Роль конфуцианства в модернизации современного китая. Лента: Религия

На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир. К такому единому мнению пришли ученые из 22 стран и регионов, собравшиеся в родном городе древнекитайского мудреца Конфуция Цюйфу /пров. Шаньдун, Восточный Китай/ для участия во Всемирном конгрессе конфуцианства.

В трехдневном Первом всемирном конгрессе конфуцианства, закрывшемся 29 сентября, приняли участие свыше 170 специалистов и ученых из 22 стран и регионов мира, включая Китай, США, Францию и САР Сянган и Аомэнь. Участники конгресса обсудили вопросы, связанные с ситуацией в области исторических исследований этого древнекитайского учения, его совеременной интерпретации, значения в наши дни, а также распространением в мире.

Конфуций -- великий древнекитайский мыслитель, философ и просветитель. Его учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм.

По словам замминистра культуры КНР Чжоу Хэпина, изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур.

"Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий", - сказала профессор Института ориенталистики Академии наук Словакии Марина Карногурска. По ее мнению, нравственно-этические нормы, выдвинутые Конфуцием тысячи лет назад, помогут сплочению всего современного человечества.

В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений, - отметил ректор Сянганского института конфуцианства Тан Эньцзя.

Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на фукционирование глобального рынка, подчеркнул австралийский дипломат, член Международной ассоциации конфуцианства Рег Литтл.-о-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный экономический университет

Конфуций и конфуцианство

Одесса - 2014

План

Введение

1. Конфуций

2. Конфуцианство

3. Роль конфуцианства в современном мире

Заключение

Введение

Каждая из великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится к - "китайской церемонии". Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства.

В конфуцианстве понятие "ли" ("этика-ритуал"), охватывающее родственные понятия ("правила поведения", "обряд", "обычай", "благопристойность" и др.) стало высшим символом ритуализованной этики, превратилось в наиболее общую характеристику правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения человека: "Правитель руководит подданными посредством ли", "Преодоление себя и обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности".

Невычлененность этики из синкретического комплекса норм, охватывающая мораль, обычаи, право, обряды, церемонии, ритуалы и т.п. и ее практическое слияние с ритуалом и с "моральной теорией человеческих действий", помогли конфуцианству, этому вначале чисто философскому учению, постепенно овладеть и религиозными функциями, эффективно используя в своей проповеди не только разум, но и веру. С обретением мощных социальных и духовных санкций официально-государственной, рационально-философской, эмоционально-психологической, религиозной, конфуцианские и конфуцианизированные этико-ритуальные нормы и ценности стали непререкаемо обязательными для всех членов общества, от императора до простолюдина.

Социальное функционирование этих норм представляло собой жесткий автоматизм обретенного с колыбели стереотипа. В этом и состояла главная сила "китайских церемоний", четко предписывавшихся каждому китайцу в соответствии с его статусом, который, мог меняться. Но в одном плане китаец всегда, от рождения до смерти не изменялся: он вольно или невольно, сознательно или бессознательно оставался носителем незыблемых принципов конфуцианизированного комплекса этико-ритуальных норм.

1. Конфуций

Конфуций - главный основатель этико-политического учения "конфуцианство", был рожден в VI веке до н.э. от правителя города Чеухиен в небольшом царстве Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шу Лиан-хо имел двух жён. От первой жены у него было девять дочерей, а от второй - слабый сын, который вскоре умер. Когда Шу Лиан-хо исполнилось 70 лет, он всерьёз задумался о наследнике и решил жениться ещё раз. В 551 году до н.э. третья женя родила Конфуция.

Поначалу, жизненный путь Конфуция был полон трудностей и лишений. В частности, Конфуций рано лишился отца, тогда ему шёл всего третий год. В детстве Конфуций был необыкновенно послушным ребёнком, почтительным к старшим, не по возрасту рассудительным. В школе он затмил всех учеников своим прилежанием, кротостью, активностью, скромностью и успехами в учении, и на 17-ом году жизни был назначен помощником своего учителя. После школы Конфуций некоторое время жил в бедности, работая надзорным за качеством продуктов на рынках и в лавках, и часто был вынужден изыскивать средства на пропитание, но на 19-ом году жизни он женился на девушке из знатной семьи. Через год у них родился сын Ли, а позднее - дочь. Вскоре князь города назначил добросовестного Конфуция инспектором пахотных полей, лесов и пастбищ. Под управлением Конфуция быт земледельцев изменился к лучшему.

В 528 году до н.э. Конфуций потерял мать и по существовавшему обычаю на три года ушёл в отставку в знак траура. За эти годы он изучил множество различных священных книг древности и на их основе разработал своё собственное учение, центральной идеей которого было управление на основе правил поведения. Вскоре он превратил свой дом в настоящую Академию. Весть о мудрости юного Конфуция распространилась на соседние княжества. Он совершил немало поездок к правителям соседних китайских царств и некоторое время жил в провинции Чжеу. Кун Цю старался на деле применять все высказываемые и проповедуемые им правила нравственности. Так, получив как-то в подарок от одного князя 1000 мер риса, он не стал благодарить его, а роздал рис беднякам, сказав: "Он ожидал моей благодарности, теперь же благодарных - сотни".

