Роль природы в жизни человека и общества. Антропогенные факторы изменения природы

ТЕМА 2 ПРИРОДНЫЕ ОСНОВЫ БЫТИЯ ОБЩЕСТВА

Основная идея темы: Природа - это вечное и естественное условие существования человека и общества

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...» Ф.И.Тютчев

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА.

2. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

ПОНЯТИЕ ПРИРОДЫ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА || И ОБЩЕСТВА

В социальной философии под природой принято понимать непос­редственно окружающий нас материальный мир, взятый в единстве и бесконечном многообразии своих форм проявлений и выступающий в качестве естественного условия существования человека и общества. Природа - это не-общество, нечто несоциальное, к чему еще не при­тронулась рука деятельного человека. Вышедший когда-то из природ­ного ("дикого") мира, человек своей судьбой оказался быть обречен­ным на присутствие и существование в нем. И.Гете так писал об этом: «"Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глуб­же в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски, и несется с нами, пока, утомленные, мы не вы­падем из рук ее". Все люди, подчеркивал немецкий мыслитель, нахо­дятся внутри ее, а она пребывает в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого ("те­кучего") и неживого ("застывшего"), органического и неорганическо­го. В социальной философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие биосферы. Под ней понимают "мир живого", ко­торый является тонкой, хотя и предельно насыщенной и многообраз­ной оболочкой нашей планеты. Биосфера зародилась примерно 3-4 миллиарда лет назад и представляет собой процессы, связанные с су­ществованием белковых тел, носителей жизни как уникального явле­ния Космоса. Жизнь - это специфический способ бытия материаль­ного мира, существование органических тел на Земле. Для всего жи­вого характерны обмен веществ с окружающей средой, рост и размно­жение, наследственность, борьба организмов между собой и естествен­ный отбор наиболее приспособленных к существованию, способность создавать порядок из хаоса. Большой вклада изучение биосферы вне­сли Ж.Ламарк и Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие уче­ные. Жизнь - это постоянное обновление мира посредством неиз­бежной смерти, ухода в небытие. Дело в том, что смерть в природе уступает дорогу для новой жизни, и тем самым как бы "оправдывает" себя, свое "право" на существование.

Для характеристики природной среды как сложной динамичес­кой системы, с которой человек непосредственно соприкасается и вза­имодействует, в науках применяются и другие понятия. Так, под гео­графической средой понимается та часть природы, которая оказалась вовлеченной в хозяйственную деятельность человека и активно исполь­зуется им в своих целях. Наука выделяет и исследует также литосферу (почвы), гидросферу (воды) и атмосферу (воздух) как основные ком­поненты биосферы.

В ходе своей трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную "вторую природу", т.е. мир вещей и процессов, кото­рые нигде в природной среде в готовом виде не встречаются. Это уже есть "очеловеченная" природа, которая существует по социальным законам. Одним из важнейших элементов "второй природы" является техносфера. Она включает в себя многочисленные и весьма разнооб­разные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых ярких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного, творческого.

В XX веке в научный оборот вошло понятие "ноосфера" (Э.Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский}. Под ней понимается тон­чайшая разумная оболочка Земли, ее "мыслящий пласт". Ноосфера --. это качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда. Она явилась закономерной ступе­нью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геоло­гической, но и космической силой, фактором глобальных изменений на Земле. Она постепенно превращает окружающий человека Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые перспективы для существования человечества. Ноосфера являет собой убедитель­ное подтверждение уникальности и величия человека, его колоссаль­ных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и антропосфера, т.е. это - очеловеченный мир, среда его повседневного существования.

В последние годы очень популярным в нашем лексиконе стало слово "экология". Но, к сожалению, в него нередко вкладывают со­вершенно неприемлемый смысл: "экология духа", "плохая экология", "борьба за экологию" и т.п. Между тем, в строгом смысле слова эко­логия - это наука, которая изучает сложные взаимоотношения жи­вых организмов (включая и человека) со средой своего обитания (гре­ческое слово "ойкос" означает "дом"). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их непосредственно ок­ружает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веществами и энергией. Что же касается социальной экологии, то она исследует от­ношения в системе "общество-природа" и в настоящее время стано­вится все более актуальным и перспективным направлением научно­го познания.

