Синдром внезапной смерти (православный взгляд). Внезапная смерть

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Причины внезапной смерти

Внезапная смерть – это страшно. Считается, что Господь ее попускает человеку за его грехи. Давайте попробуем разобраться, почему же внезапная смерть так страшна и для чего православные люди молятся о том, чтобы она их миновала.

Жизнь человека – это подготовка его к жизни вечной. Как проживешь свою земную жизнь, то получишь и в вечной жизни. Почему, к примеру, говорят, что трудно богатому пройти в Царствие Небесное? Потому что человек имеющий несметные богатства печется именно о них. Думает, как-бы они не прогорели, куда их лучше вложить, чтобы получить еще больше дохода и прибыли. Какая там жизнь вечная? О ней и не говори.

Мои слова доказывает притча о богатом и Лазаре. Когда богач насколько был поглощен своим финансовым состоянием, что забыл думать обо всем на свете. Тогда Господь сказал ему: «Безумный, этой ночью душу твою заберу у тебя». Иными словами, что тебе в богатствах земных, если ты сегодня умрешь. Ведь в загробной жизни человеку не помогут ни влиятельные связи, ни несметные сокровища, ничего. В данной притче Господь, не желающий погибели бессмертной души человека, напоминает ему о покаянии и о делах спасения.

Очень благоприятно на человека влияет болезнь перед кончиной. Считается, что таким образом Господь благоволит ко грешному и дает ему время и возможность, посредством страданий и безропотного перенесения болезни, очиститься от своих грехов. Я хочу сделать акцент именно на слове «безропотно».

Что же происходит, если человек умирает внезапно. Например, происходит ДТП со смертельным исходом или еще какая-то неприятность. Получается, что человек лишен возможности подготовиться к смерти. Он не имеет возможности остановиться, оглядеться на свою жизнь, что-то переосмыслить, поплакать о своих грехах в конце концов.

Почему происходит так, что Господь попускает человеку внезапную или как говорят в народе «глупую» смерть и какие причины этого. Ну, как я уже говорил в начале, это есть попущение за определенные грехи человека. Иногда, такая кончина близкого человека есть толчком для родственником к приходу к вере. Не зря на Руси говорили: «Пока гром не ударит, человек не перекреститься». Тут главное не впасть в уныние и ропот на Бога, не корить Его за не милосердие или жестокость. А, приняв эту страшную весть, смириться и обратиться к Отцу нашему Небесному с молитвами о прощении грехов усопшего. Особенно в наше сегодняшнее непростое время Господь проводит людей к церкви. Одних какой-нибудь радостью, например, рождением долгожданного ребенка или наоборот, смертью близких. Много людей приходят в храм Божий, когда забирают их сыновей на войну. Сейчас это как никогда актуально.

Поэтому я призываю всех ходить в церковь, обращаться к Богу за помощью и благодарить Его за все, что мы имеем и что поучаем. Ведь получаем мы именно то, что заслуживаем.

Начиная с 1917 года медицина фиксирует внезапные смерти молодых и казалось бы совершенно здоровых людей, никогда не болевших (во всяком случае никогда не обращавшихся к врачу с признаками какого-либо заболевания). В начале XXI века синдром внезапной смерти стал еще более распространен, чем в XX веке. Медики спорят, чем вызвано такое увеличение смертных случаев и что за этим стоит? Некоторые ученые, такие как доктор Л. Мейендорф говорят о том, что подобные случаи проявляются в странах Европы и США с необыкновенной быстротой. А в своей книге «Инсульт, инфаркт, внезапная смерть: теория сосудистых катастроф» профессор Е.А.Широкова пишет:

«Точной статистики внезапной смерти нет, поскольку не существует общепринятого определения этого понятия. Однако подсчитано, что в США каждые 60-75 секунд 1 человек умирает от неожиданной остановки сердца. Проблема внезапной сердечной смерти, привлекавшая внимание кардиологов в течение многих десятилетий, вновь остро встала в последние годы, когда проведённые Всемирной Организацией Здравоохранения широкие популяционные исследования продемонстрировали возрастающую частоту внезапной смерти среди взрослого, и не только взрослого, населения. Оказалось, что случаи внезапной смерти встречаются не так уж редко, и проблема эта требует пристального изучения».

Что же мы можем сказать по этому поводу. Прежде всего, необходимо обратиться к описанию смерти, сделанному святителем Тихоном Задонским:

«Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра».

