Сарасвати мантра – сила знания и просвещения. Мантра Сварасвати — источник божественного просветления

Мантры – это прошения-обращения к божествам, в которых заключены волшебные космические вибрации. Мантры подарили людям боги, чтобы они могли улучшить свою жизнь. В священных Ведах, написанных на древнем языке санскрите, можно найти информацию о мантрах и их тексты. Долгое время мантры не были доступны простым людям. Но нашелся человек, благодаря которому эти священные тексты стали доступны каждому, и который принес их в массы.

Вибрации мантры настолько сильны, что в состоянии очистить тонкие тела человека, позволяя ему в медитации и прослушивании мантр «достучаться до небес» и привнести в свою жизнь гармонию и процветание.
Главное ежедневно слушать и читать мантры не менее 108 раз.

Именно такое количество повторений считается благоприятным для того, чтобы прошение слилось с вибрациями Вселенной и достигло ушей Творца. Рекомендуется каждый день вставать на рассвете, убирать место для медитации, даже если там чисто, устраиваться поудобнее, включать мантру и медитировать, представляя то, что хочется во всех красках и ярких образах. Такая практика, выполняемая длительное время, не замедлит дать великолепный результат по улучшению качества вашей жизни и привлечению в нее благосостояния.

Мантра богини Сарасвати

Смотрите видео

На свете существует тысячи мантр, и одна их них посвящена богине Сарасвати. Сарасвати – это великолепная стройная красавица, которая появилась изо лба великого Брахмы, который и стал ее отцом. Но так получилось, что отец влюбился в собственную дочь – так она была ослепительна.

Он желал видеть ее постоянно и создал себе четыре лица, чтобы каждое мгновение наблюдать за дочерью. В конце-концов, ей пришлось выйти за него замуж, но не так долго просуществовал этот брак. Сарасвати прогневила Брахму, и он выгнал ее, тут же женившись на другой.

Однако красавица была только счастлива, поскольку всегда хотела уединения. Ее свита – это кентавры, которые когда-то спускались на землю и дарили людям гармонию и спокойствие.

Но наш мир погряз в подлости и лицемерии, и богиня отвернулась от людей. Она больше не посылает на землю своих кентавров.
Однако все же покровительствует людям искусства и помогает освободиться от старых связей, чтобы построить новую жизнь, тем, кому сложно отпустить прошлое.

Текст мантры

Как видите, текст мантры прост и легко учится. Однако очень важно его четко и правильно повторять не менее 108 раз.

Махалакшми Дурга Деви Намаха

Как и многие богини, Сарасвати восседает на цветке Лотоса, который считается священным и символизирует человеческое бытие. Лебедь (совершенство) и павлин (знания) везде сопровождают ее. Сирень, жасмин, магнолия, яблоня, черемуха – это цветы, через которые проявляет себя богиня. Сарасвати – это гармония. Если результат вашего творчества разрушает сознание людей, богиня отвернется от вас, а то и накажет. Хотя ее очень трудно вывести из себя.

Значение мантры

Те, кто стремится нести людям свет при помощи литературы, музыки и искусства, а также те, кто учится, получают от Сарасвати успех, красноречие, отличную память,сильную концентрацию и светлый ум.
Вокруг человека, который выбрал для практики мантру Сарасвати, очищается атмосфера.

Его здоровье улучшается за счет усиления энергетики.
Если вы чувствуете, что не в силах совладать с негативными эмоциями, такими как зависть, обман, непрощение, жестокость и пр., лучше не читайте эту мантру – будет только хуже. Перед прочтением мантры Сарасвати обязательно нужно простить все обиды и наполнить душу добром.

Перевод

Мантра Сарасвати переводится следующим образом:

В этой мантре даже слоги имеют свое собственное значение.

Сарасвати Гаятри Мантра

Смотрите видео

Слово Гаятри имеет значение защиты души и спасения. Мантра избавляет от иллюзий, ведь так важно жить в реальном мире, а не витать в облаках. Человек, который не стоит крепко на земле, не может быть гармоничен. Уход в одну духовность – уже есть нарушение гармонии. Поэтому земное процветание не может прийти к личности, болтающейся в воздухе. Практика данной мантры избавляет даже от порчи и сглаза, настолько она сильна.

Эту мантру также хорошо читать перед едой, чтобы очистить ее от негатива. Особенно хорошо это проделывать, когда вы купили еду у продавца, который вам не очень понравился своим дурным нравом, или вас угостил не очень позитивный человек.
Если вы прочтете мантру перед тем, как принимать душ, то вода, омывающая вас, приобретет целебные свойства.

Конечно, во время практики лучще входить в медитационное состояние, представляя Сарасвати в центре вашей груди.
Практика мантры привлекает в вашу жизнь много солнечной энергии. Это нужно для того, чтобы никакая тьма не проникла сквозь этот мощный свет, потому что нет на земле ничего могущественнее солнца. Не зря ведь все народы поклонялись именно ему.

У Сарасвати существует множество имен: Шарада (дающая существование), Брахми (супруга Брахмы), Вагишвари (богиня слова, повелительница речи), Махавидья (высшее знание), Савитри (солнечная).

В переводе с санскрита «сарас» означает богатая водой, полноводная, водяная, изящная. Второе значение Сарасвати - это та, которая дает сущность (сара) нашему собственному Я (сва).


В Бхагавата-пуранах легенды о происхождении Сарасвати весьма разнообразны.

Некоторые повествования утверждают, что сам бог Брахма создал Сарасвати , а затем женился на ней. Она была настолько прекрасна, что он сразу же влюбился в неё и не мог оторвать от любимой глаз, а Сарасвати, пытаясь спрятаться от взгляда Брахмы, кружилась вокруг него. Тогда у Брахмы образовалось четыре головы, а когда Сарасвати поднялась вверх над ним, то появилась и пятая.

