Русская архитектура. Дмитриевский собор во Владимире

Константин и Юрий не имели тех материальных возможностей, которыми располагал их отец. Однако и они любили игру в бессмертие. Константин построил несколько белокаменных храмов в Ростове и Ярославле. Юрий украсил церк-вами Нижний Новгород и Суздаль. Изо всех этих сооружений ча-стично сохранился лишь собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225).

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Самый своеобразный и загадочный из владимиро-суздальских храмов — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Этот город на-ходится в 70 км к северо-западу от Владимира. Основанный ещё Юрием Долгоруким , он в начале XIII в. стал столицей небольшого княжества, где правил сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. Не-задолго до Батыева нашествия Святослав решил заменить обветшав-ший городской собор времён Юрия Долгорукого на новый. Зодчие возвели одноглавый четырёхстолпный храм во имя святого Георгия Победоносца. Несмотря на свои скромные размеры, собор поражал воображение. Его архитектурные формы в едином порыве устремля-лись ввысь. Даже традиционные полукруглые закомары в своей верх-ней точке получили небольшое заострение («киль»), которое придало им сходство с пламенем свечи. Но самое главное новшество Георги-евского собора заключалось в отделке его фасадов. Лёгкая резьба по белому камню тонким кружевом покрывала могучее тело собора от фундамента и до самого верха. Подобно готическим соборам средневековой Европы , он словно растворялся в бесконечном многообразии своего декора, превращался в волшебную сказку.

Резные композиции завораживали наблюдателя своим таин-ственным ритмом. Одна тема плавно перетекала в другую, дру-гая — в следующую, и так до бесконечности. Их главная идея — прославление Владимирской земли и её правителей. Конечно, здесь присутствует и благодарность небесным силам за их покровитель-ство, молитвенное обращение к Богу и святым.

Строительство Георгиевского собора было закончено в 1234 г. А всего три года спустя на Северо-Восточную Русь обрушились полчища Ба-тыя. Город Юрьев-Польской много раз горел и опустошался. Вероят-но, во время одного из таких погромов собор рухнул. Его восстанов-лением занялся лишь великий князь Иван III . В 1471 г. он прислал в Юрьев лучшего московского строителя Василия Ермолина. Однако отстроить храм в прежнем виде и расположить белокаменные блоки с резьбой в прежнем порядке Ермолин уже не смог. В результате храм превратился в своего рода архитектурную головоломку, над ре-шением которой трудились несколько поколений искусствоведов.

Смелый поиск новых архитектурных форм на рубеже XII— XIII вв. увлёк и новгородских зодчих. Здесь в 1207 г. на средства местных «заморских» (торговавших «за морем» — в Швеции, Да-нии и немецких городах Прибалтики) купцов была построена ча-стично сохранившаяся до наших дней Пятницкая церковь на Тор-гу. Это стройный башнеобразный храм, многими своими чертами напоминающий Пятницкую церковь в Чернигове.

Церковь Святого Пантелеймона в Галиче

В окрестностях совре-менного города Галича на высоком холме над Днестром стоит бело-каменная церковь Святого Пантелеймона. Построенная около 1200 г., она сохранилась в сильно изуродованном виде. Ещё в XIV столетии православный храм был переделан под католический костёл. Исчезли древние своды и глава, растёсаны узкие окна, изменилась наружная отделка. Последующие века с пожарами, войнами и «реставрациями» продолжили эту разрушительную работу. Однако и сейчас на апсидах храма можно увидеть поясок декоративных арок, а на порталах — тон-чайшую резьбу по белому камню. Глядя на эти чудом уцелевшие дета-ли, вспоминается такая же изысканная отделка владимиро-суздальских храмов, в создании которых, вероятно, участвовали мастера из Галича. Материал с сайта

Пятницкая церковь в Чернигове

Вы-дающиеся памятники архитектуры созда-вались в эту пору не только в Северо-Восточной Руси. В первые годы XIII столетия на главной торговой площади древнего Чернигова была возведена уникальная по своему объёмно-пространственному реше-нию Пятницкая церковь. (Святая Параске-ва Пятница считалась покровительницей торговли. Пятница — традиционный ба-зарный день в Древней Руси .)

