Рождественская святая вода когда набирать. Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

... ». Считалось, что она как отнимает, так и дарить жизненную энергию. Все естественные водоемы были объектами поклонения. Живая вода , мертвая вода , святая вода Вода , текущая навстречу солнцу, помогает при гастрите! Наши предки знали, что вода способна как исцелять, так и негативно влиять на людей. Это стало причиной зарождения поверья о живой...

https://www.сайт/magic/17871

Один литр. Однако этого было достаточно, чтобы уже через полчаса вода становилась стерильной, чистой, обезвреженной. Вводимые впоследствии в эту воду микроорганизмы погибали. Подобными "святыми " свойствами обладают и некоторые другие вещества, например дубильные, находящиеся... электрический ток. В результате один из стержней (анод) постепенно растворяется и вода обогащается серебром. Вот и весь секрет чудесных свойств "святой " воды . А как насчет пасхальных яиц? Портятся они или нет? Были случаи, ...

https://www..html

Произнесите: «Как чисты помыслы Христовы, так будь чиста моя душа. Как чиста вода святая , так будь тело моё чисто. Я себя умываю, порчу снимаю, дух и тело очищаю. Аминь». Смочите руки... Священном Писании об этом ничего не сказано. Традиция празднования появилась только в 7- 8 веках от Рождества Христова. Возможно, она имеет что-то общее с обычаями наших более далеких предков? Ведь культ воды был одним из главных в язычестве. Например, славянские народы издавна поклонялись дождю, который увлажнял и...

https://www.сайт/magic/16185

Рыдать вместе с ними. Птицы феникс слетелись напиться воды в чистый ключ, только ключ в темноте оказался… Пустым?.. - Так и сердце моё, Боже Праведный, слепо. Подобно птицам разумным и колоколам, Всем Святым , что на стенах, омрачается при виде ночи. ... начинали строительство, я таскал на плечах своих брёвна и камни. В награду за эти труды, они окропили меня этой самой водой , - Святой Бес показал посохом на родник, - окрестили меня. Благословили во имя Иисуса Христа. Так я стал христианином. Позже я...

https://www..html

Утром жители деревень отправлялись за водой , которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По... вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»: Коляда, коляда! Пришла коляда Накануне Рождества : Мы ходили, мы искали Коляду святую По всем дворам, По всем проулочкам… В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, ...

https://www.сайт/journal/19006

Вифлееме в семье плотника Иосифа и его жены, девственницы (?) Марии, зачавшей чудесным образом от "духа святого ". Однако при внимательном ознакомлении с евангельскими текстами оказывается, что в них нигде нет упоминания о дате... Именно поэтому (а не из-за мифического старого и нового стилей), исторически сложилось, что на западе празднуют рождество 25, а на востоке 7 ого. Праздник рождества Христова на Руси стал отмечаться после введения христианства в 10 веке. Он "пришёлся" на то время, ...

Святая вода - величайшая православная святыня, она всегда имеется в доме верующего в Господа христианина. Она увенчивает образ Божественной благодати : очищает от скверны, укрепляет в подвиге спасения.

В нее мы трижды окунаемся во время сотворения Таинства Крещения в купели , она же возрождает каждого новокрещенного в новую жизнь в Боге.

Читайте об освященной воде:

Надлежит хранить ее благоговейно как величайшую святыню, принимая с молитвой и просфорой натощак в болезнях, при нашествии темных сил, в покорение страстей и прочей немощи. Самые же смелые в порыве обретения телесного здравия окунаются в морозные иордани, сооруженные на водоемах.

Внимание! Важным и интересным качеством святой воды является то, что даже в мизерном количестве она, добавленная к обычной, сообщает второй свои благодатные свойства, тем самым освящается вся вода.

Из благостного отношения к святыне, хоть и принято ее пить натощак, при недугах или по особой нужде в Божией помощи, можно и нужно ее пить или освящать ею вещи в любое время.

