Русская и заграничная православные церкви впервые провели совместную акцию. Продолжая дело преподобномученицы Елисаветы…

В понедельник в храме Христа Спасителя патриарх Алексий II встречал мощи святой мученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Десница Елизаветы Федоровны (то есть ее правая рука по локоть) вернулась из семимесячного путешествия по России и странам ближнего зарубежья. Примечательно, что это первая совместная акция Русской православной церкви и Русской православной церкви за границей.

Рука отправилась в путь из Иерусалима 25 июля 2004 года. В золоченом ковчеге. Сперва самолетом - на Чукотку, Камчатку и Дальний Восток. Потом поездом. В храме-вагоне. Через всю Россию. С заездами в Казахстан, Киргизию, Азербайджан, Литву, Латвию, Белоруссию.

Как сказал патриарх Алексий во время церемонии встречи руки святой мученицы, "мощи посетили 61 епархию, побывали в 140 городах". По подсчетам организаторов путешествия, мощам поклонились 10 миллионов человек.

Из российских газет. "Жители Уссурийска не забудут день, когда мощи Елизаветы Федоровны проездом посетили их город". "В Тобольск мощи прибыли из Ишима на автомобиле, поскольку железной дороги тут нет". "Рождество Христово мощи Елизаветы Федоровны встретили в Калининграде".

По ходу следования мощи посещали тюрьмы, колонии для несовершеннолетних, детские дома, воинские части, больницы, дома престарелых, монастыри и дальние приходы.

Как сказано в пресс-релизе, который вручили журналистам в храме Христа Спасителя, "программа пребывания святых мощей имела большое консолидирующее значение для сегодняшнего российского общества и стран ближнего зарубежья" и стала "одним из важнейших общественных событий 2004-2005 годов".

Из жития святой. Елизавета Федоровна (в девичестве принцесса Гессен-Дармштадтская) вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, приняла православие. После гибели мужа занялась благотворительностью и подвижничеством. Спала на голых досках, носила власяницу, вкушала растительную пищу, много молилась, мало спала. Она воздвигла Марфо-Мариинский монастырь и стала его настоятельницей. В 1918 году Елизавету Федоровну арестовали большевики. 5 июля 1918 года великую княгиню вместе с другими членами императорской семьи сбросили в старую шахту в 140 километрах от Екатеринбурга. В 1921 году останки Елизаветы Федоровны были перевезены в Иерусалим в храм Марии Магдалины, который принадлежит Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). В 1981 году РПЦЗ причислила великую княгиню к лику святых. А в 1992 году то же самое сделал московский патриархат.

Обращаясь к православным в храме Христа Спасителя, патриарх Алексий II отметил, что состоявшееся путешествие святых мощей - первое совместное мероприятие, проведенное РПЦЗ и московским патриархатом после долгих лет взаимного неприятия. При этом он поблагодарил первоиерарха РПЦЗ митрополита Нью-йоркского и Восточно-американского Лавра.

18 июля Русская Православная Церковь отмечает день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной сподвижницы инокини Варвары. В следующем году исполнится 90 лет со дня их гибели.

В нынешнем году на Пасху в освобожденном реставраторами храме Покрова Пресвятой Богородицы, который был в конце 2006 года возвращен Марфо-Мариинской обители милосердия, была отслужена первая после 1928 года Божественная литургия.

8/21 апреля исполнилось 95 лет со дня освящения Покровского храма, а в мае - 100 лет с момента покупки великой княгиней Елизаветой Федоровной в Замоскворечье старинной усадьбы с четырьмя домами и большим садом для создания здесь обители, названной в честь сестер праведного Лазаря и ставшей главным делом ее жизни. Однако официально юбилей обители будет праздноваться 23 февраля 2009 года, поскольку обитель начала свою благотворительную деятельность, базируясь на временном уставе, в 1909 году. Тогда все московские газеты писали о расположенной на Большой Ордынке Марфо-Мариинской обители милосердия - уникальном учреждении, где благотворительная и медицинская работа сочеталась с монастырским уставом. По промыслу Божьему обитель не была разрушена. История создания этого удивительного учреждения, которое переживает сейчас этап возрождения, неразрывно связана с именем ее основательницы, снискавшей славу делами милосердия и благотворительности.

