Саграда фамилия кто спроектировал. Православный храм в Барселоне

- Не знаю, кого мы выучили: сумасшедшего или гения! - заявил профессор архитектурной академии в Барселоне, вручая молодому Антонио Гауди диплом об окончании.
- Подумать только! - возмущались некоторые. - Выбрать для дипломного проекта кладбищенские ворота! Наши выпускники обычно создают дворцы вельмож, а тут триумфальная арка смерти.
- Много вы понимаете! - парировали сторонники юного художника.- Это не арка смерти, а переход из одной жизни в другую - вечную. А потому и выход в неё устроен с таким пафосом.
- Но посмотрите, - продолжали возмущаться скептики, - ведь в его творении всё перекошено. Нет ни единой прямой линии!
- Прямые линии придумал человек. Бог же создал круг! - Так отвечал своим противникам сам Антонио. При этом он сжимал в руке обыкновенное куриное яйцо. - Смотрите, если положить сырое яйцо в центр ладони, то хрупкую скорлупу невозможно раздавить. Природа создала совершенную форму, которая выдерживает колоссальные нагрузки.

Необычные задумки Антонио сразу привлекли к себе внимание. Первым заказом, выполненным Гауди, стал уличный фонарь .

flickr.com/machbel

Но через короткое время именно его, начинающего архитектора, везут на Первую Всемирную выставку в Париже, где он выставляет проекты своих будущих зданий. С тех пор его архитектурные шедевры стали расти на улицах столицы Каталонии: , дом Бальо (в просторечье дом Костей), дворец и винные погреба Гуэля, дом Висенс. Дома стали не строиться, а именно расти, потому что Гауди старался подражать природе и возводить строения так же, как природа выращивает свои творения.

Антонио Гауди - великий испанский архитектор.

Судьба жестоко обошлась с маленьким Антонио. Еще в детстве он потерял всех родных и заболел тяжелой формой ревматизма. Болезнь не позволяла ему общаться со сверстниками, и мальчик часами просиживал на берегу моря, строил песочные замки и наблюдал за облаками. Тогда и пришло убеждение, что природа - лучший строитель, и только наблюдая за ней, можно чему-либо научиться.

Слава Гауди росла, и церковные власти города, зная о глубокой религиозности архитектора, дали Антонио заказ на создание собора Sagrada Familia . Этот заказ стал главным делом жизни художника, его «лебединой песней».

flickr.com/flavouz

Как все начиналось

В 1874 году родилась идея создать в новом районе Барселоны грандиозный Храм Святого Семейства. А в 1882 году собор был заложен просветителем и монахом общества Святого Иосифа с одним условием: здание будет строиться только на добровольные пожертвования граждан .

Первый архитектор собора - дель Вильяр лишь год руководил постройкой, а затем покинул проект из-за разногласий с руководством.

В 1883 году А. Гауди приступает к строительству главного храма города.

flickr.com/jordipostales

Архитектор задумал создание трёх порталов. Первый - восточный, будет посвящен Рождеству Христа, западный - портал Страстей, северный - портал Славы. Продумывая план строения, автор точно просчитал место восхода и захода солнца. Ему было важно, чтобы портал Рождества смотрел прямо на Восток, где восходит солнце, а за порталом, изображающим Страшный суд, оно зашло. Над каждым порталом предполагалось 4 башни, итого 12 (по числу апостолов). На центральном (портале Славы) должны возвыситься 4 башни - 4 евангелиста, а между ними большая башня, символизирующая славу Христа.

flickr.com/m0n5t3r

У Антонио Гауди был собственный дом, и сорок лет гениальный зодчий ежедневно отправлялся к своему детищу. Но в последние годы этот маршрут стал его утомлять. Гауди переселился в пристрой к храму, тем самым увеличив собственные часы работы.

В молодости архитектор слыл законодателем мод. Он тщательно выбирал свои костюмы, был придирчив в выборе портного. Но к концу жизни привычки молодости позабылись, и Гауди превратился в неопрятного старика, в гардеробе которого остались лохмотья.

Облачившись в заношенное пальто, Гауди медленно брел по улице, размышляя над устройством одной из колонн храма. Он был так погружен в свои мысли, что не услышал дребезжанья трамвая. Водитель не успел затормозить…

Но архитектор не погиб, его можно было спасти. Прохожие звали на помощь, а водители такси, приняв гения за бродягу, проносились прочь.