Святая вода обычно хранится долго и не портится. Но она может «пропасть» при неблагоговейном ее хранении и употреблении. К тому же, она может испортится у тех людей, кто постоянно скандалит, живет во грехе, она как-бы «реагирует» на внешний и внутренний негатив.

Запрещено пить воду нескольким людям из одного сосуда, горлышка бутылки, банки.

Важно! Женщинам в нечистоте стоит воздержаться от употребления агиасмы.

Святая вода

Как самостоятельно освятить воду

Воду можно освятить дома самостоятельно, ведь некоторые христиане, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могут посетить святой храм. Необходимое условие совершения Таинства дома - искренняя и безоговорочная вера!

  1. Наполнить банку холодной водой из-под крана.
  2. Перекреститься, зажечь свечу и прочесть предначинательные молитвы.
  3. Трижды перекрестить воду и прочесть специальную молитву на освящение воды (ее можно найти в любом молитвослове). Влить в емкость немного крещенской воды из храма.

Нужно помнить, что все же желательно брать освященную воду в храме или участвовать в специальных водосвятных молебнах.

Околоцерковные заблуждения

  • Многие считают, что купание в крещенской иордани способно очистить душу от грехов. Это неверно, отпущение прегрешений совершается только через Таинство покаяния (исповеди) в православном храме.
  • Вода, набранная в церкви в день праздника Крещения Господня, является крещенской год, два, три и так далее, пока не иссякнут ее запасы. Люди ошибаются, считая, что ее святость «длится» всего лишь неделю.
  • Нет никакой разницы в том, набрана вода в сочельник или в день Крещения. По своим качествам она абсолютно одинакова. Освящается она одним и тем же чином, но многие люди даже не утруждают себя слушанием молитв. Некоторые околоверующие люди, к примеру, приходят сегодня за водой, а завтра повторяют то же самое, будучи уверенными в том, что «завтрашняя» вода сильнее «сегодняшней».
  • Великую Агиасму могут использовать как православные христиане, так и иноверцы. Важно, чтобы они ее принимали богобоязненно и благоговейно, с искренней молитвой на устах.
  • Считается, что вода, набранная из-под крана или в водоеме в праздник Крещения Господня, является освященной. Но таковой она будет лишь для тех, кто имеет крепкую веру во Христа. Но лучше, конечно же, набрать воду в церкви. Ведь в ее святых стенах, во время праздничного богослужения, происходит единение христианских молитв. Бывает, что человек не имеет возможности прийти в храм - тогда с верой и молением ему позволено налить воды из-под крана и пользоваться ею.
  • Добавляя всего лишь каплю святой воды в емкость с простой водой, освящается абсолютно вся вода. Поэтому неразумно набирать освященную воду после молебнов и в праздник Крещения целыми ведрами, канистрами, ведь «капля море освящает».
  • Считается мифом утверждение о том, что если человек некрещенный придет в праздник Крещения Господня в церковь и отстоит всю службу от начала до конца, то он уже считается крещенным и имеет право носить нательный крест и участвовать в прочих церковных таинствах.
  • Бывает, что святая вода портится, мутнеет, изменяет цвет, от нее появляется тухлый запах. В этом случае необходимо ее вылить в непопираемое ногами место, например, под дерево, в цветочный горшочек или в водоем. Сосуд, в котором она хранилась, не стоит более использовать в бытовых целях.
  • Неверно утверждение о том, что человеку, ежедневно и по всем правилам принимающему святую воду, можно не приступать к Таинству Причастия . Ведь святая вода ни коим образом не может заменить Кровь и Плоть Господню, которую христианин принимает в себя при причащении. Согласно церковным правилам, агиасма употребляется вместо Причастия лишь в том случае, если человек отлучен от Причастия на некоторое время, то есть на него наложена епитимия.

