Религиозная составляющая политико правовых учений эпохи возрождения. Политико-правовые учения эпохи возрождения (xiv-xvi веков)

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XIV-XVI ВЕКОВ)

К XV в. Западная Европа достигла экономического расцвета, главным образом благодаря Великим географическим открытиям и создала прекрасные условия для интеллектуального расцвета – эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это революция в сознании западного общества, веками находившегося под духовным гнетом католической церкви. Борец за национальное освобождение Италии Джузеппе Мадзини (1805–1872) заметил, что "великие революции – это, скорее, дело принципов, чем штыков. Их совершают, прежде всего, в моральной и лишь потом в материальной сфере". Католическому мировоззрению, которое проповедовало отрешение от земных радостей, предопределенность и неизменность существующего порядка свыше, устремленность сознания к потусторонним, внеземным идеалам, эпоха Возрождения противопоставляет веру в могущество разума и опыта, в творческие силы человека.

Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения

Схоластическая религиозная традиция, состоящая в изучении окружающего мира сквозь призму текстов Библии, постановлений соборов и сочинений отцов Церкви, сменилась светской традицией, в центре которой находились человек, его отношения с другими людьми, стремления и желания человека. Это направление общественной мысли, развивавшееся учеными, философами, политиками, деятелями искусства, получило название "гуманизм". Гуманизм стал основой мышления новой эпохи. Изучение человека, его морали, психологии осуществлялось на основе наблюдения, опыта, рационалистических оценок и обобщений.

Истоки рационализма деятели эпохи Возрождения черпали в идеалах античности. Гуманизм был органично связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Философия гуманизма выражала интересы зарождавшейся буржуазии, стремившейся создать новую идеологию, в которой нашли бы отражение ее политические притязания. Культура Возрождения была доступна немногочисленному слою образованных людей, которые настороженно, с недоверием относились к массовым протестным движениям, включая и реформационные.

Это в значительной мере обусловило специфику развития политико-правовых учений периода Возрождения.

  • 1. Наиболее примечательной особенностью политико-правового развития данной эпохи является завершение становления политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности, что выражается в окончательном отделении политики от морали, интереса общества от интереса его отдельных граждан. Политика рассматривается не как творение Бога, а как отношения между людьми по поводу власти. Наиболее важной проблемой светской политической теории является проблема человека, его взаимоотношения с государством.
  • 2. На смену теологическому мировоззрению, в котором государство и право – результат Божественного Промысла, приходит юридическое мировоззрение, согласно которому все общественные отношения основаны на формальном праве, т.е. равенстве всех перед законом, на непосредственной связи власти и государства с идеей права и закона. Политические учения эпохи Возрождения положили начало европейской политической традиции, в основу которой легли концепции естественного права и общественного договора. Их исходным пунктом являлась уже полная свобода человеческого индивида в его поступках, а значит, и ответственность за их последствия.
  • 3. Общественные отношения с тех пор принимаются двояко: как юридические (политические) и этические (моральные), в зависимости от того, по собственной или не по собственной воле вступают в них граждане. Отсюда и концепции прав человека, гражданского общества и правового государства, вставшие на повестку дня в политической мысли Нового времени.

Все эти достижения в развитии политико-правовой идеологии оказались возможными благодаря работам Никколо Макиавелли.

Период Возрождения (XIV--XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469--1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства -- защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица -- волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы. Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 -- 1535) " Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению -- утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения, Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI --XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеровского учения -- тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490--1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы -- Крестьянская война в Германии (1524--1526 гг.).

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564).

Пробуржуазный характер носила произведенная Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные Функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе -- революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве которого в XVII--XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

XVI в. – век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процессе преодоления феодальной раздробленности лишались прежней власти и привилегий крупные феодалы. Централизованные абсолютистские государства способствовали образованию и консолидации наций, притязали на объединение и представительство нации, народа, страны. Одновременно падал политический авторитет католической церкви, до того бывшей единственной объединяющей силой Западной и Центральной Европы. Еще больший урон был причинен ее духовной монополии, религиозному и теологическому авторитету. Религиозные движения, требующие восстановления апостольской церкви, в XVI в. приняли массовый характер, охватили почти всю Западную Европу, переросли в ряде стран в религиозные войны. Эти войны нередко сливались с попытками крупных феодалов восстановить былую власть и независимость либо с народными движениями против дворянских привилегий, сословного строя, феодальной зависимости крестьянства.

Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

В XVI в. естествознание, философия, реалистическое искусство достигли успехов; однако своеобразие этой эпохи заключалось в том, что общественные силы, боровшиеся против феодализма и освящавшей его церкви, еще не порвали с религиозным мировоззрением. Общим лозунгом массовых антифеодальных движений был призыв к церковной реформе, к возрождению истинного, первоначального христианства, искаженного духовенством. В своеобразных условиях XVI в. священное писание стало идейным оружием в борьбе против католической церкви и феодального строя, а его перевод с латыни на народный язык – средством революционной агитации и пропаганды. Текстами писания реформаторы обосновывали требование возрождения апостольской церкви; крестьянство и городские низы находили в Новом завете идеи равенства и “тысячелетнего царства”, не знающего феодальной иерархии, эксплуатации, социальных антагонизмов. Реформация, начавшаяся в Германии, охватила ряд стран Западной и Центральной Европы.

В том же веке общей для всех западноевропейских стран стала культура Возрождения. Предпосылкой и основой Возрождения был гуманизм – стремление ряда ученых, философов, политиков, деятелей искусства заменить традиционное для средневековой схоластики исследование текстов Библии, постановлений Соборов и сочинений отцов церкви изучением человека, его психологии и морали. Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености (studia divina ) светские науки и образование (studia humana ). Светские (гуманитарные) науки изучали не бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы. Гуманизм естественно обусловил резкое повышение интереса к античному наследию. Если Реформация апеллировала к первоначальному христианству, не знавшему иерархии и сложных обрядов католической церкви, то гуманизм органически связан с возрождением античной (дохристианской) древности, когда философия и наука не были служанками богословия, а человеческая природа не толковалась как средоточие зла и греховности. Дополнительным стимулом к изучению античного наследия стало бегство в Западную Европу после взятия Константинополя турками (1453 г.) сотен и тысяч образованных греков; поселившись в разных странах, они преподавали греческий язык и создали первые переводы лучших трудов классиков античной Греции.

Гуманизм XV–XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени – латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...