Пятницкая церковь — первый извест-ный нам древнерусский «башнеобразный» храм. Радикально переработав традицион-ный византийский тип крестово-купольного храма, неизвестный зодчий (возможно, это был знаменитый киевский мастер Пётр Милонег) создал здание, все конструктивные и декоративные элементы которого про-никнуты стремительным движением ввысь.

Высоко поднятый мощный барабан, окружённый тремя ярусами стрельчатых арок и увенчанный плоским куполом, усиливает сход-ство церкви с огромной горящей свечой. Возможно, что в «пламене-ющем» взлёте архитектурных форм черниговской Пятницкой церкви сказалось воздействие ранней готики. На это указывает и связь Пят-ницкой церкви с городским торгом. Ведь именно купцы, известные своими дальними странствиями, лучше других были осведомлены о последних достижениях европейских зодчих.

Выполнила: студент 1курса 238 гр.

ФГОС ВПО 071002 Графика,

квалификации – художник анимации

и компьютерной графики

Малай Анастасия Алексеевна

Научный руководитель:

К.п.н., доцент Матвеева Н.А.

Санкт-Петербург


ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIVВЕКОВ

1.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………….4

1.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле…….5

1.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью………………………….……7

1.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице.…………………....9

1.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………...10

ГЛАВА II. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НОВГОРОДА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

2.1 Церковь Николы на Липне…………………………………………..12

2.2 Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле...…12

2.3 Церковь Фёдора Стратилата на Ручью……………………………...14

2.4 Церковь Спаса Преображения на Ильине-улице…………………...14

2.5 Церковь Петра и Павла в Кожевниках……………………………....15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….16

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

В XIII-XIV веках, в связи с татаро-монгольским нашествием, зодчество Древней Руси практически везде затухает, кроме Новгорода и Пскова Развитие древнерусского искусства было нарушено в первой половине XIII века монгольским нашествием, варварским разрушением многих городов - блестящих художественных центров, уничтожением огромного числа невероятных памятников архитектуры и изобразительного искусства.

Раньше всего новый подъем художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшихся монгольскому нашествию. Пока остальная Русь принимала на себя беспощадный удар с востока, Новгород противостоял шведам и немецким «псам-рыцарям» (ливонский орден). Значение Новгорода особенно возросло после того, как он сумел в XIII в. дать отпор немцам и шведам, которые воспользовались великим бедствием, постигшим Русь, и двинулись на нее с Запада. Новгород сохранил до наших дней множество замечательных памятников древнерусской письменности, архитектуры, живописи, прикладного искусства. Однако и он платил дань татаро-монголам и общая беда, разорение и варварство отразились и на нем. Это сковало творческие силы Новгорода, но непосредственно с конца XIII в. наблюдается некоторое оживление и новый расцвет новгородского зодчества. И до наших дней сохранились эти великолепные памятники архитектуры Господина Великого Новгорода, созданные русскими мастерами.

Актуальность данной темы заключается в том, что изучение зодчества XIII-XIV веков позволяет осмыслить значение культурного наследия, процессы развития культуры и общества в целом.

Целью данной графической работы является краткое рассмотрение истории русской архитектуры XIII-XIV веков: истории ее возникновения, развития и национального своеобразия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

· выбрать наиболее значимые объекты архитектуры данного периода

· дать описание каждого из них, определив особенности и общие черты архитектурного и художественного оформления

· сделать вывод о художественно-исторической роли новгородской архитектуры

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУЫ НОВГОРОДА XIII-XIV ВЕКОВ

Церковь Николы на Липне

Православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода. Главный престол освящен во имя Николая Чудотворца, придел во имя святого Климента.

Церковь Николы на Липне . XIII век.

