Рецепт кулича от батюшки гермогена. Снетогорский монастырь: где находится, фото

Рецепты батюшки Гермогена

- Отец Гермоген, расскажите о самой Масленице.

- Последняя неделя перед Великим постом называется сырной неделей или Масленицей. Это веселый народный праздник с вековыми традициями. Встреча Масленицы начинается в понедельник. Вторник - заигрыш - праздник набирает силу. В среду-лакомку тещи приглашают зятьев на блины. В широкий четверг устраивали катания на тройках, кулачные бои. Пятница называется тещины вечорки - теперь уже зятья звали тещу, чтобы угостить блинами. В субботу устраивались девичьи, золовкины посиделки.

Воскресенье Масленицы называется «Прощеным днем«. Француз Жак Маржерет, живший в России в начале XVII века, писал, что «русские в этот день ходят навещать друг друга, обмениваясь поцелуями и прося друг у друга прощения, если обидели словами или поступками». В этот день цари вместе со своими приближенными приходили «прощаться» к патриарху. А тот, исполнив необходимые церемонии, потчевал гостей креплеными мадерами и рейнским вином.

- Обязательно ли есть блины на масленицу? Ведь до принятия христианства блин символизировал бога-солнце?

Совершенно верно, изначально блин являлся в языческих культах символом солнца. Но позже христиане ели блины уже совершенно с другим смыслом. Конечно, обязательно есть блины на масленицу не надо, это не является церковным уставом, что умри, но блин на масленицу съешь. Это просто хорошая традиция, точно такая же, как березы на Троицу в храме или елки на Рождество. Можете не есть блины, но это благочестивая традиция, тем более мясо есть нельзя, и блины ему очень хорошая замена.

- Многие традиции, ушедшие после 1917 года, сегодня только возрождаются. Так, любители традиций стали практиковать гулянья, сжигание Масленицы. Насколько это правильно?

Совершенно неправильно. Воскресенье - это день, когда все сосредоточиваются на молитве, когда в храмах уже звучат покаянные молитвы. Да и сжигание чучела - чистой воды язычество.

- Тогда какие развлечения, кроме поедания блинов, вы бы посоветовали на Масленицу?

Можно устроить фольклорный праздник, с пением народных песен, хороводы, катание с тех же горок. Главное - убрать языческую сущность, и никакого непотребства чтобы не было, не стоит напиваться до полусмерти.

- Но алкоголь на Масленицу не запрещен?

Нет, он не запрещен, но и напиваться не следует. Тем более что благочестивые христиане еще и в храм идут. А если напиться, как в церковь пойти после этого?

- Какой у вас самый любимый рецепт блинов?

Я пользуюсь разными рецептами, хотя мне больше всего нравятся дрожжевые блины, очень тоненькие, как кружевок, потому что обычные блины такими никогда не будут. Они и пресные, и кружево получается только на хорошем дрожжевом тесте.

Ну, это уже что душе угодно: мед, варенье, икра - вся классика. Сметана. Кстати, и кабачковая икра, и «икра заморская баклажанная» идет не хуже, чем красная.

- На какой сковороде получаются самые вкусные блины?

Конечно, самые лучшие блины выходят на чугунной сковороде. Или пусть будет алюминиевая, но толстая. А уж если нет алюминиевой, тогда пойдут всякие «тефали» и прочее. Они удобны тем, что на них блины не подгорают, их очень удобно снимать, переворачивать, но вкус еды немножко другой.

По совету батюшки Гермогена, предлагаем несколько рецептов,

многократно опробованных им на собственной кухне.

Блины кружевные: три стакана муки, три яйца, 800 граммов молока, 40 граммов сахара, 30 граммов дрожжей.

Молоко подогреть. Половину размешать с дрожжами, когда дрожжи разойдутся, добавить соль, сахар и яйца. Перемешать. В миску насыпать муку, помешивая, влить дрожжевую массу. Поставить в теплое место на 20 минут. когда тесто поднимется - медленно влить оставшееся кипящее молоко, интенсивно помешивая. Блины надо выпекать сразу же, на горячей сковороде. Каждый блин смазать маслом.

Блинчики с грибами: 400 граммов муки, один литр воды или молока, два яйца, 20 граммов сахара, пять граммов соли, 20 граммов растительного масла. Из теста приготовить обычные блинчики под начинку.

