Развитие сознания и самосознания личности. Сознание, самосознание и личность

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Курсовая работа по теме:

Сознание и психика. Уровни сознания. Сознание и самосознание. Феномен человеческого «Я».

Выполнил: студент второго курса, группы И-23

Груздев Андрей Александрович.

Проверил: д.ф.н., проф.,

Райбекас Альберт Янович.

Красноярск 2008


Введение…………………………………………………………………………...3

Сознание и психика. ……….…………………………………………………….4

Сознание в истории философии………………………………………………...5

Сознание и психика………..……………………………………………………..8

Уровни сознания………………………………………………………………....8

Сознание как проблема в современной философии…………………………...9

Сознание и самосознание……………………………………………………….17

Феномен Я и субъект в философии Декарта…………………………………..19

Феномен человеческого Я……………………………………………………....23

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиография…………………………………………………………………….27

Введение.

Эта работа посвящена проблеме сознания и феномену человеческого Я. В начале работы, в главе «сознание и психика», дается определение понятий «сознание» и «психика» и рассматривается генезис понятия сознания в истории философии. Ниже, в качестве содержания сознания, дается описание уровней сознания. Для более конкретного описания сознания как феномена даются взгляды различных философов на сознание как на проблему. Затем дается определение самосознания, как категории, без которой невозможна корректная дефиниция феномена сознания и человеческого Я. Позже рассматривается феномен Я и субъект в философии Декарта, как понятия оказавшие немаловажное влияние на понимание этого феномена последующими философами. Затем феномен человеческого Я рассматривается в истории философии.

Сознание и психика.

Категория сознания в современной философии определяется как «высший уровень психической активности человека как социального существа»(1). Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира. Сознание имеет свойство отражаться в продуктах культуры, таких как, например, язык и другие знаковые системы. В этом аспекте сознание приобретает идеальную форму и выступает как знание. Сознание ориентировано на аксиологические нормы социума, которые признаются и субъектом. В понятие сознания входят не только отношения индивида к общественным ценностям, но и самому себе, и здесь сознание приобретает форму самосознания, имеющего, как и первое, социальную природу и развивающегося в процессе развития и становления человека как личности. Сознание приобретается в процессе соотнесения своих установок с мировоззрением других людей. Термин сознание определяется некоторыми философами как «со-знание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими»(2).

Для философии характерно решение вопроса о соотношении сознания и бытия, где сознание выступает основой субъективной реальности. Иначе говоря, с помощью сознания у каждого субъекта вырабатывается специфическая картина объективной реальности.

В гносеологическом аспекте сознание рассматривается не только в оппозиционном отношении идеального и материального, но и в единстве с ним.

В сфере социологии характерно рассмотрение сознания как компонента, отражающего материальное, объективное бытие общества, интересы различных социальных групп.

В сфере психологии сознание понимается как высший уровень организации психики человека, при помощи которого человек может выделять себя из окружающего мира и отражать действительность в виде психических образов, которые служат в дальнейшем основанием для целенаправленной деятельности.

При анализе различных подходов к феномену сознания философы обычно выделяют идеалистический (где считается, что сознание развивается само по себе и может быть из самого себя понято) и материалистический подход, который не допускает рассмотрение и анализ этого феномена вне жизни социума.

Сознание как философская категория имеет свою специфику. Сознание явлено как непрерывный «поток» сменяющих друг друга событий и переживаний. Как пишет Гуссерль «Жизнь сознания находится в состоянии постоянного потока, и всякое cogito является текучим, поэтому здесь нельзя зафиксировать последние элементы и отношения»(3). Так же, наряду с непрерывностью, эта последовательность обладает и дискретным качеством. Это объясняется тем, что мысль возникает зачастую беспричинно. Нельзя заставить себя мыслить волевым актом.

Сознание в истории философии

В начальной стадии развития философии сознание еще не было отделено от неосознанного, а основа сознательных действий определялась Гераклитом через Логос (чем больше разум человека приобщен к Логосу, тем больше он ценен).

Первыми, кто выделил грань между сознательными процессами и явлениями материального мира были софисты. Затем Сократ сравнил своеобразие актов сознания с бытием материальных вещей. Платоном эти сознательные акты были возведены в мир идей. Как мир идей «руководит» миром материальным, так и в душе человека ум является основой целенаправленной деятельности.