Строительство храма началось в 1292 году по заказу новгородского архиепископа Климента. Церковь была заложена в восьми километрах к югу от Великого Новгорода, на острове Липно, на берегу реки Плотница в дельте Мсты. По преданию, там в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. Вероятно, в ознаменование этого события, там вскоре после 1113 года был основан монастырь и выстроена деревянная церковь (точных данных об этом нет, в летописях сообщается лишь, что церковь была построена в монастыре).

Каменный храм, заложенный в 1292 году, а завершённый, скорее всего в 1294, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после монгольского нашествия на Русь, он стал исходной точкой развития новгородской храмовой архитектуры 14-15 столетий. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий (10х10 м). Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Первоначально фасады не были оштукатурены, стены были сложены из плитняка и ракушечника разных размеров и оттенков. Арки над окнами были выложены из брускового кирпича тёмного цвета (это была одна из инноваций - раньше строили из плинфы из известняка). Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых, по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). Церковь была расписана фресками в 1293-1294 годах. При расчистке от позднейших масляных записей в 1930 году были обнаружены несколько хорошо сохранившихся фресок. На восточных столбах располагалось композиция «Благовещение», над входом в диаконник сюжет «Три отрока в пещи огненной». В 1764 году монастырь был упразднён, впоследствии трапезная и церковь Святой Троицы были разобраны для ремонта Сковородского монастыря. В XIX веке Церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

После октябрьской революции храм был закрыт и сильно обветшал. Тогда же была снесена двухярусная колокольня.

Во время Великой Отечественной войны на острове располагался наблюдательный пункт и он был подвергнут обстрелу, в результате чего храм потерпел значительные утраты, сохранились только 65 % кладки.

В 1945 году реставраторы провели работу над фресками, а в 1954-56 годах была проведена капитальная реставрация храма, и ему был возвращён первоначальный вид.

В конце XIII в ека возобновилось каменное зодчество. Построен Спасо-Преображенский собор в Твери. В XIV веке в Новгороде построены церковь Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Крупное строительство шло в Новгороде в XV веке.

В 1433 – немецкие и новгородские мастера построили в Новгородском Кремле Грановитую палату, предназначенную для торжественных приемов и заседаний Совета господ.

В 1330 году построена крепость в Изборске, ставшая одной из крупнейших военных сооружений на Руси.

В 1325-1340 годах Иван Калита, после переезда в Москву митрополита Петра, строит– Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Свидетельством растущего могущества Москвы стало сооружение в1367 -белокаменного Кремля. НаканунеКуликовой битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все Московские храмы.

Постройки создавались в духе владимирского зодчества, чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

Образование единого централизованного государства поставило Москву в особое положение. Превратившись в столицу Русского государства, резиденцию Великих князей всея Руси, Москва стала центром русского зодчества.

В Москву приглашались лучшие русские мастера, зодчие из за границы. Итальянские зодчие привезли в Россию новый строительный материал – кирпич. Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянских зодчих в 80-х годах строятся стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы в Москве. В Архангельский собор при Василии III будут перенесены и захоронены останки правителей.

Архитекторы Марко Руффо, Пиетро Антонию Солари построили в Кремле Грановитую палату , выложенную снаружи граненным белым камнем.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция великих князей, стал символом их могущества.

Архитектура Московского государства в XVI веке

Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы России. Появились специальные органы, занимавшиеся архитектурой Москвы – Городовой приказ и Приказ каменных дел.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, государственные учреждения –Печатный и Посольский дворы, строятся здания приказов.

Сочетание столичного каменного зодчества и русского народного деревянного зодчества привело к появлению шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в селе Коломенском , воздвигнутый в 1632 году в честь рождения Ивана Грозного.

В 1524 году был построен Новодевичий монастырь в честь взятия Смоленска.

Вершиной русского зодчества стал Покровский собор , (храм Василия Блаженного , юродивого похороненного у его стен) построенный в 1556-1560 годах в честь взятия Казани. Строители храма, русские архитекторы Барма и Постник , согласно легенде были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли построить нечто подобное в других городах.