На 44-ом году жизни Конфуций был назначен правителем резиденции в княжестве Лу, а в возрасте более 50-ти лет в течение трёх месяцев занимал в Лу должность начальника судебного приказа. "Преступник-простолюдин чаще бывает, невиновен по той причине, что не знает своих обязанностей, " - говорил он. - "Наказывайте смертью тех, кто заслужил того за вину важную и сознательную. Сперва надо учить народ, и тогда уже в случае сознательного неповиновения наказывать его". Однако большинство правителей того времени относились к реформам Конфуция с ледяным равнодушием; они верили только в силу оружия.

В 66 лет Конфуций потерял супругу. Последние годы жизни он всецело посвятил занятиям с учениками.

Перед смертью Конфуций впал в сон и после семидневного бессознательного состояния скончался на 73-ем году жизни в 479 году до н.э.

Конфуций занимался реформированием общественной жизни, армии, финансов, культуры, но ни одно из его начинаний так и не было доведено до конца - то вследствие утонченности самой идеи, то в результате противодействия его врагов.

Мудрость снискала Конфуцию большую славу, и к нему стали стекаться со всей страны люди, желающие стать его учениками.

Путешествуя из одного царства в другое, Конфуций сокрушался: "Не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать моим учеником". Спустя почти 300 лет его учение (конфуцианство) стало официальной религией Китая, сам он был объявлен святым, а место его захоронения стало местом национального паломничества.

Мудрость Конфуция сохранилась в его книгах: "Да-сюе" ("Великое Учение") - учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из его учеников; "Чжун-юн" ("Книга о середине") - учение о гармонии и чувстве меры; и "Лун-юй" - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников.

конфуций этика гармония государство

2. Конфуцианство

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н.э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями такими как Чжуан-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.

С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Как целостное этико-религиозное учение, конфуцианство считало всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным, существование эксплуататоров и эксплуатируемых - людей умственного и физического труда, причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

Согласно конфуцианству все люди были разделены на пять категорий.

1. люди привычки, живущие повседневной животной жизнью; их понятия дальше глаз, ушей и рта не простираются.

2. люди грамотные, образованные, живущие в соответствии с законами и обычаями.

3. люди здравого смысла, одинаковые в горе и радости, невозмутимые философы, умеющие говорить и молчать.

4. люди прямодушные и истинно добродетельные.

5. люди, совершенные во всех отношениях.

То есть человек обладает способностью совершенствоваться или развращаться, смотря по доброму или злому употреблению своей воли; за злые деяния он заслуживает наказания, за добрые - награды.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т.д.

Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, т.н. цзюнь цзы ("благородные мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся "сыном неба" (тянь цзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит исправлять".

Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об "исправлении имён"), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями.

Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений.

Реформированное конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н.э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма, укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н.э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет, поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7-8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768-824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце XIX - начале XX вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия.

В период движения 4 мая 1919 с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесён сильный удар.

Тем не менее, даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

3. Роль конфуцианства в современном мире

На сегодняшний день, когда на Планете непрерывно обостряются различные конфликты и кризисы, в учении конфуцианства нуждается не только Китай, но и весь мир. К такому единому мнению пришли ученые из 22 стран и регионов.

Конфуций - великий древнекитайский мыслитель, философ и просветитель. Его учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм.

Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур.

Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. Нравственно-этические нормы, выдвинутые Конфуцием тысячи лет назад, помогут сплочению всего современного человечества.

В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире.

Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.

Заключение

Конфуция - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н.э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией.

Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию - это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с небом и - от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный в иньско-чжоуское время культ правителя, императора "сына неба" управляющего поднебесной от степи великого неба. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника - из центра Мира, Китая.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

Список использованной литературы

1. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001.

2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб: Питер, 2005.

3. Соколов В.А. Культурология. Серия "Шпаргалки". Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

5. Запад и Восток: традиции и современность. - М., "Знание", 1993.

6. Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизненного пути и творческой деятельности Конфуция, выдающегося философа Древнего Китая, заложившего основы целого направления в китайской философии - конфуцианства. Характеристика социального идеала Конфуция - "цзюнь-цзы" - гуманного человека.

    реферат , добавлен 22.06.2010

    Жизненный путь Конфуция, древнекитайского мыслителя, основателя конфуцианства - государственной религии Китая. Его философские убеждения. Государственный порядок в учении Великого учителя. Идеи социальной гармонии и воспитания человеческих характеров.

    реферат , добавлен 29.01.2014

    Древний мыслитель и философ Китая. Систематизация литературного наследия прошлого Ши-цзин (Книга Песен). Золотое правило этики Конфуция. Пять постоянств праведного человека. Главные духовные наследники Кун-цзы. Ортодоксальная интерпретация конфуцианства.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Личность и судьба Конфуция, влияние на формирование его взглядов происхождения. Роль конфуцианства как самостоятельной идеологической системы и школы на развитие китайской философской мысли. Учение Конфуция о человеке, об обществе, о государстве.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Личность Конфуция. Биографический потрет. Основы философских взглядов. Конфуцианство. Китай. Схема государственного устройства. Вежливость и правила. Человеколюбие. Порядок и гармония. Суждения Конфуция о государстве. Концепция истинного правления.