С развитием естествознания сознание стало пониматься как «знание о собственных умственных и волевых актах»(4).

В Среднее века сознание понимается как надмировое начало и трактуется как принадлежащее в большей степени Богу, а человеку данное лишь в малом количестве. Чем больше человек самоуглубляется в свою душу, тем больше продвигается на пути приобщения к Богу как к высшей форме сознания. В эпоху средневековья развивалась так же и материалистическая трактовка сознания. Делалось это арабскими философами и Д. Скоттом, который выдвинул учение, где утверждалось, что материя может мыслить.

В эпоху Нового времени на понимание проблемы сознания большое влияние оказал Декарт, который понимал сознание как субстанцию, которая рассматривается и постигается рассматривающим ее содержание субъектом. Декарт рассматривал субъекта как способного знать о состояниях своей психики. Это мнение было отвергнуто Лейбницем, который сформулировал учение о бессознательной психике.

В XVIII веке французские материалисты сформулировали мысль о том, что сознание является особой функцией мозга, которая дает человеку способность приобретать знания, как об окружающем мире, так и о себе самом.

Немецкий классический идеализм выделил несколько различных уровней организации сознания. В рамках этого направления сознание стало пониматься как зависящее от независимых от субъекта форм и структур познания. Гегелем был утвержден принцип историзма в понимании феномена сознания (субъективный дух у него определяется формами общественной жизни конкретной эпохи).

Знание о сознании обогатилось, в позитивном плане, достижениями нейрофизиологов и экспериментальных психологов. Появились направления (бихевиоризм, фрейдизм), игнорирующие ведущую роль сознания в поведении человека.

В рамках диалектического материализма сознание понимается как детерминирующаяся природной и социальной реальностью функция мозга, которая позволяет отражать объективный мир. При этом все переработанное сознанием существует в нем в виде образов, то есть идеально, Сознание дает «субъективный образ объективного мира». Сознание избирательно и целенаправленно.

Принятые сознанием аксиологические принципы являются фундаментом для возникновения у человека сознательности, главными функциями которой являются анализ мотивов человеческого поведения, понимание целей и последствий этого поведения сообразно общественным нормам и стандартам. Сознание обеспечивает «возможность правильно отражать существующее, предвидеть будущее и на этой основе посредством практической деятельности творить мир»(5).

Само появление сознания связано с развитием нервной системы, что было необходимо для приспособления организма к внешней среде. Сознание человека дает возможность индивиду не только приспосабливаться к внешнему миру, но и преобразовывать его. Появляясь в труде, сознание создает культуру. Сознание возникло в связи с усложнением структуры мозга. С изменением структуры человеческой активности (появление речевых знаков, жестов, символов) изменялось и сознание. Позже, с появлением языка и возможностью преемственности человеческой деятельности и общения сознание стало формироваться как «духовный продукт жизни общества»(6).

Следует сказать, что в понятие сознания входит сознание индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание понимается как сознание, присущее отдельному человеку. Общественное сознание определяется как независящее от сознания отдельных людей, но реализующееся в процессе их деятельности и воплощающееся в языке, науке, философии, искусстве, идеологии, воззрениях. Общественное сознание вырабатывает общественные нормы, с которыми должны согласовывать свои действия индивиды.

Психика.

Психика выполняет функцию управления и ориентации жизнедеятельности субъекта. В процессе взаимодействия субъекта с объективной реальностью происходит психическое отражение. Возникновение сознания связано с изменением и усложнением психики. Природа сознательных отражений действительности может быть выявлена путем объективного анализа. Изучением феномена психики занимается, главным образом психология.

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

Ощущения;

Восприятия;

Представления;

Понятия;

Мышление.

Компоненты структуры сознания - чувства и эмоции.

Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание - это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

Через созданную им материальную и духовную культуру;

Ощущения своего собственного тела, движений, действий;

Общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

В непосредственном общении людей друг с другом;

В их оценочных отношениях;

В формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

В осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.



Рефлексия - размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время рефлексии человек осознает:

Что происходит в его душе;

Что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.



Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон – это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлилась в сознании.

