Саллаллаху алейхи ва саллям значение. Повседневная жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва салям) (4)

Послание Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) действительно до Судного Дня, но его жизнь, как и всё на земле, подчинена законам Всевышнего. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) воспитал преемников, которые продолжают его миссию, за исключением получения Откровений. В свою очередь, его духовные наследники воспитывают потомков, способных из века в век передавать нравственные ценности Ислама.

Уход Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) близился. Он не мог выходить из своей обители, а обязанность возглавлять коллективный намаз была возложена на благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху). В один из дней, когда звучал азан, сахабы захотели увидеть своего духовного наставника и вместе помолиться. Они восклицали: «Мы не начнём намаз до тех пор, пока не придёт Расулюллах, так как мы по нему очень соскучились. Пусть он хотя бы поприсутствует среди нас». У ослабшего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не было сил дойти до мечети, но он не смог оставить без ответа столь искренний призыв любящих сердец и попросил принести ведро воды. Он совершил омовение и хотел встать на ноги, но упал без сил. Так повторилось несколько раз, после чего Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил повести его в мечеть под руки. Там же Абу Бакр, верный друг и сахаб, стал к михрабу. Так Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) совершил последний намаз с джамаатом.

Благочестивая Айша (радыяллаху анху) рассказала о состоянии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) после коллективного намаза: «Я никогда не видела его столь счастливым и радостным, даже несмотря на слабость и постоянные боли. После намаза он оглянулся и долго-долго смотрел на всех, кто стоял за ним — на своих воспитанников, на этих достойных людей. Он был доволен. На его лице сияла столь искренняя улыбка — возможно, самая прекрасная улыбка Пророка».

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) до последнего вздоха заботился о своих последователях. Он передал завещание дочери Фатиме и другим членам семьи. Анас (радыяллаху анху) рассказал об его кончине: «Мы находились рядом с Пророком в последние его минуты. Он трижды произнёс: «Бойтесь Аллаха из-за намаза. Остерегайтесь гнева Всевышнего за людей, которые находятся на вашем попечении. Бойтесь Аллаха за слабых существ, вдов и сирот. Бойтесь Аллаха из-за намаза». После он стал повторять: «Намаз, намаз». И больше он ни о чем не мог говорить, казалось, что Пророк всем нутром повторяет эти слова» (Бейхаки, «Шуайб», 7, 477).

После кончины Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сахабы в меру способностей продолжали его дело. Они воспитали своих детей в атмосфере духовности Пророка, взяли на попечение сирот. Так сподвижники вырастили поколение образованных и просвещённых мусульман. Они были прекрасными людьми, хорошими руководителями и демонстрировали высочайшую нравственность.

Благочестивый эмир мусульман Умар (радыяллаху анху) ходил по улицам, чтобы следить за безопасностью и положением бедняков. Однажды он услышал разговор женщины с дочерью, которая хотела разбавить молоко водой перед продажей. Девушка ссылалась на запрет халифа, но мать оставалась непреклонна и под покровом темноты в тайне намеревалась пойти на обман. Тогда дочь сказала: «Даже если халиф не увидит, то о наших делах ведает Аллах. Можно скрыть нехорошие поступки от людей, но разве что-то можно скрыть от Всевидящего Всевышнего?»

Слова проницательной и благочестивой дочери потрясли Умара (радыяллаху анху). Вскоре он послал сватов в этот дом, и мудрая девушка стала супругой его сына, матерью пятого праведного халифа, Умара Абдуль-Азиза (радыяллаху анху).

Все последователи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) руководствовались его методом — наставление и воспитание, знание и призыв. Поэтому со времён эпохи благоденствия сохраняется восторг веры, забота и милосердие, стремление искренне помочь друг другу. Потомки брали пример с предков — строили медресе, мечети, духовные школы. Пока исламское воспитание зиждется на знаниях и образовании, умма Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) остаётся нерушимой. Но стоит сделать шаг к суетным соблазнам и желаниям нафса, как общество и личность оказываются в опасности. Поэтому мусульманам следует взять несколько уроков из прошлого.

Салава́т (араб. – благословение; множественное число от арабского слова «салят» - молитва) – 1) дуа восхваления и возвеличивания любимого и почитаемого Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; обращение к Господу со словами благодарности за ниспосланную милость и благословениями для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение; 2) молитва, произносимая во время намаза после чтения Ат-Тахията в последнем ракаате.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, прожил самую совершенную человеческую жизнь. Его поступки, действия, слова - образец для всех людей. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха - образцовый пример для тех, кто надеется на Милость Аллаха и на блага Последнего Дня и поминает Аллаха часто: и в опасности, и в мольбе, и в трудностях, и в благополучии» (Священный Коран, 33:21).