Есть еще другая версия о происхождении трёх богинь - Дурги, Лакшми и Сарасвати - одновременно . Однажды Брахма посетил Вишну, чтобы посоветоваться о каком-то важном деле, и они своей божественной силой призвали в Вайкунтху Шиву. Пока три бога сидели и совещались, из их объединенной энергии появилась сияющая женская фигура, освещавшая весь небосвод. Все три бога захотели обладать ею, и она разделила себя натрое, породив Сарасвати, Лакшми и Дургу.

Часто Сарасвати отождествляют с Гаятри. Но имеется миф, который называет Гаятри второй женой Брахмы.

Однажды Брахма вместе со всеми богами решил совершить торжественное жертвоприношение, в котором каждый бог должен выполнять строго определенные обязанности. Когда всё было готово, оказалось, что среди богов не было Сарасвати. Будучи женатым богом, Брахма, когда совершал жертвоприношения, должен был выполнять определённые обряды вместе с женой. Разгневанный Брахма отправил за ней жреца, но Сарасвати ответила посланнику, что очень занята своим туалетом, а Брахма вполне может подождать.

Тогда разгневанный Брахма попросил Индру немедленно найти ему другую жену. Индра отправился на поиски и вскоре встретил юную и прекрасную пастушку Гаятри и привел её на собрание богов. Брахма сказал, что берёт её в супруги и она станет теперь опорой благочестия на небе и земле. Небожители согласились с этим решением и жрецы подготовили Гаятри для участия в обряде.

Но тут появилась Савитри и увидела на своем месте другую женщину в уборе невесты. Богиня разгневалась и предсказала всем беды:

Брахме - что люди не будут почитать его как прежде; Индре - что враг отнимет у него власть; Вишну - что в одной из его земных жизней у него будет похищена любимая жена; Шиве - что он будет лишён мужественности; Агни - что он будет пожирателем всего, чистого и нечистого; жрецам и священникам - что с этих пор они будут совершать обряды из корысти.

Негодующая Сарасвати ушла. Но за удручённых богов вступилась кроткая Гаятри. Она смягчила проклятия разгневанной богини, сказав, что прославляющие Брахму будут благословенными, что унижение Индры будет недолгим, что Вишну вернёт себе любимую жену, что Шиве будут поклонятся в качестве лингама и что корыстолюбием будут отличаться только земные жрецы.

После этого боги завершили обряд и Брахма послал Вишну за своей женой. Гордая Сарасвати не хотела их слушать, но потом вернулась в собрание богов. Обрадованный Брахма передал в её руки судьбу Гаятри. Гаятри умиротворила Сарасвати своим красноречием, а также тем, что согласилась занять второстепенное по отношению к ней положение. Видя смирение пастушки, Сарасвати смягчила свой гнев и сама предложила ей стать второй женой и во всём ей повиноваться.

Так у Брахмы появилась вторая жена.

Сарасвати является одной из самых древних Богинь Индийского пантеона .

В Ригведе проводится связь Сарасвати с поэзией, её значение как богини священной речи. В Брахманах же она прямо отождествляется с Речью - Вач или Вак. Сарасвати почитается как изобретательница алфавита деванагари и самого языка санскрит, покровительница наук, искусств и, соответственно, тех, кто ими занимается.

Согласно одной из пуранических легенд, Сарасвати была благосклонна к риши Вьясе, избрав его своим местопребыванием, и Вьяса записал Веды и Махабхарату. Также она поднесла перо для письма и чернила Ганеше, когда он записывал Махабхарату.

Часто ёё называют Сараха (поток, суть). Часто говорят «Вача Сарасвати Бишак» - струящийся поток речи, где Бишак - ещё одно имя Сарасвати.

Сарасвати - богиня красноречия, мудрости и всех наук, связанных с творчеством. Она покровительствует музыке и поэзии. Она - покровительница мудрых и благочестивых людей, олицетворение правильного способа произнесения священных текстов. Говорится, что она изобрела язык санскрит и письменность (алфавит) Деванагари. Происхождение замысловатой индийской науки о музыке также восходит к Сарасвати. Считается, что первые две Веды были составлены на берегах реки Сарасвати, поэтому её называют «Матерью Вед» и она известна как «Манас Канья» - дитя ума и муза Брахмы.

Сарасвати является силой, стоящей за всеми божествами, так как посредством речи проявляется и выражается истинное знание.

Говорится, что местопребывание Сарасвати в теле человека - это в языке . Существует тонкий энергетический канал Сарасвати, который простирается от Аджна чакры к кончику языка и связывает ум с речью, пробуждая вдохновение у поэтов, провидцев и многих других.

Один из сыновей Сарасвати - Риши Нарада , праджапати (отец живых существ). Он - сын Брахмы и любимый сын Сарасвати. Поэтому он наделен всевозможными талантами - музыкальными, ораторскими и дипломатическими способностями, и, подобно матери, изображается в произведениях искусства с виной в руках.

Также Сарасвати является покровительницей Васту - науки о гармонии внешнего пространства. За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (в западной мифологии это кентавры), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест.

Сарасвати позволяет человеку постигать священные писания, узнавать, что является истиной, а что нет, даёт способность постигать то, что написано между строк, в чем состоит тонкий смысл всех писаний.