Какое же значение для человека и общества имеет природа? Во-первых, природа - это наша мать ("рождающее начало"). Уже в древней мифологии и философии выделялись те природные стихии (вода, земля, воздух, огонь и эфир), из которых якобы произошел и состоит мир. Породив человеческий род в ходе своей эволюции, при­рода присутствует в каждом из нас в качестве биологической состав­ляющей наших сущностных сил. Вот почему разрыв с природой все­гда означает для человека смерть, ибо мы можем существовать лишь внутри природы, в ее лоне. Подчеркивая это, К.Маркс писал: "При­рода есть неорганическое тело человека, а именно - природа в той мере, в какой сама она не есть человеческое тело. Человек живет при­родой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек дол­жен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть". Человек - органическая часть природы, и этот тезис является "аль­фой" и "омегой" современной философии и науки.

Во-вторых, природа является источником всех потребительских благ, "питающим началом". Пища, одежда и жилье, энергия (водная, воздушная, атомная), полезные ископаемые-все это в итоге получе­но человеком из природы. В этом смысле она представляет собой ги­гантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности че­ловека. Природа является также и важнейшим источником физичес­кого здоровья для людей (солнце, свежий воздух, лес, вода и т.д.), что особенно важно в наше время. Истощение природных ресурсов будет означать великую проблему и трагическую ситуацию для человечес­кого рода, лишение возможности существования для грядущих поко­лений людей. Очевидно, что природа оказывает существенное влия­ние на образ жизни людей, размещение ими своих производительных сил и разделение общественного труда, перемещение народов, темпы развития орудий труда.

В-третьих, природа выступает также и как объект эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения ("прекрасное начало"). Природа - это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице. Неудивительно, что образ природы не­изменно присутствует в художественной литературе, в живописи и дру­гих видах искусства. Ее изображали на своих полотнах знаменитые художники И.К.Айвазовский и И.И.Левитан. Ею восторгались русские поэты А.С.Пушкин и С.А.Есенин. О ней размышляли Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие писатели. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, не­жность и милосердие, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Обобщая, можно сказать, что природа -это исток человечества, естественное и необходимое условие его существования и развития, базисное основание общества как социокультурного организма. Она является общим Дамам для человеческого рода, величайшей и непре­ходящей ценностью материального и духовного порядка.

Раскрывая историю взаимоотношений между обществом и при­родой, подчеркнем, что эти отношения (взаимодействия) в рамках той или иной цивилизации имеют собственную специфику, особенности. Покажем это на следующих исторических иллюстрациях и примерах.

Собирателъская (присваивающая) цивилизация была самым ран-ним периодом в истории человека, когда он не столько изменял при­роду, сколько приспосабливался к ней, к ее стихиям и капризам. Сле­ды его деятельности в то время были практически незаметны и носи­ли локальный (ограниченный по масштабу) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек смог обрести первую власть над силами при­роды. Он сумел создать простейшие орудия труда (каменный топор, лук, копье и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще воспринималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она была предметом обожествления и ри­туального поклонения в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа еще во многом представлялась человеку как внешняя и слепая сила. Кос-моцентризм, как мировоззрение Древнего мира, требовал от человека жить "по Логосу"*, т.е. в согласии и гармонии с природой. Счита­лось, что в этом и должна состоять подлинная мудрость человека. Однако в это время масштабы практической деятельности человека значительно расширились. Появились земледелие и скотоводство, тор­говля и ремесло как специальные виды занятий. Формировавшиеся научные знания увеличивали силу и уверенность человека, противо­поставляли его окружающей природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство уже провозгласило человека "царем" и "владыкой" на планете. Ему пору­чалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающи­мися и прочими животными, которые населяют планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в основном завершила процесс выхода человека из-под диктата Космоса, противо­поставила его окружающей природе и обострила противоречия между ними. Этому способствовал дух антропоцентризма эпохи Возрождения с его идеей титанизма как якобы всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека, как "венца" природы, на осо-бость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициоз­ных устремлений и проектов (в том числе и социального характера). Природа постепенно стала рассматриваться, прежде всего, как гигант­ская мастерская, а человек в ней представлял себя исключительно как умелого работника. Полагалось, что от природы якобы не следует ожи­дать милостей, и поэтому ее надлежит подвергать настойчивому штур­му. Тем самым формировалась своеобразная психология покорения при­роды, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и практической пользы. В этой психологии проявил себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека, основанный на стремлении к получению выгоды, нередко - любым путем. В итоге сложился "системно-преобразовательный" тип природопользования, основанный на идеологии и психологии покорения природной среды.