Гауди умер через два дня в больнице для нищих. С тех пор в Барселоне все таксисты работают на машинах исключительно черного цвета в знак скорби и признания вины за безвременный уход их великого соотечественника.

flickr.com/r_rose

После смерти Гауди работы в храме велись под руководством Доменеко Сугранеса . Он успел завершить три башни-колокольни фасада Рождества, а к строительству второго портала (фасада Страстей) приступили только в 1954 году. Возведение портала Славы началось уже в XXI веке, и окончательные сроки строительства пока никому не известны.

Башни и шпиль.

Интерьер

Каждый фасад храма, по задумке создателя, должен был нести свою смысловую нагрузку и рассказать о земных днях Христа. Отделка здания насыщена миллионами деталей, в ней сочетаются разные стили (от барокко до модерна) . Внутреннее освещение продумано так, чтобы свет проникал внутрь через проемы и разноцветные стекла на разных уровнях, создавая впечатление струящегося воздуха.

flickr.com/bortescristian

Виноградные лозы, сказочные цветы, каменные стволы деревьев придают храму необычный вид. Казалось бы, такое нагромождение элементов должно было утяжелить интерьер, но каменные барельефы выглядят ажурным невесомым кружевом.

flickr.com/joaojap

«Побывать в Испании и не посетить собор Саграда Фамилия в Барселоне я посчитала преступлением. Первое, что я подумала, когда оказалась внутри: «Так не бывает!». Высота храма такая, что задрав голову, смотришь вдаль так же, как разглядываешь далекий горизонт. Через полчаса я схватила фотоаппарат. Но фотографировать Саграду простенькой техникой все равно, что строить жилой дом детской лопаткой. Фото не передают того настроения, которое посетило меня. Потом долго корила себя: надо было брать дорогой аппарат, ведь читала горестные отзывы по тому же поводу.»

Гауди, человек религиозный, истовый католик, для которого музыкальное звучание имело первостепенное значение, продумал не только сюжет и архитектуру собора, но и его акустику. Голос органа, пение хора окутывают слушателя в звуковое облако, с которым не хочется расставаться.

flickr.com/haschelsax

«Я попала В Саграду на праздничное богослужение. Взрослый хор из 1500 человек, детский хор из 700 мальчиков и орган исполняли рождественскую мессу. Потрясение от звучания было настолько сильным, что я долго потом не могла вымолвить слова. Ни в одном зале прежде, я не испытывала таких эмоций».

Когда же закончится стройка?

Считается, что храм должен быть построен до 2022 года . Прогнозы строятся исходя из размеров пожертвований. Поэтому 12 € - цена входного билета - это «кусок штукатурки», который лично вкладывает турист в постройку храма.

Барселонцы не приветствуют достройку собора , так как убеждены, что как только Саграда будет построена, в городе начнутся неприятные события. Жители Барселоны считают, что собор принадлежит к тем сооружениям, которые не должны достраиваться до конца.


Информация для туристов

По статистике в Барселону ежегодно приезжает 9 млн туристов. И каждый считает своим долгом увидеть Саграду собственными глазами. Но длинный поток желающих, отбивает у многих желание проникнуть внутрь. Лишь 6 млн туристов выдерживают многочасовое ожидание.

«Я давно перестала считать очередь к достопримечательностям каким-то роком для себя. Не надо спешить куда-либо, и можно подготовить сердце к встрече с неизвестным. Тем более что стоять в очереди перед этим храмом не трудно. Фасад здания настолько причудлив, необычен, что на его детальное рассмотрение уходит много времени».

flickr.com/rightee

Собор открыт для посещения ежедневно с 9 часов до 18:00 (летом до 20:00).

Находится по адресу: Mallorca, 401.

Добраться до места можно на общественном транспорте: метро L2 и L5 (остановка Sagrada Familia), автобус № 19, 33, 43, 50, 51.

Стоимость билета: взрослый -12,50 €, экскурсия - 16,50€, дети, студенты, пенсионеры - 10,50€ (с экскурсией - 13,50€).

flickr.com/ishot71

Билет можно купить онлайн на сайте bcnshop.barcelonaturisme.com . Но помните, что интернет-покупка сэкономит немного времени. В храм пропускают небольшими партиями, и онлайн-билет не дает право на внеочередной вход.