В современном мире очень мало кто помнит эти слова. Недавно мне лично пришлось столкнуться с 3 случаями внезапной смерти.

1) Одна девушка 24 лет окончила институт и устроилась работать в большую коммерческую структуру, с хорошими перспективами и окладом превышающим «среднестатистический», но вот буквально через неделю после вступления в должность, придя на работу, она внезапно почувствовала себя плохо, сильная головная боль и стесненность дыхания. Вызванная скорая помощь, приехав через 30 минут, констатировала смерть.

2) Мой хороший знакомый, с которым я был дружен много лет, не был подвержен вредным привычкам к алкоголю и курению, напротив он занимался спортом в течение всего года, был хорошим семьянином и не страдал от различных проявлений стрессовых ситуаций так, как для этого просто не было побудительных мотивов. Это был человек, о котором принято говорить «очень успешный». Но однажды во сне наступила внезапная смерть.

3) Еще один случай из жизни, человек которого я хорошо знал, тоже не был подвержен вредным привычкам. Он был православным христианином, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Но однажды, придя домой после работы, он внезапно почувствовал себя плохо. Смерть наступила до приезда врачей скорой помощи.

Но с какой мыслью и с покаянным ли сердцем отходили эти люди ко Господу, хотя смерть их была внезапной. Вот, что говорит нам Авва Евпрений: «Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного – господин всему миру».

Медики выдвигают много причин этой самой внезапной смерти. В своей статье по этой проблематике Иван Пожаров приводит разные версии возможных причин наступления внезапной смерти:

Предшествующий сердечный приступ с большой зоной повреждения миокарда (75% случаев внезапной коронарной смерти связаны с перенесенным инфарктом миокарда).

В первые шесть месяцев после острого инфаркта миокарда риск развития внезапной коронарной смерти повышен.

Ишемическая болезнь сердца (80% случаев внезапной коронарной смерти связаны с этой болезнью).

Фракция выброса меньше 40% в сочетании с желудочковой тахикардией.

Предшествующие эпизоды внезапной остановки сердца.

Случаи внезапной остановки сердца или внезапной коронарной смерти в семейном анамнезе.

Наличие в личном или семейном анамнезе нарушений сердечного ритма, включая синдром укороченного или удлиненного интервала QT, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, слишком низкая частота сердечных сокращений или блокады сердца.

Желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков, развившиеся после сердечного приступа.

Врожденные пороки сердца и аномалии кровеносных сосудов.

Эпизоды синкопе (потери сознания неопределенной причины).

Сердечная недостаточность: состояние, при котором насосная функция сердца ослаблена. У пациентов, страдающих сердечной недостаточностью, вероятность развития желудочковых аритмий, которые могут привести к внезапной остановке сердца, в 6-9 раз выше.

Дилятационная кардиомиопатия (вызывает внезапную коронарную смерть в 10% случаев), вследствие снижения насосной функции сердца.

Гипертрофическая кардиомиопатия: утолщение сердечной мышцы, особенно в области желудочков.

Значительные изменения уровня калия и магния крови (например, при использовании диуретиков), даже при отсутствии каких-либо заболеваний сердца.

Ожирение.

Сахарный диабет.

Употребление наркотиков.

Прием противоаритмических препаратов может увеличить риск развития угрожающих жизни аритмий.

Другие авторы приводят еще более фантастические объяснения внезапной смерти. Вот какие теории излагает в своей статье «Синдром внезапной смерти» Дмитрий Кузнецов. И хотя многое из его теорий безусловно несостоятельно, но я привожу их специально для полноты картины по описываемой мной проблематике. Вот, что узнаем мы из его статьи: «Можно выдвинуть несколько гипотез, объясняющих возникновение фатальных процессов в организме:

Мы живем не в железном, не в атомном, а в химическом веке. Оглянемся вокруг себя – нас окружают практически одни искусственные материалы, начиная от синтетики в одежде, заканчивая эпоксидной смолой и фенолом в ДСП мебельного ширпотреба. Исключение составляют металлы, однако и они все больше претерпевают рукотворные изменения и вытесняются сверхпрочным пластиком. Такое агрессивное неестественное химическое окружение не может не сказаться на протекании биохимических процессов на клеточном уровне. В данном случае не следует путать банальное отравление среды обитания (с последующей интоксикацией особей, обитающих в этой среде) с тонким изменением биохимии. Просто в один непрекрасный момент жизненно-важные реакции в организме чуть-чуть (этого «чуть-чуть» вполне достаточно) смещаются в ту или иную сторону и наступает смертельный «час Х».