Начинка грибная: 300 граммов соленых опят, 150 граммов очищенных грецких орехов, 150 граммов арахиса, пучок кинзы, 10 граммов маргарина. Опята промыть в холодной воде, мелко нарезать, орехи измельчить. Разогреть маргарин, обжарить в течение трех минут орехи, помешивая, добавить грибы и измельченную кинзу. Все перемешать и прогреть около 3-5 минут. Начинку разложить по блинчикам и обжарить до готовности.

Пирог блинчатый: Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 - 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 граммов творога, полстакана сахарного песка, одно яйцо, 100 граммов изюма, 50 граммов сливочного масла, 100 граммов орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелкорубленые орехи, перемешать до однородной массы.

Квас лимонно-медовый: 1,5 литра воды, четыре столовых ложки меда, три столовых ложки сахара, лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели)

Видеорецепты простых постных блюд от батюшки Гермогена Рыбный пирог Сбитень Щавелевые щи Клюквенный мусс Гречневая каша с грибами Мочёные яблоки Солёные огурцы Расстегай по-московски Медовое варенье Карп запеченый Соленая горбуша

.

Великий Пост

Как испечь жаворонков в день сорока мучеников (22 марта), в Севастийском озере мучившихся. Этот рецепт также является рецептом постного теста, которое можно использовать во время поста. Ингредиенты теста: * Мука 1 кг. * Сахарный песок 3 ст. л. * Сухие дрожи 10 гр. * Теплая кипиченая вода 2 стакана. * Подсолнечное масло 3 ст. л. * Соль 1 чайн. л.

Простой в приготовлении свекольный салат порадует равно как всех постящихся, так и просто любителей русской кухни. Салат очень богат витаминами и полезен для здоровья. Ингредиенты салата: Свекла Свекольная ботва Грецкие орехи Чеснок Чернослив Перец чили Мед Лемон Растительное масло

Великий Пост!

Читайте также:

З авершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В 2012 году начало Поста приходится на 27 февраля. Продлится Пост до 14 апреля. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста.

Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы).
В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.

Что есть в эти дни?

Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее мы, ориентируемся на современного светского читателя, предлагаем далее блюда, содержащие в том числел растительное масло - в данной ситуации это вполне оправдано.
Как указывалось выше, хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд являлись монастыри. Причина этого - отрезанное состояние от всего остального мира, побуждающее монахов использовать в пищу то, чем была богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты.

Говоря о постном столе, мы постараемся дать наиболее употребительные блюда православного поста, которые максимально обогащены витаминами, столь необходимыми современному человеку. Очень важно понимать различие между людьми, трудящимися на тяжелой физической работе, и теми, кто сознательно отрекся от мира, дав обеты постнического жития. Поэтому здесь неуместна "ревность не по разуму", проявляемая некоторыми верующими в соблюдении постов - которая, к сожалению, зачастую приводит к тяжелым последствиям.

Неделя 1-я Великого поста (первый воскресный день) - Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

П о-прежнему Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Тем неяснее следует делать замечание, что в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем.

В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?

Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен ВТОРОЙ седмице.

Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу.

Суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших.

Что есть в эти дни?
Как и прежде, рекомендуется воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу.

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - "Лествица" (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству.
На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется "стоянием Марии Египетской". На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства.

Что есть в эти дни?
К употреблению в пишу рекомендуются продукты, несодержащие мяса, молока, яиц, рыбы.

Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения).

В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. 6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица.

Что есть в эти дни?
На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пишу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник - к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.
По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной - родителями Пресвятой Девы, - с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает "Спаситель"). Так благая весть (отсюда - Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание - раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божиего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исайей в VIII веке до Рождества Христова.
Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни - как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения (такая Пасха именуется в церковной традиции "Кириопасхой", по-гречески - "Пасхой Господственной") или Светлой седмицы. Естественно, что в зависимости от этого рацион допустимой пищи существенным образом меняется.

Что есть в эти дни?

Е сли Благовещение приходится на дни Великого поста и до праздника Входа Господня в Иерусалим включительно, то в этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда.
Если Благовещение приходится на дни Страстной седмицы - с Великого Понедельника по Великую Субботу, то в дни праздника разрешается вкушать только строго постные блюда, исключая в том числе и рыбные.
Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пишу отменяются - разрешается употреблять для еды любые блюда.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

(великий двунадесятый праздник)
Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" - таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" и произнесут страшное проклятие на свой народ: "кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.

Что есть в эти дни?
В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу.

Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей . В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения.

Что есть в эти дни?
В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы.

В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами.

Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас - около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы - иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение.

Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей - даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории.

Для верующих день Великой Субботы - это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей , пасох и яиц для разговления в день Пасхи.

По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой.
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: "Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным". И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения.
С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: "Христос воскресе!"

Хлеб наш насущный...

ЗАКВАСКА.mpg

Когда он появляется на экране телевизора, рука хозяйки тянется к бумаге, чтобы записать оригинальные рецепты, которые обязательно прозвучат, и ценные советы, которыми поделится иеромонах Гермоген (Ананьев), насельник Свято-Данилова монастыря.

СТОЛ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ И ОКАНЧИВАЮЩИЙСЯ МОЛИТВОЮ, НИКОГДА НЕ ОСКУДЕЕТ

(Святой Иоанн Златоуст)

Трапеза многие годы была его монашеским послушанием. Служил батюшка Гермоген келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание братии. К своему послушанию он отнесся, как и полагается монаху, со всей душой. И достиг в этом деле немалого. Опыт трапезной Данилова монастыря известен широко. Здесь умудряются, не отступая от строгих правил монашеского аскетизма, разнообразить стол и готовить кушанья, которые весьма привлекательны и популярны даже за пределами обители.

Тут есть, конечно, и своя тайна. Тем, кому доводилось участвовать в монастырской трапезе, наверняка надолго запоминается особый вкус здешних блюд. Они вроде бы просты, но гораздо вкуснее самых изысканных ресторанных блюд. Почему так происходит?

А почему считается, что трапеза в монастыре - это продолжение богослужения?

Как и для чего молятся монахи до еды и после?

Надо ли разнообразить постный стол и как это делать?

На эти и многие другие вопросы иеромонаху Гермогену приходилось не раз отвечать, общаясь с посетителями монастыря и с телевизионными зрителями программы "Православная энциклопедия", где он вел кулинарную страничку. А недавно отец Гермоген выпустил целую книгу, в которой отвечает на подобные вопросы, рассказывает о принципах монашеского питания, об опыте трапезной Данилова монастыря. И, конечно, делится многочисленными рецептами монастырской кухни. Среди них нет мясных блюд, так как в русской монастырской традиции не принято вообще употреблять мясо. Зато есть рецепты специально для постных дней и скоромных, для праздников и поминок. Есть и молитвы, которые читают в те или иные моменты трапезы. И даже тексты застольных песен, которые можно услышать в обители. А также много других занимательных и полезных сведений. Книга, выпущенная издательством "Даниловский благовестник", так и называется "Кухня батюшки Гермогена". Некоторые выдержки из нее предлагаем сегодня читателям.

Искуснейшие повара готовят разнообразные блюда из лучших продуктов, но отсутствие благодати невосполнимо. Трапеза, как и любое дело в монастыре, благословляется. Через пищу, приготовленную с молитвой, человеку сообщается благодать, а душа, как и тело, всякого человека радуется любому проявлению благодати.

Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб "Бородинский", рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.

В монастырях по уставу вне поста пищу принимают два раза в день, а постом - один раз.

Наши уста являются теми вратами, через которые мы принимаем пищу. И чтобы через эти врата не вошел "Троянский конь", мы молимся перед едой и тем самым освящаем ее. Через трапезу человек может и освящаться, и оскверняться.

Картофель с орехами и гранатами. Картофель "в мундире" очистить, нарезать кубиками, уложить в салатник, полить соусом и посыпать зеленью. Для соуса измельченные ядра грецких орехов и чеснок истолочь с солью, добавить мелко нарезанный лук, сок граната и все тщательно перемешать. 2 - 3 картофелины, 1 ст. ложка измельченных ядер грецких орехов, треть стакана сока граната, 1 - 3 зубчика чеснока, измельченная зелень петрушки или укропа, репчатый или зеленый лук.

Яблоки, фаршированные творогом. 2 кг яблок, 700 г творога, 200 г изюма, 200 г орехов, 100 г сахарного песка, 3 яйца, 1 ч. ложка крахмала. Каждое яблоко разрезать на две половинки, вынуть из них сердцевину и часть мякоти. Наполнить половинки творожной начинкой, уложить на смазанный маслом противень и запечь в духовке в течение 10 - 15 минут. Фарш: творог растереть, смешать с сырыми яйцами, сахарным песком, крахмалом, изюмом, мелко порубленными орехами.