Самосознание - это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь свободу существовать вне «Я» (Г. Гегель). В сознании как самосознании человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Сознание как направленность «Я» только на внешний мир определяет свое отношение к миру так: Я знаю, Я вижу, Я чувствую, Я мыслю и т.д. Но, когда «Я» говорит «Я знаю», оно еще не обладает самосознанием.

Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что Я знаю», «Я мыслю, что Я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» то состояние внутреннего мира, которое есть «мысль», «чувство», «восприятие», обратить на него внимание.

Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознаниена предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п. Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то естьсамооценка . Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

Сознание - ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Единая проблема всех философских направлений:

  • анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.

Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники, соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д., все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остаются вопросы:

  • об отношении сознания человека к его бытию;
  • о включенности человека, обладающего сознанием, в мир;
  • о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание;
  • о той ответственности, которую налагает сознание на человека.

Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм . В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания . Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи . Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная , на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Если учитывать эту предпосылку, то сознание с самого начала является общественным продуктом . Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта. Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Формы сознания:

  1. индивидуальная (личная);
  2. общественная.

Общественное сознание – отражение общественного бытия; формы общественного сознания – наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Самосознание

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании.

Самосознание - существенный момент сознания, выражающий актуальную данность сознания субъекту, образ себя и отношение к себе. Самосознание включает понимание и оценку человеком своего знания, морального облика и интересов, мотивов поведения и идеалов, целостную оценку самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного суще­ства.

Гражданское самосознание (для сравнения)

Гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) - это осознание РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества.

Сознание и самосознание - это термины, широко используемые во множестве наук, в частности, в психологии, философии, социологии. Значение их достаточно расплывчато и зависит от каждого конкретного случая. Попробуем сформулировать, что означают эти термины. Сознание - это качество каждого которое можно понимать как обособленность, противопоставление себя внешнему миру. То есть личность вычленяет и отделяет себя от всей окружающей действительности. Сознание - это собственное «я» человека. Сюда входят и чувственные ощущения, и мышление, и эмоции.

Сознание и самосознание - это две части одного целого, если дело касается современного человека. Посмотрим вглубь истории. Ранее у было только сознание, и развивалось оно поэтапно. Изначально личность начинала ощущать себя только на физическом уровне. Приходило понимание границы собственного тела и окружающей среды. Затем человек начал исследовать окружающий мир. Его сознание постепенно наполнялось новой информацией и, тем самым, развивалось. Вслед за этим человек научился рассуждать, то есть находить различия, сходства, отличительные черты изучаемых им предметов.

Сознание, самосознание и личность как явления появились чуть позже. Стоит заметить, что развивались и совершенствовались эти качества столетиями. Самосознание - это отношение «Я» к «Я». Рассмотреть подробнее эту формулировку проще всего на Сознание и как уже упоминалось ранее, появились не сразу. Изначально человеком правило Эго, то есть инстинкты размножения, самосохранения, борьбы за самок и так далее. Подняться над ними личности помогло самосознание, которое является своеобразным командиром, судьей и критиком в одном лице.

Возникновению этого качества поспособствовало, как бы удивительно это не звучало, появление иерархии внутри человеческих сообществ. В каждой группе главенствовал вожак, который давал указания, критиковал и хвалил. Подчиняющимся людям не оставалось ничего, кроме выполнения приказов. Так они поднимались над своими инстинктами. Делали не то, что велит им их Эго, а то, что необходимо вожаку и всей группе людей. Это наглядная демонстрация того, как работает самосознание не внутри человека, а во внешнем мире. Позже у индивидуума стал появляться свой личный, внутренний «командир», который позволил подняться над мимолетными желаниями, инстинктами и прочими факторами, препятствующими развитию.

Сознание и самосознание современного человека также появляется не сразу, а поэтапно. Маленький ребенок постепенно начинает осознавать себя. Родители, воспитатели и учителя малыша исполняют роль командиров. С их помощью у ребенка появляется самосознание, которое заменяет внешних повелителей внутренними.

У всех ли современных людей имеется это важное качество? К сожалению, не у всех. Жители неразвитых стран и определенные группы граждан из развитых стран по-прежнему живут по зову своего Эго. Однако без самосознания невозможно ставить и достигать своих целей, находить общий язык с окружающими людьми, добиваться успехов. Это качество помогает делать свою жизнь такой, какой ее хочет видеть человек. все успешные, великие и обладали самосознанием. Без этого качества также невозможно развитие интеллекта.