Русская живопись в XIV веке

Феофан Грек – работал в начале в Новгороде затем в Москве. Приехал из Византии в 70-х годах XIV века. Одной из лучших работ считается фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице . Самобытным творением считается икона Донской богоматери . В Москве он расписал церковь Рождества, Кремлевский терем князя Василия I, фрески для Архангельского собора. Главным его творением стал иконостас для Благовещенского собора .

Русская живопись в XV – XVI веках

Наиболее ярким представителем русской национальной живописи был Андрей Рублев , монах Троице – Сергиева а затем Спасо – Андроникова монастырей. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Кремле. В 1408 году с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире , после чего украсили фресками собор Троице – Сергиева монастыря . Самая известная работа Андрея Рублева – икона «Святая Троица».

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV начала XVI веков был князь, ставший монахом Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.

В середине XVI века в Москве была написана огромная икона – картина «Церковь воинствующая». На ней изображены: торжественное шествие русского войска во главе с Иваном Грозным, князь Владимир Святославович с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской, Архангел Михаил. В центре фигура императора Константина, с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Икона Церковь воинствующая посвященная взятию Казани.

Основные тенденции развития русской культуры в XVII веке

Образование

В XVII веке возникла потребность в широком распространении грамотности. Это обуславливалось ростом государственного аппарата, как в центре, так и на местах, возобновление связей с иностранными государствами, оживлением торговли и промышленности.

Самой распространенной формой образования было домашнее обучение. Назрела необходимость в создании сети школ. Они открывались в монастырях. В качестве учителей приглашались ученые - монахи из Речи Посполитой. В Москву для обучения детей Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий . По его предложению в 1665 году в Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа.

В 1687 году братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение –Славяно – Греко – латинское училище (позже академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий

Книгопечатание

Во второй половине XVII века Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей, 150 тысяч церковных учебных книг.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис», по которой в XVIII веке изучалась история России.

Литература

Литература в XVII веке перестала быть только церковной. Стали записываться произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры, сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»), в которых обличались феодальные порядки, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» высмеивала неспособных к труду детей дворян.

Из наиболее популярного жанра жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть , «Повесть об Улиании Осорьиной».

Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума.

Архитектура

Одним из самых ярких памятников архитектуры стал Теремной дворец Московского Кремля построенный для Михаила Федоровича в 1635-1636 годах архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Г.Шарутиным, Л.Ушаковым.

Другим выдающимся памятником был летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском . Дворец этот простоял до правления Екатерины II и был разобран для реставрации, но так и не был отреставрирован.

«Дивной» назвали Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Строгановых в 1647-1650 годах была построена в Ярославле церковь Ильи Пророка.

В течение почти сорока лет (1656 - 1694) шло строительство комплекса Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха.

В 70-80-х годах XVII века был построен ансамбль Ростовского кремля , где звучали самые знатные на Руси колокола.

Большую реконструкцию перенес и Московский Кремль. Архитектор Б.Огурцов в 1624-1625 годах надстроил над Спасской башней еще один ярус где мастером Х.Галовеем были установлены большие часы. Была обновлена главная площадь страны, получившая название Красная площадь.

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных домов.

В конце XVII века появился новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко . Наиболее ярким примером нарышкинского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Живопись

Произведения живописи в XVII веке представлены в основном иконами. Выдающимся мастером живописи был Симеон Ушаков (1626 - 1686) Наиболее известным его произведением был «Спас Нерукотворный»

Новым явлением стало возникновение и развитие портретной живописи. В первой половине XVII века парсуны писались в старой иконописной манере, яичными красками на доске, то во второй половине века писали маслом на холстах.

Театр

Новым явлением русской культуры стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра пастора Готфрида Грегори . До этого театральное действие разыгрывалось на ярмарках скоморохами и лицедеями для толпы.