Тюря томатная. 1 л томатного сока, три четверти стакана мелконарезанного черного хлеба, полстакана корня сельдерея, натертого на терке, полголовки чеснока, 1 ч. ложка кориандра, 1,5 ч. ложки соли. Чеснок и кориандр растереть с солью, перемешать с остальными компонентами, залить томатным соком.

"Монастырская курица". 1 кочан капусты, 3 яйца, 200 г молока, соль по вкусу. Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть крышкой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.

Морковь в медовой глазури. 500 г молодой моркови, 1 ст. ложка сливочного масла, щепотка мускатного ореха, 2 ст. ложки меда. Морковь тщательно вымыть. Ботву отрезать так, чтобы остались кончики длиной 2,5 - 3 см. В широкой кастрюле вскипятить воду, опустить в нее морковь и варить 5 минут. Откинуть морковь на дуршлаг, обдать холодной водой и насухо обтереть салфетками. Масло растопить в сотейнике, положить мускатный орех и мед, перемешать. Добавить морковь, аккуратно перемешать, чтобы она равномерно покрылась глазурью. Готовить на небольшом огне 2 минуты. Это блюдо можно подать отдельно или как гарнир.

Пирог блинчатый. Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 - 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 г творога, полстакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 г изюма, 50 г сливочного масла, 100 г орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелко рубленые орехи, перемешать до однородной массы.

Пасха "Боярская". 1 кг творога, 0,5 л сливок, 500 г сахарного песка, 300 г сливочного масла, 2 желтка, 100 г апельсиновых цукатов, ванилин. Творог дважды протереть через сито, добавить взбитые сливки, соединить с отдельно растертым добела маслом, с сахаром и желтками, добавить измельченные апельсиновые цукаты и ванилин, тщательно перемешать. Заполнить творожной массой форму и охладить.

Квас лимонно-медовый. 1,5 л воды, 4 ст. ложки меда, 3 ст. ложки сахара, 1 лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели).

Подготовил Коновалов Валерий

http://www.trud.ru/trud.php?id=200610051842601

Православный старец. Духовник Снетогорского женского монастыря. Считается духовным наследником Кукши Одесского и Иоанна (Крестьянкина).

Александр Иванович Муртазов родился в 1935 году в одном из сел недалеко от города Чистополь (Татарстан) в семье верующих (в доме семьи Муртазовых собирались окрестные жители для совместной молитвы).

После окончания школы 2 года служил в Баку (Азербайджан) в зенитной артиллерии. Вернулся из армии в город Чистополь, куда за время его отсутствия переехала семья. Под влиянием монахинь местного монастыря поступил в Духовную семинарию в Саратове, где проучился с 1957 по 1960 годы. Во время учебы служил иподиаконом в одной из саратовских церквей и помошником эконома в семинарии.

Рукоположен в священники в 1959 году, после чего год прослужил на приходе города Мамадыш (Татарстан). Учился в Духовной академии в с 1962 по 1965 год. По окончании получил степень кандидата богословия. Тема диссертации: "Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского".

С 1965 по 1992 год жил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где в 1978 году постригся в монахи, приняв имя в честь , Патриарха Московского.

После 1992 года переехал в Псковско-Печерскую лавру, в 1994 году - в Снетогорский монастырь, где был возведен в сан архимандрита.

Интересные факты об Архимандрите Гермогене (Муртазове)

  • Одной из причин уезда Гермогена (Муртазова) из Эстонии после распада СССР, стало то, что будущий старец, по его словам, "не захотел жить в чужой стране и принимать их гражданство".
  • Вся семья Гермогена (Муртазова) (за исключением отца, погибшего на фронте) приняла монашество или священство. Мать, будучи инокиней Вассой, перед смертью приняла постриг с именем Магдалина, старшая сестра Гермогена стала монахиней Анастасией. Младший брат Борис был рукоположен в иеродиакона под именем Никон.

СТОЛ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ И ОКАНЧИВАЮЩИЙСЯ МОЛИТВОЮ, НИКОГДА НЕ ОСКУДЕЕТ
(Святой Иоанн Златоуст)