Салават - выражение любви, уважения и благодарности Пророку, мир ему и благословение, надежда на его заступничество в Судный День.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «В Судный День самыми близкими ко мне будут люди, которые часто читали салават» (Тирмизи). Он также отмечал: «Самый скупой среди вас тот, кто при упоминании моего имени не произнёс салават» (Тирмизи).

После ниспослания аята суры «аль-Ахзаб» чтение салавата стало для мусульман фардом.

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром»

Священный Коран. Сура 33 «Аль-Ахзаб» / «Союзники», аят 56

Читать салават - значит совершить одобряемое и вознаграждаемое Всевышним деяние. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Тот, кто прочитает один салават, удостоится десятикратной Милости Аллаха» (Муслим).

Дуа, начатое и завершенное салаватом, будет принято. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если кто-то из вас читает молитву, пусть сначала произнесет слова восхваления (прославления) Всевышнего, прочитает салават и затем просит у Аллаха всё, что пожелает» (Абу Давуд).

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, завещал мусульманам: «Читайте для меня салават, и, где бы вы ни были, до меня дойдут ваши приветствия и молитвы» (Абу Давуд).

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма салли "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик "аля Мухаммадин ва "аля али Мухаммадин кя-ма баракта "аля Ибрахима ва "аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

Салават Пророку Мухаммаду ﷺ

اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا صَلَّيْـتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . وَبارِكْ عَلـى مُحمَّـدٍ وَعَلـىأَزْواجِـهِ وَذُرِّيَّـتِه، كَمـا بارِكْتَ عَلـى آلِ إبْراهـيم . إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد

Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!

Транслит: Аллахумма, салли "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта "аля али Ибрахима ва барик "аля Мухаммадин ва "аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!

После упоминания имени Пророка Мухаммада следует всегда произносить салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммад», или «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад» или «Салляллаху алейхи ва саллям (Мир ему и благословение)».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Самый благословенный из дней - пятница. Читайте салаваты, и ваши приветствия будут мне переданы» (Абу Давуд). Сахабы поинтересовались, как Пророк, мир ему и благословение, сможет принимать салаваты после ухода в мир иной. Он ответил: «Аллах Тааля запретил земле разрушать тела пророков». Также он сказал: «Если кто-то посылает салават, то ангелы передают его мне» (Абу Давуд).

Как правильно читать Ат-Тахият и Салават

Для просмотра этого видео, пожалуйста, включите JavaScript, и удостоверьтесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 video

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, состоял в браке одновременно с ‎девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом

‎Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это стало причиной бесчисленных ‎нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎состоял в браке более чем с четырьмя женщинами, также стало предметом множества ‎инсинуаций и клеветы.‎

Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в ‎следующем. Якобы Мухаммад алайхиссалам был похотливым человеком, готовым на все ‎ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной ‎женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен – допустимое число, ‎установленное им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин.‎

На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.‎

Прежде всего нужно сказать, что число жен Пророка увеличилось, когда ему уже было ‎около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. ‎Более того, большинство матерей верующих (жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам) ‎по возрасту были старше него.‎

Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради ублажения себя ‎заключать брак с женщиной, которая старше него самого?!‎

Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в ‎молодости – Хадийджа радияллаху анха была старше его на пятнадцать лет. Его ‎молодость прошла именно с ней.‎

Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было ‎пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?‎

Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху ‎анха ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступил бы ‎похотливый человек?‎

Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной ‎Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти ‎Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три ‎года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него ‎стало много не сразу.‎

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в ‎силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.‎

Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только ‎почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели ‎по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях ‎отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – ‎триста.‎

Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, ‎образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен ‎нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.‎

В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин ‎мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху ‎алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.‎

До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько ‎раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял ‎положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более ‎четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы ‎аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из ‎них была названа Матерью правоверных еще задолго до этого. Кроме того, если бы ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с какой-нибудь из них, то они не смогли бы ‎больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость ‎женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому ‎Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более ‎четырех жен.‎

Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ‎ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. ‎Общая мудрость состоит в следующем:‎

‎1. Мудрость образовательно-воспитательного характера‎

Увеличение числа жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном ‎было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской ‎уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного ‎закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину общества составляют ‎женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха ‎саллаллаху алайхи васаллам многие грани и аспекты учений до женщин должны были ‎доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы ‎посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до ‎женщин. И они с честью выполнили эту задачу.‎

Все знают, что больше всего хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, передал ‎Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху ‎анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна ‎Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. ‎Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и ‎состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам непосредственными свидетелями ‎которых они являлись, живя с ним.‎