Пастор собрал труппу из 60 иностранцев, в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Спектакль «Пещное действо» царь смотрел в течение нескольких часов. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт.

Архитектура Древнерусского государства (X - XII века).

До принятия христианства здания на Руси строили в основном из дерева. Оно служило материалом как для строительства жилищ, так и для сооружения крепостных стен. По этой причине древнерусские дома и укрепления, а тем более их декоративные элементы не сохранились.

Следовательно, полноценно изучать историю русской архитектуры домонгольского времени приходится почти исключительно по каменно-кирпичным зданиям, которые начали возводить на Руси с конца X века с принятием христианства (988). Христианство открывало Руси доступ к источнику наиболее высокой культуры тогдашнего мира, а вместе с тем и к источнику наиболее совершенного зодчества.

Основные памятники

Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятин-ной. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви. Были предложены различные варианты реконструкции, однако вопрос этот по-прежнему остается дискуссионным. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены. Так, несомненно, что Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры трехнефный храм с тремя апси-дами и тремя парами столбов, т. е. шестистолпный ва-риант крестово-купольного храма. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом.

Следующий этап монументального строительства на-чался на Руси в 30-х годах XI века. Страна была в это время раз-делена на две части между сыновьями князя Владимира - Мстиславом и Ярославом. В стольном городе Мстислава - Чернигове - был зало-жен Спасо-Преображенский собор (ок. 1036). Спасский собор сохранился до наших дней почти целиком. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры.

Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Строи-тельная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители при-были из Константинополя и отразили здесь традиции столичной византийской архитектуры. Софийский собор - большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех - галереи. Всего у собора 13 глав, не считая завер-шений башен. Здание имеет четко выраженную пирамидальную композицию, которая придает памятнику величественность и цельность.

Многоглавие киевского Софийского собора, нехарактерное для византийской традиции, имеет прямой функциональный смысл. Конечно, зодчие использовали многоглавие и как художественный прием, создав благо-даря ему торжественную и пышную композицию, но в основе замысла лежала все-таки функциональная задача - расширение западной части храма, поскольку здесь необходимо было разместить крещальни.

В настоящее время Софийский собор снаружи оформлен в стиле украинского барокко, древнюю поверхность его стен можно видеть только на нескольких участках, где специально снята штукатурка. Интерьер Софийского собора менее подвергся искажениям и сохранил значительную часть своего первоначального убранства. Центральная часть здания - подкупольное пространство и главная апсида - покрыта великолепной мозаичной живописью, тогда как боковые части украшены фресками.

Несомненно, что Софийский собор был создан как центральный памятник зодчества Киевской Руси, как памятник, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Закончив возведение Софийского собора в Киеве, строители приступили к сооружению Софийских соборов в Нов-городе и Полоцке. Новгородский собор был начат в 1045 году, закончен в 1050 году; полоцкий возведен, по-видимому, в 50-х годах XI века. О том, что эти соборы были построены той же артелью киевских мастеров, свидетельствуют их типологическая близость, строительно-технические приемы, си-стема пропорциональных построений и даже многие детали. Опытные строители не повторяли своих старых решений, а многое делали по-новому, исходя из других условий заказа и обстановки. Например, в Новгороде, чтобы ускорить и удешевить строительство, мастера широко использовали местный строительный материал - известняковую плиту.

Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах повторяют плановую схему киевской Софии, но в несколько упрощенном виде. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде - только один ряд, а в Полоцке их вообще нет. У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого - по три апсиды и по одной башне. Киевская София имеет тринадцать глав, Новгородская - только пять, а в полоцкой, судя по упоминанию в летописи, их было семь.

Кроме трех Софийских соборов в 40-50-е годы было осуществлено строительство еще нескольких зданий в Киеве: Золотых ворот, церквей Ирины и Георгия .

Таким образом, в середине XI века на Руси развернулась интен-сивная строительная деятельность. Но уже к 60-м годам строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась там. За период с 60-х годов XI века по начало XII века в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам.