Трапеза многие годы была его монашеским послушанием. Служил батюшка Гермоген келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание братии. К своему послушанию он отнесся, как и полагается монаху, со всей душой. И достиг в этом деле немалого. Опыт трапезной Данилова монастыря известен широко. Здесь умудряются, не отступая от строгих правил монашеского аскетизма, разнообразить стол и готовить кушанья, которые весьма привлекательны и популярны даже за пределами обители.
Тут есть, конечно, и своя тайна. Тем, кому доводилось участвовать в монастырской трапезе, наверняка надолго запоминается особый вкус здешних блюд. Они вроде бы просты, но гораздо вкуснее самых изысканных ресторанных блюд. Почему так происходит?
А почему считается, что трапеза в монастыре - это продолжение богослужения?
Как и для чего молятся монахи до еды и после?
Надо ли разнообразить постный стол и как это делать?
На эти и многие другие вопросы иеромонаху Гермогену приходилось не раз отвечать, общаясь с посетителями монастыря и с телевизионными зрителями программы "Православная энциклопедия", где он вел кулинарную страничку. А недавно отец Гермоген выпустил целую книгу, в которой отвечает на подобные вопросы, рассказывает о принципах монашеского питания, об опыте трапезной Данилова монастыря. И, конечно, делится многочисленными рецептами монастырской кухни. Среди них нет мясных блюд, так как в русской монастырской традиции не принято вообще употреблять мясо. Зато есть рецепты специально для постных дней и скоромных, для праздников и поминок. Есть и молитвы, которые читают в те или иные моменты трапезы. И даже тексты застольных песен, которые можно услышать в обители. А также много других занимательных и полезных сведений. Книга, выпущенная издательством "Даниловский благовестник", так и называется "Кухня батюшки Гермогена". Некоторые выдержки из нее предлагаем сегодня читателям.
* * *
Искуснейшие повара готовят разнообразные блюда из лучших продуктов, но отсутствие благодати невосполнимо. Трапеза, как и любое дело в монастыре, благословляется. Через пищу, приготовленную с молитвой, человеку сообщается благодать, а душа, как и тело, всякого человека радуется любому проявлению благодати.
* * *
Монахи дали немало рецептов, вошедших впоследствии в обиход. Это широко известный хлеб "Бородинский", рис и рыба по-монастырски, монастырский мед, разнообразные вина и многое-многое другое.
* * *
В монастырях по уставу вне поста пищу принимают два раза в день, а постом - один раз.
* * *
Наши уста являются теми вратами, через которые мы принимаем пищу. И чтобы через эти врата не вошел "Троянский конь", мы молимся перед едой и тем самым освящаем ее. Через трапезу человек может и освящаться, и оскверняться.
* * *
Картофель с орехами и гранатами. Картофель "в мундире" очистить, нарезать кубиками, уложить в салатник, полить соусом и посыпать зеленью. Для соуса измельченные ядра грецких орехов и чеснок истолочь с солью, добавить мелко нарезанный лук, сок граната и все тщательно перемешать. 2 - 3 картофелины, 1 ст. ложка измельченных ядер грецких орехов, треть стакана сока граната, 1 - 3 зубчика чеснока, измельченная зелень петрушки или укропа, репчатый или зеленый лук.
* * *
Яблоки, фаршированные творогом. 2 кг яблок, 700 г творога, 200 г изюма, 200 г орехов, 100 г сахарного песка, 3 яйца, 1 ч. ложка крахмала. Каждое яблоко разрезать на две половинки, вынуть из них сердцевину и часть мякоти. Наполнить половинки творожной начинкой, уложить на смазанный маслом противень и запечь в духовке в течение 10 - 15 минут. Фарш: творог растереть, смешать с сырыми яйцами, сахарным песком, крахмалом, изюмом, мелко порубленными орехами.
* * *
Тюря томатная. 1 л томатного сока, три четверти стакана мелконарезанного черного хлеба, полстакана корня сельдерея, натертого на терке, полголовки чеснока, 1 ч. ложка кориандра, 1,5 ч. ложки соли. Чеснок и кориандр растереть с солью, перемешать с остальными компонентами, залить томатным соком.
* * *
"Монастырская курица". 1 кочан капусты, 3 яйца, 200 г молока, соль по вкусу. Кочан капусты нарезать не очень мелко, положить в глиняный горшок, залить взбитыми с молоком яйцами, посолить, прикрыть крышкой и поставить в духовку. Капуста считается готовой, когда приобретет бежевый цвет.
* * *
Морковь в медовой глазури. 500 г молодой моркови, 1 ст. ложка сливочного масла, щепотка мускатного ореха, 2 ст. ложки меда. Морковь тщательно вымыть. Ботву отрезать так, чтобы остались кончики длиной 2,5 - 3 см. В широкой кастрюле вскипятить воду, опустить в нее морковь и варить 5 минут. Откинуть морковь на дуршлаг, обдать холодной водой и насухо обтереть салфетками. Масло растопить в сотейнике, положить мускатный орех и мед, перемешать. Добавить морковь, аккуратно перемешать, чтобы она равномерно покрылась глазурью. Готовить на небольшом огне 2 минуты. Это блюдо можно подать отдельно или как гарнир.
* * *
Пирог блинчатый. Заранее испеченные блины уложить один на другой, прослаивая начинкой. Получившуюся стопку обмазать со всех сторон взбитым яйцом, положить сверху мелкие кусочки сливочного масла и поставить пирог в духовку на 15 - 20 минут при температуре 150 градусов. Творожная начинка: 500 г творога, полстакана сахарного песка, 1 яйцо, 100 г изюма, 50 г сливочного масла, 100 г орехов, ванилин, цедра лимона, сахарный песок растереть со сливочным маслом, добавить протертый через сито творог и яйцо, всыпать ванилин, цедру лимона, мелко рубленые орехи, перемешать до однородной массы.
* * *
Пасха "Боярская". 1 кг творога, 0,5 л сливок, 500 г сахарного песка, 300 г сливочного масла, 2 желтка, 100 г апельсиновых цукатов, ванилин. Творог дважды протереть через сито, добавить взбитые сливки, соединить с отдельно растертым добела маслом, с сахаром и желтками, добавить измельченные апельсиновые цукаты и ванилин, тщательно перемешать. Заполнить творожной массой форму и охладить.
* * *
Квас лимонно-медовый. 1,5 л воды, 4 ст. ложки меда, 3 ст. ложки сахара, 1 лимон, изюм. Влить в теплую кипяченую воду сок одного лимона, добавить мед, сахар, размешать, накрыть марлей и оставить в теплом месте на сутки. Затем процедить, разлить в бутылки, куда предварительно брошено несколько тщательно промытых изюминок, плотно закупорить. Держать на холоде до полного созревания кваса (примерно две недели).