Для туристов открыты две башни (одна - на портале Рождества, другая - на портале Страстей) и музей.

Вместо заключения

Когда зайдете внутрь, поднимите голову и раскройте рот. Рассмотрите колонны. Ни одна из них не стоит прямо (Гауди считал, что деревья прямо не стоят, у них непременно присутствует наклон от 15⁰ до 20⁰).

flickr.com/haschelsax

Представьте, насколько доверились горожане архитектору, чтобы решиться на претворение его фантастических идей, казавшихся многим невозможными! Удивитесь, как небольшая Каталония сумела, благодаря великому гению, создать свой символ, который не перестаёт потрясать!

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований.

Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

История создания собора

Основатель собора Хосе Мариа Бокабелья был книготорговцем, католиком и неординарным человеком. Он неоднократно бывал в Риме и считал храм Лорето образцом церкви. Бокабелья частенько посещал Монсеррат и как гласит легенда, идея построить Cобор Святого Семейства посетила его во время пребывания в монастыре, глядя на изображение Святого семейства. Он основал ассоциацию, которая занималась сбором средств на строительство Саграда Фамилия (каталон. Temple Expiatori de la Sagrada Familia).

В 1881 году ассоциация получила от города земельный участок на окраине города. Изначально планировалось строить не очень огромный храм ввиду не слишком больших финансовых средств. В процессе обсуждений будущего строения архитектор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил безвозмездно поработать над проектом. И вот через год, в марте, на День святого Иосифа был заложен первый камень. Сначала строительство было активным и удачным. Но потом отношения Вильяра и церковного совета начали портиться и завершились безобразной ссорой. После которой стало ясно, что его дальнейшее руководство стройкой храма просто неприемлемо. И тут, как повествует легенда, решение Бокабелье пришло во сне. Якобы Хосе приснился молодой архитектор, который очень скоро спасет Саграда Фамилия. А узнать его можно будет по голубым глазам. Через несколько дней, идя в кабинет архитектурного консультанта Мартореля, Бокабелья встретил Гауди. В тот момент он сразу понял, что это и есть тот, кто ему нужен. Позднее Гауди, как «избранный», получил полную свободу в работе над собором.

В свою очередь этот заказ мгновенно причислил молодого 31 –него архитектора к ведущим архитекторам Барселоны. Антонио Гауди создал гипсовый проект, по которому планировалось построить собор в длину 110 метров, а в высоту – 45 м. С четырьмя колокольнями – согласно числу евангелистов и двенадцатью башнями – по числу апостолов. Проект предусматривал возведения трех фасадов, которые повествовали о разных эпизодах жизни Христа — «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскрешение». Фасады собирались украсить огромными панно и рельефами на сопутствующие темы. Церковный совет одобрил макет, и архитектор приступил к его воплощению.

Шли годы, менялись рабочие, помощники Антонио Гауди, стройплощадка стала неофициальным факультетом архитектурной школы. Наиболее ревностные студенты приходили сюда по вечерам, чтобы послушать уважаемого дона Антонио. А когда Cобор Святого Семейства, наконец – то начал обретать осязаемые очертания, это было настолько впечатляюще, что слава про необыкновенный замысел мастера – каталонца разлетелась по всей земле. Посмотреть на это, а заодно и принять участие в грандиозном проекте приезжали отовсюду. На стройку приезжали смотреть король Альфонсо, с которым Гауди общался исключительно на каталонском, чем вызвал недовольство монарха. Была здесь с визитом также инфанта Изабелла. Кроме нее еще Cобор Святого Семейства посещали кардинал Рагонези, нунций Папы в Испании, Альберт Швейцер.

Строительные работы то прекращались, то вновь возобновлялись. Не последнюю роль в остановках строительства играли и финансовые средства. Но хоть храм Саграда Фамилия был главным детищем Гауди, параллельно с ним, он осуществлял и другие проекты. Но изначально архитектор обещал закончить собор через 18 лет. Но, увы, это оказалось не так, строительство идет и по сей день.

Тяжелое военное время внесло свою негативную лепту. Архитекторы теряли интерес к Гауди. Ему самому пришлось много пережить: смерть близких друзей, ухудшение здоровья, душевный кризис.