Особенности архитектуры Древней Руси

Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси? Для историков архитектуры дореволюционного вре-мени такой вопрос даже не возникал. По их мнению, поскольку древнейшие памятники Киева строили грече-ские мастера, то и архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Но так можно было думать лишь до тех пор, пока были плохо изучены памятники русской архитектуры и еще хуже - византийской. Исследование же их привело к выводу, что памятники Киевской Руси вовсе не идентичны византийским, что в Киеве строили храмы, не имеющие аналогов в Византии.

Византийские зодчие имели за своими плечами огром-ный традиционный опыт и в строительном ремесле, и в создании культовых зданий - церквей. Но, приехав на Русь, они столкнулись с необходимостью решать здесь совершенно новые задачи. Прежде всего это было связано с полученным ими заданием. Так, в ряде случаев тре-бовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. В стране, относительно недавно принявшей хри-стианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален. Все это застав-ляло византийских зодчих принимать новую, несвойственную Византии плановую схему здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами.

Таким образом, своеобразие задания, наличие или от-сутствие определенных строительных материалов, местные условия уже на самых первых порах вызывали иные архитектурные решения, приводили к созданию зданий, непохожих на те, которые зодчие строили у себя на родине. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эсте-тических представлениях деревянного строительства. В дальнейшем именно данные особенности памятников стали отправными пунктами, на которые ориентировались строители следующего поколения.

Так сложилась и развивалась архитектура Древней Руси. И хотя это зодчество возникло на базе византийской архитектуры, оно даже на самой ранней стадии имело очень своеобразный характер и уже во второй половине XI века выработало собственные традиции, получило свой, древнерусский, а не византийский путь развития.

Заказчиками в этот период выступают бояре, посадники, купцы, а также горожане. Большое количество построек - церковных, гражданских - осуществляет владыка (митрополит).
В старые, традиционные композиции храмов вводятся новые приемы, новые конструктивные решения. Применение для кладки стен грубо отесанного известняка с неровной поверхностью приводит к потере четкости линий и форм и, как следствие, к скульптурной пластичности фасадов. Появляется иная система завершения фасадов, уничтожаются боковые апсиды, вводится стрельчатое завершение окон.

Церковь Николы на Липне была сооружена в 1292 году среди безбрежной равнины, к юго-востоку от Юрьева, по другую сторону Волхова. Это единственная постройка, сохранившаяся от Николо-Липенского монастыря. Отсюда и название церкви.
В этом памятнике архитектуры наблюдается переход к следующему этапу развития новгородского зодчества. Здесь впервые появляется новая строительная техника - кладка из волховской плиты на растворе извести с песком. Кирпич получает иную форму - становится более удлиненным. Такие строительные материалы будут преобладать вплоть до конца XV века.
Посводное покрытие больше не применяется. Отныне излюбленным типом покрытия становится трехлопастное завершение - фасады церкви заканчиваются вверху трехлопастной декоративной аркой с пояском свисающих полуциркульных арочек. Исчезают боковые апсиды, а центральная понижается до половины высоты фасада.
Церковь была расписана, но в годы войны, когда храм был почти до основания разрушен, роспись полностью погибла. В настоящее время церковь восстановлена в первоначальных формах.

Церковь Спаса на Ковалеве стоит вблизи дороги на Москву, неподалеку от реки Малый Волховец, где когда-то находился Ковалевский монастырь. Построена боярином Онцифором Жабиным в 1345 году.
Этот храм является промежуточным звеном в переходе к новому стилю в новгородском зодчестве. В архитектуре церкви отразились новые приемы и старые традиции. Как в церкви XII века, она имеет посводное покрытие, но на фасадах отсутствуют лопатки. Нет и традиционных трех апсид, осталась лишь одна. Отличительной особенностью Церкви является наличие трех притворов - пристроек с западной, северной и южной сторон.Южный притвор служил фамильной усыпальницей Жабиных.
Роспись церкви была осуществлена в 1380 году. Она покрывала купол, алтарь, северную и южную стены, столбы, арки, западный притвор. В 1941-1943 годах церковь была разрушена фашистами, погибла и роспись, казалось бы, безвозвратно, но художники-реставраторы из мелких кусочков штукатурки с росписью воссоздали 130 квадратных метров древней живописи. В 1980 году некоторые фрагменты росписи вернулись на свои места.