    творческая работа , добавлен 15.06.2008

    Исследование жизненного пути и философских взглядов Конфуция, которому принадлежит особая роль в формировании культурной традиции Древнего Китая. Социально-этическая доктрина: учение о человеколюбии и правилах нравственного поведения. Учение о ритуале.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Сущность религиозного, этико-философского учения Конфуция. Качества благородного мужа. Категории, на которые были разделены люди согласно теории конфуцианства. Добродетели, которыми должен обладать человек - долг (или справедливость) и гуманность.

    презентация , добавлен 23.12.2013

    Развитие духовной и политической жизни Китая. Три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. Книга перемен. Основные понятия конфуцианства. Основные темы в философии Конфуция. Концепция идеального человека. Судьба человека по Конфуцию.

    презентация , добавлен 23.05.2015

    Ознакомление с ключевыми моментами биографии Конфуция. Рассмотрение ученического пути мудреца, освобождения от сомнений, следования Ритуалу. Описание философской теории Конфуция, создание создать идеала рыцаря добродетели, идеи покорности сверху донизу.

    презентация , добавлен 05.05.2015

    Начальный этап конфуцианства. Главный элемент в учении Конфуция - концепция Жэнь (человечность), которая опирается на идеальные человеческие взаимоотношений в семье, обществе, в самом государстве. Благородный муж в Учении Конфуция, его качества.

Аннотация. В статье дается авторский обзор влияния конфуцианства на политического руководства в современном Китае. Обосновывается влияние конфуцианства на политическое руководство современного Китая. В этом аспекте анализируется роль руководства Китая. Дается оценка основной политической деятельности Китая.