2. Волны
Примерно все то же самое можно сказать и об электромагнитной обстановке на планете. Мы просто купаемся в океане электромагнитного излучения различного диапазона – от сверхдлинных волн дальней связи с подводными ядерными крейсерами до СВЧ-импульсов мощнейших радаров. Уже давно Земля стала вторым по мощности радиоизлучения телом солнечной системы (на первом, разумеется, наше светило). Накладываясь друг на друга электромагнитные волны создают хаотичную интерференционную картину с ярко выраженными энергетическими минимумами и максимумами. Человек попадает в подобные экстремумы и его электробиофизиология дает сбой.

3. Экзотика
Интересную гипотезу о причинах синдрома внезапной младенческой смерти высказал некий австралийский ученый. Хотя некоторые эксперты и называют идею неправдоподобной, он утверждает, что причиной смерти грудных детей является то, что им снится сон, что они находятся в утробе матери. Поскольку до рождения кислород поступает через пуповину, они «забывают» дышать и гибнут. С некоторой натяжкой подобный механизм возможно распространить и на взрослую человеческую единицу.

Правительство Клинтона тогда постаралось замять инцидент (к слову сказать, абсолютно нормальная реакция), однако оставило себе некоторую лазейку, допустив строго дозированную утечку информации. Как и в иных подобных случаях «цивилизованная общественность» ответила равнодушным молчанием, еще раз продемонстрировав эталонный образец стратегического мышления низшего порядка.» И хоть после прочтения раздела уфология стоит улыбнуться, но мы все равно приводим эту версию для полноты картины страха перед внезапной смертью беспокоящей все человечество.

Но каждый Православный Христианин знает, что душа человеческая предстает перед Господом в тот момент, когда она наиболее близка ко спасению. Каждый человек сам выбирает для себя свою жизнь, каждый человек наделенный свободной волей может либо идти ко Христу, либо наоборот удаляться от него. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам об этом: «Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственной в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно,-в Будущем Веке будешь плакать, подобно богачу, мучимая в вечном пламени».

«Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его и плача не вынесут основания вселенной».

«Злые посмотрят на добрых и усугубится горе их, когда они увидят великую славу совершенных, какую приобрели они себе в наследие кратковременной борьбой, тогда как злые, гоняясь за ничтожным, унаследовали мучения».

«Вечная Жизнь ожидает только тех, которые приняли залог, и при конце, в день явления Великого Царя, выйдут навстречу Ему; таковым возвещены нескончаемые блаженства».

Некоторые родственники умерших обращались ко мне с просьбой объяснить им, от чего Господь попустил такую внезапную смерть их родным и близким? И что значит такая скоропостижная кончина? На этот вопрос, как нельзя лучше более семидесяти лет назад ответил святитель Николай Сербский. Думаю, что закончить эту статью необходимо процитировав святителя:

«Мне пишут, что часто приходится слышать разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: «Пусть приходит, только пусть не гложет!». После всего этого ты решился написать и просишь объяснения.

Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда – но реже – и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение (Лев. 10, 1–5), как наказал бунтовщиков против Моисея (Чис. 13; 14; 16; 17); как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам (Деян. 5, 1–10). Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским: когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями.

Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5, 11). А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он – Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром – покаянием, молитвой и милостыней.

Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет». Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?»

Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца».

Александр Федосеев, протоиерей

Страшное дело — смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гне­ва Божия за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он совершенно забыл о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом своим и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру; не как чело­век, имеющий безсмертную душу, но как душою умер­ший; не как человек разумный, но как животное безсло­весное. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию принужденной — внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Бо­жию, внезапная смерть, — это мы видим из той же прит­чи.

В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь Внезапной смерти: Безум­ие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, — порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.

Да, пагубна для души нашей смерть Внезапная! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Доброде­тельный — не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник — из порочного в добродетельного. Подтвер­ждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: ка­кого места достойным будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные ве­ки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт!

Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует постоянно по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое — проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное — жертвуем хищени­ям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям и го­нениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, кле­веты, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы не­причастными гордости, славолюбию, гнусной мстительно­сти и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в ра­бы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Человеколюбец Бог посылает на нас жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, как бы другой Исайя, говоря: Сия глаголет Гос­подь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).

Как велегласная труба — возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! Приготовляйся к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует тогда чело­век разлучение с миром, видит тогда, что бесполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще лю­бые любые земные блага. Родственники и друзья больно­го призывают тогда духовного отца его, чтобы он мог рас­каяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать грехи свои и соединиться со Спасителем Иисусом Христом, че­рез принятие Пречистого Тела и Крови Его. Без сомне­ния, тогда есть надежда, что таковой может спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.

Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, — СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту — УМРЁТ и явится к Богу на Суд — безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасе­нию? Где тогда покаяние? Где исповедь? Где обращение? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь то­гда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. То­гда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20).

Смерть, без сомнения, неизбежна и страшна, и предот­вратить или миновать её в конце концов невозможно; но мы можем приготовить себя к ней, — устроить дела зем­ные и приложить старание и попечение о душе своей. Освободившись от всех земных попечений, мы пригото­вим и облегчим душу свою покаянием, исповеданием гре­хов, освободимся от угрызений совести и прогоним от се­бя чрезмерный страх мучений и в Таинстве Причащения соединимся со Христом. Вследствие этого вселится в сердце наше упование на милость Божию, надежда безсмертного Царствия, отъемлющая печаль о разлучении с миром. Ничего не останется тогда скорбного и страшного, кроме подвига разлучения души с телом. Ангелы милостивые и светлые окружат тогда нас и далеко прогонят полки бе­совские. Они усладят горесть смерти, облегчат трудность ее, прогонят душевный страх, и, радуясь, возьмут душу нашу. Блажен тот, кто удостоится такой кончины, он ти­хо и кротко скажет с Давидом: В мире вкупе усну и по­чию (Пс. 4, 9)

Когда же — СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и по­чувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем — в Вечность. И как бы мы — не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей — ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен. Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во гре­хах и уготованы диаволу и бесам его. Это причинит нам страшные мучения, ужас и совер­шенное отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши и истязуя душу нашу, будут терзать нас. Наконец, душа наша в невыразимых мучениях разлучит­ся с телом, — похитится насильственно. Горе тому чело­веку, который таким образом окончит жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Да­вид сказал: Смерть грешников Люта (Пс. 33, 22).

Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников!

Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смер­ти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: крот­кою ли она придет к нам, или лютою и звер­скою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет как тать в нощи. Даст ли она нам некото­рое время на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для че­го же такая неизвестность, такое неведение о часе смер­тном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх — воздержание, а воздержание пресекает случай ко греху.

Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить — по Заповедям Божиим, которое бывает при­чиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестно­сти, — добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы — ИЗБЕГАТЬ греха, и, отстраняясь от пороков, более и более преуспевать в Добродетели. По­этому приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни, в этом преддверии Вечности.

Земная жизнь это непрестан­ная борьба между жизнью и смертью, и мы колеблемся между ними, постоянно уклоняясь то к той, то к другой. Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримою и величественною веч­ностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т. е. приготовление к вечности, будет для нас полезно.

Если хотите, чтобы у вас перестало болеть сердце, начните любить всем сердцем, радоваться за других, молиться за всех людей.

Мы живем в мире, где все перемешано, где хоть и заявлено технологическое владычество над материей, но люди ужасно страдают из-за Адамова непослушания, повторяющегося в каждом из нас и оборачивающегося немощью нашего естества и тленом смертным. Мы достигли сверхзвуковых скоростей, летали (время от времени) в космос, исчерпали ресурсы планеты, способны вместить миллионы книг в кибернетический спичечный коробок (называемый жестким диском), таращим глаза на звезды, сильно воображая о себе, изучаем динозавров с небывалой тоской по прошлому.

В то же время наша жизнь не становится лучше, хотя мы располагаем возможностями охватить всю ее с помощью интегратора или продлить неестественным образом. Наша жизнь не становится красивее, чем у наших предков, хоть и насыщена изображениями HD, 3D и т. д. Наше существование на этой земле не здоровее, чем у бабушек и дедушек, хотя достигнут громадный прогресс в генетике, фармацевтике и молекулярной биологии. Мы не стали ближе друг другу, хотя общаемся с экранов на расстоянии в тысячи километров.