Фонд апостола Андрея Первозванного, Центр национальной славы и Марфо-Мариинская обитель милосердия в рамках программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания» проводят передвижную фотовыставку «От милосердия к святости», на которой представлены фотографии из архива Марфо-Мариинской обители и фонда Андрея Первозванного, а также копии писем, открыток, телеграмм, обращений от имени организаций, находившихся под покровительством великой княгини. Большая часть документов предоставлена Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ) и Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ). Выставка уже побывала на Урале (в Екатеринбурге и Верхней Пышме) и в Великом Новгороде.

С 23 июля до 3 августа выставка «От милосердия к святости», посвященная жизни и деятельности великой матушки, как называли Елизавету Федоровну в народе, будет экспонироваться в выставочной галерее рижского Дома Москвы. Как сообщила пресс-секретарь Латвийской Православной Церкви Оксана Дементьева, сразу после открытия выставки состоится презентация 45-минутного документального фильма Нины и Валентина Маргевичей «Возвращение», рассказывающего о жизни, вере и мученической смерти преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Великая женщина любви

Она блистала на великосветских балах и… собственноручно перевязывала гнойные раны бедняков, не способных заплатить за лечение. Она была тонким ценителем поэзии, живописи, музыки и… не боялась площадной брани обитателей Хитрова рынка - одного из самых злачных и криминальных мест Москвы. У нее было все - красота, любимый муж, положение в обществе, почет, деньги, дорогие украшения, наряды, но после трагической гибели супруга она спрятала свою красоту под скромное одеяние настоятельницы обители труда и милосердия.

На выставке можно увидеть редкие архивные фотографии женщины уникальной судьбы, сравнить которую в мировой истории, на мой взгляд, не с кем.

Вот принцесса Гессенская Элла (будущая великая княгиня Елизавета Федоровна) и ее сестры стоят рядом с бабушкой - английской королевой Викторией, давшей имя целой эпохе. Вот фотография, где Элла, родившаяся в небольшом немецком городке Дармштадте 1 ноября 1864 года, запечатлена в кругу семьи. Она была второй дочерью великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и великой герцогини Алисы. В семье было семеро детей, среди которых и младшая сестра Эллы Алиса (Аликс), ставшая последней российской императрицей Александрой Федоровной, супругой Николая II. Именно мать, которая умерла, когда Элла отметила свое 14-летие, научила своих детей любви к людям и состраданию ко всем нуждающимся в нем.

Глядя на прекрасные детские лица Эллы и Алисы, воспитанных в традициях Протестантской Церкви, зная, что, переселившись в Россию, они разделили со своими мужьями не только славу и радость, но и великую скорбь, и мученическую кончину, понимаешь, что необыкновенная духовная и физическая красота была дарована им свыше.

Выходя замуж за великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, 19-летняя Элла не могла знать, что 18 февраля 1905 года ее супруг будет убит Каляевым, что она подаст императору Николаю II прошение о помиловании террориста, которое будет отклонено. Кто найдет в себе силы простить убийцу любимого мужа? Кто продаст все свои драгоценности и предметы искусства, чтобы, говоря словами Елизаветы Федоровны, «перенести свое существование в нищенскую среду»? Кто будет сидеть в больничных палатах у постели раненых и увечных или ассистировать хирургам в качестве медицинской сестры? А она это сделала.

Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения, Елизавета Федоровна и Александра Федоровна перешли в Православие, обретя для себя не только новую родину, но и новую веру. Великая княгиня Елизавета Федоровна, оставив блеск и мишуру светской жизни, посвятила всю оставшуюся жизнь служению Богу и ближним, удостоилась имени великой матушки и великой женщины любви (как писал о ней игумен Серафим в брошюре «Мученики христианского долга»), а после своей трагической гибели и прославления в лике святых стала именоваться преподобномученицей Елисаветой.