Освящение воды

Народные поверья

  • Ранее деревенские жители имели обычай собирать в день Богоявления снег со стогов с сеном. Собранный снег таял, и в полученную воду погружалась холстина. Люди верили, что только богоявленская вода может отбелить ее. А девушки проводили «косметические» процедуры и умывались этой водой, дабы отбелить кожу.
  • Считалось и считается до сих пор, что если девушка или женщина рано утром умоет лицо снегом, выпавшим на Крещение, то она будет привлекательной для противоположного пола на целый год.
  • Собранный вечером 18 января снег считался целебным, лечебным. Люди придумывали разнообразные способы лечения, которые им помогали избавиться от недугов. Конечно же это миф, но эффект плацебо никто не отменял.
  • Крещенский сочельник считался временем наивысшего разгула нечистой силы. Дабы избежать ее нашествия на жилища, в углах домов люди расставляли церковные свечи и возжигали их, а на дверь в обязательном порядке вешалось деревянное распятие.
  • В серебряную чашу вечером 18 января наливалась вода. Емкость устанавливалась на стол или на подоконник. В полночь люди ожидали, когда вода начнет колыхаться, что означало раскрытие небес и схождение Духа Святаго. В этот момент люди загадывали желания. Считалось, что все задуманное в этот момент, непременно сбудется.
  • Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считались вещими.
  • Люди верили, что совершенное над человеком таинство Крещения в праздничный день, сулит новокрещенному христианину счастье на всю жизнь.
  • Сватовство, совершенное в день Крещения, обещало молодой паре долгое, спокойное, счастливое и благодатное супружеское житие.

Еще о суевериях:

В праздник Крещения не стоит заниматься физической работой, домашними делами. Запрещено ругаться и совершать греховные поступки.

Совет! Благочестивым занятием считается посещение богослужения в храме, исповедание во грехах, причастие Святых Христовых Таин. А после службы желательно набрать святой водицы.

Даже старцы увещевали народ о том, что нет сильнее лекарства для человека, чем святая вода.

Посмотрите видео о святой воде

Первым делом я хочу поздравить Вас всех мои дорогие с этим светлым, самым чистым и радостным праздником - Рождеством Христовым! Мою музыкальную открытку вы можете забрать кликнув по картинке и поздравить ею всех своих родных и близких с самыми лучшими пожеланиями и подарками!

7 января (по ст. стилю это 25 декабря) – великий праздник Рождество Христово и Спаса нашего Иисуса Христа. На Рождество есть много разных примет и обрядов, которые я думаю будет и вам интересно узнать!

Приметы и заговоры на Рождество.

Заговоры на Рождество

Заговор на богатство
В Рождество нужно постучать пятаком о стекло окна
и сказать: «Христос родился, Пятачок объявился.
Как он у меня объявился,Так бы он никогда не переводился.
Христос нарождается,Деньги мои размножаются.
Ключ, замок, язык.Аминь. Аминь. Аминь».

Заговор от 9 несчастий
Читают на Рождество, стоя на пороге лицом к дому:
«Отведи, Господи, девять стрел от меня, от воды, петли, огня, суда, ножа, вора, от наговора, от посягателя на тело и кров и порчи на кровь. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В ночь с 6 на 7 Января наберите ковш воды и наговорите на него всё плохое и неприятное что происходило с вами в прошлом году. После этого выплесните его за порог (за двери, за ворота, либо через окно или с балкона)

Заговор на здоровье

Утром 7 Января перед тем как умыться трижды сказать: "Спаситель явился, свет миру объявился. Спасусь и я (имя) через Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

Обряд на желание. В Рождество возьмите из церкви святой воды и выпейте её в полночь маленькими глотками, мысленно думая при этом о своём заветном желании. Спать нужно ложиться молча и продолжать думать о желании - сбудется.

Если взять святой воды негде, то можно налить воду в стакан и положить в него серебряную ложку. Такая вода должна простоять ночь.