Конфуцианство и политическое руководство в современном Китае

Превращение Китая в ходе успешной экономической реформы в высокоразвитую мировую державу вызывает неподдельный интерес в мире. Этому способствует современное успешное развитие китайской цивилизации.
Современные синологи считают, что Китай – социоцентричная цивилизация. Он представляет собой совершенно уникальный цивилизационный и этнический монолит. В аграрном Китайском государстве-семье выделяются два взаимосвязанных уровня иерархии и идентичности – организующий «письменный» политический и автономный «устный» клановый, семейный, производительный. Как указывает современный китайский ученый Фан Кэли, между этими уровнями существует третий торговый элемент, который находится между двумя уровнями иерархии и идентичностями, как бы провисая между ними, и оставаясь инородным телом, что отражалось и в конфуцианстве . Поэтому частная собственность не могла приобрести самостоятельной роли и особых социальных функций. Все это не мешало китайской предприимчивости совершенствоваться в рамках стратегии взаимодействия с другими странами, следовательно, экономическая модернизация Китая конца XX – начала XXI в. должна рассматриваться как ее логичное продолжение.
По мнению китайских ученых, большую роль в этом сыграло умелое использование достижений китайской культуры в целом и, в первую очередь, основных ценностей конфуцианства.
Говоря о влиянии китайских культурных традиций на модернизацию китайского общества, нельзя обойти вопрос о конфуцианстве в этом процессе, так как оно составляет фундамент традиционной китайской культуры .
В условиях современного глобального экономического кризиса, порожденного, в частности, крайностями финансового спекулятивного капитала на Западе, происходит дискредитация добросовестного производительного труда в глазах новых поколений. Поэтому назрел новый поворот к Востоку, связанный с творческим использованием традиционной китайской конфуцианской этики, в которой большое значение придается трудовой морали, высоко оценивается честный производительный труд на благо общества.
Китайская культура, бережно сохранявшая традиции, была способна не только по достоинству оценить гениальность древних философов, но и использовать их идеи для практического улучшения жизни. Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества.
В первую очередь, отбор правящей элиты из всех социальных слоев устранял противоречия между богатыми и бедными, обеспечивал поддержку большинства населения. Кроме того, политическая направленность образования позволяла ликвидировать характерное для других цивилизаций, прежде всего для западной, противостояние интеллигенции и власти. Образованный человек, интеллигент, оказывался включен в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.
В конечном счете, такая система позволяла свести к минимуму глобальное противоречие между личными интересами и общественными, так даже самые глубокие внутренние мысли и переживания человека не входили в противоречие с государственными интересами. Для западной традиции, особенно эпохи Нового времени, было характерно столкновение верхов и низов, интеллигенции и власти, индивидуального и общественного. Все это заканчивалось разрушительными потрясениями.
Китайский язык – ключ к цивилизационной специфике Китая. Он во многом обусловливает форму государства. Специфика конкретно-символического мышления делает возможным программирование сознания населения, социализацию в интересах Коллективного субъекта.
Сегодня ядром демократизации в Китае выступает целостная система: китайский язык – конфуцианская этика – централизованная бюрократическая машина управления. Ни генезис, ни существование данных элементов невозможно представить в отрыве друг от друга. Модернизация в Китае с европейской точки зрения означала бы безвозвратную потерю цивилизации Китая. Это могло бы повергнуть в хаос пятую часть человечества и поставить вопрос о его существовании.
Демократия представляет собой идентификационный и компенсаторный механизм, который берет на себя функции архаического обряда социального рождения и объединяет «рассыпавшееся» западное общество в единое целое. В Китае политическая модернизация, понимаемая как демократизация, не имеет смысла потому, что народ не чувствует себя отчужденным от власти. Данный факт объясняется неискоренимым коллективизмом китайского народа, реальной демонстрацией властью собственного присутствия на постоянной основе. Здесь все население вплоть до высших чиновников является легко заменимым элементом системы, которая существует в едином этико-символическом пространстве. А для китайского менталитета западную демократию трудно понять: поскольку «государство – семья, народ – хозяин, все мы живем в большой семье», а как можно отца выбирать?
Известный современный исследователь неоконфуцианства Ду Вэймин уже с конца 70-х гг. XX в. пытается «посредством идентичности понять современные превращения Китая» . Он считает, что «даже если рыночная экономика и важна для развития государства, если страна стала рыночной и семейные ценности, и общественные идеи расцениваются критериями функционирования в рыночной экономике, этого не достаточно для здорового развития идентичности. В данном смысле кофуцианство может стать полезным для понимания того, что означает быть китайцем» .
В настоящее время в рамках общего курса строительства «социалистической духовной цивилизации» руководство КНР настойчиво пытается использовать творческие подходы в решении современных проблем развития китайского общества, а также некоторые кардинально важные принципы старой китайской культуры. К тому же стараются органично интегрировать их в некоторые области современного внутриполитического курса, что, как полагают, поможет обеспечить стабильность и консолидацию всего китайского общества. Конечно, в современных условиях эти ценности не могут использоваться в своем изначальном виде. Как уже не раз бывало в истории конфуцианского учения, они под влиянием политической практики вновь испытывают на себе вызовы современности и меняют свое содержание. При всех изменениях, важным остается то обстоятельство, что современное руководство Китая пытается именно на конфуцианской основе обновить и обогатить свою идеологическую платформу, обеспечив нормальное функционирование всей государственной доктрины в настоящем и будущем. В глазах политического руководства страны это формирует предпосылки для длительного существования традиционной культурной доктрины, демонстрирует ее преемственность, что всегда было важно в истории политической власти Китая .
В марте 2006 года генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао изложил «социалистический взгляд на то, что следует уважать и прославлять, и на то, что следует отвергать и считать позором». Он сформулировал восемь правил нравственного поведения, согласно которым определяются понятия славы или почета и позора или стыда. Он произнес речь о том, чем следует гордиться, что следует считать для себя честью и что следует рассматривать как позор.
В этих восьми правилах находит свое проявление разрыв и даже распад традиционных семейных коллективистских поведенческих моделей, а также резкое усиление индивидуализма и эгоизма. Конфуций применительно к семье ратовал за уважение к родителям, к старшим, учителям, за любовь между людьми. Все это за последние десятилетия сменилось в Китае поклонением единственному чаду (одному ребенку) в семье (речь идет о материально обеспеченных, главным образом, городских семьях). Духовная сущность конфуцианства представляет собой своеобразный акт отрицания или возвращения на новом уровне к старому укладу, учитывающему социальную подоплеку общества для определения духовной сущности . Поэтому, по существу, в политическом мышлении Ху Цзиньтао отражаются традиции конфуцианства.
В середине октября 2007 года в Пекине состоялся XVII Съезд компартии Китая, который подвел итоги первых пяти лет правления нынешнего руководства во главе с председателем КНР Ху Цзиньтао. В отчетный доклад ЦК КПК вошли новые лозунги, в том числе, призывы к созданию «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами . Всего за два года лозунг «гармонии» вошел в официальную идеологию и стал одним из символов правления Ху Цзиньтао. На XVII Съезде этот концепт не только прозвучал в докладе, но и был закреплен в обновленной редакции устава партии. Это гарантирует новому лозунгу устойчивое место среди программных целей КПК и после 2012 года, когда Ху Цзиньтао должен будет уступить партийное руководство преемнику.
Новый лозунг «гармонии» позволил китайским властям увязать внутриполитическую программу строительства «гармоничного общества» с внешнеполитической стратегией создания «гармоничного мира» .
Сегодня концепция «гармоничного мира» – основная внешнеполитическая установка китайского государства. Курс на «мир, развитие, сотрудничество» был определен Пекином как ведущий.
Китайский ученый Фэн Кэли описывает принципы конфуцианской идеологии следующим образом: «В классическом китайском конфуцианстве и его производных формах в Корее, Вьетнаме, Сингапуре, Тайване и (менее ярко и однозначно) в Японии интересы коллектива ставятся выше интересов личности, власть имеет приоритет перед свободой, а обязанности считаются более важными, чем личного права. (…) Самое важное, конфуцианство осуществило слияние общества и государства и поставило вне закона автономные общественные институты на общегосударственном уровне» . В конфуцианской идеологии, таким образом, главной остается центральная идея единства индивидуального и общественного на основе ограничения личностного начала и подчинения его потребностям социального целого.
Исследовав внешнеполитическую доктрину «гармоничного развития», группа китайских ученых-политологов пришла к следующим трем выводам. Во-первых, стратегия КНР состоит в обеспечении условий для мирного развития страны посредством самостоятельного следования по пути социализма с китайской спецификой, участвуя в экономической глобализации, а не самоотстраняясь от нее. Во-вторых, несмотря на стремление опираться прежде всего на собственные силы, Китай нуждается в мирном международном окружении. В-третьих, как считают аналитики, подъем, к которому стремится КНР, будет исключительно мирным: Пекин отвергает путь агрессии и внешней экспансии .
22 января 2010 года в Китае вышел фильм «Конфуций». Он повествует о жизни великого китайского мудреца, охватывая период его жизни с 51 до 73 лет. В свое время фильм был показан на больших экранах Гонконга, Макао, Тайваня, Японии и стран Юго-Восточной Азии и Европы. Ряд специалистов подчеркивают, что фильм «Конфуций» в некоторой степени способствует увеличению популярности китайской культуры за рубежом .
Что касается возрождения конфуцианских идей в Китае, одни исследователи напрямую рассматривают это как способ сохранения культурной идентичности, другие также придают внимание важной роли традиций в становлении современного общества, но в большей степени склоны расценивать реанимацию конфуцианства как политический шаг смягчения и решения социальных и политических проблем, а также как способ строительства духовного и нравственного фундамента жизни китайцев.
Руководство Китая чтит свои древные, духовные традиции. Оно понимает, что уважение к прошлому создает предпосылки для дальнейшего развития общества, поэтому учение конфуцианства, на наш взгляд, внесет неоценимый вклад в будущее развитие Китая.