Родную сестру императрицы-мученицы Александры Федоровны называют также белым ангелом России. Она и была настоящим земным ангелом, которого в апреле 1918 года арестовали и отправили на Урал. Последние месяцы своей жизни она провела в заключении в напольной школе вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой Яковлевой и членами императорского дома. 18 июля, на следующий день после убийства царской семьи, узников живыми сбросили в Нижнюю Селимскую шахту заброшенного рудника Нижняя Синячиха, расположенного в 18 км (опять цифра 18!) от города Алапаевска. Перед смертью матушка Елизавета молилась за убивающих молитвой Христа: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Пристань спасения и утешения

После смерти мужа все силы своей души Елизавета Федоровна устремила на помощь нуждающимся. Исполняя заповедь Спасителя о любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода евангельского служения - деятельную сострадательную любовь к ближнему и созерцательную молитвенную любовь ко Христу. Евангелие говорит, что, пока Марфа хлопотала, чтобы хорошо принять Божественного Гостя, Мария села у ног Спасителя и внимала Его словам, избрав «благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10: 42). Посвящение обители святым сестрам праведного Лазаря как раз и выражало соединение личного аскетического подвига и высокого жребия Марии, внемлющей вечным глаголам жизни, то есть непосредственного служения Богу через молитву и работу над собой, с заботой о ближних, чем угождала Богу Марфа.

В нижнем этаже большого двухэтажного дома с мезонином (где жили сестры обители), были устроены трапезная для насельниц, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения. Больница, где операции проводились бесплатно, занимала верхний этаж. В хирургическую клинику обители, которая считалась лучшей в Москве, привозили самых тяжелых больных, от которых все отказывались. Для их лечения приглашали лучших специалистов. 34 врача работали безвозмездно. В том же доме находились больничный храм и зимний сад. И в амбулатории (библиотека которой насчитывала более 2000 томов), и в аптеке лекарства отпускались бедным бесплатно. В одном из четырех домов обители находились также классы, где учились девочки из приюта, и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. В том же году в столовой для бедных было выдано 139 443 обедов (ежедневно отпускалось более 300 обедов по 5 копеек), а в амбулатории было зарегистрировано 10 814 посещений.

Сестричество

При открытии обители милосердия сестер было всего шесть. В апреле 1910 года епископом Трифоном (Туркестановым) в домовой церкви обители были посвящены по утвержденному Святейшим Синодом чину 17 сестер, в том числе и великая княгиня, возведенная на следующий день митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сан настоятельницы. Постепенно число сестер достигло почти 100 человек. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания не моложе 21 года и не старше 40 лет, желающие посвятить свою жизнь служению Богу и ближним. Необходимым условием было духовное настроение и желание в смирении и терпении нести всякое возлагаемое на сестер послушание во имя Господа, Которому они приносят свои силы и труд. Среди сестер, которые делились на крестовых (уже посвященных), испытуемых и учениц, были благочинная, письмоводительница, закупщица, заведующая внешней благотворительностью, певчие и церковницы (которые работали и в рукодельной), просфорницы, медицинские сестры, трапезницы, келейницы, уборщицы, а также те, кто исполнял послушания в аптеке, приюте, бельевой, кухне, столовой для бедных, при дешевой квартире, в воскресной школе.

Регулярное посещение бедняков - главная забота обители - началось с 1913 года, когда все без исключения сестры посещали больницы и богадельни, оказывая помощь бедным, больным и престарелым, принося им по мере своих сил облегчение и духовно-нравственное, и физическое. Они обходили ночлежные дома знаменитого Хитрова рынка, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, находя места безработным.

Храмы обители

При Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители милосердия были построены два храма, в престолы которых были вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Первый храм во имя святых жен Марфы и Марии - небесных покровительниц обители - существует со дня ее основания. Этот больничный храм освящен епископом Трифоном 9 сентября 1909 года. Ежедневно утром и вечером сестры читали здесь молитвенное правило. Здесь же всю неделю совершались службы, которые переносились в Покровский храм по субботам и воскресеньям.

Предметом особого попечения Елизаветы Федоровны был второй храм - уникальный Покровский собор, построенный в 1912 году архитектором А.В. Щусевым по новгородско-псковским образцам XVI века. Расписывали храм известные ныне художники - академик М.В. Нестеров и его молодой ученик П.Д. Корин. Это уникальное творение поразило москвичей своей красотой. На западной стене храма над мозаичным образом Спаса Нерукотворного помещен текст Священного Писания: «Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет спасется». До сих пор Покровский собор, ставший духовным центром обители, хранит память о Елизавете Федоровне, вложившей в его строительство не только личные средства, но всю свою душу, тепло своего сердца.