Считается, что каждая женщина должна овладеть 64 искусствами Сарасвати . Все они перечислены в Кама-шастрах. Некоторые из них: пение; игра на музыкальных инструментах; танцы;рисование;нанесение знака на лбу; украшение цветами; ритуальная раскраска одежды и тела; приготовление ложа; плетение различных гирлянд; искусство нарядов; украшение ушей; приготовление ароматов; ношение украшений; приготовление съедобных отваров из различных овощей; приготовление питья, соков, возбуждающих крепких налитков; искусство шитья и тканья; чтение книг; знание пьес и рассказов; дополнение заданной части стиха; плетение различных тканей и тростника; искусная резьба; знание происхождения и окраски драгоценных камней; искусство ухода за деревьями; искусство массажа и растирания; различные виды условного языка; способы ввести в заблуждение; прикрывание (тела) одеждой; различные азартные игры; игра в кости; детские игры; знание правил приличия; телесные упражнения и т.п.

В древнеиндийской мифологии Сарасвати выступает олицетворением священной реки. На её берегах сами боги возносили жертвы и жили великие риши и муни: ашрам риши Васиштхи находился на её берегах, риши Вьяса начитывал Махабхарату на её берегах и т.п. Река Сарасвати - символ плодородия, очищения, жизни, так как считается, что сама жизнь возникла из её первородных истоков.


Сарасвати изображают в виде красивой женщины, одетой в белое, что символизирует чистоту истинного знания и саттва гуну. Она сидит или стоит на белом лотосе, в некоторых случаях еще и на раскрытой книге или белом лебеде. Восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:

В одной руке - акшмалу (четки из жемчуга), символизирующие все духовные науки или йогу, включая тапас (аскетизм), медитацию и джапу (повторение священного имени);

В другой руке - пустаку (книгу), символизирующую все области знания, духовные и мирские;

В двух других руках - вину, музыкальный инструмент, ибо является повелительницей и покровительницей звука во всех его аспектах, от самого грубого до самого тонкого; в нада-йоге звук вины является музыкой очень высокой сферы, где дуальность сознания прекращает существовать; вина символизирует гармонию личности, её всестороннее развитие.

Ваханой (ездовым животным) богини Сарасвати является лебедь (вахана Брахмы) и, в других случаях, может быть павлин. Павлин, с его прекрасным оперением, символизирует мир во всей его славе. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин означает авидью (невежество). Но при помощи Сарасвати, которая символизирует истинное знание, можно преодолеть все помрачения сознания и открыть истинный источник - Брахмана. С другой стороны, лебедь означает вивеку (мудрость, различение) и, следовательно, видью (истинное знание).

Также есть и другая форма Сарасвати - Ваджра Сарасвати или Махасарасвати . Её изображают пятиликой, восьмирукой, с тремя глазами и синей шеей (Нилаканта). Она объединяет в себе аспекты Кали-Парвати, проявляя более грубые энергии мира. Тогда в её руках можно видеть: паша (петлю), анукша (стрекало), тришула (трезубец), чакра (диск), шанкха (раковина), падма (лотос).

Изображение Сарасвати, поскольку она является богиней мудрости, можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше, так как храмов бога Брахмы в Индии сейчас, можно сказать, нет.

Сарасвати посвящены два наиболее известных народных праздника в Индии:

Наваратри

Божественная Мать почитается в течение девяти дней и ночей Наваратри. Она почитается в трех формах: Дурги, Лакшми и Сарасвати.

В течение трех первых дней Наваратри делает акцент на удалении грубых, поверхностных препятствий с помощью богини Дурги. Именно Дурга, сидящая на тигре, входит в сердце человека и уничтожает все те загрязнения, которые живут в нём.

В течение следующих трёх дней Наваратри Дэви (богиня) почитается в ёе созидательном аспекте. Это богиня Лакшми. Она является воплощением мягкости и гармонии, совершенства в человеке. И человек познает её благосклонность в виде материального и духовного процветания. Лакшми символизирует развитие божественных качеств - сострадания, отсутствия страстей (благости), чистоты, самоотречения, милосердия, вселенской любви, единства, великодушия сердца, равновесия ума. Лакшми приносит устойчивость ума, обогащает дух и устраняет то, что отвлекает внимание.

Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам богатство души. Сарасвати описывается как обладающая белым цветом лица, подобно Гималайским снегам. Она сияет, все её одежды и сверкающие украшения испускают чистый, снежный свет. Это значит, что богиня изобилует саттвой - чистотой и знанием. Когда саттва развивается в человеческой личности, она проясняет интеллект и ведет к просветлению. Сарасвати сравнивается с цветком жасмина. Этот цветок не только белый, но также и ароматный. Где есть чистота, там есть и аромат.

Кульминационный момент почитания Дэви символизируется празднованием Виджайя-Дашами, празднованием окончательной победой Дэви над всеми пороками в десятый день Наваратри.

Васанта - Панчами

Праздник Васанта - Панчами ещё известен как Сарасвати-Джайанти - день Сарасвати, считается, что в этот день родилась Сарасвати. Отмечается каждый год в пятый лунный день месяца Магха.

Святые и духовные люди придают большое значение почитанию Сарасвати. Люди образования и обучения почитают Сарасвати для просвещения и просветления. Они говорят, что нет никакого сравнения между статусом короля и статусом духовного или ученого человека. Король ограничен пределами своего королевства, в то время как ученый или духовный человек является достоянием всего мира.

Во время Васанта - Панчами начинается следующий сезон года - приходит начало весны. Начинается новый этап в циклах жизни.

Наиболее важной особенностью этого дня является то, что в этот день детей учат впервые читать и писать, поскольку это благоприятный день, чтобы начинать обучение чтению и письму.