К середине XX столетия человек фактически противопоставил себя окружающей природе. Он оказался как бы вне и над ней, превратив ее в объект насильственного и безграничного произвола и своекорыстного расчета. К такой ситуации привело бесконтрольное и хаотичное развитие хозяйственной деятельности, безудержная погоня за прибылью и комфортом существования, а также и сама психология "пользования" природой. Позабыв о Боге, человек уверовал в то, что ему, говоря сло­вами Ф.М.Достоевского, якобы "все дозволено". Между Человеком и Природой возникло отчуждение, т.е. недоверие, вражда и пропасть. Природа же, со своей стороны, "отомстила" человеку, который престу­пил рамки разумной меры. В итоге на планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной ци­вилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных и иных вооруже­ний, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Челове­ка, источником тревог и мрачных умонастроений в общественном со­знании, включая и философию.

Таким образом, история взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о наличии отчетливой тенденции -нарас­тающей экспансии (вторжении) человека в природную среду. В этом состоит одно из проявлений "богоборчества"" - стремления человека к неуклонному расширению масштабов своей деятельности и обрете­нию тотальной (всеобъемлющей) власти над природой.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА, ХАРАКТЕР И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равно­весия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного искусственным. К сожалению, именно это явление и характеризует, в первую очередь, особенность взаимоотноше­ний между обществом и природой во второй половине XX и накануне XXI вв. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого нега­тивного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (плане­тарный) характер.

Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы. За последние 100 лет зна­чительно возросла концентрация углекислого газа в атмосфере. В од­ном лишь 1993 г. его было выброшено около 23 млрд, тонн. Ежегодно в атмосферу выбрасывается также около 120 млн. тонн золы*. Каждый вто­рой россиянин в наше время пьет загрязненную воду. На наших гла­зах исчезают огромные массивы водных ресурсов (например, Аральское море). Погибает символ русского народа - река Волга, под угро­зой находится уникальное озеро Байкал.

Из-за неправильной обработки и иных причин разрушается по­чва. этот тончайший плодородный слой. В результате она смывается в реки, и они мелеют, появляются пыльные бури и иные негативные последствия. Около 30 % территории нашей планеты уже являются пустыней, и ежегодно к этому добавляется еще около 6 миллионов гек­таров площадей. Между тем, на каждого планетянина приходится всего лишь 2,5 гектара суши, но и этот показатель в наше время неуклонно снижается.

Стремительно происходит истребление лесов, этого основного ис­точника атмосферного кислорода ("зеленые легкие"). Ежегодно исче­зает около 11 млн. гектаров леса, что равно территории четырех таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше "лысеет", меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием деятельности человека.

В результате интенсивного развития промышленности происхо­дит потепление климата на Земле. Возрастает радиационный фон. что весьма опасно для жизни. В атмосфере возникли и вызывают боль­шую тревогу "озоновые дыры" в стратосфере. Человеком истребля­ются различные виды редких животных - киты, моржи, крокодилы и другие. По подсчетам международной экологической организации "Гринпис", в начале XXI в. с лица планеты навсегда могут исчезнуть около 25 тысяч видов животных и растений. Отрицательное воздей­ствие на природную среду оказывает военная деятельность государств. Реальностью нашего времени стали техногенные катастрофы - ава­рии на АЭС, в промышленности и на транспорте, взрывы трубопро­водов. Все это очень негативно отражается на "самочувствии" при­родной среды и самих людях.

Основной причиной современного экологического кризиса явля­ется резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием человеком техники, промышленно­сти и городов. В ходе расширяющейся хозяйственной деятельности природа уже не выдерживает ту нагрузку, которая падает на ее плечи (например, количество выбрасываемых в атмосферу вредных веществ и иных продуктов деятельности человека). В итоге естественные про­цессы в природе и ее формы жизни начинают погибать. Так происхо­дит, в частности, с лесами, болотами и реками, озерами. Из биосфер­ной цепочки выпадают целые звенья - виды растений и животных, реки, озера. Суть экологического кризиса состоит в том, что антропо-генная нагрузка на природу превосходит возможности ее сопротивля­емости, и поэтому она начинает умирать. В итоге возникает парадок­сальная ситуация: стремясь к прогрессу и добиваясь на этом пути впе­чатляющих результатов, человечество одновременно сводит на нет объективные возможности своего дальнейшего существования. Неко­торые ученые полагают, что порог устойчивости континентальной части биосферы уже превзойден в 5 - 7 раз, и в 2020 - 2040 гг. насту­пит мировая экологическая катастрофа с гибельными для цивилиза­ции последствиями.