Собор Саграда Фамилия был основной работой и жизнью Антонии Гауди. Но с самого начала храм вел себя как требовательный хозяин. Каталонец не только нес ответственность за проектирование и строительство, но и частенько выступал в роли собирателя пожертвований. Темп строительства с 1882 по 1918 год отнюдь был не быстрым. Строительство храма замышлялось не только как посредничество сооружения между небом и грешной землей, но и как поле для борьбы чувств.

Гауди всегда ориентировался в проектах на природные шедевры. Так, внутри Саграда Фамилия свод поддерживают весьма необычные колонны, напоминающие форму деревьев.

Гауди отлично понимал психологию воздействия и важность звука именно в церковных строениях. Он годами проводил эксперименты над удлиненной формой колоколов. Поскольку архитектор спроектировал конструкцию так, чтобы она могла функционировать как большой орган. Предполагалось, что через отверстия башен будет проходить ветер и это создавать настоящий хор. Задум Гауди также предполагал освещение самой высокой (170 м.), центральной башни прожекторами с двенадцати башен. Тогда крест, венчающий башню, будет излучать свет, воплощая этим символ основного постулата Христа: «Я есьмь Свет Миру». Но к величайшему сожалению, это оригинальное решение мастера пока не воплощено в реальность.

Сам Гауди понимал, что его жизни не хватит, чтобы завершить задуманное. Незадолго до своей смерти он сделал замечание, что «на завершение грандиозных церквей уходят века» и привел в пример собор Святого Павла в Риме, Кёльна и Реймса.

Сегодня в строительстве храма задействованы не только архитекторы с мировым именем, но и каждый турист, посещающий памятник. Поскольку те деньги, что он платит за осмотр достопримечательности, идут в строительный фонд. Таким образом, продажа входных билетов и сувениров приносит ежегодно порядка 10 млн. евро в фонд храма. Эксперты сделали подсчеты, что если дело так будет идти и дальше, то сооружение собора может завершиться в 2022 году.

Как доехать?

Добраться до Саграда Фимилия очень легко. Совсем рядом станция метро с одноименным названием Sagrada Família, через нее проходит ветка L5.

Часы работы Cобора Святого Семейства:

Стоимость входных билетов Cобор Святого Семейства

В самый полный билет входят Собор, башни, музей, склеп и аудиогид на русском.

Полезные советы

  • В будние дни народу меньше
  • Для хороших фотоснимков без туристов приезжайте до 8 утра
  • На фасаде Страстей Христовых есть криптограмма, на ней написан возраст Христа
  • Вечером через окна витражей фасада страстей красиво падает свет. Можно сделать фотографии.
  • Посетите колокольни фасада Рождества.

Охватывает необъяснимый трепет и бесконечное восхищение перед её символом и главной достопримечательностью – грандиозным Собором Саграда Фамилия.

Ведь и вправду, стоя перед этим прекрасным архитектурным шедевром, проходя по громадным залам, возникает неутолимое желание преклонить колени перед необъятным талантом его творца, истинного гения, преданного до самой смерти душой и сердцем своей Каталонии, .

Примечательно, что строительство началось без участия Гауди и, к сожалению, закончится без него.

История малой папской базилики уходит корнями в 1881 год, когда вернувшийся из Ватикана испанский богобоязненный книготорговец Хосе Мариа Бокабелья Вердагер подал идею строительства некоего аналога величественных храмов Ватикана у себя на Родине. Для этих целей им была основана ассоциация по сбору средств для строительства собора. Кроме того эту идею активно поддержала религиозная община Общество Святого Иосифа.

В 1882 году муниципальные власти Барселоны выделили окраине района Эйшампле участок для строительства. Поскольку на строительство храма предполагалось использовать денежные средства вышеупомянутой общины и пожертвования простых граждан, что очевидно бюджет на строительство предполагалось заложить небольшой. На одном из заседаний Городского Совета Барселоны известный архитектор и скульптор Франсиско де Паула дель Вильяр-и-Лозано предложил бесплатно подготовить проект будущего собора.

Глава 1: Заложение камня

Храм планировали построить за 10 лет. Смена архитектора на более дешевого Гауди

19 марта 1882 года, когда Барселона отмечала День Святого Иосифа, епископ освятил место для храма и заложил его первый камень. Строительство началось.

Проект, предложенный Вильяром, сочетал в себе как соблюдение традиций христианского храмового строительства, так и актуальную для ситуации экономию средств. Именно поэтому небольшой, и притом, неготический собор предполагалось построить за 10 лет.