Таким образом, сознание и самосознание являются важнейшими составляющими современной личности. Эти качества помогают обрести полную свободу, которая, в ином случае, ограничивалась бы желаниями Эго. Самосознание - это, в своем роде, антипод животности и необходимый элемент для достижения «зрелости» всего человечества.

Я ухожу в себя и открываю целый мир!

И. Гёте

Органами личностного саморазвития человека являются его сознание и самосознание. Обратимся к их характеристике.

Сознание.

Издавна людей интересовал вопрос, что такое человек, чем он отличается от животных? Если попытаться обобщить изыскания ученых в данной области, то можно дать следующее определение, которое приводится во многих учебниках по философии, психологии, педагогике. Человек - это живое существо, обладающее сознанием, речью, изготавливающее и использующее орудия труда. Как видим, на первом месте стоит сознание. Именно сознание является главным отличительным признаком человека от животных, и оно является тем орудием, которое использует человек в ходе построения себя.

История проблемы сознания как особого психологического органа человека начинается с работ Р. Декарта. Утверждение, что именно человеческос сознание, природа психических конструктов человеческого существа являются источником внешней формы реальности - главное в революции, произведенной в философии И. Кантом.

В то же время определить, что такое сознание, оказалось сложным делом, гораздо более сложным, чем дать определение человека. Обычно в специальных словарях сознание определяется как высший, свойственный только человеку, уровень развития психики. Однако такое определение не отражает всего его многообразия и специфики. Имеются и более сложные, трудные для запоминания определения, в которых тем не менее предпринимается попытка выделить наиболее существенные признаки сознания. Для примера приведем лишь одно из них, данное отечественным философом и психологом А. Г. Спиркиным. По его мнению, «сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировапии поведения человека» [Спиркин, 1972, с. 83]. Если попытаться расшифровать это определение и перевести его на более понятный уровень, то следует констатировать следующее:

  • - во-первых, сознание характеризуется способностью человека выделять себя из окружающей действительности; многим животным это не доступно, другими словами, для человека окружающий мир начинает выступать как объективная (т.е. не зависящая от него) реальность, в итоге чего возникает способность к разграничению но тину «Я - не Я»;
  • - во-вторых, человек обобщенно отражает окружающую действительность и, используя речь, фиксирует это отражение в своих знаниях, которые способен передавать из поколения в поколение;
  • - в-третьих, люди способны предвосхищать и планировать свое поведение, ставить и достигать жизненные цели;
  • - в-четвертых, мы пристрастно относимся к миру, выражая свою пристрастность в эмоциях, чувствах, переживаниях и т.п.

Современные представления о сознании существенно изменились. Сознание в настоящее время, как указывает Д. А. Леонтьев , не сводится к психике и понимается как регулятор бытия: оно осмысляется, во-первых, как несводимое к осознанию, как «уровень, включающий в себя “механизмы” многих уровней разной “бессознательности”» (А. Н. Леонтьев); во-вторых, как бытийствующее сознание, постоянно выходящее за пределы самого себя и не укладываемое ни в одно определение (М. К. Мамардашвили); в-третьих, как направленное не только вовне, но выполняющее также существеннейшую функцию (точнее, систему функций) соотнесения, упорядочивания, трансформации ценностносмысловых структур, определяющих бытие человека в мире (Ф. Е. Василюк). Сознание определяется как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности [Петренко, 2010].

Сознание имеет сложную структуру. В современной психологии заслуга в выделении структуры сознания принадлежит В. П. Зинченко . Опираясь на три основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл, описанных А. Н. Леонтьевым, В. П. Зинченко дает характеристику трем слоям сознания: бытийному, рефлексивному и духовному.

Бытийный слой образуют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Чувственная ткань - обобщенное наименование различных перцептивных категорий, из которых строится образ.

Рефлексивный слой образуют значение и смысл. В психологической традиции, как отмечает В. П. Зинченко, этот термин в одних случаях употребляется как деловое значение слова, в других - как значения, репрезентирующие содержание общественного сознания, усваиваемого индивидом. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности живому индивиду и реальной включенности в систему его деятельностей всегда страстно. Как говорил в свое время А. Н. Леонтьев, смысл - это «значение-для-меня».