Литература

1. Хаймурзина М.А. Конфуцианство как основа культурной идентиности китайцев: обзор китайских и западных исследователей // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. Сборник материалов научной школы и международной научной конференции / под ред. А.П. Забияко. Вып. 8. Благовещенск, 2009. С. 278–279.
2. Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М, 2003
3. Моу Цзунсань. Интуиция разума и китайская философия. Тайвань, 1971. С. 99–101.
4. Се Сяодун. Современное неоконфуцианство и либерализм. Пекин, 2008.
5. Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX – начало XXI века). М, 2008.
6. Ху Цзиньтао. Доклад XVII Съезда КПК // Жэньминь жибао. 2007. 16 октября.
7. Бояркина А.В. «Гармоничный имидж» Китая в концепции построения устойчивого мира // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: от конфронтации к сотрудничеству. Сборник материалов научной школы и международной научной конференции / под ред. А.П. Забияко. Вып. 8. Благовещенск, 2009. С. 22–35.
8. Фан Кэли. Современное неоконфуцианство и модернизация Китая. Чанчунь, 2008.
9. Впечатления зрителей о фильме «Конфуций». URL: http:// www.ifeng.com (Дата обращения: 20.02.2010).

Политика

Каретина Галина Семёновна

канд. ист. наук, старший научный сотрудник отдела китаеведения Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН (г. Владивосток) Электронная почта: [email protected]

УДК 951.081.5/.098

Конфуцианство в процессе модернизации Китая

Ключевые слова: модернизация, реформы, традиционная культура, конфуцианские ценности, китайская цивилизация

Рассматриваются оценки представителей правящих кругов, различных политических сил и современных учёных роли конфуцианства на разных его этапах в процессе модернизации страны. Автор отмечает, что ранее коммунистические лидеры Китая пренебрегали конфуцианскими ценностями, однако в настоящее время последние активно используются для обеспечения поддержки народом политического курса КПК

Процесс модернизации в Китае начался в середине XIX века и растянулся более чем на сто лет, до образования КНР, и продолжается под эгидой современного руководства страны.

В императорском Китае конфуцианство выступало в качестве государственной идеологии, определявшей и внутреннюю, и внешнюю политику его правителей. С установлением республиканского строя после Синьхайской революции 1911 г. разные общественно-политические течения от марксизма до либерализма боролись на политической сцене Китая за определение дальнейшей судьбы страны. При этом многие идеологи и политики и представители правящих кругов выступали в защиту конфуцианства, признавая его важную роль в обществе.

В данной статье предлагается рассмотреть некоторые важные этапы процесса модернизации в Китае и отметить, какое место в нём отводилось традиционной культуре, ядром которой является конфуцианство, представителями правящих сил и различных общественно-политических течений, а также современными политиками и учёными.

Ли Хунжчан и Чжан Чжидун были главными деятелями начального этапа модернизации в Китае - так называемого движения за усвоение заморских дел, или «политики самоусиления». Видным теоретиком доктрины заимствования западных технических и военных новшеств выступал советник и доверенное лицо Ли Хунчжана Фэн Гуйфэнь, крупный шэньши, педагог и учёный из Сучжоу (1809-1875). Его перу принадлежало несколько меморандумов императору за подписью Ли Хунчжана, содержавших предложения о заимствовании западных технических нововведений (паровых судов и огнестрельного

