить монастырское подворье. В 1903 г. часовню расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мч. Адриана и прп. Арсения Коневского.

Отдельный трехпридельный храм в стиле XVII века был заложен 15 августа 1906 г. по проекту Н.Н. Никонова, и уже 7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября - главный придел во имя Успения Богородицы и свт. Василия Великого. Иконостас был белого цвета с золотом. Храм имел статус домового. Переходом его соединили c перестроенной часовней. Подворье перед революцией возглавлял игумен Тихон. Еще одна монастырская часовня с иконой Нерукотворного Спаса находилась в Гостином дворе.

После того как Коневский монастырь отошел к Финляндии, часовня на Загородном весной 1919 г. стала приходской церковью. Ее пытались в 1930 г. закрыть, но это удалось только 11 июля 1932 г., после чего здание передали райкоммунотделу. Чтимый образ Божией Матери перенесли в Симеоновскую церковь. Верх часовни был снесен, фасад сильно изменен. После внутренних перестроек в здании долго размещалось строительное управление. Подворье на Охте закрыто 12 августа 1929 г. и в конце 1932 - летом 1933 гг. снесено; ныне на его месте стоит жилой дом.

В 1991 г. Коневский монастырь был возобновлен и стал ходатайствовать о возвращении своего подворья. Летом 1993 г. принято решение о передаче часовни на Загородном проспекте восстановленному монастырю, но первая литургия состоялась лишь 19 сентября 1997 г. , после чего началась медленная реставрация здания.

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. http://www.encspb.ru/object/2855718431?dv=1000000000&lc=ru



В конце XIX века территорию на углу Среднеохтинского проспекта и улицы Панфилова приобрел Коневский монастырь, здесь было устроено подворье; при подворье по проекту В.И. Баранкеева построили и освятили 10 февраля 1902 г. как церковь небольшую шатровую часовню. В 1903 г. часовню расширили приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи, мученика Адриана и преподобного Арсения Коневского.

Отдельный трехпридельный храм в стиле XVII века был заложен 15 августа 1906 года по проекту Н.Н. Никонова при участии Н.Н. Никонова-младшего. Уже 7 октября 1908 г. архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий освятил в нем придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, а 30 ноября - главный престол во имя Успения Богородицы и святителя Василия Великого. Иконостас был белого цвета с золотом. Переходом храм соединили с перестроенной часовней.

Здание храма, располагавшееся недалеко от Большеохтинского кладбища. Закрытое 12 августа 1929 года, подворье было снесено в начале 1933 года. На его месте ныне стоит жилой дом.

Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. http://www.encspb.ru/object/2855718431?dv=1000000000&lc=ru

История Коневского подворья в Петербурге неотделима от истории главной святыни обители - чудотворной Коневской иконы Божией матери, которую преподобный Арсений принес с Афонской Святой Горы. Когда в 1610 году Коневец отошел к Швеции, братия, взяв Коневскую икону, была вынуждена переселиться в Новгород. И только в 1718 году отвоевавший обратно эти земли император Петр Великий повелел восстановить Коневский монастырь. Однако чудотворная Коневская икона Божией Матери продолжала оставаться в Новгороде...

В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель Варфоломей получил дозволение Святейшего Синода возвратить святую икону в монастырь. По пути на Коневец отец Варфоломей на два месяца задержался в Петербурге, пока для иконы изготовлялась позолоченная серебряная риза. И в это время от Коневского образа совершилось множество чудесных исцелений. Братия монастыря радостно встретила долгожданную святыню колокольным звоном и крестным ходом.

Чудесные исцеления от святой иконы в 1799 году вызвали желание петербуржцев вернуть икону в столицу. Братия заказала список (копию) иконы и стала искать место для подворья, где мог бы находиться этот список.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли по Загородному проспекту для устройства подворья. 8 сентября 1821 года настоятелем Коневского монастыря там была заложена церковь. Подворье пользовалось почитанием в народе, многие петербуржцы предпочитали посещать строгие монашеские службы. Бывал здесь и Ф. М. Достоевский.

Список иконы, как и сама икона, прославился многими чудесами, в том числе - и защитой от страшного пожара 1862 года. Во время этого пожара, когда огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора и сжег многое вокруг, все иконы были вынесены с подворья во Владимирский собор.

Купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен. В память об этом купцы отстроили новое каменное здание подворья по проекту архитектора Ивана Слупского с флигелем во дворе.

После Октябрьской революции, в 1919 году, храм стала приходским, а 11 июля 1932 года его закрыли и передали под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости. С 1956 года здесь располагался трест «Фасадремстрой», который, несмотря на формальное возвращение здания монастырю в 1993 году, отказывался покинуть его до конца 1996 года. Только 6 января 1997 года здесь появились первые насельники.

Подворье, как и раньше, осуществляет представительство монастыря в Петербурге, обеспечивает его всеми необходимыми материалами и продуктами, духовно окормляет православных жителей Петербурга. Ежедневно совершаются богослужения в устроенной на 1-м этаже церкви во имя Коневской иконы Божией Матери. В храме находятся список с чудотворного образа, а также икона преп. Арсения с частицей мощей. 27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

В здании подворья также располагается Паломническая служба Коневского монастыря и лавка, где можно приобрести иконы, книги, свечи и другие товары, а также подать записки о родных и близких.