Итак, социальная философия считает основной причиной совре­менного экологического кризиса широкомасштабную экспансию (втор­жение) человека в природную среду. В итоге это может привести к гибе­ли биосферы, включая и самого человека. Возможно ли преодоление этого губительного процесса? Что нужно сделать на практике для спа­сения природной среды?

Во-первых, необходимо отказаться от "психологии покорения", т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его даль­нейшие "победы" над природой на деле будут неизбежно порождать негативные последствия для него самого. Учитывая остроту глобаль­ного экологического кризиса в наше время, требуется осваивать прин­цип коэволюции,т.е. совместного (партнерского) существования челове­ка и природы, равенства всех форм жизни на планете и равновесия в системе "общество-природа". Этот принцип означает также, что че­ловек, как существо разумное и деятельное, берет на себя ответствен­ность за сохранение биосферы на планете, и это станет его основной функцией и миссией в мире. Коэволюция на деле есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и вос­производство всех форм и проявлений жизни на Земле. Биоцентризм предполагает ответственность человеческого рода за порядок в Космо­се как в своем Доме. Эту идею ранее высказывали В. С. Соловьев в своем учении о всеединстве, Н.Ф.Федоров в идее общего дела людей, 77. Теияр де Шарден и В.И Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноос-ферной функции человечества. Принцип коэволюции все более актив­но осмысливается и в современной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в существовании современного общества позво­ляет надеяться на то, что благородная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством.

Во-вторых, для решения экологической проблемы от человече­ства требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности. Говоря об этом, уместно заме­тить, что летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась кон­ференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию человечества. На ней вопрос был поставлен радикаль­ным образом: или согласованными действиями будет спасена при­рода, или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промыш­ленных странах мира подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в сти­хийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и частная собственность, которая по­рождает установку на получение прибыли любой ценой, и безудерж­ный эгоизм собственника. Следует добавить и то, что в мире проис­ходит взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном -в слаборазвитых в экономическом отно­шении странах "третьего мира"), и это тоже увеличивает антропо-генную нагрузку на природную среду.

Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое разви­тие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Очевид­но, что прав был А". Маркс, писавший еще в 1868 г.: "...Культура-если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню..." Вот почему основным делом современного че­ловека должна стать упомянутая выше биосферная функция. Дальней­ший прогресс - только через сохранение жизни на планете, - так крат­ко может быть сформулирована основная идея концепции устойчивого развития человечества. Нынешние поколения людей обязаны сохранить все необходимые и достаточные предпосылки и условия для существо­вания своих потомков.

В-третьих, очевидна острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион - страна - челове­чество). В современной России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государ­ства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономи­ческого пространства, политическая нестабильность и слабость влас­ти, - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в на­шей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое эко­логическое законодательство, совершенствование деятельности орга­нов государственного контроля за состоянием природной среды и со­блюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной дея­тельности. Очень нужны целевые государственные программы по со­зданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специа­листов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице "зеленого движения".

Русский философ В.С.Соловьев писал однажды, что "возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение ей в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через челове­ка". Очевидно, что у современного человечества альтернативы уже нет: ему остается избрать лишь третий вариант отношения к природе, иначе не выжить.

В-четвертых, для преодоления глобального экологического кри­зиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отно­шение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и граж­данина. В основе такой этики должна лежать, по словам А.Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое может быть сформулировано следующим образом:

"Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе". Или, кратко говоря: "Не навреди!" Современному человеку требуется ос­ваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив при­зван стать стержнем этой культуры, ориентируя человека на ненаси­лие по отношению к природе, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф.Бэкон, изрекая внешне парадоксальную (и на первый взгляд непри­емлемую для европейского человека мысль): "Природа побеждается только подчинением ей".

Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная лите­ратура. Произведения наших соотечественников Ф.А.Абрамова и С.П.Залыгина, А.П.Платонова и Л.М.Леонова, В.Г.Распутина, напо­минают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения при­роды во имя некоего "светлого будущего", предупреждают об опас­ности утраты человеком человечности в ходе этого и неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания. Человек должен преодолеть привычку смотреть на приро­ду глазами господина - высокомерно и самоуверенно. Куда лучше было бы брать пример с русского поэта С.А.Есенина, который, гово­ря его словами, "...зверье, как братьев наших меньших, /Никогда не бил по голове". Нельзя не согласиться и с призывом Е.А.Евтушенко:

"Берегите всех зверей внутри природы, /Убивайте всех зверей внут­ри себя". В отношениях человека с природой рано или поздно дол­жен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благоговения перед ней.