Коновалов Валерий "Труд"

У меня дома есть диск с циклом передач “Кухня батюшки Гермогена”, в которой священник рассказывает про круглогодичный цикл православных постов и праздников, рассказывает про обрядовую кухню, а также делится рецептами блюд, которые готовят в монастыре. Один из таких рецептов - постное печенье с начинкой из джема, мармелада или сухофруктов. Оно очень нежное, рассыпчатое и,конечно, очень вкусное. Это подтвердил наш папа - обычно не особый любитель сладкой выпечки

Готовить его очень просто. Сначала нужно замесить тесто: 1 стакан минеральной воды (газированной) + 1 стакан растительного масла (я чуть меньше его взяла) + около 3 стаканов муки. Тесто получается мягкое, не липкое, воздушное.

Отщипываем от теста кусок, размером с небольшое яблоко. Тонко раскатываем в круг. Круг разрезаем на секторы. На широкую сторону сектора кладем начинку: у нас был мармелад, но можно также использовать густой джем, сухофрукты. Сворачиваем в трубочку. Выкладываем трубочки на смазанный маслом противень, выпекаем до готовности теста - печенье должно остаться светлым, слегка-слегка порозовевшим. Печется быстро!

Псковская земля славится великолепными монастырями, расположенными в самых неожиданных и зачастую в очень живописных местах. Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь - одно из тех древних сооружений, которое имеет свою интересную многовековую историю. Ныне это действующая женская обитель, расположенная в 3,5 км от города Пскова. Первое упоминание о ней можно найти в летописях XIII века, однако сначала это был

Снетогорский монастырь, Псков

В архитектурный ансамбль Снетогорского монастыря входит собор Рождества Богородицы, трапезная церковь св. Николая (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины колокольни и церковь Вознесения Господня (середина XVI века), ограда и Святые ворота (XVII-XIX век). Сегодня в нем проживает 60 сестер.

Он расположен на правом берегу реки Великой на Снатной горе, названной так из-за рыбы снети, которую здесь ловят местные промысловики. Доподлинно неизвестно, когда был создан Снетогорский монастырь. По одной из версий, его могли основать монахи, прибывшие сюда со Святой горы Афон. По другой, которая является основной, - его создателем стал игумен Иоасаф.

Если заглянуть в летопись XIII века, можно получить оттуда сведения о том, что 4 марта 1299 года Снетогорский Рождества Богородицы монастырь был сожжен ливонскими рыцарями. В это же время погибли и святой мученик Иоасаф, и вместе с ним еще 17 иноков.