оружия). В книге «Новая история Китая» под редакцией академика С. Л. Тихвинского он называется автором идеологемы «китайская (т. е. конфуцианская) наука составляет основу, а западная носит лишь сугубо прикладной характер» . В других изданиях её автором выдвигается Чжан Чжидун, который, как и Ли Хунчжан, был важным правительственным сановником и осуществлял торгово-промышленную деятельность в период «самоусиления». На наш взгляд, эта идеологема является ключевой в идеологии правителей Китая на протяжении всего периода новой истории (1840-1949 гг.) и её влияние прослеживается также в политике современного китайского руководства. Фэн Гуйфэнь считал необходимым укрепить в стране конфуцианский порядок, а из западных наук заимствовать лишь то, что, по его мнению, способствовало силе и могуществу Запада. В то же время подчёркивал морально-этическое превосходство китайцев над иностранцами. В своём сочинении «О стремлении к западному знанию» он писал, что сформулированные в Китае в давние времена принципы священного учения Конфуция являются основой любых знаний и что в настоящее время следует освоить лишь ту технику, которая позволила западным державам достичь богатства и военного могущества .

Вторая после Ли Хунчжана ключевая фигура новой истории Китая, по определению китайского учёного Дэн Цзэ, - это Юань Шикай, преемник Ли Хунчжана на правительственных постах в цинской империи, а также президент Китайской республики, которому этот пост передал Сунь Ятсен. Наибольшей заслугой Юань Шикая в деле модернизации китайские учёные сейчас называют создание современной новой армии (бэйянской) по западным образцам. Его правой рукой в этом деле был генерал Дуань Цижуй, занимавший впоследствии посты военного министра и премьера Китайской республики. Юань Шикай в июне 1913 г. издал указ о восстановлении ритуала почитания Конфуция в учебных заведениях, а в феврале 1915 г. утвердил программу развития образования, предусматривавшую уроки чтения источников по конфуцианству и даосизму. Юань Шикай и Дуань Ци-жуй настаивали на включении в конституцию Китайской республики статьи, устанавливавшей, что «нравственное усовершенствование соответственно учению Конфуция составляет основу системы просвещения» .

Напротив, видный представитель марксизма в Китае, первый генсек КПК, Ли Дачжао считал, что Конфуций и конституция - понятия несовместимые. «Как деспотизм исключает свободу, так и конфуцианство не оставляет места конституции... Такая конституция - провозвестник возрождения деспотизма, крайнее выражение автократии», - писал он .

Став идеологом аньхойской военно-политической группировки Дуань Цижуя, возглавлявшей пекинское правительство в 19171919 гг., известный реформатор конца XIX в. Лян Цичао объявил Конфуция великим философом всех стран и всех времён. Он считал, что в конфуцианском учении содержатся идеи свободы, равенства и справедливости, отмечал стабилизирующую роль конфуцианства в китайском обществе. «Конфуций представляет китайскую цивилизацию... Наша страна сумела сохранить целостность и поддержать своё существование в течение двух тысяч лет. Мы обязаны этим тому,

что конфуцианское учение служило невидимым стержнем общества. Необходимо поэтому использовать конфуцианство как ядро общественного воспитания в будущем», - заявлял он . Его этико-политическое учение явилось интерпретацией конфуцианской идеи «обновлённого народа», основанной на положениях раннего конфуцианства о Дао-пути и благой силе дэ в применении к задачам преобразования китайского общества .

В период бэйянского милитаризма (1916-1928 гг.) в ответ на отрицание конфуцианства идеологами «движения за новую культуру» и движения «4 мая 1919 г.» новые правители Китая - лидеры военно-политических группировок (милитаристы) - старались сохранить конфуцианские традиции, многие милитаристы издавали указы об обязательном чтении конфуцианской литературы, а шаньдунский губернатор Чжан Цзунчан издал 12 томов конфуцианских классических канонов. Известный «генерал-демократ» У Пэйфу имел учёную степень сюцая и был верным последователем конфуцианского учения, он утверждал вслед за Фэн Гуйфэнем, что все понятия западной демократии и даже многие технические новшества уже были в Древнем Китае. Отмену конфуцианства как государственной религии после образования республики он считал главной причиной «великого хаоса» в стране . Правитель Северо-Восточного Китая Чжан Цзолинь объявил сбор средств на сооружение храма-памятника Конфуцию, который был открыт в ноябре 1929 г. в Харбине сыном Чжан Цзолиня Чжан Сюэляном, установившим там памятную стелу с надписью о непреходящем значении учения Конфуция, особенно в воспитании молодёжи .

В первой половине 1930-х годов с идеей возрождения конфуцианства выступили «новые традиционалисты» философы Лян Шумин и Сюн Шили. Для них возрождение духа конфуцианства означало сохранение национальной культуры. В этот период вновь стал официально отмечаться день рождения Конфуция, отменённый в 1911 г. после Синьхайской революции . Лидер Гоминьдана Чан Кай-ши, объединивший Китай под своей властью в конце 1928 г., обвинял либералов и коммунистов в том, что они не понимают «вечных качеств китайской культуры», в копировании поверхностных аспектов западной цивилизации, вместо того, чтобы воспринимать её основные принципы на пользу китайской экономике и народному благосостоянию. Он считал, что буржуазный либерализм, с одной стороны, и марксизм - с другой, не только не соответствуют потребностям национальной экономики Китая в достижении народного благосостояния, но и противоречат духу китайской цивилизации, а те, кто поддерживает эти иностранные теории, лишь облегчают империалистическую агрессию в области культуры. «Движение за новую жизнь», инициированное Чан Кайши в феврале 1934 г., ставило своей целью обновление и укрепление Китая через восстановление традиционных конфуцианских моральных ценностей (ли - ритуала, и - справедливости, цянь - скромности, чи - стыдливости, сяо - уважения к старшим) .