Однако все пошло совсем не так, как было задумано. Хотя уже летом 1882 года в строительстве было задействовано порядка полсотни человек, руководитель постройки окончательно Вильяр рассорился с церковным советом из-за весьма банального и прозаичного обстоятельства – финансирования работ.

Так, совет стремился сократить затраты, закупая дешевые строительные материалы, которые представлял себе неприемлемым использовать Вильяр. Страдало и его жалование. В конечном итоге и сам верховный архитектор и церковный совет принялись подыскивать иное лицо на должность руководителя работ по строительству храма.

Внезапно в поле зрения воинствующих группировок попал молодой талантливый человек, бывший ученик самого Вильяра – Антонио Гауди. Последний испытывал величайший восторг от перспективы возглавить строительство грандиозного католического собора у себя на Родине. Он предложил церковному совету крайне смелый проект, который оставил от прежних разработок своего учителя один лишь фундамент. Церковный совет безоговорочно утвердил кандидатуру Гауди. Поскольку для них он оказался более «дешевым» работником, нежели именитый Вильяр.

Глава вторая: Гауди вдохновлен

Петь тут будет ветер, а колокола звучать как орган…

Начиная с 1884 года, Гауди официально был назначен руководителем постройки Саграда Фамилия или Храма Отпущения Грехов, как именовал его сам архитектор. Для Антонио постройка собора была не просто работой – это было некое занятие для души глубоко верующего человека. В таком призвании он видел назначение свыше и потому все эти 44 года отдавал всего себя работе.

По видению самого Гауди, храм Саграда Фамилия должен был стать неким единением земного и небесного, связующим звеном между Богом и людьми.

В этом свете сооружение планировалось грандиозное. Шутка ли: 18 башен с витиеватыми узорами и громадный центральный купол, возвышающийся на 170 метров над землей. Строение крыши над центральным залом планировалось выполнить так, чтобы в её прорези звучание колокола разносилось, как орган, а дуновение ветра напоминало пение. К слову сказать, даже колокола для собора отливали по особому чертежу архитектора – необычной удлиненной формы.

Примечательно, что в самом соборе Гауди заложил великолепную идею иного понимания христианской религии и веры. За долгие годы средневековой инквизиции католическая церковь очернила себя до такой степени, что вызывала у верующих не благоговение, а дикий страх. Великий архитектор же считал, что религия – это свет и добро. Потому он спроектировал внутреннее убранство церкви светлым, радужным и цветущим.

Антонио Гауди не только проповедовал христианские принципы, но и активно проводил их в жизнь в ходе строительства. Так, он позволял рабочим разводить огороды на участках близ строительства, переводил престарелых рабочих на менее тяжелые работы, а сам ютился в маленькой каморке прямо на строительной площадке и каждый вечер ходил на исповедь.

Примечательно, что великое строительство посещали многие высокопоставленные персоны, в частности король Альфонсо, инфанта Изабелла, папский нунций в Испании, Альберт Швейцер, а также философ Мигель де Унамуно. Со всеми ними Гауди держал себя сухо, холодно и, несмотря на их недовольство, разговаривал исключительно на каталонском языке.

Ходят легенды о скрупулезном отношении Гауди к каждой мелкой детали интерьера и экстерьера храма. Так, каменные изваяния, украшающие фасады здания приходилось по множеству раз поднимать и опускать с невероятной высоты для доработки. При этом все библейские герои изготавливались не наобум, а с натуры – Гауди позировали реальные люди, которых он сам тщательно отбирал из своего окружения.

Глава третья. Смерть Мастера

В 1900 году команде под руководством Гауди удалось закончить центральный фасад Рождества, часть внутренних стен, часовню и крипту и работала над фасадом Страстей Христовых. Когда над собором взвились в небо первые четыре колокольни, случилось непоправимое – трагически закончилась жизнь великого вдохновителя и творца Саграда Фамилия.

После смерти архитектора великое дело продолжил его близкий друг Доменк Сурганьес по чертежам самого Гауди. Под его руководством были закончены башни фасада Рождества, а также керамическая ветвь кипариса, украшающая центральный вход.

В 1936 году в Испании грянула гражданская война, которая уничтожила в своих пожарах часть ценных документов и чертежей строительства.