Но в XIV-XV веках опять восстанавливают, и она становится одним из главных духовных центров Пскова. Об этом факте говорит и строительство в ней каменного храма, первого после долгого перерыва, связанного с нападением монголов на Русь.

Новая жизнь

В самом центре Псковского Крома (исторического и культурного центра), на берегу реки Псковы, в XIV веке находилось подворье монастыря. Позже (в 1352 году) на этом же месте был построен храм святого апостола Иоанна Богослова. Это подворье поддерживало хозяйственные и торговые связи с купцами из соседней Прибалтики.

Монахами монастыря на то время были преподобные отцы Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. Они потрудились над основанием и других обителей, расположенных недалеко от Пскова.

Снетогорский монастырь принимал уходивших на покой псковских князей и бояр, которые принимали там свой постриг. Во время эпидемии 1420-1421 гг. здесь постригся в монахи московский наместник князь Федор Александрович Ростовский, который сильно заболел, но потом опять вернулся в Москву.

В 1416 году в притворе главного собора монастыря был похоронен сын Изборского князя Ефстафьевича - Григорий. Внутри самого храма и сегодня можно увидеть плиты-керамиды XVI-XVII веков. На территории собора со временем разрослось большое монастырское кладбище. К стенам храма были пристроены погребальные часовни.

Расположенный на полноводной реке Великой, монастырь часто выполнял роль гостиницы, где останавливались купцы и путешественники. В 1472 году его посетила - византийская царевна, совершавшая путешествие из Италии в Москву.

Во время Ливонской войны (1558-1583 гг.) войска польского короля разорили монастырь. Сам собор претерпел пожар, в результате которого часть древней фресковой живописи была навсегда утеряна, а сама братия нашла убежище в подворье обители.

Для монастыря большие бедствия и разорения приносили также казаки и войска воеводы польского Лисовского. А в 1615 году обитель захватил шведский король Густав Адольф, который, правда, так и не взял Псков.

Возрождение и упад обители

Однако к XVII веку монастырь стал отстраиваться заново. Содействовало этому пограничное расположение Пскова (для России это было очень важно в торговом отношении). Снетогорский монастырь обладал большим хозяйственным блоком, участвовал в снабжении армии и ремонте стен города.

В годы Северной войны он снова терпел бедствия. Возникший в 1710 году пожар уничтожил самый древний архив с уникальными историческими данными, связанными с временами создания монастыря.

Земельная реформа Екатерины II привела монастырь в настоящий упадок. И в 1804 году он был упразднен, а на его месте было решено устроить архиерейский дом, где в 1816-1822 гг. жил архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов), который был не только деятельным духовным лицом, но и великолепным историком. Все богослужения в основном совершались в церкви св. князя Владимира (она же бывшая трапезная св. Николая). Эту тихую монастырскую обитель посещал и великий поэт А. С. Пушкин в 1825 году.

После Октябрьской революции архиерейский дом был разорен. Разрушения затронули и древнейший собор Снетогорского монастыря, отнесенный к памятникам старины и подлежащий государственной охране. Всю территорию монастыря отдали под дом отдыха. В 1934-м году частичному разрушению подверглась и Вознесенская церковь, сейчас от нее остались только руины.

Во время Второй мировой в монастыре располагался штаб мощной немецкой группировки «Север». В Никольской церкви немцы устроили зал собраний, в самом соборе - тир и винный склад. На остатках Вознесенской церкви соорудили гараж.

После войны Снетогорский женский монастырь улучшения не ждали, он был переоборудован в детский санаторий и дом отдыха. Только в 50-х годах монастырь все-таки начнут потихоньку восстанавливать. Частичные реставрационные работы, которые идут и до сих пор, начались в 1985 году.

В 1993 году, наконец-то, женский монастырь был передан Псковской Епархии. Богослужения стали вестись в Никольской церкви. В обители и по сей день хранятся такие святыни, как частицы мощей прп. мученика Иосафа Снетогорского, великомученика Пантелеймона, св. Николая Чудотворца, св. Тихона Задонского, прп. Макария Желтоводского, а также иконы Тихвинской и Иверской Божией Матери.

26 июля 2012 года собор Рождества Богородиц был отдан в безвозмездное пользование Снетогорскому монастырю сроком на 50 лет.

Снетогорский монастырь: Гермоген (Муртазов)

Не менее интересно будет познакомиться с духовником Снетогорского женского монастыря - отцом Гермогеном (Муртазовым). Именно на нем лежит огромная ответственность за весь монастырский уклад.