В духовном слое сознания, как показывает В. П. Зинченко, человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое может выступать «Другой» или, точнее, «Ты». Духовный слой сознания, конструируемый отношениями «Я - Ты», формируется раньше или как минимум одновременно с бытийным и рефлексивным слоями. Духовный слой может быть охарактеризован слоя актами субъективации объективного и объективации субъективного. К первым относятся подражание, сочувствие, сопереживание, духовный поиск, овладение, одним словом - интериоризация или интроекция опыта. Ко вторым - опредмечивание собственного «Я», самоидентификация, самореализация (когда есть что реализовать), построение «Я-концепции». Иначе говоря, - различные формы трансцендирования «Я», которые можно обозначить как экстериоризацию или экстраекцию. Результаты этих сложных форм деятельности могут быть существенными. «К самым значительным результатам, как указывает В. П. Зинченко, относятся осознающая свое место в мире личность, способная к свободному, ответственному действию-поступку» [Зинченко, 2006, с. 2291.

Самосознание. Что же такое самосознание, как оно соотносится с сознанием? Если выразиться очень просто, самосознание есть то же самое сознание, но направленное на себя. Поскольку наше сознание функционирует в системе «Я - не Я», в ее центре находится «Я», которое и выступает в качестве инициатора поведения и деятельности, всей совокупности многообразных отношений. Если же вместо «не Я» внешнего мира поставить «Я», образуется система «Я - Я», и мы получаем абсолютно иную психическую реальность, которая называется самосознанием. Другими словами, человек, обладая сознанием, неизбежно обладает и самосознанием, т.е. способностью к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, самоконтролю и саморегулированию. На основании сказанного дадим определение самосознания. Самосознание - это деятельность «Я» как субъекта по познанию (или созданию) образа «Я» («Я-концепции»), в свою очередь, образ «Я», включаясь в структуру «Я» как субъекта, выполняет саморегулирующую (управляющую) функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ «Я», «Я-концепция». Это в свою очередь выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля, а также для осуществления актов саморазвития.

Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов «Я», где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.

Своеобразным продуктом этого взаимодействия является осознание себя, «Я-концепция». Согласно современным представлениям, «Я-концепция - это сложная, многокомпонентная, многоуровневая и представленная в переживаниях человека система». С ней согласуются ценности, смыслы и цели, поступки и поведение, эмоции и чувства, жизненные достижения, психическое здоровье и успех в деятельности, общении и познании, опыт и ожидания личности. Это комплексное личностное образование и механизм, который интегрирует индивидуальность, компоненты сознания, самосознание, самопознание, саморегуляцию и образ «Я» [Агапов, 2011, с. 158].

Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т.е. своеобразная картина собственной личности. Например, человек говорит о себе: я умный, общительный, немного эгоцентричный, внимательный, приятной наружности и т.д. На эту «картину» тут же накладывается отношение. Например: в целом я собой удовлетворен и принимаю таким, какой есть, - высокое самоуважение. Возможны разные варианты: удовлетворен своими способностями, но не удовлетворен внешностью и многие другие. Проявленная картина того или иного качества в структуре «Я-концепции» или «Я-концепция» в целом подвергаются оценке путем сравнения себя с другими людьми или каким-то идеалом (литературный герой, придуманный идеал и др.). В результате формируется самооценка: высокая, средняя, низкая, адекватная - неадекватная, устойчивая - неустойчивая, которая вносит свои коррективы в уровень эмоционального отношения к себе, обогащая также знания и представления о себе. Наконец, у человека возникают определенные мысли о себе, о своих качествах и свойствах личности, о личности в целом, о своем отношении к себе, своих самооценках за счет функционирования особого механизма, который называется рефлексией. В результате отыскиваются причины низких или высоких самооценок, удовлетворенности - неудовлетворенности собой, формируются намерения самосовершенствоваться или, наоборот, все оставляется, как есть.

Понятно, что человек может выделять в себе разные аспекты «Я»: физическое, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, и в отношении каждого аспекта выстраивать свое представление о нем, формировать частные

«Я-концепции». Кроме того, все эти аспекты в рамках «Я-Реального», «Я-Идеального», «Я-Зеркального» могут еще рассматриваться и во временном континууме.

Попытаемся теперь описать некоторые общие психологические особенности, которые расширяют наши представления о «Я-концепции» человека. К ним можно отнести следующие.