И хотя в 1939 году работы по возведению собора возобновились под началом Франсеса де Паула Кинтана-и-Видала, они велись скорее наугад. Каждый последующий архитектор стремился достроить шедевр Гауди, но боялся испортить что-то в первоначальном замысле. Именно поэтому, а также из-за недостаточности средств работы велись с муравьиной скоростью. Тем не менее, за эти долгие годы строителям удалось возвести внутренние стены и частично достроить центральные фасады.

Глава четвертая: Официальное признание Храма

В 2010 году папа римский освятил помещение храма и назвал его Малой папской базиликой. С этого момента в Соборе Саграда Фамилия начали проводиться церковные службы. Однако окончание строительства ещё далеко.

Столица Каталонии является одним из главных туристических центров Европы. Этот город славится обилием достопримечательностей, своим дерзким характером и необузданной архитектурой. Такую славу Барселона приобрела во многом благодаря работам выдающегося архитектора Антонио Гауди, которые удивляют туристов со дня своего сотворения.

Одной из самых ярких и непостижимых работ зодчего является, конечно, легендарный собор Саграда Фамилия, или Храм Святого Семейства Антонио Гауди.

Храм Святого Семейства Барселоны

Sagrada Familia – самая известная достопримечательность столицы Каталонии. Этот костел строится уже без малого 140 лет. Строительство церкви началось в 1882 году, тогда церковь приобрела участок земли за границами города для постройки самого величественного собора за всю историю Испании, работать над проектом пригласили талантливого и неординарного архитектора А. Гауди, который на тот момент был никому не известным молодым проектировщиком, имевшим за своими плечами одну лишь постройку.

Антонио с энтузиазмом взялся за работу, даже не имея конкретного плана строительства. Все его решения были интуитивными, и нередко строителям приходилось переделывать уже готовые части базилики, когда зодчего посещали новые идеи. Строительству Храма Святого Семейства архитектор посвятил всю свою сознательную жизнь. Антонио просто жил на строительной площадке, ведь он ни на минуту не мог оставить работы без присмотра. Под его руководством работы продолжались целых 40 лет, до самой смерти зодчего.

Уникальность данного строения заключается даже не в необычных формах и смешении разных архитектурных стилей, которые использовал Гауди. На самом деле Саграда Фамилия в Барселоне – это библия, воплощенная в камне. Каждый из фасадов здания – это библейские истории, которые скрывают в себе тайны мироздания, секреты прошлого и будущего. Примечателен и тот факт, что для создания скульптурных композиций художник использовал слепки животных и людей. Так для картины убиения детей царем Иродом слепки делались с мертворожденных младенцев, а чтобы создать фигуры животных Антонио просто усыплял их на время.

Удивительно, но столь величественное строение было полностью построено на пожертвования горожан. Когда деньги заканчивались, зодчий сам выходил на улицы города собирать пожертвования. Огонь и энтузиазм в его глазах не оставляли граждан равнодушными, и каждый из них жертвовал на строительство даже последние сбережения. Так продолжалось до 1926 года. В этот год великий зодчий нелепо погиб под колесами трамвая, не оставив после себя ни единого чертежа готового проекта.

После смерти великого зодчего строительство Собора Святого Семейства перешло под управления ученика Гауди, Д. Сурганесу, но и он не успел закончить дело всей своей жизни. После его кончины работами руководили еще три архитектора, каждый из которых внес свои идеи в архитектуру и убранство здания.

Внешний интерьер и архитектурные особенности

Несмотря на то, что возведение костела продолжается, и по сей день, службы в нем начали проводить еще в 2010 году, тогда церковь стала доступной и для туристических экскурсий. Сегодня храм Саграда Фамилия (Барселона) признан самой необычной базиликой в мире, а значит и самой посещаемой достопримечательностью Испании.

Среди выдающихся архитектурных особенностей строения можно выделить несколько примечательных деталей, так, к примеру, башни, которые возвышаются над современной застройкой и видны практически из любой точки города, взмывают вверх из единого основания, как будто огромная скала разъединилась на несколько частей и устремила свои пики в бескрайнее небо.

Также удивляют своей необычностью и барельефы и скульптурные композиции, которые рассказывают о тех этапах жизни Христа, рождении, муках и воскрешении. В архитектуре базилики много неправильных форм и геометрических нонсенсов, что создает общую картину некоего хаоса, подчиненного архитектором своей воле.