В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения обители заняли различные учреждения, а в 1928 году Покровский собор был закрыт большевиками. С 1929 года в нем размещался клуб Санпросвета. Фрески Нестерова закрасили краской, а в алтаре, на месте престола, водрузили огромную статую Сталина - «отца народов». Западную стену трапезной использовали как экран, показывая кинокартины. В 1944-1945 годах храм заняли новые хозяева - Государственные центральные художественные мастерские при Комитете по делам искусства, занимающиеся реставрацией древнерусской живописи. Это и спасло один из красивейших храмов Москвы от полного разрушения.

Объединяющая десница

Слава Богу, пришло время собирать разбросанные нашими предками камни и отдавать долги тем, перед кем мы все виноваты. Прославленная в лике святых Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ) в 1981 году великая княгиня Елизавета Федоровна была причислена Русской Православной Церковью (Московский Патриархат) к сонму новомучеников Российских в 1992 году. Начавшийся тогда процесс возрождения обители, к сожалению, затянулся. Для его завершения был создан Попечительский совет программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия: К 100-летию со дня основания». Почетным председателем совета стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сопредседателями - президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин - председатель Попечительского совета фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС), мэр Москвы Юрий Лужков и митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

Названные выше общественные организации по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра осуществили в 2004-2005 годах семимесячную программу по принесению мощей святых Елизаветы и Варвары из иерусалимского храма Марии Магдалины в пределы России. Целый раздел выставки «От милосердия к святости» посвящен этой акции, в результате которой мощи преподобномучениц посетили более 70-ти епархий Русской Православной Церкви - все федеральные округа России, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Азербайджан, страны Балтии. Это стало одним из самых значительных церковно-общественных событий тех лет. В храме Христа Спасителя поклониться деснице Елизаветы Федоровны успели тогда тысячи людей.

А как ждали ковчег со святыней в Марфо-Мариинской обители! Меньше двух часов находилась там десница хозяйки обители перед тем, как отправиться по России. Но какой же скорой оказалась ее помощь, как мало времени понадобилось для того, чтобы решить, наконец, вопрос о передаче Русской Православной Церкви Покровского собора, долгие годы занимаемого реставраторами! А скольким людям показала великая княгиня дорогу к храму! Видя многотысячные очереди к мощам великой матушки, я на всю жизнь запомнила глаза верующих, которые в любую погоду и в любое время суток приходили помолиться святой. Но лишь со временем я осознала ту роль, которую Господь отвел ей в деле объединения двух ветвей Русской Православной Церкви, а также народов России и других стран. Поклониться святыне приходили православные христиане, мусульмане, иудеи…

24 сентября 2003 года Владимир Путин во время визита в США встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром, который подарил российскому президенту большую икону Елисаветы Феодоровны с частицей ее мощей, пожелав, чтобы икона хранила его. Но вряд ли кто-нибудь предвидел тогда, что очень скоро в Россию и страны ближнего зарубежья из Иерусалима отправятся два ковчега, в одном из которых будет находиться десница (правая рука) преподобномученицы Елисаветы, а в другом - частицы ее мощей и мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары. Конечно, вся эта цепочка событий, связанных с именем Елизаветы Федоровны, - Божий промысл.

Вскоре после того, как Владимир Путин принял драгоценный дар, начались переговоры руководства фонда Андрея Первозванного с главой РПЦЗ Митрополитом Лавром, посетившим Россию в середине 2004 года. Этому способствовал представитель РПЦЗ в России епископ Бостонский Михаил, викарий Восточно-Американской епархии (ныне епископ Женевский и Западноевропейский). В результате фонду доверили великую святыню не на полтора месяца, как просили, а на семь месяцев. Сопровождал мощи на всем пути их следования владыка Михаил.

«Преподобномученица Елисавета в своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию, - отметил Святейший Патриарх Алексий II в своем послании по случаю принесения десницы великой княгини Елизаветы Федоровны. - Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви способны и сегодня пробудить души многих наших соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности перед Богом и своим народом. Верующее сердце не может быть безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть забыты… Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшемуся процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем свидетельствовать миру истину святого Православия».