Как он сам о себе говорит, родом он из Татарии, но фамилия у него совсем не татарская, как может показаться, а настоящая русская, так как заканчивается на «ов» - Муртазов, в татарском варианте она должна заканчиваться на «ин». Отец Гермоген родился в районе Ново-Шешминском, где река Шешма впадает в Каму, где недалеко распложен город Чистополь, в который потом и переехала вся его семья.

История Чистопольского района

У него в роду все были русские. Исторически сложилось, что, когда Иоанн Грозный завоевал Татарию, чтобы все земли держать под контролем, он переправлял туда целые русские селения. Их же район был создан из переселенцев из Смоленска. На улице Свободка тогда жили служивые, освобожденные от податей, на улице Попушкиной стояли пушки, третья называлась Мишеней, из-за мишеней, в которые стреляли. В общем, целая военная слобода. Вокруг района было несколько деревень, например Михайловка, все знали, что здесь стоит Михайловский полк, а в Екатериновке - Екатерининский полк. Такая серьезная охрана не позволяла случаться разным проявлениям смуты. Этот район называли Чистопольским, так как сначала это было чистое поле. От Казани оно находится примерно в 200 км.

Факты из биографии

В родне священников не было, глубоко верующими были только его мама и бабушка. Брат его - отец Никон - стал иеродиаконом в подворье Сестра живет с Гермогеном в монастыре. У их матери Магдалины было трое детей, и все они стали монашествующими. Отец же погиб в Великую Отечественную, в самые первые дни войны.

В Чистополе была церковь, и мама отца Гермогена на паях с монашками купила там домик. Отец Гермоген окончил школу, потом работал почтальоном, затем был призван в армию в Бакинскую зенитную артиллерию. Крестик нательный он никогда не снимал. В церкви он познакомился с монашками из закрытого монастыря. После дембеля две старенькие монашечки и мама-певчая подготовили его для поступления в Саратовскую духовную семинарию.

Там же, в семинарии, в 1959 году отец Гермоген принял священство. С того времени прошло уже 45 лет.

После семинарии через год он поступил в Академию в Троице-Сергиевой Лавре (под Москвой). Часто бывал в Псково-Печерском монастыре и даже хотел там устроиться в приходе, однако направление получил в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь (Эстония), и с 1965 года он служил там почти 30 лет.

Новое назначение

Про свое служение духовником в женском монастыре он говорил, что надо быть неопалимой купиной, чтобы гореть и не сгорать. Некоторое время его духовным отцом был Вместе они и решили, что Гермогену нужно оставить монастырь и уехать, особенно после того, как у него дважды открывалась кровоточивая язва. Тогда-то отец Гермоген подумал, что уже не потянет службу, и поэтому решил уйти на покой. Святейший II, с которым он был в хороших и доверительных отношениях, дал ему широкую дорогу и сказал, чтобы тот выбирал любой монастырь. Но потом приехал Владыко Евсевий и попросил отца Гермогена помочь Снетогорскому монастырю. И с того момента он поселился там. Из Пюхтицкого монастыря они постоянно получали помощь, и постепенно обитель стала возрождаться. Были построены гостиница для паломников, скотный двор и т. д.

Патриарх

В начале сентября 2014 года патриарх Кирилл лично посетил Снетогорский монастырь. В Никольском храме его приветствовал архимандрит Гермоген (Муртазов) с игуменьей, который отметил, что за многие годы Предстоятель Церкви впервые посетил их обитель.

Отец Гермоген преподнес в подарок Его Святейшеству список иконы Тихвинской Божией Матери, так как псковский народ часто прибегал к ней за помощью в годы Великой Отечественной.

С речью выступил и Патриарх, который признался, что был рад посетить одну из древнейших обителей - Снетогорский женский монастырь Псковской епархии, который когда-то выполнял очень важную стратегическую роль крепости на пути захватчиков, но затем был разрушен уже в относительно мирное время, когда на территории монастыря стали располагаться советские организации, не щадившие памятники архитектуры.

Заключение

Патриарх приехал не один, а с большой делегацией, и выразил надежду, что вопросы, связанные с восстановлением памятников монастыря, в скором времени разрешатся. В знак уважения и признательности он передал монастырю икону прп. Макария с частицей мощей. Теперь можно с уверенностью сказать, что заново отреставрируется весь Снетогорский монастырь. Отец Гермоген - это тот верный страж (как и его предки во времена Иоанна Грозного), который выполняет свою духовную и наставническую миссию, всем сердцем и душою болея за свое детище.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...