Несомненно, внутрь идти стоит. Интерьер костела внутри, как и внешний его облик, поражают своей необычностью и необузданной фантазией архитектора. Вошедшим собор Саграда Фамилия открывает чудесные виды. Посетителей окружают причудливые ветвистые колонны, которые устремляясь под ажурные своды похожи на цветочные лианы, вьющиеся вдоль уникальных фресок и лепнин. Внутри очень светло и уютно. Солнце проникает внутрь сквозь многочисленные окна и витражи, что делает освещение мягким и каким-то сказочным.

Сегодня для осмотра доступен не весь собор Святого семейства в Барселоне. Билет можно купить в башни фасадов Рождества и Страстей, также открыт музей возведения костела, где выставлены уникальные наброски и чертежи великого зодчего. Большая часть экспозиции, к сожалению, была уничтожена во время войны, но и то, что осталось, поражает посетителей своей неординарностью.

Оказавшись в этом необыкновенном строении, обязательно поднимитесь на смотровую площадку. Попасть сюда можно на лифте, а также на площадку ведет уникальная винтовая лестница. Спираль уникальна тем, что при взгляде снизу создает впечатление искривленной реальности и полного ощущения, что свод передвигается вверх без остановки. Отсюда открывается действительно неповторимый вид на Барселону. От смотровой площадки по винтовой лестнице можно подняться к самой верхушке башни, туда, где по замыслу великого архитектора должны быть установлены колокола, которые будут издавать волшебную музыку при движении ветра.

Храм Святого семейства (Барселона) или Sagrada Familia, как зовут его испанцы – это визитная карточка не только города, но и всей Каталонии. Нельзя приехать в Барселону и не посетить это великолепное сооружение, к которому приложил руку сам Антонии Гауди. Трудно найти более величественное здание. Оно кажется мрачным и огромным снаружи, но поражает внутри своей прозрачностью и яркими красками. Даже человек, далекий от религии, не останется равнодушным в этих стенах.

Начало строительства храма

Саграда Фамилья – самый большой долгострой нашего времени. Описывая историю строительства, нельзя закончить повествование, ведь здание пока не завершено. По прогнозам, все работы будут окончены к 2026 году, но гарантировать этого не может никто, ведь строительство ведется на пожертвования и может сильно растягиваться во времени.

Получив крупное пожертвование в 1874 г., священнослужители Барселоны решили возвести красивый храм. Они выкупили большой участок земли за пределами тогдашнего города и пригласили инженера для создания проекта. Работы возглавил известный архитектор Франциско дель Вильяр. Под его руководством 19 марта 1882 года и был заложен первый камень храма. Эта дата считается днем рождения строительства, которое пока не завершено.














Увы, но между архитектором и заказчиками возникли разногласия по поводу оформления здания, и спустя всего год, мастер отказался от сотрудничества. С конца 1882 года Антонио Гауди берется за строительство Храма Святого Семейства. Он сразу вносит существенные коррективы во внешний облик здания. От привычного готического вида остаются лишь колонны и остов. В стенах он предусмотрел множество окон и небольших витражных вставок, что сразу придало конструкции легкость и некоторую ажурность. Теперь над готикой стал преобладать любимый Гауди модерн.

Снаружи постройку украшали множество башен разного размера. У прихожан должно было возникать ощущение, что многочисленные остроконечные пики, словно нити, тянутся к небу от скалистого основания. У храма заложено три фасада, каждый из которых является определенной вехой в жизни Иисуса Христа: рождение, смерть и воскрешение. В более мелких деталях и скульптурах просматриваются другие религиозные обряды и отдельные фразы из Евангелие.

Архитектор планировал построить главную башню высотой 170 м, что на 1 м меньше, чем холм Монжуика. Он не хотел, чтобы творение человека превосходило Божье. Автор тщательно прорабатывал мельчайшие детали на башнях, чем удивлял многих строителей. Ведь на такой высоте невозможно заметить крохотную резьбу или мозаику. Однако Гауди утверждал, что ангелы видят все.

После нескольких лет строительства Гауди осознал, что завершить работы до конца своей жизни он не успеет. Ему пришлось выбрать, за что именно взяться в первую очередь. Итак, в 1892 году он начинает работать над фасадом Рождества, в котором отражается первый этап – рождение Иисуса.