Полнота - фрагментарность «Я-концепции » - определяется тем, насколько полно и обстоятельно человек знает свою личность, насколько взвешенно может объяснить, в том числе и самому себе, почему он такой, а не иной, чем обусловлены его сильные и слабые стороны.

Глубина - поверхностность знаний о себе - способность познать себя не только на уровне сознания, но и на уровне бессознательного, а также того, что знают о человеке другие люди и что первоначально с трудом поддается самоанализу. Поверхностное знание, наоборот, характеризуется отрывочностью, несистематичностыо и только того, что доступно быстрому осознанию.

Гармоничность - конфликтность «Я-концепции» - определяется тем, насколько различные части личности, даже противоречивые, «уживаются» друг с другом, составляя целостное единство, которое и осознается человеком как таковое. С конфликтной «Я-концепцией» мы имеем дело тогда, когда человек отождествляет себя с какими-то определенными качествами и отвергает другие или когда он одним и тем же в себе и удовлетворен, и не удовлетворен одновременно, когда возникают коллизии между «Хочу», «Могу» и «Надо».

Адекватность - неадекватность представлений о себе - еще одна важная характеристика. Суть ее понятна. Человек может создать такой образ самого себя и поверить в него, какой на самом деле не соответствует действительности и приводит к конфликтам с реальностью, причины этого конфликта, как правило, приписываются другим. Адекватная же «Я-концепция» - залог более успешного приспособления к миру, к другим людям.

Устойчивость - динамичность « Я-концепции » может быть рассмотрена в двух аспектах. Во-первых, это временной аспект. Он характеризуется тем, насколько человек способен сохранять устойчивое представление о себе в течение определенного промежутка времени. Во-вторых, это аспект личностного роста, определяемый тем, насколько быстро по времени человек способен расширять и углублять представление о себе, самосовершенствоваться в случае необходимости.

Принятие - непринятие себя - существуют люди, которые обладают низким самоуважением, считают себя значительно хуже других, в результате у них формируется низкий уровень самопринятия. Низкое самопри- нятие приводит либо к борьбе с собой, либо к смирению и апатии, а иногда и к мыслям о самоубийстве. Считается, что для полноценной жизни человек должен обладать высоким самопринятием даже тех качеств, которые с точки зрения других не являются положительными. С этим вполне можно согласиться, однако с одной существенной оговоркой: высокий уровень самопринятия только тогда дает положительный эффект, когда он органически сочетается с тенденцией к позитивному саморазвитию. Без этого самопринятис перерастает в снобизм и самодовольство.

Самосознание и внутренний мир человека. Конкретным содержанием субъективного в человеке является его внутренний мир или субъективная реальность. В настоящее время существуют различные подходы к пониманию внутреннего мира. Мы коротко остановимся только на двух - гуманитарном и естественнонаучном.

В рамках гуманитарного подхода основное внимание уделяется душе, как интегральному понятию, выражающему суть внутреннего мира человека. Понятие души - краеугольный камень в понимании сущности человека. По утверждению О. Вейнингера 119971, всем гениальным людям свойственно твердое, окончательное, не требующее доказательств убеждение, что у них есть душа. Он полагал, что вера в душу есть все, что угодно, только не суеверие и не простой обман духовенства. Душа, по мысли

О. Вейнингера, - это единственное, что обладает абсолютной, бесконечной ценностью на свете. Слово «душа» с давних времен употребляется как в разговорном, так и в литературном языке. Но далеко не каждый из тех, кто употребляет его в своей речи, верит в существование души как особой субстанции. Здесь важен опыт переживания собственной души, открытие ее, общение с нею или принятие свидетельств других людей, переживших подобный опыт.

Представители этого направления считают, что «душа» не должна являться предметом исследования научной психологии, поскольку последняя не имеет такого инструментария, с помощью которого можно было бы препарировать «душу». Психология, если она хочет оставаться научной, должна ясно сознавать свои ограничения. Наиболее отчетливо эта мысль проводится в работе Б. С. Братуся, которая посвящена душе и ее «жизни» в психологии . Он подчеркивает, что душа, с точки зрения религиозных представлений, не входит, не вмещается в психологию, равно как не растворяет психологию в себе; «религиозно-философский и конкретнопсихологический уровни не сводимы один к другому, не подменяемы один другим» [Там же, с. 77]. Психология как научная дисциплина должна остаться на психологическом уровне изучения человека, согласившись с определением «Я» человека, его души и духа как особых метафизических реальностей, и именно как научная дисциплина психология обязана принимать во внимание реальность этих «нереальностей».