Итак, общество находится в естественной и органической вза­имосвязи с природой. Все, что имеет человек, - взято им, в конеч­ном счете, из природы. Природа пребывает и внутри каждого из нас в виде наших биологических задатков и физических сил. Связь чело­века с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разру­шать, если человек имеет желание жить и творить в этом мире.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М., 1975 - 77.

2. Гор Э. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. - М 1993.

3. Горелов А. А. Человек-гармония-природа.-М., 1990.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1993.

5. Гранин Ю. Власть и экологическое сознание/УСвободная мысль. 1994 №2-3.

6. Живая этика: Избранное. - М., 1992.

7. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы:

коэволюционная стратегия. - М., 1995.

8. Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура// Вопросы философии. 1996. №11.

9. Маркович Д.Ж. Социальная экология. -М., 1991.

10. Мильдон В.И. Природа и культура (опыт философии безнадежности)//Вопросы философии. 1996. № 12.

11. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990.

12. Песня о Земле и Хлебе: Стихи русских и советских поэтов. - М„ 1986.

13. Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. - М„ 1989.

14. Хесле В. Философия и экология. - М., 1994.

15. Черноушек М. Психология жизненной среды. - М., 1989.

16. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992.

1. Кратко ответь на вопросы.

1) Какова роль природы в жизни человека и общества?

Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.

Природа ― источник материальных и культурных благ человека. Богатые запасы природы ― основа развития народного хозяйства, создания материальных благ социалистического общества.

Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека: зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород. Установлено, что воздух лесов в 200 раз чище воздуха крупных промышленных городов.

2) Что такое экология?

Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

3) Почему проблема экологии особенно обострилась в наши дни?

Потому что сейчас много заводов, машин и т д. Производство расширяется и попутно увеличиваются отходы. Все это способствует накоплению токсичных отходов, загрязнению воздуха, воды и ухудшению экологической обстановки.

4) Почему нужно беречь неисчерпаемые ресурсы?

Неисчерпаемые природные ресурсы - ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования (воды мирового океана, атмосферный воздух, солнечная радиация). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).

5) Как загрязнение природы связано со здоровьем человека?

Загрязнённые воздух, вода, суррогатная пища, отравленная пестицидами, морепродукты с примесью нефти.

Иммунитет ослабляется, организм быстро зашлаковывается. Увеличивается количество аллергических заболеваний, сердечно-сосудистых, гипертония, рак.

Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.

Люди, подверженные воздействию загрязнителей воздуха, могут испытывать как краткосрочные, так и отдаленные последствия в зависимости от действующих факторов. Загрязнение окружающей среды в городах влияет на повышение числа обращений по скорой помощи и госпитализаций с заболеваниями легких, сердца и инсультами.

6) Почему различные государства заинтересованы в охране природы не только на своих территориях, но и в других районах мира?

Потому, что государства разные, а планета одна на всех и страны в которых экономика развита и стабильна проявляют беспокойство об экологическом балансе в масштабе всей планеты.

7) Что значит выражение «ответственно относиться к природе»?

Надо понимать, что природа, ее запасы не безграничны. Если идет, например, добыча полезных ископаемых, то делать это надо так, чтоб эти ископаемые добывать без ущерба для природы, не образовывать большие пустоты, вести добычу экологически эффективными способами. Если мы собираем лекарственные травы, то сбор надо производить, отрезая эти травы ножом, а не выкорчевывая их с корнем. То же самое можно сказать про сбор грибов и ягод. Вылавливая рыбу, надо позаботиться не только о том, как бы побольше ее выловить, но и о том, как сохранить ее количество и преумножить. Можно разводить мальков и потом выпускать их в водную среду. Запуская новое производство, установить средства очистки сливных вод и максимально уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу.

Даже просто отдыхая "на природе" можно бережно к ней относиться: разводить костры в строго разрешенных местах, убирать после себя мусор, не оставлять осколки от бутылок.

Природа молчит, когда мы делаем ей больно. Но она может ответить нам землетрясениями, пустынями и палящим солнцем. Не надо забывать об этом

8) Может ли государство, союз государств решить проблему охраны природы без привлечения к охранной деятельности рядовых граждан? Почему?

Может, мало того - обязано, раз уж оно берет на себя функции регулирования природопользования. Однако помощь рядовых граждан тоже понадобится, потому что начинать бережно заботиться о природе нужно с себя.