Церковь Федора Стратилата построена в 1360-1361 годах посадником Семеном Андреевичем на берегу Федоровского ручья.
Храм является классическим памятником новгородского зодчества XIV века. Это кубического типа четырехстолпная постройка, имеющая одну главку. По своим пропорциям, архитектурному решению, мастерству церковь - высокохудожественное произведение. По-новому решена здесь пластика фасадов, имеющих трехлопастное завершение - то есть три арки, соединенные друг с другом, средняя возвышается над боковыми. Фасады украшены лопатками и многочисленными декоративными элементами.
Новый прием наблюдается в оформлении окон, порталов. Они получают стрельчатое завершение, а над окнами появляются так называемые бровки.
Столбы внутри приближены к стенам, что привело к расширению подкупольного пространства. На хоры ведет лестница, но она находится не в толще стены, как это было раньше, а внутри здания, в северо-западной части церкви. В стенах несколько потайных камер для хранения ценностей.
При расчистке поздней побелки были выявлены фрагменты древней росписи, выполненной, как предполагают искусствоведы, либо известным византийским художником Феофаном Греком, либо его учениками. В основе росписи лежит красно-коричневый цвет. Рисунок - темно-коричневый. В живописи много общего с художественными приемами росписи другой церкви - Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, построенная в 1374 году, по планировке, общему объемному решению близка к церкви Федора Стратилата.
Отличительная черта внешнего облика церкви - декоративные элементы, заполнившие стены, барабан, апсиду. К ранее применявшимся украшениям добавлены вставные каменные скульптурные кресты причудливых форм. Впервые применена декоративная композиция из трех окон и двух ниш, объединенных многолопастной бровкой. В дальнейшем этот элемент встречается на фасадах других храмов.
Церковь знаменита фресками. Они производят сильнейшее впечатление как по прорисовке, так и по цвету. Поражают смелость композиции, отточенность форм, монументальность. Как и в церкви Федора Стратилата, живопись построена на сочетании различных оттенков красно-коричневых тонов. Для Феофана Грека характерна манера письма короткими, энергичными мазками. Реальность создается наложением белил. Отсутствует детализация. Живопись плоскостная, условная. Роспись сохранилась не полностью, в основном в северо-западной камере, на хорах, в куполе, алтаре и западной части церкви под хорами.

Церковь Дмитрия Солунского была построена в 1381-1382 годах, но, по сообщению летописи, «за мало дней рассыпася» и заново отстроена в 1383 году. В 1462 году она была разрушена и возобновлена на старой основе.
Отличительная черта церкви - богатая декорировка в кирпиче в средних частях южного и восточного фасадов. По своим основным архитектурным приемам она не отличается от церквей XIV - XV веков. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен, восстановлен он в послевоенные годы.

Церковь Рождества на кладбище, как свидетельствует название, расположена на Рождественском кладбище. Она построена в 1381-1382 годах.
Ее формы предельно просты, архитектура скромна. Храм четырехстолпный, с трехлопастным завершением. Наблюдается отказ от декора. На западном фасаде сохранился древний портал со стрельчатым завершением. Роспись церкви исполнена в 80-х годах XIV века. Фрески отличаются тщательной деталировкой, они реалистичны и красивы.