18 июля Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. А 19 июля 2004 года на пресс-конференции викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр сказал: «Договоренность о принесении святых мощей в Россию свидетельствует о начавшемся сближении двух разрозненных частей нашей Церкви… Прибытие мощей великой княгини как будто говорит нам о том, что она прощает всех тех, кто принес ей обиды, огорчения и невзгоды. Мы хотим, чтобы это событие оказалось не только радостью и почитанием святыни, но и послужило осмыслению нашего прошлого и настоящего».

17 февраля 2007 года в присутствии владыки Александра мэр Москвы Юрий Лужков, впервые посетивший Марфо-Мариинскую обитель, сказал журналистам о том, что возрождение обители - долг россиян перед историей. По его словам, сделав обитель одним из центральных объектов для оперативной работы правительства Москвы, «мы можем и должны попросить прощения у прошлого».

14 мая 2007 года, в преддверии подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви за границей и Русской Православной Церкви Московского Патриархата, которое состоялось 17 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Знаменательно, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары». Его Святейшество также подчеркнул, что сейчас достигнуто понимание той высокой духовной задачи, которую поставило перед нами время, - возрождения христианских ценностей милосердия и благотворительности.

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

И конография великой княгини Елизаветы Федоровны представлена большим количеством прижизненных портретов, скульптур, современных икон, свидетельствующих о ее широком почитании не только в России, но и во всем христианском мире. Многие из них основаны на ее фотографиях.

В 1880 г. в Лондоне Александр Бассано выполнил фотопортрет Елизаветы Федоровны.

В Германии семья герцога снималась в ателье Карла Бакхофена в Дармштадте.

В 1884 г. там выполнены первые совместные фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Сергея Александровича - на скамье на фоне леса. Тогда же, накануне отъезда в Россию, снималась вся семья герцога.


В России искусством светописи занимались поставщики двора Елизаветы Федоровны фотограф Д. М. Асикритов (с 1900) и германский подданный К. А. Фишер (с 1910, см.: Скурлов В. В., Иванов А. И. Поставщики Высочайшего Двора. СПб., 2002. С. 49).

Фотограф дирекции императорских театров Карл Иванович Бергамаско в своем ателье на Невском проспекте, д. 12, в 1884 г. сделал три снимка Елизаветы Федоровны и фо тографию ее с супругом.

В 1890 г. Елизавета Федоровна и цесаревич Николай Александрович участвовали в домашнем спектакле «Евгений Онегин», в дневнике наследника отмечено, что все закончилось съемкой у Бергамаско.

Известны две фотографии Елизаветы Федоровны и великого князя Николая Александровича в сцене объяснения между Татьяной и Евгением Онегиным и фото великой княгини в роли Татьяны в профиль.

Фотопортрет с подписью Елизаветы Федоровны 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февраля 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.).
Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (Государственный исторический музей, см.: Моск. немцы: четыре века с Россией / Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, которая принимала участие в спектакле. Елизавета Федоровна присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, которой посвящена пьеса «Лилия».

В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Елизаветы Федоровны английского мастера Х. Мендельсона.


Сохранились фототипии Фишера, которые Елизавета Федоровна дарила на рождественскую елку 1905 г.


Один из ранних портретов Елизаветы Федоровны хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме.

Подборка иллюстраций - редакция сайта « ».

Ковчег с десницей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары 19 мая прибывает в Минск из Знаменского Синодального собора.

Святая Елисавета является одной из величайших подвижниц XX века, покровительницей благотворителей, врачей и сотрудников социальных служб.

Верующие обращаются к Елисавете с просьбами об избавлении от болезни, о духовной помощи в различных ситуациях, за благословением детей, семьи.

Биография

Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, она стала второй дочерью.

В возрасте 20 лет принцесса вышла замуж за князя Сергея Александровича — брата российского императора Александра III, венчание проходило по православному обряду в храме Большого дворца Санкт-Петербурга. Князь был глубоко верующим человеком: строго соблюдал все церковные каноны.

Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна) усиленно изучала русский язык, а потому в совершенстве владела им, посещала православные богослужения, при этом исповедуя лютеранство. В 1888 году вместе с супругом совершила паломничество в Святую землю. В 1891 году приняла православие, хотя это далось княгине нелегко: Елисавета просила благословение на возможность перейти в православие. Однако отец в ответ написал ей письмо, в котором указал, что подобное решение причиняет ему боль и что он не может благословить свою дочь. Несмотря на это, великая княгиня все-таки приняла решение принять православие.

Спустя год, в 1892-м, организовала Елисаветинское благотворительное общество. Спустя небольшое количество времени во всех уездных городах Московской губернии и при всех московских церковных приходах были образованы Елисаветинские комитеты.

© Sputnik /

В 1904 году, когда началась русско-японская война, Елисаветой Феодоровной был организован Особый комитет помощи воинам — при нем в Большом Кремлевском дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов.

4 февраля 1905 года муж княгини Сергей Александрович был убит революционером и террористом Иваном Каляевым. На месте смерти супруга Елисавета Феодоровна воздвигла памятник в виде креста, который был сделан по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова "Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят".

После гибели супруга Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу, где было четыре дома и большой сад. Там она основала в 1909 году Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Сестры, которые жили в обители, приносили обет целомудрия, послушания и нестяжания (отрицание не только земных богатств, но и любого имущества). Тем не менее, спустя некоторое время можно было выйти из обители и создать семью.

В обители княгиня вела подвижническую жизнь: днем обходила бедные кварталы, а по ночам ухаживала за тяжелобольными людьми и молилась.

Люди отмечали, что, несмотря на высокое положение, княгиня никогда не ставила себя выше людей из трущоб и бедняков.

Во время Первой мировой войны активно помогала русской императорской армии: раненым солдатам, военнопленным в госпиталях.

В 1916 году княгиня лично принимала участие в проектировании и строительстве первого протезного завода в Москве.

Гибель княгини

Несмотря на приход большевиков ко власти, Елисавета Феодоровна продолжала подвижническую деятельность. 7 мая 1918 года, на третий день после Пасхи, по личному распоряжению Феликса Дзержинского была арестована чекистами и латышскими стрелками. Была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь.

В том же месяце Елисавету, как и других представителей дома Романовых, перевезли в Екатеринбург, а чуть позже — в Алапаевск. Последние месяцы своей жизни Елисавета провела в заключении.

В ночь на 18 июля 1918 года княгиня была убита большевиками: практически все, кто погиб с ней, были сброшены живыми в шахту. После было обнаружено, что некоторые люди выжили после падения, а умерли от ран и голода. Например, рана, которую получил князь Иоанн, была перевязана частью апостольника княгини.

© Sputnik /

Также крестьяне рассказывали, что в течение нескольких дней из шахты, куда была сброшена Елисавета Феодоровна и другие, было слышно пение молитв.

В октябре 1918 года останки погибших в шахте были изъяты — после они были помещены в гробы и поставлены на отпевание. Из-за наступления Красной армии тела погибших увозили все дальше на Восток. Спустя два года, в апреле 1920-го, архиепископ Иннокентий — начальник Русской духовной миссии, встречал гробы в Пекине, откуда позже останки великой княгини Елисаветы и сестры Варвары были перевезены в Шанхай, а оттуда в Порт-Саид.

В результате гробы были привезены в Иерусалим, в 1921 году, в соответствии с желанием великой княгини быть погребенной на Святой земле, под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании состоялось захоронение тела.

Канонизация

В 1981 году великая княгиня Елисавета и сестра Варвара были канонизированы Русской православной церковью за границей, которая находится в Нью-Йорке.

В 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви были причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Мощи

Сегодня мощи Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары находятся в Гефсимании, в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Десница святой была перенесена в США в 1981-м.

Где и когда святыня будет в Минске

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3):

  • 19 мая (суббота) с 17:00 до 22:00;
  • 20 мая (воскресенье) с 6:00 до 15:00.

Свято-Елисаветинский монастырь, храм в честь иконы Божией Матери "Державная" (ул. Выготского, 6):

  • с 20 мая (воскресенье) с 17:00 по 22 мая (вторник) до 21:00 круглосуточно.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...