В 1393 году преподобный Арсений принес со Святой Горы Афонской Чудотворную Коневскую икону Божией Матери. Он вернулся в Новгород, на свою родину и Архиепископ Новгородский Иоанн благословил его на устройство новой обители. Отправившись по реке Волхов в Ладожское озеро, преподобный Арсений прибыл на остров Коневец, где и основал монастырь.

В 1617 году по Столбовскому мирному договору Коневец отошел к Швеции, братия монастыря, взяв Коневскую икону, была переселилась в Новгород, в Деревяницкий монастырь. В 1718 году Император Петр I отвоевал эти земли обратно и повелел восстановить Коневский монастырь. В 1799 году по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) Коневский строитель иеромонах Варфоломей получил дозволение возвратить святую икону в монастырь на остров Коневец.

В 1799 году по пути в монастырь чудотворная икона два месяца пребывала в Санкт-Петербурге, пока для неё изготовлялась позолоченная серебряная риза. Чудесные исцеления от святой иконы вызвали желание петербуржцев оставить икону в столице. Однако по распоряжению Священного Синода святыня должна была отплыть на Коневец, но с неё дозволено было сделать список, который решили поместить на петербургском подворье Коневского монастыря. Первоначально предполагалось устроить его на зимней Конной площади, но расположенная там часовня (между пл. Александра Невского, Лаврским и Чернорецким переулками) была невелика, на площади непрестанно проводились шумные ярмарки, что мешало молящимся.

В 1821 году купцы Иван Козулин и Николай Кувшинников пожертвовали два соседних участка земли размером в 17,5 кв. саженей по Загородному проспекту для устройства подворья. 5 августа 1821 года, по личному ходатайству петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича от Императора Александра I последовало разрешение на землевладение и на устройство часовни. Земля была дана "в собственность и вечное владение Коневской обители" (ЦГИА, ф.797, оп.2, д.5129, л.50, Историко-статистическое описание..., с. 75-77)

8 (28) сентября 1821 года строителем Коневского монастыря иеромонахом Илларионом (Кирилловым) была заложена каменная часовня на гранитном фундаменте и монашеские кельи.

Подворье простояло до 1862 года. Но 28 мая того года страшный пожар уничтожил все строения от Гостиного и Апраксина дворов до Загородного проспекта. Чудотворная икона в тот момент была укрыта во Владимирском храме. Во время пожара огонь дошел до Загородного проспекта через Фонтанку от Апраксина двора, купцы Гостиного двора, опасаясь разорения от огня, умолили духовенство совершить крестный ход с образом Коневской иконы Божией Матери вокруг их торговых рядов. Внезапно ветер переменился и огонь стал стихать. Гостиный двор был спасен.

В память об этом в 1864-1866 годах купцы собрали пожертвования на строительство нового каменного здания подворья. 28 марта 1863 года новый проект часовни с шатровой звонницей на месте сгоревшей был Высочайше утвержден. 15 декабря построенное здание было освящено настоятелем монастыря архимандритом Израилем (Андреевым) во имя Коневской иконы Божией Матери. Автор проекта академик архитектуры И.Б. Слупский (1826 - 1891) был автором и других проектов Коневского монастыря: скит, гостиница, хозяйственные постройки. Во дворе нового петербургского подворья был выстроен каменный трехэтажный флигель для жилья. Над храмом третьим этажом возвышалась восьмигранная башня с шатровым куполом и маковкой на вершине. Аттик представлял собой треугольный фронтон, продолжающий оформление второго этажа. Общий стиль архитектуры был выбран русско-византийский.

На первом этаже помещался храм с большим алтарем возле винтовой лестницы, ризница, комната рядом с клиросом и дежурная комната. Основную часть храма от алтаря отделял резной деревянный иконостас с иконами Спаса Нерукотворного, свт. Николая Чудотворца, свт. Алексия митрополита Московского, архистратига Михаила и св. князя Александра Невского. Престол и жертвенник были мраморными. Чудотворная икона Коневской Божией Матери помещалась в храме в мраморном киоте. На втором этаже, где помещались хоры, среди многочисленных икон выделялись образа Божией Матери - Казанской, Смоленской и Спаса Нерукотворного. В главном храме подворья службы совершались ежедневно.

В верхнем этаже помещалась ныне утраченная домовая часовня с иконостасом, освящённая, предположительно, во Имя Вознесения Господня или Божией Матери. Этот домовый храм располагался в левой части здания над аркой с воротами и был обращен окнами во двор. Здесь служились требы совершались крестины, по непроверенной информации, совершались и венчания, хотя по правилам, венчания в монастырских храмах проводить не полагалось.

После революции, в 1919 году остров Коневец отошел Финляндии, а храм подворья стал приходской церковью, подчиненной Епархии.