Кроме работы над фасадами Антонио Гауди продумывал и дополнительные сооружения для Саграды Фамилии. В начале XX века (1910 г.) открылось небольшое здание приходской школы. Это помогло привлечь прихожан в пока незавершенный храм.

Более 40 лет архитектор возводил остов Храма, работал над мелкими элементами и башнями, а также завершал первый фасад. В конце ноября 1926 года создание фасада Рождества было завершено. Стены украсили необычные скульптуры и тексты Священного писания. Антонио Гауди продолжал работать, но несчастный случай оборвал его жизнь. 7 июня 1926 года престарелый архитектор, направляясь в церковь, оказался под колесами трамвая. Спустя три дня он умер.

Строительство храма после смерти Гауди

С этого момента руководство строительством перешло ученику Гауди – Доменеку Сураньесу, который помогал в работе с 1902 г. За следующие 4 года он завершил оформление остальных фасадов здания в стиле великого мастера.

Дальнейшее строительство продвигалось значительно медленнее из-за нехватки средств. Архитекторы постоянно менялись, поэтому поддерживать единый стиль стало труднее. Политические споры относительно Каталонии также повлияли на сроки завершения работ. Так, в 1936 г. анархисты сильно повредили внутреннее убранство и уничтожили множество строительных документов. Долгие годы власти Испании ограничивали Каталонию в финансировании, поэтому реставрационные работы замерли.

В начале 80-х годов прошлого века строительство пошло намного быстрее и уже наметилась тенденция к завершению. Однако многие деятели искусства скептически воспринимают Саграду Фамилию. Они уже не усматривают замысла Гауди в этом храме. Слишком часто менялись архитекторы и каждый привносил частицу своего видения. Тем не менее Храм Святого семейства носит имя Антонио Гауди, как главного вдохновителя и создателя.

Наружное оформление храма

В основании Храма просматривается традиционный крест, хотя его очертания сильно замаскированы дополнительными постройками. Размер фундамента составляет 80 м в длину и 60 м в ширину. Максимальная высота внутреннего свода достигает 45 м. Над поверхностью земли по проекту Гауди должно возвышаться 18 остроконечных башен различной высоты. Центральная и самая высокая символизирует Иисуса Христа. Далее следуют башни Богородицы, авторов четырех Евангелие и 12 апостолов.

Здание имеет три фасада:

  1. Фасад Рождества посвящен рождению Иисуса Христа. Он украшен скульптурной группой по библейским описаниям. В стене предусмотрены многочисленные окна, дополненные витражами.
  2. Фасад Страстей повествует казнь Иисуса. Он выполнен в более сдержанных тонах с угловатыми, костистыми статуями. Центральной скульптурой является распятие.
  3. Фасад Славы символизирует воскрешение Сына Божьего. Он отличается огромными размерами, подчеркивая важность этого события. Эта сторона храма строится с 2002 г. и пока не завершена.

Интерьер храма

Оказавшись внутри Храма Святого семейства, можно удивиться столь просторному и светлому помещению. Знаменитый архитектор применил свое мастерство расчетов и сумел создать легкую атмосферу в окружающем пространстве. По всей высоте стены украшены многочисленными витражами, поэтому свет проникает отовсюду.

Прихожане могут увидеть многочисленные скульптуры и фрески, мозаику и росписи. Все элементы гармонично переплетаются между собой. Детали проработаны в излюбленной манере Гауди, то есть стены и колонны немного изогнуты и покрыты извилистым рисунком.

Внутренние помещения кажутся живыми и дышащими. Они абсолютно не давят на посетителей. Хотя ежегодно достопримечательность осматривают миллионы туристов, внутри нет больших толп и давки.

Информация для туристов

Храм работает ежедневно с 9:00 до 18:00 часов. В летний период (апрель-сентябрь) работа продлевается до 20:00.

Вход в храм платный. Стоимость билета составляет:

  • 12,50 евро для взрослых;
  • 10,50 евро для пенсионеров и студентов.

За небольшую доплату можно воспользоваться услугами аудиогида.

У входа собирается довольно большая очередь из желающих осмотреть внутреннее убранство храма. Сократить время ожидания можно в групповой экскурсии.

Добраться до Храма Святого семейства можно на автобусе. До остановки Sagrada Familia ходят маршруты под номерами 33, 43, 44, 51. Также к одноименной станции прибывают поезда синей и сиреневой ветки метро.

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...