Церковь Иоанна Богослова в Радоковицах стоит на Торговой стороне, к северу от земляного вала, на территории нынешнего парка. Построена в 1383-1384 годах. Это один из наиболее сохранившихся памятников XIV века. Она стройна, пропорции ее удачны. В древности имела трехлопастное завершение.
При реставрации обнаружен древний портал, над которым находилась декоративная композиция из трех окон с двумя нишами между ними. Вся композиция завершалась декоративной пятилопастной бровкой.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках находится на Софийской стороне, сразу же за валом на Дмитриевской улице. Это удивительное сооружение построено в 1406 году. Церковь отличается законченностью архитектурного образа и представляет собой образец зодчества XV века. Она сложена из крупных камней известняка, а декоративные элементы выполнены из кирпича. Из него же сделаны своды, главка, лопатки. Церковь кубического типа, одноглавая. Фасады имеют трехлопастное завершение.
Для украшения фасадов использованы орнаменты из кирпича, аналогичные встречающимся ранее в новгородских церквах: пояски из треугольных впадинок, круглые и пятиугольные нишки-розетки, аркатурный фриз, кресты и другие. Апсида декорирована вертикальными тягами-валиками.
Внутреннее пространство выдержано в традиционном стиле второй половины XIV века.

Церковь Власия, построенная в 1407 году, расположена на перекрестке трех улиц сегодняшнего Новгорода - Чернышевского, Солецкой и Мерецкова. Свое название она получила от Волосовой улицы, впоследствии именуемой Власьевской. Предполагается, что в древности здесь стоял идол Волоса-покровителя скота.
Это типичный памятник начала XV века. Постройка квадратная в плане, однокупольная. Фасады имеют трехлопастное завершение. Древние своды и купол не сохранились. Церковь реставрирована в послевоенное время, При этом были обнаружены и восстановлены древние перспективные, то есть уступчатые, порталы со стрельчатым завершением.

Церковь Двенадцати апостолов на Пропастех расположена на Десятинной улице.Время ее постройки - 1454 год, хотя церковь с таким названием упоминается в летописи под 1230 годом в связи с устройством возле нее «скудельницы», то есть могилы, куда свозили умерших во время эпидемии - «мора».Церковь миниатюрна, имеет изящные пропорции. Является одним из лучших образцов зодчества XV века.
Наряду с церквами в Новгороде сохранились и гражданские постройки. В северо-западной части кремля с древнейших времен располагался Владычный двор, где жил митрополит. Здесь были многочисленные постройки хозяйственного, жилого и иного назначения. Особенно большое строительство велось в XV веке архиепископом Евфимием - яростным противником объединения с Москвой. Парадной обстройкой Владычного двора он как бы подчеркивал стремление укрепить новгородский патриотизм, поднять свой престиж.
Важнейшим сооружением Владычного двора была палата с «тридцатью дверьми», именуемая Грановитой.
Грановитая палата построена в 1433 году. Здесь заседал владычный суд - совет господ. Предназначалась она также и для торжественных приемов. В 1478 году в Грановитой палате было объявлено о присоединении Новгорода к Москве.
Здание трехэтажное. В верхнем этаже имеется главный зал, перекрытый сводами на нервюрах, опирающимися на единственный столб посредине.
Грановитая палата неоднократно перестраивалась. Нижний этаж в результате наслоения грунта стал подвальным. Архитектура имеет налет готики, так как в постройке принимали участие немецкие мастера.
К южной стороне здания в XIX веке был пристроен вестибюль. На древней стене палаты, обращенной к вестибюлю, сохранилась фреска XV века, на которой изображен Христос, держащий раскрытое Евангелие. На странице книги запечатлен текст, напоминающий совету господ о том, чтобы он решал дела справедливо и нелицеприятно.

В XIV - XV веках кроме вышеуказанных сооружений были построены и сохранились церкви Михаила Архангела (1300-1302 гг.), Успенья в Коломне (1310 г.), Николы Белого (1312-1313 гг.), Троицы (1365 г.), Рождества богородицы на Михалице (1379 г.), Покрова Зверина монастыря (1335-1339 гг.), Иоанна Милостивого (1422 г.), Уверения Фомы на Мячино (1465 г.), Симеона Зверина монастыря (1468 г.) и другие.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...