2. Закончи предложения.

Человеку, как и всем животным, свойственны врождённые формы поведения - инстинкты. Но целый ряд человеческих качеств вырабатывается в течение жизни. От животных человека отличает, например, способность осознавать свои действия, а у животных почти все действия заложены в крови. Эта способность особенно важна во взаимодействии с другими людьми и в отношении к природе. Безответственно относясь к природе, человек причиняет не всегда поправимое зло окружающим людям, потому что жизнь людей тесно взаимосвязано с природой. Следовательно, охраняя природу, ты приносишь пользу обществу.

3. На уроках ты узнал об удивительном человеке - Альберте Швейцере, отдавшем свою жизнь служению обществу. Какие факты его биографии заслуживают уважения?

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

Познакомься с небольшим фрагментом размышлений А. Швейцера об отношениях человека и природы и выполни задания.

«Поистине нравственен человек только тогда, когда внутреннее убеждение помогать любой жизни, которой он может помочь, удерживает его от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвёт листочка с дерева, не сломает; ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого...

Этика благоговения перед жизнью... признаёт добром только то, что служит сохранению и развитию жизни. Всякое уничтожение жизни или нанесение ей вреда независимо от того, при каких условиях это произошло, она характеризует как зло. Она не признаёт никакой практической взаимной компенсации этики и необходимости».

1) Найди и выпиши основную идею текста.

Этика есть безграничная ответственность за всё, что живёт.

2) Объясни самостоятельно или пользуясь словарём значения слова «благоговение» и словосочетания «благоговение перед жизнью».

Благоговение – Глубочайшее почтение, нравственное чувство, выражающее любовно почтительное отношение к превосходящему человеческую субъективность.

Благоговение перед жизнью – принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира. Суть данного принципа - «выказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.

3) Объясни, чем теория А. Швейцера отличается от общепринятых норм.

Отличается этикой милосердия и служения людям личным примером. Швейцер дал миру формулу этического абсолюта: уважение к жизни. Под общепринятыми нормами в данном случае подразумевается господство материального над духовным, общественного над индивидуальным.

4. Американский учёный Б. Коммонер сформулировал четыре правила, которые люди должны учитывать в своей деятельности.

Объясни смысл каждого из принципов.

Всё связано со всем. Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Любое изменение качества природной среды по существующим связям передается как внутри биогеоценозов, так и между ними, влияет на их развитие.

Природа знает лучше. Иначе говоря, человеку нужно поддерживать порядок, существующий в природе, а не соревноваться с нею, считая свои решения наилучшими.

Всё должно куда-то деться. Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества, например, нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде.

За всё надо платить. (Ничто не даётся даром.) Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни. Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения.

5. Учёные проводили опрос жителей нескольких регионов России: «Как бы вы оценили экологическую ситуацию в своём регионе?». Результаты представлены в виде диаграммы. Изучи их и ответь на вопросы.

1) Какова позиция большинства опрошенных?

Большинство опрошенных считают, что их регион находится в удовлетворительном экологическом состоянии.

2) Предположи, почему некоторые не смогли оценить экологическую ситуацию в своём регионе.

Возможно, потому что не знают всех источников загрязнения своего региона или не осведомлены об их наличии.

3) Правомерно ли сказать, что хорошая оценка экологической ситуации позволяет не предпринимать активных действий по охране природы? Свой ответ поясни.

Нет, конечно. Человек очень сильно подпортил экосистему своей деятельностью, и разбираться с этим придется еще не одному поколению. Так что этим нужно активно заниматься и вводить в прививку, валяется-убери, и все будет чистенько.

6. Общественные организации, регулярно проводящие экологические акции, получили следующую информацию о готовности граждан участвовать в экологических акциях. Она представлена в виде диаграммы.

Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?

Больше половины граждан готовы участвовать в акциях. Это говорит о том, что населению не безразлично состояние окружающей среды. Люди, принимающие участие в таких мероприятиях, понимают всю величину проблемы.

Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.

Если все граждане буду участвовать в природоохранных мероприятиях это спасет природу и поспособствует профилактике культуры чистоты.

Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там - всего существования человечества. Человек - сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!

Невозможность существования

Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья - вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.

Хозяйственное

Из недр черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.

Научное

Окружающая природа - источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и и многое другое.

Культурное и эстетическое

Велика и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека - оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.

Итоги

Живая природа в жизни человека - неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.