Этот праздник начинается с чистки чернильниц и ручек, уборки рабочего места, приведения в порядок бумаг. Школьники, студенты и музыканты совершают поклонение Сарасвати. Перед её изваянием или мурти (изображением) помещают книги и музыкальные инструменты, организовывают специальные церемонии, представлении и чтения священных книг. Считается, что ритуал приглашает желаемое Божество подойти поближе к людям. Милостью Сарасвати человек может получить знание предыдущего рождения, освобождения от цепи рождений и смерти и достичь Единства с Высшей Душой.

Сарасвати является воплощением всех знаний, наук и искусств . Поэтому она выглядит необыкновенно красивой и изящной. Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит:

  • вину , символизирующую трансформацию энергии шакти в различные формы искусства,
  • джапамалу (чётки), символизирующие трансцендентные вибрации (мантры), которые программируют пространство и время, а также создают гармонию вселенной,
  • и пустаку (свернутый в свиток лист), символизирующий знание.

На ее бровях виден серп луны, связанный с основой жизни – водой. Древние арии поклонялись ей еще и как покровительнице всех рек. Рядом с ней часто изображают павлина или лебедя. Павлин с его прекрасным оперением символизирует вселенную во всей ее красоте. Лебедь, который способен отделять молоко от воды, означает вивеку (способность различать истинное знание отложного). В то же время павлин олицетворяет в основном мирские знания и искусства, лебедь – духовные. Хотя известно, что только паравидья (духовное просветление) может дать нам мокшу (освобождение), не следует пренебрегать знанием мирских наук и искусств.

Как говорится в «Ишавасъя-упанишад»: «Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, и только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные ». Именно для того, чтобы научить нас этой истине, богиня Сарасвати избрала в качестве своих вахан (спутников) лебедя и павлина.

Поскольку Сарасвати является супругой Творца вселенной Брахмы , она представляет могущество и интеллект, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной и абсолютно чистой, она изображается в ослепительно белых одеждах.

Обычно её четыре руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.
Сарасвати также называют Вач (богиней речи). Умение красиво и изящно выражать свои мысли, говорить поэтическим языком – несомненный дар супруги Брахмы. В Пуранах говорится, что на высших материальных планетах (Сварга ) благодаря сильному влиянию энергии Сарасвати все дэвы (полубоги), киннары (кентавры), апсары (небесные танцовщицы и певицы), гандхарвы (небесные музыканты), муни (мудрецы) и другие живые существа говорят только поэтическим языком.

Она покровительствует васту (науке о гармонии внешнего пространства) более известной в наши дни как фен-шуй.

За Сарасвати всегда следуют тысячи киннаров (кентавров), основной обязанностью которых является гармонизация посещаемых ими мест. К несчастью, на Земле в настоящее время скопилось огромное количество негативной энергии и информации, которые почти полностью экранируют биосферу. Постоянная вражда, зависть, лицемерие, обман и предательство – все это охватило нашу цивилизацию. Поэтому Сарасвати отвернулась от человечества, и киннары больше не приходят на нашу планету. Хотя еще 3-5 тысяч лет назад они жили на Земле (вспомните греческие мифы). Не удивительно, что ни в природе, ни в социуме, ни в личной жизни людей нет гармонии и мира.

Если Сарасвати кому-то оказывает свою милость или становится его ангелом-хранителем, то этот человек приобретает необыкновенное обаяние, великолепие, чувство вкуса во всем -например в одежде, спокойствие, прекрасную память, развитый интеллект и красивую речь .
Сарасвати не переносит беспорядка и грязи, обмана, лицемерия и двойственности, предательства, супружеской неверности, лжи и бранной речи, склонности к болтовне, информационной всеядности, плагиата, любых искажений знания, особенно духовного, грубости и агрессии в поведении, отсутствия культуры, склонности к суете и поспешности в принятии решений. Она лишает жизненной силы и покоя тех, кто создают музыку, пишут картины, создают архитектурные проекты, пишут книги и стихи, разрушающие сознание других людей и дисгармонизирующие окружающее пространство.

Говорится, что богиню Сарасвати очень трудно вывести из себя. Она – само воплощение миролюбия и спокойствия . Тем не менее, существует одна история в «Сканда Пуране», которая свидетельствует о том, что у Сарасвати также существует свой предел терпения, особенно когда нарушаются законы супружеской верности.

«Однажды Брахма решил совершить огненное жертвоприношение (ягью). Главный брахман-пуджари (священник) послал за Сарасвати, так как все ягьи должны совершаться супружеской парой. В ответ она передала, что занята и прибудет позже. Поскольку благоприятное для церемонии время подходило к концу, разгневанный Брахма приказал Индре привести первую встречную женщину, которая сыграет роль его жены. Озадаченный Индра вышел и увидел красивую молочницу Гаятри, которую он уговорил стать женой Брахмы на время проведения ягьи. Когда процедура жертвоприноше! была завершена, приехала Сарасвати и разгневалась, увидев другую жену на своем месте. Она прокляла всех, кто был свидетелем происходившего. Отныне люди не будут больше поклоняться Брахме. И в действительно, все храмы Брахмы постепенно исчезли на Земле (остатки последнего храма были полностью разрушены цунами в декабре 2004 года). За то, что Шива допустил такое «аморальное» поведение мужа, во всех посвященных ему храмах скульптурные изображения будут заменены на лингамы, что сейчас встречается повсеместно. Вишну за свое «безразличие» должен будет принять рождение в семье пастухов на Земле. Около 5 тысяч лет назад Вишну родился как Кришна в царской семье в Матхуре (в Северной Индии), но из-за угрозы быть убитым демоном Камсой, был отдан на воспитание Нанде и Яшоде, простым пастухам. Кришна провел Свое детство и юность во Вриндаване, пас коров, совершал игры с гопа и гопи (мальчиками-пастухами и пастушками), прежде чем после многих испытаний вновь обрел царский трон. Что касается брахманов-пуджа, то в будущем все их потомки вынуждены будут жить только за счет пожертвований. Гаятри была изгнана с позором и должна была никогда не иметь мужа. Однако после того как Господь Вишну и Его супруга Лакшми умилостивили Сарасвати, она согласилась вернуть Гаятри обратно как жену Брахмы с условием, что она всегда будет во всем слушаться и подчиняться ее воле».