При естественнонаучном подходе к внутреннему миру человека предпринимается попытка объективировать это внутреннее содержание психики, понять законы функционирования внутреннего мира и т.п.

Откуда же берется внутренний мир? Согласно некоторым религиозным и философским концепциям, внутренний мир дан человеку изначально, и в ходе жизни он лишь открывает и познает его. Согласно другим представлениям, имеющим под собой материалистическую основу, внутренний мир возникает и развивается по мере развития человека как личности, обладающей активностью по отражению и освоению окружающей действительности.

В науке установлено, что внутренний мир человека не задан изначально, он возникает в результате отражения мира внешнего. В результате иодобного отражения, как писал А. Н. Леонтьев , возникает Образ Мира. Но такой образ нс является простым слепком внешнего мира, человек по-своему конструирует отраженную реальность, создает свою уникальную систему образов, у него возникают собственные уникальные переживания, свое собственное видение действительности и самого себя. Все это осуществляется благодаря собственной активности по отражению внешнего мира, приспособлению к нему и преобразованию его, утверждению своего существования как личности.

Таким образом, внешний мир и внутренний мир взаимосвязаны, имеют точки пересечения, зависят друг от друга. Внутренний мир существует по своим особым законам. В своих работах В. Д. Шадриков 120041 выделяет и описывает четыре таких закона.

Первый закон : «Внутренний мир человека эволюционирует и функционирует по вероятностным законам». Развитие внутреннего мира осуществляется по закономерностям, отражающим внешнее воздействие. Не меньшую роль при этом играют отдельные события. Один поступок может изменить всю жизнь человека, все его мировосприятие.

Второй закон : «Нельзя предсказать величину воздействия на внутренний мир любых возмущений начальных условий». Случайное слово может остаться незамеченным, а может вызвать цепь размышлений, которые приведут в движение весь внутренний мир. Следовательно, как отмечает автор, внутренний мир принадлежит к неустойчивым системам. Такая неустойчивость не только приводит к непредсказуемости поведения человека, но и является стимулом для творчества и новаций.

Третий закон : «Внутренний мир человека является самоорганизующейся системой». Внутренний мир в своей самоорганизации стремится к устойчивости и стабильности. Это находит выражение в преодолении чувства неопределенности, в стремлении перейти на стереотипные формы поведения. Устойчивое состояние нарушается мотивацией и внешними воздействиями, что побуждает человека к постановке новых задач, решить которые при помощи отработанных форм поведения невозможно.

Четвертый закон : «Во внутреннем мире нет эквивалентности между прошлым и будущим, между которыми стоит настоящее». Развитие внутреннего мира отражает стрелу времени и характеризуется необратимостью. Человек никогда не может быть таким, каким он был, как бы он к этому не стремился. В своих воспоминаниях человек действительно может вернуться к определенным периодам и событиям своей жизни. Но он не может вернуться к внутреннему миру, характеризующему его в эти моменты. Воспоминания всегда осуществляются с позиций настоящего внутреннего мира с соответствующими оценкам и переживаниями.

Если внутренний мир существует, то логично предположить, что, как и мир внешний, он имеет свое внутреннее пространство и свое внутреннее субъективное время. Специальные исследования, проведенные психологами, в полной мере доказывают данный факт. Обратимся вначале к характеристике внутреннего пространства личности. В психологии данное понятие используется достаточно активно. Это очень удобный и понятный конструкт, который позволяет в доступной форме описать внутренний мир человека. В то же время внутреннее пространство есть лишь часть психологического пространства человека. Психологическому пространству посвящено немало работ в зарубежной и отечественной психологии. На наш взгляд, наиболее интересным является подход В. А. Петровского, который выделяет и описывает семь пространств существования личности .