Природа - это все то, что окружает человека и сделано не его руками, а именно атмосфера, ландшафт, деревья, животные, вода и т.д.

Природа - мать человека, она его создала и она влияет на его жизнь самым непосредственным образом. Так, природа дает здоровье человеку, воздух, которым он дышит, землю по которой он ходит, полезные ископаемые и еду.

Природа сделала человека биосоциальным существом, что означает наличие у человека как биологических потребностей, так и социальных. К биологическим (природным) потребностям относят нужду в еде, питье, безопасности, воспроизводстве рода. А к социальным (приобретенным) относят потребность в знаниях, общении, престиже, самореализации и т.д.

Еще с древних времен люди выбирали место своего жительства исходя из природных условий и окружающего их ландшафта. Так, древние славяне селились вдоль русла рек, чтобы был постоянный источник воды и добычи рыбы. Современный мир трудно представить без борьбы за полезные ископаемые, что также свидетельствует о зависимости человека от природы. Однако, стоит отметить что не только человек зависит от природы. Взаимоотношения человека и природы основаны на взаимосвязи и взаимозависимости. Эта зависимость может проявляться в следующих связях: природа может влиять на общество (как позитивно, так и негативно), общество может влиять на природу (как конструктивно, так и неконструктивно).

Природа дает обществу высокий урожай - это пример позитивного влияния природы на человека. Стихийное бедствие в виде урагана, наводнения, извержения вулкана, землетрясения - негативное влияние природы на общество.

Человек засаживает пустырь деревьями, охраняет редкие виды животных и растений - пример конструктивного влияния человека на природу. Общество загрязняет окружающую среду, убивает животных, вырубает леса и т.д. - некоструктивное взаимодействие.

Таким образом, в современном мире, стали больше внимания уделять глобальным проблемам экологии, так как невооруженным взглядом видно, что если человечество не пересмотрит свое потребительское отношение к природе, то от природы скоро ничего не останется, человек уничтожит свой дом. Поэтому сейчас набирают популярность такие общественные организации и движения как "Гринписс", "Дружины в области охраны природы", "Всемирный фонд дикой природы", Программа ООН "ЮНЕП" и др.

Глобальные проблемы современности

Исторические типы взаимодействия общества и природы

Понятие природы, ее роль в жизни человека и общества

И природы. Глобальные проблемы современности

Тема 14. Философское осмысление взаимоотношений общества

Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих.

П. Кууси

1. Горбачев В.Г. Основы философии. Брянск, «Курсив», 2000.

2. Гуревич П.С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997, № 11.

3. Демиденко Э.С. Экотехнологический Апокалипсис, или «Конец света» природного человека. Доклад на XIX Всемирном философском конгрессе в Москве. Брянск, 1993.

4. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994.

5. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992, №3.

6. Предупреждение человечеству. Декларация ученых по глобальным проблемам // Человек. 1993, № 5.

7. Родчанин Е.Г. Философия. Исторический и систематический курс. М., ИКЦ «МарТ», 2004.

8. Спиркин А.Г. Философия. М., «Гардарики», 2003.

9. Философия. Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. М., ООО «Издательство АСТ; Филологическое общество «СЛОВО», 2000.

10. Хесле В. Философия и экология. М., 1993.

«Не то, что мните вы, природа./ Не слепок, не бездушный лик – / В ней есть душа, в ней есть свобода,/ В ней есть любовь, в ней есть язык», – так в поэтической форме Ф.И. Тютчев выразил основной мотив философских размышлений о сущности природы и ее роли в жизни человека.

Природа – это непосредственно окружающий нас материальный мир, к которому еще не притронулась рука человека. Природа – это естественные условия существования человека и общества, и, следовательно, неизбежна философская постановка проблемы их взаимоотношений. Человек вышел из природы, но существует в ней. И. Гете так писал о взаимоотношениях человека и природы: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем не выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее».

Наука, которая занимается взаимодействием живых организмов, человека и общества с окружающей природной средой и является естественно-научной основой философии природы называется экология (от греч. oikos – жилище, logos – учение). Этот термин ввел Эрнст Геккель в 1866 г.

Природный мир представляет собой тесное единство живого и неживого. В философии к понятию природы тесно примыкает понятие биосферы . Биосфера – это вся совокупность живых организмов и их среда обитания (географическая среда). Огромный вклад в изучение биосферы внесли Ч. Дарвин и В.И. Вернадский.