Комментируя эту историю, духовные учителя объясняют, что подобные проклятия совершаются только по воле Всевышнего для того, чтобы Он мог проявить те или иные свои лилы (букв. перевод «игры»).

Изображение Сарасвати обычно можно увидеть в храмах, посвященных Вишну и Ганеше , так как она является богиней мудрости. Наиболее красивые изображения Сарасвати находятся в Халебиде в Карнатаке, где она изображена как Нритта Сарасвати (танцующая Сарасвати – богиня танца).

Обычно к Сарасвати обращаются с помощью специальной гайятри-мантры :

КЛИМ ХАМСА ХАМСАЙЯ ВИДМАХЕ
ПАРАМА ХАМСАЙЯ ДХИМАХИ
ТХАННО ХАМСАХ ПРАЧОДАЙЯТ

или

АУМ САРАСВАТЬЯЙ ВИДМАХЕ
БРАХМАПУТРЬЯЙ ДХИМАХИ
ТАННО САРАСВАТИ ПРАЧОДАЯТ

или

АУМ АЙМ САРАСВАТЬЕ НАМАХ

или

АУМ ШРИ САРАСВАТЬЯЙ НАМАХ

или

ОМ AIM SRI SARASWATYAI NAMAH

Мантра уже усилена биджа-мантрой. Но лучше сначала начитать биджа-мантру 108 раз, а потом ту мантру, которую Вы выбрали. Так будет более действенно.

Биджа-мантры – это семенные мантры, состоящие из нескольких слогов, считается, что они сильнее обычных мантр. Чтобы усилить воздействие мантры, к ним присоединяется биджа-мантра, в начале или в конце. Биджа-мантры могут не иметь вербального смысла, но всегда указывают на конкретных богов или богинь.

АЙМ – биджа-мантра Сарасвати. Читающему эту манру открываются все знания, и всё, что сказано этим человеком, обязательно сбудется.

Богиня Сарасвати проявляет свою энергию через все цветы , имеющие очень сильный и приятный аромат. Например, цветы сирени, жасмина, черемухи, магнолии, яблони.

Из минералов с энергией Сарасвати связаны аметист, гелиотроп, оливин, перламутр, чароит, хризолит и белый нефрит . Из металлов – серебро.

В человеке Сарасвати вместе с Варуной (Нептуном) управляет творческим интеллектом, вишудха-чакрой, почками и водно-солевым обменом. Она контролирует работу эндокринных клеток поджелудочной железы. От нее зависит состояние гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма, которое Сарасвати реализует через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую систему. Вместе с Вайю (богом ветра) она управляет второй сигнальной системой.

Людям свойственно искать счастье в жизни, воплощая его в определенные материальные понятия. Однако на Востоке считается, что счастливым может стать лишь тот человек, который обрел гармонию с самим собой, отказался от заблуждений и иллюзий, поднял уровень своего сознания, очистив его от ненужного и тленного.

Поиск счастья

В духовной практике мантра сарасвати, посвященная богине творчества и знаний, используется не только для внутреннего саморазвития человека, но и с практическими целями овладения науками.

Верная спутница Брахмы

Спутница Брахмы

Будучи супругой Великого творца Вселенной Сарасвати само воплощение интеллекта и мудрости, без которых невозможно представить гармоничное развитие человека и упорядоченное движение энергетических потоков, определяющих его жизнь.

Абсолютную силу и могущество Знания богиня передает через белоснежные одежды, символизирующие чистый и свободный разум.

В руках богини сосредоточены знания, искусство, а четки, которые она держит, символизируют гармонию Вселенной и ее достижение через духовные практики. Четыре руки Сарасвати обозначают всепроникающую силу и власть знаний, которые распространяются во все стороны света.
Непременные спутники Сарасвати лебедь и павлин.

Эти птицы также имеют глубокое символичное значение, обозначающее умение отделять ложное от истинного, зерна от плевел в духовных и мирских науках.

Легенда о Сарасвати

Свиту Сарасвати составляет огромное количество кентавров. Их предназначение нести свет божественного знания человечеству и там, где они побывали, наступает полная гармония и равновесие.

Однако человечество, погрязшее в низших чувствах и эмоциях, обидело богиню, которая перестала посылать кентавров на Землю.

С тех пор по легенде человечество мучается от собственной лжи, глупости, лицемерия и жестокости, кентавры больше не приходят с божественным добром, а сама богиня помогает только избранным. Обрести поддержку и помощь Сарасвати можно через духовную практику мантр.

Знания – сила

Мудрость и знания

Богиня, олицетворяющая мудрость и знания, дает людям силы и возможности для внутреннего развития, самосовершенствования, постижения наук. Мантры, посвященные богине, помогают сконцентрироваться на основном и самом важном, улучшают мыслительные процессы и способности к запоминанию.

Считается, что Сарасвати в основном оказывает неоценимую помощь и поддержку учащимся светских заведений (школ, колледжей, институтов и университетов). Однако на ее помощь могут всегда рассчитывать и те, кто решил постичь новые науки, освоить новые практики и получить новые знания самостоятельно.

Практикуя мантры Сарасвати, человеку легче удается освоение наук, постижение истин и ораторское искусство. Красноречие – одна из отличительных черт богини. Она посылает человеку мудрость, внутреннее просветление и шаг за шагом приближает его к силе Божественного разума.