Приметы и традиции

В Рождество нужно испечь пирог и запеките в нём монетку - и кому достанется кусочек с этой монеткой, того ждет в Новом году большая денежная удача.

7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам - счастливые семьи, или те семьи у которых ожидается прибавление, или уже родился новый член семьи.
На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин - если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить - тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Одну, особую свечу нужно обязательно зажечь за усопших родственников - тогда они помогут вам привлечь в наступающем году удачу и достаток.

Чего нельзя делать в Рождество.

С Рождества и до самого Крещения, на протяжении всех дней Святок действуют определённые запреты, которые обусловлены уходящими вглубь веков представлениями о празднике как остановке времени, некой временной паузе, в течение которой нельзя заниматься производительным трудом и всем тем, что сопряжено с рождением, начинанием, развитием. Поэтому значительная часть запретов касается ремёсел связанных с прядением, шитьём, вязанием, ткачеством, плетением, то есть всего что связано с нитью (верёвкой). Нить является символом жизни и судьбы.

В Рождество лапти плести - родится кривой, шить - уродится слепой.

От Рождества до Крещения грех охотиться на зверей и птиц - с охотником несчастье случится.

В святой день нельзя ругаться. Кто ругается тот забирает у своих предков надежду на спасение.

Распространено поверье связанное с приходом первого гостя. Если на Рождество первой в дом войдёт баба чужая, то весь год в этой семье будут хворать женщины.

Рождественские правила касались и одежды: На Рождество нужно надевать новую рубаху, чистую (но уже ношенную) нельзя, а то жди неурожая.

На Святой (Пасхальной неделе) рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова [Даль. Послов., 900].

Для хозяина дома предусматривалось особое поведение направленное на сохранение скота:

Хозяину в день Рождества не годится идти со двора - овцы заблудятся.

Связывают ножки стола на Рождество, чтобы скот не бегал.

Гнутой работы делать нельзя (не чинят обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если вы на Рождество потеряете какую -либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится) то это к приятным новостям и большому успеху для всех ваших начинаний.

Суеверие с зеркалом. Если в канун Рождества или в рождественскую ночь вы уроните зеркало и оно треснет – это к беде. Держать в доме потрескавшиеся или разбившиеся зеркала ни в коем случае нельзя. Но в это время трещину на зеркале нужно аккуратно заклеить (можно даже и пластырем или скотчем), завернуть его в полотенце и потом выбросить.

Приметы на счастье и удачу. Увидеть человека с горбом на Рождество - это к большому счастью, а ещё лучше если вы сможете хоть одним пальцем к этому горбу прикоснуться. Так же, не меньшую удачу сулит и встреча с большой собакой, догом или немецкой овчаркой. Более того, как это не удивительно, но если вы в Рождество наступите в навоз (в роли навоза вполне могут выступить и экскременты любимой соседской собачки) – и это к удаче.

Примета на возможные финансовые потери. Если вам доведётся в Рождественскую ночь увидеть мышь, то это очень плохо. Нужно быть очень осторожным при подписывании договоров, заключении новых контрактов или беря кредиты. Вас могут поджидать финансовые потери.

Природные приметы

На Рождество погода, снег - к урожайному году (пенз.).

Снеги глубоки - так будут травы хороши и хлеб.

Суметы высоки набило - к хорошему году (пинеж.).

О том же и многочисленные пословицы и поговорки:

Зима без снегу - не быть хлебу.

Снег глубок - год хорош.

Много снегу - много хлеба; вода разольется, сена наберется.

Снегу надует - хлеба прибудет.

Снежный год хлеб принесет.

В Рождество день теплый - хлеб будет темный, густой.

На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.

На Рождество иней - урожай на хлеб, небо звездисто - урожай на горох.

Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя - к урожаю.

Темные Святки - молочные коровы, светлые - ноские куры.

Хороший санный путь - урожай на гречу.