  • 1.«Во мне - со мной». Это - область существования «бессознательного» в топологической модели 3. Фрейда, «коллективного бессознательного» К. Юнга, «демонов» Э. Берна и др.
  • 2. «Во мне - при мне». Это - область существования «темных чувствований» И. М. Сеченова, «предсознательного» в топологической модели
  • 3. Фрейда, «краевых фигур (монстров)» А. Минделла, «дорефлексивного» Ж. П. Сартра, «подсознательного организмического функционирования» К. Роджерса.
  • 3. «Во мне - у меня». Это - область существования cogito («мыслю») Р. Декарта, «сознательного» 3. Фрейда, «объективации» Д. Н. Узнадзе, «сознательного внимания» К. Роджерса, «зоны осознания» Ф. Перлза, «переживающего Я» Берна, «осознания своего духовного Я» В. Франкла.
  • 4. «Мною и мне». Это - область контактов и взаимопревращений двух сфер бытия: во мне и вне меня. Там содержатся накапливаемый подсознательный опыт (не достигающий статуса переживаемого), «давление среды» В. А. Лефевра, рефлекторные импульсы в ответ на телесные и средовые воздействия, «инстинктивные влечения» 3. Фрейда, «идеомоторные акты» II. Жане, «возбуждение» Ф. Перлза, «первичные» и «фиксированные установки» Д. Н. Узнадзе.
  • 5. «Вне меня - у меня». Так можно описать все то, что, не будучи мною, я отношу к себе, защищая от посягательств. То внешнее, которым обладает внутреннее. К категории «вне меня - у меня» относятся «физическое Я» У. Джеймса, «переходные объекты» Д. Винникотта и др.
  • 6.«Вне меня - от меня». Такова область существования результатов и последствий моей активности, мое бытие в другом человеке, ощущаемое им как несомненная реальность. В субъективном пространстве «Другого» я существую как интроект (интернализированный Другой).
  • 7. «Вне меня - из-за меня». В этом пространстве сосредоточены значимые проявления моего присутствия в жизни других людей. Здесь используется в термин «персонализация»: во мне видят личность, если я способен быть источником значимых изменений в жизни других людей.

Как видим, у В. А. Петровского описаны пространства по принципу перехода от внутреннего к внешнему. В то же время в психологии имеются работы, где предпринимается попытка описать непосредственно внутреннее пространство в континууме пространственно-временной структуры. Сошлемся здесь на факты, полученные отечественным психологом Т. Н. Березиной , которая провела серию любопытных экспериментов по изучению внутреннего мира человека.

По ее мнению, внутреннее пространство в широком значении - это форма существования психологического вообще, а в более узком - форма существования внутренних образов, понимаемые Т. Н. Березиной как субъективные формы объектов. Они выполняют информационную, эмоциональную, регуляторную роль в психике человека. В результате экспериментов показано, что эти образы могут располагаться во внутреннем пространстве и локализоваться по-разному у разных людей: слева, справа, сзади, вверху, внизу, панорамно, могут выноситься как бы за пределы человека, могут быть приближенными, удаленными, различаться по форме, цвету, располагаться на временной оси: в прошлом, настоящем и будущем. Проведите над собой маленький эксперимент: представьте себе, как вы в первый раз идете в школу. Какой образ возник? Какой он по форме, по цвету? Где он располагался: вверху, внизу, слева, справа и т.д.? Где вы находитесь - внутри образа или вне его? Если вы все это проделали и ответили на поставленные вопросы, то вам будет понятно, что такое образ и где он располагается во внутреннем пространстве.

Не менее интересные данные получены и относительно субъективного времени. Во-первых, доказано, что такое время действительно существует. Во-вторых, обнаружены факты ускорения или замедления внутреннего времени, его обратимости, возможности получения информации из будущего или прошлого, существование параллельного времени и др. Для примера рассмотрим факты ускорения - замедления субъективного времени, поскольку каждый из нас знает об этом из личного опыта. Если мы заняты чем-то интересным и увлекательным, то время проходит очень быстро и незаметно. Для нас субъективно оно как бы останавливается. Наоборот, если мы долгое время бездействуем, ничего не делаем, ожидаем, например, поезда несколько часов, то время течет очень медленно, оно так же как бы останавливается, но природа такой остановки другая, чем в том случае, когда мы его не замечаем. По истечению нескольких недель или месяцев, наоборот, тот период, который промчался очень быстро, кажется нам более продолжительным, так как он был насыщен интересными событиями, а тот период, где мы ничего не делали, - воспринимается как одно мгновение.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...