В практической жизни человек неизменно сталкивается с Сарасвати, пытаясь улучшить качество своего бытия с помощью Фен-Шуй. Богиня считается прямой покровительницей науки о гармонизации внешнего пространства и уравновешивания космических энергий.

Какого эффекта можно ожидать от практики

К чему приводит практика

Практика мантры Сарасвати приносит учащимся и студентам успех в учебе и удачу на экзаменах, облегчает учебные процессы и усвоение нового материала. Чтение или проговаривание мантры усиливает внутреннюю концентрацию, увеличивает усидчивость, упорядочивает знания.

Человек, на которого пало внимание богини, приобретает не только внешнее благообразие, обаяние и спокойствие. Он начинает умело владеть литературным слогом, логически и грамотно излагать собственные мысли. Помимо развитого интеллекта и ораторских способностей он обретает чувство абсолютного вкуса.

Это касается как выбора жизненных приоритетов, так и более «приземленных» материй. Например, умение элегантно и красиво одеваться. То есть практикуя мантры Сарасвати человек достигает гармонии во всем: во внутреннем своем состоянии, во внешнем облике.

Поскольку еще древние арии поклонялись Сарасвати, как владычице водной стихии, практика мантр богине способствует внутреннему просветлению человека, освобождению его мыслей от отрицательного заряда.

Кроме этого, чтение мантр позволяет значительно улучшить энергетическую атмосферу вокруг человека, создаваемую другими людьми и материальными предметами, поправить здоровье. Такой очистительный эффект обусловлен сильными притоками положительных энергий в жизнь человека, которые как вода способны смыть лишнее и ненужное.

Практические занятия

Практика

Мантра, посвященная богине Сарасвати, читается речитативом с соблюдением определенного ритма или напевается опять же с поддерживанием заданного ритма и отчетливым произношением определенных звукосочетаний.

«ОМ ШРИМ ХРИМ САРАСВАТТЕЕЙ НАМАХА»

— этот текст мантры совсем не сложен для овладения. Читать его допускается в любое время, когда особенно необходима помощь в постижении новых наук, при возникновении трудностей в изучении или отсутствии собранности и концентрации перед важной контрольной работой или экзаменом, защитой диплома или диссертации.

Чтобы через мантру почувствовать божественное благословение и поддержку важно отрешиться от посторонних мыслей и сосредоточиться на волнующей проблеме. Самое же главное, иметь чистые светлые помыслы и веру в собственные силы и мысли.

Кому не стоит ждать божественной милости

Почему может не подействовать

Сарасвати при всем ее благообразии, колоссальном терпении, сдержанности и мудрости не принимает в людях таких качеств, как лицемерие, ложь, ненависть, жестокость и зависть. Она никогда не пошлет светлой божественной милости тем, кто способен на супружескую неверность, предательство, малодушные поступки.

Кто держит на сердце тяжелые завистливые мысли, желает зла и болезней другим согласно мудрости Сарасвати должен погибнуть в том хаосе, который создает сам, поддерживая негативные энергии. Касается это и тех, кто пытается свои негативные позиции и мысли донести до людей через творчество: музыку, книги, картины, действующие разрушительным образом.

Очень важно приступая к практике мантрs Сарасвати иметь чистые мысли, светлый разум и открытое сердце. Только пребывая в подобном состоянии можно рассчитывать на милость и постоянную поддержку этой величественной богини.

Я вознесу хвалу святой богине, чьё лицо
прекрасно, совершенно, -
женщине святой, богине высшей
в мирах богов, гандхарв, владык асур.
Той, чьё имя Сарасвати

Священная сутра золотистого цвета

С арасвати (санскр. सरस्‍वती - ‘полноводная’ или ‘богатая водами’) является богиней речи, мудрости и знания в ведическом пантеоне богов. Она покровительствует искусствам, творчеству, наукам и различным ремёслам, также считается создательницей священного алфавита деванагари и божественного языка санскрита. Сарасвати имеет много имён: Савитри, Вак, Сатрупа, Сати и другие.

Сарасвати - супруга бога Брахмы, выступает как персонификация женской ипостаси его творческой энергии. Богиня Сарасвати является также и дочерью творца Вселенной - он породил её из половины своего тела, разделив его на две части, для того, чтобы с её помощью творить Вселенную. Брахма во время Великого акта созидания Мира, своим выдохом оживляет изначальную природу (Пракрити), которую олицетворяет Сарасвати.

Сарасвати деви, или Махадэви Сарасвати

Богиня Сарасвати является деви (санскр. देवी, devī - ‘божество в женском проявлении’), или дэви, то есть представляет собой женское начало божественной природы, которая обычно обозначается как богиня-мать. Согласно «Дэвибхагавата-пуране», Сарасвати поклоняются как Махадэви, или Великой божественной матери. Она, проявляя свою божественную природу в различных аспектах жизни, выступает в лице всех богинь, которые по своей сути являются её проявлениями, но также Сарасвати являет собой верховную богиню, которая даёт начало всем остальным божествам, не только в женском, но и в мужском проявлении. Наряду с богиней процветания Лакшми (женой Вишну) и богиней плодородия и изобилия Парвати, или Дургой (супругой Шивы), она представляет собой силу проявленной Вселенной (шакти), несущую потоки женской (творческой) созидательной энергии в проявленный Мир. Согласно «Шива-Самхите», боги Шива, Брахма и Вишну всегда присутствуют в Великом Духе, однако любые объекты материального мира - это различные проявления Авидьи. Если Авидья преисполнена Тамасом, то она проявлена как Дурга, через неё управляет разум , когда в Авидья преисполнена Саттвой, то она являет себя как Лакшми, и управляющий разум - Вишну, если же Авидья наполнена Раджасом, то она проявлена как Сарасвати, и управляющий разум - это Брахма.