‎2. Мудрость, связанная с внедрением законов Шариата

Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, ‎проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам ‎отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и ‎установил вместо нее свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему ‎Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинту Джахш радияллаху анха ‎которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху с приемным сыном ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а ‎единственная цель его заключалась в подтверждении отмены закона времен невежества и ‎внедрении законов Ислама.‎

‎3. Мудрость социального характера‎

Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи ‎васаллам касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу ‎Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак ‎послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам ‎женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху чтобы достойно наградить его преданность ‎Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же ‎самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери ‎правоверных Хафсе радияллаху анха.‎

‎4. Мудрость политической направленности‎

Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была ‎обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с ‎некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что ‎способствовало укреплению мусульман.‎

К примеру, в сражении с племенем Бану Мусталак в плен попала Джувайрия бинту ‎Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ‎чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать ‎правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи ‎васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены ‎пленники из Бану Мусталак. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены ‎этого племени вступили в Ислам.‎

(продолжение следует...)

.

«Воистину, Аллах и Его Ангелы возвеличивают степень Пророка. О вы, которые уверовали! Молите возвеличить его степень и искренне желайте ему благоденствия и умиротворения». (Аль-Ахзаб, 33/56)

Однажды Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел на меджлис радостным, с улыбкой на лице, и сказал:

«Придя ко мне, Джабраиль (алейхис салям) сказал:

– О Мухаммад! Доволен ли ты тем, что каждому из твоей общины, кто прочтет тебе Салават, будет десять Салаватов, а тому, кто передаст один Салям, будет десять Салямов?» (Насаи и Ибн Хиббан)

Печать Пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Кто прочтет для меня один Салават, за того Ангелы десять раз будут просить прощения. Зная об этом, кто хочет, увеличит (салаваты), а кто хочет, уменьшит». (Ибн Маджа от Амира бин Рабиа)

Так же Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто в своей книге при упоминании моего имени пишет Салават, за того Ангелы будут просить прощение до тех пор, пока мое имя будет оставаться там».

Передано от Джабира (радыйаллаху анху), что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если мусульмане, собравшись, разойдутся, не прочитав Салават Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), то от них будет исходить запах хуже зловонья мертвечины». (Имам Суюти)

Абу Мусса Ат-Тирмизи передает от некоторых ученых:

«Если кто-либо на меджлисе один раз прочитает нашему Пророку Салават, то этого меджлиса ему будет достаточно».

Абдуррахман бин Авф (радыйаллаху анху) рассказывал, что однажды Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) зашел в свою комнату, обратился в сторону киблы и совершил земной поклон (саджда). Он так долго находился в нем, что Абдуррахман подумал: «Наверное, Аллах забрал его душу». Он подошел к Пророку и сел рядом. Вскоре Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поднял голову и спросил:

– Ты кто?

– Абдуррахман.

Он снова спросил:

– Что случилось?

Абдуррахман ответил:

– О Посланник Аллаха! Вы так долго находились в земном поклоне, что я испугался и подумал, что Аллах забрал вашу душу.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

– Ко мне явился Ангел Джабраиль (алейхис салям) и поведал радостную весть, которую Всевышний Аллах повелел ему передать мне:

«Каждому, кто передаст тебе Салават и Салям, будет Моя милость».

И за это я в благодарность Аллаху сделал земной поклон. (Ахмад бин Ханбаль, Муснад)

Абуль Мавахиб (рахматуллахи алейхи) рассказывал:

«Однажды во сне я видел Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Он сказал мне:

– Ты будешь совершать заступничество за сто тысяч человек.

Я удивился и спросил:

– За что же я получил это право, о Посланник Аллаха?

Он ответил:

– За то, что ты передавал мне вознаграждения за прочитанные для меня Салаваты».

Али бин Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если рядом с человеком упоминается мое имя, а он не произносит Салават, то он самый скупой из скупых».

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть трется носом о землю тот, возле кого упоминается мое имя, а он не произносит Салават для меня. Пусть трется о землю тот, кто во время Рамадана не просил прощения, и Рамадан закончился. И пусть трется о землю носом тот, возле кого постарели родители, а его не впустят в Рай». (Тирмизи)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Его манера еды

Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал удовольствие от еды в обществе. Когда он начинал есть, он опускался на колени, садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха.

«Я раб и ем и пью, как рабы», — говорил он (Ибн Са΄д, Табакат, I, 371-372).

Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага:

«В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду» (аль-Газали, Ихъя улюмид-дин).

Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа.

Однажды ‘Усман (رضى الله عنه) принес Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) сладкое блюдо под названием «балуза». Отведав сладости, он спросил:

— Что это за блюдо и как оно готовится?

— Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о, Посланник Аллаха! Раскаливаем на углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, — сказал ‘Усман.

— Поистине прекрасное блюдо, — похвалил Пророк (Ибн Маджа, Ат΄има, 46).

Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью.

Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград. Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню и арбуз он ел, придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода.

Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил: «Это самая прекрасная еда».

Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил тыкву и говорил: «Это овощ брата моего Юнуса».

Он ел дичь, однако сам не охотился.(Ихъя, II, 369 Ибн Маджа, Ат΄има, 6)

Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики «аджва» (сорт фиников, произрастающих в Медине)». Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом:

«В остатках еды еще большее благо» (Ихъя, II, 371, из Байхаки).

Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки.

Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (бисмиллях) и заканчивая восхвалением Аллаха (альхамдулиллях) (371, Табарани)

Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд.(Табарани 371)

Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел только в том случае, если стол был накрыт. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье.

Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил:

«Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть несколько кусков пищи, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания» (Ибн Маджа, Ат΄има, 50).

Его одежда

В одежде Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) не придерживался какого-либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар(полотно вокруг бедер,опускающееся ниже пояса), рида (полотно,с закинутым на плечо концом, спускающееся выше пояса), рубашка или джубба(плащ с широкими рукавами). Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета. Пользовался носками, которые прислал в подарок правитель Эфиопии Негус. (Ибн Маджа, Либас, 31).

Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз.

Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась «хулля хамра».

Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ‘Аиша (رضى الله عنها) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы.

Наш Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) предпочитал одежду полезную для тела и удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим.

Наш Пророк(صلى الله عليه ؤسلم) носил сандалии из коровьей кожи, которые крепились к ногам ремешками.

Его любимые цвета и благовония

Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) нравились белый, зеленый и желтый цвета и он говорил, что белый — это самый лучший цвет. Иногда он с головы до ног облачался в желтый цвет. Красный цвет ему не нравился.

Однажды Абдуллах бин ‘Умар (رضى الله عنه) надев одежду красного цвета, явился к Пророку (صلى الله عليه ؤسلم). Пророк намекнул ему на то, что ему не нравится красный цвет, и тогда, вернувшись домой, Абдуллах сжег эту одежду. Узнав об этом, Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسل) сказал ему: «Ты поступил неправильно, уничтожив ту одежду. Ты мог бы отдать ее какой-либо женщине» (Аср Саадат, II, 10).

Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) любил благовония. Хороший запах был одной из трех вещей, любимых им в этом мире (Насаи, Ишаратун-Ниса, 1; Ибн Ханбаль, III, 128).

Среди арабов популярным было благовоние под названием «сукк». Сподвижники (رضى الله عنهم) говорили, что Пророк, проходя мимо, оставлял после себя приятный запах. В качестве благовоний он использовал мускус и амбру.

Его постель и отдых

Постелью Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) служили иногда набитый пальмовыми листьями кожаный матрас, иногда сложенная пополам накидка или кусок ткани, иногда циновка, а порой и вовсе простое ложе. Кожаная подушка была набита пальмовыми волокнами.

Хафса(رضى الله عنها) рассказывала:

«Однажды для большего удобства Пророка (صلى الله عليه ؤسلم) я свернула вчетверо кусок ткани, но он остался недоволен тем, что я так много забочусь о его отдыхе» (Тирмизи, Шамаиль, стр.261).

В другом хадисе ‘Аиша (رضى الله عنها) рассказывает:

«Однажды ко мне пришла женщина из ансаров. Она увидела постель Посланника Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم), набитую пальмовыми волокнами. Спустя некоторое время она прислала матрас набитый шерстью. Увидев её, Досточтимый Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил:

— Что это?

— О, Посланник Аллаха, приходила женщина из ансаров и, увидев твою постель, прислала это, — ответила я.

Тогда Посланник Аллаха сказал следующее:

— О ‘Аиша, верни эту вещь. Если бы я захотел, Всевышний Аллах дал бы мне во владение горы серебра и золота (Мавахиб Ладуннийа, пер. I, 571, из Бейхаки).

Даже в то время, когда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) стал правителем всей Аравии, в его доме не было ничего, кроме небольшой тахты и бурдюка для воды.

Собираясь отдохнуть, он всегда ложился на правый бок, подкладывая правую руку под правую щеку. Когда отдыхал в пути, подкладывал под голову правую руку. Не любил во сне ложиться на живот и не разрешал этого своим сподвижникам, говоря: «Аллах не любит такое положение» (Ибн Ханбаль, IV, 388).

По материалам книги Мустафы Эриша

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...