1 октября 1935 г. был опубликован сразу ставший знаменитым «Манифест строительства китайской национальной культуры», принадлежавший перу 10 профессоров. По мнению В. Г. Бурова, «в известном смысле программа, изложенная в «Манифесте», представ-

ляла собой новый вариант предложенного в XIX в. Чжан Чжидуном тезиса «китайское учение - сущность, западное учение - функция». В 30 - 40-е годы новые традиционалисты, которых представляли новые неоконфуциацы Сюн Шили, Фэн Юлань, Хэ Линь, как и авторы «Манифеста», выступали за сохранение и развитие духа китайских традиций, китайской культуры, за её обогащение лучшими образцами западной культуры, причём использовали заимствованные из западной философии идеи для нового прочтения, объяснения конфуцианских этических принципов» .

В. В. Малявин считает, что философские взгляды Лян Шумина, Хэ Линя и близких им мыслителей фактически представляют собой апологию конфуцианской традиции средствами современной философии и их можно назвать постконфуцианскими, ибо историческое конфуцианство выступает в них в переработанном, «снятом» виде .

В период после прихода к власти КПК постконфуциансая школа получила развитие в трудах ряда философов, живших на Тайване и в Гонконге: Чжан Цзюньмая, Моу Цзунсаня, Тан Цзюньи, Сюй Фугуаня и других. В 1958 г. они опубликовали «Манифест китайской культуры человечеству», содержавший программу глобализации культурных ценностей китайцев. Современная историография КНР датирует этим годом появление «современного нового конфуцианства». По мнению сторонников этого направления, являясь квинтэссенцией традиционной китайской культуры, конфуцианство способно сыграть роль движущей силы модернизации Китая, стать духовной силой обновления китайского общества . Взгляды постконфуцианских философов, как отмечает В. Малявин, весьма популярны в настоящее время среди американских философов китайского происхождения и оказывают заметное воздействие на философскую мысль Запада .

После образования КНР китайское руководство сначала использовало советскую мобилизационную модель в целях построения социалистического общества. При этом Мао Цзэдун объявил о китаизации марксизма и вскоре начал свои эксперименты, которые завершились коллапсом. В его политической кампании по «исправлению стиля» можно увидеть влияние одного из главных положений Конфуция в управлении государством и обществом - «об исправлении имён».

В настоящее время китайские авторы признают, что был выбран неправильный подход к китайской традиционной культуре, рассматривавший её как препятствие на пути модернизации. Так, Линь Яньмэй отмечает: «Мы подвергали национальные культурные традиции медленному уничтожению, нападкам, осмеянию, развёртывали против них широкомасштабные кампании... , тем самым был нанесён громадный ущерб ресурсам китайской традиционной культуры... , в сфере общественного сознания и культурном строительстве в различной степени были разрушены многие духовные ценности, имеющие общечеловеческий характер» .

Дэн Сяопин явился инициатором рыночных реформ и построения «социализма с китайской спецификой» в ходе осуществления программы «4-х модернизаций». Однако в результате его призыва к обогащению в китайском обществе произошёл разрыв между законами и нравственностью. В связи с этим китайское руководство по-

ставило задачу создания «социалистической духовной цивилизации, воспитания нравственных идеалов социализма». Китайская традиционная культура была призвана противостоять «тлетворному влиянию западной культуры», так называемой буржуазной либерализации. Ф. Фелльман констатирует, что КПК очевидно признала кризис веры, призывая к возрождению конфуцианских идей и делая упор на мораль и адаптацию. Начиная уже с раннего периода реформ, конфуцианство постепенно стало занимать в обществе всё большее место. В 1984 г. был создан финансируемый правительством Китайский конфуцианский фонд. Тогда же в Цюйфу состоялись мемориальные (ритуальные) церемонии по поводу дня рождения Конфуция. Вскоре это событие превратилось в «Международный культурный фестиваль Конфуция», проходящий ежегодно с 26 сентября по 10 октября .

В девяностые годы ХХ в. был выдвинут лозунг построения общества «сяокан», которое является понятием традиционной конфуцианской культуры. Л. С. Переломов отмечает, что Дэн Сяопин связал свои реформы с «сяокан», первой социальной утопией Конфуция, но развил её в духе Мэн-цзы, другого представителя раннего конфуцианства, у которого определяющим фактором была хозяйственная деятельность. Кроме того, Дэн Сяопин и новый лидер КНР Цзян Цзэ-минь развивали традиционный конфуцианский принцип о главенстве стабильности , для обеспечения которой традиционные ценности были призваны играть важную роль. В 2000 г. Цзян Цзэминь выдвинул лозунг «управления государством с помощью морали» (и дэ чжи го), впоследствии он неоднократно выступал за «усиление социалистического идеологического и морального строительства». В сентябре 2001 г. ЦК КПК выпустил «Программу строительства гражданской этики», где были сформулированы основные моральные нормы, которые следует пропагандировать в обществе.