Изображение богини Сарасвати

Изображается богиня Сарасвати как прекрасная женщина в белоснежном одеянии, олицетворяющем чистоту и сияние её божественной сути. Как правило, она предстаёт взору сидящей на лотосе, символизирующем вечную божественную природу, духовное пробуждение, а также весь проявленный космос. У богини Сарасвати четыре руки, в которых она держит различные атрибуты-аллегории: музыкальный инструмент «вина» - олицетворение искусства и гармонии; акшамала - жемчужные чётки - символ духовности; чаша со священной водой как метафора исцеляющей силы; Веды - символ мудрости и священных знаний. Иногда она изображается без «вины», и тогда рука её сложена в защитной абхая-мудре () или в благословляющей варада-мудре. Вахана (ездовое животное богини) - лебедь, символизирующий светлую истину, творческое начало Вселенной, отражающий представление об изначальной водной стихии. Также рядом с богиней можно увидеть птицу Солнца - павлина, как символ красоты и беЗсмертия.

Изначально Сарасвати почитали как богиню реки. В Ведах упоминается о могущественной реке Сарасвати, которая течёт меж рек Ганги и Ямуны. Место слияния этих рек, именуемое «Праяг», считается самым благоприятным. Река Сарасвати, согласно древневедическим текстам, является единственной крупной рекой, текущей на север от Ямуны и на юг от Ганги, и впадает в Ямуну у её устья.


Согласно «Шива-Самхите» («Тайное Тривени: Прайаг»), Сарасвати ассоциируется с центральным и наиважнейшим каналом нади (санскр. नाडी - ‘канал’, ‘вена’, ‘нерв’) - Сушумной, Ганга - это лунный канал, расположенный слева, - Ида, а солнечный правый канал - Пингала, ассоциируется с рекой Ямуной. Эти три канала являются основными среди всех 72 тысяч нади (согласно «Шива-Самхите» - 350 тысяч). Месту слияния трёх «рек» (прайаг) как каналов нади символически соответствует Аджна-чакра.

Между Гангой и Ямуной течёт Сарасвати. Омовением (в месте слияния трёх рек)
счастливый получает спасение. Ганга - Ида, дочь Солнца, Ямуна - Пингала, а в середине - Сарасвати (Сушумна).
То место, где три реки соединяются - наиболее неприступное

«Шива-Самхита», Тайное Тривени: Прайаг 5.132–5.133

Река Сарасвати описывается в «Ригведе» и во многих других ведических текстах. В десятой мандале «Ригведы», в гимне о прославлении рек «Надистути-сукта» упомянуто, что река Сарасвати расположена меж Ямуной на востоке и Шутудри на западе. Позже в «Махабхарате» повествуется о том, что течение Сарасвати идёт на север от Ямуны и на юг от Ганги, а также о том, что впоследствии эта река высохла в пустыне. И если предположить, что река Сарасвати протекала на севере древней Индии, то теперь она течёт по подземному каналу в пустыне Тар на северо-западе Индии, в Раджастхане, который некогда был зелёной и плодородной землёй с приятным прохладным климатом, но впоследствии превратился в засушливую пустыню по причинам, связанным со смещением тектонических плит; соединяются три реки в месте, где находится священный город Аллахабад (до XVII века именуемый «Праяга»).


Однако, вполне вероятно, что место расположения великой божественной реки Сарасвати в далёкие ведические времена, описываемые как в «Ригведе», «Махабхарате», так и в других ведических текстах, находится не в Индии, а на территории России. В частности, согласно исследованиям выдающегося русского этнографа и искусствоведа Светланы Васильевны Жарниковой, (), земли Индии несут память о своей ведической прародине, то есть названия рек и городов были перенесены на впоследствии заселённую территорию Индостана. Ведической Ганге соответствует река Волга, а Ямуне - Ока. Меж рек Ганги (Волги) и Ямуны (Оки) пролегают земли, которые именуются «Курукшетра», а единственная крупная река к северу от Ямуны (Оки) и к югу от Ганги (Волги) - это река Сарасвати - Клязьма, именно она впадает в Оку недалеко от её устья. Получается, что ведическую реку Сарасвати мы можем найти на карте современной России.

Жарникова развивает «теорию полярной прародины индоевропейцев», продолжив исследования, начатые в начале XX века: Б. Г. Тилаком - индийским учёным, автором «Полярной гипотезы» и книги «Арктическая родина в Ведах» (1903 г.), согласно исследованиям которого, вплоть до четвёртого тысячелетия до нашей эры предки некоторых народов Азии и Европы жили в Восточной Европе, в частности, иранцы и индийцы жили в приполярье и заполярье; а также русским учёным Е. Елачичем - автором книги-исследования «Крайний Север как родина человечества» (1910 г.), где он высказывает своё предположение, что изначальная родина индоевропейцев лежала на далёком севере, в местах, где некогда была благоприятная среда обитания, а ныне суровый морозный климат, и подтверждает это множеством соображений. Тексты индийской «Ригведы» содержат практически прямое указание на северную прародину народов, переселившихся позднее на территории Индостана, к чему их вынудила длительная засуха, случившаяся в конце третьего - начале второго тысячелетия до нашей эры, и унесших с собой все обычаи и обряды северной прародины. Например, полярная звезда («неколебимая»), упоминаемая в Ведах, видна лишь в северных широтах, а полярное сияние, сопровождаемое пронзительным звуком, наблюдается только на брегах Баренцева и Белого морей; об этих и других обстоятельствах пишет С. В. Жарникова в своей книге «След Ведической Руси».