Географическая среда включает в себя литосферу, гидросферу и атмосферу. Но в ходе трудовой деятельности человек создает «вторую природу», т.е. мир вещей, которые нигде в природной среде не встречаются. Одним из важнейших элементов «второй природы» является техносфера : орудия труда, техника, здания, коммуникации. В XX в. В научный оборот вошло понятие ноосфера – разумная оболочка Земли, ее «мыслящий пласт». Ноосфера, названная В.И. Вернадским концентрацией энергии человеческой культуры, стала мощным фактором глобальных изменений на Земле.

Определим роль природы для общества и человека.

Во-первых, природа – это биологическая составляющая человека, «рождающее нас начало».

Во-вторых, природа влияет на человеческие обычаи и нравы, на развитие общества. Ш. Монтескье считал, что власть климата сильнее всех властей. От него зависят особенности характера людей. Например, как отмечают многие исследователи, климат оказал немаловажное влияние на характер труда на Руси. Россия – страна рискованного земледелия, где каждые третий-пятый годы неурожайные. Короткий сельскохозяйственный цикл – 4-5 месяцев – заставлял земледельца постоянно торопиться. Посев и жатва превращались в настоящую страду, битву за урожай. Развивает эту мысль В.О.Ключевский: «Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии». Не найдем мы, поэтому, умеренности в русской душе, а заметим предрасположенность впадать в крайности. Космос России – Север суровый, присоединенный к линии умеренных широт, и поэтому у нас естественно замедленны все процессы. Эти обстоятельства определяют экстенсивность русской жизни и культуры. Экстенсивное хозяйствование способствует закреплению сравнительно низких потребительских нужд у русского человека и соответствующих им невысокой культуры труда. Отсюда безынициативность русского человека, отсутствие в нем самодисциплины, слабое чувство ответственности, аритмический характер трудолюбия и лень. Однако, чувствуя природные ограничения сурового и малоблагоприятного климата, русский народ выработал умение стойко переносить материальные лишения. Природное начало русского менталитета связано также с необъятностью России. Русская душа не видит границ, и эта безграничность порабощает ее. «Духовная энергия русского человека вошла внутрь, в созерцание, в духовность, она не может обратиться к истории, связанной с оформлением… Русский человек чувствует себя беспомощным овладеть этими пространствами и организовать их», – писал Н.А.Бердяев. Русский человек природой приучен к бессмысленности едва ли не любого расчета, не полагается на разум, не верит в прогресс. Неблагоприятная природная среда превратила его в фаталиста. Он верит больше в удачу и случай. Русская душа открывается всеми далями, устремлена в даль конца истории. Русские люди вообще имеют привычку жить мечтами о будущем. Им кажется, что будничная, суровая и тусклая жизнь сегодняшнего дня есть, собственно, временная задержка в наступлении истинной жизни, но вскоре все изменится, откроется истинная, разумная и счастливая жизнь.

Сторонники геополитики – политологической концепции – считают, что внешняя политика государства определяется географическими факторами (положением страны, природными ресурсами, климатом). К примеру, природная незащищенность внешних рубежей, гигантские пространства повлияли на характер государственной власти в России. Авторитаризм и централизация являются объективной исторической закономерностью ее устройства. Государство в России явилось не только защитником, но и главным эксплуататором народа. Г.Д. Гачев замечает: «Государство – главный хозяин и предприниматель, толкач цивилизации. И вот у Народа и Государства в России разные темпо-ритмы во Времени. Народ тяготеет к натуральному развитию медленным шагом времени, что органично для русского медведя. Так и сложилось веками, что русский человек свыкся трудиться, исполняя наряд организующей воли Державы». В русском менталитете всегда тлеет анархическое стремление к бунту против собственного государства. Государство изначально противостоит русскому человеку как нечто враждебное, и на него, как на врага, не распространяются моральные запреты: его можно обманывать, у него можно красть; обещания, данные государству, можно не выполнять. С другой стороны, изначально суждено было русским вступать с многочисленными цивилизационно неоднородными этническими группами и народами в разнообразные этнические процессы смешения; в целях собственной безопасности строить отношения с ними на началах мира и согласия. Отсюда сформировались важные черты менталитета русских – комплементарность, толерантность, уважение к другим народам, гостеприимство.

В-третьих, природа является источником всех потребительских благ (пищи, одежды, жилья, энергии, полезных ископаемых и т.д.).

В-четвертых, природа является, безусловно, объектом эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа – это гениальный художник, грандиозный храм и дивное зрелище в одном лице.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...