И ещё раз с Рождеством Вас мои дорогие читатели! Я надеюсь что эта статья для вас была полезной! Счастья, Любви Вам и Мирного неба над головой! Пусть всегда в Ваших семьях царит Любовь и взаимопонимание!

СОЧЕЛЬНИК (сочевник),навечерие Рождества Христова. По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник — 24 декабря/6 января — постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только является на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к св. рождественской вечери. Пред самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.

Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Самый стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение: кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти. Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, в которых положен был Спаситель.

Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. Вместе с указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком дохристианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что “в навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды, празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24 и 25 декабря. В к. XVII ст. патр. Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова.

И.П. Калинский

Традиции Сочельника

По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник - 24 декабря/6 января - постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только являлась на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к рождественской вечери.

Перед самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.

Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде.

Самый стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение: кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти.

Отсюда легко заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. А сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, где лежал Спаситель.

Сочиво (коливо, кутья)

200 г очищенной пшеницы,

150 г мака,

50 г очищенных орехов,

50 г изюма,

ванильный сахар,

мед по вкусу,

сахар по вкусу.

Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока он не будет легко растираться пальцами. Отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить в блюдо. Подавать охлажденной.

Пшеничная с медом

Целые зерна лущеной пшеницы (можно пшеничной крупы) залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. Мед (200 г) развести 4 стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

Из риса

500 г риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешав, развести небольшим количеством воды и соединить с рисом. Все перемешать, добавить вымытый и ошпаренный кипятком изюм (200 г), корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник , у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой.

Мы расскажем читателям о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы.

1. Как возник чин Великого водоосвящения?

Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский (+202) называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан (+ок. 220) говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий (+379) вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви.

Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке.

Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма.

2. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня?

Вопрос не так странен, как кажется. Известно, что Великое водоосвящение совершается дважды - после вечерни в Крещенский Сочельник и после Литургии самого праздника. А вообще в истории Церкви по этому поводу велась когда-то обширная полемика.

Так, например, Патриарх Никон требовал под страхом проклятия, чтобы воду освящали только единожды - в Навечерие Крещения. Свое утверждение он основывал на том, что Спаситель крестился только один раз. Между прочим, это странное требование, вкупе с несоизмеримым наказанием за отказ его исполнять, стало одним из обвинений против Никона на Московском соборе 1667 года, когда Патриарх был низложен.

3. Таинство или обряд?

Мы привыкли к традиционной сакраментологии (учение о таинствах), согласно которой существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Между тем, справедливость этого разделения находится под вопросом.

Сербский богослов XX века считал, что вся церковная жизнь таинственна, вплоть до малого освящения воды. Даже если рассуждать не так радикально, не следует забывать о том, что градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) - погребение и мироварение…

В одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды - не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление.

Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым».

С этой мыслью трудно не согласиться.

4. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой?

«Еще более странный вопрос. Кто же может к этому обязать?» - подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав.

Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», - как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету.

На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет - это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание - не более, чем благочестивый обычай.

5. Что говорят святые о святой воде?

Может быть, святые вовсе не учили о святой воде? Может быть, почитание Агиасмы - не более чем традиция, никак не освященная церковным авторитетом?

Спешим успокоить наших читателей - о чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», - учит антиохийский святитель.

Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане Галилейской.

И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься.

6. Для чего нельзя использовать святую воду?

Тут все просто: нельзя грешить. Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки…

Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм.

Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место.

7. «Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра?

Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат - столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга…

Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды.

Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана.

Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

8. Почему и где святая вода освящается?

А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит.

С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами.

Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати.

А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», - так пояснил протоиерей Максим Козлов на пресс-конференции о Крещении.

9. Освящают ли воду в инославных церквах?

Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. Упомянем о некоторых из них.

В Римо-Католической церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан.

В Эфиопской церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника.

10. Живая вода?

«Днесь вод освящается естество», - поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии.

Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку.

Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...