Стоит также указать на важный момент, что слова «речь» и «река» тождественны по сути, так как река является древнейшим архетипическим образом речи. Стоит обратить внимание на такие фразы, как «речь льётся», «река течёт», «поток речи», а также фразеологизмы, как например «переливать из пустого в порожнее», - в сознании два этих образа перекликаются - речь льётся словно воды поток, и вполне возможно, что эти слова ранее имели один корень. Такое отождествление существовало и в давние времена в далёком прошлом человеческого сознания. Поэтому немудрено, что богиня реки является также и богиней речи (Вак).

Сарасвати - богиня мудрости и красноречия

Сарасвати несёт истинное знание, помогая каждому стремящемуся познать суть бытия и достичь истины. Она сопровождает человека на Пути духовного совершенствования, приводит к пониманию священных писаний.

Тот, кто пьёт воздух своим ртом две сандхьи и
последние два часа ночи, - в том через три месяца
воцаряется благостная Сарасвати (богиня речи),
присутствуя в его вак (речи)

«Шандилья-Упанишада»

Богиня Сарасвати является создательницей древнего божественного языка санскрита (санскр. संस्कृता वाच् - ‘совершенный’), который дал начало всем современным языкам индоевропейской языковой семьи. В Пуранах упоминается о том, что под воздействием энергии Сарасвати на высших материальных планетах все живые существа говорят только возвышенным поэтическим языком.


Сарасвати отождествляют с богиней речи Вак (или Вач). Вак является мистическим олицетворением речи. Она едина с воплощением творческих сил космоса Вирадж (санскр. Virāj - ‘сияющая’, ‘лучезарная’ - женское творческое начало, сотворённое в женской половине тела Брахмы). Согласно «Ригведе», Вак происходит от Пуруши - прообраза всех мужских форм проявления, которая, в свою очередь, порождена Вирадж, являющейся прообразом всех женских форм. Вак выступает как символ той речи, благодаря которой люди смогли получить духовное знание. Также она олицетворяет священную возвышенную речь, которая снизошла на первых мудрецов - Риши. Она по сути своей - та сила, которая, эманируя из Творца Вселенной, принесла в материальный мир речь, являющуюся проявленной формой мыслеобраза.

Сарасвати - богиня красноречия, помогающая облачать мысли в слова, выражая их посредством речи. Мысль, перед тем как предстать в форме слова, проходит несколько этапов транформации: сначала звук проходит три стадии на тонком плане, чтобы впоследствии превратиться в материальном мире в проявленную форму слова. Существует четыре разновидности Вак, или четыре формы звука: пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Высшая трансцендентная форма звука - это пара-вак; когда у звука возможно различить форму и цвет - это пашьянти-вак; мадхьяма-вак - тот уровень, на котором «звучат» наши мысли; а низшей формой звука является вайкхари-вак (земная речь, её материальный аспект, грубая форма проявления изначального звука Вселенной, посредством которой мы общаемся с другими людьми, и действует она через Вишудха-чакру). Обычно человек слышит только на уровне вайкхари-вак, однако восприимчивость к остальным трём высшим стадиям звучания зависит от уровня его духовного развития, а также от того, в какой степени чисто его сознание.


Давая побег в паре, вак (речь) выбрасывает листья в пашъянти, даёт бутон в мадхьяме и расцветает в вайкхари. Вак достигает стадии поглощения звука в обратном порядке, то есть, начиная с вайкхари. Пара, пашъянти, мадхьяма и вайкхари - вот четыре вида вак. Пара - самый высокий звук. Вайкхари - самый низкий звук. В эволюции вак начинается с самого высокого звука и заканчивается самым низким. В инволюции вак принимает обратное направление, растворяясь в паре, самом высшем тонком звуке. Кто считает, что великий Владыка речи (вак), Недифференцированный, Просветляющий, и есть «Я», - кто так мыслит, того никогда не затронут слова, высокие или низкие, хорошие или плохие

«Йога-кундалини-упанишада»

Янтра Сарасвати

Янтра (санскр. यन्त्र् - ‘поддержка’, ‘опора’, ‘инструмент’) - это некая геометрическая конструкция, которая действует на сознание созерцающего её как инструмент медитации и концентрации, и оказывающая неоценимую поддержку на духовном Пути. Когда человек концентрируется на янтре, прекращается шум от разнородных мыслей, хаотично вращающихся в его уме, и разум его беЗпрепятственно входит в резонанс с энергией, генерируемой геометрической формой янтры. Каждая янтра излучает энергии определённой частоты и позволяет их воспринять. Традиционные янтры пришли через откровение, посредством ясновидения, что позволило принести их из мира тонких энергий и проявить в наш мир ту форму, которая отражает суть определённого божества на материальном плане, энергия которого представлена в физической материальной плоскости янтры. Когда вы произносите мантру Сарасвати (), желательно, чтобы янтра находилась пред вашим взором. Созерцание этой янтры благотворно влияет на человека, в его сознании формируются только благостные позитивные мысли. А творческим людям она принесёт вдохновение. Считается, что эта янтра стимулирует работу правого полушария мозга, а также помогает контролировать чувства.

Янтра привлекает силу прекраснейшей мудрой богини. Поскольку Сарасвати - повелительница образования, культуры, искусства, творчества, знаний, визуализация или созерцание янтры Сарасвати помогает постичь многие духовные истины, ценить прекрасное в искусстве, развивает в человеке понимание различных видов творчества, изобразительного искусства, музыки, дарит чистоту мыслей, ясность сознания, ораторские способности, возможность творческой самореализации.


Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...