Итак, таков тревожный парадокс нашей жизни: наука, прогресс, техника, скорость, информация не прибавляют нам блага, счастья, любви, близости - зачастую как раз наоборот.

Смотрел я недавно социологическое исследование Всемирной организации здравоохранения, касающееся заболеваемости на планете и смертности от болезней в разных странах. Я был поражен, увидев, что на первом месте в мире стоит такая причина неестественной смерти, как болезни сердца. На самом деле ни одна смерть не бывает естественной, в каком бы возрасте она ни произошла, - она вызывается тяжелой и необратимой дисфункцией, вынуждающей весь организм сдаться.

Почему же у людей сдает сердце? В чем скрытый смысл этой болезни? Конечно, исследователи и врачи начнут с внушительных объяснений насчет кардинального изменения образа жизни с активного на сидячий, когда ожирение, диабет, стрессы, химия, объединившись, порождают синдром, главным проявлением которого является дисфункция кровеносной системы, и отсутствуют варианты для жизненного мотора тела - сердца.

Пару недель назад оказался я в автосервисе рядом с молодым механиком, который неистово лупил по какой-то запчасти огромным молотом. Вам известно это ощущение. Грохот стоял оглушающий. Я, в промежутке между вскриками материи, проговорил:

У меня щемит сердце от этого шума.

Один из работающих там инженеров - человек очень сильной веры - сказал мне:

Знаете, почему все страдают от сердца в наши дни? Потому что страдают от своего криводушия, живут жизнью не такой, какую представляют себе, лгут своему сердцу каждый день, воображая себя добрыми, общительными, доброжелательными, трудолюбивыми, мягкими, цивилизованными, тогда как на самом деле все с точностью до наоборот. И сердце, которое ранят каждый день, обманывают постоянно, не выдерживает.

И тогда я понял исключительно важную правоту слов машинного лекаря. Жизнь человека, не имеющего деятельной и прочувствованной веры, - это вечная ложь: от деланной улыбки в адрес непокладистой соседки до выражения заинтересованности, изображаемого на заседаниях, от сосредоточенной мины в разговоре с начальником до изысканной любезности, оказываемой в лифте, от тысячи предубеждений, неприятий, привычек, идиосинкразий, автоматизмов, заученных наизусть, до покаянной позы в церкви, где ты на несколько минут или часов становишься человеком такой доброты, какой не существует за стенами храма и вдали от фресок со святыми.

Христос обусловил ви дение Бога чистотой сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» . Эта истина означает на самом деле свежесть внутренних ценностей, созидательную невинность, естественный реализм начал, верное служение естества (как делает это сердце), абсолютную искренность, открытость для мира других, настоящую любовь ко всем людям, слезы тоски по раю потерянному и ожидаемому.

Человек, чистый сердцем, не только видит свет повсюду, но и освещает мир внутри и вокруг себя, превращает ночь в свет, воду - в вино, нервы - в ревность по святости, жадность - в милосердие, плотскую любовь - в дарующую жизнь и жертвующую собой, смерть - в жизнь. Высшим образцом чистого сердца является Христос - вечное сердце человечества, которое из любви к людям дошло до ада, чтобы восстановить в человеке достоинство сына Божия.

Так что если хотите, чтобы у вас больше не болело сердце, начните любить всем сердцем, понимать немощи других, защищать слабых на вашем внутреннем суде, плакать о боли этого мира, радоваться благу другого, дарить от сердца тем, кто не имеет, молиться за всех людей. И единственным инфарктом, который вы перенесете, будет инфаркт смерти вашей, то есть распадение зла в вас и рассвет той жизни, где воздух, которым мы дышим, - это вечная любовь Бога.


Перевел с румынского Родион Шишков

Последние материалы раздела:

Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают
Что обозначают цифры в нумерологии Цифры что они означают

В основе всей системы нумерологии лежат однозначные цифры от 1 до 9, за исключением двухзначных чисел с особым значением. Поэтому, сделать все...

Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах
Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты Святителя николая на трех горах

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм...

Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь
Дмитрий Волхов: как увидеть свое будущее в воде Как гадать на воде на любовь

Гадание на свечах и воде относится к древним ритуалам. Не все знают, что вода это мощная и загадочная субстанция. Она способна впитывать...