На 6-м пленуме шестнадцатого созыва (октябрь 2006 г.) и на XVII съезде КПК была поставлена цель формирования культуры гармоничного социалистического общества. Как отмечается в статье Линь Яньмэй, выдвижение этой цели является важным результатом «ки-таизации марксизма», продуктом органического сочетания реалистического подхода, являющегося идейным принципом марксизма, с китайской традиционной культурой .

В настоящее время в установках китайских идеологов нравственные ценности выдвигаются на передний план, оттесняя экономический детерминизм. В печати отмечается, что сегодня обществу в Китае крайне не хватает самих истоков нравственности. «Именно восстановление нравственных начал и в самой партии, и в обществе в целом и вызывает необходимость призыва строить гармоничное высоконравственное общество, выдвигать это в качестве практически современной национальной идеи в Китае, находящемся под руководством КПК», - считает Ю. М. Галенович .

Новые задачи были поставлены на 6-м пленуме ЦК КПК 17 созыва (октябрь 2011 г.). Впервые была выдвинута стратегическая цель строительства «могущественного культурного государства» (вэньхуа цянго). Особенностью новой стратегии стала тесная взаимосвязь внутренних задач консолидации общества с повышением международного влияния страны. Китайские авторы подчёркивают, что тра-

диционная культура нужна не только для решения внутренних задач укрепления общественной морали и создания гармоничного общества, но и для создания нового мирового порядка. Они считают, что «китайская традиционная культура с конфуцианской культурой в качестве основы является культурой, обладающей всеобщими ценностями». Её вкладом в формирование всеобщих ценностей могут стать общественная этика, идеал великого единения, дух ответственности и идеи гармонии .

В заключение можно привести вывод А. Яковлева о том, что опыт модернизации китайского образца свидетельствует о стремлении к выработке в незападных обществах своих собственных моделей капитализма (социализма) и подтверждает тезис о важности традиции при осуществлении модернизации, так как «верность базовым цивилиза-ционным основам общества позволяет сохранить его идентичность, смягчает для народа трудности крутых перемен, а использование имеющегося исторического опыта облегчает для власти проведение модернизации» .

Таким образом, на основании краткого обзора отношения различных политических сил Китая к конфуцианству на протяжении всего процесса модернизации можно заключить, что оценка роли традиционных культурных ценностей колебалась от положения их в основу преобразований в начальный период до полного их отрицания во время культурной революции. С конца ХХ в. китайское руководство стало использовать ценности традиционной культуры как вспомогательное средство для обеспечения поддержки курса КПК населением и в качестве базовых при строительстве новой культуры.

Главный вывод, к которому приходят китайские и российские учёные, занимающиеся изучением процесса модернизации Китая, касается всех стран Востока и заключается в том, что в период реформ в экономической сфере очень важной для успеха этих реформ, обеспечения стабильности в обществе является политика в сфере духовной, социокультурной, предусматривающая использование ценностей традиционной культуры для цивилизационной идентификации общества на новом уровне экономического развития.

Литература

1. Борох Л. Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков Лян Цичао: теория обновления народа. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 287 с.

2. Буров В. Г. Модернизация и духовные традиции в Китае // Китай: поиск гармонии. К 75-летию академика М.Л. Титаренко. - М.: ИД «Форум», 2009. С. 447-459.

3. Галенович Ю. М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. - М.: «Памятники исторической мысли», 2006. - 366 с.

4. Крымов А.Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900-1917 гг). - М.: «Наука», 1972. - 366 с.

5. Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего Востока. 2008, № 1. С. 131-145.

6. Ломанов А. В. Традиционное наследие и политика КНР в сфере

культуры // XVIII всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация». Информационные материалы. Серия Г. Выпуск 19. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013. С. 167-177.

7. Малявин В. В. Китайская цивилизация. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография: изд-во АСТ», 2001. - 632 с.

8. Новая история Китая. - М.: «Наука», 1972. - 636 с.

9. Переломов Л. С. Конфуцианство и иранский ислам в диалоге цивилизаций // XVIII всероссийская конференция «Философии восточно-азиатского региона и современная цивилизация». Информационные материалы. Серия Г. Выпуск 19. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013. С. 93-97.

10. Сухарчук Г. Д. Социально-экономические взгляды политических лидеров Китая первой половины ХХ в. Сравнительный анализ. -М.: «Наука», 1983. - 277 с.

11. Фелльман Ф. Полезен ли опиум? «Адаптированная религия» и «гармония» в современном Китае // Новые научные подходы к изучению религий Китая. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2013. С. 10-48.

12. Яковлев. А. Страны Востока: конец модернизации и выбор цели развития // Азия и Африка сегодня, 2008, № 6. С. 36-39.

13. Чэнь Чжижан. Цзюньшэнь чжэнцюань = Власть военных и шэньши. Цзилинь. 1980 - 283 с.

14. Хаэрбинь вэньмяо шэнлань = Достопримечательности храма Конфуция в Харбине. Под ред. Дэн Найюань, Гао Хуй минь. «Хаэр-бинь чубаньшэ», 1994. - 140 с.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...