11 июля 1932 года храм был закрыт и передан новой властью под райкоммунотдел. Флигель во дворе был занят жильцами. Здание подворья было признано памятником архитектуры регионального значения, однако это не помешало обезобразить его до неузнаваемости - снести возвышавшийся над церковью барабан с шатровым завершием и крестом. Самому зданию был придан облик обычного двухэтажного дома, который ничем не выделялся среди других домов Загородного проспекта и на церковь никак не походил.

Чудотворный список Коневской иконы был перенесен в действующую церковь Св. Симеона и Анны Пророчицы.

С 1956 года здесь располагался трест "Фасадремстрой", затем - ТСО "Ленстройреконструкция" при районной администрации.

В 1993 одно здание подворья - корпус, выходящий на Загородный проспект - было возвращено монастырю, однако трест продолжал занимать здание более трёх лет и покинул его только 4 декабря 1996 года.

6 января 1997 года на подворье появились первые насельники. Первым управляющим подворья был протоиерей Сергий Бельков. Первая литургия была отслужена 19 сентября 1997 года. Храм теперь действует как церковь.

27 сентября 1998 года, в праздник Воздвижения, над зданием подворья был воздвигнут Крест, первоначально - деревянный. На реставрированном фасаде установлена Коневская икона, выполненная из кварцевого песка.

С 7 по 11 ноября мощи преподобного Арсения Коневского впервые в истории пребывают на петербургском подворье Коневского монастыря, сообщает пресс-служба Выборгской епархии.

По благословению священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного монастыря епископа Выборгского и Приозерского Игнатия мощи преподобного Арсения Коневского были изнесены из Коневской обители в Рославльскую епархию.

7 ноября епископ Рославльский и Десногорский Мелетий, сопровождавющий честные мощи преподобного Арсения, доставил их из Спасо-Преображенского собора г.Рославля на петербургское подворье Коневской обители (Загородный пр., 7).

Мощи святого Арсения Коневского покинули островную обитель, основанную преподобным, впервые за 625-летнюю историю монастыря в рамках юбилейных Дней Коневской обители в Рославльской епархии.

Впервые святыня пребывает и на петербургском подворье Коневского монастыря.

До 11 ноября честные мощи будут пребывать на подворье Коневской обители (Загородный пр., 7). Поклониться им могут все желающие. Храм открыт с 09.00 до 19.00, расписание богослужений на сайте .

Вечером в воскресенье, 11 ноября, перед мощами будет совершен молебен с акафистом в 18.00, затем святыня покинет подворье и будет доставлена в обитель на острове Коневец.

Напомним, что в конце октября-начале ноября 2018 года в Рославльской епархии при поддержке Выборгской епархии была реализована комплексная духовно-просветительская программа, имеющая целью распространение лучших традиций отечественной духовной культуры и сохранение исторической памяти народа о значимых страницах прошлого.

В память о братских духовных связях Рославльской и Выборгской епархий в деревне Коски Рославльского района был торжественно освящен камень в основание строительства храма в честь преподобного Арсения Коневского. Этот храм станет первым храмом в России за пределами Северо-Западного федерального округа, посвященным преподобному Арсению. Поэтому в город Рославль с острова Коневец были доставлены мощи преподобного Арсения Коневского для молитвенного поклонения.

25 июня 2018 года Преосвященнейший Игнатий открыл юбилейный год празднования 625-летия основания Коневского монастыря. Торжества продолжились 23 июля праздником памяти Коневской иконы Божией Матери и 21 сентября праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужения праздников также были совершены собором архиереев.

В течение 2018 и 2019 года юбилею обители будут посвящены конференции, молодежные форумы и чтения, торжества престольных праздников в монастыре. Завершит юбилейный год визит в Коневскую обитель Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который прибудет на остров к 25 июня 2019 года, дню памяти преподобного Арсения Коневского.

Рождество-Богородичная обитель была основана на острове в западной части Ладожского озера преподобным Арсением Коневским в 1393 году. После разорения в 1610 году и до окончания Северной войны остров на протяжении 100 лет находился под шведским владычеством, а монастырский собор был практически разрушен, однако в том же XVII веке был вновь возрожден из руин.

С 1918 года остров Коневец входил в состав Финляндии. В 30-х ХХ века здесь размещались части финской армии, остров был укреплен артиллерией. В ходе Великой Отечественной войны в августе 1944 г. остров Коневец окончательно отошел к Советскому Союзу. В 1991 году Коневский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 2013 году, при образовании Выборгской епархии, священноархимандритом Коневской обители впервые в истории стал архиерей - епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин).

С Божией помощью активное восстановление Коневца совпало с празднованием 125-летия Выборгской епархии, юбилейные торжества которого посетил и Святейший Патриарх Кирилл.

В обители подключена внешняя схема постоянного электроснабжения, завершена роспись верхнего храма в соборе монастыря, готова для круглогодичного приема паломников Белая гостиница. Продолжаются реставрационные работы при участии компании «Роснефть».

С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, в марте 2018 года преобразованная в Паломнический центр Выборгской епархии «Коневец». Работу монастыря также поддерживает петербургское подворье - представительство Коневской обители в Северной столице, - где располагается храм в честь Коневской иконы Божией Матери и офис Паломнического центра.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...